Лурия а. р
Содержание:
- Концепция трех структурно-функциональных блоков головного мозга
- Два полушария: единство и противоположность
- Нейролингвистика и ее связи с психологией в наследии А. Лурии
- Биография
- Личная жизнь
- Воспоминания о А.Р. Лурия Л.И. Солнцевой
- Семья
- Детство и юность
- Биография
- Научная деятельность
- А. Р. Лурия – исследователь социальной психологии
Концепция трех структурно-функциональных блоков головного мозга
Головной мозг человека – это сложная высокоорганизованная система. Высшая нервная деятельность осуществляется благодаря интеграции трех блоков головного мозга. Каждый блок – звено в цепи единого процесса. Нарушение каждой из структурных единиц приводит к сбою и патологическим изменениям. Любая разновидность психической деятельности возможна при последовательном включении трех функционально-структурных блоков:
- Первый несет ответственность за активацию мозговых структур в состоянии бодрствования.
- Второй перерабатывает информационный поток из внешней среды и хранит полученные данные.
- Третий блок отвечает за планирование предполагаемых действий, регулирует и контролирует психическую деятельность.
Благодаря блокам головной мозг человека функционирует как единая интегральная система, которая превосходит по эффективности самый совершенный компьютер.
Все звенья перечисленной функциональной системы пластичны и взаимозаменяемы. На формирование связей между ними оказывают влияние как внутренние, так и внешние факторы. Интегральная система головного мозга не несет на себе печать детерминированности, это расширяет возможности педагогики и медицины.
Два полушария: единство и противоположность
Головной мозг функционирует как единая система двух полушарий. Правая и левая половины большого мозга выполняют разные задачи, но воспроизведение психических функций невозможно при изолированной их работе. Расщепленный мозг неполноценен, при патоморфологических и функциональных изменениях в них развиваются патологические расстройства.
Левое полушарие отвечает за логику и математические способности. Центр речи обусловливает понимание и воспроизведение речевых конструкций, его работа обеспечивает общение людей между собой, передачу опыта и знаний. Нарушение работы соответствующей части левого полушария вызывает афазию. Расстройство приводит к нарушению воспроизведения речи и понимания ее смысла.
Правая часть большого мозга несет ответственность за ассоциативную деятельность, творческие способности, интуицию. Человек с правополушарной активностью проявляет интерес к музыке, поэзии и живописи.
Нейролингвистика и ее связи с психологией в наследии А. Лурии
Как опосредуются высшие психические функции через семиотические знаки, включая речь? Ряд работ А. Лурии в данной отрасли выявил, что формирование речи изменяет строение базовых психических процессов; речетворчество – путь к осознанию и произвольной их координации. Характерно, что и современная психология активно применяет этот принцип: сегодня для практикующих психологов общим местом стал тезис о том, что речь клиента – это путь к пониманию его модели мира. Изменение речи – путь к изменению поведенческих стратегий.
А. Р. Лурия занимался вопросами речи с точки зрения нарушений и доказал, что разновидности речевого регулирования движения (запуск, торможение, неспецифическое, семантическое регулирование) формируются в разном возрасте по-разному. Если с момента рождения ребенка доминируют аффекты, то с ходом времени вначале появляется способность к наглядно-предметным действиям, и лишь затем они обретают абстрактно-логический характер.
Получается, что развитие сознания связано с углублением понимания семантики лексем, с развитием способности понимать абстрактные понятия. Важным выводом А. Лурии стало и то, что ассоциации – более позднее образование, по сравнению с предикативными ответами. На ранних этапах речь нацелена на предмет и означает предмет (это знают все, у кого маленькие дети: мы обучаем их вначале номинации объектов на первичном уровне овладения речью, и только потом идут обозначения аффектов, освоение понятий, которые незнакомы ребенку в конкретном освоении и личном эмпирическом опыте).
Принцип системности высших психических функций – основополагающий для учения Лурии, и исследованию ее закономерностей на основе нормы и патологии были посвящены многие работы ученого.
Поскольку сознание трактовалось ученым в качестве главной методологической проблемы психологической науки, изучение разных форм сознательной психической деятельности стало базовым направлением его работ. Сознание Лурия тесно связывал с языком.
А. Лурия создал ряд разработок для отечественной дефектологии. Он исследовал умственно отсталых детей с разными диагнозами и выявлял в каждом случае искажение процессов оформления и реализации высших психических функций, отвечающих за речетворчество .
С точки зрения психофизиологии исследователя интересовали моторные возможности глазодвигательной системы. Он вывел ряд закономерностей, касающихся этого феномена.
Говоря об А. Р. Лурии, невозможно не признать разносторонность его научных исследований и фундаментальность выводов. Он практически создал новую область знания – нейропсихологию, углубил знания в общей психологии, психологии развития, дефектологии, психофизиологии. Работы А. Р. Лурии стали шагом вперед в разработке базовых общепсихологических концепций, которые актуальны и сегодня. Особое уважение вызывает междисциплинарный характер его исследовательских работ: Лурия рассматривал все области психологического знания как единое целое, и такой подход не раз доказал свою эффективность. Сегодня его работы стали подлинной классикой психологии, нейропсихологии, психолингвистики и интересны даже мало подготовленному читателю, интересующемуся различными аспектами психологии.
Литература:
- 1. Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти. Электронный ресурс: Режим доступа: http://knigosite.org/library/read/19337. дата доступа: 19.03.2018.
- 2. Лурия А. Р. О месте психологии в ряду социальных и биологических наук. — Вопросы психологии, 1977. №9.
- 3. Лурия A.Р. Язык и сознание: Электронный ресурс: Режим доступа: https://www.libfox.ru/369427-aleksandr-luriya-yazyk-i-soznanie.html. Дата доступа: 17. 03. 2018.
Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна
- Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
- Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
- Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate
Биография
Могила Р. А. Лурии на Новодевичьем кладбище Москвы.
Родился в Брест-Литовске, был пятым ребёнком в семье учителя городского училища Авеля Лурии и его жены Аннет Лурии. У него были старшие братья Леон, Григорий, Матвей (Макс) и сестра Елизавета. В шестилетнем возрасте остался без матери. Учился в виленской прогимназии, затем с третьего класса в гимназии в Новгороде-Северском (Черниговская губерния), куда после смерти отца переехал с семьёй сестры. Здесь же познакомился с будущей женой — дочерью местного часовщика Вигдора Хаскина. После окончания гимназии в 1892 году поступил на медицинский факультет Казанского Императорского университета.
Окончил в 1897 году медицинский факультет Казанского университета с отличием, затем работал земским врачом в Буинском земстве Симбирской губернии (1897—1899) и в физиологической лаборатории под руководством Н. А. Миславского. В конце 1899 года принят на должность сверхштатного ординатора губернской земской больницы в Казани. Специализировался также у профессора Н. А. Засецкого. В 1902 году защитил диссертацию по теме «О роли чувствительных нервов диафрагмы в иннервации дыхания» (опубликована отдельной книгой).
Работал экстерном Казанской губернской земской больницы, преподавателем Казанской фельдшерской школы (с 1899 года), сверхштатным ординатором и ассистентом кафедры факультетской терапии Казанского университета. Служил врачом в действующей армии во время Русско-японской и Первой мировой войн: в 1904 году — младшим ординатором полевого подвижного госпиталя Третьей маньчжурской армии (в мае 1905 года награждён орденом Святой Анны III степени с мечами, в октябре — орденом Святого Станислава с мечами), в августе 1914 года — старшим врачом 94-го пехотного запасного полка, в 1917 году — старшим ординатором запасного эвакогоспиталя № 93. В годы Первой мировой войны вместе с адвокатом Блаттом руководил казанским отделением Комитета помощи евреям России под эгидой «Джойнта».
В 1917 году избран членом первой коллегии Губздрава, затем Наркомздрава ТАССР. В 1919—1921 годах был заместителем председателя чрезкомтифа (органа по борьбе с сыпным и возвратным тифами), членом комиссии по улучшению быта учёных (ТАТКУБУ).
В 1920 году вошёл в инициативную группу по организации Казанского клинического института (с 1925 года Государственный институт для усовершенствования врачей имени В. И. Ленина, ныне Казанская государственная медицинская академия), в течение 10 лет был первым директором этого института (1920—1930), а также заведовал кафедрой внутренних болезней. В 1927 году к 30-летию врачебной деятельности А. Р. Лурии Наркомат здравоохранения РСФСР принял постановление о наименовании терапевтической клиники его именем и учреждении в институте трёх стипендий его имени «для врачей-специалистов из национальностей Поволжья». Жил и принимал больных в квартире на Большой Проломной улице.
По инициативе Р. А. Лурии и при его активном участии в 1930 году в Москве был создан Центральный институт усовершенствования врачей, первую терапевтическую кафедру которого он возглавлял в течение почти 15 лет; был заместителем директора по научно-учебной работе института. В 1930—1932 годах одновременно — заведующий кафедрой терапии санитарно-гигиенического факультета 1-го Московского медицинского института.
Был членом редколлегии журналов «Казанский медицинский журнал», «Врачебное дело», «Терапевтический архив», основателем и ответственным редактором журнала «Советская медицина» (органа Наркомата здравоохранения СССР). Награждён орденом Трудового Красного Знамени.
Разработал методику лечения эксудативного плеврита пункцией (1914), психологическую концепцию «внутренней динамики заболевания», опубликовал работы по поражениям системы органов пищеварения при сифилисе, малярии и других заболеваниях, вопросам ятрогении, алиментарной дистрофии, психосоматических расстройств, нозологическую классификации малярии и хронических гастритов.
В 2010 году в Казанской медицинской академии учреждена премия имени профессора Р. А. Лурии, её первого ректора, за лучшую научную работу по актуальным проблемам медицины для молодых учёных вуза. В 2014 году в музее Казанской медицинской академии была организована и проведена расширенная выставка, посвящённая 140-летию со дня рождения её первого ректора Р. А. Лурии.
Личная жизнь
В молодости Александр дружил с Сергеем Эйзенштейном. Автор «Броненосца Потемкина» консультировался с ученым по вопросам психоэмоционального воздействия видеоряда на зрителей. Невропатолог любил элегантно одеваться и дарить подарки родственникам и коллегам. С юношеских лет и до старости Лурия увлекался любительским фото.
Александр Лурия в последние годы
Первая жена Лурии Вера Благовидова — актриса травести, переехавшая вместе с психологом из Казани в Москву и служившая в Камерном театре Таирова. В 1931 году она полюбила другого мужчину и ушла от Александра.
Счастье и покой в личной жизни Лурия нашел со второй женой — микробиологом Ланой Пименовной Линчиной, с которой прожил 44 года, пока смерть не разлучила супругов. Лана родила Александру единственную дочь Лену, впоследствии ставшую ученым-биологом и занимавшуюся исследованием клеток мозга.
Исследователь памяти Лурия быстро запоминал иностранные слова — владел немецким, английским, французским и фарси, мог объясниться на грузинском и узбекском языках. Когда в период оттепели ученый получил возможность выезжать на международные форумы, из-за рубежа Александр Романович привозил детективы, не издававшиеся в СССР, и читал их в подлиннике.
Воспоминания о А.Р. Лурия Л.И. Солнцевой
…Удивительная теплота отношений к начинающим психологам была характерна для Бориса Михайловича Теплова. Несмотря на то, что он был заместителем директора Института психологии, мы, студенты, в любое время могли прийти к нему за консультацией, и он никогда не отказывал. Эта же черта была у всех наших профессоров – Александра Владимировича Запорожца, Петра Яковлевича Гальперина, Александра Романовича Лурии. Встречи с такими людьми учили нас не только психологии, но и жизни.
Вспоминается такой эпизод…
Зимняя сессия пятого курса у нас была очень тяжёлой – мы должны были сдавать экзамен по истории философии ленинско-сталинского периода, когда от нас требовалось четкое знание произведений Ленина и Сталина, истории их создания, цитирование основных идей. Вторым трудоёмким экзаменом была история психологии. Учебников по истории психологии не было, и мы должны были заниматься по первоисточникам. Третий экзамен был патопсихология. И вот мы, группа студентов из шести человек (И.В. Равич-Щерба, Э.А. Фарапонова, Т.К. Мухина, А.И. Мещеряков, И.В. Жуков и я), обратились к А.Р. Лурии с просьбой принять у нас экзамен досрочно, чтобы освободить себе время для подготовки к экзаменам по истории философии и психологии. Александр Романович выслушал нас и сказал: «Значит, Вы считаете, что знаете предмет лучше, чем другие. Хорошо, приходите ко мне домой». Мы, конечно, струсили, но отступать было некуда, и в назначенный день и час мы сидели в его квартире на улице Фрунзе в большой проходной комнате вокруг круглого стола у окна. Он сел с нами рядом, как бы завершая круг. И начался экзамен. Эту встречу и этот экзамен мы запомнили на всю жизнь и не только потому, что он был необычным, а и потому, что получили радость от этого экзамена. Весь секрет заключался в том, что он задал нам всего шесть вопросов, по одному на каждого, но каждый из нас отвечал на все шесть вопросов последовательно – сначала первым, потом вторым и, наконец, шестым, добавляя или углубляя ответ предыдущего товарища. Когда экзамен кончился, он сказал: «Я вижу, что кое-чему вас научил». Удовлетворение от этого экзамена не забывается еще и потому, что Александр Романович проявил уважение к нам, начинающим психологам, предъявляя высокие и жёсткие требования к нашим знаниям.
А.Р. Лурия особенно запомнился нам и потому, что первым показал значение прикладной психологии, и это понимание осталось на всю жизнь.
Семья
- Жена — Евгения Викторовна Лурия (в девичестве Хаскина, 1875—1951), зубной врач, выпускница высших зубоврачебных женских курсов в Варшаве.
- Сын — Александр Романович Лурия (1902—1977), советский психолог, основатель нейропсихологии.
- Дочь — Лидия Романовна Лурия (1908—1991), врач-психиатр, кандидат медицинских наук (её дочь — Ирина Юрьевна Сукальская, род. 1931, врач-психиатр). Вторым браком была замужем за замнаркома НК совхозов СССР, начальником главного управления НК земледелия Михаилом Григорьевичем Герчиковым (1895—1937). Репрессирована как член семьи изменника Родины после расстрела мужа.
- Брат — Матвей Альбертович Лурия, зубной врач, управляющий Томским окружным представительством Петербургского генерального общества страхования жизни и пожизненных доходов, учёный еврей Томской «Каменной синагоги», один из учредителей и руководителей (в 1909 году казначей, в 1917 году председатель) томского отделения Общества для распространения просвещения между евреями в России.
Детство и юность
Александр родился в 1902 году в Казани в семье врача. У отца мальчика — единственного в городе — имелся аппарат, позволявший делать рентгеновские снимки. Младшая сестра Саши Лида в 30-х годах 20-го века пострадала от сталинских репрессий.
Александр Лурия в молодости
Гимназию Александр окончил с серебряной медалью, а затем был Казанский университет, «покоренный» в 19 лет. Психология заинтересовала юношу не сразу, сначала «наука о человеческой душе» показалась Саше оторванной от жизни.
На формирование Лурии-психолога большое влияние оказали знакомство с Львом Выготским и исследования Зигмунда Фрейда. В Казанском университете Александр создал кружок психоанализа, сообщил об этом австрийскому ученому и, как ни удивительно, получил от Фрейда одобряющее ответное письмо.
Биография
Александр Лурия родился в Казани старшим ребёнком в интеллигентной еврейской семье. Его отец — известный терапевт, впоследствии профессор Роман Альбертович Лурия — занимался частной медицинской практикой; мать — Евгения Викторовна Лурия (урождённая Хаскина, 1875—1951) — была зубным врачом. Окончил Казанский университет (1921) и 1-й Московский медицинский институт (1937).
В 1921—1934 гг. — на научной и педагогической работе в Казани, Москве, Харькове. С 1922 по 1930 годы — член Русского психоаналитического общества. В 1931—1934 руководил Сектором психологии в Украинской Психоневрологической Академии в Харькове и фактически инициировал начало собственно психологических исследований в Советской Украине. С 1933 года работал в научно-исследовательских и учебных учреждениях Москвы, таких, как Медико-биологический институт (в 1935 г. переименован в Медико-генетический институт им. М. Горького), Всесоюзный институт экспериментальной медицины, Московский государственный педагогический дефектологический институт, Научно-практический институт специальных школ и детских домов Наркомпроса РСФСР (с 1929 по 1934 годы — Экспериментальный дефектологический институт) и Институт нейрохирургии имени академика Н. Н. Бурденко.
В довоенный период был активным участником международного научного процесса и активнейшим инициатором сближения советских и германо-американских исследователей гештальт-психологов. В 1940 Лурия должен был читать цикл из трёх лекций по приглашению Нью-Йоркской Академии медицины (так называемые The Thomas W. Salmon Lectures, ), но реализации этих планов помешало начало Второй мировой войны.
В июне 1941 года началась Великая Отечественная война, и уже с августа этого же года Лурия был назначен руководителем крупного нейрохирургического эвакогоспиталя на 400—500 коек № 3120 в посёлке Кисегач Челябинской области. В годы войны Лурия и группа его сотрудников (около 30 человек) организовали серию исследований и реабилитационную практику раненых с травмами головы, в частности, инновационную реабилитацию посредством трудотерапии. Среди сотрудников Лурия того времени называют целый ряд специалистов психологов, психоневрологов и психиатров, таких как С. Г. Геллерштейн, Ф. В. Бассин, Б. В. Зейгарник, С. Я. Рубинштейн, А. В. Запорожец (в конце 1942 — начале 1943 переехал налаживать работу в другом госпитале), Э. С. Бейн, О. П. Кауфман, В. М. Коган, Э. А. Коробкова, а тж. невропатологи А. К. Фохт, Л. Б. Перельман, нейрохирург Н. П. Игнатьев, физиолог Л. С. Юсевич.
В октябре 1944 года Лурия переехал в Москву, хотя и продолжал руководить работой госпиталя до ноября 1944 года. За научно-практическую работу в годы войны Лурия был награждён Орденом Трудового Красного Знамени.
С конца 1944 года — сотрудник Института нейрохирургии АМН СССР им. Н. Н. Бурденко.
С 1945 года — профессор МГУ. Заведующий кафедрой нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ (1966—1977). В течение более чем 50-летней научной работы А. Р. Лурия внёс важный вклад в развитие различных областей психологии таких как психолингвистика, психофизиология, детская психология, этнопсихология и др.
Лурия — основатель и главный редактор «Докладов АПН РСФСР» — издания, в котором начали свои публикации представители ряда как психологических, так и гуманитарных направлений (Московский логический кружок) послевоенной мысли в России и СССР.
Научная деятельность
Следуя идеям Л. С. Выготского, Лурия разрабатывал культурно-историческую концепцию развития психики, участвовал в создании теории деятельности. На этой основе развивал идею системного строения высших психических функций, их изменчивости, пластичности, подчёркивая прижизненный характер их формирования, их реализации в различных видах деятельности. Исследовал взаимоотношения наследственности и воспитания в психическом развитии. Использовав традиционно применявшийся с этой целью близнецовый метод, внёс в него существенные изменения, проводя экспериментально-генетическое изучение развития детей в условиях целенаправленного формирования психических функций у одного из близнецов. Показал, что соматические признаки в значительной степени обусловлены генетически, элементарные психические функции (например, зрительная память) — в меньшей степени. А для формирования высших психических процессов (понятийное мышление, осмысленное восприятие и др.) решающее значение имеют условия воспитания.
В области дефектологии развивал объективные методы исследования аномальных детей
Результаты комплексного клинико-физиологического изучения детей с различными формами умственной отсталости послужили основанием для их классификации, имеющей важное значение для педагогической и медицинской практики.. Внес вклад в создание нового научного направления — нейропсихологию, ныне выделившуюся в специальную отрасль психологической науки и получившую международное признание
Начало развития нейропсихологии было положено исследованиями мозговых механизмов у больных с локальными поражениями мозга, в частности в результате ранения. Разработал новый подход к проблеме локализации высших психических функций. В соответствии с ним «высшие психические функции как сложные функциональные системы не могут быть локализованы в узких зонах мозговой коры или в изолированных клеточных группах, а должны охватывать сложные системы совместно работающих зон, каждая из которых вносит свой вклад в осуществление сложных психических процессов и которые могут располагаться в совершенно различных, иногда далеко отстоящих друг от друга участках мозга» («Основы нейропсихологии» Гл. 2., П. 3). Сформулировал основные принципы динамической локализации психических процессов, создал классификацию афазических расстройств и описал ранее неизвестные формы нарушений речи, изучал роль лобных долей головного мозга в регуляции психических процессов, мозговые механизмы памяти.
Внес вклад в создание нового научного направления — нейропсихологию, ныне выделившуюся в специальную отрасль психологической науки и получившую международное признание. Начало развития нейропсихологии было положено исследованиями мозговых механизмов у больных с локальными поражениями мозга, в частности в результате ранения. Разработал новый подход к проблеме локализации высших психических функций. В соответствии с ним «высшие психические функции как сложные функциональные системы не могут быть локализованы в узких зонах мозговой коры или в изолированных клеточных группах, а должны охватывать сложные системы совместно работающих зон, каждая из которых вносит свой вклад в осуществление сложных психических процессов и которые могут располагаться в совершенно различных, иногда далеко отстоящих друг от друга участках мозга» («Основы нейропсихологии» Гл. 2., П. 3). Сформулировал основные принципы динамической локализации психических процессов, создал классификацию афазических расстройств и описал ранее неизвестные формы нарушений речи, изучал роль лобных долей головного мозга в регуляции психических процессов, мозговые механизмы памяти.
Способ выявления «аффективных следов преступления», предложенный Лурия, стал предвестником созданных позже «детекторов лжи».
Лурия имел высокий международный авторитет, являлся иностранным членом Национальной академии наук США (1968), Американской академии наук и искусств, Американской академии педагогики, а также почётным членом ряда зарубежных психологических обществ (британского, французского, швейцарского, испанского и др.). Он был почётным доктором ряда университетов: г. Лейстера (Англия), Люблина (Польша), Брюсселя (фр.) (Бельгия), Тампере (Финляндия) и др. Многие его работы переведены и изданы за рубежом. Лурия часто и с уважением упоминается в работах английского невропатолога Оливера Сакса, с которым он вёл многолетнюю переписку.
Лауреат премии имени М. В. Ломоносова I степени (1967) за труды по нейропсихологии.
А. Р. Лурия – исследователь социальной психологии
Предметом его размышлений оказались вопросы влияния средовых факторов на психическое развитие и функционирование, в частности, на процессы познания. Лурии удалось доказать, что средовый фактор обусловливает как содержательную сторону, так и структуру процессов психики. Ученый считал, что невозможно строго дифференцировать генетически заложенное и приобретенное в ходе социализации, эти факторы тесно связаны между собой .
При этом социальные аспекты задействуют биологический уровень и стимулируют оформление уникальных образований, позволяющих реализовать высшие формы активности психики. Лурия исследовал монозиготных и дизиготных близнецов для того, чтобы выявить степень влияния генетических и социальных аспектов. Как было доказано, с взрослением воздействие социальных аспектов усиливается. Такой эксперимент был в первый раз проведен в Советской России.