Коррекция аграмматической дислексии

Заболевания на «Д»:

  • Дизентерия
  • ДВС-синдром
  • Диабетическая ретинопатия
  • Дизартрия
  • Дерматит периоральный
  • Дуоденит
  • Дисграфия
  • Дисбактериоз кишечника у взрослых
  • Дерматит атопический
  • Диабетическая стопа
  • Дислексия
  • Диссоциативное расстройство личности
  • ДЦП (детский церебральный паралич)
  • Дисбактериоз кишечника у детей
  • Дивертикулез толстой кишки
  • Дерматит аллергический
  • Дистрофия сетчатки
  • Дерматит
  • Дерматит пеленочный
  • Дисциркуляторная энцефалопатия
  • Дорзалгия
  • Дальнозоркость
  • Дыхательная недостаточность
  • Диабетическая нейропатия
  • Дерматофития
  • Дерматит контактный
  • Дисплазия тазобедренных суставов
  • Долихосигма
  • Дифтерия
  • Дисплазия шейки матки
  • Двурогая матка
  • Диарея
  • Дисплазия суставов
  • Депрессия
  • Деменция
  • Дисфункциональное маточное кровотечение
  • Дисфункция яичников
  • Дакриоцистит
  • Дальтонизм
  • Диатез

Симптомы дисграфии

Общим признаком всех форм патологии являются типичные стойкие и повторяющиеся ошибки на письме. Знание правил на этом никак не отражается.

Детям с дисграфией свойственен трудноразличимый почерк, медленное написание. Высота и наклон букв могут колебаться, нередко они соскальзывают со строки. Иногда ребенок замещает строчные буквы прописными и наоборот.

Артикулярно-акустическую форму патологии часто сопровождает фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ринолалия, дизартрия, полиморфная дислалия). Ошибки одинаковы и в устной, и в письменной речи. В этом случае нарушается артикуляция, произношение звуков и фонематическое восприятие. Это означает, что у ребенка неправильное произношение звуков, которое отражается и на письменной речи, то есть он пишет так, как слышится.

Акустическая форма дисграфии подразумевает, что нарушено фонемное распознавание, то есть ребенок заменяет звуки буквами, которые близки фонетически. Произношение в устной речи при этом правильное. Нередко такое нарушение затрагивает звонкие-глухие и шипящие-свистящие согласные.

При оптической дисграфии не сформированы зрительно-пространственные представления, а также зрительный анализ и синтез. Написание букв основано на ряде специфических элементов – палочках, овалах, комбинации которых и позволяют писать. При оптической дисграфии ребенок не может усвоить начертания букв, поэтому неправильно их изображает в письменном виде.

При аграмматической дисграфии недоразвит лексико-грамматический строй речи. Такую форму патологии часто выявляют у третьеклассников, так как они уже овладели грамотой и начинают более плотно изучать грамматические правила. Трудности при аграмматической дисграфии могут возникнуть с падежами, грамматическими числами, родом. В результате ребенок неправильно пишет окончания (солнечная день, вкусные компот), не умеет согласовывать слова.

При нарушении языкового анализа и синтеза ребенок может пропускать на письме отдельные буквы и целые слоги, переставлять их, не дописывать слова, писать лишние буквы, повторять буквы или слоги. Возможно слитное написание слов и предлогов, раздельное написание приставок. Такая форма патологии наиболее распространена у школьников. Различают также контоминацию, когда одно слово на письме состоит из слогов, относящихся к разным словам.

Нередко дисграфия сопровождается неречевыми проявлениями:

  • пониженная работоспособность;
  • нарушения неврологического характера;
  • гиперактивность;
  • отвлекаемость;
  • пониженный объем памяти.

Рекомендации профессиональных логопедов

Многие эксперты в этой области выделяют следующие положения:

  • Методы коррекции дисграфии довольно разнообразны, но одинаково эффективны. Родители должны заниматься с детьми, ведь от этого зависит будущее ребёнка.
  • Выполнение заданий требует усидчивости и терпения. Кроме того, упражнения должны проводиться регулярно, не меньше часа в день.
  • Если специалист задал большой объём информации для переработки, то текст необходимо разбить на несколько частей. Так будет проще и ребёнку, и взрослому. Нельзя допускать переутомления, так как это приведёт к капризам и снижению работоспособности.
  • Самой распространённой ошибкой является переписывание домашнего задания несколько раз. Родители не должны заставлять детей этим заниматься, ведь это не приведёт ни к чему хорошему. Наоборот, ребёнок будет допускать большое количество ошибок, что приведёт к нежеланию заниматься.
  • Очень важна поддержка, даже в самой незначительной ситуации. Ребёнок справился с заданием? Нужно похвалить его, но в меру. В этом вопросе потребуется деликатность, здесь нельзя переусердствовать. За неудачи ни в коем случае не унижать ребёнка. Тем более запрещается выдумывать обидные прозвища. Это отрицательно влияет на детскую психику.

Исправление почерка

Дело в том, что для ребёнка с дисграфией почерк вызывает определённую сложность. Обычно такие дети пишут либо очень мелко, либо чрезвычайно крупно. Размашистость в почерке не является отрицательным явлением, за это ругать ребёнка не стоит.

Для того чтобы научить школьника правильно писать, понадобится около трёх недель. Для начала нужно приобрести тетрадь в клетку и попросить воспроизвести на бумаге текст. Буква не должна выходить за пределы клетки – главное правило. Нужно следить за этим и всячески поддерживать ребёнка.

Нельзя перегружать детей, несколько правильно написанных строчек в день – отличный результат. Даже если родители устали заниматься с ребёнком, категорически запрещено это показывать, а тем более повышать тон. В качестве письменных принадлежностей рекомендуется использовать ручки с ребристой поверхностью, а также карандаши в виде треугольника.

В домашних условиях можно поиграть с ребёнком, дав в руки перо и чернила. Тогда он будет стараться правильно писать, чтобы не испортить игру.

Признаки дисграфии

На что стоит обратить внимание:

  • Частые фонетические ошибки (слово — сово», медведь — мевет и т.д.);
  • Ошибки в очень простых словах (напр. в слове «как»);
  • Пропуск слогов, неверные окончания и т.д.

Для того чтобы писать грамотно и нормально читать, достаточно обладать средним интеллектом. Однако не стоит раньше времени бить тревогу, если кто-то из учащихся испытывает затруднение во время обучения

Важно понимать, что дисграфия никаким образом не влияет на умственное развитие. Такой человек адекватно воспринимает устную информацию и способен обучаться

Затруднения возникают именно с визуальной информацией. Часто можно встретить «отзеркаленные» буквы в тексте, который написал человек, страдающий данным недугом.

Какие дети попадают в фактор риска:

левши;
бывшие левши (родители или учителя переучили ребенка на правую руку);
дети, начавшие раннее обучение в школе;
дети, растущие в мультиязычной семье;
дети, страдающие рассеянным вниманием;
дети, которые рано начали заниматься с логопедом.

Коррекция дисграфии является прерогативой логопедов. Специалист порекомендует необходимые упражнения и научит правильному подходу к обучению. Однако нелишним будет обратиться к психологам, так как причиной недуга могли стать: дефицит общения, некорректная или нечеткая речь окружающих, очень раннее начало обучения грамоте и т.д. В результате появившаяся психологическая травма.

Как можно обнаружить дисграфию?

Если родители подозревают возможность развития данного заболевания, необходимо пройти обследование у невролога или окулиста. Уровень речевого роста проверяет логопед. Главное – верно определить, есть ли у ребёнка дисграфия или это просто банальное незнание норм правописания.

Обследование детей на наличие дисграфии включает в себя:

Проверку устной речи

Особое внимание нужно уделить этому аспекту, особенно произношению звуков, словарному запасу, правильности построения предложений.
Оценку письменной речи. После первого этапа необходимо проверить письмо

Для этого ребёнку предлагают выполнить определённые задания. Чаще всего это переписывание текста, проведение диктанта и чтение по буквам и слогам. По результатам этих упражнений определяется степень развития письменной речи.
Исследование слуха и зрения ребёнка. А также наблюдение за состоянием ручной и речевой моторики.

Очень важна профилактика дисграфии у младших школьников. Задания для выявления данного заболевания могут быть различными. Чаще всего используется метод определения фонематических способностей. Такие упражнения позволяют ребёнку продемонстрировать свои навыки:

  • различать конкретный звук в словах;
  • выделять картинки, название которых начинается с одинакового звука;
  • повторять несколько слогов подряд за учителем;
  • слышать неправильное произношение и указывать на ошибки.

Если ребёнок совсем мал и ещё не ходит в школу, у него также может развиться дисграфия. Проверить это можно по рисункам малыша. Дети, которые любят рисовать и часто этим занимаются, практически не подвержены этому заболеванию. Если же ребёнок не любит это делать, а все его картинки состоят из прерывистых или дрожащих линий, есть высокая вероятность развития дисграфии.

Причины

Дабы записать продиктованное предложение правильно, человеку необходимо знать, помимо тонкостей написания букв, особенности их разграничения и сохранять смысловую словесную последовательность. Процесс освоения навыками письма обусловлен тесной взаимосвязью со степенью зрелости всех аспектов устной речевой деятельности (звукопроизношение, фонематическое восприятие, связность речи, ее лексико-грамматическая правильность).

Поэтому в истоке возникновения дисграфии нередко лежат аналогичные органические причины и функциональные факторы, которые порождают: дислалию (на фоне сохранности слуховой функции и иннервации артикуляционного аппарата наблюдается отклонение в воспроизведении звуков), алалию (недоразвитие речевой деятельности либо ее отсутствие при сохранности слуха и интеллекта), дизартрию (отклонения в произношении из-за расстройства иннервации органов, необходимых для воспроизведения речи), афазию (локальное отсутствие речи либо нарушение ранее сформировавшейся речевой деятельности), задержку психоречевого созревания.

Если отмечается расстройство разграничения звуков, нарушение их произношения, отклонения в анализе и обобщении, то может развиться дисграфия. Большинство научных деятелей, исследующих причины возникновения дисграфии, убеждено, что на его формирование оказывают существенное воздействие аномальные факторы, воздействующие на кроху в материнской утробе, равно как и после произведения на свет. Помимо того порождать дисграфию могут также продолжительные заболевания соматического характера и повреждения головы. Дисграфия у детей нередко бывает генетически обусловленной.

Итак, к появлению рассматриваемого отклонения письменной речи зачастую приводит недоразвитие мозга при внутриутробном формировании малыша, его повреждение в натальном или постнатальном периодах (асфиксия плода, родовые травмы, перенесенные менингококковые патологии, соматические недуги, порождающие слабость нервной системы).

Помимо перечисленных аспектов можно выделить социально-психологические моменты, приводящие к появлению данного отклонения, такие как: двуязычие родителей (билингвизм), дефицит речевого взаимодействия, непонятная или неверная речь взрослых, невнимательность к детской речевой коммуникации, преждевременное обучение малыша грамоте (когда отсутствует психологическая готовность).

Дефицит речевой коммуникации занимает далеко не последнюю позицию в порождении рассматриваемого нарушения. В семьях, где взрослые свободно общаются на разных языках, также нередко у крох может наблюдаться описываемые дефект.

Дисграфия у взрослых лиц отмечается не реже, нежели у малышей. Основной причиной, порождающей рассматриваемое отклонение во взрослом периоде, являются опухолевые процессы, проистекающие в мозге, менингококковые инфекции, мозговые травмы, асфиксия.

Как организовать занятия дома

Как родителям предупредить дисграфические нарушения у ребёнка? Профи­лактика дисграфии начинается с беременности. Маме нужно беречь себя и ма­лыша, избегать риска инфекций, травм в раннем детстве ребёнка. С младенче­ства дети эмоционально зависят от родителей. Нужно не допускать стрессов, наладить тёплую атмосферу в семье.

Основы успешного письменного навыка закладываются в дошкольный пе­риод. Разучивая стихи, песенки, малыш учится слышать звуки, соотносить звуки с буквами. Зрительное восприятие тренируют игры, где сравниваются цвета, формы. Конструкторы с большими деталями, лепка, аппликация разви­вают пространственное мышление, моторику.

Рисование по контуру, заполнение прописей для дошкольников подготовит детскую руку к письму. Магнитная азбука легко размещается дома на холодиль­нике. Перебирая квадратики, ребёнок запоминает внешние очертания буквенных символов, последовательность букв, звуков в словах.

Если логопед диагностирует дефект развития речевых навыков, надо не упу­стить момент, корректировать нарушения. Развивая устную речь, младшеклассник легко освоит речь письменную.

О природе расстройств

Причины, приводящие к дислексии и дисграфии, пока окончательно не выявлены. Но большинство исследователей в числе двух главных называет особую структуру мозга и генетику.

«Расстройства обучения могут быть связаны с обстоятельствами появления ребенка на свет, генетическими факторами, а также с особенностями среды», — поясняет психолог Инна Пасечник.

Гипотезу о наследственной природе таких явлений подтверждает ряд фактов: братья и сестры в одной семье часто испытывают одинаковые проблемы с устной и письменной речью; около половины родителей дислексиков сами имеют аналогичные расстройства; у таких людей обнаружены специфические гены; найдены различия в структуре и активности мозга в зонах, ответственных за соотнесение звуков с буквами, а также распознавание написанных слов.

Дисграфия изучена хуже, но здесь тоже рассматриваются генетические факторы. Часто это расстройство связывают с проблемами в рабочей памяти.

Советы родителям, чьи дети нуждаются в коррекции речи и письма

Ни в коем случае не ругать детей с недугом и не кричать на них. Такое поведение приведет лишь к усугублению ситуации

Обследуемый должен чувствовать заботу и внимание со стороны родителей. Вся работа должна проходить в комфортной обстановке

Следует понимать, что на детей оказывается некий прессинг, который может повлиять на их психику и сформировать психологические барьеры, способные ограничить их дальнейшую жизнь.

Если преподаватель обращается с учениками грубо и постоянно упрекает в ошибках, то дети могут вырасти в аморфных людей, которые будут бросать любое начинание при первой же неудаче или ошибке.

Страдающие дисграфией вовсе не неизлечимы. В 70-80% случаев, если заняться исправлением недуга в дошкольном возрасте, то проблема решится. Следует внимательно относиться к ребенку, в таком случае его проблемы будут видны на раннем этапе, что в разы увеличит вероятность их устранения.

Обращаться за помощью следует только к опытному логопеду. Также необходимо показать ребенка психоневрологу, который сможет выявить вспомогательные отклонения. Не стоит пренебрегать услугами репетитора. Репетитор будет заниматься только одним учеником в удобной для него обстановке, зная особенности своего подопечного и учитывая их во время обучения.

В каждом деле необходима система, для достижения наилучших результатов, лечение дисграфии не исключение. Следует проводить занятия систематически, не нарушая график. Также обязательно следует определить причины патологии.

Дисграфия

Нарушение письма (дисграфия) – расстройство развития навыка письма, связано со снижением активности лобных долей, которые отвечают за понимание правил русского языка и умение применить эти правила на практике,  а так же с недоразвитием зоны письма головного мозга, отвечающей непосредственно за письменную речь.  

 

  

   

Причины дисграфии:

последствия перинатального поражение ЦНС, последствия родовой травмы, гидроцефалия, задержка психоречевого развития, снижение интеллектуальных способностей, аутистические проявления, ОНР (общее недоразвитие речи) и др.

Симптомы и признаки дисграфии:

Ребенок не может запомнить как писать буквы (забывает, зеркалит, пишет их неправильно).
Заменяет буквы, переставляет их местами, пропускает или напротив добавляет лишние буквы при написании слов.
Допускает большое количество ошибок при письме, которые носят стойкий характер на протяжении долгого времени — «работа над ошибками» не помогает.
Не может правильно применять заученные правила
Не замечает собственных ошибок, допущенных при письме.
Дисграфия часто сопровождается плохим почерком — “курица лапой”.
 

Коррекция дисграфии — что нужно знать?

Не следует начинать лечение заболевания непосредственно с устранения ошибок на письме — это не оказывает должного влияния на исправление дисграфии. Очень часто дети с дисграфией не воспринимают на слух некоторые звуки либо не могут их различить. Поэтому сначала необходимо научить ребенка различать звуки на слух и произношение, так как тренировка письма в таком случае не даст положительного результата.

Нужно постепенно подходить к устранению проблемы. Например, ребенок не может различить на слух звуки «Ш» и «С»

Сначала необходимо привлечь внимание ребенка к различным положениям языка и губ во время произношения этих звуков. Затем можно приступить к рисованию этих букв в воздухе с закрытыми глазами.

Случается, что у детей с дисграфией не удается выявить конкретные нарушения в письме (неузнавание букв, звуков, затруднение в анализе речи и др.). Поэтому создается впечатление, что объяснения появлению нарушения здесь нет. Однако все заключается в том, что письмо – сложная речевая деятельность, которая включает в себя ряд различных операций, осуществляющихся одномоментно. А некоторые дети не могут выполнить эти операции одновременно. Из-за этого у них и развивается дисграфия.
 

Как лечат дисграфию

В России пока нет комплексной программы коррекции дисграфии. Методами и приёмами лечения владеют логопеды. Просто изучая школьную программу, вылечить дисграфию не получится.

Корректирующие мероприятия разрабатываются индивидуально для каждого ребенка и его формы нарушения. Специалист разработает систему, чтобы восполнить пробелы в процессах, которые нужны для формирования навыка письма. Также ребёнку нужно будет развить речь, чтобы она была связанной. Ребёнку нужно будет выполнять задание по грамматике, развивать лексикон, слуховое восприятие, мыслительные процессы и память. Именно в комплексе все эти упражнения помогут развить навык письма.

К логопедическому комплексу врачи могут назначить лечебную физкультуру, массаж и физиотерапию. Медики до сих пор сомневаются в эффективности медикаментозного лечения.

Родители могут корректировать отклонения у ребёнка с помощью игр. Детям в младшем школьном возрасте полезно играть в составление слов магнитными буквами, чтобы улучшить зрительное восприятие букв. А написание диктантов поможет улучшить слуховое восприятие звуков.

Детям рекомендовано использовать ручки и карандаши с шероховатым корпусом для массирования кончиков пальцев рук, это полезно для головного мозга.

Родители могут изучить специализированную литературу по коррекции дисграфии, и самостоятельно заниматься с ребёнком, чтобы он не путал буквы, не путал звуки. В таких книгах много нужного и полезного материала для родителей. При этом не стоит ждать быстрого результата, ошибки неизбежны. Занятия нужно проводить регулярно и систематически, желательно чтобы они были короткими, ребёнок успевал отдыхать и играть в свои любимые игры.

Предупреждение дисграфии

Профилактику дисграфии можно проводить ещё даже до того, как ребёнок научится писать. Для этого нужно заниматься с ним и развивать внимательность, память, его мыслительный процесс, пространственное восприятие. Все эти процессы связанны с навыком письма.

Если родители замечают у своих детей любые нарушения речи, нужно обратиться к логопеду для их коррекции. Для ребёнка важен также словарный запас.

Какие есть упражнения для профилактики дисграфии

Упражнения можно выполнять с учениками младших классов, и с детьми постарше.

Также важно чтобы при занятиях с ребенком была спокойная обстановка и ребёнок ни на что не отвлекался. Все задания должны подходить ребенку по возрасту, и соответствовать его возможностям

Ребёнку можно помогать, но не следует делать задание за него. Не стоит слишком рано учить ребенка иностранным языкам, если он к этому не готов.

Также старайтесь сами при разговоре с ребёнком говорить слова правильно и чётко.

Своего ребёнка постарайтесь поддерживать психологически. И не нужно ругать ребенка за совершенные ошибки.

Общая характеристика патологии

Раньше дисграфия не считалась отдельной патологией и рассматривалась в качестве признака слабоумия. В конце XIX века был описан случай нарушения письма и чтения при нормальном интеллекте, что послужило толчком для дальнейших исследований. Затем появились понятия алексии и аграфии: в первом случае нарушено чтение, во втором – утрачена способность писать. В дальнейшем отдельно выделили дислексию и дисграфию.

Реализация и контроль письменной речи обусловлены высшими психическими функциями. Их распад или недостаточное формирование приводит к частичному расстройству процесса письма, что и является дисграфией. Для нее характерны стойкие повторяющиеся типичные ошибки, которые можно устранить только посредством целенаправленного обучения (логопедическая коррекция, не стандартная школьная программа).

Такая статистика указывает на устойчивость патологии. Причина ее широкого распространения кроется в том, что примерно половина дошкольников к первому классу имеет общее или фонетико-фонематическое недоразвитие речи, что мешает им полноценно освоить грамоту.

Расстройство процесса письма может быть выражено по-разному, поэтому важно различать его формы. Дисграфия подразумевает искажение письма, но сохранение его функций в качестве средства общения

Не следует путать это понятие с аграфией, которая является первичной неспособностью освоить навыки письма и полной их утратой.

Письмо – сложный и многоэтапный процесс, реализуемый посредством различных анализаторов: двигательного, речедвигательного, зрительного, речеслухового. Чтобы человек успешно овладел письмом, его устная речь должна быть высокоразвитой.

К первому классу у ребенка должны быть латерализованны функции головного мозга. Это означает установление большого полушария, которое управляет речевыми функциями. Если ребенок является скрытым левшой, а латерализация задерживается, то нарушается контроль процесса письма.

Психолингвистика рассматривает дисграфию в другой проекции. Считается, что при ней нарушено порождение письменного высказывания, включающего замысел и внутреннее программирование, лексико-грамматические структурирование, разбор предложения на слова, фонематический анализ и ряд других процессов.

Как выглядит дисграфия

Возможно, самый распространенный симптом дисграфии (от греч. dis — «утрата чего-либо, разлад» и grapho — «пишу») — плохой почерк. Также для людей с этим расстройством типичны ошибки, которые нельзя объяснить незнанием грамматики.

Другие распространенные симптомы (как и в случае с дислексией, ни один из них по отдельности не служит достаточным основанием для постановки диагноза):

Причины плохого почерка у дисграфиков точно не определены: возможно, виной всему слабо развитая мелкая моторика, возможно — нелюбовь к письму (как правило, людям не нравятся те занятия, в которых они слабы).

Проблемы с восприятием звуков и букв, характерные для дислексии, могут влиять и на письмо, из-за чего при разграничении двух диагнозов возникают сложности. Во-первых, нередко оба расстройства встречаются у одного и того же человека. Во-вторых, многое зависит от медицинских определений этих терминов — а они могут разниться от страны к стране, от системы к системе, от врача к врачу. Некоторые, например, называют дисграфией только проблемы, связанные с недостаточно развитой моторикой рук при письме.

Общие сведения

Дисграфией называются нарушение письма в виде систематических фонетических ошибок, неправильным написанием букв. Такие ошибки являются постоянными и не связаны с владением грамматических правил русского языка.

Диктанты или изложения для детей с этим расстройством изобилуют ошибками, что снижает самооценку, мешают учиться, развиваться, общаться с одноклассниками. Такая проблема не может решиться сама собой и требует вмешательства специалистов, в том числе психотерапевтов, неврологов и других.

Согласно проведенным исследованиям дисграфия в различных стадиях выявляется у 53% учеников второго класса, 37% у учеников средних классов. На основании этих данных можно сделать вывод об устойчивости этого нарушения. В зависимости от проблем и симптоматики выделяются различные виды дисграфии, классифицирующиеся также по степени тяжести.

Патогенез и механизм возникновения

  • речедвигательная;
  • слуховая;
  • зрительная;
  • двигательная.

Они последовательно переводят артикулемы в форму фонем, фонема переходит в графему, а те в кинему. Для развития письма ребенок должен обладать хорошим уровнем устной речи. На данный момент известно что, патогенез дисграфии связан с неправильной или несвоевременной латерализайией функций мозга. Эти процессы заканчиваются примерно к 6-7 годам, то есть к началу обучения в школе.

Если наблюдается задержка латерализации и одновременном наличии левшества происходят нарушения в корковом отделе. При дисграфии у ребенка наблюдается неполная сформированность восприятия, мышления, а также памяти. Могут страдать эмоционально-волевая сфера ребенка, зрительный анализ и другие стороны ребенка.

Причины дисграфии у детей

Прежде чем ответь на вопрос «дисграфия — что это», необходимо разобраться с ее причинами. Это может произойти по самым различным причинам:

  • родовые травмы;
  • инфекционные заболевания;
  • генетическая предрасположенность;
  • запущенное воспитание ребенка.

Часто дисграфия сопровождается рядом сопутствующих заболеваний, которые уже диагностированы у ребенка. Это расстройство в первую очередь проявляется в неправильном написании букв и слогов. Пациенты с таким диагнозом не в состоянии правильно грамотно писать, так как у него есть нарушения слуха, зрительные. Ребенок не может должным образом обрабатывать получаемую информацию, проводить ее синтез, анализ.

Причины дисграфии у взрослых

Причины несовершенства письменной речи у взрослых могут быть спровоцированы внешними и внутренними факторами. Основными причинами дисграфии у взрослых являются:

  • травмы головного мозга либо проведение хирургических операций;
  • опухоли мозга;
  • некоторые инфекционные заболевания, например менингококк;
  • воспалительные процессы;
  • инсульт;
  • социальные условия;
  • недостаточность кислорода в крови (асфиксия).

В качестве социальных факторов могут выступать педагогическая запущенность, неправильная речь людей окружающих ребенка, малое общение ребенка с другими детьми и взрослыми, билингвизм.

Человек с дисграфией делает систематические ошибки при написании. Они имеют устойчивый характер, при этом человек хорошо знает все грамматические правила.

Самыми основными причинами развития являются недостаточная работа речи и слуха (анализаторов). Ребенок не может самостоятельно проводить анализ речи и синтезировать ее.

Освоение письменной речью напрямую связано со сформированностью всех сторон речевой функции, поэтому в группу риска по возникновению дисграфии попадают дети с ЗПР, ОНР, фонематическим недоразвитием и нарушением звукопроизношения

Именно поэтому крайне важно к школьному возрасту пройти обследование у логопеда и скорректировать имеющиеся проблемы

Лечение дисграфии

Терапия подбирается строго индивидуально, в соответствии с формой патологии, ее тяжестью и способностями человека. Коррекция дисграфии, выполненная правильно и своевременно, поможет приблизить письменную речь к идеалу, даже если определенная специфика останется на всю жизнь. Лечение должен разработать логопед, но большинство занятий легко проводить и в домашних условиях.

Рекомендации при дисграфии

Главные условия успешной терапии – регулярность и постоянство. Лечение предстоит длительное, но его результаты будут устойчивы. Исправление дисграфии у взрослых людей потребует настойчивости и месяцев, иногда и лет, упорной работы. Детская терапия проще, потому что у малышей еще формируются высшие мозговые функции.

Коррекция дисграфии у младших школьников позволяет ребенку хорошо овладеть и письмом, и чтением, если логопед и родители придерживаются правильного подхода:

  1. Не ругать и не огорчаться, если у крохи что-то не получается.
  2. Давать малышу почувствовать успех, но не перехваливать.
  3. Отказаться от проверок на скорость чтения, или выполнять такие тесты скрытно.
  4. Не нагружать объемными текстами. Лучше писать меньше, но качественнее.
  5. Организовать занятия в игровой форме, чтобы ребенку было интересно.
  6. Не давать тексты с ошибками для исправления, это только запутает малыша.

Упражнения при дисграфии

Важным элементом коррекции описываемого расстройства является пальчиковая гимнастика, направленная на развитие мелкой моторики рук. Подойдут такие занятия:

  • сбор пазлов;
  • лепка из пластилина;
  • создание поделок;
  • торцевание;
  • работа с песком и аналогичными шероховатыми структурами.

Целевое устранение дисграфии выполняется с помощью домашних упражнений:

  1. Вычеркивать из текста определенные буквы. Постепенно можно усложнять задачу. Ограничивать время, одни буквы зачеркивать крестиком, другие – обводить.
  2. Лепить символы из песочного теста, делать печенье.
  3. Писать короткие диктанты.
  4. Считать количество гласных и согласных букв в тексте.
  5. Играть в ассоциации, придумывая, на что похож каждый символ (ш – это расческа, п — табурет).
  6. Письменно и своими словами воспроизводить короткие отрывки из сказок.

Медикаментозное лечение дисграфии

Фармакологическая терапия назначается только специалистом, самостоятельно подбирать эти лекарства нельзя. Препараты при дисграфии способствуют нормализации работы мозга и активизации центральной нервной системы. Это преимущественно биологически активные добавки и ноотропы:

  • витамины группы В;
  • экстракт алоэ;
  • Церебролизин;
  • Пиридитол;
  • Ноотропил;
  • Пантогам;
  • Энцефабол;
  • Пирацетам и синонимы.

Что такое дисграфия – особенности и типы

Дисграфия проявляется трудностями в обучении правильному и понятному написанию от руки. Она, вместе с дислексией, дисорфографией и дискалькулией является частью специфического расстройства обучения, а также называется расстройством письменной речи, потому что проявляется нарушением в написании графики, букв, цифр и фигур.

Как правило, расстройство возникает в третьем классе. В течение двух предшествующих лет, как правило, не придают большого значения этой проблеме, приписывая проблемы с написанием букв усталости от обучения. Навык написания не появляется автоматически, как сам язык, он требует усилий и наличие ряда факторов, тесно связанных между собой, таких как уровень интеллекта, развитие моторики, латерализация (связь глаз-рука), организации пространства-времени, фонологического кодирования (способность сопоставлять звуки графическим знакам).

Как правило, в третьем классе эти функции хорошо зафиксированы и письмо от руки становится автоматизированным, однако, если возникает неисправность одного из факторов, упомянутых выше, возникает аномалия, более или менее серьезная.

При поверхностном анализе дисграфия может показаться вторичным расстройством и совершенно незначительным, но, на самом деле, это совсем не так. По сути, дисгарфия может поставить под угрозу способности ребенка изъяснять свои идеи, приводит к плохой успеваемости в школе ребенка, который не в состоянии выполнить задачи как в школе, так и дома. Такие трудности, часто путают с вялостью или ленью.

Дисграфия встречается довольно часто – поражает до 10% детей, преимущественно мужского пола, и, если не будет своевременно обнаружена, с течением времени ухудшается и становится большой проблемой, так как обуславливает состояние дискомфорта и отчуждения, что даже может вызвать отказ от школы.

Лечение

Коррекцией проблемы занимается логопед. Для каждого ребенка составляются индивидуальные задания, которые будут зависеть от точного типа и формы нарушения. Одновременно с этим детям с нарушением зрения показано лечение у окулиста, восстановление, исправление развитие и нормализация зрительных функций. Детям с нарушениями слуха показано наблюдение и лечение у лор-врача и сурдолога.

Логопед должен составить такие упражнения, которые помогут восстановить правильное произношение звуков у конкретного ребенка. Занятия проводят в форме игры, это облегчает запоминание и развивает ассоциативное мышление и логику.

Преодоление дисграфии не будет быстрым процессом, все рекомендации родителям ребенка с нарушением письма начинаются с утверждения, что нужно запастись терпением, и это правда. Многие упражнения и задания логопеда родителям придется помочь выполнить ребенку дома.

Если обследование у врачей не показывает нарушений здоровья, то достаточно будет логопедической коррекции без применения медикаментов.

Насколько эффективным будет лечение, зависит от того, насколько последовательным будут родители и врачи в устранении проблемы. До сих пор врачи и учителя не могут прийти к единому решению — что делать с контрольными и классными работами детей с дисграфией на период их лечения. Хорошо, если в школе есть логопед, который будет вместе с преподавателем русского проверять работы таких детей, выделяя ошибки по незнанию от патологических ошибок.

Но в современных общеобразовательных школах наличие в штате логопеда скорее редкость, чем правило, а потому оценки детям постоянно снижаются. Чтобы не допустить отставания ребенка на время лечения, следует предоставить учителю справку от невролога и логопеда, в которой будут указываться его типичные ошибки согласно установленному диагнозу. Это поможет отличить, где ученик поленился и не выучил правила, а где допустил ошибку по причине дисграфии.

Профилактика подразумевает развитие речи ребенка еще до начала посещения школы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector