Школа саммерхилл

Литература

  • Александр Нилл. Школа Саммерхилл — воспитание свободой. — М.: АСТ, 2014. — ISBN 978-5-17-083238-5
  • Summerhill and A.S. Neill (неопр.) / Mark Vaughn. — ISBN 0-335-21913-6. — A compilation of old & new writings from Mark Vaughan, Tim Brighouse, A. S. Neill, Zoë Neill Readhead and Ian Stronach
  • Matthew Appleton. Summerhill School: A Free Range Childhood (англ.). — ISBN 1-885580-02-9. — A recent first-hand account of life as a member of staff at Summerhill
  • A. S. Neill. Summerhill (неопр.). — ISBN 0-14-020940-9. — a book about the school and its philosophy, by the school’s founder
  • various authors. Summerhill: For And Against (неопр.). — ISBN 0-207-12633-X. — A collection of essays, arguing both in favour and against the school’s approach
  • Jonathan Croall. Neill of Summerhill: The Permanent Rebel (неопр.). — ISBN 0-7100-9300-4. — This is mainly a biography of Neill but of course has plenty of material about the school and Neill’s ideas
  • J. F. Saffange, Peter Lang. Libres regards sur Summerhill. L’oeuvre pédagogique de A-S Neill (фр.). — ISBN 3-261-04017-3.

Экскурсия по школе Саммерхилл

Всего в Саммерхилле 80 учеников, половину контингента которых составляют дети из других стран: России, Китая, Бразилии, Америки и других.

Для того, чтобы попасть в школу, необходимо заполнить анкету на сайте, а затем пройти собеседование. При этом, знание английского языка — не является обязательным требованием.

Ученики делятся на три группы в зависимости от возраста:

  • от пяти до семи лет
  • от семи до одиннадцати,
  • от одиннадцати до шестнадцати.

Саммерхилл — частная школа, поэтому обучение в ней платное. Один семестр стоит порядка 1500 английских фунтов, если ученик живет не в школе, и более 2500 фунтов стоит пребывание в школе в режиме полного пансиона.

Свобода проявляется абсолютно  во всем. Если ученик вместо занятий выбирает развлечение по душе (компьютерные игры, просмотр телевизора и прочее), то ему никто не сделает замечания. Более того, родителям не расскажут о «прогулах», сохраняя право на неприкосновенность частной жизни учеников.

Педагоги руководствуются психологическим объяснением: если у родителей налажены отношения с ребенком, то он сам придет к матери или отцу и поведает о своих пропусках.

При этом, если ребенок ставит, например, компьютерные игры превыше занятий по философии, то рано или поздно ему наскучат виртуальные бродилки, и он придет на занятия по собственному желанию. Причем придет на то занятие, которое ему действительно интересно и освоит годичный курс за две недели просто потому, что ему это ИНТЕРЕСНО.

Если занятие не вызвало отклика, то он может спокойно встать и покинуть класс до окончания урока и больше не возвращаться. Учителям это добавляет мотивации.

Никаких возрастных ограничений в предметах нет. Ребенок, по нашим российским меркам дошкольного возраста, может записаться на урок физики или психологии и попробовать свои силы в их изучении.

Свобода касается не только выбора предметов, но и обычаев, установленных в школе. Правила пребывания в Саммерхилле устанавливаются на еженедельных собраниях, проводимых по субботам. Выбор или отмена правила происходят согласно мнению большинства. Дети также принимают участие в голосовании. Вообще, термина «дети» в Саммерхиле нет. Все равны: учители, ученики, маленькие дети, большие дети.

Идеология

Школа Саммерхилл представляет собой демократическое сообщество: все вопросы, касающиеся управления школой, решаются на школьных собраниях, на которых присутствуют все ученики и работники школы, при этом каждый имеет равный голос. Эти собрания, фактически, являются законодательным и судебным органом школы. Все члены сообщества — школы Саммерхилл — могут поступать, как им заблагорассудится, пока их действия не наносят никакого вреда другим лицам, в соответствии с принципом Нила «Свобода, а не вседозволенность». В школе Саммерхилл учащиеся сами выбирают, какие уроки им посещать. Кроме того, здесь отсутствует какая-либо система оценивания. При прогуливании уроков никакое наказание не несется.

Альтернативное обучение: российский опыт

В России опыт Саммерхилла только-только начинает завоевывать сердца родителей и педагогов. Все больше мнений высказывается за семейное обучение. Мы доросли до того уровня, когда не боимся признать порой «несостоятельность» классической школы и предпочитаем оставлять ребенка дома, контролируя лично учебный процесс.

Российский аналог Саммерхилла — это школа-парк, которая объединяет различные кружки и студии. «Пионером» в этом плане стала Школа-Парк в Екатеринбурге, основанная Милославом Балабаном. Принципы школы созвучны Саммерхиллу: отказ от оценок, одновозрастных учебных групп и обязательных занятий. Лучший документ об образовании — не табель с оценками, а портфель с отзывами всех учителей об успехах ученика.

В Москве действует НПО «Школа Самоопределения» А.Н. Тубельского, которая стала инициатором организации Ассоциации демократических школ, пронизанных духом свободы Саммерхилла.

Первые попытки предоставить свободу ученикам делает Оренбург. Демократическая школа «Берег Мечты» объединяет учеников, находящихся на семейной форме обучения, и их родителей, заинтересованных в индивидуальном подходе к обучению.

Положительные результаты апробации образовательной системы «Школа-парк» позволили включить ее в Федеральную программу развития образования по направлению «Авторские экспериментальные школы».

Автор — Даниленко Мария.

История

Разочаровавшись в традиционных методах обучения, проработав несколько лет школьным учителем, в году Александр Нилл основывает свою школу, изначально располагавшуюся в Германии (близ Дрездена) и позже переехавшую в Австрию (1921-1923 гг.). Нетрадиционные методы обучения вызывали недовольство местной католической общины и властей, вследствие чего школа была закрыта.

Вместе со своей первой женой Лилиан Нойстаттер (нем. Neustatter) в году Нилл переезжает в Англию, где основывает на берегу Ла-Манша Саммерхилл и начинает обучение с 5 учениками. В году школа покидает обжитое место, но, сохранив своё прежнее название, окончательно обосновывается в Лейстоне (графство Саффолк), где существует до сих пор.

Во время Второй мировой войны школа была эвакуирована, здание Саммерхилла передано под нужды армии. В апреле года заболела и умерла мисс Линс (прозвище первой жены Нилла в Саммерхиле). После войны коллектив возвращается в полуразрушенное здание Саммерхилла, для восстановления которого понадобилось несколько лет.

В конце 50-х гг книги Нилла становятся хитом в США и начинают издаваться в других странах, школа стала становиться популярной, и количество учеников заметно вырастает (в 1968 году учатся 2 скандинава и 44 американца). У школы появились сторонники и противники, которые часто наведывались на экскурсии и проверки.

Александр Нилл бессменно руководил школой до своей смерти в 1973 году, также преподавал уроки алгебры, геометрии и металлообработки. С по 1985 годы руководство приняла на себя вторая жена Нилла Эне Вуд Нилл (работала в Саммерхилле поваром и домоуправителем с времён Второй мировой войны), а с года по настоящее время директором школы является их дочь Зоя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector