Арт-терапия
Содержание:
Что такое арт-терапия: два направления
В буквальном смысле слова арт-терапия – это лечение с помощью искусства или творчества. Причем в ряде случаев речь идет не только о коррекции психических состоянии, но и о лечении психосоматических заболеваний, например, сердечно-сосудистой системы, или реабилитации после инсульта и инфаркта.
Арт-терапия: лечебное действие восприятия искусства
О благотворном влиянии искусства на психику людей известно давно. Еще в эпоху античности существовало понятие «катарсис» — очищение души через сопереживание героям пьесы или книги. Катарсис помогает «переработать» собственные отрицательные эмоции и тем самым облегчить душевные страдания, сделать их более возвышенными и светлыми.
Воздействие на сознание, формирование определенного настроения – это вообще одна из важнейших целей искусства, и к ней стремятся все художники, музыканты, писатели и т. д. Чем более талантливо произведение, тем большей силой оно обладает.
В широком понимании арт-терапия включает в себя управление психическими процессами, связанными с восприятием произведений искусства. Это направление психотерапевтической практики активно изучалось в еще первой четверти XX века, в том числе З. Фрейдом, К. Юнгом и отечественным психологом Л. С. Выготским.
В настоящее время в качестве вспомогательного средства в психотерапевтической практике используют, например, музыку для релаксации. Психологи рекомендуют посещение выставок художников и выступлений танцевальных коллективов для создания определенного эмоционального фона, снятия напряжения или, наоборот, пробуждения активности и жизненной силы.
Правильно подобранные произведения искусства способны создать определенное настроение, помочь в борьбе с депрессией, а также стать профилактикой психических и психосоматических заболеваний. Звуки, цвета, слова и ритмы воздействуют не только на сознание, но и на подсознание, вызывая из его глубин воспоминания и образы, которые могут оказывать очень сильное воздействие на сознание человека.
К сожалению, это направление арт-терапии сравнительно мало изучено, так как реакция каждого человека на то или иное произведение искусства очень индивидуальна. Поставленные Л. С
Выготским проблемы так и остались до конца нерешенными, поэтому арт-средства в психотерапии используются с осторожностью. Исключение составляет цветотерапия, которую можно рассматривать как отдельную область арт-терапии
Воздействие различных цветов на наше психическое и физиологическое состояние изучено хорошо и активно используется в психологической практике.
Гораздо большее развитие получило другое направление арт-терапии, которое опирается на практическую деятельность и непосредственную включенность человека в творческий процесс.
Арт-терапия: оздоравливающая сила творчества
Занятия разными видами творчества в целях психотерапии и просто для удовольствия становятся все более популярными. В книгах, посвященных арт-терапии, и на соответствующих сайтах перечисляется множество разнообразных видов художественного творчества, которые способны оказать благотворное влияние на психику. Среди них не только занятия музыкой, танцами, литературным творчеством и изобразительной деятельностью
Особое внимание уделяется декоративно-прикладному искусству, которое настолько разнообразно, что каждый может найти занятие по вкусу: керамика и вышивка, вязание и пэчворк, резьба по дереву и художественная ковка, валяние игрушек из шерсти и многое другое
Занятие этими видами деятельности уже само по себе повышает настроение и самооценку человека, делает жизнь ярче, полнее и позволяет найти друзей и сообщников. Но арт-терапия – это все же психологическая практика, и она принесет больше пользы, если занятия будет проводить специально подготовленный человек – психолог, увлекающийся художественным творчеством, или художник, получивший психологическое образование.
Учитывая разнообразие видов творчества, которое используется в арт-терапии, нет возможности подробно рассказать о каждом из них. Поэтому я остановлюсь на самом распространенном из них – на изо-терапии, основным средством которой является рисунок.
Организация занятия
Чтобы арт-терапия принесла наилучший результат, следует грамотно подойти к организации занятия, сделать так, чтобы малыш чувствовал комфорт, безопасность, чтобы ему было интересно и весело
Важно проявить терпение, ни в коем случае не кричать на ребенка, не требовать от него соблюдения каких-либо надуманных «правил» – на то терапия и творческая, чтобы малыш мог творить. Только в этом случае дошкольник сможет раскрыться и поделиться своими самыми сокровенными переживаниями
Для малышей 3-4 лет лучше всего использовать песочницу, которая поможет развить мелкую моторику, а также пофантазировать, вылепляя различные фигурки. Даже дома можно поставить небольшой ящик с песком, но лишь в том случае, если ребенок понимает, что данная «забава» действует только в определенных пределах и разносить песок по всей комнате не следует.
Среди различных форм и приемов занятий можно выбрать такие, которые будут по душе конкретному малышу, выполняться им с удовольствием, а виды деятельности лучше всего чередовать, чтобы не допускать скуки. Предоставив ребенку свободу творчества, можно ожидать положительного эффекта.
При построении занятия использовать следует любой из двух основных приемов:
- дать малышу конкретное задание (например, нарисовать животное), но не особо ограничивая его в технике;
- ничем не стеснять малыша, дать ему, к примеру, краски и лист бумаги, чтобы он сам изобразил то, что посчитает нужным.
Какой из них выбирать – каждый решает сам. Это зависит от индивидуальных особенностей малыша. Некоторые специалисты советуют после создания произведения обсудить его с «творцом», поговорить, почему он сделал именно так, а не иначе. Но если ребенок пока не настроен на диалог, это не обязательно. При регулярных занятиях со временем он сам начнет испытывать потребность в том, чтобы поделиться впечатлениями.
Виды и методы арт-терапии
Библиотерапия — это метод психокоррекции, который также относят к арт-терапии. Что это такое? Библиотерапия включает в себя психокоррекционные методики воздействия на пациента с помощью литературы, специально подобранной для конкретного случая. Применяется библиотерапия для гармонизации состояния психики пациента, она помогает справляться с физическими и психическими патологиями. Можно проводить библиотерапию в библиотеке, на природе, на индивидуальных занятиях. Это отличный метод арт-терапии для беременных, подростков, страдающих неврозами и психическими расстройствами людей, да и для всех, кто хочет решить проблемы личностного характера. Библиотерапия известна еще со времен Средневековья.
Фототерапия – путь к себе через фотографию. Фототерапия применяется в коррекционно-лечебной деятельности с 70-х годов прошлого века. Суть заключается в создании авторских фотографий либо в выполнении специальных упражнений по арт-терапии с использованием готовых, специально подобранных снимков. Психолог может предложить пациенту описать восприятие определенных образов на фотографиях, составить из них коллаж или инсталляцию. Фототерапия проводится в рамках как групповой арт-терапии, так и индивидуальной. В процесс создания инсталляции можно ввести и дополнительные техники. Фототерапия хорошо сочетается с такими арт-приемами, как терапия рисованием, танец или театр с использованием снимков.
Другие варианты лечения искусством
- Музыкотерапия. Применяется, как вспомогательное средство в дополнение к другим техникам психотерапии, для коррекции психосоциальных сторон различных психосоматических расстройств. Терапия музыкой также популярна в воспитательно-педагогической практике.
- Драматерапия. Это метод символического самовыражения с помощью театрально-драматических средств. Позволяет с помощью творчества распознать и смягчить психические расстройства, комплексы и социально-психологические проблемы.
- Танцевальная терапия – способ эмоционально-физической интеграции через танцевальные движения. Основывается на принципе единства тела и психики.
- Куклотерапия. Чаще всего применяется в семейной психотерапии для коррекции поведения детей, подростков и всех членов семьи путем театральных кукольных постановок.
- Логоритмика – сочетание речи и движений под музыку. Применяется в виде индивидуальной либо групповой арт-терапии для лечения детей с дизартрией, заиканием, задержками речевого развития, слабой моторикой и другими проблемами.
- Песочная терапия в психологии применяется, как инструмент психоанализа, символического самовыражения, познания глубинных свойств сознания и собственной картины мира, а также для снятия психического напряжения.
- Сказкотерапия. Это один из вариантов такого вида арт-терапии, как библиотерапия. Часто применяется в воспитательных, образовательных и психотерапевтических целях при работе с детьми.
Альтернативные арт-терапевтические методы
Нередко психологи используют комбинации различных направлений арт-терапии, добавляют новые прочтения, интерпретации и техники. Нетрадиционный подход к арт-терапии порой позволяет сделать психокоррекцию более индивидуальной, охватить более широкий спектр психотерапевтических задач. Одним из вариантов нетрадиционной арт-терапии является применение техник ландшафтной арт-терапии. Суть ландшафтной арт-терапии заключается в поиске на определенной территории всевозможных предметов, которые после используются для создания арт-объектов. Специалист по ландшафтной арт-терапии наблюдает за пациентами в течение всего процесса, как в кабинете, так и за его пределами во время поиска исходных материалов. Реализация ландшафтной арт-терапии проводится в различных формах, ее техники с успехом используются в работе с детьми, взрослыми, пожилыми и семьями. Программы ландшафтной арт-терапии могут иметь лечебную, профилактическую и личностно-развивающую направленность.
Примеры упражнений арт-терапии для детей разных возрастов
Существует множество упражнений, которые носят арт-терапевтический характер. Их можно разделить на группы не только по технике выполнения, но и в зависимости от возраста детей. Рассмотрим примеры.
4-5 лет
- Бабочка сновидений. Это упражнение помогает справиться с детскими страхами по поводу плохих снов. Взрослый предлагает детям готовый шаблон крыльев бабочки и рассказывает сказку о том, как она летала и приносила разные сны. Дети должны нарисовать свои сны на ее крыльях: на одном – плохой, а на другом – хороший. Рисунки обсуждаются. Закончить занятие нужно обязательно хорошим сном, чтобы дошкольник не зацикливался на том, что его тревожит.
- Конверты радости и огорчений. В беседе с детьми взрослый выясняет, что каждый день происходят плохие и хорошие события, поэтому предлагает проверить, чего больше. Дети рисуют события, которые приходят в голову и раскладывают в два конверта. В конце занятия они должны проверить, каких событий больше, чтобы убедиться, что хорошее случается чаще, чем плохое.
- Рисунок в круге. Детям выдаются круги из бумаги и предлагается нарисовать с двух сторон два противоположных понятия. Например, день и ночь, добро и зло, белое и черное, радость и слезы и др. Такая работа способствует развитию рефлексии, а готовые образы могут рассказать о переживаниях ребенка.
8 лет
- Прогулка по лесу. Детям предлагается изобразить картину, которая представляется им при описании леса, деревьев, тропинок, животных и птиц и т. д. После завершения работы необходимо обсудить рисунки и поработать над их интерпретацией. Информация о том, как ребенок чувствовал себя в этом лесу, какие чувства вызывает рисунок и что особенно запомнилось, поможет понять его эмоциональное состояние.
- Моя планета. Детям предлагается закрыть глаза и представить планету в космосе. Какая она? Что на ней особенного? Живет ли там кто-нибудь? Легко ли до нее добраться? и т.д. После этого каждый изображает ее на бумаге в любой из техник так, как представлял.
- Каракули. Дети рисуют любые незамысловатые изображения в произвольном порядке без особого смысла, а затем обмениваются рисунками и обсуждают, какие чувства и ассоциации возникают при взгляде на эти фигуры. Затем партнер должен пофантазировать и превратить каракули в какой-либо образ.
Виды и методы арт-терапии в работе с детьми
Существует достаточно много отдельных видов и направлений в арт-терапии. Более того, все время появляется что-то новое. Но к основным видам лечения творчеством можно отнести:
Изотерапию – лечение при помощи средств рисования, изобразительного искусства. Материалы для такой терапии – бумага, кисти, краски, реже – карандаши, ручки, мелки.
Песочную терапию – занятия с использованием специально организованной песочницы. Кроме непосредственно ящика с песком, в терапии используются маленькие фигурки, природные материалы и прочее.
Библиотерапию – специальной работы с текстом. Так, можно читать текст, выбирать и выписывать запомнившиеся слова, сочинять из них предложения и т.д..
Сказкотерапию – лечебное воздействие с помощью терапевтической метафоры. Клиенты сказкотерапевта изучают готовые сказки, проигрывают их, меняют начало или окончание, пишут свои сказки.Более подробно о ней можно прочитать в статье Сказкотерапия для мягкого решения детских проблем
Музыкотерапию – занятия с помощью прослушивания музыки, создания собственных ритмов, игры на музыкальных инструментах.
Тканевую терапию – при помощи работы с тканями.
Цветотерапию – использование для терапии разных цветовых сочетаний и образов.
Куклотерапию – она подразумевает создание кукол из различных материалов, и дальнейшее взаимодействие с ними: проигрывание историй, сочинение сюжетов ит.д.
Мандалотерапию – занятия с детьми с помощью создания мандал. Их можно рисовать на бумаге или на песке, создавать из разных материалов.
Фототерапию – создание фотографий и дальнейшей терапевтической работы с ними;
МАК – занятия при помощи работы с метафорическими ассоциативными картами.
Тестопластику – терапию с помощью воздействия на пластилин, тесто, глину, другие пластичные материалы.
Коллажирование – лечение и наполнение ресурсами с помощью создания коллажей.
Кинотерапию – терапия при помощи кинофильмов и роликов.
Танцевально-двигательная терапия – лечение с помощью танца.
В работе с детьми, особенно маленькими, чаще всего используются изотерапия, сказкотерапия, песочная терапия, тестопластика и куклотерапия. Да-да, это как раз то, что больше всего на свете любят дети: рисовать, читать сказки, лепить, играть в песочнице и с куклами. Волшебный доктор Арт-терапия лечит только тем, что приятно и безболезненно!
Упражнение по арт-терапии «Карта счастья»
Цель упражнения — осознанность своих чувств, приходит понимание, куда двигаться для улучшения качества своей жизни.
Продолжительность — 15-20 минут.
Материалы — бумага (формат А3), краски, кисточка.
Как выполнять:
- Положите перед собой бумагу;
- Представьте свою счастливую жизнь, какой Вы ее видите;
- Прочитайте список привычек для счастья и выберите 3, которые откликнулись в Вашей душе;
- Нарисуйте эти 3 привычки, а в центре изобразите свое счастье (это может быть любой яркий образ, который описывает Ваши счастливые чувства).
Список привычек для счастья:
- Смех. Слушать, смотреть юмористические передачи; читать смешные рассказы или рассматривать веселые изображения;
- Утренняя зарядка;
- Фитнес;
- Прогулка в парке;
- Чтение книги;
- Любимая музыка;
- Массаж;
- Общение с друзьями;
- Общение с семьей;
- Отдых на море;
- Поездки за город;
- Посещение театра, концерта, музея;
- Занятие благотворительными делами;
- Дарение себе приятных подарков;
- Высыпаться.
Посла завершения своей работы, посмотрите на нее внимательно и ответьте себе на вопрос:
- Что Вы чувствуете в настоящий момент?
- Какую полезную привычку Вы начнете внедрять с сегодняшнего дня?
Выводы
Не обязательно выбирать один метод, многие из них прекрасно сочетаются друг с другом: можно лепить под музыку, танцевать под музыку, рисовать и одновременно слушать лечебную мамину сказку. Как комбинировать занятия, решать только родителям.
Стоит отметить, что домашние занятия хороши для профилактики, для снятия ежедневного стресса, усталости. При возникновении проблем или заболеваний без видимых причин все-таки лучше посетить специалиста — врача-педиатра и детского психолога. Если ребенку понадобится коррекция арт-терапией, специалист даст индивидуальные рекомендации и подскажет, на каких методиках остановить свой выбор для решения определенной проблемы.
Сегодня лечение искусством более, чем доступно. Многие школы и детские сады принимают в штат собственного арт-терапевта или психолога с соответствующими знаниями и опытом. Если такой специалист есть, не стоит пренебрегать его советами, по возможности пусть ребенок посещает его.
Все секреты арт-терапии для детей смотрите в следующем видео.