Актуализация знаний — это что такое?

Сценарий внеклассного занятия

Предлагаем вашему вниманию вариант занятия, связанного с формированием навыков успешного общения.

Целью данного мероприятия является активизация навыков коммуникации, коллективизма, социальной мобильности.

Воспитательным аспектом занятия является формирование чувства ответственности, товарищеских отношений между членами коллектива.

Развивающий аспект состоит в развитии развивать коммуникативных и общеинтеллектуальных умений и навыков.

Ребята получают навыки анализа, аргументации своего ответа, проведение рефлексии и коррекции действий.

Школьники закрывают глаза и представляют себе следующую ситуацию. Вы получаете огромное наследство, можете осуществить любые желания. Но есть один нюанс – жить можно только на необитаемом острове.

Здесь круглый год тепло, много зеленых растений и кустарников, но нет ни друзей, ни подруг. Представили себя на таком острове? Подумайте, будет ли вам одному интересно жить на острове? Вы захотите остаться на нем? Те ребята, которые не готовы существовать в одиночестве, открывают глазки. Почему решили вернуться, ведь у вас так много денег?

Ответы школьников: «Нет друзей, подруг, не с кем играть, разговаривать».

Безусловно, одному человеку очень плохо. Наше занятие мы и посвятим искусству общения.

В толковом словаре Ожегова слово «общаться» означает — поддерживать взаимные отношения. Выгодский считал, что именно благодаря другим людям человек познает себя.

Но умеют ли современные подростки общаться? Есть ли какие-то слагаемые успешного общения? Мы постараемся вместе отыскать ответы на эти вопросы.

Учитель: «Я расскажу вам одну сказку, в которой так много правды».

Педагогические приемы

Все этапы урока, актуализация знаний в частности, предполагают использование различных приемов, например методики проблемного обучения. Ее специфика состоит в максимальном привлечении к работе всех участников образовательного процесса, наполнение занятия яркими примерами и фактами, использование учебно-наглядных пособий, а также современных информационных технологий.

В задачи актуализации знаний входит определенный вариант самостоятельной работы: продуктивной, репродуктивной, частично-поисковой.

Кроме того, предполагается подбор формы обучения: фронтальной, групповой, индивидуальной. Педагог выбирает некоторые опорные понятия для актуализации, разрабатывает формы контроля.

Этап актуализации опорных знаний позволяет экономить время на объяснение нового материала, максимально приближать теорию к реальной практике.

Презентация на тему: » . Уроки общеметодологической направленности посвящены структурированию и систематизации изучаемого материала.» — Транскрипт:

.

2

Уроки общеметодологической направленности посвящены структурированию и систематизации изучаемого материала.

3

формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

4

выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

5

Надпредметные уроки общеметодологической направленности проводятся вне рамок какого- либо предмета на классных часах, внеклассных мероприятиях или других специально отведенных для этого уроках.

6

Отдельные предметные уроки общеметодологической направленности должны быть посвящены формированию представлений о методах наук, обобщение и систематизацию изученного.

7

Вариант 1 Вариант 2

8

1. Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников; 2. Воспроизведение и коррекция опорных знаний; 3. Повторение и анализ основных фактов, событий, явлений; 4. Повторение, обобщение и систематизация понятий, усвоение соответствующей системы знаний, ведущих идей и основных теорий.

9

Комплекты натуральных предметов Макеты, модели Иллюстрации, изображения Таблицы Диаграммы, графики Карты Схемы, символические изображения

10

Большую эффективность имеет использование на уроках общеметодологической направленности аудиовизуальных средств обучения (кинофильмов и диафильмов).

11

Обобщающая беседа после демонстрации кинофильма должна охватывать как содержание учебного материала, так и содержание фильма. Обобщающая беседа дает возможность связать знания учащихся с жизнью, практикой.

12

На уроках общеметодологической направленности для обобщения и систематизации знаний можно применять лабораторные опыты и практические работы.

13

Одна из главных задач уроков общеметодологической направленности — формирование у учеников знаний, отражаемых в виде идей и теорий, переход от частных к более широким обобщениям.

14

Одним из наиболее распространенных методов проведения общеметодологических уроков является беседа

Важно, чтобы беседа имела обобщающий характер

15

В старших классах эффективны обзорные лекции с применением системного анализа сложных объектов и их моделирования.

16

В средних классах целесообразнее сочетать устное изложение с обобщающей беседой, работой с учебником, наглядными пособиями, составлением систематизирующих таблиц.

17

Во время изложения учителя рекомендуется составлять план, тезисы или конспект сообщения.

18

Важным методом является самостоятельная работа с учебником на уроке.

19

охватить за один урок наиболее существенные особенности учебного материала всего раздела (темы); добиться, чтобы методы и приемы были разнообразными; рационально сочетать слово, речь учителя с деятельностью учащихся; постепенно переходить от частных к более широким обобщениям, от понятий и их систем к теориям и идеям.

20

Включение в программу уроков общеметодологической направленности имеет большое значение для реализации технологии системно-деятельностного подхода. Такие уроки целесообразно ввести после изучения важнейших разделов и в конце изучения курса.

Игра «Конкуренты?»

Ребята разбиваются на пары, садятся напротив друг друга. Они выступают в роли конкурентов, имеют в наличии ручку, а также лист бумаги. Каждому предлагается по красной карточке. Если один из них согласен с мнением второго, нужно показать партнеру красную карточку.

Допустим, что каждый имеет по 3 миллиона рублей. К ним можно добавлять, убирать сумму по ходу игры. Например, сделка предложена сомнительной фирмой. Она может принести вам 5 миллионов. Если один участник соглашается на контракт, в его копилке появляется 5 миллионов, а второй игрок теряет их. Если ни один не готов к сомнительной сделке, каждый может рассчитывать на 3 миллиона.

Тот, кто пытался отстаивать личные интересы, оказался банкротом. Недоверие, неумение понимать, слушать друзей, всегда приводит к неудачам и обману.

Четвертым слагаемым успешного общения является умение слышать собеседника.

Вот они – те четыре компонента, которые приводят к взаимопониманию, являются настоящими слагаемыми дружбы.

Подобное мероприятие – лучшая гарантия активизации навыков общения, реализации теоретической информации на практике.

Варианты проведения

Как можно достичь желаемого результата? Существуют различные способы актуализации знаний:

  • провести терминологический проверочный диктант;
  • использовать краткий фронтальный, письменный, устный, а также индивидуальный опрос по теме, целью которого станет активизация мыслительной деятельности школьников;
  • применить опорные конспекты Шаталова;
  • провести повторное разъяснение материала.

Моменты, перечисленные выше, составляют единую методическую структуру.

Каковы основные задачи этапа актуализации знаний? Предполагается обобщение фактов, установка связи старых знаний с новыми данными.

В процессе такой деятельности формулируется проблемная ситуация, применяются приемы и средства, позволяющие подготовить ребят к самостоятельной деятельности.

На втором этапе происходит формирование новых терминов и алгоритма действий.

Перед объяснением нового материала можно выявить внутренние и междисциплинарные связи. Именно в этом заключается цель актуализации знаний на уроке. Для ее достижения используют следующие приемы: анализ, постановку вопросов, вычленение, выдвижение гипотез.

По мере работ происходит развитие многих составляющих компонентов учебной работы: планирование, алгоритм действий, варианты анализа.

Цель этапа актуализации знаний на уроке в каждой учебной дисциплине устанавливается индивидуально, но ее общее предназначение имеет сходство.

Занятие подобного типа имеет реальные возможности для воспитания и развития подрастающего поколения с учетом ФГОС. Отметим, что учитель не реализует в полной мере образовательную задачу, поскольку он не гарантирует формирования прочных и глубоких знаний, но создает отличные предпосылки для последующих звеньев обучающего процесса.

Где взять время для актуализации знаний?

Но на эти два этапа может уйти минут 15-20, почти не остается времени на познание нового — вот проблема, с которой нередко сталкиваются учителя (например, автор этой статьи, работающая с детьми с ОВЗ). Как можно ее решить?

  • Можно заранее придумать такое домашнее задание, которое позволит совместить проверку с актуализацией. Это сократит время минут на 5-10. Несколько таких вариантов мы рассмотрим ниже. 
  • Можно совместить проверку домашнего задания с закреплением нового материала. Например, было задано скомпоновать слова в группы однокоренных и выделить в них корень. Изучен суффикс. Учитель дает задание по рядам выписать из домашнего задания ту или иную группу слов и выделить в них не только корень, но и суффиксы.
  • Или предложить двум школьникам решить домашнюю задачу: одному прежде изученным, а другому — новым способом. Их еще можно потом сравнить: какой удобнее в данном случае.
  • На истории многие вычерчивают прямую времени (хронологическую). В конце урока можно предложить вписать новое и одновременно проверить, как вписано старое (если таково было задание).

Структура урока «открытия» новых знаний по ФГОС

Мотивирование на учебную деятельность. Ученик должен осознанно вступить в учебную деятельность. Для этого учитель должен создать условия, когда учащийся понимает требования к нему на уроке, испытывает желание включиться в работу и верит, что учебная деятельность ему под силу.

Актуализация знаний. Организуется подготовка учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия. Выполняя задания, ученики фиксируют свои затруднения.

Выявление места и причины затруднения. Под руководством учителя ученики восстанавливают порядок проведенных действий и определяют конкретное место затруднения. Сверяя свои действия с используемым способом (алгоритмом), учащиеся определяют причину затруднения — конкретные знания и умения, которых пока нет для решения поставленной задачи

Очень важно все действия проговаривать вслух.

Построение проекта решения проблемы. Учащиеся обдумывают и обсуждают свои будущие учебные действия: ставят цель (устранение возникшего затруднения), определяют тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и подбирают средства

Учитель руководит с помощью подводящего или побуждающего диалога или с использованием исследовательских методов. Выбор конкретного метода зависит в первую очередь от степени подготовленности класса.

Реализация проекта. Путем обсуждения различных вариантов, предложенных учащимися, выбирается оптимальный способ действий, который используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. При этом учитель должен незаметно подвести учеников к правильному способу. После решения задачи ученики отмечают преодоление возникшего ранее затруднения и высказывают мысль о том, что этот способ подходит для решения подобных задач.

Первичное закрепление. Учащиеся решают типовые задания на новый способ действий, проговаривая алгоритм решения вслух. При этом работа может проводиться фронтально, в группах или в парах.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Ученики уже самостоятельно выполняют задания нового типа и сами проверяют правильность решения, сравнивая с эталоном. После этого обсуждаются результаты. Желательно создать ситуацию успеха для каждого ребенка.

Включение в систему знаний и повторение. Определяется, когда можно применять новые знания, как они могут пригодиться в будущем. Даются задания, где выработанный способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Рефлексия учебной деятельности на уроке. Ученики напоминают себе новое содержание, изученное на уроке. Организуется самоанализ и самооценка учениками своей учебной деятельности. Делаются выводы о достижении поставленной в начале урока цели.

Для чего нужна актуализация нормативных документов.

29.06.2017 06:57

Одно из основных требований обеспечения качества – это своевременная и ежегодная актуализация нормативных документов (стандартов), используемых на предприятии.Актуализация стандартов – процесс поддержания стандартов в рабочем состоянии путем внесения в их экземпляры принятых в установленном порядке изменений, дополнений, поправок и информации о сроках их действия, ограничении, замене или отмене.Согласно требованиям СТ РК 1.48-2010 «ГСТР РК Порядок внесения изменений в стандарты» , актуализация стандартов проводится:

  • на постоянной основе в соответствии с ИУС в течение семи рабочих дней с момента поступления ежемесячного ИУС;
  • один раз в год при выверке фондов стандартов – в срок не более одного месяца после получения годовых указателей: «Указатель нормативных документов по стандартизации Республики Казахстан» и «Указатель межгосударственных нормативных документов по стандартизации».

Стандарты, не прошедшие актуализацию, в работе организаций применять не допускается.

Постоянное проведение обновления имеющейся базы стандартов позволяет иметь в использовании актуальные документы и гарантировать соответствие выпускаемой продукции действующим нормам и требованиям, что является важнейшим условием поддержки и успешного развития бизнеса.Специалист ПФ АО «НаЦЭкС» проведет для вас актуализацию имеющегося на предприятия фонда нормативных документов. Воспользовавшись нашим предложением, вам не придется тратить время на самостоятельные долгие поиски, всё, что надо сделать – это предоставить перечень стандартов для поддержания в актуальном состоянии и пополнения новыми поступлениями.

Главный специалист справочно-информационного фонда ПФ АО «НаЦЭкС»

Стадия вызова на уроке

Этап урока «Вызов» предназначен для того, чтобы вызвать:

  • вызвать в памяти учащихся ту информацию, которая пригодится на данном уроке;
  • интерес к новой теме;
  • активность учащихся.

Как было раньше? Учитель, начиная урок, сам задает цели и задачи, которые будут решаться на уроке. Это прописано в его плане, на основании этих целей и задач строится и схема урока. Учащиеся, по умолчанию, должны знать эти цели и быть с ними согласными. Ну, бывает, что учитель просто зачитывает цели урока, ставя учеников уже «перед фактом».

В технологии критического мышления делается упор на то, что учащиеся сами будут определять — что они хотят узнать на этом уроке, для чего это им нужно. Вот этот круг целей и задач и определяется на стадии вызова.

По сути, вызов является решающим в том смысле, что задает темп и тон урока. Именно на этом этапе происходит не только повторение пройденного материала (если оперировать привычными терминами), не только актуализация знаний, но и самое главное — дается положительная мотивация, формируется интерес.

Еще один важный момент: стадия вызова призвана активизировать всех учащихся. Если раньше пассивные ученики оставались в стороне, предоставляя возможность более активным поучаствовать в актуализации знаний, то теперь это исключено. Каждый ученик в классе принимает участие в работе. И задача учителя: помочь систематизировать уже накопленный опыт по данной теме, увидеть нестыковки, неясности, пробелы и определить круг вопросов, которые требуют разрешения.

Таким образом, стадия вызова на уроке призвана решать сразу несколько задач:

  • сформировать положительную мотивацию;
  • вызвать интерес учащихся к новой теме;
  • сформировать главные цели урока;
  • наметить круг вопросов, которые будут решаться на уроке;
  • активизировать деятельность учащихся, включить их в работу.

Применение на практике

Что значит актуализация? В психологии чаще говорят об актуализации знаний. Это извлечение из памяти знаний. Трансформация знаний, умений, навыков, чувств, мотивов, форм поведения и эмоционального реагирования, состояний индивида в действия в настоящем. Говоря проще, это пробуждение скрытого потенциала.

Этот вопрос часто упоминают в рамках теории о проблемном, развивающем обучении. Перед ребенком ставят задачу, которую он должен решить за счет актуализации имеющихся знаний. На практике часто можно услышать такие понятия: актуализация жизненного опыта, знаний. В данном случае это означает расширение опыта и знаний, их углубление за счет активизации имеющихся ресурсов или за счет нового, нестандартного применения имеющегося опыта.

Что такое актуализация

Что такое актуализация? Актуализация – это переход желаемого (актуального, востребованного) в настоящее. Что это простыми словами? Это процесс превращения:

  • желаний в действия;
  • мыслей в слова;
  • потенциальных возможностей в реальные условия.

Значение слова

Что означает слово «актуализация». Значение слова актуализация зависит от сферы применения:

  • в экономике это метод расчета, обозначающей сведение будущих показателей и нынешних;
  • в психологии означает извлечение имеющихся в памяти знаний, образов;
  • в философии означает изменение бытия, переход от возможностей к реальности.

Актуальным считается то, что желательно и необходимо претворить в жизнь.

Виды

Актуализация основана на методе ассоциаций. В ответ на внешний раздражитель из памяти всплывают образы, знания, чувства. Актуализация бывает простой, сложной, полной, неполной, избирательной, обобщенной. Вид зависит от того, насколько полно сохранилась информация, какой опыт есть у человека, что он хочет помнить и продемонстрировать другим людям. Процесс высвобождения данных зависит от общего состояния нервной системы.

Структура урока

Любое занятие содержит несколько основных структурных элементов:

  • тему;
  • проверку домашней работы;
  • контроль знаний;
  • актуализацию навыков и умений;
  • мотивацию к получению новых знаний;
  • обобщение и повторение материала;
  • домашнее задание.

С какой целью проводится актуализация знаний? Цель этапа в мотивации самостоятельной деятельности школьников.

Профессионалы, владеющие методикой преподавания, стараются включать в занятие элементы проблемности. Безусловно, это не означает, что на каждом учебном занятии должны быть все элементы. ФГОС предполагает выбор тех составных частей урока, которые являются оптимальными в каждой конкретной ситуации.

Когда уместна актуализация знаний? Цель ее в анализе навыков и умений, поэтому подобная деятельность уместна на различных этапах учебного занятия.

Гарантией высокой эффективности работы учителя считается не только его постоянный труд, но и использование нетрадиционных форм уроков, продуманной внеурочной деятельности.

Структура уроков развивающего контроля

Этот тип уроков можно сравнить с традиционными уроками, когда сначала проводятся контрольные работы, а на следующем уроке — работа над ошибками. Принципиальная разница заключается в том, что на этих уроках делается акцент на самоконтроле, на развитии самоанализа у учеников. На таких уроках продолжается формирование у учащихся контрольно-оценочных способностей. Проводятся они после изучения большого блока материала, занимают два часа, поэтому чаще используются в преподавании таких предметов, как математика, русский язык, физика.

Уроки развивающего контроля состоят из следующих этапов.

1 урок

Мотивация к контрольно-коррекционным действиям

Требуется, чтобы ученики подготовились к контрольной, осознали ее необходимость, чувствовали себя уверенно.

Актуализация и пробное действие

Проводится актуализация знаний по теме. Выполняется контрольная работа. Затем проводится самопроверка по эталону. Ученики проверяют свои работы и ставят себе оценки, но не исправляют ошибки.

В промежутке между двумя уроками учитель сам проверяет работы и выставляет за них оценки.

2 урок

Локализация затруднений

Ученики определяют свои ошибки и затруднения.

Целеполагание и построение плана коррекции выявленных затруднений

Ученики должны выбрать для себя индивидуальные цели и определить средства и способы решения затруднений.

Реализация проекта

Учащиеся работают по составленному проекту. Для тех, кто совершил одинаковые ошибки, возможна работа в группах.

Обобщение затруднений

Обязательно проговариваются затруднения, выбранные пути их разрешения, алгоритм решения. Объясняют, почему выбрали именно этот путь.

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Ученики работают самостоятельно по тем заданиям, по которым возникли затруднения. Проверяют по образцу и отвечают на вопрос, разрешены ли затруднения, исправлены ли ошибки.

Включение в систему знаний

Для закрепления полученных знаний выполняются задания, аналогичные предыдущим, но более творческие.

Рефлексия

Ученики анализируют свою работу на уроке. Если есть необходимость, то дается домашнее задание.

Заключение

В зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей школьников, педагог может использовать разные приемы актуализации навыков, умений, знаний. Например, с помощью приема «цепочка признаков» можно выявить умения ребят описывать определенные объекты по характерным признакам, составлять план своих действий.

Один ребенок называет анализируемый объект, указывает его признак.

Второй школьник отмечает второй объект, который аналогичен по характеристикам.

В результате подобной деятельности можно обобщить информацию, к примеру, о химическом веществе, определенном взаимодействии.

Игра «Беру тебя с собой» предполагает актуализацию знаний школьников, позволяет им накапливать сведения об определенных признаках анализируемого объекта. Ребята учатся объединять разные предметы по сходным признакам, выделять общие параметры, сопоставлять их, формировать на основе полученной информации единый образ.

Учитель загадывает какой-то признак, по нему собирается несколько объектов, а называется только один предмет.

Затем ребята пытаются отгадать признак, подбирая к нему различные объекты. Игра продолжается до тех пор, пока он не будет отгадан. Детские психологи советуют периодически использовать такую игру для проверки домашнего задания.

Для включения ребят младшего школьного возраста в активную познавательную деятельность подходит прием «да-нет». Он способствует формированию аналитических умений у подрастающего поколения, навыков ведения научной дискуссии. Педагог перечисляет признаки повторяемого материала, а ребята соглашаются с утверждениями либо опровергают их.

С начала урока важно продемонстрировать свое доверие к школьникам. Педагог по новым образовательным стандартам выступает в роли наставника, помогает своим воспитанникам уточнять, формулировать цель занятия, ставить задачи

Именно учитель помогает каждому ребенку выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, корректировать универсальные учебные навыки.

Он помогает своим подопечным развивать интерес к получению новых умений и знаний, адаптироваться в ученическом коллективе.

В организационный момент современного урока по ФГОС входит не только актуализация знаний, но и предварительный настрой классного коллектива на работу. Педагог выявляет отсутствующих школьников, причину пропуска ими занятия, оценивает внешнее состояние классного кабинета.

Если о подготовке педагога к работе свидетельствует наличие плана или конспекта занятия, демонстрационных пособий, то настрой школьников можно оценить по их внешнему виду, концентрации внимания.

Только при полном позитивном настрое классного коллектива на урок либо внеурочное мероприятие наставник может рассчитывать на достижение поставленной цели, реализацию педагогических задач.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector