Кризисная психология
Содержание:
Основные виды
Таблица возрастных кризисов в психологии:
Название
Период
Описание
Новорожденности
С 0 до 12 месяцев
Обусловлен резкими изменениями в жизни малыша. Меняется окружающая обстановка, питание. Кризис помогает ребенку привыкнуть к новым жизненным условиям.
1 года
В 1 год
Возникает на фоне увеличения потребностей ребенка, роста его возможностей. Главное достижение переходного периода — развитие речи.
3 лет
В 3 года
Сложный период в жизни ребенка. Малыш начинает осознавать личное Я, отделяется от взрослых, старается установить с ними серьезные отношения.
7 лет
Может начаться не только в 7, но и в 6, 8 лет
Ребенок открывает новую социальную позицию — он становится школьником. Происходит переоценка ценностей, меняются взгляды, появляется множество новых знакомств.
Пубертатный
С 11 до 16 лет
Обуславливается половым созреванием. Активируется выработка различных гормонов, происходит активное физиологическое и физическое развитие. Эмоциональный фон становится нестабильным. Чаще пубертатный кризис затягивается на долгие месяцы, может привести к развитию психологических нарушений.
Юности
С 16 до 18 лет
После окончания школы подросток переходит к взрослой жизни. Некоторых пугает взросление, они ищут любые способы продолжения обучения. Малая часть бывших учеников отправляется на работу, чтобы опробовать что-то новое.
Молодости
С 20 до 30 лет
Обуславливается становлением человека в обществе. Он находит работу, меняет жилье, начинает любовные отношения.
Зрелости
С 33 до 35 лет
Происходит анализ собственных достижений, успехов за прошедшие этапы жизни. Характер кризиса зависит от того, чего добился человек за сознательную жизнь.
Среднего возраста
С 45 до 55 лет
В этом возрасте у человека кончается запас сил, ослабевает здоровье, возрастает разрыв с детьми
Этот период часто сопровождается затяжными депрессиями.
Поздней зрелости
С 55 до 65 лет
Состояние стабилизируется, человек начинает больше думать о духовном, не обращает внимание на физическое положение. Постепенно субъект прекращает работать, занимается анализом прошедших лет.
Ранней старости
С 66 до 67 лет
На этом жизненном этапе возникает кризис связанный с переживаниями за прожитую жизнь
Если он смог добиться больших высот, кризисная ситуация не доставит много негативных переживаний.
Кризис трех лет
Последний вид — кризис старости. Человек смиряется с приближающейся смертью, не обращает внимания на здоровье.
Детские кризисы и периоды становления личности ребенка
На основе трудов советских психологов можно сделать вывод о периодичности развития ребенка и временных кризисах.
Новорожденность
Первый в жизни ребенка кризис который приводит от эмбрионального периода к младенческому возрасту. В этот период происходят важные физические изменения: перестройка питания, дыхания, знакомство с окружающей средой. При этом у младенца появляется множество внешних раздражителей, уязвимость иммунитета и обособленность от матери. Центральная нервная система начинает усиленно развиваться, при этом ребенок большое количество времени проводит во сне.
Первый год
Период, когда ребенок учится воспринимать окружающий мир. В этот год ребенок начинает ходить и произносит первые слова. По мнению психологов, именно ходьба становится катализатором изменения отношения к внешнему миру. Ему все интересно, поэтому новые предметы, которыми пользуются взрослые, становятся притягательными.
Помимо физических изменений ребенок начинает проявлять собственный характер в отношениях со взрослыми. Это стремление к независимости проявляется в упрямстве, агрессии и обидчивости.
Третий год
Период, когда ребенок переходит к раннему детству и начинает воспринимать себя в качестве самостоятельной личности. Именно в этот период маленький человек проявляет:
- негативизм,
- упрямство,
- строптивость,
- своеволие,
- деспотизм,
- протест,
- обесценивание.
Ребенок владеет базовыми физическими способностями. Он видит, слышит, ходит, разговаривает. Поэтому он начинает меньше зависеть от родителей и больше проявляет свое Я. В этот период может начаться кризис взаимоотношений в семье, если родители проявляют авторитарные методы воспитания, наказывают и ругают ребенка за малейшую провинность.
Кризис может протекать незаметно для ребенка и для окружающего мира.
Седьмой год
Этот кризис обусловлен переходом ребенка от детства к школьному периоду. Ребенок теряет часть своей наивности и непосредственности, при этом начинает копировать поведение взрослых. Он уверен, что теперь взрослый и может поступать так, как считает нужным. Повышается уровень противостояния и протеста ребенка.
В первом классе маленькая личность в первый раз становится объектом учебной деятельности. Все дети хотят пойти в школу, но не все хотят учиться. Находясь в социуме, где нет родителей, но появляется новый авторитет учитель, ребенок подвержен внешним социальным факторам. Проявляя протест дома, ребенок слушается учителя, желая стать взрослым.
Предподростковый кризис
В возрасте 9-11 лет у ребенка могут проявляться первые признаки переходного возраста. Они могут быть не явно выражены. При этом маленький человек начинает по-новому воспринимать окружающий мир, поступки взрослых и события вокруг.
Кризис 12-15 лет
Этот период часто называю пубертатным периодом или переходным возрастом. Кризис может затянуться на несколько лет, так как именно здесь связаны физические и психологические изменения. К физическим можно отнести гормональный рост: мальчики и девочки наблюдают у себя внешние признаки взросления. Психологические — это становление характера, попытка найти свое место в обществе, завоевать авторитет и стать независимым от родителей.
Кризис может протекать с позитивными и негативными проявлениями.
Ребенок, считая себя взрослым, участвует в делах родителей, учителей, помогает им на работе и дома, проявляет общественную активность — все это является позитивными проявлениями.
Негативные проявления — это желание показать свое Я. Оно может привести не только к активным протестам, но и асоциальному поведению: школьным дракам, принципиальным протестам, употреблению наркотиков и алкоголя. Так даже дети известных личностей в пубертатный период попадали в полицию, пробовали наркотики или вели асоциальный образ жизни.
Пубертатный период отражен не только в трудах известных психологов. Многие писатели, кинематографисты, музыканты и художники воплотили кризис переходного возраста в своих произведениях.
4-шаговая методика реагирования на кризисные ситуации
1. ПРИЗНАНИЕ – того, что травмирующее событие произошло, и это может каким-то образом изменить вашу жизнь.
2. ПРИНЯТИЕ – того, что ваша жизнь изменилась, или изменится – в той или иной степени, сильно или незначительно – и тем способом, который вы могли или не имели возможности предвидеть – вследствие этого события.
3. ПОЗВОЛИТЬ себе или кому-то еще, кого затрагивает данное событие, переживать его с той интенсивностью, которая является естественной для этого человека.
Вы не можете заставить себя или других перестроиться со скоростью, которая для них невозможна.
Позволить себе взять тайм-аут и обратиться к поискам поддержки – также важные шаги в движении вперед. Нет ничего постыдного в том, чтобы признаться, что вам нужно время и помощь в преодолении травмирующих событий или их последствий, день, неделю или месяцы спустя.
Напомните себе, что любая реакция, какую бы вы ни испытывали – это ваша собственная НОРМАЛЬНАЯ реакция на ненормальные и непредвиденные события.
Работники экстренных служб, врачи, военнослужащие и т.п. тратят большое количество времени, практикуясь в эффективном реагировании на кризисные ситуации.
В отличие от них, большинство людей не имеют возможности провести «генеральную репетицию» кризисных событий, который могут возникнуть в их жизни.
Поэтому нормально, что вы оказались не подготовлены – ненормально притворяться, как будто то или иное травмирующее событие не имеет для вас никакого значения.
4. АДАПТАЦИЯ вашей жизненной истории, включая резкую смену курса, где устойчивость поддерживается движением вперед.
Большинство из нас имеют представления о том, как будет разворачиваться наша жизнь и каким мы видим наше будущее.
Иногда кризис или неудача заставляют нас совершенно переписать или заново воссоздать этот сценарий.
Способность успешно адаптироваться к этим вынужденным изменениям вашей личной повестки дня во многом определяет то, каким будет это будущее.
Адаптироваться – это не значит «застрять» в текущих переживаниях, речь идет о понимании последствий кризиса и его влиянии на вашу жизнь.
Все на свете — от мелких повседневных разочарований до катастрофических событий — может стать частью вашей истории, но никогда не должно становиться всей историей целиком.
Это нездоровый способ адаптации – цепляться за какое-либо травматическое событие в жизни или превращать его в начало, середину или конец вашей истории.
Характер формируется и определяется ответной реакцией на событие – а не событием как таковым самим по себе.
Каждая ситуация или выбор, с которым мы сталкиваемся, станут частью того материала, из которого мы сотканы.
Не отрицайте силу события и его влияние на определение формы вашей личности.
Не считайте, что «быть выше» неудачи означает отрицать, что вы с ней столкнулись.
Для некоторых из нас нормально разваливаться на части в кризис и чувствовать, что мы не знаем, как собрать себя заново и вновь начать жить.
Не будьте слишком строги к себе, когда возврат к «нормальному состоянию» не происходит с той скоростью, которую вы бы хотели.
Просите помощи и ищите поддержки. Эти два важных шага, которые помогут вам критически оценить и понять, где вы находитесь в данный момент и как вы можете осознать этот момент в будущем.опубликовано econet.ru.
Suzanne Degges-White Ph.D.
Иллюстрации Flora Borsi
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! econet
Понятие и объекты изучения
Объект изучения — реакция человека на травматические события. Они воздействуют на личность на индивидуальном или общественном уровне, но независимо от источника остаются одинаково опасными и разрушительными. К ним относятся события, в которых индивид чувствует себя неуверенно, теряет самоуважение и самоконтроль. Часто это сопряжено с реальной угрозой жизни: нападением, стихийным бедствием, аварией.
Не все опасные ситуации являются кризисными. Определить ее можно по симптомам:
- рассеянность, снижение концентрации;
- повышенная нервная возбудимость;
- снижение самооценки;
- проблемы с пищеварением, отсутствие аппетита;
- хроническая бессонница (при сопутствующей хронической усталости);
- панические атаки;
- самоизоляция, отказ от общения;
- неспособность справляться с жизненными трудностями;
- подавленность, частая головная боль, слабость.
Появление отдельных признаков еще не означает проживание травмы. Но совокупность симптомов требует срочного вмешательства.
Каковы границы кризиса среднего возраста?
Когда говорят о кризисе среднего возраста, как правило, выделяют несколько возрастных рубежей.
Первый из них приходится на 30 лет. Однако надо понимать, что это искусственное выделение, поскольку физическое, интеллектуальное и психическое развитие у всех разное.
Тем не менее мужчина после 30 лет действительно часто начинает переживать о следующем:
- какого уровня жизни и материального достатка он достиг;
- реализовался ли он в профессиональном плане;
- женат ли он и есть ли у него семья;
- достигнуты ли цели, поставленные в юности;
- есть ли еще дальнейшие перспективы и возможности повышать качество жизни и развиваться в будущем.
Если выясняется, что чего-то из этого списка не хватает, он начинает об этом думать, переживать и оценивать, может ли он наверстать это в ближайшем будущем.
От такого процесса внутренней инвентаризации мужчина начинает тяготиться.
При этом переживаний о возрасте у мужчин в 30 лет обычно еще нет, как и проблем с потенцией. Страх, что он старый и никому не нужный, тоже отсутствует. Процесс переоценки в основном затрагивает уровень амбиций: «это у меня есть» или «этого у меня нет, и меня это беспокоит».
Строго говоря, этот кризис не слишком-то и серьезный, потому что перспективы (и весьма неплохие) еще существуют: в 30 лет вполне можно развиться дальше, сменить место жительства, найти будущую супругу, если такая потребность есть, и так далее.
Следующий рубеж — ближе к 37−40 годам — уже в большей степени начинает напоминать кризис, потому что в этот момент многие вещи от мужчины начинают уходить. В частности, происходят изменения в здоровье, внешности и физических данных.
Ключевым проблемным моментом этого периода можно назвать проблемы с потенцией — даже смерть не так страшна для мужчин, как ее потеря, потому что, по сути, это утрата мужской идентичности. Для мужчины это катастрофа, потому что он начинает чувствовать себя не до конца полноценным. Как следствие — это может менять отношение к женщинам и жизни в целом. Это как фильтр или призма, через которую мужчина смотрит на мир. Именно в этот момент он начинает рушить привычные основы своей жизни. Так, нередко после совместного проживания в браке с одной женщиной на протяжении 15−20 лет у мужа появляется любовница и семейные отношения начинают трещать по швам.
Самый яркий мужской кризис приходится на период 37−42 лет. Это переход из состояния альфа-самца, которому все по плечу, к ощущению, что физически он уже не так силен, как раньше. После утренней пробежки он вдруг ощущает, что сильно устал. Он начинает ловить себя на каких-то минусах и понимает, что он теперь другой. Или же он видит, что начинает седеть или терять волосы. Или замечает морщины. Мужчина болезненно переживает переход из своего мощного ресурсного состояния в фазу увядания.
Что на самом деле лежит в основе кризиса среднего возраста?
Отвлечемся от конкретных вещей и посмотрим на события шире. Все мы рождаемся и, будучи маленькими и совершенно беззащитными, полностью зависим от окружения, которое так или иначе нам подсказывает, что делать, как жить, на что ориентироваться.
Мы растем и развиваемся, и у нас нет никаких опасений, что «жизнь идет под гору и скоро мы умрем». Мы полны надежд и уверенности, что многое будет еще достигнуто, пережито, прочувствовано. Затем наступает юность — мы горячо стремимся что-то реализовать, воплотить в жизнь свои амбиции, куда-то переехать: то есть, по сути дела, начинаем самостоятельную жизнь, в процессе которой проверяем свои планы, цели, чего-то достигаем, чего-то — нет. На волне столь бурных изменений некогда думать «а чего ты, собственно, достиг?», потому что все лучшее еще впереди.
Но в какой-то момент наступают эти пресловутые тридцать, потом сорок, и тогда часть целей, увы, может оказаться не достигнутой.
И здесь уже все социальные нормы и общественные правила, которые мы выполнили или не выполнили, подвергаются жесткому анализу и сопоставлению. Наряду с двумя графами: «достиг» и «не достиг» — появляется третья: «уже никогда не достигну». Чем старше мы становимся, тем меньше перспектив. Вот почему кризис среднего возраста неизбежно начинает проявляться.
Типы жизненных кризисов
В зависимости от характера и содержания психологических проблем и жизненных обстоятельств, послуживших причиной кризисной ситуации, а также личностных ролей, возникающих, развивающихся и исчезающих, выделяются типы жизненных кризисов:
- кризисы становления личности;
- кризисы здоровья;
- терминальные кризисы;
- кризис значащих отношений;
- кризис личностной автономии;
- кризис самореализации;
- кризис жизненных ошибок.
Наиболее распространенными кризисами становления являются нормативные возрастные кризисы, которые необходимы для нормального процесса личностного становления. Возрастным кризисам присущи значительные качественные изменения в психологии человека. Данные изменения сопровождаются всегда изменением ролей, так как определенная деятельность предусматривает соответствующую ей личностную роль человека. Кризис становления личности характерны не только для периодов детства, отрочества, юности. Кризисы становления у взрослых людей могут сопровождаться знаковыми жизненными событиями: сменой профессии, уходом из семьи, переездом.
Лень читать?
Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!
Задать вопрос
Человек может переживать серьезный кризис по причине потери здоровья, получения увечья или другими проблемами, коренным образом изменяющих жизнь. Яркими фрустрирующими кризисными факторами являются потеря важных социальных и жизненных функций в связи с изменением здоровья, отказ от жизненных планов в связи с невозможностью их воплощения.
Достаточно серьезными являются кризисы, связанные с терминальными человеческими ценностями, например, с возможным или неминуемым концом жизни.
Важной для жизни является сфера взаимоотношений человека с окружающими и значительные изменения в структуре данных взаимоотношений зачастую сопровождаются изменениями межличностных ролей и кризисами. Причинами кризисов подобного типа могут выступать: вынужденная разлука, смерть близкого человека, измена, развод
К кризису может привести появление новых межличностных ролей, например, рождение ребенка.
Причиной кризиса личностной автономии могут служить обстоятельства, которые связаны с потерей или ограничением свободы или личностной автономии. Кризис личностной автономии является разновидностью кризиса значащих отношений. Но кризис значащих отношений заключается в потере межличностных значащих ролей, а кризис личностной автономии связан с попаданием в нежелательную новую межличностную роль.
Жизненный кризис может также наступить вследствие обстоятельств, которые связаны с невозможностью нормальной самореализации человека, в частности, потери работы, выхода на пенсию, утраты значащей социальной роли, осознания ошибочности выбранного жизненного пути.
Кризис жизненных ошибок развивается вследствие каких-либо фатальных поступков, потери ценных вещей, кризиса греха. Кризис жизненных ошибок может быть и следствием неосуществленных поступков.
Этимология
Как отмечает А. Б. Егоров, греческое κρίσις происходит от глагола κρίνω, означающего «определять, выбирать», который прочно вошёл в античную судебную практику и обозначал все действия судебного процесса: обвинение, ведение судебного процесса, состязание сторон, а также вынесение приговора, при этом сохраняя общее значение «ведения дела в суде»; затем κρίσις приобретает и несколько новых значений: исход (битвы), спор, состязание, толкование (сна); негативного смысла в термине практически не отмечается.
В изначально медицинском определении понятия «кризис» определялось состояние пациента, выход из которого ведёт либо к его смерти, либо к возрождению.