Мотивы учения у младших школьников статья на тему

Мотивация индивидуальной деятельности

Мотивы поведения человека зависят от цели, которая стоит перед ним. Он будет стараться достигнуть цели для получения удовлетворения. Например, для утоления чувства голода человек будет заниматься поисками еды. Его поведение определяется потребностью в еде, а сам поиск является мотивом деятельности индивида.

Мотивация индивидуальной деятельности может быть различной, все зависит от потребности и цели. Для удовлетворения базисных потребностей, которые лежат в основе жизни и развития человека (голод, необходимость дыхания, чувство самосохранения и т.д.), служат мотивы, которые являются органическими. Они позволяют личности удовлетворить первоочередные нужды, чтобы продолжить жизнь и развитие.

Мотивация может носить функциональный характер. Это мотивы, которые служат для удовлетворения потребностей культурного роста человека: спортивные занятия, посещение театра, кино, музея, отдых на природе. Потребность в культурном росте создает мотивы, которые побуждают человека удовлетворять эту потребность и тем самым повышать свой культурный уровень.

Материальными мотивами называют те, которые служат для приобретения или создания материальных ценностей. Это касается создания уюта в доме, различных бытовых удобств.

Социальные мотивы деятельности чрезвычайно важны, поскольку человек живет в обществе и стремится занять в нем определенное место, иметь определенный социальный статус. Эти потребности и создают соответствующие мотивы. Индивид будет стремиться проявить себя среди определенного общества (участие в общественных организациях, благотворительных акциях, волонтерском движении и т.д.)

К духовным мотивам принадлежат те, которые создаются потребностями в повышении самосознания человека, самосовершенствования. Для достижения этих целей человек занимается чтением книг, молится или действует как-либо еще, чтобы развиваться духовно.

перейти наверх

Потребности

Суть определений потребности сводится к тому, что это состояние, характеризуемое наличием у человека разнохарактерных нужд, в качестве которых могут фигурировать объекты духовные либо материальные. Для удовлетворения той или иной нужды человек предпринимает ряд действий, при этом он руководствуется порождаемыми потребностью мотивами.

Весьма часто возможно одновременное возникновение нескольких потребностей сразу. В этом случае предстоит определиться с тем, которые из потребностей следует удовлетворить в первую очередь. В связи с выше означенным, выстраивается некая иерархия потребностей, которую в свое время охарактеризовал в своих работах Абрахам Маслоу. Согласно упрощенной схеме связь личности, ее потребностей и мотивов можно описать конфигурацией, состоящей из пяти основных уровней, образующих так называемую пирамиду, названную пирамидой Маслоу.

Виды мотивации в психологии

В психологии существуют такие виды (типы) мотивации:

  • внутренняя и внешняя;
  • положительная и отрицательная;
  • устойчивая и неустойчивая.

Это основные виды мотивационных образований.

Существует также активная (диверсивная) и пассивная мотивации. К первой относится внутреннее стимулирование, ко второй – внешнее.

Внешняя и внутренняя мотивация

Их еще называют экстринсивная и интринсивная. Внешняя (экстринсивная) базируется на влиянии внешних факторов: условий и обстоятельств, которые не относятся к отдельным видам деятельности. Часто мотивом к совершению поступков становится положительный пример другого человека. Это называется функциональным мотивом.

Каждой из них присущи свои особенности:

  1. Внешняя мотивация направлена на количество, а внутренняя – качество выполняемой работы.
  2. Внешняя при достижении поставленной задачи перестает мотивировать, а внутренняя – еще больше активизируется.
  3. Интринсивная мотивация является более сильным стимулом, чем экстринсивная.
  4. При обретении уверенности в себе внутренняя мотивация возрастает.

Положительная и отрицательная

Основные формы стимулов можно разделить на отрицательные и положительные. Положительные подталкивают к действию, когда человек находится в предвкушении выгоды. Это стимулирует выполнять свои обязанности более качественно и укладываться в положенный срок. Такая мотивация играет важную роль в достижении высоких результатов, повышает эффективность работы. Мотивацией в рабочем коллективе может быть не только материальное вознаграждение, но и психологические методы воздействия.

Существуют такие принципы, подтверждающие эффективность положительного стимулирования:

  • повышение значимости индивида, приводящее к улучшению качества работы;
  • рост мотивации для совершения дальнейших действий после получения выгоды или морального поощрения;
  • уверенность в своих действиях и скорейшее достижение успеха.

Отрицательное мотивирование предполагает различные наказания за невыполнение задания или плохо сделанную работу. Согласно исследованиям, длительная отрицательная мотивация приводит к потере интереса к выполняемым обязанностям, культивирует чувство страха, нежелание действовать, снижает самооценку и способствует развитию комплексов.

Соответственно, положительная мотивация стимулирует действовать, а отрицательная – усиливает дисциплину во время выполнения деятельности. Последняя не способна раскрыть внутренний потенциал, ее основная задача – удержать индивида в установленных рамках.

Устойчивая и неустойчивая

Устойчивое мотивирование включает в себя ежедневные потребности людей:

  • голод;
  • жажду;
  • сон;
  • секс;
  • общение;
  • обретение новых знаний.

Человек осознанно осуществляет деятельность, не прилагая к этому больших усилий.

Неустойчивая мотивация более слабая. Она должна все время подкрепляться внешними факторами.

Дополнительная классификация мотивации

Классификация мотивов достаточно широка. Согласно психологическим и социологическим исследованиям, существуют и дополнительные мотивационные виды (стимулы) – основы мотивации:

  1. Самоутверждение – это стремление к признанию в своем окружении. Оно обеспечивает развитие личности, пробуждает чувство собственного достоинства.
  2. Идентификация – стремление быть похожим на своего кумира, желание соответствовать его набору качеств.
  3. Власть – потребность оказывать воздействие на деятельность других, желание главенствовать и осуществлять контроль над людьми.
  4. Процессуально-содержательный – потребность в активной деятельности, получение удовольствия непосредственно от процесса.
  5. Саморазвитие – стремление человека развиваться и совершенствоваться. Оно связано с самоутверждением.
  6. Достижения – стремление добиваться лучших результатов, стать лидером в своей сфере.
  7. Просоциальный мотив – чувство долга перед обществом, проявление в процессе достижения цели таких качеств, как ответственность, уверенность в себе, толерантность и пр.
  8. Аффилиация – объединение: желание идти на контакт, находить новые связи, поддерживать дружеские отношения с другими людьми.

Каждый вид подразделяется на несколько уровней, которые зависят от отдельных условий:

  • значимость достижения цели;
  • уверенность в ее достижении;
  • индивидуальное восприятие итога своей деятельности.

Мотивация поведения

Исследования мотивации поведения людей с поиском ответа, почему человек поступает именно так, а не иначе, проводились многими психологами, начиная с древности. Поведение человека определяется множеством внутренних и внешних факторов, к которым относятся тип ситуации, особенности личных качеств, наличие внешнего давления, характер мотивов самого человека.

Какое же влияние мотивы поведения оказывают на человека? Анализируя представление о мотивах поведения индивида, надо сказать, что различные мотивы не только по-разному влияют на человеческое поведение, но и могут иметь определяющее значение. Ведь мотивы являются слиянием глубоких переживаний человека, это становится его свойством, а затем трансформируется в личностные качества. Так, мотив помощи страждущим и улучшения мира может перерасти в черту характера – альтруизм.

перейти наверх

Мотивы учения

В отечественной психологии выделяют 2 группы мотивов учения:

социальные мотивы, связанные с общением, желанием повзрослеть, получив новый статус ученика;
познавательные мотивы — желание узнавать новое, научиться чему-то важному, чему не учат в детском саду или дома.

У поступающих в 1 класс детей могут быть разные варианты сочетания мотивов учения:

  1. сформированы обе потребности;
  2. какая-то значительно преобладает;
  3. слабо развиты обе.

Самый лучший вариант, когда у ребенка одинаково сильны обе эти потребности (мотивы учения). Такой первоклассник учится легко и сознательно, радуя учителей и родителей.

Доминирование социальных мотивов

Что бывает, когда доминируют социальные мотивы учения?

В этом случае ребенок стремится в школу, потому что хочет повысить свой статус, стать старше и значительнее. Все, что окружает его в школе и дома, подтверждает эту значительность. Стремление к новым знаниям (познавательная потребность) у него выражено слабо, а потому в школе его больше всего интересуют не знания, а строгое выполнение роли ученика.

Таких ребят видно сразу: они старательны, внимательно слушают учителя и выполняют его задания. На парте аккуратно разложены школьные принадлежности. Как они справляются с новой ролью, их информирует учитель, оценивая поведение и прилежание. Учитель для них – непререкаемый авторитет.  У таких первоклассников со временем формируются и познавательные мотивы учения.

Вывод. Первокласснику с доминированием социальных мотивов важны одобрение и похвала учителя. Именно похвала поддерживает его стремление учиться. И именно поэтому психологи часто советуют педагогам хвалить детей. За что похвалить ребенка можно найти всегда.

Пределы социальных мотивов

Социальные мотивы работают, пока ситуация не станет привычной. Если к этому времени у школьника не сформируются собственно учебные мотивы (хочу узнать новое) или не появятся новые социальные (получение хорошего аттестата, высшего образования и др.), то такой ученик может стать неуспевающим. Ситуация обостряется к 6 — 7 классу. Поэтому заинтересованные родители должны заранее придумать, зачем ребенку нужно продолжать хорошо учиться.

Преобладают познавательные мотивы учения

Таких детей называют любознательными. Они нередко приходят в школу, умея читать и считать. А школа им нужна, чтобы узнать еще больше. Проблемы возникают тогда, когда на уроках такому ученику становится скучно. Иногда на уроках ученик активно работает, потому что ему интересно. А домашнее задание не выполняет, повторить усвоенное ему скучно.

Поскольку социальные мотивы учения у такого ребенка развиты слабо, то стремления хорошо и добросовестно выполнять обязанности школьника у него нет.

Ограниченность познавательных мотивов

А между тем в первом классе достаточно много заданий, не вызывающих у детей интереса, но требующих больших усилий. Например, по письму. Ученики, нацеленные на интерес (познавательные мотивы учения), не готовы выполнять эти задания старательно, так как их не особо интересует похвала и оценка учителя (неразвитые социальные мотивы).

Вывод. Имея хорошо развитые познавательные мотивы учения, такой ученик начинает потихоньку терять свой уровень.

Социальные мотивы

Социальные мотивы личности являются следствием ее тяготения к общественной социализации. Привязанность, вот основной социальный мотив, представляющий из себя стремление быть кому-то полезным и необходимым, получать за это одобрение со стороны окружающих. Немаловажны социальные мотивы – самоуважение и признание.

Человеческий индивидуум – существо социальное, живущее в обществе и от общества зависящее и потому всячески стремящееся найти в нем свое собственное место и утвердиться на нем. Именно поэтому, чтобы утвердиться в обществе, человек действует, следуя социальным мотивам.

Ввиду сложности собственной природы, человек очень непредсказуем в своих отношениях с окружающими, каждому индивиду свойственно искать такого человека, который бы воспринимал его таким, каким он есть. В контексте этого люди идут на компромиссы, изменяются к лучшему.

Нельзя не отметить подчинение людей власти, вне зависимости от недовольства ею, люди обычно признают ее правомочность и потому готовы подчиняться авторитетам, что также относится к социальным личностным мотивам.

перейти наверх

Социальные мотивы

Социальные мотивы личности являются следствием ее тяготения к общественной социализации. Привязанность, вот основной социальный мотив, представляющий из себя стремление быть кому-то полезным и необходимым, получать за это одобрение со стороны окружающих. Немаловажны социальные мотивы – самоуважение и признание.

Человеческий индивидуум – существо социальное, живущее в обществе и от общества зависящее и потому всячески стремящееся найти в нем свое собственное место и утвердиться на нем. Именно поэтому, чтобы утвердиться в обществе, человек действует, следуя социальным мотивам.

Ввиду сложности собственной природы, человек очень непредсказуем в своих отношениях с окружающими, каждому индивиду свойственно искать такого человека, который бы воспринимал его таким, каким он есть. В контексте этого люди идут на компромиссы, изменяются к лучшему.

Нельзя не отметить подчинение людей власти, вне зависимости от недовольства ею, люди обычно признают ее правомочность и потому готовы подчиняться авторитетам, что также относится к социальным личностным мотивам.

Целенаправленность как принцип социального поведения

Определение 1 Социальное поведение – это постоянное взаимодействие, которое возникает между личностью с ее особенностями восприятия и ситуацией, которая может носить как позитивный, так и негативный характер. Ситуация может быть нейтральной, и в таком случае не вызовет никаких эмоций у индивида, таким образом социальное поведение может не реализоваться.

Одним из принципов социального поведения является его обязательный целенаправленный характер. Именно цели определяют социальное поведение, и происходит это сразу на нескольких уровнях: на поверхностном и глубинном.

На поверхностном уровне мы не вдаемся в подробности особо важных дел, и первоначальное значение для нас приобретают бытовые события, а также повседневные цели. Например, сюда можно отнести поиск какой-либо личной информации, нужда в похвале, поощрении или утешении, попытки произвести хорошее впечатление на окружающих, назначить важную встречу или свидание на ближайшее время.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Принципы социального поведения 400 руб.
  • Реферат Принципы социального поведения 270 руб.
  • Контрольная работа Принципы социального поведения 250 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Если говорить о более глубоком уровне, то здесь важно отметить, что помимо повседневных целей жизнь человека состоит еще и из долгосрочных. К ним относится поиск работы, стремление получить образование, поиск постоянного партнера и будущего супруга

Такие долгосрочные цели связаны с некоторыми повседневными целями (например, завести романтические отношения). Это значит, что большое количество исследований социального поведения посвящены именно широким целям, но исследуются они на основе краткосрочных целей, их особенностей, а также специфике отношения человека к их постановке и реализации.

Замечание 1

В условиях целеполагания важно изучить базовые мотивы поведения. Они могут носить экономический характер (поиск выгоды, обеспечения и удовлетворения своих потребностей), политический характер (стремление к власти, к обладанию более высоких полномочий)

Мотивы по сути выступают в качестве функций социального поведения, они осознанны, человек использует их, чтобы достичь необходимых высот.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector