Возрастная психология развития человека

Научный метод

«Проблема метода есть начало и основа, альфа и омега всей истории культурного развития ребенка …Опереться по-настоящему на метод, понять его отношение к другим методам, установить его сильные и слабые стороны, понять его принципиальное обоснование и выработать к нему верное отношение — значит, в известной мере, выработать правильный и научный подход, ко всему дальнейшему изложению важнейших проблем детской психологии в аспекте культурного развития. (Л.С. Выготский).

По-настоящему научные данные можно получить только с помощью научного метода. Научный метод обеспечивает объективность исследования.

Термин научный метод относится к тем общепринятым приемам, которые ученый использует для того, чтобы продвинуться в своем исследовании от начальной стадии формулирования вопросов· до окончательных выводов. Исследователи могут расходиться во взглядах на то, что следует наблюдать и как лучше всего, измерить наблюдаемое явление, но большинство исследований в сущности. состоит из следующих этапов: (А. Анастази):

1. Постановка проблемы. Исследователь должен определить, что конкретно он собирается изучать.

2. Формулирование гипотез в отношении предполагаемых причин изучаемою явления. Исследователь должен предсказать причины, которые, по его мнению, вызывают интересующее его явление.

3. Проверка гипотезы. Исследователь должен: а) собрать данные и б) проанализировать их, используя соответствующие статистические критерии.

4. Формулирование выводов. Учитывая результаты предыдущего этапа, исследователь должен сформулировать заключение о тех причинных связях, которые предполагались в исходных гипотезах.

Цели и проблематика исследования определяют методы как средства достижения.

Рассмотрим классификацию методов исследования, которую, предложил Б. Ананьев. Эта классификация интересна тем, что она построена как раз так, что отражает этапы проведения исследования.

Список популярных книг по возрастной психологии

Книги по возрастной психологии отражают наиболее актуальные вопросы, рассматриваемые научной дисциплиной. Литературу такого рода можно найти на книжных магазинных полках или приобрести в интернет на специализированных ресурсах. Издания помогут читателю найти ответы на большое количество важных вопросов, окажут содействие в решении возрастных проблем.

«Идентичность: юность и кризис»

Произведение Эрика Эриксона посвящено рассмотрению проблем, характерных для юношеского возраста. Большинство из них в таком периоде связаны с вопросами становления личности и попытками индивида обрести определенный социальный статус.

В книге автор проводит анализ различных проблемных вопросов, связанных с возрастными кризисами. Согласно положениям теории Эриксона, судьба каждого человека напрямую определяется видами и характером занятий на ранних жизненных этапах.

«Курс выживания для подростков»

Автор Снайдер Ди дает представителям подрастающего поколения рекомендации практического характера и подробно рассказывает о способах обретения новых друзей. Он раскрывает секреты избавления от робости, учит методикам обретения уверенности и поднятия самооценки.

В книге поднимаются актуальные и насущные проблемы, с которыми в силу малого возраста сталкиваются многие дети. Среди них алкоголизм и наркотики, а автор открыто и доступно рассказывает о существующих возможностях исправления ситуации, когда представители молодого поколения уже попали в беду.

«Тренинг предупреждения вредных привычек у детей»

Создатель произведения Н. А. Гусева поднимает волнующие для многих родителей и педагогов проблемы и подробно описывает каждую ситуацию. Психолог дает полезные рекомендации по работе с подростками, в том числе в части профилактики табачной зависимости, пристрастия к алкоголю и наркотическим средствам.

Книга позволяет познакомиться с новейшими авторскими разработками, которые способна оказать помощь в борьбе с употреблением психоактивными веществами. Научная работа позволяет познакомиться не только с теорией, поэтому будет полезна всем взрослым.

«Тренинг для подростков. Профилактика асоциального поведения»

Книгу Г. И. Макартычева можно рассматривать как практическое руководство, так как в ней описаны практические упражнения психологического характера для подростков. Они помогают молодым людям понять опасность асоциального поведения.

Автор подробно описывает правовую сторону правонарушений и рассказывает о возможных последствиях. Подобного рода информация будет полезна родителям, так как направит взрослых в правильном направлении и поможет в воспитании детей. Педагоги также получат поддержку, так как им необходимо дать подросткам ориентир, показать правильное направление развития и убедить в необходимости постановки позитивных целей.

«Психологическое сопровождение родительства»

Процесс воспитания детей во многом зависит от обстановки в семье и родительского отношения. В книге автор Р. В. Овчарова подробно описывает проблемы, с которыми каждый взрослый сталкивается после рождения ребенка. Молодые мамы и папы часто оказываются не готовы брать на себя ответственность за нового члена семьи, поэтому нуждаются в помощи и поддержке.

Психолог дает подробные консультации и описывает существующие способы коррекции поведения. Подобные рекомендации способны помочь нормализовать отношения в семье и содействуют развитию родительских чувств к собственным детям.

Люди нередко сталкиваются с различного рода проблемами в семье, испытывая сложно в отношениях с детьми и близкими. Книги психологической направленности способны вооружить теоретическими знаниями и дать практические рекомендации, так как многие проблемы обусловлены возрастными кризисами, переходом на новый этап развития и становления как личности.

Психические процессы развития ребенка дошкольного возраста

Следующий этап приходится как раз к окончанию кризиса трех лет. К этому моменту ребенок имеет уже определенную самооценку, уверенно себя чувствует на ногах и может более или менее нормально разговаривать. Иногда он даже чувствует себя «на одной волне» со взрослыми. Вот только понять, для чего взрослые совершают те или иные поступки, малыш все еще не может. И в этом ему помогут сюжетно-ролевые игры. При моделировании различных жизненных ситуаций в игре ребенок лучше усваивает информацию и развивает свое абстрактное мышление. Родителям нужно взять на заметку эту особенность психического развития детей.

В отличие от ребенка 4-5 лет старший дошкольник имеет свои особенности психики. В этом возрасте у него возникает большая потребность в общении с ровесниками. Этот возрастной период непосредственно связан со следующими психическими процессами развития ребенка:

Память – усвоение новых знаний, приобретение полезных умений и привычек. Мышление – развитие логики, способность устанавливать связи между различными явлениями и их причинами. Речь – умение справляться с правильным произношением всех звуков родного языка, регулировать громкость и темп, выражать эмоции

Внимание – способность концентрировать сознание на определенном объекте. Воображение – умение создавать в голове различные образы с помощью уже известных фактов и манипулировать ими

Восприятие – развитие способности воспринимать цвета, формы, звуки, предметы в пространстве и целостное изображение.

Развитие представленных выше психических процессов – залог успешного обучения в школе.

Лечение отставания в интеллекте

Отставание в интеллектуальном развитии напрямую указывает на недостаточное функционирование центральной нервной системы. Проблема, к сожалению, не поддается лечению. Доктора предписывают лекарственную терапию, стимулирующую работу мозга, но если болезнь возникла из-за биологических способностей организма, эффект будет минимальным.

Психотерапия предназначена для улучшения адаптации, развития элементарных навыков, но метод показан при более глубоких нарушениях интеллектуальных способностей.

В качестве медицинских средств, назначают ноотропики, успокоительные.

Учеба лиц с умственной отсталостью

Пока ребенок не достиг школьного возраста, обнаружить умственные отклонения практически невозможно, так как он мало отличается от своих сверстников. При достижении школьного возраста, с помощью учителей, родных, дети могут отучиться до 5 класса. Далее предписано посещение вспомогательных занятий, благодаря которым можно хоть как то корректировать развитие.

Дети с умственной отсталостью учатся в специальных учреждениях

Умственная отсталость легкой степени: инвалидность

Для установления инвалидности, вне зависимости от того, каким заболеванием страдает человек, необходимы определенные условия, к которым относятся:

  • неспособность выполнять обязанности при учебе, на работе, дома;
  • неспособность к самообслуживанию.

Создается специальная медико-социальная комиссия экспертов, которые детально изучают положение человека в обществе, его качество жизни и вышеперечисленные критерии. Не исключено, что будут даны тесты, проведены беседы со специалистами, сбор информации от близких, сотрудников сада, школы. И если налицо ограничения жизненных функций из-за стойкого нарушения способностей организма, вызванных болезнью, травмами, дефектами, то комиссия утвердит при диагнозе «умственная отсталость» инвалидность.

Какими аспектами занимается

Объектом изучения этого раздела психологии как науки неизменно остаётся человек в определённый жизненный период. Его поведение и изменения в психике относительно возраста – главный аспект исследований. Перед изыскателями ставятся следующие задачи:

  • обнаружение и проработка обособленных и общих закономерностей для конкретной возрастной категории;
  • построение психологической картинки поэтапного взросления индивида;
  • разрешение проблем развития личности человека;
  • обнаружение психологических возможностей для каждого возраста.

К сведению. Возрастная психология (ВП) устанавливает свои закономерности, опираясь на данные, взятые из таких областей, как медицина, педагогика, этнография. Результаты работы в области ВП, ставшие общественным достоянием, применяются на практике.

Какие аспекты рассматривает возрастная психология?

Объектом исследования такой дисциплины, как возрастная психология, есть и всегда будет индивид, а также его психика и поведение в определённые периоды своей жизни. Наука описывает особенности психического развития индивидуума в зависимости от конкретного возраста. Благодаря этой дисциплине, удалось понять причины перемен в ходе взросления. Возрастная психология не только описывает каждый этап жизни, но и объясняет суть происходящих превращений.

Дисциплина изучает изменения в психологии индивидуума по мере его взросления. Главенствующее место в возрастной психологии отводится психическому развитию индивидуума.

Разделы возрастной психологии:

  • пре – и перинатальная;
  • детская;
  • юношеская;
  • зрелого возраста;
  • геронтопсихология.

Задания науки:

  • выявление и изучение общих и отдельных для определённой возрастной группы закономерностей;
  • создание психологической картины всех этапов взросления;
  • выявление потенциала и психологического ресурса на разных периодах;
  • решение проблем, возникающих в ходе психического развития индивида.

На становление науки о психологическом развитии индивидуума повлияли такие дисциплины: общая, социальная, дифференциальная, личностная, педагогическая психология. Возрастная психология опирается на информацию из области медицины, культурологи, социологии, педагогики, этнографии. Благодаря исследованиям особенностей психологического развития индивида учёными были установлены закономерности становления личности. Эти знания стали достоянием общественности и приобрели практическое использование.

Возрастная психология взаимосвязана с психологией развития индивида. Эти дисциплины изучают одинаковые аспекты. Правда, возрастная психология больше внимания уделяет психологическим чертам индивидуумов различных возрастов. Психология развития исследует законы психологических возрастных преобразований.

На основании выводов обеих этих дисциплин выявлены некоторые тенденции развития индивидуумов в ходе возрастной трансформации. Сформулированы психологические характеристики различным категориям личностей, относящимся к определённым возрастным группам.

В поле зрения этой научной дисциплины попадают количественные и качественные изменения, происходящие в психике и поведении индивидуума при плавном перемещении из одной возрастной группы в последующую. Подобные перемены охватывают какой-то период времени — пару месяцев для малышей либо несколько лет для взрослых. Изменения в психологии зависят от биологического взросления, психического и физиологического состояния индивида, его положения в социуме, приобретённого интеллекта и достигнутого уровня развития личности.

Каждый этап жизни человека характеризуется таким понятием, как возраст. Определённый период взросления имеет свои психологические и поведенческие особенности. За пределами одного возраста они не повторяются.

Возрастные особенности индивида обусловлены наследственностью, воспитанием, средой общения и характером деятельности индивида. На формирование личности в любом возрасте влияют как внешние, так и внутренние факторы.

Постепенное психологическое развитие человека зависит от ряда побудительных причин. Личность эволюционирует в результате возникновения внутренних противоречий. На их появление влияет отношения человека к обществу, собственным успехам и неудачам, конфликтным ситуациям. Посредством деятельности индивид разрешает внутренние противоречия и обретает новые черты характера. Если внутренний конфликт выходит за рамки нормы, у человека развиваются психические заболевания.

Общие сведения

История возрастной психологии как самостоятельно оформившейся науки начинает отсчет в 1882 году. Тогда немецкий психолог Вильгельм Прейер выпустил книгу «Душа ребенка», положившую начало систематическому изучению детской психики.

Возрастная психология тесно связана с общей психологией, биологией, генетикой. Имеет эта дисциплина точки пересечения с культурной антропологией и другими социальными науками. Конечно, очень близка к этой дисциплине педагогика. В вузах нередко читаются лекции по предмету «Возрастная и педагогическая психология», который объединяет две эти отрасли знаний.

Что прежде всего выясняет любой, кто начинает изучать новую науку? Правильно, ее объект, предмет и задачи. Не будем отступать от этой традиции и мы.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Какого типа могут быть изменения? Количественные и качественные, эволюционные (происходят постепенно) и революционные (коренной перелом в развитии). Кроме того, предметом дисциплины являются индивидуальные особенности личности, характерные для того или иного периода жизни.

Рекомендуем: Что такое акселерация?

Задачи науки вытекают из ее объекта и предмета. Так, например, важнейшей выступает задача установить механизмы перехода с одной стадии развития на другую, классифицировать эти стадии, обосновать закономерности и принципы развития психики человека. Также возрастная психология ставит своей задачей определение ведущих и второстепенных движущих сил, влияющих на психику личности и создание достоверной психологической картины каждого периода ее жизни.

Мы определили объект, предмет и задачи возрастной психологии. Теперь можно перейти к структуре науки. Фундаментальные разделы возрастной психологии традиционно охватывают три больших периода человеческого существования: психология детства, взрослости и старости (геронтопсихология).

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Однако чаще всего структура возрастной психологии предстает более дробной. Так, в отдельную отрасль выделяется пре- и перинатальная психология, изучающая психическую жизнь еще не рожденного младенца и новорожденного, отдельно изучаются специфические особенности процессов психики подростка.

Теории развития[2]

  • Ранние теории: преформизм, конформизм Локк и Руссо
  • Теория созревания Гезелла
  • Этологические и эволюционные теории Дарвина, Лоренца и Тинбергена
  • Теории привязанности — Боулби и Эйнсуорт
  • Философия образования Монтессори
  • Теория организма и сравнительная теория Вернера
  • Теория когнитивного развития Пиаже: Швейцарский психолог Жан Пиаже утверждал, что дети активно учатся и получают знания через практический опыт, он также выдвинул предположение, что роль взрослого заключается в том, чтобы предоставить ребёнку необходимые материалы для осуществления своей практической деятельности. Жан использовал в работе с детьми метод Майевтика, созданный Сократом, для того чтобы дети могли задуматься о собственных действиях и могли, тем самым, увидеть противоречия в своих объяснениях. Пиаже считал, что интеллектуальное развитие детей имеет несколько стадий, которые он изложил в своей теории когнитивного развития. Каждый этап состоит из шагов, которые ребёнку необходимо освоить, прежде чем перейти к следующему шагу. Он считал, что каждый этап взаимосвязан друг с другом, например, каждый новый этап строится на основе предыдущего в непрерывном процессе обучения. Жан предложил несколько стадий развития интеллекта : период сенсо-моторного интеллекта (0—2 года), период подготовки и организации конкретных операций (2—11 лет), период формальных операций (11—15 лет), которые по его теории проходят строго в определённом возрастном порядке.
  • Стадии нравственного развития по Колбергу
  • Теории научения: Павлов, Уотсон, Скиннер
  • Теория социального научения Бандуры
  • Культурно-историческая теория Выготского и Лурии
  • Психосексуальное развитие Зигмунда Фрейда
  • Теория сепарации-индивидуации Маргарет Малер
  • Теория аутизма Беттельгейма
  • Теория детских переживаний Шахтеля
  • Теория зрелости Юнга
  • Теория развития на основе привязанности Ньюфелда

Психология ребенка и его развитие до 5 лет

Детям трудно передать, что они переживают, и тем более проанализировать свои чувства. Вот где детская психология помогает получить важную и ценную информацию для более полного понимания того, что происходит в их внутреннем мире. Ведь воспитание должно строиться на возрастных особенностях детей, чтобы они могли полноценно развиваться.

Психологи выделяют такие этапы развития ребенка в процессе взросления:

  • развитие опорно-двигательной системы;
  • изучение мира и языка;
  • эмоциональное развитие;
  • социальное взаимодействие с окружающими людьми.

В ранние годы, их еще называют «игровые годы», воспитание должно строиться в форме игры. В возрасте до пяти лет дети развивают двигательные навыки и не боятся допускать вербальные ошибки во время разговора. Они отчаянно хотят общаться, свободно использовать язык без смущения.

Когнитивный рост воспитывается творческой игрой и творческой деятельностью. В этом возрасте дети начинают понимать, что не все люди думают и поступают одинаково. Также учатся контролировать свои эмоции, беря под контроль импульсы, вызванные гневом или страхом.

На этом этапе взросления важно объяснить нормы поведения в детском коллективе, для того чтобы в будущем не было проблем в общении со сверстниками

Структура возрастной психологии и ее связь с другими науками

Возрастная психология изучает процесс развития психических функций
и личности на протяжении всей жизни человека.
Выделяется 3 раздела возрастной психологии:

  1. детская психология (от рождения до 17 лет);
  2. психология взрослых, зрелых возрастов;
  3. геронтология или психология пожилого возраста.

Возрастная психология тесно связана с другими областями психологии:
общей психологией, психологией человека,
социальной, педагогической и дифференциальной
психологией

Как известно, в общей психологии исследуются психические
функции — восприятие, мышление, речь, память, внимание, воображение. В возрастной психологии прослеживается процесс развития каждой психической
функции на разных возрастных этапах

В психологии человека рассматриваются
такие личностные образования, как мотивация, самооценка и уровень притязаний,
ценностные ориентации, мировоззрение и т.д., а возрастная психология
отвечает на вопросы, когда эти образования появляются у ребенка, каковы
их особенности в определенном возрасте. Связь возрастной психологии
с социальной показывает зависимость развития и поведения ребенка
от особенностей тех групп, в которые он входит: от семьи, группы детского
сада, школьного класса, подростковых компаний. Возрастная и педагогическая
психология как бы смотрят на процесс взаимодействия ребенка и взрослого
с разных сторон: возрастная психология с точки зрения ребенка, педагогическая
— с точки зрения воспитателя, учителя. Помимо возрастных закономерностей
развития существуют и индивидуальные различия, которыми занимается дифференциальная
психология: дети одного возраста могут обладать разным уровнем интеллекта
и разными личностными свойствами. В возрастной психологии изучаются
возрастные закономерности, общие для всех детей. Но при этом отмечаются
и возможные отклонения в ту или иную сторону от всеобщих линий развития.
Кроме наук психологического цикла возрастная психология связана с философией,
анатомией, физиологией, педагогикой.

Теории

Теории развития личности:

  1. Л. С. Выготский — культурно-историческая теория. Он считал, что высшие психические функции возникают только при применении определенных знаков со стороны двух общающихся людей.
  2. А. Н. Леонтьев — теория деятельности. По этой теории деятельность считается изначально осознанными действиями, после которых она становится операцией и перерастает в функцию.
  3. В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин — теория учебной деятельности. Исследователи рассматривали проблемы становления личности при применении различных учебных приемов.
  4. П. Я. Гальперин — теория формирования умственных способностей. Главный смысл учения — психические функции начинаются с материального выполнения действий и завершаются речевыми функциями.
  5. А. И. Мещеряков, И. А. Соколянский — теория первоначального очеловечивания. В ней исследователи объяснили, как формируется психика у слепоглухонемых детей.

Каждая из теорий получила популярность среди других исследователей возрастной психологии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector