Типичные искажения при восприятии друг друга презентация к уроку по психологии на тему

Восприятие сути сцены по Кастелано и Хендерсену

Вы когда-нибудь задумывались, что на самом деле означает выражение «одна картинка говорит больше тысячи слов»? Или почему мы воспринимаем изображение лучше, чем текст?

Это не значит, что изображение сообщает нам всю необходимую информацию. Просто человек обладает способностью ухватывать основные элементы сцены с одного взгляда. Когда мы фиксируем взгляд на предмете или предметах, то формируем общее представление и распознаем смысл сцены.

Что такое восприятие сути сцены? По мнению исследователя из Nissan Research & Development Рональда А. Ренсинка (Ronald A. Rensink):

«Восприятие сути сцены (scene gist), или восприятие сцены — это визуальное восприятие окружающей среды в качестве наблюдателя в любой момент времени. Оно включает в себя не только восприятие отдельных объектов, но и такие параметры, как их взаиморасположение, а также представление о том, что встречаются другие виды объектов».

Представьте, что вы видите некие объекты, представляющие собой две вывески с символами, и схему, символизирующую развилку и указывающую два разных пути. Скорее всего, перед вами возникла следующая сцена — вы посреди джунглей/леса/шоссе и впереди два пути, которые ведут в два разных пункта назначения. На основании этой сцены, мы знаем, что необходимо принять решение и выбрать один путь.

В 2008 году Моника С. Кастелано (Monica S. Castelhano) из Университета Массачусетса в Амхерсте и Джон М. Хендерсон (John M. Henderson) из Эдинбургского университета в ходе эксперимента изучили влияние цвета на способность восприятия сути сцены.

Эксперимент включал в себя три различных испытания. Студентам показывали несколько сотен фотографий (природных или сделанных человеком объектов) в различных для каждого испытания условиях. Каждое изображение было показано в определенной последовательности и момент времени. Участников попросили ответить «да» или «нет», когда они увидят детали, соответствующие сцене.

Нормальные и размытые фотографии были представлены с цветными и монохромными соответственно.

Для определения роли цветов в восприятии сути сцены для следующих примеров фотографий использовались аномальные цвета:

Авторы исследования также изучили диапазон отклонений с помощью следующих образцов:

Как мы воспринимаем визуальную информацию на основании выводов Кастелано и Хендерсена?

  1. Испытуемые схватывали суть сцены и целевой объект за секунды. Это значит, что люди могут быстро понимать значение нормальной сцены.
  2. Испытуемые быстрее устанавливали соответствие цветных картинок, чем черно-белых. Таким образом, цвет помогает нам лучше понять картинку.
  3. В целом, цвета определяют структуру объектов. Чем лучше цвет соответствует тому, как мы обычно воспринимаем мир, тем легче нам понять смысл изображения.

Совет №5 по информационному дизайну на основе исследований восприятия сцены Кастелано и Хендерсена: используйте подходящие иконки или картинки для представления данных; располагайте контент в правильной последовательности; используйте привычные цвета для важных объектов.

Проблемы восприятия

Возникновение нарушений и ошибок восприятия во многом вызвано некоторыми ключевыми проблемами перцепции. А именно:

Способность человека к переработке информации не бесконечна. При формировании впечатления о человеке или ситуации, в мозг поступает огромный объем данных. Будучи не в состоянии переработать весь поток, мы просеиваем их, воспринимая только те, которые входят в сферу наших интересов и способствуют скорейшему достижению целей. Риск ложных умозаключений. Когда информация поступает в недостаточном количестве, мы делаем выводы о человеке или ситуации на основании ограниченных данных, домысливая несуществующие параметры

А когда мнение уже сформировано, мы не желаем принимать во внимание дополнительную информацию. Перцепция является системой с обратной связью

Не только мы составляем впечатление о людях, но и они о нас. Строя догадки по данному вопросу, мы можем делать неверные выводы, что приводит к недопониманию и конфликтным ситуациям. Намеренное искажение информации. Пытаясь произвести на окружающих наилучшее впечатление, человек дает о себе заведомо ложную информацию.

Механизмы и эффекты межличностного восприятия

– С чего начинается общение? Конечно, «с первого взгляда», т.е. общение начинается с наблюдения за собеседником, его внешностью, голосом, манерой поведения. Психологи по этому поводу говорят, что происходит восприятие одним человеком другого. Эффективное общение невозможно без правильного восприятия, оценки и взаимопонимания партнеров. Теперь мы поговорим о том, что же влияет на наше восприятие других людей, каковы механизмы межличностного восприятия. Проанализируем, как возникающие в процессе общения эффекты восприятия могут стать причиной ошибок в оценке человека, с которым общаемся.

Итак, познание и понимание людьми других и себя происходит в соответствии с психологическими механизмами восприятия. Рассмотрим эти механизмы:

1) Идентификация – это способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление себя другому. Идентификация представляет собой процесс почти полного отождествления человека с собеседником во время общения.

(Это помогает, образно говоря, «влезть в шкуру» другого человека, почувствовать, понять и пережить все, что чувствует, понимает и переживает он).

Примеры.

Близким к идентификации механизмом восприятия является эмпатия . Это не рациональное осмысление проблем другого человека, а способность к глубокому эмоциональному контакту и сопереживанию другому человеку, помогающая глубже понять его и откликнуться на его нужды и проблемы. Данный механизм восприятия является наиболее желательным как в общении с коллегами, так и в общении с пациентами.

2) Рефлексия – это процесс логического анализа проблем, поступков и состояний собеседника, приводящий к определенным обобщениям и выводам о человеке. Рефлексия означает также способность человека к осознанию того, как он воспринимается партнером по общению. Примеры.

3) Стереотипизация – это способ понимания другого человека с помощью классификации форм поведения и интерпретации их причин путем отнесения к уже известным социальным образцам. Стереотип – это сформировавшийся образ человека, которым мы пользуемся, как штампом. Стереотип складывается на основе обобщения личного опыта и тех сведений, которые из книг, кинофильмов. При этом знания могут быть не только сомнительными, но и вовсе ошибочными. Примеры.

Между тем сформировавшиеся на основе этих знаний стереотипы являются очень стойкими и популярными. Так, мы, не задумываясь, говорим о точности математика, дисциплинированности военного. О том, что все коммерсанты – спекулянты, а все чиновники – бюрократы.

Стереотипное восприятие усиливается за счет хорошего или плохого самочувствия, настроения. Так, при плохом самочувствии люди и события воспринимаются в более негативном свете.

Изучая процессы восприятия, психологи выявили типичные искажения представлений о другом человеке. Они получили название эффектов.

«Эффект ореола». Этот эффект проявляется в том, что в начале знакомства общее впечатление о человеке приводит к переоценке неизвестных качеств: общее благоприятное впечатление, оставленное человеком, приводит субъекта к положительным оценкам и тех качеств, которые в восприятии не даны, а значит не наблюдаемы. Вместе с тем общее неблагоприятное впечатление порождает соответственно отрицательные оценки. Таким образом, ореол мешает видеть действительные черты и проявления объекта восприятия.

«Эффект проекции». Сущность этого эффекта проявляется в том, что приятному для нас собеседнику мы склонны приписывать свои достоинства, а неприятному – недостатки.

Эффект «первичности и новизны» (Эффект первого и второго порядка) Этот эффект появляется тогда, когда мы сталкиваемся с противоречивой информацией о человеке. Если мы имеем дело с незнакомым человеком, то мы склонны, больше доверять той информации, которая поступила первой. При общении с хорошо знакомым человеком мы склонны отдавать предпочтение той информации, которая поступила последней.

— Безусловно, полностью избежать ошибок не может никто, но в наших силах разобраться в особенностях восприятия и, зная о возможных искажениях, научиться корректировать свои ошибки.

Такая красивая иллюзия

В психиатрии выделяется еще один вид расстройства восприятия — иллюзии. С этим понятием знакомы все, даже те, кто не страдает расстройствами восприятия в психиатрическом плане. Люди часто употребляют выражение «красивая иллюзия, ужасная иллюзия». Так что же это такое? Научное определение одного из видов расстройства восприятия звучит как неправильное, ошибочное восприятие объектов, существующих в реальности. Обман чувств — вот что такое иллюзия. Например, иллюзия может возникать при недостаточном уровне раздражителя — в темноте очень легко принять очертания куста за фигуру человека. Так что возникновение иллюзий — это совсем не всегда область психиатрии. Характерными признаками иллюзии являются:

  • объект или явление, подвергающееся сенсорному искажению: фигура, голос, тактильное или пространственное ощущение;
  • искажение, неправильное восприятие и оценка реального объекта;
  • иллюзия основана на сенсорном восприятии, то есть на рецепторы человека на самом деле оказывается воздействие, но воспринимается оно несколько иначе, чем есть на самом деле;
  • ощущение ложного как реально существующего.

Расстройство зрительного восприятия — одна из частых иллюзий здоровых людей. Причем такая ошибка может иметь физический или физиологический характер. Физическая природа иллюзий к психиатрии не имеет никакого отношения, тому же миражу в пустыне есть пусть и не слишком простое, но доказанное точной наукой физикой логическое обоснование. Клиническая психиатрия рассматривает психопатологические иллюзии:

  • аффективные, возникающие на фоне страха или нервной возбудимости о грозящей опасности;
  • вербальные, т. е. словесные, иллюзии — отдельные слова или фразы, которые слышатся человеку;
  • парейдолические иллюзии — зрительные иллюзии, возникающие на фоне реального изображения домысливанием образов, например, рисунок на обоях может стать иллюзией устрашающего содержания картины; чаще всего такие иллюзии наблюдаются у творческих личностей, например, учеными установлено, что Леонардо да Винчи страдал от парейдолий.

Основа иллюзий — расстройства восприятий и представлений об окружающем мире. Они не всегда носят патологический характер. Часто они вызваны искажением восприятия на фоне неправильной оценки работы рецепторов.

Ключевые понятия

Под восприятием принято понимать как сам процесс, так и совокупность психофизиологических явлений. В философии восприятие трактовалось как вид познания, отличный от ощущения и мышления. Г. В Лейбниц описал перцепцию как состояние неясного сознания, оно постепенно переходит под влияние внимания (апперцепция), когда отчётливо и осмысленно осознаётся предмет. Восприятие в психологии — это форма чувственного познания.

Восприятие — это целостное отражение предметов или явлений в условиях их непосредственного воздействия на органы чувств. Психический процесс заключается в том, что предметы и явления в данный момент времени отражаются с помощью органов чувств. В результате при взаимодействии человека с окружающим миром формируется образ объекта или явления.

В основе образа лежат ощущения. Но воспринимаемый образ — это не сумма ощущений, а целостная и осмысленная картина. Например, шум за окном будет восприниматься как звуковое ощущение определённой частоты, идентифицируемое из личного опыта (шум дождя, листвы, разбитого стекла, проезжающей машины).

Перцепция тесно связана с деятельностью человека, поэтому важная составляющая — это движение. Различают двигательные процессы:

  • Глазами — осмотр предмета.
  • Руками — ощупывание объекта.
  • Реакции, вызывающие повороты головы в сторону звука.

Апперцепцией называют зависимость восприятия от прошлого опыта, базы знаний и направленности личности. Ориентиры направления будут зависеть от жизненного опыта и профессиональной деятельности человека. Так, у футболиста, врача и коммерсанта мяч будет восприниматься по-разному в зависимости от направления профессиональной деятельности.

Борьба с перцептивными ошибками

Чтобы предотвратить возникновения ошибок восприятия информации, придерживайтесь следующих рекомендаций:

Уделяйте внимание не только текстовой информации, но также сопутствующим обстоятельствам. В частности, говоря о собеседнике, стоит уделять особое внимание невербальным сигналам (жестикуляция, поза, мимика, интонация и так далее)

Не притворяйтесь, что слушаете. Если вы расконцентрированы, попытайтесь собраться или перенесите беседу. От недополучения информации пострадаете в первую очередь вы сами. Не будьте слишком чувствительны. Концентрируйтесь на информационной, а не на чувственной составляющей. Не спешите с выводами. Не проведя тщательного анализа полученной информации, не делайте умозаключений и не принимайте никаких решений. Не поддавайтесь поспешному протестному порыву. Прежде чем возразить своему собеседнику, до конца выслушайте его доводы и проанализируйте их.

Рассматривайте вопросы последовательно. Стремительный поток вопросов выбивает собеседников из колеи, заставляет занять оборонительную позицию. К тому же так ни одна проблема не будет рассмотрена полностью.

Сущность и особенности ошибок восприятия

Наиболее важными в процессе общения характеристиками считаются те, которые дают возможность относить человека к той или иной группе. Восприятие данных характеристик происходит достаточно точно. Далее происходит достраивание остальных черт и особенностей в соответствии с определенными схемами. Именно на этом этапе возникает вероятность ошибки.

Замечание 1

Ошибки восприятия, в частности, обусловлены, действием отдельных факторов, включая превосходство, привлекательность и отношение.

Люди, которые вступают в общение, не равны между собой. Их отличает социальный статус, жизненный опыт, интеллектуальный потенциал и др. В случае наличия неравенства партнеров чаще всего используется схема восприятия, способствующая возникновению ошибок неравенства. Психология относит данный тип ошибок к факторам превосходства.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

При встрече человека, который превосходит другого по какому-то важному для него параметру, оценка производится несколько более положительно, чем это было бы, если бы он был наравне. Если же лицо имеет дело с человеком, которого в чем-то превосходит, то имеет место занижение оценки

Фиксация превосходства производится по какому-то единственному параметру, а переоценка (недооценка) по нескольким параметрам

Данная схема восприятия действует не при любом, а лишь при действительно важном, существенном неравенстве

Также существуют ошибки восприятия, которые способны затруднять взаимопонимание. На процесс восприятия и понимания других людей кроме стереотипов, влияют и другие факторы, способствующие искажению образа других лиц и затрудняющие взаимопонимание. Установки способны вызвать искаженное представление о личности других субъектов.

Определение 3

Установка в психологии представляет собой неосознанную готовность к некоторому поведению, которая сформировалась у человека. Это готовность положительным или отрицательным образом реагировать на определенные события или факты.

Установка проявляется в виде привычных суждений, представлений, поступков. Если однажды произошла ее выработка, то она останется на более или менее долгий промежуток времени. Разной будет скорость формирования и затухания установок, а также их подвижность.

Установки в качестве неосознаваемой готовности воспринимать окружающих и события под определенным углом зрения и давать реакцию определенным, изначально сформированным образом, без объективного анализа ситуации, создаются на основе личного предыдущего опыта индивида или под влиянием других лиц.

Пример 1

В известном эксперименте А. Бодалева двум группам была предложена фотография одного и того же человека. Испытуемые должны были составить его психологический портрет. Перед этим одной группе была дана установка, что на фотографии представлен преступник, а другой группе сообщено, что на фото герой. Исследование показало, что формирование восприятия происходило в зависимости от изначальных установок.

Установки могут быть положительными и отрицательными в соответствии с тем, негативно или позитивно человек готов относиться к определенному лицу или ситуации. Подобные отрицательные предвзятые взгляды могут мешать объективному пониманию поступков реальных людей. Примерами могут быть следующие установки: «все чиновники берут взятки», «все люди — эгоисты», «все мужчины полигамны» и др.

Иллюзия контроля

Иллюзия контроля — это тенденция преувеличивать свое влияние на какие либо события. Проявляется, например, в том, что человек думает что влияет на результат когда любое влияние исключено.

Проверялось очень просто: две лампочки, на одной написано «Выиграл», на другой «Не выиграл». У испытуемого было две кнопки. Кнопки эти подсоединяли по разному, что бы варьировать степень влияния кнопок на то какая лампочка загорится.  В одном случае нажатие определенной кнопки могло влиять, в других же случаях обе кнопки никак не были связаны с лампочкой.

Народ просили потыкать в кнопки и попытаться контролировать процесс, что бы загоралась лампочка «Выиграл», а потом просили высказать свое мнение: как они считают, на сколько у них получалось контролировать процесс. При этом перед началом испытания, им говорили что кнопки вообще могут быть не соединены с лампочками.

Оказалось что степень уверенности во влиянии на то, какая лампочка загоралась не зависела от того, как были подсоединены кнопки, а зависела только от того как часто загорается лампочка «Выиграл». Даже в случаях, когда кнопки не были соединены с лампочками.

В другом эксперименте люди пытались угадать результат подбрасывания монетки 30 раз. Результаты были подтасованы так, что бы люди были правы в 50% бросков, только со следующим различием

  • одни были правы в основном в первых 15 бросках
  • верные догадки других были распределены поровну между 30 бросками.

После этого, испытуемых спрашивали: на сколько сильно они влияли на результат. Те, у кого попадания были в первой половине серии, оценивали себя намного лучше второй группы. Это кстати уже другое когнитивное искажение.

Кроме экспериментов, иллюзия контроля проявляется и в эмпирических наблюдениях. Например, игроки в кости в казино бросают кости сильнее когда хотят что бы выпали старшие цифры, и слабее, когда хотят что бы выпали младшие.

Часть 4 — «Искажение»

Здравствуйте, дорогие друзья! Думаю, Вы заметили достаточно большой временной разрыв между этой и предыдущей заметкой. Я тоже его заметил. Все мы люди, у всех нас бывают различного рода дела, потому временами и случаются задержки. Благо, никаких обещаний относительно периодичности я не давал – так что со спокойной душой я продолжу вместе с Вами изучение фильтров восприятия.

Сегодня мы обсудим третий фильтр имя которому Искажение.

Ссылки на предыдущие статьи:

— Вступительное слово

— Фильтр №1 – Обобщение

— Фильтр №2 – Исключение

Итак, что же такое искажение?

Хоть убей, но не знаю, как объяснить по другому, не прибегая к конструкции «ну это тогда, когда». Разве что: искажение – это искажение

Что бы понять, чем же данный фильтр отличается от других (ведь и там и там было изменение/искажение инфы), приведу простейший пример.

Допустим, Вася плохо относится к Маше. Ссорились они часто, ругались, тапками кидались – не знаю, что там между ними было, но отношения у них явно не самые лучшие. Так вот отрывок из их беседы:

М: — Как дела на работе?В: — Чего тебе надо?! И без тебя тошно!

Или попроще:

М: — Какой-то у тебя сегодня вид уставший.В: — Вечно ты со своими претензиями ко мне лезешь!

То есть Вася услышал одно, а, прогнав через фильтры, воспринял это как совсем другое. Лично мне видится такая схема:

«Спросила как у меня дела на работе => думает, что у меня опять проблемы => хочет унизить меня, показать, что она выше меня, у самой то на работе все хорошо => да пусть она идет на все четыре стороны!».

Чего только в головах у нас порой не творится …

Думаю, суть ясна. Но на всякий случай повторюсь еще раз. Искажение – это когда мы видим и слышим одно, а воспринимаем совсем другое.

Кстати, по счастливой случайности вспомнил анекдот, который слышал ну очень давно.

Пол шестого, час пик, в автобусе давка прямо не вздохнуть. Мужчина, зажатый в самом углу, просит рядом стоящую девушку:

«Девушка, рыбанька, передайте за проезд, пожалуйста!»

Мысли девушки, несущиеся быстрее скорости света: «так, рыба … рыба плавает в воде, ага. Нет, но он же сказал рыбанька, значит мелкая рыбка, рыбешка. Ну рыбешку обычно съедает щука. СТОП! А щука же созвучно с … Так значит я сука!!!».

И тут она взрывается:

«Ах ты, кабель этакий, как ты посмел честной и приличной девушке такое сказать! Да я тебя сейчас … »

Сказано было одно, воспринято совсем другое. Вот Вам и искажение, батюшка.

Кстати, этот анекдот – тоже яркий пример искажения. Только моего. Т.к. анекдот я дословно не помнил, то большую часть информации пришлось изменить: где-то додумать, где-то убрать. Но суть я оставил той же (и, в частности, первое и последнее животное из всей цепи), так что искажение было не таким уж и сильный и скорее вынужденным.

Так же к искажению можно отнести любую ложь – как самому себе, так и окружающим.

Что есть ложь?

Окружающий мир дал нам какую-то информацию, но мы сочли ее неприемлемой/неудобной/невыгодной для себя любимого и потому исказили, подстроили под себя.

Если Вы думаете, что ложью можно спастись – то это не так. Однажды исказив что-то (т.е. солгав), человек частично теряет способность адекватно воспринимать и реагировать на сигналы, которые ему посылает жизнь.

В итоге, совсем завравшись, он может напрочь утратить чувство реальности и уже не замечать, как будет постоянно врать самому себе.

А когда тебе врут, между прочим, всегда чувствуется …

Но да ладно. Все перечисленное выше — это негативные стороны фильтра. Есть же и позитивные (собственно, ради чего он и были «создан»).

Искажение это, в первую очередь, искусство. Все творчество завязано на искажении.

Возьмем ту же живопись.

Стоят два человека: один смотрит на небо и видит небо, а другой Ван Гог. Вроде на то же небо смотрит, но видит примерно такую картину:

Затем он делится своим искаженным видением, перенося его на холст.

Потом на эту картину любуются ценители живописи (и простые несведущие зеваки типа меня), каждый из них искажает и видит в картине что-то свое. Как в том черном квадрате: один видит войну, другой депрессию, третий ночь — все они искажают и каждый по своему.

Так же мы можем намеренно вызывать искажение. Пример – обычное чтение.

Возьмем любое художественное произведение. Один читатель, как говорится, смотрит в книгу и видит фигу. Т.е. читает так, не вникая, поверхностно. Другой же смотрит в эту самую книгу и видит уже не фигу, а какие-то образы, картины. Увлеченный чтением человек как бы здесь, в своей реальности (сидит перед книгой), но, искажая в своем сознании пространство, он будто переносится туда, в другой мир к выдуманным персонажам.

Продолжая тему «полезного использования» искажения: все писатели, поэты, юмористы – все это люди, которые занимаются искажением на профессиональном уровне.

Ошибки при принятии решений

Отдельного внимания заслуживают ошибки восприятия ситуации при принятии решений. А именно:

  • Маятниковые решения. Это явление, при котором, осознав ошибочность своего решения, человек пытается вернуться в исходное состояние, считая, что из начальной позиции можно повлиять на ситуацию и исправить ее.
  • Дублирующие решения. Оказываясь в новых для себя условиях, человек старается адаптировать принимаемые решения к устоявшейся ситуации.
  • Противоречащие решения. В отличие от предыдущей ситуации, человек в новых условиях пытается принимать решения, полностью противоречащие ранее сложившемуся и устоявшемуся укладу.
  • Авантюрные решения. Из-за неполного восприятия действительности или переоценки собственных возможностей, человек принимает решение которое, скорее всего, не будет реализовано или потерпит крах.
  • Запоздалые решения. Опасаясь совершить ошибку, человек долго раздумывает, упуская правильное время для действий. Как результат, когда решение наконец-то принято, оно уже не может ни на что повлиять и не имеет никакого существенного значения.
  • Демотивирующие решения. Вместо того, чтобы поднимать дух окружающих и собственный настрой, человек занимает позицию, которая приводит всех в уныние.
  • Шаблонные решения. Человек постоянно действует по выработанной временем схеме, не анализируя ее эффективность.
  • Недооценка риска. Человек осознает угрозы и риски, но предпочитает думать, что с ним этого не случится.

Восприятие человека человеком

В обществознании выявлена особенность восприятия людьми друг друга. При знакомстве нет возможности получить достаточное количество информации для того, чтобы сформировался целостный законченный образ. Только в процессе длительного общения люди узнают друг друга настолько, что в сознании складывается психологический портрет товарища.

В момент первой встречи люди стараются произвести хорошее впечатление, если они заинтересованы в партнере по общению. Они словно встают на цыпочки, желая стать выше в нравственном плане. Свои недостатки и слабые стороны в самом начале отношений люди старательно маскируют. Первичный образ о собеседнике формируется у человека на основе анализа его осанки, позы, жестов, стиля общения.

Восприятие людьми друг друга

Кроме того, если собеседник сообщает свою профессию, человек мысленно приписывает ему стереотипные качества типичного представителя той или иной сферы профессиональной деятельности. Так, людям свойственно считать, что учителя ведут правильный образ жизни, а музыканты ранимы, впечатлительны, романтичны.

Социальный статус человека также оказывает существенное влияние на то, какое мнение складывается о нем у окружающих.

Интересный факт. Если человек обладает красивой внешностью, то партнеры по общению склонны наделять его положительными личностными качествами, которыми он в действительности не обладает. Если внешне собеседник напоминает человеку кого-то из родственников, симпатия к нему возникает с первых минут общения.

Формы организации восприятия

Выделяют такие основные формы организации восприятия:

  • Фигура-фон — это фундаментальная форма, которая определяет возможность выделения доминирующих черт (фигуры) и стимулов (фона). При этом фигура реагирует только на те стимулы, которые ей действительно близки.
  • Константность — заключается в том, что на протяжении длительного периода времени человек использует одни и те же образцы и модели для формирования восприятия.
  • Группировка — ряд признаков и стимулов группируется в узнаваемую структуру, которая характеризуется внутренним однообразием. Группировка происходит по принципам близости, схожести, замкнутости, целостности.

Результатом процесса перцепции является формирование определенного целостного образа собеседника или ситуации.

Виды восприятия

Кроме внешних и внутренних факторов, на процесс познания влияют еще и индивидуальные особенности психики. Исходя из этого, выделяют такие виды восприятия в психологии:

  • синтетический тип;
  • аналитический тип;
  • аналитико-синтетический тип.

Синтетический тип восприятия

Перцепция в психологии делится на типы в зависимости от специфики охвата органами чувств человека характеристик изучаемого объекта

Синтетическому восприятию присуще малое внимание к деталям, но четкое осознание общей картины, понимание основной сути событий. Людям, которые склонны к такому типу перцепции, не свойственно вникать в тонкости всего происходящего, они довольствуются обобщенным видением

Аналитический тип восприятия

Синтетическая перцепция, как крайность, имеет и свой антипод

Аналитический тип – это как раз такое восприятие в психологии, что характеризуется противоположным обобщению чрезмерным вниманием к деталям. Имея склонность к нему, бывает сложно уловить и проанализировать общую идею происходящих событий, зато ни одна мелочь окружающей действительности не останется без внимания

Аналитико-синтетический тип восприятия

Как не существует чистых типов темперамента, так и типы перцепции редко встречаются в таком рафинированном, однобоком виде. Классификация восприятия весьма условна, ведь в каждом из нас есть склонности к обоим вышеперечисленным видам, разве что один из них может преобладать. Стараясь проанализировать частное, мы стремимся создать общую картину, а получив общее представление – разбиваем его на фрагменты для более полного понимания.

Эффект подражания

Подражание — один из основных механизмов групповой интеграции. В процессе группового взаимодействия члены группы вырабатывают общие эталоны, стереотипы поведения, следование которым подчёркивает и укрепляет их членство в группе. Во внешнем выражении такая стереотипизация даже может вылиться в униформу (например форма военных, деловой костюм бизнесмена, белый халат врача), которая показывает окружающим, к какой именно социальной группе принадлежит тот или иной человек, какими нормами, правилами и стереотипами регулируется его поведение. Люди более склонны следовать примеру похожего на них человека, чем непохожего.

Эффект подражания лежит в основе любого научения и способствует адаптации людей друг к другу, согласованности их действий, подготовленности к решению групповой задачи. Он близок к эффекту конформизма. Однако если при конформизме группа так или иначе оказывает давление на своего члена, то при подражании следование групповым требованиям является добровольным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector