Экзистенциальная психология

Как преодолеть экзистенциальный кризис: советы специалистов

Размышлять о смысле жизни полезно. Недовольство собой позволяет нам искать новые пути, расти и развиваться. Однако кризис не должен длиться слишком долго — единодушно считают философы, психологи, психиатры.

Наполнить бессмысленное смыслом

  1. Фиксация: опора на религию, высокую мораль, законы.
  2. Изоляция: прекращение взаимодействия с факторами, вызывающими негативные эмоции и тягостные раздумья.
  3. Отвлечение: концентрация на других действиях, явлениях, предметах, людях, во избежание экзистенциальных размышлений. Один из примеров отвлечения — трудотерапия, когда у человека просто нет сил и энергии на философские размышления после тяжелой работы.
  4. Сублимация: переключение энергии на созидание — творчество, благотворительность, помощь слабым.

Элизабет Гилберт, автор книги «Ешь, молись, люби» и героиня одноименного фильма, переживала экзистенциальный кризис после неудач в личной жизни и разочарования в карьере. Она пыталась найти смысл жизни разными способами: учила итальянский, много гуляла и вкусно ела в Италии, осваивала духовные практики в Индии, жила простой, но полной жизнью в Индонезии. В итоге, она обрела настоящую любовь, написала книгу и почувствовала настоящую свободу.

Обрести контроль над своими мыслями

  • Возьмите свои мысли под контроль. Пессимистичные размышления о том, чего вы не добились, стоит заменить на мысли о том, чего вы можете добиться. Подумайте, что вы можете сделать прямо сейчас, чтобы жизнь наполнилась смыслом.
  • Начните вести дневник. Записывайте все, за что вы благодарны жизни и людям. Вы удивитесь, сколько всего хорошего у вас есть: способности, свойства характера, достижения, работа, увлечения, близкие люди, уютный дом…
  • Если вы не можете найти позитив в себе и своей жизни, спросите других людей, что они о вас думают, какие сильные стороны и ценные качества в вас видят, как вы повлияли и влияете на их жизнь. Смысл жизни — это не только подвиги, но и незаметные ежедневные поступки.
  • Не пытайтесь сразу получить ответы на все экзистенциальные вопросы — универсальных ответов нет. Попробуйте разбить эти вопросы на составляющие. Например, размышляя о том, есть ли в вашей жизни смысл, подумайте, какую пользу вы приносите изо дня в день и какую можете принести, что и кто радует вас и кого радуете вы, чего вы уже достигли и чего хотите добиться. Смысл жизни состоит из множества компонентов, многие из которых у вас уже есть.

Определить жизненную цель

  • Альтруизме — когда цель заключается в том, чтобы менять мир к лучшему и помогать другим (в свободное от работы время быть волонтером в приюте для бездомных животных).
  • Гедонизме — когда главное в жизни — получать от нее удовольствие и максимум впечатлений (объехать весь мир, каждый день есть изысканную пищу).
  • Преданности делу — когда человек стремится создать что-то значительное (изобрести лекарство от рака).
  • Креативе — когда цель состоит в том, чтобы сотворить что-то прекрасное (создать литературный или художественный шедевр).
  • Самоактуализации — когда важнее всего реализовать свой потенциал (выучить 10 языков).
  • Трансцендировании — когда человек видит цель в поиске предназначения за пределами своего внутреннего мира (освоении духовных практик).

Кривая реакции на дозу и экзистенциальный ужас

Точно как с физкультурой, экзистенциальный ужас следует параболе гормезиса. Недостаток столь же пагубен, как и избыток (и встречается гораздо чаще).

Когда семь лет назад я посетил доктора с жалобой на боль в спине, мне был прописан стул с лучшей поддержкой поясницей и дан совет “поберечь себя”.

Вылечило спину ровно противоположное: стоячая парта для работы и силовые упражнения. Я болел от недостатка стресса, а не избытка.

Схожим образом, хотя бегство при малейшем позыве экзистенциального ужаса было средством адаптации на протяжении почти всей нашей истории, оно больше не служит нам добром. Мы должны стремиться к ужасу, а не бежать от него.

Книга Роберта Саполского “Почему у зебр не бывает язвы” (Why Zebras Don’t Have Ulcers) объясняет нейрохимию этого явления.

В мозгу есть канал удовольствия, использующий много нейромедиатора допамина. Обычно думают, что основную дозу допамина мы получаем, как реакцию на награду. Мартышка тянет рычаг, мартышка получает банан, за чем следует допаминовый приход.

Саполский обнаружил, однако, что всплеск допамина, вызывающий чувство удовольствия, большей частью приходит в ожидании награды.

Мартышка тянет рычаг, получая основную дозу допамина в мыслях: “Знаю, что это: если потяну за рычаг, получу еду”. При этом сам банан в лапе немного спустя — уже почти на вторых ролях.

Смотря под углом эволюции, в этом есть смысл: допамин подстегивает к работе ради получения награды. Вам нужен заряд энергии, чтобы убить антилопу, а не когда она уже повержена.

Так работает отложенное удовольствие — мы лишаем себя вечеринок ради учебы, чтобы хорошо отучиться, получить хорошую работу, купить дом. Так как допамин приходит в основном с ожиданием, мы мало в чем себе отказываем, откладывая награду.

Есть тут еще момент. Представьте, что после нажатия мартышкой рычага, она банан падает не со 100% гарантией, а с высокой вероятностью.

В условиях высокой вероятности награды, но не гарантии, выделяется больше допамина, и с еще большей пропорцией в сторону ожидания.

Если, в условиях определенности, ваш мозг выделяет одну единицу допамина, причем 70% его приходится на ожидание награды, а не по факту, то в условиях вероятности мозг выделяет две меры допамина, уже с 90% долей, приходящейся на ожидание.

Идеальный проект, таким образом тот, который может быть неуспешен. Элемент неожиданности и отсутствия контроля увеличивают допаминовую реакцию.

Психоанализ подкрепляет данное заключение. Вы хотите не саму награду, вы хотите хотение награды. Допамин заходит от желания, а не получения. Решение находится в установке цели с неопределенным исходом, и вложение труда в ее достижение.

Вы можете ее не достигнуть. И это не просто нормально, в этом весь смысл.

Что же такое экзистенциальный кризис?

Изображение: Naomi August on Unsplash

Экзистенциальные кризисы — это моменты, когда кто-то задается вопросом «имеет ли его жизнь смысл, цель или ценность».

Такое может произойти из-за состояния здоровья, чувства депрессии, беспокойства или подавленности, или из-за того, что мы расстроены и оцепенели в нашей жизни.

Как правило, экзистенциальные кризисы возникают у людей в ситуациях, когда наши ценности или причины для того, чтобы что-то делать, больше не соответствуют тому, что мы делаем. Можно сказать, что они являются результатом несоответствия в нашей жизни и незнания того, что нам действительно нужно для того, чтобы быть самими собой.

Рассмотрим несколько примеров:

  • Студент университета, которому родители сказали, что ему нужно высшее образование, но у которого нет реального интереса к избранной специальности. Он много занимается, но чувствует себя подавленным и с трудом пытается запомнить полученную информацию.
  • Старшеклассник, который не понимает, в чем смысл школы и изучения вещей вроде геометрии. Он задается вопросом, почему все время испытывает стресс, когда единственным стимулом для посещения школы является необходимость образования для поиска работы (с неизбежным стрессом), которая в действительности поможет ему лишь оплачивать счета (что также звучит стрессово) и содержать семью (что тоже довольно напряженно).
  • Адвокат (или представитель любой другой профессии), который понимает, что для него на самом деле деньги не очень важны, и который ненавидит быть адвокатом, потому что это превращает его дни в настоящую борьбу и он просто не может ответить на вопрос: «Зачем?».
  • Мать после родов, которая понимает, что её мечта иметь идеального ребенка разрушена только что диагностированными особыми потребностями новорожденного.
  • Человек, который ежедневно испытывает депрессию, но изо всех сил пытается почувствовать связь с жизнью. При этом он упорно трудится, чтобы создать мир без депрессии.
  • Родитель, который только что потерял ребенка в результате трагического несчастного случая, несмотря на то, что делал все возможное, чтобы защитить его и обеспечить его безопасность. Он начинает задаваться вопросом, есть ли в этом мире Бог.
  • Юноша, все будущее которого было построено на его спортивном мастерстве и который из-за внезапной травмы вынужден уйти из спорта.

Философы экзистенциалисты

А. Камю — нобелевский лауреат, который вовсе не считал свои взгляды экзистенциальными. Однако в его творчестве отчетливо видно влияние Ясперса и других приверженцев этой философии. Правда, Камю был чужд религиозности, хотя не считал себя безбожником. Его только не устраивал побег от реальности в надежде на лучшую жизнь «там». Не пытаясь бороться с абсурдом окружающего мира, он предлагал принять его как данность. Борьбу за лучшее он воплощал в творчестве, и хотя не отрицал бунтов, был против их крайних проявлений.

Н. Аббаньяно — автор «позитивного» экзистенциального взгляда. Полностью принимая свободу, он считал, что всегда можно найти вариант, который будет «здоровым». Типичные упреки в адрес этого течения он превратил в положительные стороны, при помощи которых проще познать рациональный мир. Главные условия человеческого бытия — свобода и неопределенность.

К. Ясперс — создал ясные формулировки для данного философского течения. Познание он воспринимал не как пассивное наблюдение, а непрерывный процесс, центром которого является сама личность. Отвлеченные понятия в его формулировках стали весьма патетичными. Новый взгляд на философию превратил страдания и смерть в ее неделимую часть.

М. Хайдеггер — его человек — герой трагической истории. Настоящая жизнь становится антиподом банальности, попытки уйти от мыслей о конечности бытия. В этом экзистенциальном мире нет места компромиссам, обманам, иллюзиям. Его свобода идет во всем до конца — до самой смерти.

Г. Марсель — первый представитель экзистенциального философского течения родом из Франции. Был очень религиозным католиком, гуманистом. Помимо работы литературным критиком, сочинял музыку. В философии отделял понятия бытия и владения чем-либо. Особую роль отводил человеческому телу, считая его не только предметом обладания, но и неотъемлемой частью бытия. Душу же он видел идеальным видом существования.

Ж. П. Сартр — придерживался атеистических взглядов. Создал собственную концепцию свободы. Видел ее как неотъемлемую часть человеческого бытия. Сартр отрицал бездействие, его Личность постоянно созидает себя. Сам по себе окружающий мир не имеет ценности, только осознанность и выбор делают его «бытием».

Понятия экзистенциализма

Экзистенциальная философия пристально рассматривает человеческое существо, но не как одного из массы себе подобных. Каждая личность является духовной, наделенной разумом. Попадая в конкретные ситуации, человек должен выходить из них более опытным. Его состояние является ничем иным, как результатом самостоятельных решений.

  • Экзистенция — одно из главных понятий экзистенциализма, имеющее довольно много объяснений. Традиционно это слово обозначало существование (не только человека, но всего вокруг, в том числе предметов). Сегодня термин получил новое значение, это конкретное бытие. Не размытое общее понятие, а существование определенного уникального индивида. Экзистенция — это противопоставление вещам, которые просто существуют, человек же постоянно изменяется.
  • Свобода — важная составляющая концепции личности в экзистенциальном смысле. Человек является не замкнутой, а открытой системой, перед которой постоянно открываются новые варианты. Именно свобода и делает личность такой, какая она есть. Человек экзистенциальный — это воплощение свободы, но не в смысле вседозволенности. Он несет полную ответственность за принятые решения.
  • Страх — главный экзистенциальный стимул. Поскольку само по себе существование определить в рамках этого течения невозможно, страх является тем, что лежит в его основе. В своей глубине — это страх перед завершением жизни. Жан-Поль Сартр считал, что ничтожность человека служит причиной страхов.

Основоположник

Сёрен Кьеркегор является основоположником экзистенциализма, поскольку первым использовал термины «экзистенция», «экзистенциальное», «экзистировать», «экзистирование» именно Сёрен Кьеркегор. В своём фундаментальном труде „“ Кьеркегор стал мыслителем, заложившим основы экзистенциализма, он же первым задолго до Зигмунда Фрейда использовал термин сексуальность. В «» Кьеркегор пишет: «Греховность вошла в мир через Адамов грех, а сексуальность стала для него при этом означать греховность. Так была положена сексуальность»

Находя объективные научные знания слишком отвлечёнными, он сосредоточил своё внимание на субъективных переживаниях человека. Для Кьеркегора самым главным является наличное существование человека, которое не мыслится им без религиозного измерения жизни

В своих работах он защищал истинное христианство, полемизируя со спекулятивной философией и непосредственно с Гегелем.

Своими предшественниками экзистенциалисты считают:

  • Сократа
  • Тертуллиана
  • Блеза Паскаля,
  • Григория Сковороду,
  • Гамана
  • Сёрена Кьеркегора,
  • Фёдора Достоевского.
  • Генрика И́бсена
  • Льва Толстого,
  • Фридриха Ницше
  • Мигеля де Унамуно,
  • Франца Кафку,

Экзистенциальная вина

Данное явление является неминуемой спутницей человеческого естества. За рождением неотвратимо следует кончина. Основой людского существования является убийство. Поскольку ради выживания люди истребляют животный мир. Исключения не составляют даже вегетарианцы, так как они убивают растения. А прекратив питаться, человек убьет собственную особу, то есть совершит самоубийство.

Вина – это неотъемлемая часть человеческого бытия. Отличие между адекватной виной и невротической заключается в побудительном факторе. Невротическая вина основывается на мнимых проступках, направленных будто бы против социального окружения, родительских приказаний, общепринятых социальных норм. Нормальная вина является призывом к совести, проще говоря, она побуждает индивидов придавать огромное значение этическим сторонам собственного поведения.

Экзистенциальная вина считается вариацией вины. Различают три ее формы. Первая – является последствием неумения жить, соответствуя собственному потенциалу. Например, люди ощущают вину, думая, что навредили себе сами. Вторая – основывается на искажении действительности товарищей данного индивида. Люди могут полагать, что нанесли урон близким либо друзьям. Третья – это «вина разделения», объектом данной вариации провинности является природа в качестве единого целого.

Экзистенциальная провинность универсальна. Она гнездится в самосознании и не представляет собой результат неисполнения родительских «директив», однако вытекает из воззрения, что человеческий субъект может воспринимать себя в качестве индивида, который может совершать выбор и не может. Отсюда, рассматриваемое понятие неразрывно связано с личной ответственностью. Вину экзистенциального характера не следует априори считать невротической виной, однако она обладает ресурсом, необходимым для трансформации в невротическую провинность. При этом если правильно подойти к рассматриваемой вариации вины, то она способна принести пользу человеческому субъекту. Она нередко способствует формированию у индивидов способности примиряться с миром и сочувствовать окружающим субъектам, а также вырабатыванию творческого ресурса.

Экзистенциальная провинность перед собственной персоной является платежом, который уплачивает индивид за невоплощение собственной судьбы, за отрешение от собственных чувств, отчуждение собственной персоны от своих дум и желаний. Проще говоря, описываемое понятие можно выразить так: «Если индивид признает, что может изменить определенную черту или привычку сейчас, то будет вынужден признать, что мог поменять это давно. Следовательно, он виноват в потраченных впустую годах, в собственных потерях и недостижениях». Поэтому чем взрослее индивид, чем больше его определенная проблема либо общее недовольство бытием, тем глубже будет его провинность экзистенциального характера перед собой.

История

Основы экзистенциализма заложил Сёрен Кьеркегор, хотя он не использовал термин «экзистенциализм». Кьеркегор первым использовал термины «экзистенция», «экзистенциальное», «экзистировать», «экзистирование». В своём фундаментальном труде «» Кьеркегор до Зигмунда Фрейда использовал термин сексуальность. В «» Кьеркегор пишет: «Греховность вошла в мир через Адамов грех, а сексуальность стала для него при этом означать греховность. Так была положена сексуальность». Для Кьеркегора самым главным является наличное существование человека, которое не мыслится им без религиозного измерения жизни. В своих работах он защищал истинное христианство, полемизируя со спекулятивной философией и непосредственно с Гегелем.

В «Заключительном ненаучном послесловии к „Философским крохам“» Кьеркегор утверждал: «Экзистенция, подобно движению, остаётся весьма трудным для рассмотрения предметом. Как только я начинаю её мыслить, я тотчас же отменяю эту экзистенцию, а это значит, что я перестаю и мыслить её. Представляется даже правильным утверждать, что тут мы имеем дело с чем-то, что не может быть помыслено, — то есть с экзистированием. И опять же тут присутствует некая трудность, которую экзистенция суммирует следующим образом: тот, кто мыслит, одновременно экзистирует». В 1939 году после смерти русского философа-эмигранта Льва Шестова выходит его книга «Киргегард и экзистенциальная философия. В 1943 году книгу со сходным названием выпускает Отто Больнов. Термин экзистенциализм использует в названии своей работы Жан-Поль Сартр (фр. L’existentialisme est un humanisme, ), где экзистенциализм разделён им на религиозный (Карл Ясперс, Габриэль Марсель) и атеистический (Альбер Камю, Жан-Поль Сартр, Симона де Бовуар, Мартин Хайдеггер). Атеистический экзистенциализм отвергает, что за сущими (явлениями) может стоять таинственное Сущее (Бог), определяющее их «сущность» или истину.

Как Преодолеть Экзистенциальный Кризис?

Если вы понимаете, что вас настиг экзистенциальный кризис, как преодолеть его – вторая мысль, которая посещает умного человека. Выход из экзистенциального кризиса осуществляется четырьмя способами:

1. Можно закрыть для себя эту тему, поставить запрет мысли о тщетности существования, изолироваться от тревожных размышлений.

2. Отключить критическое мышление, зафиксировав себя на правилах и убеждениях (моральных, религиозных, общественных). Можно выбрать те, что подходят именно вам.

3. Иногда срабатывает отвлечение

В таком случае люди погружаются в развлечения, путешествуют, фокусируют внимание на разных задачах. Это может быть хобби, азартные игры, экстремальные виды спорта

4. Творческие люди направляют своё отчаяние и страх в созидательное русло.

Преодоление экзистенциального кризиса возможно, когда человек осознаёт, что может управлять своей жизнью. Он уже не хочет делать то, что предписано и решено заранее. Он обретает свободу, к которой стремился готов принять ответственность за неё. Ставя перед собой задачи, опираясь на интуицию, оценивает результаты. Такой кризис означает взросление и созревание личности.

Мнение Психологов

️ Экзистенциальные кризисные ситуации встречаются довольно часто, они связаны с такими явлениями как: смерть, свобода, одиночество. Они затрагивают самые глубинные основы жизни, могут возникать как продолжение психологических проблем личности, когда жизненные неурядицы провоцируют «самокопание».

️ По мнению психологов, их возникновение связано с недостаточной самореализацией человека. Например, кризис среднего возраста тоже возникает от осознания бессмысленности жизни. Человек чувствует смутный дискомфорт, не имея чёткого понимания, откуда он берётся. В поисках избавления от него люди предпринимают кардинальные попытки изменить свою жизнь – уходят с работы, расстаются с партнёрами, бросаются «во все тяжкие».

️ Перманентный экзистенциальный кризис, который испытывают некоторые люди, длится долгое время и не прекращается. Внутренняя борьба может длиться годы и десятилетия. Личность находится в постоянном поиске ответов и не находит их. Впрочем, это не означает, что человек думает о смысле бытия неусыпно и круглосуточно. Он всё же отвлекается на события, происходящие вокруг.

️ Кризис может утихать на месяцы и годы, принимая образ мысленного фона. Периодически человек возвращается к своим размышлениям, используя новую информацию о себе и окружающем мире, которую получил за время затишья. Если же погружение настолько велико, что перерастает в депрессию, тогда требуется помощь специалистов. Дело в том, что сомнения, не получившие естественного разрешения, приводят к подавленному состоянию, а оно, в свою очередь, провоцирует суицидальные мысли. Поэтом в благополучных развитых странах люди гораздо чаще испытывают подобные наклонности.

️ Они не так сильно озабочены выживанием, физическим трудом и у них есть достаточно свободного времени для праздных размышлений. Есть мнение, что такие состояния лечатся трудом. Физическая деятельность, связанная с ежедневными усилиями, утомляет организм настолько, что у человека не остаётся сил размышлять о своём существовании. После работы он «проваливается» в сон, а мозг в это время отдыхает и «перезагружается», не оставляя шансов для появления кризиса.

️ Казалось бы, это явление должно вызывать отрицательное отношение, ведь оно лишает покоя многих людей. Но если взглянуть на человеческую историю, то можно наблюдать, что это состояние стало причиной появления многих художественных произведений фундаментальных поступков знаковых личностей. Именно глобальное переосмысление жизни породило великолепные плоды творчества художников, писателей, музыкантов и учёных.

Человек – сложное существо и его психология полна ловушек. Мы стремимся к улучшению своего материального положения, облегчению жизни, повышению её уровня, что естественно. Однако, достигнув желаемого, погружаемся в мир мыслей, сомнений и раздумий

Этот замкнутый круг можно победить, лишь соблюдая баланс между физическим и ментальным миром, уделяя внимание жизни своего тела и в достаточной мере развивая интеллект.

️Впрочем, для человечества в целом экзистенциональный кризис как явление необходим, для его общего развития. Более того, система современного образования опирается на его принципы. Все неудачи и проблемы считаются очередной ступенькой для развития и показателем ошибок, которые требуют исправления.

Экзистенциальный кризис это.

По сути, это особенность внутреннего мира, которую не стоит считать болезнью или обширной патологией организма. Индивид не просто познает себя, он пытается найти в социуме собственное место, определить функции и значимость человеческого бытия. В сознании происходит радикальное переосмысленные моральных, материальных ценностей, предшествует таким грандиозным переменам сильный провоцирующий фактор. Это может быть один из возрастных кризисов либо следствие разочарования в людях, жизни, повседневности. Возникает ощущение опустошенности, с ним предстоит бороться.

Причины возникновения

Экзистенциальные проблемы могут возникнуть в любом возрасте, просто для каждого периода появляются новые темы для переосмысления, самопознания, саморазвития. В таком состоянии пациенту требуется оказать психологическую помощь, но для начала определить причину внутреннего конфликта, сомнений. Неожиданную переоценку ценностей могут спровоцировать такие причины социального и психологического характера:

  • нервные потрясения;
  • индивидуальные переживания;
  • социальная изоляция;
  • потеря, смерть близкого человека;
  • осознание отсутствия личностного развития;
  • нагнетание личностных кризисов;
  • усугубление фобий.

Последствия

Экзистенциальная тревога воспринимается учеными двойственно. С одной стороны, ее последствия могут оказаться самыми неблагоприятными для становления личности, например, человек впадает в глубокую депрессию и ощущает полное одиночество, собственную никчемность. Им движет внутренний страх, эмоции, которые только подводят к «краю пропасти». Другие негативные последствия могут быть следующими:

  • развитие неврозов;
  • психические отклонения;
  • мысли о суициде, самоубийство;
  • осознание внутреннего дисбаланса;
  • глубокая депрессия;
  • склонность к одиночеству, отшельничество;
  • крайние состояния отчаяния.

В современной экзистенциальной психотерапии имеются и положительные последствия такого кризиса, которые помогают некогда отчаявшемуся человеку раскрыть глаза на происходящее и начать новую жизнь. Взгляды на быт и окружение радикально меняются, а внешнее безразличие приводит к стойкому внутреннему противостоянию. Возникает ощущение целостности и самодостаточности, и индивид выходит на новый уровень системы ценностей – материальных и моральных. Вот какие последствия кризиса экзистенциального ценны для человека:

  • постановка новых целей;
  • верная расстановка жизненных приоритетов;
  • раскрытие новых потенциалов личности, уникальных возможностей собственного сознания;
  • появление плодов духовных ценностей;
  • переживание духовного перерождения;
  • переоценка жизненного подхода;
  • решение социальных проблем.

Как преодолеть кризис

С возрастом человек постепенно «отрывается» от родителей и понимает, что должен самостоятельно существовать дальше. Даже при наличии семьи часто возникает ощущение одиночества, брошенности, безысходности, возникают мысли о том, что «меня никто не понимает».

В результате кризиса определяются обновлённые механизмы адаптации в изменчивых условиях существования и главные цели саморазвития. Основные психотерапевтические методики направлены на то, чтобы вернуть человеку «вкус жизни», интерес к настоящему моменту.

Можно использовать разные методы, которые показывают, как преодолеть экзистенциональный кризис.

  • Изоляция – дистанцирование от беспокойных мыслей и чувств, человек старается заполнить свою жизнь «срочными делами» и не думать о «пустяках»;
  • Фиксация – человек закрепляет в сознании определённые догмы и принципы (морально-этические, философские, религиозные и другие), универсальные истины, которые помогают в любой ситуации, с фатализмом относится к различным событиям;
  • Отвлечение – попытка заняться «полезным делом», которое не имеет особого смысла, но создаёт видимость неустанных действий, при этом могут появляться различные увлечения, хобби, помогающие произвести личную идентификацию;
  • Сублимация – использование накопленной энергии для новых проектов, творчества, отношений. Очень актуальный способ преодоления кризиса в наше время, когда собственные переживания и творческие достижения можно транслировать окружающим в блоге или в соцсетях и получать оперативную обратную связь.

У индивида нет объективного смысла существования, особого предназначения или миссии, нет судьи, который в итоге выставляет оценки. Поэтому бесполезно терзаться или испытывать вину за «неправильное» поведение или упущенные возможности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector