Когнитивно-поведенческая терапия (кпт): что это такое?

Содержание метода

Психоневрозы и их психическое лечение (Dr. Dubois, 1912)

Основная цель метода заключается в коррекции неправильного представления о заболевании, которое формируется под влиянием личностных особенностей пациента, гипертрофированных переживаний по поводу болезни, малограмотности, установки на болезнь и неблагоприятных обстоятельств жизни. Отсюда огромная роль отводится компетенции психотерапевта в области медицины, его умению аргументированно убедить больного в отсутствии соматического заболевания, разъяснить результаты анализов и других исследований, а также знанию законов логики для коррекции непоследовательности, бездоказательности и неопределенности мышления пациента. Подобное мышление может проявляться убеждением пациента в неизлечимости своего заболевания, в поиске соматических, а не психических причин происхождения болезни, недооценкой роли воображения в провоцировании симптомов. В итоге формируется грамотное адекватное понимание причин болезни и ее прогноза, что повышает эффективность лечения.

Главные отличия метода от когнитивной психотерапии Бека и рационально-эмоциональной терапии Эллиса (которые имеют черты сходства с рациональной психотерапией или, по мнению некоторых авторов, даже являются её вариантами) заключаются в нозологическом подходе к заболеванию, включении диалектической логики, использовании нравственных принципов дидактики, что, как порой утверждается, даёт более системный и широкий арсенал психотерапевтического воздействия. Исходя из медицинского уклона диагностики и лечения (учитывается анамнез болезни, этиопатогенез, клинические данные, используется традиционный медицинский понятийный аппарат, привлекаются данные анатомии и физиологии), метод ближе всего к направлению клинической психотерапии. Прежде данный вид терапии назывался «сократовскими беседами».

Успех терапии зависит от глубины убеждения и силы искренности психотерапевта в выздоровление

Снимается ложный страх по поводу функциональных расстройств, пациент убеждается, что все пройдет, как только он перестанет обращать внимание на симптомы, начнет принимать жизнь такою, как она есть, приспосабливаться к условиям жизни, переключаться с себя на окружение: например, «выставить глупую обидчивость как недомыслие, как следствие ложного мышления и недостаточного терпения». Постепенно поднимается моральный тонус больного, его душевные силы, вера в себя.

Показаниями к рациональной психотерапии являются неврозы (сексуальные, навязчивых состояний), психастения, алкоголизм, наркомании, девиантное поведение подростков.

Метод широко применяется в современной практике для исследования внутренней картины болезни пациента, в работе с ее правильной оценкой как безопасной для жизни и трудоспособности, что мобилизует потенциальные возможности личности в преодолении болезни.

Литература

  • Дюбуа П. О психотерапии / P. Dubois; . — Москва : Наука, 1911. — VI, 131 с. — (Психотерапевтическая библиотека / Под ред. д-ров Н.Е. Осипова и О.Б. Фельцмана; Вып. 2).
  • Дюбуа П. Воображение как причина болезни / Prof. dr. P. Dubois; Авториз. пер. д-ра М.Б. Шапиро; . — Москва : Наука, 1912. — 76 с.
  • Дюбуа П. Самовоспитание / Д-р Поль Дюбуа; Пер. с 3-го фр. изд. 1909 г. Н. Пальчинской. — Санкт-Петербург : тип. т-ва «Обществ. польза», 1911. — 234 с.
  • Дюбуа П. О влиянии духа на тело : Публ. лекция / П. Дюбуа, проф. Берн. ун-та; Авториз. пер. Л.Б. Хавкиной-Гамбургер. — Санкт-Петербург : тип. Б.М. Вольфа, 1911. — 42 с.

Направление используют

Организаторы

  Институт Рационального Образа Жизни  (Москва),    Академия Классического Гипноза и Эpикcoнoвcкого Гипноза и Самогипноза  (Донецк),    Академия Счастья  (Самара),    Ассоциация Когнитивно-Поведенческой Психотерапии (АКПП)  (Санкт-Петербург),   Валентина Моисеева (Новосибирск),    Красноярское отделение Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии  (Красноярск),    Психологический центр «Аржаан»  (Екатеринбург),    Студия консультирования и психотерапии «Познание»  (Челябинск),    Центр психологии и психотерапии КПД  (Хабаровск),   Южно-Российский гуманитарный институт. Представительство в Екатеринбурге  (Екатеринбург),    Центр психологической помощи «Психоклассники»  (Екатеринбург).

Тренеры

  Андрей Золотов  (Москва),   Елена Евгеньевна Кудина  (Москва),    Лидия Викторовна Шумина  (Москва),    Наталья Рудь  (Москва),    Алексей Визар  (Москва),    Алёна Игоревна Грушко  (Москва),    Анна Дмитриевна Савинова  (Москва),    Дмитрий Усатов  (Москва),    Евгений Яковлев  (Москва),    Илья Павлович Стародубцев  (Москва),    Марина Андреева  (Москва),    Михаил Анатольевич Хорс  (Москва),    Оксана Ивановна Ерёмина  (Москва),    Олеся Покровская (Агафонова)  (Москва),    Павел Беленко  (Москва),    Сергей Алексеевич Надеждин  (Москва),    Оксана Владимировна Черных  (Ростов-на-Дону),    Александр Александрович Климов  (Иркутск),    Наталья Китаева  (Санкт-Петербург),    Михаил Юрьевич Рыбаков  (Новосибирск).

Ещё тренеры 56

Консультанты

  Андрей Золотов  (Москва),   Елена Евгеньевна Кудина  (Москва),    Лидия Викторовна Шумина  (Москва),    Наталья Рудь  (Москва),    Алексей Визар  (Москва),    Алёна Игоревна Грушко  (Москва),    Анна Дмитриевна Савинова  (Москва),    Дмитрий Усатов  (Москва),    Евгений Яковлев  (Москва),    Илья Павлович Стародубцев  (Москва),    Михаил Анатольевич Хорс  (Москва),    Михаил Орлов  (Москва),    Оксана Ивановна Ерёмина  (Москва),    Олеся Покровская (Агафонова)  (Москва),    Павел Беленко  (Москва),    Сергей Алексеевич Надеждин  (Москва),    Михаил Александрович Горбань  (Ростов-на-Дону),    Мира Терёшкина  (Краснодар),    Мария Лаврухина  (Ростов-на-Дону),    Юрий Бастриков  (Санкт-Петербург).

Ещё консультанты 62

Примечания

  1. Дюбуа, Поль. Психоневрозы и их психическое лечение / Dr. Dubois, «Les psychonèvroses et leur traitement moral». — Санкт-Петербург : К.Л. Риккер. — 1912. — 397 с.
  2. Клиническая психология. Словарь / Под ред. Н. Д. Твороговой. (Психологический лексикон. Энциклопедический словарь : в 6 т. / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского ; т. 5).. — М. : ПЕР СЭ,. — 2006. — С. 237.
  3. «Я взял за привычку гнать от себя грустные мысли и взращивать радужные. Мне хотелось поделиться с кем-нибудь этим опытом. Вдруг я наткнулся на газетную публикацию о начинавшем входить в моду аутотренинге. Оказывается, я большую часть своей жизни им занимался, не подозревая об этом! Я подумал: а что, если работать над собой целенаправленно?» // Влюблен по собственному желанию: Записки кинорежиссера / Сергей Микаэлян. — М. : Всесоюз. творч.-произв. об-ние «Киноцентр», 1989. — 109 с.

Виды когнитивно-поведенческой терапии

Существует ряд специфических типов терапевтических подходов, которые включают КПТ:

️ Когнитивная терапия. Фокусируется на выявлении и изменении неточных или искажённых моделей мышления, эмоциональных реакций и поведения.

️ Диалектическая поведенческая терапия (ДБТ). Направлена на коррекцию поведенческих реакций и мышления. Реализуется с помощью разных стратегий, в число которых входит стратегия регулирования эмоционального фона.

️ Мультимодальная терапия. Основывается на утверждении, что лечение пациента должно основываться на управлении связанных между собой модальностей: аффекте, образах, межличностных факторах, поведенческих реакциях, ощущениях, когнитивных способностях и биологических факторах.

️ Рациональная эмоционально-поведенческая терапия. Осуществляется поэтапно. Сначала выявляются негативные психоэмоциональные установки. Потом они оспариваются, а человек учится их самостоятельно выявлять и трансформировать.

Рациональная терапия в психологии на данный момент является одной из наиболее эффективных методик лечения. Она основывается на том, что определённые чувства и мысли, возникающие у человека, укрепляют его субъективные суждения.

Это, в свою очередь, приводит к расстройству поведенческих реакций, негативно влияющими на все сферы жизни. Поэтому рациональная терапия проводится на протяжении многих сеансов. В процессе лечения пациент:

  • Выявляет чувства, мысли и ситуации, которые провоцируют его на дезадаптивное поведение;
  • Практикует новые навыки, с помощью которых он может справиться с теми чувствами, мыслями и ситуациями, провоцирующими его на дезадаптивное поведение;
  • Ставит перед собой цели и задачи, учится планировать свои действия и объективно оценивать свои возможности;
  • Решает проблемы путём их поэтапного выявления, поиска решений и выбора наиболее подходящего способа решения;
  • Учится самоконтролю и самодиагностике путём ведения дневника или применения других инструментов.

Независимо от того, какие виды КПТ применяет терапевт в лечении, пациент должен быть готов к тому, что эффект от терапии наступит не сразу. В процессе лечения человек постепенно идёт к выздоровлению, поэтапно преодолевая свои проблемы и меняясь как личность. По сути, основная цель, т.е. выздоровление, достигается путём реализации более мелких целей: поиска проблемы, её осознания, выявления причин и их искоренения, преображения мышления. Такая методика психотерапии хороша тем, что реализация мелких целей не так пугает, как попытки решения сложных проблем без предварительной подготовки.

Нужно также учитывать, что КТП подходит для лечения не всех пациентов. Некоторые люди не готовы к длительному и регулярному лечению, в ходе которого психотерапевт выполняет роль инструктора. Так, люди, не готовые признать, что некоторые их чувства, мысли и желания ненормальны, с трудом принимают происходящие во время терапии перемены.

Виды терапии

Рациональная психотерапия может быть групповой и индивидуальной. Также она включает в себя сразу несколько ответвлений.

Рационально-эмоциональная

Год создания: 1955.

Другие названия: рационально-эмоционально-поведенческая терапия (РЭПТ), рационально-эмотивная психотерапия.

Суть: негативные эмоции и дисфункциональное поведение — результат ошибочной интерпретации пережитого опыта, неверных когнитивных установок. Поэтому лечение должно заключаться в их исправлении.

Показания:

  • низкая самооценка,
  • преувеличение негатива,
  • подавленное состояние,
  • фрустрация,
  • отрешённость,
  • навязчивые идеи.

Действия рационально-эмоционального психотерапевта:

  • объясняет суть заболевания,
  • корректирует личностные установки, переориентирует,
  • убеждает,
  • воспитывает.

Основной аспект — направленность на положительные и созидающие эмоции, искоренение отрицательных и разрушающих.

Рационально-когнитивная

Соединение рационального и когнитивного направлений в психотерапии. Когнитивизм (автор — американский психотерапевт Аарон Тёмкин-Бек) привнёс в рационализм новые методы и техники. Они более структурированы, работа с клиентом отличается последовательностью. Основной аспект — коррекция когнитивных способностей, а не эмоций:

  • внимания,
  • гнозиса,
  • восприятия,
  • речи,
  • праксиса,
  • интеллекта.

В ходе лечения клиент осознаёт ошибочность своих суждений, меняет их на правильные, становится ответственным за собственные поступки и избавляется от проблем. Рационально-когнитивный психотерапевт должен владеть приёмами логики и современной теорией аргументации.

Музыкально-рациональная

Соединение музыкотерапии и рациональной психотерапии. Суть — коррекция неправильных (разрушающих и негативных) эмоций посредством конкретных музыкальных произведений. Согласно исследованиям, в моделировании психонастроя главную функцию выполняют лад и темп, вспомогательными являются мелодия, ритм, гармония, динамика, тембр.

На их основе была составлена сетка классических произведений, эффективно регулирующих психо-эмоциональный настрой клиента:

Сеанс музыкально-рациональной психотерапии строится по следующей схеме:

  • описание клиентом своих ведущих эмоций,
  • психотерапевт в диалоге указывает ему на их разрушающее, отрицательное действие и убеждает в том, что от них необходимо освобождаться,
  • прослушивание музыкального произведения,
  • анализ тех эмоций, которое оно вызвало,
  • вывод о том, какие эмоции лучше, приятнее, полезнее: те, что владели клиентом в начале сеанса или в конце.

Музыкально-рациональная психотерапия отлично справляется с такими диагнозами, как депрессия, гипомания, ипохондрия, истерия, интроверсия, паранойя, психастения и даже шизофрения.

Что такое когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)?

В процессе обучения психологи и психотерапевты изучают разные подходы к проведению психоанализа и дальнейшему лечению пациентов. В число этих подходов входит и когнитивно-поведенческая психотерапия. Что это такое? Когнитивно-поведенческая терапия — это психотерапевтический метод лечения ряда психологических заболеваний, с помощью которого психотерапевт помогает пациентам избавиться не только от самих проблем, но и от причин их возникновения. Данная методика направлена на выявление заложенных в подсознание отрицательных паттернов, то есть привычек и образов, оказывающих негативное влияние на психику.

️КПТ — это в психологии один из основных инструментов, позволяющих помочь пациенту отстраниться от травмирующих воспоминаний. Принцип работы этой методики заключается в том, что терапевт помогает изменить негативное мышление человека, направить его мыслительные процессы в позитивное, конструктивное русло.

КПТ психотерапия отличается от классического психоанализа тем, что не только помогает выявить негативные паттерны, но и успешно преодолеть их. Для того чтобы достичь этой цели когнитивно-поведенческий терапевт может задействовать разные инструменты: дневники, упражнения, ролевые игры, медитации и т. д.

Таким образом, когнитивно-бихевиоральная психотерапия представляет собой методику, позволяющую выявить и преодолеть деструктивные привычки и мысли, заменив их на конструктивные. Благодаря этому человек получает возможность изменить свою жизнь, руководствуясь объективным пониманием окружающего мира и самого себя.

Основная концепция этой методики заключается в том, что преодоление негативного мышления – это единственный путь к нормальному образу жизни

Например, если человек фокусирует своё внимание на автокатастрофах, их последствиях, статистике смертности ДТП, то он, скорее всего, будет избегать использования автомобильного транспорта. Естественно, это негативно отразится на качестве его жизни и отношении окружающих к человеку

Поэтому преодоление негативных мыслей и фокусировка на реализации своих жизненных целей необходимо для того, чтобы начать вести активный образ жизни, социализироваться, реализовать собственный потенциал.

Как проходит РЭПТ?

Если вы работаете с психологом в РЭПТ подходе, то процесс будет структурирован и предсказуем. Это очень удобно и клиенту, и терапевту. Вот особенности РЭПТ.

В РЭПТ есть цель у клиента и у терапевта

Клиент ставит своей целью, например, избавиться от страха. А цель терапевта – научить клиента самостоятельно находить свои иррациональные убеждения и справляться с ними.

РЭПТ проходит по схеме

Ваш терапевт обязательно будет следовать структуре консультации. Он не будет перескакивать с одного на другое, тратить ваше и своё время на бесцельные беседы. Вы пройдете по примерно такой схеме:

  • Знакомство и постановка цели,
  • выявление активирующего события,
  • формулировка убеждения,
  • диспутирование;
  • формулирование рационального убеждения;
  • коррекция поведения.

Иногда сложно разделить эти этапы. Или иногда приходится вернуться к прошлому шагу. В любом случае, терапевт знает, куда ведет вас. Поэтому у РЭПТ есть еще одна особенность, о которой ниже.

РЭПТ предсказуема по времени

Вероятнее всего, что вы справитесь с одной заявленной проблемой через 5-20 встреч. Если вам сейчас кажется, что это много, то сравните с психоанализом, в котором терапевт может встречаться с клиентов на протяжении нескольких лет еженедельно. То есть это и 100 встреч, и 200.

По моей практике, действительно, обычно хватает 5-10 встреч. Поэтому у меня так сформированы пакеты консультаций.

Каждая встреча в РЭПТ тоже имеет структуру

Придя на встречу с РЭПТ терапевтом, вы продолжаете двигаться дальше по пути, предложенном психологом. Конечно, заранее предусмотреть развитие беседы невозможно. Но консультант следить за тем, чтобы общий план соблюдался. Например, вы обязательно уделите время домашнему заданию, диспутированию, вы вернетесь к поставленной цели, даже если отдалились от неё. Это удобно и клиенту, и терапевту. Поэтому длительность встречи в РЭПТ классически составляет 50 минут. Я позволила себе сделать не 50, а 60 минут. Эта продолжительность более комфортна клиентам и мне.

РЭПТ имеет требования

Этот пункт, возможно, не так приятен, как предыдущий. Но он напрямую влияет на эффективность. Повышает её, в сравнении с другими методами. Требования у РЭПТ следующие:

— регулярность встреч. Сначала встречи происходят обязательно раз в неделю. Позже, когда терапия уже приближается к финалу и нужно закрепить её результат, встречаемся раз в две недели.

— выполнение домашнего задания. Каждый раз  я даю задание. Каждый раз проверяю его выполнение. Это правило. Оно повышает мотивацию и помогает избежать «просадки» между встречами.

Стоит ли говорить про стандартные правила консультирования? Про то, что нужно уважать время друг друга и заранее предупреждать, если нужно перенести встречу. Про то, что если предупреждения не было за 12 часов до встречи, то терапевт имеет право не возвращать стоимость встречи.

Самая главная формула РЭПТ

Формула (или модель) простая:

А – В – С

Где А – Активизирующее событие, аспект

В – убеждение

С – эмоциональная реакция.

Вообще-то, АВС  — это латинские буквы, то есть «А», «Б», «Ц». Но для понимания и удобства давайте представим, что написано по-русски:

А – активация

В – вера

С – следствие.

То есть получается следующее.

Сначала происходит какое-то активизирующее событие. Это активизирующее событие накладывается на какую-то имеющуюся у человека веру. Исходя из этого коктейля события и веры человек рождает какой-то вывод, какое-то следствие, действие.

Пример!

Мама просит ребенка собрать игрушки. Ребенок отказывается. Это – активизирующее событие.

Событие наталкивается на веру мамы в то, что «Хорошие дети должны слушаться маму!».

Как вывод – мама злится! Злость мамы – это следствие.

«Непослушание – «дети должны слушаться» — злость». Такая схема имеет место быть в этом случае.

Как оценить эффективность РЭПТ?

Так как в РЭПТ есть структура и четкая цель, то эффективность оценить можно по степени достижения цели.

Помните, я говорила, что у терапевта есть своя цель – обучить клиента навыкам самостоятельно работы убеждениями? Отлично, если клиент научается сам справляться со своими иррациональными убеждениями! В дальнейшем терапевт понадобиться ему реже, чем другим людям.

Если сейчас вы читаете эти строки, значит, у вас есть какая-то проблема. Вы можете попрактиковаться в РЭПТ и самостоятельно выявить иррациональное убеждение, породившее эту проблему. Попробуйте пройти по той схеме, которую  я описывала выше. Пример работы в этом методе вы можете увидеть в статье История Лёли — Нельзя прощать изменника

Что такое Рационально-эмоциональная поведенческая терапия (РЭПТ)

Психотерапия базируется на теории личности. То есть каждый психотерапевт в работе использует какой-то подход (один или комбинацию). Об этом подробнее читайте в статье Сколько консультации надо для результата

Он помогает в 99% случаях, потому что опирается на способность психики здорового человека к самовосстановлению. Надо просо правильно запустить процесс восстановления.

Р- рациональная, то есть основанная на обсуждении, здравомыслии.

Э – эмоциональная, то есть задействующая эмоции.

П – поведенческая, то есть меняющая поведение.

Т –терапия, то есть развивающийся процесс, а не разовое явление.

Сегодняшнее практическое занятие начинаем с главной формулы РЭПТ

Планирование действий

«В следующий раз, когда они придут, поговорю с детьми. Спрошу, как им можно присылать программу передач, чтобы они знали, когда я свободна. Пришлю им программу просмотра сериалов, где отмечу свободное время, удобное для встречи. Посмотрю, что из этого выйдет и расскажу об этом психологу».
Постоянный анализ своих мыслей и неприятных ощущений в повседневных ситуациях позволяет, со временем, скорректировать собственное нерациональное поведение. Терапия рационально-эмоционального характера очень действенна и может помочь людям за довольно короткое время. Поэтому она так привлекает терапевтов.  

Методы работы РЭПТ

Методы работы РЭПТ с мышлением можно разделить на три основных стадии:

  • анализ мышления и выявление иррациональных верований;
  • конфронтация с этими убеждениями и их пересмотр;
  • смягчение этих убеждений и требований и появление новых, рациональных.

Основной вопрос, с помощью которого производится оспаривание любой мысли или верования: «какие у меня есть доказательства того, что эта мысль верна?». При использовании такого подхода со временем человек вырабатывает новые, более эмоционально здоровые убеждения. Задача специалиста, практикующего это направление, сделать так, чтобы клиент со временем стал сам себе терапевтом. Только в том случае, если он научится подвергать своё мышление критическому анализу, можно будет заменить иррациональные верования. Кроме того, риск необходимости повторного лечения в таком случае будет сведён к минимуму.

Для этого следует регулярно заниматься развитием навыка оспаривания мыслей и рационального ответа на них. Терапевт может задавать направление движения, помогать увидеть иррациональные верования, но основная работа должна проводиться клиентом самостоятельно.

ABC-схема

Рационально-эмоциональная поведенческая терапия предполагает использование ABC-схемы для анализа мышления и поведения.

  • A – любые события, чувства или мысли, связанные с ними, воспоминания о нашем прошлом опыте;
  • B – наши верования, убеждения и правила;
  • C – следствия, включающие в себя эмоции, поведенческие и телесные реакции.

События, верования и следствия находятся в прямой зависимости друг от друга. Для того чтобы повлиять на эмоции, иногда есть возможность воздействовать непосредственно на «A». Или же можно осознать, что верования и убеждения иррациональны и нужно работать с ними, постепенно заменяя их на рациональные. Идеальным результатом терапии будет такое изменение жизненных установок, которое позволит жить в гармонии с собой и окружающими.

Эффективность

Эффективность РЭПТ измерялась многими исследователями. Мак-Говерн и Силвермен (McGovern & Silverman, 1986) по исследованиям 47 результатов сделали вывод об эффективности РЭПТ. Такое же мнение высказывала и группа авторов (Silverman, McCarthy & McGovern, 1992) по результатам 89 исследований. В 1991 году Лайонзом и Вудсом (L. C. Lyons, P. J. Woods) в результате 70 исследований было установлено, что применение РЭПТ обеспечивало значительное клиническое улучшение у 73 % лечившихся пациентов по сравнению с теми, кто не получал лечения.

РЭПТ может эффективно применяться у взрослых и у детей начиная с 4—5 лет; она эффективна при умеренно выраженных невротических расстройствах, более серьёзных нарушениях и даже при психозах. Однако РЭПТ не излечивает психозы и эндогенную депрессию, а также судорожные припадки или психоэмоциональные расстройства, вызванные эндокринными нарушениями; тем не менее у многих таких пациентов присутствуют невротические наслоения, успешно излечиваемые с помощью РЭПТ: например, опасения рецидива заболевания у пациентов с биполярным расстройством, депрессивные реакции на факт заболевания биполярным расстройством, невротические реакции у психотических больных. РЭПТ можно применять в сочетании с психотропными средствами, при этом она способствует смягчению психотического процесса. Также РЭПТ может помочь пациенту научиться принимать себя с имеющимися отклонениями, не тяготиться и не переживать по поводу этих отклонений.

Как и другие методы психотерапии, РЭПТ не является чудодейственным лечением; избавление от иррациональных представлений, которые у большинства пациентов присутствовали длительное время, происходит в большинстве случаев не за один или даже два-три сеанса. Необходимы повторные дискуссии по поводу обсуждавшихся в начале терапии «В», а также выполнение различных домашних заданий. В некоторых случаях на обсуждение серьёзной проблемы приходится тратить даже несколько месяцев. Тем не менее РЭПТ может приводить к успеху уже после нескольких сеансов или нескольких месяцев терапии, в то время как при использовании психоанализа для улучшения состояния пациента требуются годы.

Критика и эффективность

Ярослав Исайкин считает, что ДПТ эффективна для большего спектра проблем — от работы с подростками и посттравматическим расстройством до наркотических зависимостей и расстройств пищевого поведения. Зато не подходит для краткосрочной помощи (в течение 3–5 недель)

Если вас интересует работа над конкретным (не самым трудоемким) запросом и быстрый результат, стоит обратить внимание на классический КПТ-подход

«Я год ходила к частной психотерапевтке, и, несмотря на некоторые улучшения, мое общее состояние ухудшилось настолько, что я начала размышлять о самоубийстве, — рассказывает журналистка и колумнистка Psychologies Сююмбике Давлет-Кильдеева, занимавшаяся ДПТ. — Я решила пойти к другому специалисту и по совету подруги обратилась в клинику, где рассказала о своих сложностях: проблемах с алкоголем и психоактивными веществами, сложностях в межличностных отношениях, неконтролируемых тратах денег и компульсивном переедании. Я не выбирала ДПТ сама и вообще не знала об этом направлении: эту терапию мне предложили исходя из конкретных жалоб».

Черты РЭПТ

Чтобы говорить о рациональной терапии эмоционального поведения, нам нужно взглянуть на это с двух точек зрения. Первый — это терапевтический подход, который будет относиться к его стратегиям и методам. Второе — это отношения, которые развиваются с пациентом, то, как терапевт взаимодействует с ними.

Отношение терапевта будет иметь следующие характеристики:

Активность: важно, чтобы специалист занимал активную позицию и предлагал пациенту альтернативы своим иррациональным убеждениям.

Вербальная активность: важно, чтобы диалог был плавным и активным с обеих сторон, поскольку эта терапия основана на обсуждении.

Обучение специалист должен вести себя как хороший профессор, обучая своего ученика генерировать изменения в себе.

Содействовать изменениям в философии жизни пациента. Важно содействовать изменению мышления пациента в его философии жизни.

Будьте гибкими: каждый пациент — снежинка, со своим собственным уникальным мышлением. Если специалист не обладает гибкостью и не знает, как адаптироваться, он не сможет генерировать изменения у своих пациентов.

Отношения специалист-пациент

Отношения между пациентом и специалистом будут основываться на следующих принципах:

  1. Безусловное принятие: не должно быть никакого суждения, положительного или отрицательного, по отношению к пациенту. Специалист должен показать своим пациентам, что они приняты, как и все остальные. Что они люди, подвержены ошибкам и не бесполезны.
  2. Сочувствие: понимание мыслительного процесса пациента является неотъемлемой частью понимания природы его убеждений. Специалисты должны понимать философию жизни каждого пациента, чтобы помочь ему измениться.
  3. Будьте искренни: специалист должен быть открытым и доступным. Они могут даже говорить о своей личной жизни, когда это кажется уместным, чтобы показать пациенту, что мы все переживаем неудачи и совершаем ошибки. Личный опыт мало помогает в решении, но он помогает нормализовать определенные эмоции.
  4. Наличие чувства юмора: это один из ключевых аспектов РЭПТ, так как это терапия, основанная на беспокойстве и спокойствии. Специалист должен использовать юмор, чтобы выделить аспекты иррациональных убеждений. В этом смысле специалист должен помнить, что чувствительность каждого пациента различна.
  5. Неформальный терапевтический стиль: РЭПТ лучше работает в расслабленной обстановке, которая сильно отличается от обычных формальностей терапии. Пациент должен рассматривать терапию как дружескую и веселую беседу, время, когда он может спокойно рассказать о своих проблемах и убеждениях.

Наследие Эллиса

РЭПТ является интересной и обычно удовлетворительной терапией для пациентов. Это помогает им изменить свою философию жизни и принять более защитный стиль, когда сталкиваются с проблемами, которые вызывают беспокойство или депрессию. Эта терапия сделала Альберта Эллиса одной из самых важных фигур в психологии.

Модель ABC

Основная статья: Модель ABC

Ядром теории РЭПТ является модель ABC (иногда — «A-B-C», в расширенном варианте — «ABCDE») развития эмоциональных расстройств, которую иногда называют также «моделью терапевтических изменений» и «ABC-теорией личности», поскольку она не только описывает процесс возникновения дисфункциональных эмоций и поведения, но также используется и как руководство по устранению причин этих психических нарушений.

«А» (активаторы, англ. activating events) — это любые текущие события или собственные мысли, ситуация, в которой человек оказался, толчок из внешнего мира, стимул или, возможно, воспоминания или мысли о прошлом опыте (см. также триггер (психология)). Но «А» сами по себе — это только активаторы

Все проблемы возникают потому, что в «А» каждый человек привносит что-то своё, то есть «В» (англ. beliefs): к «В» относятся убеждения, цели, физиологическая предрасположенность, установки, взгляды, представления человека об «А», мысли, образы, восприятие, воображение, интерпретации и выводы относительно «А», внутренний разговор человека с собой, избирательное внимание, избирательное невнимание, избирательная память и др. И уже «В» приводит именно к тому, а не иному «С» — следствию (англ. consequences), то есть эмоциям или поведению

Рациональные взгляды ведут к продуктивному поведению, а иррациональные взгляды (и возникающие на их основе психологические проблемы) — к саморазрушению и иррациональному поведению.

Философия долженствования, она же абсолютистская, приводит к образованию множества иррациональных представлений о мире, центральных иррациональных идей, основными производными которых являются:

  • драматизация — «А» оценивается как ужасное более, чем на 100 %. Начинается с «это не должно быть настолько плохо…»;
  • осуждение — те, кто не делает того, что «должны» (в том числе по отношению ко мне самому) — «плохие», «недостойные», «недочеловеки» и. п.;
  • отрицание своей толерантности (низкая устойчивость к фрустрации и дискомфорту) — неспособность переносить дискомфорт и трудности, которые возникают при различных неудачах, препятствиях, проблемах.

Таким образом, «А», «В» и «С» тесно связаны, и ни один из этих элементов не может существовать без других. И чтобы изменить «С», нужно или изменить непосредственно «А» (самый неглубокий уровень психотерапевтических изменений), или осознать, что «В», ведущие к иррациональным «С», иррациональны, проверить это в опыте и принять вместо конкретных иррациональных «В» конкретные рациональные. Или же, в идеале, в случае самого глубокого и эффективного терапевтического изменения, произвести философское реструктурирование иррациональных воззрений.

В частном случае — это замена абсолютистских требований («должен» и «обязан») на рациональные относительные предпочтения в данной конкретной ситуации. В общем — это принятие гибкой установки по отношению к жизненным событиям в целом.

Также проводятся различия между конструктивными и неконструктивными эмоциями: например, гнев неконструктивен, а недовольство является стимулом к изменению нежелательного положения вещей и, таким образом, является конструктивным.

Подробно про А – активирующее событие

А – это спусковой крючок. Что-то, после чего запускается процесс. Слово, мысль, действие, картинка. То есть «Мы с ним поговорили» — это не спусковой крючок. А вот «Он сказал, что я дура!» — это оно самое. Конкретное слово.

Или, например, мысли. Жене больно после измены мужа. Боль возникает по разным причинам. Нужно найти конкретную. Например, кому-то больно потому, что муж спал с любовницей не один раз, а у них были отношения. А другой жене больно потому, что любовница – «серая мышь», намного хуже самой жены.

Надо найти, что именно послужило спусковым крючком. Потому что именно от этого будет зависеть дальнейший ход терапии. Чем конкретнее,тем лучше.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector