Игры на сплочение младших школьников и как их правильно проводить
Содержание:
- Примеры игр и тренингов на сплочение
- «Чучело»
- Подвижные игры в лагере на сплочение для детей от 7 до 12 лет
- «Времена года»
- Все, что нужно знать об играх на сплочение
- Задачи тренингов на сплочение коллектива
- Игры для налаживания отношений
- «Веселые поварята»
- Результаты развития сплоченности с помощью игр и тренингов
- Warface
- Самые известные 2 части стрелялок
- Игры на сплочение в лагере для младшего возраста
- Игры на сплочение для 3 класса
- Быстрые деловые игры
- Подвижные игры в коллективе от 14 до 17 лет
Примеры игр и тренингов на сплочение
Солнце
Это игра-тренинг для детей младшего школьного возраста и подростков. Для педагога это игра является инструментом социометрии отношений в группе в период адаптации и знакомства их друг с другом.
Выбирается один из детей (можно по желанию) и ставится в круг. Остальные играющие становятся к нему на том расстоянии, на котором они считают нужным. Открыв глаза, водящий должен расставить их так, как сам этого желает. Педагог должен зафиксировать первую и вторую картину, которая является показателем отношений между водящим и остальными ребятами в группе. Те же действия повторяются в отношении других водящих.
Такую игру рекомендуется проводить в первый этап формирования детского коллектива и его сплоченности.
Меня выбрали!
Эту игру- тренинг рекомендуется проводить, когда работа по сплоченности достигает оптимального уровня. Она является индикатором отношений в группе, с помощью которой педагог сможет провести определенную корректирующую работу.
Участники тренинга встают в круг лицом друг к другу. Сначала дается команда смотреть вниз на свои ноги. Затем по команде: « Смотри!», все поднимают головы и смотрят на того, кто им больше всего импонирует. Если встретились два взгляда, то оба участника кричат – « Ура! Меня выбрали!», и пара выходит из игры. Таких пар может быть несколько. Играют до тех пор, пока все пары не закончатся. Возможен вариант, когда участники не захотят выбирать оставшихся в игре, тогда стоит прекратить игру, чтобы не произошел конфликт между играющими.
Тропинка
На земле или песке рисуют извилистую тропинку. Одному ребенку завязывают глаза. Задача остальных детей — указывать ему путь так, чтобы он прошел тропинку от начала до конца ни разу не оступившись.
Болото
На небольшом расстоянии друг от друга рисуются 4-5 «островков». Вначале самый большой, каждый последующий немного меньше, дети должны переходить с острова на остров, не выходя за линии. Причем сначала все должны собраться на островке, и лишь затем перепрыгивать на другой островок.
Слепой паровозик
Паровозик из 3-х человек с закрытыми глазами у 2-х первых. , Задача – дойти до определенного предмета, при этом не разговаривая. Если это слишком легко, то паровозик удлиняется, главное, что с открытыми глазами должен быть только последний «вагон».
Минное поле
Рисуют большой квадрат, у одного из ребят есть карта минного поля. Ребята передвигаются колонной. Задача ведущего – провести колонну без потерь. Если человек встал на мину, ведущий хлопает. Человек встает в конец колонны либо выбывает.
«Чучело»
Конкурс хорош на природе для командного соревнования. Делимся на две команды. Через произвольное расстояние (метров 5) кладем заготовленные заранее драные старые шорты большого размера на подтяжках или обрезанные джинсы с дырками, огромную драную футболку, желательно старый парик, если нет, то кусок пакли, растрепанный так, чтобы он торчал из-под шляпы, и сама шапка (какая угодно — соломенная, ушанка, туристическая, главное — чем нелепее, тем смешнее), и резиновые сапоги. Для каждой команды свой набор одежды. Игрок добегает до кучи, надевает (естественно, поверх своей одежды) сначала футболку, затем джинсы, парик, шляпу, сапоги, делает хлопок ладошками (знак готовности), раскидывает руки в стороны, как у чучела в огороде, и поднимает сначала одну ногу, затем другую, как бы разгоняя непрошеных огородных воришек. Затем быстро все снимает и бежит к команде, передает эстафету следующему.
Подвижные игры в лагере на сплочение для детей от 7 до 12 лет
Тропинка
Завязываются глаза одному из участников команды. Мелом на полу чертится «дорожка» (кривая линия). Остальные участники должны подсказывать, как пройти по тропинке с закрытыми глазами. Кричать можно только: «влево», «вправо», «вперед».
Слепой паровозик
Наш «паровозик» слепой, то есть, у всех 3-4 ребят завязаны глаза. И только у последнего «вагончика» глаза открыты
Его задача толкать (осторожно!) ребят в нужном направлении. «Рельсы» для каждой команды ведущий нарисует заранее
Пирамида
Задача – построить «пирамиду» у которой касаться земли должно наименьшее количество ног ребятишек. Можно поделить на команды малышей и устроить соревнование.
Минное поле
Чертится «минное поле» размером 5 на 5 или более. Ведущий имеет карту минного поля. Задача отряда: перейти минное поле с наименьшими потерями. Если человек встал на мину, ведущий хлопает. Человек встает в конец колонны.
Гадалка
Гадалка с закрытыми глазами садится в круг. К ней подходят остальные игроки и протягивают руки. Задача «гадалки» — угадать человека по руке. Возможны модификации этой игры: можно узнавать по голосу, коленкам, по голове и т.д.
Семья
Готовятся карточки, на которых написаны члены семьи разных животных. Например: мама лев, папа лев, сын лев. Следующая группа: бабушка слон, мама слон, папа слон и т.д. Ведущий раздает карточки. Задача детей найти свою семью издавая звуки животных на карточках.
Спутанные цепочки
Участники встают в круг, закрывают глаза и протягивают перед собой правую руку. Столкнувшись, руки сцепляются. Затем участники вытягивают левые руки и снова ищут себе партнера. Ведущий следит за тем, чтобы каждый держал руки двух людей. Участники открывают глаза. Они должны распутаться, не разжимая рук (разрешается только изменение положения кистей, чтобы не происходило вывихов рук). В результате либо образуется круг, либо несколько сцепленных колечек из людей, либо несколько независимых кругов или пар.
«Времена года»
Две команды: «Подснежник» и «Ручеек». Первый этап: наступила весна, бегут ручьи, нужно срочно убрать снег. Игрокам необходимо сбросать снежки (из ваты или обыкновенные маленькие мячики) в ведра, стоящие на расстоянии трех метров. Чья команда быстрей? Второй этап: снег убран, появились первые подснежники (бумажные цветы на проволочках втыкаются в пластилиновые шарики и приклеиваются к полу). Игрок бежит, срывает один подснежник, возвращается к своей команде и т.д. Чья команда вперед соберет букет — та и выиграла. Если получится ничья, то проводится третий этап. Наступило лето, ярко светит солнце, все ходят на пляж загорать. Первым игрокам выдается по листу с нарисованным на нем солнышком. Участник с солнышком в руке добегает до финиша, садится на стул, говорит, глядя на рисунок: «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья». Возвращается, передает солнце следующему игроку; выигрывает команда, первая поднявшая высоко солнце по завершению эстафеты.
Все, что нужно знать об играх на сплочение
Когда в одном месте собирается коллектив маленьких индивидуальностей, перед взрослым встает вопрос их объединения. Любую проблему общения между детьми 6-10 лет можно решить с помощью игры. Поэтому основная цель сплачивающих игр – снять эмоциональное напряжение каждого ребенка и создать благоприятную атмосферу для общения. Специалисты утверждают: там, где собирается группа детей, просто необходимо начать игру для сплочения. Нужно знать, чему научатся дети благодаря такой игре:
- сотрудничеству, навыкам совместных действий для достижения общей цели;
- дружеским взаимоотношениям внутри коллектива;
- объективной самооценке, правильному анализу поступков других;
- самоконтролю;
- планированию своего поведения;
- терпимости к действиям окружающих;
- взаимопониманию, поддержке;
- внимательности к эмоциональному состоянию других детей.
Родителям также небезинтересно будет узнать, что игры на сплочение способствуют избавлению от страхов и стеснения, разрешению конфликтных ситуаций, предотвращают их возникновение. Так называемые «изгои» становятся полноценными членами коллектива, а лидеры начинают учитывать не только собственные интересы, но и потребности остальных ребят. Поэтому в домашней обстановке обязательно надо проводить такие виды игр, когда собирается вместе несколько детей, например, при организации детских праздников.
Факторы групповой сплоченности и причины ее снижения
Дети быстрее находят общий язык между собой, когда у них появляются общие интересы, единая цель для достижения. Игра должна проходить в доброжелательной атмосфере под руководством квалифицированного, привлекательного для участников ведущего. Важную роль играет соревновательный момент. С этой целью полезно будет разделить ребят на команды
Для младших школьников очень важно одержать победу над соперниками, к которой каждый будет причастен. Планируя работу по сплочению, воспитатель должен учитывать и анализировать возможные причины его снижения
- Объединение ребят в мелкие группы.
- Дружба между некоторыми детьми, возникшая задолго до попадания в коллектив.
- Неумелые действия организатора.
- Отсутствие общей цели или нечеткая ее формулировка.
Зная причины, можно избежать их последствий, грамотно подобрать виды игр, правильно распределить роли и сделать работу по сплочению максимально эффективной. Особенно остро стоит вопрос сплочения в случаях, когда изначально не знакомые друг с другом дети вынуждены проводить вместе длительное время:
- школьный класс;
- загородный или пришкольный лагерь;
- кружок по интересам;
- коллектив художественной самодеятельности.
Общение не будет продуктивным без взаимопонимания, доверия. Совместная деятельность не принесет должного результата, если каждый ребенок будет отвечать лишь за собственные поступки. Поэтому задача взрослых – через игру научить своих подопечных сотрудничеству. Знание игр на сплочение, умение их организовать необходимо каждому учителю, педагогу дополнительного образования, воспитателю, вожатому, руководителю детских творческих объединений, аниматору, родителям.
Задачи тренингов на сплочение коллектива
Тренинги на сплочение проводятся в сообществах подросткового и более старшего возраста. Они, как и игры имеют определенные цели:
- Формирование неформальных, дружеских взаимоотношений между членами сообщества;
- Формирование умений работать всем вместе, не делясь на обособленные группы;
- Создание оптимального психологического и эмоционального климата в группе.
Проводить тренинги можно в разных форматах:
- В виде спортивных соревнований;
- В виде интеллектуальных игр;
- Общих творческих дел;
- Коллективных поездок.
Во время тренинга проводятся разного рода тестирования анонимного характера. В них подросткам предлагается оценить параметры эмоциональной и психологической атмосферы среди членов команды. Психолог оценивает уровень сплоченности коллектива и по наблюдениям за членами сообщества, по проявлению ими таких качеств как дружелюбие, стремление прийти на помощь, способность жертвовать своими интересами ради интересов общего дела и т.д. Проводя анализ своих наблюдений и результатов тестирования, он создает определенную картину уровня сплоченности конкретной группы детей на данном отрезке времени. Это позволяет педагогу наметить дальнейшие шаги по формированию сплоченности детей. Что ожидается в результате грамотно проводимой работы педагога?
- Оптимизация отношений между детьми в группе;
- Опыт умения действовать сообща;
- Способность находить правильный выход из конфликтных ситуаций внутри группы;
- Доброжелательное отношение друг к другу;
- Умение согласовывать свои действия с другими членами группы.
Игры для налаживания отношений
9. Пазловый бартер
Время: 1-2 часаКоличество участников: четыре небольшие группы или болееИнвентарь: по одному пазлу для каждой группыПравила: попросите участников разбиться на небольшие группы с равным числом игроков. Дайте каждой группе по одному пазлу одинаковой сложности. Цель в том, чтобы собрать пазл быстрее остальных групп. Но! Часть кусочков каждого пазла находится у другой группы. И каждая группа должна решить, как их получить — переговорами, торговлей, обменом членами команды и т. п. Что бы ни решили участники, решение должно приниматься сообща.
Цель: эта игра тренирует умение решать задачи и навыки лидерства
Некоторые игроки более активны, другие остаются в стороне, но важно помнить, что каждое решение группы нужно согласовать со всеми ее участниками
10. Верю — не верю
Время: 10-15 минутКоличество участников: пять или более человекИнвентарь: не нуженПравила: попросите участников сесть в круг лицом друг к другу. Каждый должен вспомнить три правдивых факта о себе и придумать один ложный. Ложь при этом должна выглядеть правдиво. Затем попросите по очереди рассказать три правдивых и один ложный факты в произвольном порядке, не говоря, какой из фактов неверен. После рассказа одного участника остальные должны угадать, какой из фактов — ложный.
Цель: отличная игра для налаживания контакта, особенно для недавно сформированных команд. Она помогает не делать скоропалительных выводов о коллегах и дает интровертам возможность рассказать кое-что о себе.
11. Рисование вслепую
Время: 10-15 минутКоличество участников: два или болееИнвентарь: картинка, ручка и бумагаПравила: разбейте участников на группы по два человека. Рассадите группы так, чтобы их участники сидели спиной друг к другу. Дайте одному члену группы ручку и бумагу, а другому — картинку. Участник, держащий картинку, должен описать ее своему напарнику, не говоря напрямую, что там изображено. Например, если на картинке изображен червяк в яблоке, не говорите: «Нарисуй яблоко с червяком». Человек с бумагой и ручкой должен нарисовать то, что, по его мнению, изображено на картинке согласно описанию напарника. Задайте время игры: 10-15 минут.
Цель: эта игра тренирует навыки общения и учит интерпретировать информацию. Когда рисунок готов, всегда интересно посмотреть, как рисующий понял описания своего напарника.
12. Что лучше?
Время: 15-20 минутКоличество участников: любоеИнвентарь: четыре или более предметовПравила: выберите четыре или более различных предметов (или одинаковых предметов, которые выглядят по-разному). Разбейте участников на группы с равным количеством человек. Придумайте ситуацию, в которой каждая группа должна решить задачу, используя только имеющиеся предметы. Это может быть что угодно — от «вы попали на необитаемый остров» до «вам нужно спасти мир от Годзиллы». Попросите, чтобы каждая группа выстроила предметы по их полезности в каждой конкретной ситуации и объяснила свой выбор.
Цель: эта игра стимулирует воображение при решении задач
Важно не придумывать слишком простые ситуации, иначе будет очевидно, какие предметы окажутся полезнее других
У вас есть в запасе деловые игры, которых нет в этом списке? Расскажите о них в комментариях!
И, конечно, прекрасный способ улучшить управление командой проекта — использовать удобный софт для совместной работы. Система управления проектами Wrike помогает командам легко обмениваться документами и новостями по проекту, координировать свои усилия и отчитываться о проделанной работе.
«Веселые поварята»
Для этого аттракциона понадобятся 2 поварских колпака, две курточки или 2 белых халата, 2 фартука. Предметы раскладываются на табуретах, находящихся на линии старта, на противоположных табуретах ставят по кружке, наполненной водой, по бутылке с широким горлышком из-под кефира, кладут по столовой ложке.Участники состязания делятся на 2 команды. Они выстраиваются на линии старта. По сигналу ведущего первые номера подбегают к табурету, надевают колпак, куртку и фартук и бегут к противоположным табуреткам. Затем берут ложки, один раз зачерпывают воду из кружки и наливают ее в бутылку, после чего возвращаются к своей команде и раздеваются, передав второму номеру фартук и колпак. Он быстро одевается и выполняет то же задание.
Результаты развития сплоченности с помощью игр и тренингов
Сплоченность имеет несколько уровней развития. Оптимальным считается такой уровень, при котором все члены группы хотят оставаться в ней, чувствуя себя в ней комфортно.
- На первой стадии идет адаптация членов группы, знакомство друг с другом. На этом этапе практически нет межличностных взаимоотношений, за исключением тех, которые были перенесены из других коллективов;
- На второй стадии идет разделение на группы по два или три человека. Сплоченность не распространяется на всю группу;
- На третьей стадии в группе прослеживается явная или скрытая борьба за лидерство. Этот период без грамотной работы педагога может закончиться расколом еще не сформировавшегося сообщества на несколько групп, враждебно настроенных друг против друга. Если в группе наметился один лидер, то общей сплоченности вокруг него может и не быть. Останутся те, кто или не допускается во вновь организованное сообщество, или те, кто сами не хотят в нем состоять.
- На четвертой стадии, при поддержке и правильном направлении хода событий, сможет сформироваться коллектив, где проявляются его характерные признаки: сплоченность, общность интересов, взаимопомощь, высокая степень привлекательности его неформальной структуры.
Warface
Сегодня эта игра занимает топы лучших онлайн шутеров. И нет, это не из-за того, что игра сделана нашими или потому, что движком выступает CryEngine. Warface отлично заменяет Call of Duty, которую обычно сравнивают с ней из-за динамичности боев.
Важным преимуществом является хорошая оптимизация, которая позволяет спокойно себя чувствовать в бою даже на офисных компьютерах.
Отбрасывая предрассудки, что игра сделана исключительно для школьников, стоит признать, что Warface даст пору многим платным шутерам. Местная система F2P позволяет спокойно играть без доната, однако, на поздних уровней без него будет более сложной.
Играть
Самые известные 2 части стрелялок
- Half-Life 2 — до сих пор остается одной из самых известных и знаменитых компьютерных игр, хотя первая ее часть была выпущена в далеком 1998 году. Не всем известно, но именно от первой Half-Life, появилась знаменитая игра стрелялка — Counter-Strike, которая в конце концов даже превзошла по популярности своего родителя. Half-Life 2 появилась на свет в 2004 году и в отличие от первой версии имела улучшенную графику и гораздо более реалистичную физику стрельбы и взаимодействия с предметами. Помимо этого был улучшен интеллект ваших врагов, которые благодаря этому стали еще опаснее. В новой части игры вы будете сражаться за того-же главное героя — Гордона Фримена, однако все действия будут приохотить через 20 лет после событий происходивших в первом эпизоде.
- Crysis 2 — первая версия Crysis была выпущена еще в 2006 году и благодаря уникальному на тот момент движку CryEngine 2, стала одной из самых красивых и требовательных игр. Разработкой Crysis занималась компания Crytek, известная по такому хиту как Far Cry. Главной идеей, которая и смогла вытянуть эту стрелялку, стал уникальный био-костюм, способный выдерживать прямые пулевые попадания, защищать человека от опасных газов, вырабатывать кислород, увеличивать скорость передвижения и силу главного героя, а также делать его невидимым. Однако энергии в этом костюме хватало ненадолго и после ее исчерпания требовалась перезарядка, благодаря чему игровой процесс был еще более увлекательным. Crysis 2 увидел свет в 2011 году и стал еще более требовательным к современным компьютерам, но и графика получила значительные улучшения, а движком стал CryEngine 3.
- PayDay 2 — продолжение знаменитого экшена, в котором вы будете управлять бандой грабителей банков. Грабить банки можно будет как в одиночку, так и со своими друзьями в кооперативном режиме.
- The Incredible Adventures of Van Helsing 2 — РПГ с элементами стрелялки от третьего лица. Здесь вы будете управлять командой из нескольких персонажей, каждый из которые обладает разными умениями.
- Men of War: Assault Squad 2 — здесь вы попадает прямо в центр военных действий, где вам предстоит сразиться с противником используя различное вооружения и даже передвигаясь на танках.
- Shellshock 2 — старая но качественная игра на выживание, в которой вам нужно разобраться, что за загадочные происшествия творятся на острове и куда пропадают люди. Сражаться придется не только с враждебно настроенными героями, но еще и с монстрами!
- MDK 2 HD — забавная стрелялка, в которой вам предстоит играть за персонажей с совсем неорганичной внешностью! Будут здесь и бегающие с оружием собаки с 6 лапами, и сумасшедшие ученые, и инопланетяне. А сами действия MDK 2 будут происходить в космосе.
- To Survive 2 — игра вышла в 2013 году и может похвастаться очень слабенькими системными требованиями, благодаря чему пойдет на любом ноутбуке. Помимо этого здесь вас ожидает хорошая графика и увлекательный геймплей. Выживите любой ценой!
- Red Orchestra 2: Rising Storm — продолжение одного из самых известных шутеров действия которого происходят во времена второй мировой войны. В игре собрано большое количество оружия 1940 годов, а также танки и другая военная техника.
- Sanctum 2 — в этой стрелялке действия происходят в вымышленном фэнтези мире, где идет противостояние двух рас, одна из которых преуспела в развитие технического прогресса, а другая ушла в стороны чего-то магического. По сравнению с Sanctum 1, здесь вас ожидает еще более классная графика и новые задания.
- Insurgency 2 — старый, но все еще популярный шутер, который был выпущен как дополнение к Half-Life 2 и повествует о военных действиях в Ираке. В первую очередь проект рассчитан на сетевые сражения между реальными соперниками.
- Sniper Ghost Warrior 2 — продолжение одной из самых известных стрелялок про снайпера. Здесь вас ждет еще более реалистичная графика и новые задания. Отличительными особенностями Sniper Ghost Warrior 2 будут огромный арсенал снайперского оружия, нелинейность происходящего и возможность выполнять почти все миссии разными способами.
Ну вот и все компьютерные игры, а категория — игры стрелялки 2, позволит убить немного времени прямо в своем браузере!
Игры на сплочение в лагере для младшего возраста
Человек к человеку
Дети разбиваются по парам. Ведущий каждой паре дает задание: рука к руке, нос к носу, ухо к уху и т.д. Когда прозвучит команда «Человек к человеку», каждая пара должна выполнить задание.
Квадрат
Правда, сама фигура здесь может быть и кругом, и треугольником (на выбор ведущего). Вожатый разделяет деток по командам и говорит, в какую фигуру им выстроиться (каждой команде свою). А потом раздает задание: «Квадрат садится», «Круг идет налево», «Треугольник прыгает на одной ноге».
Фигуры
Все ребята в кругу. Каждый закрыл глаза. Ведущий громко называет фигуру. Малыши должны выстроиться в виде этой фигуры, не открывая глаза.
Клоун
Для проведения этой игры необходимо разделиться на 2 — 3 команды и приготовить 2 — 3 коробки спичек. Точнее нужен не весь коробок, а только верхняя его часть. Внутреннюю, выдвигающуюся часть вместе со спичками можно отложить в сторону. Для того, чтобы начать игру, все команды выстраиваются в колонну, первый человек надевает коробку себе на нос. Суть игры заключается в том, чтобы как можно быстрее передать этот коробок с носа на нос всем членам своей команды, руки при этом должны быть за спиной. Если у кого-то коробок упал, команда начинает процедуру заново. Соответственно выигравшей считается та команда, которая закончит передачу коробка быстрее
Бегающий гномик
Дети становятся в круг и закрывают глаза (это важно). Вожатый начинает игру: громко топает сначала правой ногой, потом левой
Сосед, стоящий слева, услышав топот, передает сигнал дальше также сначала правой, потом левой ногой. Сначала бег гномика будет «тормозиться», «западать» на ком-нибудь, но постепенно скорость передачи топота будет увеличиваться и возникнет эффект бегающего по кругу гномика.
Игры на сплочение для 3 класса
Помочь ребенку выразить свою индивидуальность, проявить свои склонности поможет игра «Автопортрет». Детям дается задание нарисовать себя в необычной форме: вместо глаз изобразить то, чем нравится любоваться, вместо рта — любимую пищу, вместо волос — то, о чем любит думать и т.д. После выполнения задания можно устроить выставку картин.
Еще одной игрой такой направленности является игра «Визитная карточка». Детям предлагается взять в руки микрофон и назвать свое имя. Когда все по кругу это сделают, начинают сначала, но уже к имени добавляют информацию о том, сколько им лет. Потом еще раз, но уже говорят и том, что лучше всего умеют делать. Игру можно продолжать сколько угодно, давая ребятам все новые задания: какую музыку любят слушать, какую книгу читают и т.д.
Чтобы донести детям мысль о том, что хоть они все разные, необходимо держаться вместе, быть единым целым, рекомендуется провести игру «Виноград». Детям предлагается рассмотреть гроздь винограда, выбрать одну виноградинку и съесть. Потом проводится обсуждение о том, что виноградинки могут немного отличаться по размеру, форме, оттенку, но все вместе они образуют гроздь, к которой крепко прикреплены. Следует предложить детям порассуждать над вопросами:
- Если бы виноградинки росли по отдельности, их бы кто-то замечал?
- Что будет с виноградинкой, если она будет держаться на веточке некрепко?
- Как ветру легче сорвать виноградинку с ветки: когда она отдельно или в составе большой грозди?
Наглядно увидеть, что результат общего дела зависит от вклада, который делает каждый из участников коллектива, дети смогут во время игры «Волшебные картинки». Детей разделить на команды. Каждый получает лист бумаги и цветные фломастеры. Дается задание нарисовать семью инопланетян (или волков, зайцев и т.д.). Сначала нужно изобразить маму. После этого дети обмениваются листочками и рисуют папу, потом снова меняются и продолжают рисовать других членов семьи. Так продолжается до тех пор, пока листочки с рисунками не вернутся к своим хозяевам. После этого все рисунки рассматриваются и выделяются самые лучшие. Авторы этих работ называют, кого именно они рисовали.
Еще одним вариантом игр на сплочение детей 6-10 лет является упражнение «Смешной рисунок». Школьники делятся на две команды. Они будут рисовать, например, корову. Первому участнику завязывают глаза и предлагают нарисовать голову. Остальные по очереди дорисовывают недостающие детали. Потом оценивают плод своих совместных усилий.
Принципам сотрудничества и умению выполнять совместные действия дети будут учиться в игре «Сиамские близнецы». Ребятам нужно разделиться на пары. В каждой паре участники должны стать близко друг к другу, обняться за талию. Ноги, которые находятся рядом, следует скрепить веревочкой. После этого таким «близнецам» предлагается походить по классу, сесть на стул, лечь, попрыгать и т.д. Другой вариант игры — скрепить у пары учеников две руки и предложить что-то нарисовать или написать.
Есть игры, которые подталкивают детей к образованию групп. Одна из них игра «Молекулы». Каждый ребенок должен получить табличку с буквой (цифрой или рисунком). Далее дается задание:
- составить слово;
- составить пример;
- составить рецепт борща и т.д.
Детям нужно не просто объединиться, но и правильно скоординировать свои действия, чтобы восстановить правильную последовательность.
Быстрые деловые игры
1. Игра возможностей
Время: 5-6 минутКоличество участников: одна или несколько небольших группИнвентарь: любые предметыПравила: это отличная пятиминутная деловая игра. Выдайте одному игроку из каждой группы случайный предмет. Игроки по очереди выходят вперед и показывают группе, как можно использовать этот предмет. Остальные участники должны угадать, что именно показывает игрок. Показывать следует молча. Варианты использования должны быть максимально нестандартными.
Цель: эта игра включает творческую жилку и учит креативному мышлению.
2. Плюсы и минусы
Время: 5-6 минутКоличество участников: два или болееИнвентарь: не нуженПравила: игрок A рассказывает игроку Б какой-то неприятный эпизод из своего прошлого (из личной жизни или с работы). Это должно быть событие, произошедшее на самом деле. Затем игрок A снова рассказывает об этом событии, но говорит только о его положительных сторонах. Игрок Б помогает найти позитивную сторону неприятной ситуации. После этого игроки меняются ролями.
Цель: участники вместе учатся переосмысливать негативный опыт, извлекая из него ценные уроки.
3. Смешение целей
Время: 1-2 минутыКоличество участников: любоеИнвентарь: не нуженПравила: отличная командная офисная игра, которая не отнимет много времени. Прежде чем провести собрание, попросите каждого участника игры обойти коллег и рассказать, чем они собираются поделиться на собрании, как можно большему количеству людей. Если хотите, можете назначить приз тому игроку, который расскажет о своих планах максимальному числу людей, и тому, кто успешно изложит то, о чем рассказывал коллегам до собрания.
Цель: этот вариант тимбилдинга повышает эффективность собраний и заставляет участников заранее обдумать, что они собираются говорить, а не что хотят услышать.
Подвижные игры в коллективе от 14 до 17 лет
Равновесие
Команды взялись за руки и стали в круг. Им всем нужно немного отклониться назад. Ведущий командует, что им нужно сделать: сесть всем вместе или двинуться по кругу влево и т.д.
Крокодил
Любимая и знакомая игра для любого возраста. И чем старше, тем интересней загадывать. Ребят можно разделить на команды. Загадывается предмет или животное и один игрок его показывает, а остальные угадывают что он показывает.
Танцуют в красном
Одна из пар выходит танцевать перед всеми. Другим нужно угадать, какого цвета на них воображаемая одежда. Например, пара решила, что на них зеленые костюмы. Они должны, двигаясь в танце, подсказать это остальным ребятам. Например, указывая на траву или вызывая любые ассоциации, связанные с зеленым цветом: лягушка, лайм, попугай и т.д.
Импульс
Играющие образуют круг и держатся за руки, галящий передает «импульс» — рукопожатие — в одну сторону. Засекается время, за которое «импульс» к нему возвратится. Надо увеличить темп.
Покоряем скалу
Игроки выстраиваются на скамье или бревне, плотно прижавшись друг к другу (в принципе, подобное упражнение можно выполнять и у стены). Далее игроки должны выстроится на скамье по росту так, чтобы не упасть. Можно выстраиваться по первой букве имени.
Головомяч
Игроки ложаться на живот головой друг к другу. Ведущий кладем между головами мяч. Задача игроков — подняться на ноги так, чтобы мяч не упал.
Узел
Команде дается одна длинная веревка. Задача команды завязать узел так, чтобы не выпускать веревку из рук.
Счет
Ведущий дает участникам задание считать по порядку без договоренностей. Если два человека одновременно называют цифру, игра начинается заново. Запрещено разговаривать, но можно использовать жесты и мимику. Чтобы усложнить, можно вести счет с закрытыми глазами.