Презентация «групповые феномены»

Негативизм

Негативизм, по своей сути, является протестом, против структуры, методов, системы и прочее

Психология личности, склонной к негативистскому поведению, заключается в том, что ей важно противостоять большинству. Причем порой даже не важно, сходятся ли у неё с этим большинством мнения, или нет. Важна сама позиция – против всех

Обычно это люди с сильной волей, характером. Они не воспринимают критику или обесценивание на свой счёт. Наоборот, чем больше им приходится выдерживать в этой позиции «единственного», «непонятого всеми» — тем больше они удовлетворяют свою потребность в самовыражении, получении внимания

Важна сама позиция – против всех. Обычно это люди с сильной волей, характером. Они не воспринимают критику или обесценивание на свой счёт. Наоборот, чем больше им приходится выдерживать в этой позиции «единственного», «непонятого всеми» — тем больше они удовлетворяют свою потребность в самовыражении, получении внимания.

Интересен факт, что негативизм является тем же проявлением конформности, просто полярной, как бы «наизнанку». То есть, человек, несмотря на попытки доказать что-то обратное, зависим от тех, с кем борется. Он не сможет бунтовать, если не будет привязан к мнению окружающих.

Позицию он занимает антигрупповую, и если она изменится, ему не на что будет опираться. Иначе как выбрать стратегию поведения, когда привык ориентироваться на модели, сформированные другими людьми? Так обычно ведут себя подростки в период созревания. И как бы они не пытались показать свою автономность и зрелость, устраивая конфликты, протесты, по факту, они нуждаются в родителях, в их любви и заботе.

Так как информация в статье предоставлена кратко, хочу привести простой пример, который покажет, как работает феномен группового давления. Помните сказку «Новое платье короля» Ганса Христиана Андерсена? В ней рассказывалось о двух ткачах, которые смогли убедить всё королевство в том, что пошили самое прекрасное платье. Хотя по факту король был голый. И только ребёнок осмелился сказать правду.

Кстати, недавно я опубликовал интересную статью, про синдром Саванта — болезнь гениев. Рекомендую почитать.

Напоследок хочу заметить, что этот феномен выполняет важные функции – сближение и сохранение целостности группы. Которая становится способной совместно достигать поставленных перед ней целей. Если вам интересно узнать, как вы обычно ведёте себя в обществе, рекомендую пройти этот тест. А на сегодня всё! Успехов вам и свершений.

Ребят, я уже не раз рекомендовал, но сделаю это еще раз. Посмотрите вот эти 27 уроков везения, я уверен, что они будут вам полезны.

Материал подготовила психолог и гештальт-терапевт, Журавина Алина.

Эксперимент

Изначально этот феномен решил исследовать психолог Соломон Аш, заинтересовавшись тем, насколько человек готов отстаивать свою точку зрения, не получая поддержки от окружающих, а порой и вообще, противостоя им.

В 1951 году он собрал группу испытуемых, задачей которых было определить длину предъявляемой линии. Сделать они это могли, показывая карточки, которые им заранее выдали. На одной было изображено три отрезка с разной длиной, а на второй – один, но точно такой же, как на первой карте. Когда испытуемые проходили этот тест индивидуально, результаты были положительными, все справлялись с заданием

Но Соломону было важно доказать действие давления социума на личность. Пусть даже и в малой группе

Поэтому он поместил испытуемых в одну комнату, вступив заранее в сговор со всеми участниками, оставив лишь одного в неведении. Они должны были намеренно показывать неверные ответы. Чтобы выяснить, поддастся ли под влияние остальных этот единственный не подставной испытуемый. И, как вы могли догадаться, в большинстве случаев личности, не владея информацией о сговоре, давали не правильный ответ. Они опирались на других, игнорируя собственные чувства, так как не хотели выделяться. Только четверть участников, а их было всего 123 человека, проявили независимость и стояли на своём до последнего, утверждая, что окружающие ошибаются.

Позитивная психология

Материалы » Взаимоотношения сотрудников в коллективе » Феномены малых групп. Механизм психологического влияния.

Феномены малых групп. Механизм психологического влияния.

Этот механизм срабатывает при длительном взаимодействии людей друг с другом, когда есть возможность общаться, продемонстрировать свою позицию, точку зрения.

Проявляется в уникальных социальных явлениях, называемых феноменами малых групп.

Самыми распространенными феноменами являются:

1. Феномен группового давления: это явление обеспечивает согласие и единство людей, позволяет оказать давление на отдельных людей, если они проявляют несогласие с большинством.

2. Феномен группового принуждения —

это социальное явление является средством группового контроля за поведением отдельных членов группы, следованию принятых групповых традиций, норм с целью дисциплинирования, коррекции поведения и даже игнорирования, наказания.

Самый сильный способ принуждения — публичное осуждение человека.

3. Феномен группового подражания —

это явление связано с неосознанным желанием человека копировать, перенимать чужой опыт, чужие образцы поведения, искать для себя объект для подражания.

4. Феномен группового сотрудничества —

это явление позволяет людям испытывать чувство взаимопомощи, поддержки. Таким образом сотрудничая и взаимодействуя, людям легче выживать.

5. Феномен групповой конкуренции —

это явление связано с инстинктивным духом соперничества. Выживая, человек вынужден конкурировать, удовлетворять собственные амбиции, завоёвывать авторитет.

Иногда это явление может носить негативный характер.

Протекание социальных явлений зависит от стадии развития группы и, вообще, можно ли эту группу назвать коллективом.

Важно изучать и выявлять такие неформальные малые группы, так как они оказывают огромное влияние на атмосферу во всем коллективе. Малыми группами необходимо управлять, выявлять неформальных лидеров, учитывать, к какой неформальной группе относится каждый работник

Параллелограмм развития памяти по Леонтьеву

А.Н.Леонтьев, основываясь на теории интериоризации высших психических функций, внёс свой вклад в исследование развитии памяти, особенно подчёркивая центральную роль речи: “именно в речи замыкаются необходимые для опосредствованного запоминания связи и создаются намерения.”
Автор предполагает, что переход, совершающийся от внешнего опос …

Рекомендации

На основании проведенного исследования мы представляем положения, которые могут быть использованы как рекомендации специалистам, занимающихся подготовкой специалистов по специальности 050104 “Безопасность жизнедеятельности” и другими специалистами, занимающихся психолого-педагогической подготовкой специалистов, работающих в экстремальны …

Приложения

1. Текст методики ШРЛТ
Инструкция к первой группе суждений о самочувствии. В зависимости от самочувствия в данный момент зачеркните наиболее подходящую для вас цифру: «1» — нет, это совсем не так; «2» — пожалуй, так; «3» — верно; «4» -совершенно верно.
1. Вы спокойны 1 2 3 4
2. Вам ничто не угрожает 1 2 3 4
3. Вы находитесь в напряж …

  • Главная
  • Мышление и речь
  • Развитие внимания
  • Отношения мать-дитя
  • Эффективность работы команды
  • Культура умственного труда
  • Материалы
  • Новое
  • Популярное
  • Карта сайта
  • Поиск
  • Контакты

Групповое давление причины и последствия. ГРУППОВОЕ ДАВЛЕНИЕ (GROUP PRESSURE)

Невозможно находиться в группе и быть свободным от ее влияния. Группа рассматривается как важнейший фактор в детерминации поведения ее отдельных членов.

Как указывал У. Р. Байон, необходимым условием существования любой группы является служение определенной цели. Это подразумевает тесную взаимосвязь между единством цели внутри группы и ее успешностью в выполнении задач. Уорчел и Купер, подводя итоги исслед. в этой области, делают вывод о том, что достижению групп. целей способствует высокая сплоченность.

Томас Френч разраб. понятие «фокального конфликта», чтобы объяснить, каким образом люди в группе приходят к «сотрудничеству» для достижения общей цели. Ее члены, индивидуально или коллективно, могут оказывать давление на др. в данной группе с целью подчинения их задачам, требующим безотлагательного решения.

Такие давления могут оказываться чрезвычайно эффективными, влияя не только на выбор индивидуумом задачи, но и на индивидуальные убеждения, аттитюды и даже на восприятие действительности. М. Шериф, используя «автокинетический феномен», показал, что на восприятие отдельными членами группы таких характеристик, как направление, расстояние и скорость «движения» светового пятна, могут в значительной степени влиять вербальные суждения и оценки др. ее членов. Соломон Аш продемонстрировал, что индивидуумы могут подвергаться существенному влиянию в отношении широкого спектра перцептивных суждений и оценок.

Стремление к соц. одобрению настолько глубоко укоренилось у большинства людей, что они скорее с готовностью подчинятся ожиданиям других, чем рискнут вызвать их неодобрение. Потребность индивидуума в принятии др. в группе может быть такой сильной, что будет распространяться на совершенно незнакомых людей.

Угроза соц. отвержения или др. наказания может служить мощным подкреплением конформного поведения.

Генри Израел пролил свет на механизмы, посредством к-рых индивидуумы оказывают давление на др. и в свою очередь сами подвергаются их влиянию. Индивидуумы устанавливают 3 осн. вида отношений друг с другом, а именно: «требуемые» взаимоотношения, «избегаемые» и «катастрофические». В требуемых взаимоотношениях индивидуумы взаимодействуют способами, к- рые, как они полагают, отвечают ожиданиям др. В ответ на это каждый из них хочет, чтобы др. тоже отвечали его ожиданиям. Люди избегают вести себя способами, к-рые могли бы не отвечать ожиданиям др. и в свою очередь оказывают на них давление. Требуемые взаимоотношения существуют как рез-т убеждения в том, что непосредственное выражение «избегаемых» мыслей или чувств могло бы повлечь за собой катастрофу. Такое мышление пронизывает групп. взаимодействия, благоприятствуя тайному сговору, а не подлинным взаимоотношениям сотрудничества и препятствуя честности и искренности в челов. взаимодействиях.

Эксперимент

Изначально этот феномен решил исследовать психолог Соломон Аш, заинтересовавшись тем, насколько человек готов отстаивать свою точку зрения, не получая поддержки от окружающих, а порой и вообще, противостоя им.

В 1951 году он собрал группу испытуемых, задачей которых было определить длину предъявляемой линии. Сделать они это могли, показывая карточки, которые им заранее выдали. На одной было изображено три отрезка с разной длиной, а на второй – один, но точно такой же, как на первой карте. Когда испытуемые проходили этот тест индивидуально, результаты были положительными, все справлялись с заданием

Но Соломону было важно доказать действие давления социума на личность. Пусть даже и в малой группе. Поэтому он поместил испытуемых в одну комнату, вступив заранее в сговор со всеми участниками, оставив лишь одного в неведении

Они должны были намеренно показывать неверные ответы. Чтобы выяснить, поддастся ли под влияние остальных этот единственный не подставной испытуемый. И, как вы могли догадаться, в большинстве случаев личности, не владея информацией о сговоре, давали не правильный ответ. Они опирались на других, игнорируя собственные чувства, так как не хотели выделяться. Только четверть участников, а их было всего 123 человека, проявили независимость и стояли на своём до последнего, утверждая, что окружающие ошибаются

Поэтому он поместил испытуемых в одну комнату, вступив заранее в сговор со всеми участниками, оставив лишь одного в неведении. Они должны были намеренно показывать неверные ответы. Чтобы выяснить, поддастся ли под влияние остальных этот единственный не подставной испытуемый. И, как вы могли догадаться, в большинстве случаев личности, не владея информацией о сговоре, давали не правильный ответ. Они опирались на других, игнорируя собственные чувства, так как не хотели выделяться. Только четверть участников, а их было всего 123 человека, проявили независимость и стояли на своём до последнего, утверждая, что окружающие ошибаются.

Конформизм и групповое давление. Групповое давление и конформизм

Также полезны для рассмотрения с точки зрения психологии управления феномены группового давления и конформизма. Практика показывает, что, являясь членом группы, человек склонен в той или иной степени следовать групповым нормам, чтобы не быть отвергнутым ею. При этом группы могут оказывать достаточно сильное влияние на индивидов, которое тем выше, чем более значима (референтна) для него эта группа.

Под групповым давлением принято понимать влияние группы на индивида, побуждающее к изменению им своего поведения, убеждений и социальных установок в соответствии с групповыми стандартами.

В контексте группового давления часто говорят о конформизме, под которым понимается мера подчинения индивида групповому давлению, принятие или отвержение им групповых норм и правил.

Механизмы группового давления и конформизма были наглядно продемонстрированы в известных экспериментах С. Эшав 1956 г. Нескольким группам по семь человек предлагали участвовать в опыте по изучению восприятия длины отрезков. На одной карточке была изображена одна вертикальная линия, на другой — три, но различной длины. Одна из линий на второй карточке была идентична подлине той, которая была изображена на первой карточке, и в соответствии с заданием необходимо было ее определить и назвать. Разница в длине трех линий была достаточно очевидной, поэтому, действуя самостоятельно на первом этапе, все испытуемые в одиночестве давали, как правило, верный ответ.

На втором этапе при совместном выполнении задания шестерым «подставным» участникам каждой группы ставилась задача давать одинаковый, но ложный ответ, что было неизвестно одному «неосведомленному» испытуемому. При этом процедура была построена таким образом, чтобы «неосведомленный» отвечал на вопрос экспериментатора последним. В результате 37% «неосведомленных» испытуемых проявили конформизм и тоже дали ложный ответ, прислушавшись к мнению группы.

V

Особое внимание нужно уделять концу работы группы или окончанию групповой аналитической терапии отдельных пациентов в группе. Здесь возможны различные варианты

Терапия длится от 1 до 3-х лет по 1-2 встречам в неделю продолжительностью 90-100 минут. Если отдельный пациент оставляет группу, то группа заканчивается не как нечто цельное. С этим связаны переживания активности и пассивности, ситуации, когда оставляешь ты или же оставляют тебя. Групповая терапия отличается от лечения пациентов тем, что группа продолжает свое существование после выхода одного из ее членов. Последствия этого могут быть двоякие: облегчение или обида. Есть много вариантов того, как оставить группу. Все их можно разделить на расставание и отделение (Гефельд, 1991). Из этой ситуации ясно видно, что группа имеет ограниченный срок жизни, по крайней мере, что касается закрытой группы. Терапевтический процесс не связан с образом жизни, и этот факт может быть болезненным, он мобилизует мысли о разлуке из более раннего опыта как переживание утраты. И, наоборот, в медленно открывающейся группе существует фантазия, что группа никогда не умрет. В таком случае личное расставание не подразумевает конечность группы. Зависимости и идентификации проявляются при расставании с группой иначе, чем в индивидуальной терапии. Также существует возможность отрицания расставания из страха перед регрессивным течением, которое может противодействовать преодолению группой этой ситуации. Когда уходит член группы, остаются такие чувства как обида, нестабильность, печаль. Однако лишь при том условии, что между этим членом и группой существовала связь. Для различия расставания и отделения необходимо отметить, что, говоря о расставании, мы имеем в виду неоформленный, неподготовленный процесс, сходный с внезапным разрывом. Группу редко оставляют в первые 6 часов, чаще это происходит в течение 20-25 часов. Некоторые члены группы могут провоцировать обиду, и тогда непонятно, уходят ли они из группы из-за того, что их не любят, или их не любят из-за того, что они втайне уже все это время находились вне группы. В данном случае важную роль играет упомянутая Фоулкесом работа на пограничной зоне.

Говоря об отделении от группы, мы имеем в виду более зрелую форму, связанную с более осознанной проработкой чувства печали и подготовленным выходом. Существуют и такие члены группы, которые выиграли от пребывания в ней, но не могут уйти подготовлено, а не спонтанно. Иначе дело обстоит с теми, которые прощаются после споров и конфликтных ситуаций, так как они зачастую все же принимают на себя ответственность примириться с самим собой и соответствующими членами группы. Наряду с этой формой существует также возможность использования групповой терапии как защиты и преграды для настоящих изменений, вполне возможно из-за того, что иначе страх не удается дозировать.

Завершение групповой терапии, как, впрочем, и завершение индивидуальной, зависит от целей каждого пациента, от целей терапевта и группы. В любом случае, всем участвующим должны быть представлены время и место для того, чтобы оформить процесс завершения всеми имеющимися в распоряжении средствами в соответствии с правилами.

Социальный конформизм

Каждое общество состоит из групп, коллективов, фирм и организаций. Если человек живет в государстве, тогда он обязательно рано или поздно становится частью группы. Сначала он появляется в семье, затем обзаводится друзьями, проходит детский садик и школу, посещает кружки и пр. Другими словами, человек желает быть частью определенной группы, пользоваться ее ресурсами, силой, одобрением, уважением и пр. Чтобы этого достичь, нужно быть социально конформным.

Что это означает? Под социальным конформизмом понимается некритичное (рабское) подчинение и следование общественному порядку, обычаям, традициям, правилам, убеждениям и мировоззрению. Человек отказывается от выражения своего мнения, даже если его имеет. При этом он абсолютно принимает общественное мнение и не противостоит ему, если даже внутренне с ним не согласен. Социальный конформизм предполагает бездумное и некритичное принятие, следование и подчинение всем правилам и нормам, устоям группы, к которой человек примыкает, что позволяет ему отказываться от несения личной ответственности за содеянные поступки и выраженные слова, поскольку они будут соответствовать тем порядкам, которые приветствуются в его окружении.

В зависимости от менталитета и воспитания, человек становится более или менее конформным. Многое зависит от следующих обстоятельств:

  • Когда перед человеком стоит задача, с которой он не способен справиться самостоятельно, тогда он становится конформным. Чем больше он нуждается, тем больше сила конформизма возникает.
  • Сила конформизма зависит от количества группы, в которой он оказался. Чем больше группа, тем более конформный человек.
  • Сила конформизма зависит от количества единомышленников. Чем больше мнений совпадает у человека с группой, тем более он конформным становится.
  • Низкая самооценка делает человека более конформным.
  • Если в группе имеются специалисты, авторитеты, люди с более высокими должностями и званиями, тогда человек становится более конформным.
  • Чем сплоченнее коллектив, тем выше конформизм между участниками.
  • Если человек пытается противостоять группе, то его конформность еще больше снижается, если он получает хотя бы одного единомышленника.
  • Человек более конформен к тем, кто социально выше и сильнее его.
  • Конформность становится выше, если человек сталкивается с людьми лично, нежели по переписке.

Каждый человек является частью общества. Отсюда выделяют 4 типа поведенческого реагирования:

  1. Внешний (истинный) конформизм – когда человек лишь внешне демонстрирует согласие с группой, при этом внутренне он не согласен, имеет свое отличное мнение.
  2. Внутренний (приспосабливающийся) конформизм – когда индивид на самом деле внутренне принимает и соглашается с устоями, правами и мнением группы, следует всему. Здесь он становится наиболее внушаемым.
  3. Негативизм – когда индивид не согласен с группой, явно выражает свое мнение, противостоит, активно борется и т. д.
  4. Нонконформизм – это наличие у индивида своего мнения, правил и норм жизни, по которым он живет самостоятельно. Такое присуще лишь самодостаточным людям, которые не навязывают свое мнение окружающим, при этом способны адекватно противостоять давлению группы и общества.

Чистым конформизмом становится поведение человека, когда он делает лишь то, что социально одобряемо. Другими словами, человек старается всегда и везде вести себя «правильно», но проблема заключается в том, что зачастую правила и порядки в отдельных группах противоречат друг другу или не совпадают. Вот почему человек часто попадает в ситуации, когда он вроде поступает «правильно», но не получает желаемого результата.

Такой человек, который пытается жить и поступать «правильно», часто чувствует себя неполноценным, поскольку попадает в ситуации, когда его «правильные» поступки воспринимают не так, как он ожидал.  В связи с этим у него колеблется самооценка, он становится неуверенным и нерешительным.

Плюсами группового конформизма являются:

  1. Сплоченность группы.
  2. Простота в организации общей деятельности.
  3. Способность легко влиться новому человеку.

Минусами группового конформизма являются:

  1. Индивид не способен принимать самостоятельные решения и не умеет меняться при изменении внешних обстоятельств.
  2. Становятся возможны тоталитаризм, геноцид, массовые преступления и самоубийства.
  3. Возникают различные предрассудки и предубеждения, которые должны давить на меньшинство.
  4. Отсутствует творчество, развитие и оригинальность, поскольку это порицается, если противоречит уже установленному порядку.

Нонконформизм

   Кроме лиц, одобряющих нормы группы или относящихся к ним конформно, существуют также люди, готовые противостоять давлению группы, их называют нонконформистами. Выделяют два основных типа нонконформистов: агрессивных и творческих. Агрессивные нонконформисты противятся почти всем предложениям группы. Руководствуются они комплексом превосходства или неполноценности и враждебности.

    Творческие нонконформисты противостоят тенденциям «уравниловки» в группе. Оригинальные предложения такого человека могут представлять проблему для руководителя группы, который порой неправильно трактует инициативность творческого нонконформиста как угрозу для собственной должности или положения в группе.

Феномен разрушения процесса

“Разрушение процесса” происходит, когда наиболее компетентный участник сначала пытается убедить группу согласиться, но его не понимают, отвергают, а группа обсуждает и принимает неверное решение.

Почему мнение компетентного и опытного специалиста отвергается:

  • группа не выясняет, кто обладает квалификацией и опытом именно в этой проблеме
  • компетентный сотрудник может иметь невысокую должность и низкий социальный статус
  • компетентный участник не может пойти против мнения большинства и молча скрывает свое мнение
  • участники группы привыкли не слушать друг друга
  • в группе есть несколько лидеров, которые обсуждают проблему, пока остальные отмалчиваются

Плохая компания: как противостоять давлению сверстников

Плохая компания: как противостоять давлению сверстников?

Главная > Консультации > Психолог > Плохая компания: как противостоять давлению сверстников?

Существует мнение, что человек в течение всей своей жизни никогда не бывает один, вне связи с обществом. Начиная с момента рождения, ребенок находится в окружении других людей: сначала это мама и другие члены семьи, потом добавляются друзья в школе и во дворе, затем, коллеги по работе и так далее. В этом смысле, люди всегда принадлежат к одному или, чаще, нескольким сообществам.

Иногда подростковые группы могут объединяться и вокруг положительных ценностей (помощь людям, спортивные достижения, увлеченность техническим проектированием, какой-то научной областью и т. п.), но это, увы, скорее редкое исключение из правил. Чаще компании возникают на оппозиции взрослым, демонстрации явно вызывающего поведения, унижения более слабых сверстников, а то и на идеях криминальных «приключений».

Совсем тяжелой ситуация становится у тех подростков, которые попадают под двойное давление: родители не понимают, ругают, давят, и сверстники в компании давят, издеваются, самоутверждаются за их счет.

Некоторых ситуация заставляет собрать все силы, мужество и уверенно противостоять давлению других ребят. Но такие внутренние силы есть не у многих. Кроме того, подростки просто в силу небольшого жизненного опыта часто не владеют культурными способами самозащиты от манипуляций и давления. Поэтому все-таки попадают под влияние, начинают «плясать под дудку» лидеров группы.

И все же возможность научиться противостоять давлению есть. Подросток может освоить необходимые навыки сам, но гораздо успешней дело пойдет, если поддержку окажут родители и педагоги. Основная задача — помочь ребенку выработать необходимую внутреннюю силу и уверенность в себе.

Хочется обратиться к взрослым. Попытайтесь понять подростка. Вспомните свое детство. Какого рода давление со стороны сверстников испытывали вы, будучи маленьким ребенком? В подростковом возрасте? Как вы справлялись с этим? Вам это удавалось? Поступали бы вы иначе теперь? Заставляли ли вы когда-либо своих друзей делать то, чего они не хотели? Как они реагировали?

А теперь подумайте о современных детях. Чем они отличаются от вас, когда вы были ребенком? Считаете ли вы, что в вашем детстве давление на детей со стороны сверстников было сильнее, таким же или меньше, чем сейчас? Почему? Давлению какого рода, по вашему мнению, подвергается ваш ребенок (ваш ученик)? Какой вид давления вас больше всего тревожит? Предпринимают ли другие родители (учителя) что-либо, чтобы помочь своим детям противостоять давлению?

Теперь хотелось бы предложить несколько советов родителям, педагогам, самим подросткам.

Итак, чем родители могут помочь своему ребенку?

Несколько советов педагогам.

Наконец, несколько советов подросткам о том, как противостоять давлению сверстников в разных ситуациях.

Наиболее надежный способ быть готовым противостоять любому давлению и манипуляциям со стороны окружающих — стать более уверенным в себе человеком. Это значит:

  • Быть твердым в своих убеждениях. Для этого, конечно, нужно сначала иметь эти убеждения. Сформировать их поможет чтение хороших художественных книг (прежде всего, классической литературы), наблюдение за жизнью и размышления об увиденном, а также доверительное обсуждение с родителями или учителем, которому ты доверяешь.
  • Принимать самостоятельные решения.
  • Делать вещи, которыми потом можно будет гордиться.
  • Делать то, что считаешь нужным, беспокоясь не о чужом мнении о себе, а о том, что сам о себе думаешь. Стараться уже сейчас быть тем человеком, которым хотел бы стать.

С давлением сверстников не так просто справиться, поэтому лучше избегать ситуаций, в которых оно может произойти:

Ну, а если избежать нежелательной ситуации не удалось, и давление происходит прямо сейчас, можно поступить одним из следующих способов:

Формат статьи не позволяет делать обсуждение слишком объемным. Поэтому могу только добавить, что интересных и разумных идей о том, как противостоять групповому давлению и не растерять друзей, можно во множестве найти в сети Интернет. Используйте эту возможность, подберите то, что лучше всего будет получаться именно у вас. И не теряйте уверенности в себе!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector