Мастер-класс: что это такое и как его проводить

Что такое мастер-класс?

Мастер-класс – интерактивное занятие, во время которого все процессы осуществляются на практике и с участием слушателей в контексте обмена опытом между руководителем и слушателями. Термин происходит от английских слов «master» (специалист высокой квалификации) и «class» (занятие).

В системе дополнительного образования мастер-классы проводятся в рамках повышения квалификации, переподготовки специалистов или как самостоятельный вид обучающих курсов. Занятие может быть посвящено обзору актуальных проблем, технологий, аспектам и приемам их использования, а также авторским методам применения технологий на практике. Во время мастер-класса участники не являются пассивными слушателями, они участвуют в обсуждениях, получают консультации, предлагают свои темы для анализа и варианты решения поставленной проблемы.

На данный момент существуют такие виды мастер-классов:

  • производственные (их проводят на предприятиях с целью обмена передовым опытом, демонстрации новых технологий);
  • учебно-образовательные (цель: повышение профессионального уровня, формирование умений и навыков, развитие творческих способностей);
  • учебно-профессиональные (проводят студенты с целью обмена опытом и повышения образовательного уровня).

Основные задачи мастер-класса:

  • профессиональное общение, усовершенствование навыков;
  • повышение квалификации участников;
  • самореализация;
  • стимулирование роста творческого потенциала;
  • передача опыта;
  • популяризация новых технологий обучения.

Примечания

  1. Гомперц Т. Греческие мыслители. Мн.: Харвест. 1999. Т. 1. С. 422—446.
  2. Marshall, Julian. Tartini and Maddalena Syrmen. In: The Queen, the Lady’s Newspapers, 26. März 1892.
  3. Bouvet, Charles. Une leçon de Giuseppe Tartini et une femme violoniste au XVIIIe siècle, Paris: Senart 1915.
  4. Zimdars, Richard. The Piano Master Classes of Franz Liszt: Observations by August Göllerich. Journal of the American Liszt Society XLIV (Fall 1998), 35—46.
  5. Robert Kargon and Peter Achinstein (1987) Kelvin’s Baltimore Lectures and Modern Theoretical Physics: historical and philosophical perspectives, MIT Press ISBN 0-262-11117-9.
  6. Организация и проведение мастер-классов. Методические рекомендации. Сост. А. В. Машуков. Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, 2007.
  7. Русских Г. А. Мастер-класс — технология подготовки учителя к творческой профессиональной деятельности. Методист. 2002, № 1. С. 38.
  8. Шамова, Т. И. Работа с педагогическими кадрами в условиях реализации школьной реформы: методические рекомендации для слушателей ФППК организаторов народного образования. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1985.
  9. Amelia Muller Fay. Liszt. As a Teacher. The Etude. Music Magazine. May 1902.
  10. Masterclass (англ.) на сайте Internet Movie Database
  11. Марина Давыдова. Мастер — не класс. Татьяна Васильева в роли Марии Каллас. Независимая газета, 7 декабря 1999 года

История возникновения мастер-класса

Ференц Лист

Отдалённым предшественником мастер-класса можно считать методику преподавания софистов в Древней Греции. Демонстрация своего мастерства софистом ученикам в присутствии публики сочеталась с детальной проработкой выступлений самих учеников преподавателем.

Отдельные элементы метода можно встретить в практике художников эпохи Возрождения и концертирующих музыкантов эпохи барокко. Магдалена Лаура Сирмен (Ломбардини) получала музыкальное образование в Венеции в Ospedale dei Mendicanti. Она изучала здесь пение, клавесин, скрипку и теорию музыки. В это же время она брала уроки игры на скрипке у Джузеппе Тартини, посещая его в Падуе. Сохранилось письмо Джузеппе Тартини от 5 марта 1760 года, в котором он рассказывает ей о приёмах игры на скрипке. Это письмо было написано до личного знакомства Джузеппе Тартини с Магдаленой. По содержанию этого письма можно предположить, что последовавшие за ним занятия под руководством Тартини должны были проходить в форме, приближенной к мастер-классу.

Родоначальником мастер-класса в его современной форме обычно признаётся Ференц Лист, проведший мастер-класс в Веймаре в 1869 году. В его занятии с музыкантами уже присутствовали основные атрибуты данного метода: демонстрация местными музыкантами своих навыков, отработка под руководством мастера мелких деталей исполнения, оригинальных звуковых эффектов, фразировки и ритма, присутствие аудитории. Обычно мастер-класс Листа был рассчитан на 10—20 участников. Хотя Лист не определял произведения, которые должны были они подготовить, большинство заранее интересовались, какие сочинения они могли бы отрепетировать к следующему мастер-классу. Его продолжительность была различной — от полутора до двух часов; обычно он начинался в 16.30, после обеда и дневного сна. Среди слушателей мастер-классов Листа были: Эмиль фон Зауэр, Мориц Розенталь, Жозе Виана да Мотта, Артур Фридхайм. Прекратил свои мастер-классы пианист только перед самой смертью.

Физик Уильям Томпсон в 1884 году провёл двадцать занятий по молекулярной динамике и волновой теории света в форме мастер-класса.

Широкое распространение получили мастер-классы в педагогической деятельности Густава Леонхардта, Мстислава Ростроповича, Владимира Горовица, Жорди Саваля, Кэйко Абэ и других выдающихся музыкантов XX века.

Некоммерческая общественная организация, зарегистрированная в Бристоле, Великобритания, записывает мастер-классы крупнейших музыкантов современности. Фонд преследует две цели: во-первых, создать архив таких мастер-классов, а во-вторых, сделать их доступными на DVD-дисках и через Интернет для учащихся музыкальных школ и студентов всего мира. Среди деятелей искусства, с которыми сотрудничает Media Foundation Masterclass на постоянной основе: Максим Венгеров, Андраш Шифф, Бернард Хайтинк, Курт Мазур, Эвелин Гленни, Юрий Башмет, Томас Квастхофф.

Мастер-класс в художественном кинематографе и театре

  • — дебютный фильм голландского актёра и режиссёра , посвящённый памяти его друга режиссёра Тео ван Гога, снят в 2005 году. Шесть студентов из театрального вуза были приглашены на мастер-класс актёра , не зная, что занятие фиксируется на плёнку для игрового фильма. Они выполняли самые нелепые задания. Узнав о цели съёмок, они сами приняли участие в разработке дополнительных сцен фильма.
  • Режиссёр Майк Николс занят съёмками фильма «Мастер-класс», посвящённого оперной певице Марии Каллас, оставившей сцену и пытающейся наладить педагогическую карьеру и личные отношения с греческим миллиардером Аристотелем Онассисом. В главной роли — Мерил Стрип. В основе фильма одноимённая монопьеса драматурга . Мария Каллас даёт мастер-класс, её ученики — вспомогательные фигуры, они мало говорят, но много поют, поэтому обычно на театральной сцене эти роли исполняются не драматическими артистами, а оперными певцами. Певица излагает им свой вариант системы Станиславского, перемежая наставления воспоминаниями о личной жизни и оперной карьере. Пьеса основана на реальных мастер-классах, которые певица проводила в Джульярдской школе (Нью-Йорк) в период с октября 1971 года по март 1972 год.

Структура и специфика мастер-класса

Классический мастер-класс включает:

  • Демонстрацию специалистом своего мастерства или своего понимания проблемы в практической форме. Роль мастера — консультант, помогающий организовать учебную работу, осмыслить на новом более высоком уровне творческую деятельность. В отличие от тренинга и семинара мастер-класс обычно проводится для тех, кто уже состоялся как профессионал, но не удовлетворён уровнем, которого уже достиг. В отличие от конференции в мастер-классе отсутствует равенство сторон процесса обучения.
  • Вовлечение ученика в активную деятельность по освоению мастерства под контролем специалиста.
  • Публичность. Наличие широкой аудитории, воспринимающей процесс общения мастера и его учеников, которая может вмешиваться в этот процесс, задавая вопросы и требуя пояснений.

Так участник мастер-класса Мстислава Ростроповича описывает происходившее на занятии:


Кэйко Абэ на мастер-классе для студентов Санкт-Петербургской консерватории. 8.06.2016.

Также мастер-класс может дополняться теоретическим обзором актуальных проблем и технологий, однако главная задача — передать способы деятельности, будь то приём, метод, методика или технология, а не сообщить или освоить информацию. Часто мастер-класс завершается дискуссией по результатам совместной деятельности мастера и аудитории.

Проведение мастер-класса не имеет строгих единых норм. Данная форма занятия не регламентируется и по времени, мастер-класс может продолжаться от одного часа до целого рабочего дня. Количество непосредственных участников может охватывать от двух до тридцати человек. Обычно проведение мастер-класса основывается на интуиции специалиста, на практических потребностях ученика. В ходе мастер-класса ученик осуществляет некую творческую деятельность, а мастер объясняет ему, как именно необходимо её осуществлять, комментирует свою точку зрения и демонстрирует сам отдельные элементы деятельности, объясняет наиболее типичные ошибки. После этого ученик повторно осуществляет деятельность с учётом объяснений мастера. Достоинства данного метода обучения: непрерывный контакт специалиста и ученика, практический характер и индивидуальный подход к ученику.

Если мастер-класс проводится на регулярной основе на протяжении длительного времени и с постоянными участниками, то обычно такую форму занятий называют творческой мастерской.

Обычно мастер-класс сопровождает гастроли выдающегося деятеля искусств. Проводится мастер-класс за день до выступления, либо на следующий день после него.

Одна из целей мастер-класса — интеллектуальное общение специалиста и начинающего, которое должно вести к развитию в ходе мастер-класса способности ученика самостоятельно и нестандартно мыслить. Важную роль играет также обучение профессиональному языку той или иной научной дисциплины (литературоведение, искусствоведение…) аудитории, присутствующей на мастер-классе.

Мастер-класс в педагогике

Мастер-класс в педагогике близок к открытому уроку, он подразумевает активное участие в той или иной форме присутствующей на нём взрослой аудитории. Выделяется три основные типа педагогических мастер-классов:

  • Презентация педагогического опыта: кратко характеризуется основные идеи презентуемой воспитательной или образовательной технологии, демонстрируется наглядный пример работы (в виде урока или внеклассного мероприятия); обсуждаются с аудиторией проблемы и перспективы в работе педагога (фактически такой мастер-класс является открытым уроком без ограничения по времени его проведения и проводимый в свободной форме).
  • Имитационная игра: педагог проводит учебное занятие со слушателями, которые занимают место учащихся; в этом случае слушатели одновременно играют две роли: учащихся и экспертов, присутствующих на открытом учебном занятии.
  • Моделирование: участники-учителя выполняют самостоятельную работу по конструированию собственной модели учебного занятия в режиме технологии урока, предложенной специалистом; специалист, проводящий мастер-класс, выполняет роль консультанта, он только организует самостоятельную деятельность аудитории, а затем участвует в обсуждении авторских моделей, созданных в ходе занятия (этот вариант наиболее близок к классическому мастер-классу).

Выделяются также предметный и межпредметный мастер-классы.

Применяется мастер-класс обычно в обучении студентов и повышении квалификации учителей. К его достоинствам относят:

  • высокую мотивацию участников, находящихся под обаянием личности специалиста;
  • практическую отработку умений по планированию, организации и контролю деятельности;
  • возможность индивидуального подхода по отношению к каждому участнику мастер-класса.

Какие бывают мастер-классы:

Мероприятия, на которых мы проводим мастер-классы, очень отличаются по формату. Что вам подойдет больше?

По форме организации:

Обучающие
У вас предусмотрены рабочие места для всех участников одновременно. Есть столы и стулья на каждого гостя. Мастер-класс может длиться 60-120 минут. За это время можно создать интересный арт-объект и действительно получить новые знания и навыки, которые потом часто перерастают в хобби.
Заказывают для небольших корпоративов, юбилеев, детских праздников.
Развлекательные (ознакомительные)
Если у вас на мероприятии очень много гостей, и вы хотите создать для них интересные развлекательные зоны, закажите мастер-классы в формате «заинтересовался-быстро сделал-ушел». У стола мастера может одновременно работать 4-5 человек, на работу уходит 10-15 минут, проходимость — 20 человек в час. Иногда и 30.

По возрастным категориям:

 Для детей и подростков
Можно организовать занятия с детьми от 4 до 14 лет (в каждом случае подбираются задания по возрасту). Мастера имеют опыт работы с малышами и подростками, помогают сосредоточиться и выполнить сложные манипуляции.
Для взрослой аудитории
В этом случае будет показана более сложная техника при создании и декодировании предметов. Больше информации, больше практики, больше самостоятельности

12 подходов для создания рукодельного Мастер-класса.

Профессиональная экспертность.

Если у вас есть опыт в определенной сфере, то это уже дает возможность обучать людей. Например, если вы шьете или вяжете игрушки уже достаточно продолжительное время и стали в этой теме экспертом, то можно обучить этому менее опытных людей. Узнайте, как продавать больше игрушки ручной работы.

Любимое увлечение (любимое дело, хобби).

Можно не иметь большого опыта, но при этом, иметь любимое дело, в котором вы уже приобрели некоторые знания. Тогда можно обучать тому, что знаете, людей, которые только планируют начать тоже самое. Например, вы любите рисовать. Покажите людям, как можно научится этому с полного нуля.

Экспертность кого-то из близких.

Ваш папа — фотограф? Мама — прекрасный кондитер? Создайте инфопродукт на основе их знаний. Или станьте их инфопродюсером. Например: ваша мама печет красивые и вкусные торты. Снимите на видео и создайте курс по выпечке тортов и их украшению.

Ваши сильные черты.

Возможно, у вас есть сильные черты характера. Например, вы — очень организованный человек. Расскажите другим, как быть таким же организованным. Научите их тем техникам, которые знаете сами.

Страхи, с которыми вы справились.

Вы всегда боялись публичных выступлений, а сейчас свободно можете зачитать стихи на улице? Тогда вам есть, чем поделится с другими. Расскажите подробно в своем курсе или мастер-классе, как преодолеть в себе тот или иной страх.

Личный опыт.

Можно создать мастер-класс или курс на основе того, через что уже прошел несколько раз. Например, вы сшили одну и ту же игрушку несколько раз. Или слепили одну и ту же брошку. Вы знаете, как это делать от А до Я и можете рассказать даже самые неожиданные и мелкие нюансы.

Страсть к какой-либо теме.

Может быть, что вы еще не имеете опыта в теме, но сердце настолько наполнено желанием двигаться в этом, что невозможно остановится! Изучайте вашу тему и делитесь теми знаниями, что уже получили.

Идеи из книжного магазина.

Большие библиотеки и книжные магазины пропитаны вдохновением. Походите между рядов. Просмотрите книги по вашей или любой другой теме. Если там, где вы живете нет таких мест, то можно зайти на онлайн-библиотеку, например, как ozon.ru

Ответы на частые вопросы.

Можно собрать материал-ответ на часто возникающие вопросы. Например, как писать заголовки для постов. Или как фотографировать изделия ручной работы на смартфон.

Совместная идея.

Вокруг нас огромное количество талантливых людей — друзья, родственники, знакомые. Узнайте, может с кем-то из них, вместе, вы сможете создать инфопродукт.

Часть системы.

В любой теме есть свои подтемы. Например, вы шьете кукол. Расскажите как шить тельце, как разрисовать личико, как правильно приклеить волосы. Из этих подтем можно создавать целые курсы.

Мозговой штурм.

В течении 10 минут записывайте без разбору все идеи для инфопродукта. Даже самые бредовые и невозможные. После того, как записали, оставьте список на день или даже два. Когда прочтете все свежим взглядом, то некоторые идеи могут показаться очень интересными.

Я рассказала про 12 универсальных вариантов для создания рукодельного мастер-класса. Выбирайте, работайте над ними и выпускайте в свет! 

Если вам сложно самостоятельно разобраться в огромном количестве информации. Экономьте свое драгоценное время приходите в программу «Как создать мк Бестселлер». Это пошаговый тренинг по созданию своего курса с нуля.

  ВАШ ХОД…

  1. Поделитесь в соц. сетях. Вам секундное дело, зато сколько пользы вы принесете в мир. Поможете людям в создании их мастер-классов, а мне будет очень приятно!
  2. Напишите ниже в комментариях  — у вас есть свой инфо-продукт? Если да, делитесь ссылкой на него, с радостью посмотрю. Если только собираетесь записывать, тоже напишите. 
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector