Экзистенциальная терапия

Особенности экзистенциальной терапии как метода лечения психических расстройств

Возникновение экзистенциальных конфликтов и экзистенциальной тревоги связано с противостоянием человека с предельными данностями бытия: свободой, смертью, бессмысленностью и пр. При работе с пациентами психотерапевты не сосредотачиваются на повседневных мелочах, вызывающих беспокойство человека, а проводят более глубокое исследование, опираясь на основные экзистенциальные проблемы, связанные со свободой, любовью, ответственностью и творческим потенциалом.

Работая с внутренним миром клиента, на передний план экзистенционалисты выдвигают «высшие слои» психики: человеческий выбор и ценности, мотивацию и проблемы ответственности.

Главными ключевыми понятиями экзистенциальной психотерапии является самоактуализация (реализация личностного потенциала) и аутентичность (искреннее отношение к себе и к другим). В целом работа психотерапевта направляется на раскрытие личностного потенциала своего пациента.

Осознание смерти

Существует суждение, что люди, пережившие клиническую смерть или серьезные болезни, сильнее ценят свою жизнь и многого добиваются. Осознавая неизбежную конечность бытия, смерть, экзистенциальная психотерапия заставляет переосмыслить свое отношение ко всему окружающему миру, воспринять реальность в другом свете. Обычно человек не думает постоянно о смерти, но, столкнувшись с тяжелой болезнью, может вести себя неадекватно. Например, закрыться от окружающих, замкнуться в себе или начать мстить всем здоровым людям, окружающим его. Работа психолога по этому методу должна привести к принятию клиентом болезни как возможности личностного роста. Близость смерти для подготовленного человека приводит к переоценке ценностей, концентрации на настоящем моменте. Он открывается другим людям, его родные и друзья — не исключение: отношения становятся близкими и искренними.

Экзистенциальная психотерапия, техники осознания смерти которой кому-то покажутся мрачными, на самом деле помогает многим людям пережить достойно случившиеся с ними трудности.

Базовый уровень

Цель Базового курса — познакомиться с теоретическими и практическими основами экзистенциальной терапии, развивать навыки консультирования и психотерапии. Kурс включает теоретические лекции, групповые и индивидуальные занятия практической психотерапевтической работы, анализ случаев консультационной/психотерапевтической работы. Слушатели много времени уделяют самостоятельной работе —  изучают литературу, готовятся к семинарам, пишут рефераты по отдельным предметам.

На этом этапе обучения у терапевтов, рекомендованных Институтом, следует пройти личную индивидуальную терапию не менее 40 ч. 

Базовый курс состоит из пяти семинаров по 12-14 дней (период между семинарами 3-5 месяцев) и завершающего семинара, на котором представляются и защищаются заключительные работы.

Программа Базового курса:

  1. Теории экзистенциальной психологии и терапии (Ludwig Binswanger, Medard Boss, Viktor Frankl, Alfried Längle, Rollo May, James Bugental, Ronald Laing, Emmy van Deurzen, Ernesto Spinelli) (60 ч.)
  2. Экзистенциальная терапия: философские основы, теория, процесс (46 ч.)
  3. Основы психиатрии (32 ч.)
  4. Основы психотерапии (32 ч.)
  5. Экзистенциальная философия (28 ч.)
  6. Преодоление психологических кризисов (16 ч.)
  7. Феноменологическая психология: медод терапевтического исследования и позиция терапевта (16 ч.)
  8. Экзистенциальный анализ сновидений (16 ч.)
  9. Специфические случаи в консультировании и психотерапии (8 ч.)
  10. Введение в феноменологию (16 ч.)
  11. Дилеммы профессиональной этики ( 8 ч.)
  12. Введение в теорию супервизий (4 ч.)
  13. Групповой психотерапевтический опыт (96 ч.)
  14. Cупервизия практического консультирования/психотерапии в группе (80 ч.)
  15. Личная индивидуальная терапия (40 ч.)
  16. Обсуждение заключительных теоретических работ (40 ч.)
  17. Обсуждение заключительных практических работ (40 ч.)
  18. Обсуждение индивидуальных супервизий (6 ч.)
  19. Обсуждение личной терапии (2 ч.)

На завершающем семинаре слушатели обязаны представить и защитить теоретическую работу по теме «Экзистенциальная философия/психология и мой жизненный мир», анализ случая из собственной психотерапевтической практики и анализ личной индивидуальной терапии. Так же с каждым слушателем индивидуально обсуждается его опыт индивидуальной супервизии.

После успешного завершения Базового курса «Экзистенциальной терапии» выдается сертификат, свидетельствующий об ознакомлении с основами экзистенциальной психологии и психотерапии, о повышении психотерапевтической квалификации, а также дающий право продолжать обучение на Профессиональном уровне программы «Экзистенциальная терапия».

Экзистенциальные вопросы в психологической науке

Вехой в психологии стал подход, разработанный В. Франклом, создателем логотерапии. Широко известны его научные работы, в том числе и после опыта концлагеря, трактуемые психологом как экстремальное и жестокое условие для создания новых жизненно важных смыслов (одним из них стало наличие близких и родных, ради которых стоило выжить). «Экзистенциальный анализ должен будет помочь человеку стать способным страдать» . Речь не просто о страдании, но и о принятии этого состояния, когда принцип «больно, значит, плохо» заменяется «больно, значит, есть смысл». Добавим, что страдание должно менять человека, способствовать его духовному росту – в этом процессе и заключается базовый смысл. И если человек в концлагере не видит его и продолжает ужасаться бесчеловечности, падает духом, он фактически обречен (интересно, что и А. Солженицын утверждал: первыми в советских лагерях погибали те, кто отчаялся, а наибольшей жизнестойкостью отличались верующие – то есть, нашедшие свой смысл в идее Бога). «Тот, кто знает «почему», может справиться с любым «как» , — считал И. Ялом, еще один представитель экзистенциального направления в психологии. Только смысл дает силы жить. Иными словами, концентрация должна быть не на процессе страдания, но на вопросах: Почему это происходит со мной? Что дает мне эта ситуация? Ради чего я должен выжить? Это единственный способ расширить сознание. «Смысл – это, по всей видимости, нечто, что мы проецируем в окружающие нас вещи, которые сами по себе нейтральны» , — считал В. Франкл.

Экзистенциальный подход в психологии существенно развил и углубил Ирвин Ялом, работая с обреченными на смерть людьми, включая онкопациентов. В его подходе непременным условием является установка на принятие собственной смертности человеком, особенно когда смерть близка. В книге «Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти» психотерапевт приходит к парадоксальному, но обоснованному выводу: именно идея конечности жизни побуждает человека к проявлению активности. Экзистенциальную терапию Ялом понимает как продуктивное «взаимодействие и размышление об этом взаимодействии», которые ведут к преобразованиям поведения человека. В его практике усилия были направлены вначале на принятие пациентами экзистенциальной тревоги по поводу одиночества, смерти, инвалидности, упущенных лет, на осмысление того, как это переживается «здесь и сейчас» самим клиентом и терапевтом, и этот процесс в большинстве случаев вел к мощным духовным преобразованиям, к пониманию новых аспектов переживаемого.

Взгляд Джеймса Бюджентала

Одним из самых продуктивных практических терапевтов, который более тридцати лет занимался непосредственной практикой, является, пожалуй, Д. Бюджентал. Важнейшими его фундаментальными тезисами можно выделить такие моменты:

  • любому человеку присущ мотив «поиска здравого», который побуждает двигаться к наибольшей эффективности и удовлетворённости;
  • «жизнеизменяющая терапия» — это совместная работа клиента и терапевта над переосмыслением ответов первого на вопросы жизни, чтобы позволить сделать саму эту жизнь более «аутентичной» и позволить человеку больше самореализоваться.

Таким образом, терапия может происходить на двух уровнях:

  • дефицитарном, когда усилия направлены на переосмысления для уменьшения ситуации, при котором человек страдает;
  • бытийный, когда усилия направлены не на возврат к «позитивным моментам жизни», как окончательному решению, а к дальнейшему развитию и открытию новых горизонтов.

Одними из важнейших проблем в развитии личности, автор видит в жёстких идентификациях и «идеальных образах», которые и выливаются в ощущение неудовлетворённости и «проблемности». Осмысление не всегда ведёт к реальной аутентичности, для этого и необходим терапевт, который способен заметить «шаблонности».

Школы в России

Становление экзистенциального направления в психологии России ознаменовано визитами Франкла и Роджерса в конце 80-х годов прошлого века. Именно они зародили интерес к этому направлению и способствовали становлению своих школ, таких как Высшая Школа гуманитарной психотерапии и Восточно-европейская школа экзистенциальной психотерапии. В настоящий момент имеются очень интересные и продуктивные терапевты, работающие в этом ключе.

Основные концепции

Экзистенциальная терапия, вслед за философским экзистенциализмом, утверждает, что жизненные проблемы человека проистекают из самой человеческой природы: из осознания бессмысленности существования и необходимости искать смысл жизни; из-за наличия свободы воли, необходимости делать выбор и страха нести ответственность за этот выбор; из осознания равнодушия мира, но необходимости с ним взаимодействовать; из-за неминуемости смерти и естественного страха перед ней. Известный современный экзистенциальный терапевт Ирвин Ялом определяет всего четыре ключевые проблемы, с которыми имеет дело экзистенциальная терапия: смерть, изоляция, свобода и внутренняя пустота. Все остальные психологические и поведенческие проблемы человека, по мнению сторонников экзистенциальной терапии, проистекают из этих ключевых проблем, и только решение, или, точнее сказать, принятие и осмысление этих ключевых проблем может принести человеку подлинное облегчение и наполнить его жизнь значением.

Жизнь человека рассматривается в экзистенциальной терапии как череда внутренних конфликтов, разрешение которых ведёт к переосмыслению жизненных ценностей, поиску новых путей в жизни, развитию человеческой личности. В этом свете внутренние конфликты и проистекающие из них тревога, депрессия, апатия, отчуждение и другие состояния рассматриваются не как проблемы и психические расстройства, а как необходимые естественные этапы для развития личности. Депрессия, например, рассматривается как этап потери жизненных ценностей, открывающий дорогу для нахождения новых ценностей; тревога и беспокойство рассматриваются как естественные признаки необходимости сделать важный жизненный выбор, которые покинут человека, как только выбор будет сделан. В этой связи задача экзистенциального терапевта заключается в том, чтобы подвести человека к осознанию своих самых глубинных экзистенциальных проблем, пробудить философское размышление над этими проблемами и вдохновить человека сделать необходимый на данном этапе жизненный выбор, если человек колеблется и откладывает его, «застревая» в тревоге и депрессии.

Экзистенциальная терапия не имеет общепринятых терапевтических техник. Сеансы экзистенциальной терапии обычно проходят в форме взаимно уважительного диалога между терапевтом и пациентом. При этом терапевт ни в коем случае не навязывает пациенту никаких точек зрения, а лишь помогает пациенту глубже понять себя, сделать собственные выводы, осознать свои индивидуальные особенности, свои потребности и ценности на данном жизненном этапе.

Парадоксальная интенция

Парадоксальная интенция – понятие, основанное на учении Франкла о страхах и фобиях. Он утверждал, что боязнь человека какого-то события, переходящая в навязчивое состояние, постепенно приводит его именно к тому, чего он боится. Например, индивид становится бедным или больным, потому что заранее переживает эмоции и чувства такого человека, боясь стать им

Термин «интенция» происходит от латинского intentio – «внимание, стремление», что означает внутреннюю направленность к чему-либо, а «парадоксальная» означает обратность действия, противоречие. Суть этого метода состоит в намеренном создании той ситуации, которая является причиной страха

Вместо того, чтобы избегать какого-либо обстоятельства, нужно идти ему навстречу, в этом и заключается парадокс.

Можно привести пример со сценой. Человек, однажды выступая на сцене перед зрителями и при этом волнуясь, заметил, что у него трясутся руки. В следующий раз перед выходом он начал бояться, что руки снова будут трястись, и этот страх сбылся. Страх порождает страх, в результате все это превратилось в фобию, симптомы повторялись и усиливались, появилась боязнь ожидания. Для того чтобы избавиться от этого состояния и жить спокойно, получать удовольствие от жизни, необходимо устранить первопричину страха. Метод можно применить самостоятельно, сформировав четкое намерение создать ситуацию, обратную той, от которой хотелось бы избавиться. Приведем парочку примеров.

Один мальчик каждую ночь мочился во сне, и его психотерапевт решил применить к нему метод парадоксальной интенции. Он сказал ребенку, что каждый раз, когда это снова произойдет, он будет получать вознаграждение. Тем самым доктор трансформировал страх мальчика в желание, чтобы эта ситуация происходила снова. Так ребенок избавился от своего недуга.

Этот метод можно применять и при бессоннице. Человек долгое время не может уснуть, страх бессонной ночи начинает преследовать его каждый вечер. Чем больше он пытается понять свои ощущения и настроиться на сон, тем меньше у него это получается. Выход прост — перестать копаться в себе, бояться бессонницы и запланировать намеренно всю ночь не спать. Экзистенциальная психотерапия (прием парадоксальной интенции в частности) позволяет по-новому взглянуть на ситуацию, получить контроль над собой и своей жизнью.

Экзистенциальный психоанализ

С критикой подхода Фрейда выступал и Жан-Поль Сартр. И хотя он также назвал свой подход «психоанализом», но по сути предложил вариант экзистенциального подхода. Во-первых, Сартр рассматривал личность как целостность, в противовес Фрейдовскому убеждению постоянной конфликтности личностных качеств и биологических инстинктов. Отсюда следует, что оговорки, жесты, слова, равно как и симптомы выражают не область проблемы, а фундаментальный выбор, который намеревается сделать человек.

Сартр не мог смириться, что личность сводится к таким простым моментам, как первичным желаниям, ещё и, как правило, сексуальным. Куда же в этом случае пропадает вся многослойность и индивидуальность каждой конкретной этой самой личности? Кроме того, он критично относится и к понятию бессознательного. Ведь если человек, посредством рефлексии понимает свои симптомы и идёт с ними к терапевту, то как же можно говорить о бессознательном, если оно осознаётся?

По мнению автора, признаком существования человека есть его желания, но желания существуют при дефиците или ограниченности жизни. Таким образом, человек пытается восполнить недостаток существования, которые отражаются в двух комплексах:

  1. Комплекс Актеона, который, согласно мифу, раздвинул ветви руками, чтобы рассмотреть купающуюся богиню Диану. И заключается он в обладании через рассматривание.
  2. Комплекс Ионы, в честь Ионы в чреве кита: познаваемое усваивается, но не сращивается с познающим.

Размышления над этими базисами и ведут к переоценки внутренних установок, желаний и дают возможность справиться со всеми проблемами, преображая глубинные уровни личности.

Публикации

  • Экзистенциально-гуманистическая
    психология
  • Социально-прикладная
    психология
  • Гуманистическая
    психология и акмеология
  • Психотерапия и
    психологическое консультирование
  • Педагогическая и
    детская психология
  • Психиатрия и
    психология
  • Религиозная
    философия и духовно-ориентированная психология
  • Феноменология и
    экзистенциальная философия
  • Литература,
    искусство и психология
  • Социология
  • Разное

Мероприятия

  • Долгосрочные программы
    обучения
  • Конференции,
    симпозиумы
  • Семинары, тренинги,
    мастер-классы
  • Психотерапевтические
    группы
  • Архив: ,
    , , , , , , , , , , , , ,
  • Мероприятия в городах: Архангельск, Астрахань, Бирштонас, Вена, Вентспилс, Вильнюс, Владивосток, Владимир, Волгоград, Воронеж, Донецк, Екатеринбург, Звенигород, Иваново, Иркутск, Казань, Каунас, Кемерово, Киев, Краснодар, Курган, Курск, Львов, Магнитогорск, Мариуполь, Минск, Могилев, Москва, Набережные Челны, Нижний Новгород, Новосибирск, Норильск, Одесса, Оренбург, Пермь, Пятигорск, Ржев, Рига, Ростов-на-Дону,
    Самара, Санкт-Петербург, Саратов, Севастополь, Силламяе, Симферополь, Смоленск, Сочи, Сургут, Таганрог, Таллин, Тамбов, Тольятти, Томск, Тюмень, Уфа, Харьков, Химки (Моск.обл.), Челябинск, Ялта, Ярославль
    Планируйте поездки, заказывая билеты и бронируя гостиницы онлайн.

Экзистенциальная психология – определение

Экзистенциальная традиционная психология – направление, выросшее из экзистенциальной философии, которое рассматривает человека как уникальное создание, и вся его жизнь неповторима и обладает большой ценностью. Экзистенциальное направление в психологии стало активно развиваться два столетия назад, и является востребованным в современном мире.

История экзистенциальной психологии

Основатель экзистенциальной психологии – сложно назвать одного конкретного человека, целая плеяда философов и психологов оказала влияние на развитие этого направления. Экзистенциальная традиционная психология берет свое развитие с феноменологии и идей российских писателей Л.Н. Толстого и Ф.И. Достоевского. В начале XX в. немецкий психолог и философ К. Ясперс пересматривая традиционные подходы психиатрии привнес в них идеи экзистенциализма.

Людвиг Бинсвангер, швейцарский врач, изучая труды Ясперса и Хайдеггера вносит экзистенциализм в психологию. Человек становится уже не простым управляемым вместилищем психологических механизмов и инстинктов, но цельной, уникальной сущностью. Далее происходит бурное развитие экзистенциальной психологии и ее ответвлений, в которые входит и знаменитая логотерапия В. Франкла.

Основные идеи экзистенциального подхода в психологии

Экзистенциально-гуманистическая психология опирается на ключевые аспекты:

  • сознание и самосознание;
  • свобода;
  • ответственность;
  • поиск смысла;
  • выбор;
  • осознание смерти.

Экзистенциальная психология, ее идеи и принципы взяты из экзистенциальной философии, являющейся «праматерью»:

  • свободная воля человека помогает ему находится в постоянном развитии;
  • познание своего внутреннего мира – ведущая потребность личности;
  • осознание своей смертности и принятие этого факта – мощный ресурс для раскрытия творческой составляющей личности;
  • экзистенциальная тревога становится тем пусковым механизмом для поиска собственного уникального смысла в кажущемся бессмысленном существовании.

Экзистенциальная психология – представители

Экзистенциальная психология В. Франкла – самый ярчайший пример не опускать руки, найти в себе желание жить дальше. Франкл вызвал к себе огромное доверие тем, что его все его психотерапевтические методы были опробованы на себе и тех людях, которые по роковому стечению обстоятельств находились в застенках фашистского концлагеря. Другие известные экзистенциальные психологи:

  • Ролло Мэй;
  • Ирвин Ялом;
  • Джеймс Бьюдженталь;
  • Альфред Ленгле;
  • Алис Хольцхей-Кунц;
  • Босс Медард;
  • Людвиг Бинсвангер.

Часть IV

Предсказывать будущее всегда опасно, но всегда необходимо. Нам
необходимо тренировать воображение, представляя себе будущее,
независимо от того, окажемся ли мы правы или ошибемся.
Я предлагаю два сценария. Первый состоит в том, что психотерапия
— учение о помощи друг другу. В Калифорнии есть места, где так
много психотерапевтов, что пришедший к вам клиент так же может
оказаться психотерапевтом, лечащим кого-то еще, кто, в свою
очередь, является супервизором третьего клиента, который может
стать вашим терапевтом, если вам понадобится консультация.
Это может означать, что мы все научимся помогать друг другу. Я не
верю в то, что этот сценарий вероятен.
Другой сценарий требует включения в нашу картину общества. Я
хотел бы видеть будущее общество преодолевшим ядерную угрозу,
обществом планетарного масштаба. Все страны осознают,
что ни одна из них не может оставаться вне Организации
Объединенных Наций. Общество будущего признает равенство полов и
рас; поставив себе на службу компьютеры, люди сумеют обогатить
свою жизнь, посвятив себя гуманитарным наукам и искусствам.
Я с надеждой ожидаю нового ренессанса, который объединит наши
страсти в высокое искусство.
Короче, я надеюсь на появление в будущем такого общества,
которому не нужны никакие психотерапевты.

Литература

Bettelheim, B. (1977). The uses of enchantment. New
York: Vintage Books.
Bettelheim, B. (1983). Freud and the soul. New York:
Random House.
Feifel, H. (Ed.). (1965). The meaning of death. New
York: McGraw Hill.
Lasch, C. (1979). The culture of narcissism. New York:
W.W. Norton.
Lucrctius. (1951). The nature of the universe. London:
Penguin Books.
MacLeish, A. (1958). J.B. Boston: Houghton Miflin.
May, R. (1983). The discovery of being. New York: W.W.
Norton.
Sonnemann, U. (1954). Existence and therapy. New York:
Grune & Stratton
Sofocles. (1949). «Oedipus at Colonus.» In The Oedipus
cycle. (D. Fitts & R. Fitzgerald, Trans.) New York:
Harcourt Brace.
Tuchman, B. (1978). A distant mirror. New York:
Knopf.
Whyte, W. (1972). The organization man. New York:
Touchstone.
Yeats, W.B. (1950). «The second coming.» In The collected
poems. New York: Macmillan.

История

Некоторые авторы возводят появление экзистенциальной терапии к античности, рассматривая, например, диалоги Сократа с молодыми людьми, а позднее целые школы Аристотеля, Эпикура и стоиков как некую форму философской терапии, которая была призвана улучшить понимание мира и тем самым облегчить жизнь человека, что роднит её с современной экзистенциальной терапией.

Такое назначение философии было во многом потеряно вплоть до XIX века, когда его возродили Кьеркегор и Ницше. Их работа позднее вдохновила многих мыслителей XX века, таких как Хайдеггер и Сартр, которые не скрывали, что видят роль философии прежде всего в конкретной помощи людям.

Другое важное направление философии, заложившее основы экзистенциальной терапии и всей психологии в целом, это феноменология, которая дала психологам и психотерапевтам необходимый инструментарий для проникновения в суть проблем пациента. Первыми психиатрами, непосредственно воплотившими идеи экзистенциализма в психотерапии в начале XX века были Карл Ясперс и Людвиг Бинсвангер

Экзистенциальный анализ Бинсвангера получил широкую известность. Затем феноменология Хайдеггера привела к появлению дазайн-анализа Медарда Босса. Работы Сартра вдохновили на создание его методик Рональда Лэйнга

Первыми психиатрами, непосредственно воплотившими идеи экзистенциализма в психотерапии в начале XX века были Карл Ясперс и Людвиг Бинсвангер. Экзистенциальный анализ Бинсвангера получил широкую известность. Затем феноменология Хайдеггера привела к появлению дазайн-анализа Медарда Босса. Работы Сартра вдохновили на создание его методик Рональда Лэйнга.

Отдельно следует упомянуть появление логотерапии Виктора Франкла — особого направления в экзистенциальной терапии, основанного на поиске смыслов существования и призванного помочь людям найти смысл даже в переживании страданий, как его нашёл сам Франкл в концлагерях Второй мировой войны. Виктора Франкла и Ролло Мэя называют самыми влиятельными экзистенциальными терапевтами XX века.

Также среди заметных фигур экзистенциальной терапии следует упомянуть Алис Хольцхей-Кунц, Джеймса Бьюдженталя, Эрнесто Спинелли, Кирка Шнайдера и Ирвина Ялома, Альфрида Лэнгле.

Постулаты Бьюдженталя

Джеймс Бьюдженталь – президент ассоциации экзистенциальной психотерапии. В 1963 году он выделил основные понятия экзистенциальной психотерапии:

Человек – это целостное существо, которое должно быть оценено и изучено в сумме всех его составляющих. Другими словами, частичные функции не могут служить для оценки личности, только все факторы в целом.
Жизнь человека не обособлена, а завязана межличностными отношениями

Человека нельзя изучить, не принимая во внимание его опыт общения.
Понять личность возможно, только учитывая её самосознание. Индивид непрерывно оценивает себя, свои действия, мысли.
Человек является создателем своей жизни, он не сторонний наблюдатель, мимо которого пролетают картинки бытия, а активный участник действа

Получаемый опыт он создает сам.
В жизни человека есть смысл и цель, мысли его направлены в будущее.

Экзистенциальная психотерапия направлена на изучение человека в жизни, в окружающем его мире, со своими жизненными ситуациями. Каждый из нас приобретает свой жизненный опыт в общении с окружающим миром, с другими людьми. Это и складывает нашу психологическую картину, без которой в психотерапии невозможно помочь пациенту. Набор личных качеств не даст полного осознания личности, человек не живет изолированно, внутри своего кокона, он постоянно развивается, меняет формы поведения, оценивает окружение и, исходя из этого, выполняет те или иные действия. Поэтому некоторые психологи избегают понятия личности, так как оно не позволяет полностью изучить все аспекты существования и сознания человека.

Клиент-центрированный метод

Еще одно направление, которое включает в себя экзистенциальная психотерапия. Основные понятия и техника применения его отличаются от классических. Метод клиент-центрированной терапии был разработан американским психологом Карлом Роджерсом и описан в его книге «Клиент-центрированная терапия: современная практика, смысл и теория». Роджерс считал, что человек в своей жизни руководствуется стремлением к развитию, профессиональному и материальному росту, используя при этом имеющиеся возможности. Он так устроен, что должен решать проблемы, возникающие перед ним, направлять свои действия в нужное русло. Но только развиться эта способность может при наличии социальных ценностей. Роджерс ввел понятия, определяющие основные критерии развития личности:

  • Поле опыта. Это осознаваемый человеком его внутренний мир, через призму которого он воспринимает внешнюю реальность.
  • Самость. Объединение телесного и духовного опыта.
  • Я-реальное. Представления о себе, основанные на жизненных ситуациях, отношении окружающих людей.
  • Я-идеальное. Каким человек представляет себя в случае воплощения своих возможностей.

«Я-реальное» стремится к «Я-идеальному». Чем меньше между ними различий, тем более гармонично ощущает себя индивид в жизни. По мнению Роджерса, адекватная самооценка, принятие человека себя таким, каким он является, есть признак психического и душевного здоровья. Тогда говорят о конгруэнтности (внутренней согласованности). Если разница велика, человеку присущи амбициозность и самолюбие, переоценивание своих возможностей, а это может привести к неврозам. Реальное Я может так и не приблизиться к идеальному в силу жизненных обстоятельств, недостаточного опыта, или из-за того, что человек навязывает себе установки, модель поведения, чувства, которые отдаляют его от «Я-идеального». Основной принцип клиент-центрированного метода – тенденция к самоактуализации. Человек должен принять себя таким, каков он есть, приобрести самоуважение и стремиться к росту и развитию в пределах, не нарушающих его самости.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector