Коррекция дислексии у младших школьников: упражнения. виды дислексии и способы коррекции

Вклад родителей в лечение

Лечение дислексии возможно и в домашних условиях. При этом у таких детей должен быть свой особенный режим занятий. Родителям необходимо постоянно заниматься с ребенком, решать головоломки, собирать конструктор, развивать способность анализировать и визуально синтезировать различные вещи. Обязательно нужно учить наизусть стихотворения, начиная с небольших четверостиший и постепенно увеличивая сложность рифм для запоминания; делить слова на слоги и звуки, уметь различать глухие и звонкие, согласные и гласные.

Ребенок также должен практиковать координацию рук, например, среди прочего он может начертить контуры различных фигур и форм на бумаге. Помимо работы на дому, ребенок также должен регулярно посещать занятия, проводимые психологом. Следует помнить, что дислексию нельзя вылечить, но ее можно очень эффективно исправить таким образом, чтобы она не причиняла неудобств в будущем, ведь дислексия — это не приговор.

способы устранения, основные приёмы и методы работы, методика Дейвиса

ПОДЕЛИТЬСЯ
ПродолжениеЧасть 1Часть 2

Способы устранения дислексии
дислексиядисграфияРодителям очень важно отстаивать права своего ребенка, объяснять учителям, что с ним происходит, и что к нему нужен специальный подход. Основные приёмы и методы работы с детьми-дислексиками:

Основные приёмы и методы работы с детьми-дислексиками:

  • Дыхательная, зрительная и артикуляционная гимнастики.
  • Метод кинезиологической коррекции.
  • Стимулирующий массаж и самомассаж кистей и пальцев рук.
  • Ритмико-речевая, музыкальная и витаминная терапия.
  • Зеркально-симметричное рисование обеими руками.
  • Упражнения для развития зрительно-моторных координаций, оперативного поля чтения, антиципационного восприятия слова.
  • Модифицированные зрительные диктанты Федоренко-Пальченко.
  • Интеллектуально-развивающие словесные игры: анаграммы, изографы, ребусы, криптограммы, перевёртыши, волшебные цепочки, словесные лабиринты, слова-матрёшки и другие.
  • Поисковые таблицы слов «Фотоглаз».
  • Метод «озвученного» чтения.
  • Метод словесных анаграмм.
  • Автоматизация оперативных единиц чтения по специальным слоговым таблицам.

Методика Д. Дейвиса по устранению дислексии
Суть методики:Физиологические основы методики Дейвиса.Методика Дейвиса
Упражнения методики Дейвиса
программа предоставления рекомендаций по контролю за ориентацией по системе Дейвиса
1. Оценка способности восприятия. 2. Переключение. 3. Разрядка и проверка. 4. Точная настройка. 5. Координация. 6. Освоение символов. Решение.7. Три шага к легкому чтению. Первый шагВторой шагТретий шаг8. Освоение символов применительно к словам.
Автор статьи: Оксана Макерова,
специально для портала «Солнышко»
Опубликовано 7 мая 2008 г.

Продолжение статьи
За советом к логопеду (все статьи)

Комментарии к статьеДислексия18.04.2008, 08:06Моника18.04.2008, 21:24Наталья23.04.2008, 11:09Вероника25.04.2008, 13:04Лариса, г. Ижевск28.04.2008, 11:02Наташа29.04.2008, 06:27Оксана Сергеевна21.05.2008, 14:55Елена28.05.2008, 13:14Анна01.06.2008, 11:5814.09.2008, 17:07Нелли23.09.2008, 20:27Оксана Сергеевна24.10.2008, 10:11Камиль08.11.2008, 14:52Лера28.11.2008, 11:24ирина02.12.2008, 07:54Камиль03.12.2008, 17:16Лара25.01.2009, 08:45Мария01.02.2009, 10:30Алла02.02.2009, 18:30Вера04.02.2009, 18:34Маргарита04.02.2009, 18:52Маргарита01.03.2009, 21:27Елена03.03.2009, 17:09Unattainable27.05.2009, 17:04Венера04.06.2009, 14:16Мира05.06.2009, 19:51Татьяна, Великий Новгород02.07.2009, 11:20Лана28.09.2009, 21:48Ольга09.10.2009, 10:56Елена, Ярославль04.11.2009, 20:54Мария Иванникова16.11.2009, 21:54Маргарита17.11.2009, 14:42Ольга18.11.2009, 14:20Ольга18.11.2009, 19:18Маргарита19.11.2009, 13:52Ольга09.01.2010, 15:10Светик7812.01.2010, 15:19Ольга12.01.2010, 22:28Маргарита16.02.2010, 13:35Арина16.02.2010, 22:53Светлана17.02.2010, 09:30C23.03.2010, 22:24Елена06.04.2010, 13:44Татьяна08.04.2010, 16:22Маргарита20.04.2010, 12:46Ольга06.05.2010, 20:19Наталья07.05.2010, 20:00Лана07.05.2010, 20:44Наталья03.06.2010, 21:10Татьяна06.06.2010, 15:06Татьяна08.06.2010, 15:24Анна10.08.2010, 11:15марина15.08.2010, 08:31Одесситка13.09.2010, 23:26диля17.09.2010, 23:51Анна22.09.2010, 21:14Жанна01.10.2010, 16:48anna074814.10.2010, 13:43Константин (Львов)16.10.2010, 09:33Татьяна30.10.2010, 23:21Анна03.11.2010, 21:26Ирина24.11.2010, 08:27cycleliftmact26.11.2010, 07:11cycleliftmact28.11.2010, 01:26Вера14.01.2011, 18:37Ирина11.04.2011, 15:49Ирина05.06.2011, 23:31Катя26.01.2012, 14:40Светлана30.01.2012, 14:34Надя28.02.2012, 15:10Стася05.03.2012, 12:30Елена, Южно-Сахалинск10.03.2012, 18:30Надя23.03.2012, 18:45Наталья06.04.2012, 01:39Ольга09.04.2012, 07:01Надя23.05.2012, 22:17татьяна12.11.2012, 16:38Оксана Сергеевна28.01.2013, 20:29Елена06.02.2013, 13:46Елена13.02.2013, 10:46Алика06.03.2013, 21:46катерина22.04.2013, 18:57светлана02.04.2014, 21:09мужской29.01.2015, 16:55наталья29.10.2015, 08:51Нина16.02.2016, 19:36Ольга25.10.2016, 07:48София26.01.2020, 01:15Ольга 24.02.2020, 22:33Гуля

Как проводить занятия с детьми с дислексией: 3 эффективных упражнения для коррекции

Коррекция дислексии заключается в специально разработанных упражнениях, которые восстанавливают устную и письменную речь постепенно. При работе с ребенком не нагружайте его большим потоком информации, ведь усвоить все и сразу у него не получиться. Упражнения, представленные ниже, мягко и непринужденно воздействуют на сознание ребенка.

Упражнения для коррекции дислексии у детей

Упражнение «Корректурная проба»

Каждый день в течение 5 минут предоставляйте ребенку любой текст и попросите его зачеркивать в нем названные вами буквы. Сначала согласные «а, о,  и т. д.». Затем и согласные. Когда ребенок сможет отчетливо зачеркивать нужные буквы, усложните задание и предложите гласные буквы обводить кружочком (назовите любую), а согласные – подчеркивать. Например, обведи все «о» в кружочек, а все «в» подчеркни. Ориентируйтесь на те согласные и гласные буквы, которые ребенку даются сложнее всего. Это упражнение позволит малышу запоминать буквы и убережет его от ошибок в чтении и написании в будущем. Заниматься следует каждый день в течение 2 месяцев.

Упражнение «Колечко»

Эта развивающая игра поможет развить мелкую моторику, память, внимание речь и устраняет признаки дислексии. Покажите малышу следующее действие: поочередно перебирайте пальцами рук, замыкая каждый палец в колечко с большим пальцем. Начинайте от указательного, заканчивая мизинцем. Затем начините обратный отсчет

Сначала упражнение выполняется одной рукой, а затем двумя. Заниматься с ребенком нужно 10-15 минут утром и днем на протяжении двух месяцев

Затем начините обратный отсчет. Сначала упражнение выполняется одной рукой, а затем двумя. Заниматься с ребенком нужно 10-15 минут утром и днем на протяжении двух месяцев.

Упражнение «Зеркальное рисование»

Это упражнение активно воздействует на мозг, улучшая его работу в целом. Положите перед ребенком чистый лист бумаги. Дайте ему любимые фломастеры или карандаши. Начните рисовать обеими руками зеркально-симметричные рисунки или буквы. Сначала беритесь рисовать вместе с малышом, чтобы он понял принцип упражнения, а затем пусть он самостоятельно попробует что-нибудь изобразить. Упражнение нужно делать ежедневно, не пропуская ни одного дня.

Как понять, будут ли у ребенка проблемы с чтением?

У любой проблемы есть корни. Рассмотрим различные способы диагностики проблем, которые в дальнейшем могут привести к развитию дислексии:

Если у ребенка есть речевые нарушения, он ходит к логопеду. Логопед также смотрит, есть ли у ребенка нарушения фонематического слуха, анализа и синтеза, понимания, нарушен ли словарь и есть ли аграмматизмы (неправильное образование слов и их форм), насколько развита связная речь. Именно на занятиях, развивающих речь, логопед проводит и профилактику нарушений чтения, особенно тех видов, которые связаны именно с речью.
На занятиях по ИЗО и при использовании любых видов ручного труда хороший воспитатель заметит, что у ребенка плохо развита мелкая моторика (не умеет вырезать, лепить, приклеивать, шнуровать, застёгивать пуговицы)

Для письма, каллиграфии очень важно уметь выполнять мелкие точные действия. Их тренируют специально

Я рекомендую эти упражнения каждый день.
Если ребёнок идёт в школу, он должен уметь кататься на двухколесном велосипеде — функции письма и чтения требуют координации и слаженности.
Плохое владение ритмом может усложнить усвоение слов со сложной слоговой структурой, значит, его надо развивать — помогут танцы, музыка или более специализированные процедуры, такие как интерактивный метроном.
Для чтения нужны хорошо сформированные зрительно-моторные и слухо-моторные координации, чтобы уметь видеть, слышать, говорить одновременно – именно это важно при чтении.
Ребенок должен уметь запомнить и, если нужно, пересказать то, что он прочитал.
Необходимо понять, какая рука у ребенка – ведущая, какой рукой он будет писать.

Логопеды, психологи, нейрофизиологи и нейропсихологи часто обращают внимание не только на ведущую руку, но и ногу, и глаз. Латерализация важна, потому что в русском языке есть буквы, которые смотрят вправо или влево, симметричны по вертикали и по горизонтали или совсем несимметричны, а леворукий ребёнок может плохо усваивать направления

На самом деле абсолютное большинство леворуких и амбидекстров (людей, одинаково владеющих двумя руками), кроме ведущей руки никаких особенностей не имеют. Левополушарное расположение центра речи наблюдается у 95 % праворуких и у 70% леворуких. И только у 15% леворуких центр речи находится в правом полушарии. Такие дети имеют особенности мышления — мыслят образами. Они могут обладать способностями к рисованию, музыке, а могут, наоборот, иметь ряд неврологических проблем.

Индивидуальный латеральный профиль помогает определиться с типом программы обучения (в зависимости от сочетаний ведущей руки, глаза и т.д. можно рекомендовать ребёнку школу определённого профиля. Например, ведущий левый глаз, рука и плечо – повод отдать детей в математическую.

Детей с разной латерализацией имеет смысл отдать в школу, где больше внимания уделяют чтению и гуманитарным наукам. А вот подход большинства гимназий, где берут сложную программу сразу по всем предметам, — неверный. Такая учёба очень тяжело даётся даже обычным детям и крайне тяжело – правополушарным леворуким).

Как определить ведущие руку, ухо, глазНапример: попробуйте покидать ребенку маленький мячик, который он должен ловить любой рукой, но только одной. Ведущая рука определяется по тому, какой рукой чаще пойман мяч. Можно попросить ребенка «размешивать» ложкой сахар в стакане, «вдеть воображаемую нитку в иголку: у леворукого ребенка нитка окажется в левой руке.
Проверить ведущее ухо можно, попросив послушать, тикают ли часы. Ребёнок развернётся ведущим ухом к источнику звука.
Проверить ведущий глаз – попросив «посмотреть в скважину, прищурив один глаз. Глаз, которым ребёнок будет смотреть в скважину, — рабочий».
Все эти тесты достаточны условны. Главный критерий – какой рукой ребёнку предпочтительно действовать в быту: держать ручку, карандаш, ложку для того, чтобы писать, рисовать и есть.

Дислексия: упражнения и игровые способы коррекции для детей

Дислексия – это расстройство высшей психики, которое заключается в невозможности прочитать текст. Причиной служит неоконченное формирование функции, отвечающей за этот процесс.

К факторам, влияющим на развитие дислексии, может относиться беременность матери (порок сердца женщины, острое перенесение болезни, анемия, плацентарная недостаточность), роды (травма головы, удушье пуповиной), ранний возраст ребенка (детские болезни с обострением, заболевания центральной нервной системы, травмы головы).

Недавно врачи нашли причинно-следственную связь между дислексией и мутацией гена DCDC2 6-ой хромосомы. Она негативно влияет на развитие нейронов головного мозга.

Выделяют 5 видов психического нарушения:

  1. Семантическая. Проявляется в непонимании смысла слов и текста в общем. При этом ребенок нормально читает механически, но без восприятия сути. Если разделить слова на слоги – малышу сложно произнести слитно, он не может по нему ответить на вопросы, показать соответствующую картинку. Связано с трудностями звуко-слогового синтеза.
  2. Мнестическая. Ребенок не может произнести в ряд несколько слов или звуков: путает места, пропускает, сокращает. Проблема в нарушении памяти относительно речи, связях «буква-звук». Можно заметить на этапе овладения звуко-буквенными обозначениями.
  3. Фонематическая. Происходит при недоразвитости фонематического восприятия, анализе и синтезе. Дети трудно запоминают буквы. Также заменяют звуки, схожие между собой (ж – ш, д – т). При чтении искажаются звуко-слоговое строение слова, чтение по буквам.
  4. Оптическая. Проявляется в трудности чтения букв, которые похожи между собой по внешним параметрам (А – Л, П – Н). Если показать человеку буквы, состоящие в паре по схожести, отдельно друг от друга, он легко их узнает. Причиной служит недоразвитие оптико-пространственного восприятия.
  5. Аграмматическая. Нарушение в грамматическом порядке речи, морфологии общения. Проявляется в неправильном использовании падежных окончаний («под стола», «у родственница»); неверные родовые окончания местоимений («этот платье», «твой коробка»); окончание глаголов 3-го лица («белка бежал», «ручка лежал»); несогласование слов в числе, роде, падеже существительного и прилагательного («три собака», «зеленая листок»).

Методы коррекции дислексии

Подбирая методы для коррекции дислексии, нужно учесть ее разновидность. От нее будет зависеть вектор выбираемых упражнений.

С детьми должны заниматься не только логопед, психолог, но и родители. Без домашней поддержки и закрепления новых навыков коррекция будет малоэффективной.

Существует немало специальных материалов для покупки, предназначены для помощи детям с нарушением развития высшей психики. Но в литературе и интернете представлены много способов для самостоятельного изготовления и занятий без подготовки.

Упражнения для коррекции у младших школьников

Рисование с малышами — один из способов определить и скорректировать нарушение чтения и письма

Коррекция дислексии проводится с помощью специальных упражнений. А вот медикаментозное лечение имеет совершенно недоказанную эффективность, поэтому не назначается. Главное требование лечения дислексии – своевременное начало работы над исправлением нарушений в развитии видов речевой деятельности. Чем старше становится ребёнок, тем сложнее даётся коррекция. Вот почему в подростковом возрасте исправить отклонения практически нереально.

Наиболее эффективны следующие упражнения:

  • Тренировка моторики пальцев с помощью мячика с шипами (на каждый слог предлагайте малышу сжимать мяч пальцами, особенно большим и мизинцем);
  • Чтение слов наоборот;
  • Разучивание запоминалок («Самолеты взлетают: у-у-у. Машины едут: ж-ж-ж. Лошадки поскакали: цок-цок-цок. Рядом ползёт змея: ш-ш-ш. Муха бьется в стекло: з-з-з-з»);
  • Медленное произношение чистоговорок («ра-ра-ра – начинается игра, ры-ры-ры – у нас в руках шары, ру-ру-ру – бью рукою по шару»);
  • Заучивание скороговорок («Водовоз вёз воду из-под водопада». «Говори, говори, да не заговаривайся». «На горе гогочут гуси, под горой огонь горит». «Наш голова вашего голову головой переголовит, перевыголовит». «Наш дуда и туда и сюда»);
  • Чтение 15 согласных на выдохе, постепенно добавление в ряд по одной гласной (КВМСПЛБШГРДБЛСТ, ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ);
  • «Буксир». Взрослый читает «про себя»и водит пальцем по тексту, задача ребёнка – читать по этой указке, но вслух;
  • «В унисон». Это вариант предыдущего упражнения, только взрослый и малыш должны оба читать вслух;
  • «Повтор». Предложите ребёнку прочитать текст за 1 минуту и отметить, до какого слова он дочитал, а затем пусть малыш повторит этот же отрывок за такое же время – он наверняка прочтёт на пару слов больше! В этом упражнении главное не перестараться – более трёх раз читать не стоит, и не забудьте похвалить ребёнка даже за небольшой прогресс;
  • «Засечка». По команде ребёнок начинает читать текст вслух, держа руки на коленях. По команде «засечка» маленький читатель закрывает глаза, поднимает голову, оставляя руки на коленях. Через минуту ему нужно глазками отыскать то место в книге, на котором он остановился.
  • «Молния». Суть упражнения заключается в чередовании чтения вслух, про себя, в быстром и медленном темпе, с выражением и без за определённое время (начинаем с 20 секунд, заканчиваем 2 минутами);
  • «Спринтеры». Эта игра отлично подходит для группы детишек. По команде ребята начинают читать одновременно вслух, а затем на слово «стоп» они пальчиками указывают то место, на котором остановились;
  • «Исправь ошибки». Предложите в известных ребёнку крылатых выражениях исправить ошибки («На безрыбье и Бак – рыба». «Под лежачий камень Мода не течёт»);
  • «Запиши слова». Напишите малышу 6 слогов и предложите записать 5 слов, которые спрятались в них (ла-па-ра-но-ша-лун);
  • «Найди имя». В ряду букв ребёнку нужно отыскать имя (ОНМАКНГТАНЯ) или название животного (ЯЧСМЕДВЕДЬ).
  • «Одинаковые слова». В ряду слов попросите ребёнка найти такие, которые слева направо и справа налево читаются одинаково.
  • «Вычёркиваем повторы». Напишите буквы, предложите ребёнку вычеркнуть те, которые повторяются 2 раза.

Коррекция дисграфии и дислексии младших школьников: упражнения

Итак, пришло время поговорить об упражнениях, которые помогают в борьбе с дислексией. Они эффективны, и, если заниматься ребёнком каждый день, то можно добиться неплохих результатов:

Скороговорки. Да, произношение их очень помогает ребёнку. Дело в том, что сами по себе скороговорки — это последовательность схожих по звучанию слов. Благодаря этому ребёнок может почувствовать разницу. Также можно пробовать чтение слов в обратном порядке.
Проговаривание различных звуков. Родители должны объяснить ребёнку, что он должен проговаривать сначала согласные, а потом гласные звуки в абсолютно любом порядке. Причём делать это необходимо на выдохе. Через некоторое время необходимо смешивать гласные и согласные звуки.
Гимнастика для артикуляции. Производятся различные дыхательные упражнения. Они являются разминкой перед коррекцией дислексии.
Резиновый мячик. Здесь необходимо учить ребёнка читать по слогам. Мячик нужен для того, чтобы, когда ребёнок произносил слог, он сжимал его всеми пальцами.
Упражнение «Буксир». Смысл его заключается в том, что кто-то из родителей должен вместе с ребёнком читать текст. Сначала малыш и взрослый читают вместе вслух, а потом каждый про себя

Важно помнить, что родители должны подстраиваться под скорость чтения ребёнка, т.к. он может не успевать за взрослым.
Последнее упражнение — многократное чтение текста

Ребёнку даётся отрывок, и в течение минуты он его читает. Когда проходит минута, ставится отметка на том месте, где остановился ребёнок. Затем, спустя небольшой промежуток времени, он должен снова прочитать тот же самый кусок. Родители, в свою очередь, должны следить за динамикой чтения, за тем, больше или меньше в этот раз понял малыш. Важно помнить, что читать текст нужно много раз за день, но с перерывами.

Эти упражнения можно и нужно выполнять у себя дома каждый день. Мгновенного результата не будет, но улучшения в развитии со временем будут проявляться всё в большой степени.

Понятие

Важно помнить, что дислексия – не заболевание, а лишь нарушение речевого развития. Это патологическое состояние, которое вызывает трудности при чтении – ошибки, снижение скорости, изменение способа чтения – при этом умственные и интеллектуальные способности, которые необходимы для обучения в общем, не затрагиваются

В основном дислексия проявляется у детей младшего школьного возраста. Не следует путать дислексию с дисграфией (нарушением письма) – они часто идут бок о бок, но не всегда. Во многих исследованиях, посвященных проблеме, представлены различные, порой противоречивые, мнения о ней. Кто-то даже говорит, что дислексия – это общее название для всех проблем с письменной речью. Но в России признаются отдельные названия для разных нарушений: дислексия, дисграфия, диспраксия, дизорфография и прочие.

Как говорит министр просвещения России Ольга Васильева,

Это серьезные цифры, что говорит об актуальности проблемы

Можно выделить несколько форм дислексии.

  • Фонематическая
  • Аналитико-синтетическая
  • Оптическая
  • Мнестическая
  • Аграмматическая
  • Семантическая

Поговорим подробнее о признаках каждой из этих форм.

Последствия

Прежде чем перейти собственно к лечению, Вам будет полезно узнать о том, к каким осложнениям может привести дислексия, чтобы осознать всю важность коррекционной работы

Успеваемость в школе

Пожалуй, почти на каждом уроке в школе (иногда даже на физкультуре, рисовании и трудах) есть учебники. Чтобы эффективно учиться, детям необходимо обладать базовыми навыками чтения. Читать нужно каждый будний день на нескольких уроках подряд, а потом дома делать домашнее задание.

Учебная мотивация

Ваш воспитанник может быть максимально готов и замотивирован к школьному обучению, но какой в этом толк, если в процессе учебы пропадает интерес и опускаются руки? А это обязательно рано или поздно произойдет у ребенка-дислектика. Представьте, как ему сложно, когда все получается из рук вон плохо, а урок чтения (литератур) похож на кошмарный сон. Кроме того, у всех детей вокруг, скорее всего, такой проблемы нет.

При коррекционной работе также могут возникнуть сложности, потому что ребенку читать уже не хочется, а надо.

Речь и словарный запас

Как известно, очень важную роль в развитии речи и пополнении лексикона играет чтение книг (учебников в том числе). Также из книг маленький человек узнает, как правильно пишутся слова, какие закономерности существуют в русском языке и многое другое.

Поэтому чем раньше начнется лечение дислексии, тем быстрее ребенок начнет

Дислексия во взрослом возрасте

Это сильно осложнит человеку жизнь, и перечисленные выше последствия могут усугубиться

Поэтому мы переходим к самому важному вопросу – как же все-таки помочь детям с дислексией

Причины дислексии

Одна из вещей, которые также очень важно понять родителям дислексика – это, собственно, причина нарушения. Без этого у Вас не будет ясного представления о том, как помочь ребенку

Конечно, это непросто, потому что причины могут быть разными. Некоторые из них зависят от формы дислексии.

Умственная отсталость или задержка психического развития

Сейчас я попрошу Вас не впадать в панику, потому что данная причина встречается далеко не всегда. В основном, она связана с оптической дислексией (которая, очевидно, представляет из себя особую сложность). У умственной отсталости и задержки психического развития есть множество других признаков, полноценный диагноз поставить могут только специалисты.

Системное недоразвитие речи

Неусвоение правил русского языка вкупе с другими проблемами речи могут явиться причиной аграмматической дислексии. Неслаженная работа левого и правого полушарий мозга К этому фактору могут привести родовые травмы, нарушения во время беременности, а также нарушения моторного развития. С последним может быть связано, например, слишком раннее обучение детей ходьбе. Крупная моторика начала развиваться раньше, чем мелкая, в связи с чем последняя не достигла необходимого уровня развития и появились проблемы с речью. Если левое полушарие, отвечающее за речь, работает значительно хуже, чем правое, то это, вероятнее всего, отразится на дальнейшей тенденции к леворукости.

Наследственная предрасположенность

Если ребенку передалась качественная незрелость отдельных зон головного мозга, отвечающих за речь, это может привести к речевым трудностям. Такое явление чаще встречается у мальчиков, чем у девочек.

Недостаточный речевой опыт

Невнимательное отношение взрослых к развитию речи детей или недостаток общения, а также неправильное речевое обучение, неграмотная речь окружающих или двуязычие в семье могут привести не только к дислексии, но и ко многим другим проблемам.

Ранний возраст

Однако если в процессе учебы продвижения нет, проблема остается вплоть до конца начальной школы или очень мешает ребенку – это повод серьезно задуматься.

Этапы метода Дейвиса

  1. Самый первый этап — это комфорт. Ребёнок должен находиться в зоне комфорта, не испытывая никаких неудобств.
  2. Следующий этап — это работа над координацией. Этот этап помогает ребёнку усвоить такие понятия, как право-лево, верх-низ. Для этого необходим резиновый мяч, в дальнейшем их потребуется два. Данные мячи способны издавать приятные звуки в тот момент, когда касаются руки ребёнка.
  3. Познание символов с помощью лепки. Ребёнку даётся пластилин, из которого вместе с преподавателем он должен слепить буквы, цифры и различные слоги. Благодаря этому, ребёнок лучше усваивает символы, т. к. он может их потрогать руками и даже понюхать.
  4. Последний и самый важный этап — чтение. Он делится на три отрезка. В первом ребёнок должен научиться переводить свой взгляд слева направо и узнавать группы букв. Во втором происходит закрепление способности переводить свой взгляд слева направо. И третий отрезок -включает работу на понимание смысла одного предложения, а затем и всего текста.

Лечение дислексии

Прежде чем приступать к лечению, необходимо провести специальную диагностику дислексии, которую проводит психолог. С ребенком проводится тестирование, смотрят, как он читает, какие совершает ошибки, насколько понимает прочитанное. Результаты сравниваются с возрастной нормой. Также проверяют слух, как ребенок воспроизводит речь, воспринимает информацию.

Логопед изучает уровень сформированности устной речи, историю развития. Кроме того, обследуется состояние артикуляционного аппарата, речевой и ручной моторки. Оценивается звукопроизношение, связанность речи и другие показатели. Тест на дислексию включает списывание, письмо на слух.

По результатам специалист дает соответствующее заключение. Он может направить больного на консультацию к неврологу и офтальмологу.

В младшем возрасте исследование проводится в игровой форме. Родителям и учителям не рекомендуется присутствовать при диагностическом исследовании, чтобы не смущать школьника.

Хотя есть много теорий относительно того, как успешно лечить дислексию, вылечить ее до конца невозможно. В любом случае, лечение проводится под наблюдением специалистов. Корректируются трудности, возникающие в процессе обучения, пациента помогают обучить коммуникативным навыкам.

Коррекция дислексии и дисграфии подразумевает:

  • изменение звукопроизношения;
  • усвоение грамматических норм языка и систем словообразования и словопроизношения;
  • развитие слухоречевой памяти, зрительно–пространственных представлений и др.

Отмечаются случаи, когда уровень интеллекта в норме или выше среднего, а читает хуже всех. Обычно у таких детей наблюдаются проблемы с бинокулярным зрением (это не снижение остроты зрения). В результате ребенок либо испытывает дискомфорт после чтения, либо начинает путать слова и не может их идентифицировать. Необходимо пройти полное обследование у офтальмолога, который проверит бинокулярное зрение, назначит ношение специальных очков и тренировку зрения.

Среди школьников очень часто встречается дисфонезия (слуховая дислексия), тогда ребенка учат выделять слова как целое, вводят фонетический курс, это способствует улучшению навыкам чтения.

При дисэйдезии ребенок не распознает слова как единое целое. Темп чтения становится медленным, так как приходится расшифровывать каждое слово. С помощью мультисенсорной методики можно помочь некоторым детям.

Лечение дислексии требует корректировки учебного процесса. Используется прямое обучение (специальные фонетические техники) и непрямое (особая программа, при которой дети учатся читать).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector