Диссоциальное расстройство личности: суть, причины, симптомы, коррекция
Содержание:
Диагноз
МКБ-10
Этот раздел трансклюзирован из Расстройство личности.
Диагностические критерии из адаптированной для использования в России версии Международной классификации болезней 10-го пересмотра МКБ-10 (общие диагностические критерии расстройств личности, соответствие которым должно быть у всех подтипов расстройств):
Для отнесения расстройства личности к одному из определённых в МКБ-10 подвидов (для постановки диагноза большей части подтипов) необходимо, чтобы оно удовлетворяло по крайней мере трём определённым для этого вида критериям.
Диагностические критерии из официальной, международной версии МКБ-10 от Всемирной организации здравоохранения (общие диагностические критерии расстройств личности, соответствие которым должно быть у всех подтипов расстройств):
Личностное расстройство, обычно обращающее на себя внимание грубым несоответствием между поведением и господствующими социальными нормами, характеризующееся следующим (диагностируется при наличии общих диагностических критериев расстройства личности по трём и более критериям):
- а) бессердечное равнодушие к чувствам других;
- б) грубая и стойкая позиция безответственности и пренебрежения социальными правилами и обязанностями;
- в) неспособность поддерживать взаимоотношения при отсутствии затруднений в их становлении;
- г) крайне низкая способность выдерживать фрустрацию, а также низкий порог разряда агрессии, включая насилие;
- д) неспособность испытывать чувство вины и извлекать пользу из жизненного опыта, особенно наказания;
- е) выраженная склонность обвинять окружающих или выдвигать благовидные объяснения своему поведению, приводящему субъекта к конфликту с обществом.
В качестве дополнительного признака может иметь место постоянная раздражительность. В детском и подростковом возрасте подтверждением диагноза может служить расстройство поведения, хотя оно и необязательно.
Примечание: Для этого расстройства рекомендуется учитывать соотношение культурных норм и региональных социальных условий для определения правил и обязанностей, которые игнорируются пациентом. Так как в случае однократного нарушения обществом устоявшихся норм, все люди, которые были таким образом обмануты, больше не считают общество порядочным в плане дальнейшего исполнения оставшихся норм.
Включаются:
- социопатическое расстройство;
- социопатическая личность;
- аморальная личность;
- асоциальная личность;
- антисоциальное расстройство;
- антисоциальная личность;
- психопатическое расстройство личности.
Исключаются:
- расстройства поведения (F91.х);
- эмоционально неустойчивое расстройство личности (F60.3-).
DSM-IV и DSM-5
Для диагностирования антисоциального расстройства личности по DSM-IV-TR и DSM-5 необходимо, кроме общих критериев расстройства личности, наличие трёх или более из нижеперечисленных пунктов:
- Неспособность соответствовать социальным нормам, уважать законы, проявляющееся в систематическом их нарушении, приводящем к арестам.
- Лицемерие, проявляющееся в частой лжи, использовании псевдонимов, или обмане окружающих с целью извлечения выгоды.
- Импульсивность или неспособность планировать заранее.
- Раздражительность и агрессивность, проявляющиеся в частых драках или других физических столкновениях.
- Рискованность без учёта безопасности для себя и окружающих.
- Последовательная безответственность, проявляющаяся в повторяющейся неспособности выдерживать определённый режим работы или выполнять финансовые обязательства.
- Отсутствие сожалений, проявляющееся в безразличном отношении к причинению вреда другим, дурного обращения с другими или воровства у других людей.
По критерию B данный диагноз ставится только совершеннолетним. Критерий C — должно быть свидетельство тех же симптомов, присутствовавших в возрасте до 15 лет. Антисоциальное поведение должно отмечаться не только в течение эпизодов шизофрении или мании.
Прикладные процедуры
Лечение расстройств личности в целом сложное , так как это конфигурации, которые включают в себя поведение и способы видения и действия, которые были приобретены и усилены в течение всей жизни. Кроме того, люди часто считают, что это их образ жизни, поэтому они обычно не хотят менять его, если не чувствуют, что вызывают чрезмерный дискомфорт.
В случае антисоциального расстройства личности, лечение обычно имеет еще одно осложнение, и это то, что лечение обычно навязывается или близкими людьми или в судебном порядке после совершения преступления. Таким образом, рассматриваемый субъект обычно не выглядит совместным, чтобы рассматривать его как внешнее навязывание, не принимая в целом необходимость лечения.
В терапии управление этими случаями требует, чтобы пациента спрашивали не только о том, чего он хочет достичь и как это сделать, но особенно, чтобы он осознавал необходимость изменений, а также преимущества и недостатки, которые это повлечет за собой в их жизни.
Насколько это возможно, терапевт должен восприниматься как уважаемый и близкий человек, который не намерен навязывать свою власть, избегая возможного сопротивления со стороны пациента и способствуя установлению хороших терапевтических отношений.
Прохождение через психотерапию
Часто применяется когнитивная терапия (особенно краткая когнитивная терапия с диалектической ориентацией, основанная на диалектической терапии Линехана), в которой используются тренинги, на которых лечатся навыки сознания, межличностная эффективность, эмоциональная регуляция и терпимость к фрустрации.
Сначала ищется вызывают интерес к отдаленным последствиям лечения и понять, как другие влияют на их собственное поведение, а затем попытаться повысить интерес к благосостоянию других. Сообщество и групповая терапия также, похоже, могут помочь.
Другие полезные элементы включают в себя рассказ о жизненном пути пациента, так как это может помочь ему наблюдать за событиями, которые произошли с ним по-другому, и размышлять о его жизни. Работа в качестве эмпатии, хотя и сложна для этого типа пациентов, может быть увеличено с помощью таких упражнений, как смена ролей .
Психообразование также полезно для непосредственного окружения субъекта, чтобы помочь установить пределы в поведении и иметь большую способность справляться с ситуацией.
Фармакологическое лечение?
На фармакологическом уровне нет специального лечения антисоциального расстройства личности , Это связано, помимо прочего, с тем фактом, что поведенческие паттерны, связанные с этим состоянием, настолько установлены в повседневной жизни человека, что подход, основанный на редукционизме, воздействующем на определенные мозговые контуры, должен охватить всю степень этого явление. Наконец, часть расстройства заключается также в способе, которым человек устанавливает отношения с другими, и это усиливает адаптивный тип поведения из-за его ожиданий.
Однако это может помочь при приеме веществ, которые поддерживают стабильное настроение, таких как некоторые антидепрессанты (распространено использование СИОЗС). Конечно, это не решает проблему в целом, но может быть дополнением.
Несмотря на это, мы должны принять во внимание, что этот тип расстройства с определенной частотой связан с употреблением психоактивных веществ, а не с возникновением зависимости
Библиографические ссылки:
Американская Психиатрическая Ассоциация. (2013). Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам. Пятое издание. DSM-V. Массон, Барселона.
Дэвидсон, К.М. & Tyrer, P. (1996). Когнитивная терапия антисоциальных и пограничных расстройств личности. Серия исследований по одному случаю. Британский журнал клинической психологии, 35 (3), 413-429.
Кирога, Э. & Эррасти, Дж. (2001). Эффективные психологические методы лечения расстройств личности. Психотема, т. 13, № 3, с. 393-406. Университет Альмерии и Университет Овьедо.
Сантос, J.L. ; Гарсия, Л.И. ; Кальдерон, М.А. ; Sanz, L.J.; де лос Риос, П .; Левый, S .; Román, P.; Эрнангомес, Л .; Навас Е. Thief A и Alvarez-Cienfuegos L. (2012). Клиническая Психология CEDE Руководство по подготовке к PIR, 02. CEDE. Мадрид.
Расстройства личности
На протяжении всего нашего развития люди постепенно строят нашу идентичность. В детстве, юности и юности мы стараемся приобретать ценности, убеждения, идеологии или даже явления, которые позволяют нам наконец-то найти, кто мы есть, формируя себя таким, каким мы хотели бы быть, и настраивая способ видения, мышления и действия в мире. Этот непрерывный и относительно стабильный характер способ существования это то, что мы называем личностью .
Тем не менее, во многих случаях личность, которая формируется на протяжении жизненного цикла, является чрезвычайно дезадаптивной, будучи очень негибким и непрерывным элементом, который причиняет страдания человеку и препятствует его интеграции в социальную, трудовую и личную жизнь.
Изучение этих поведенческих дезадаптивных паттернов, которые рассматриваются как расстройства личности из-за высокого уровня дезадаптации и дискомфорта, которые они вызывают у себя или в окружающей среде, породил разные категории в соответствии с образцом мышления, эмоций и поведения, которые есть у тех, кто страдает от этого.
Обычно они делятся на три большие группы или кластеры, разделяющие между собой несколько общих характеристик. В кластере А Есть поведенческие модели, считающиеся эксцентричными и расстройства, которые будут частью этого, будут параноидальным, шизоидным и шизотипическим расстройством.
Кластер С групповые расстройства личности, которые включают Боязливое и тревожное поведение как и в случае расстройства путем избегания, зависимости и обсессивно-компульсивной личности.
Кластер B групп расстройства, характеризующиеся наличием драмы, эмоциональности и / или нестабильности , Среди них мы находим расстройства пограничной личности, нарциссические, гистрионические или те, которые нас сегодня волнуют, асоциальное расстройство личности.
Статья по теме: «10 типов расстройств личности»
Классификация и стадии развития диссоциативного (конверсионного) расстройства
Диссоциативные расстройства связаны с проблемами памяти, идентичности, эмоций, восприятия, поведения и чувства самого себя. Диссоциативные симптомы могут потенциально разрушить каждую область психического функционирования.
Примеры диссоциативных симптомов включают опыт отчуждения или чувства, как будто человек находится вне тела, и потерю памяти (амнезию). Диссоциативные расстройства часто связаны с предыдущим опытом травмы.
Существует три типа диссоциативных расстройств:
- Диссоциативное расстройство идентичности (ранее множественное расстройство личности)
- Диссоциативная амнезия (ранее психогенная амнезия)
- Деперсонализация/дереализация
Диссоциативная амнезия – острое расстройство памяти, при котором человек забывает информацию личного характера, связанную с тяжелым разрушительным стрессом, но сохраняет другие виды воспоминаний. Степень нарушений памяти может различаться – от незначительных «пробелов» до полной утраты воспоминаний о событиях, произошедших в течение определенного периода.
Деперсонализация, или нарушение самовосприятия, представляет собой специфический синдром, возникающий на фоне различных психических расстройств. Однако чувство деперсонализации не всегда указывает на психические нарушения, и в ряде случаев выступает нормальной реакцией психики на стресс и травмирующее воздействие.
Диссоциативное расстройство личности – это целый комплекс психических нарушений личности, который характеризуется трансформациями или расстройствами целого ряда процессов, проистекающих в психике субъектов, таких как чувство личностной идентичности, память, сознание, осознание беспрерывности собственной идентичности.
Диссоциативная фуга. В клинической практике фиксируется сравнительно редко. Проявления этой формы диссоциативного расстройства: личность предпринимает бесцельные передвижения часто на отдаленные территории. Возникает частичная или полная амнезия личной истории, при этом особа не осознает факт утраты памяти. Нередко человек на время обретает качества характера, которые ему несвойственны.
Шаги
Часть 1
Выявление симптомов
Проанализируйте свое самосознание. У страдающих ДРЛ имеется несколько отдельных личностных состояний. Эти состояния существуют у одного человека и проявляются попеременно, причем больной может не помнить отдельные периоды времени. Существование нескольких личностей может создавать замешательство и беспорядок в самоидентичности больного.
Обратите внимание на разительные перемены в эмоциональном состоянии и поведении.
У страдающих ДРЛ часто наблюдаются резкие перемены в эмоциональном состоянии (проявляемых эмоциях), поведении, самосознании, памяти, восприятии, мышлении и сенсомоторике. Присмотритесь к нарушениям памяти
ДРЛ сопровождается значительными проблемами с памятью: больным бывает сложно вспомнить повседневные события, важные личные данные или травматические события.
Присмотритесь к нарушениям памяти. ДРЛ сопровождается значительными проблемами с памятью: больным бывает сложно вспомнить повседневные события, важные личные данные или травматические события.
По своему типу проблемы с памятью при ДРЛ отличаются от обычной забывчивости. Если вы потеряли ключи или забыли, где припарковали машину, одно это не может служить признаком ДРЛ. У людей с ДРЛ наблюдаются серьезные провалы в памяти – например, нередко они не могут вспомнить совсем недавние события.
Обратите внимание на степень расстройства.
ДРЛ диагностируется лишь в тех случаях, когда симптомы приводят к значительным нарушениям в социальной, профессиональной и других сферах повседневной деятельности
- Вызывают ли испытываемые вами симптомы (различные личностные состояния, проблемы с памятью) серьезные трудности и страдания?
- Испытываете ли вы из-за своих симптомов серьезные проблемы в школе, на работе или дома?
- Затрудняют ли симптомы нормальное общение и дружбу с окружающими?
Часть 4
Основная информация о заболевании
-
Узнайте об особых критериях, необходимых для диагноза ДРЛ. Если вы будете знать точные критерии заболевания, это поможет определить, необходимо ли вам психологическое обследование, чтобы подтвердить ваши опасения. Согласно диагностическому и статистическому руководству по психическим расстройствам DSM-5, которое служит психологам одним из основных инструментов диагностики, для постановки диагноза ДРЛ необходимо соответствие пяти критериям. Прежде чем поставить диагноз ДРЛ, следует проверить все пять следующих критериев:
- У одного человека должно быть два или более отдельных личностных состояний, что выходит за рамки социальных и культурных норм.
- Пациент должен испытывать повторяющиеся проблемы с памятью: провалы в памяти и неспособность вспомнить обыденные события, нарушение памяти о себе самом или травматических событиях в прошлом.
- Симптомы значительно усложняют повседневную деятельность (в школе, на работе, дома, во взаимоотношениях с другими людьми).
- Расстройство не связано с религиозной или культурной практикой в широком смысле.
- Симптомы не являются следствием злоупотребления психоактивными веществами или другого заболевания.
-
Помните о том, что ДРЛ встречается не так уж редко. Обычно ДРЛ считают очень редким психическим заболеванием, которым страдают единицы. Однако недавние исследования показали, что на самом деле данное расстройство встречается у 1-3 процентов людей, то есть намного чаще, чем принято думать. При этом следует помнить, что серьезность расстройства может варьироваться в довольно широких пределах.
Причины диссоциативного расстройства
Диссоциацией называют специфический механизм, при помощи которого разум дробит на составные части или разделяет определенные воспоминания, образы, мысли сознания. Такие раздвоенные подсознательные мыслеобразы не стираются, могут повторно самопроизвольно всплывать в сознании вследствие воздействия некоторых пусковых механизмов, которые именуют триггерами. В качестве таких триггеров могут служить предметы, события, обстоятельства окружающие индивида во время возникновения травматического события.
Данное состояние вызывается сочетанием нескольких причин, таких как способность к диссоциации, тяжелый стресс, демонстрация защитных механизмов в процессах онтогенетического развития и детском периоде вследствие недостатка заботы и участливости к малышу при травматическом переживании или дефиците защиты от последующего враждебного опыта. Ведь с чувством единой идентичности дети не рождаются. Идентичность формируется, основываясь на большом количестве источников и множестве переживаний. В критических условиях детское развитие наталкивается на препятствия, и некоторые части того, чему надлежало быть интегрированным в сравнительно единую идентичность, так и остаются сегрегированными.
Многочисленные исследования демонстрируют, что практически 98% взрослых с наличием в анамнезе диссоциативного расстройства идентичности говорят о случаях насилия в детском возрастном периоде. Такие случаи насилия могут быть подтверждены документально у 85 % взрослого населения и у 95 % лиц детского и подросткового возраста с нарушением множественной личности и прочими похожими формами диссоциативного расстройства. Такие данные исследований демонстрируют то, что в детском возрасте насилие является одной из главнейших причин диссоциативного расстройства. Однако у некоторых пациентов не наблюдалось в анамнезе случаев насилия, зато все они переживали раннюю потерю родного человека, серьезную болезнь или иные серьезные стрессовые события.
Процесс человеческого развития от личности требует способности успешно интегрировать разные формы комплексной информации. В ходе онтогенетического формирования индивид проходит целый ряд этапов развития, в каждом из таких этапов могут быть сотворены различные личности. Умение продуцировать множественные личности встречается или обнаруживается не у каждого малыша, претерпевшего в детстве насилие, тяжелую потерю или травму. Больные с диссоциативным нарушением обладают умением свободно входить в состояния транса. Такое умение в совокупности со способностью к диссоциации, выступает как фактор для развития нарушения. Наряду с этим большинство детей, которые имеют эти способности, также обладают адаптивными механизмами, которые соответствуют норме, но не находятся в обстоятельствах, провоцирующих диссоциацию.
Диссоциация – это серьезный и довольно продолжительный процесс с огромным спектром действия. Если у индивида наблюдается диссоциативное нарушение, это еще не означает, что у него симптом психического заболевания. Не ярко выраженная степень диссоциативного нарушения может наступать вследствие стрессовых факторов, у субъектов, которые продолжительное время проводят без сна, при перенесении незначительной аварии. Еще одним простым примером диссоциативного нарушения у индивидов служит периодическая всецелая увлеченность фильмом или книгой, которая ведет к тому, что окружающий мир просто перестает существовать, а время проходит незаметно.
Итак, диссоциативное расстройство личности часто плотно связано с воздействием стрессовых факторов, которые ведут к стрессовым состояниям у индивидов. А стрессовые состояния могут наступить после перенесения различных травм, вследствие жестокого обращения, внутренних личностных конфликтов, дефицита внимания и безмерного сочувствия в детском возрастном периоде, умения делить собственную память и идентичность от осознания.
Так как индивиды не рождаются с чувством личностного единства, то дети, испытывающие стресс, остаются разделенными. У пациентов с расстройством идентичности часто в детском периоде случалось жестокое или постоянное насилие, которое может быть как физического воздействия, так и полового характера. Поэтому у малышей, проживающих в неблагоприятных жизненных условиях, наблюдаются разобщение разнообразных чувств и эмоций. Такие дети развивают умения защищаться от тяжелых жизненных условий посредством ухода в собственный особый мир. Каждый этап формирования может образовывать новые личности.
Описания различными авторами
В работах Петра Борисовича Ганнушкина о конституциональных психопатиях аналогом диссоциального расстройства личности выступает «антисоциальная психопатия».
Доктор философии по экспериментальной психологии, известный исследователь в области криминальной психологии, Роберт Д. Хаэр (англ.)русск. использует в своих работах слово «психопат» для обозначения людей с данным типом расстройства личности.
Мак-Вильямс
В работах Нэнси Мак-Вильямс диссоциальное расстройство личности описывается в рамках понятия «психопатическая личность» и его синонима «антисоциальная личность». Мак-Вильямс описывает данное расстройство личности как основанное на глубинной неспособности (или крайне ослабленной способности) формировать привязанности к другим людям, в том числе к собственным родителям и детям. С её точки зрения социопат не видит привязанностей и между другими людьми и интерпретирует их взаимоотношения исключительно как взаимную манипуляцию. В соответствии со своим восприятием общества социопат строит и свои отношения с окружающими людьми: на манипуляциях, ради удовлетворения собственных желаний. Так как привязанностей у социопата нет, чужие потребности и желания для него не имеют никакой ценности и он действует, ориентируясь только на свои собственные. Так как он не ожидает, что кто-то будет учитывать его собственные потребности, единственный долгосрочный план по обеспечению безопасного сосуществования с обществом, который он может выстроить — это «заставить всех его слушаться». От окружающих социопат ожидает того же и, как следствие, не видит долговременной пользы от соблюдения социальных норм, в том числе и юридически закреплённых: общественные нормы и нормы морали воспринимаются антисоциальным психопатом как средства принуждения и манипуляции. Социопаты, не смущаясь, лгут и совершают противоправные действия. В большинстве случаев ими движет своя собственная выгода/невыгода, но лишь в краткосрочном плане. Действуют импульсивно и не склонны к планированию. Ограничения свободы и исполнения их желаний воспринимают тяжело, стараются препятствовать этому доступными им методами в основном с помощью угроз или применения физической силы. Отказ от применения силовых методов воспринимают как слабость. Могут некоторое время производить крайне положительное впечатление, чтобы впоследствии использовать его для своей выгоды. Не испытывают угрызений совести, а точнее не обладают совестью или обладают ей в крайне недоразвитой форме (развитие совести непосредственно связано с формированием чувства привязанности).
Важно понимать, что такие люди вполне «понимают» социальные нормы, но игнорируют их. Они способны взаимодействовать с обществом по его правилам, но не испытывают потребности в этом и плохо контролируют собственную импульсивность.
Эрик Берн
Согласно определению Эрика Берна, социопаты бывают двух типов:
- Первый тип, латентный или пассивный социопат, большую часть времени ведет себя вполне прилично, принимая руководство какого-нибудь внешнего авторитета, например религии или закона, или привязываясь временами к какой-нибудь более сильной личности, рассматриваемой как идеал (речь идет здесь не о тех, кто пользуется религией или законом для направления совести, а о тех, кто пользуется такими доктринами вместо совести). Эти люди руководствуются не обычными соображениями приличия и человечности, а всего лишь повинуются принятому ими истолкованию того, что написано в «книге».
- Второй тип — активный социопат. Он лишен как внутренних, так и внешних задержек. Если и может на некоторое время усмирить себя и надеть маску добропорядочности (особенно в присутствии лиц, ожидающих от него приличного и ответственного поведения), но как только такие социопаты оказываются вне досягаемости авторитетных для них личностей, требующих хорошего поведения, они тотчас перестают себя сдерживать.
К характерным видам девиантного поведения при социопатии могут относиться:
- прямо криминальные — сексуальные нападения на людей, убийства из хулиганских побуждений или мошенничества;
- формально не наказуемые, но порицаемые обществом — неадекватное поведение водителей на дороге, целенаправленное уклонение от исполнения обязанностей на работе, мелкие пакости окружающим. «Некриминальные» социопаты, тем не менее, не заботятся об опасности или добавочном труде, которые выпадут из-за них на долю других людей, и равнодушны к их возможным потерям.
Практические советы
Такие пациенты могут создавать очень сложные и пугающие проблемы для персонала первичного звена здравоохранения.
Важно выявить пациентов с диссоциальными расстройствами личности и обратиться за помощью с соответствующим направлением.
Также важно выявить пациентов с риском агрессивного поведения. Оценка риска насилия не является обычной практикой в первичной медицинской помощи, но, если такая оценка требуется, подумайте:1Текущее или предыдущее насилие, включая серьезность, обстоятельства, виновников и жертв.
Наличие сопутствующих психических расстройств и / или злоупотребление психоактивными веществами.
Текущие жизненные стрессоры, отношения и жизненные события.
Дополнительная информация из письменных документов или семей и опекунов (при условии согласия человека и права на конфиденциальность), потому что человек с диссоциальным расстройством личности не всегда может быть надежным.
После определения может быть использован специально разработанный план управления, чтобы избежать кризисов и эпизодов насилия
Это будет включать обучение персонала и сотрудничество с другими агентствами. Использование кнопок паники, сопровождающих и других мер должны быть рассмотрены.
Лечение людей с диссоциальным расстройством личности должно включать широкий спектр услуг, включая, в частности:
- Службы охраны психического здоровья.
- Службы злоупотребления веществами.
- Социальная помощь.
- Система уголовного правосудия и связанные с ней службы судебной психиатрии.2
Причины
Диссоциальное расстройство чаще встречается у мужчин. В силу особенностей мышления и восприятия они просто не понимают необходимости соблюдать нормы общества, часто подвергают опасности себя и близких, оказываются за решеткой.
Первые признаки расстройства отмечаются в основном в детстве. В семьях, где у родителей отмечаются диссоциальное расстройство, соматизированные расстройства, алкоголизм, бедность; родители необоснованно наказывают ребенка или поддерживают его участие в драках, хвалят за избиение других.
К другим причинам развития диссоциального расстройства относится:
- развод родителей, ссоры в семье, насилие;
- отсутствие родительской любви;
- как следствие – отсутствие доверия к миру;
- подражание и имитация;
- потакание манипуляциям и агрессии ребенка (привыкает добиваться всего нарушениями);
- биологически обусловленный аномально низкий уровень тревожности и слабая возбудимость (толкает на поиски острых ощущений);
- болезни, травмы головного мозга.
Как правило, у антисоциальных личностей с детства отмечается необузданный темперамент. Заметить социопата можно еще в школе, притом у мальчиков проявляется раньше, у девочек – в подростковом возрасте:
- затевает драки, задирается;
- конфликтно и вызывающе ведет себя в отношениях с учителями;
- обижает младших детей и животных;
- нарушает дисциплину;
- убегает из дома, ворует;
- духовно и сексуально распущен;
- открыто враждует, рано проявляет оппозицию по отношению к родителям.
Каковы причины раздвоения
Благодаря диссоциации разум способен делить конкретные воспоминания и мысли. Они остаются навсегда: не исчезают, а неожиданно всплывают в человеческом сознании, «оживленные» триггерами, то есть пусковыми механизмами. Это могут быть события и объекты, окружавшие индивида во время получения им психической травмы.
Сложные диссоциации возникают в силу совокупности следующих причин, имеющих место быть в детском возрасте:
- влияние родственников, имеющих диссоциативное расстройство;
- природная способность к диссоциации;
- частые случаи психологического или сексуального насилия, сильных стрессов, жесткого обращения;
- отсутствие защиты, поддержки, утешения от жестокости близких.
Ребенок не рождается сразу с чувством цельной идентичности, а его личность устанавливается в ходе разнообразных воздействий и жизненных переживаний
У малыша нет опыта и способов преодоления проблем, и, если малыш в тяжелых ситуациях не получает заботу и внимание, а также защиту родителей, он вытесняет негатив из сферы своего сознания. Такая форма обороны деструктивна и ведет к диссоциативному расстройству
Стоит оговориться: точность воспоминаний о детстве, вернее, о случаях жестокого обращения в тот период, и их влияние на развитие диссоциативного расстройства идентичности стало причиной жарких дискуссий и судебных разбирательств. Дело в том, что пока мало изучено, как информация сохраняется в мозге, как ее восстановить и интерпретировать правильно.
Разные формы такого психического расстройства развивается также у людей, перенесших техногенные катастрофы, природные бедствия, разбойные нападения, войну, серьезные аварии, пытки, участвовавших в боевых действиях. В группе риска и пациенты с проблемами психики, возникшими в результате болезней внутренних органов, посттравматического стресса, подвергшиеся интенсивному насильственному внушению.
К расслоению личности также может привести увлечение особыми препаратами – психоделиками. Это было выяснено в пятидесятые годы 20 века в ходе научных экспериментов с данными средствами. Цель их было создать модель шизофрении и найти пути ее лечения. В итоге, у части добровольцев личность настолько раздвоилась, что к первоначальному состоянию их вернуть уже не удалось.
Суммируя все вышесказанное, можно сказать: расстройство личности, ее раздвоение, формируется в силу наличия в прошлом или настоящем ряда неблагоприятных факторов, самые весомые из которых:
- психические травмы;
- непереносимые стрессовые ситуации;
- способность устранять из сознания негативные воспоминания;
- легкая внушаемость;
- восприятие чего-то происходящего как случающее с кем-то другим – защитный механизм, диссоциация.
Однако раздвоение личности – процесс достаточно многообразный. Его наличие вовсе не точное свидетельство того, что у человека имеется психическое заболевание.
Умеренная или легкая диссоциация может быть следствием:
- отсутствия сна на протяжении долгого времени;
- сильного стресса;
- получения дозы так называемого «веселящего газа» (закиси азота) в качестве анестезии в ходе стоматологической операции;
- увлеченности сюжетом фильма или книги;
- незначительной аварии;
- гипноза.
Примечания
- Millon, Theodore (2002). Psychopathy: Antisocial, Criminal, and Violent Behavior. Guidford Press. pp. 3–18. ISBN 1-57230-864-8. Retrieved 2008-01-13.
- Monarch Disease Ontology release 2018-06-29sonu
- ↑
- ↑ Всемирная организация здравоохранения. // Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Класс V: Психические расстройства и расстройства поведения (F00—F99) (адаптированный для использования в Российской Федерации). — Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. — С. 245—246. — ISBN 5-86727-005-8.
- ↑ (англ.)
- Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders: DSM-IV. — 4-е издание. — Вашингтон: American Psychiatric Publishing, май . — 620 с. — ISBN 0-89042-061-0, ISBN 978-0890420614.
- Millon T. Personality Disorders in Modern Life. — 2000. — С. 158—161. — ISBN 978-0-471-23734-1.
- Ганнушкин П. Б. Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика. — Нижний Новгород: Издательство Нижегородской государственной медицинской академии, 1998. — 124 с. — 5000 экз. — ISBN 5-86093-015-1.
- ↑
- . Mentalhealth.com.
- ↑ Hare RD. Diagnosis of antisocial personality disorder in two prison populations (англ.) // The American Journal of Psychiatry. — 1983.
Сопутствующие проблемы
Антисоциальные психопаты нетерпеливы и раздражительны
Им тяжело произвольно удерживать внимание на чём-то одном. Как следствие, имеют значительные трудности с обучением, не склонны к систематическому труду
Могут часто критиковать других, но никогда — себя; предпочитают списывать свои ошибки на обстоятельства и окружающих. Социопаты также зачастую не отдают себе отчёт в своих эмоциях, особенно негативных, и по сути не испытывают их. Это связано с тем, что у них сильно развито «отреагирование».
Черты личности антисоциальных психопатов часто приводят их к совершению преступлений, и как следствие к пребыванию в тюрьме, однако они никогда не сожалеют о совершении преступления, а только о том, что попались на этом. Также могут самореализовываться в качестве лидеров сект, преступных и мошеннических групп. Нередко становятся наркоманами или злоупотребляют алкоголем, но не столько потому, что избегают реальности, сколько потому, что потворствуют своим желаниям.
симптомы
Признаки и симптомы, характерные для TPA:
- Ложь постоянно обманывать других.
- Используйте очарование, чтобы манипулировать другими людьми.
- Интенсивный эгоцентризм, чувство превосходства или эксгибиционизм.
- Повторяющиеся трудности с законом.
- Неоднократное нарушение прав других лиц на использование запугивания или нечестности.
- Жестокое обращение с детьми или отсутствие заботы.
- Импульсивность, агрессивность, враждебность, раздражительность, возбуждение.
- Отсутствие сочувствия к другим и отсутствие угрызений совести для причинения вреда другим.
- Опасное или рискованное поведение.
- Плохие или оскорбительные отношения.
- Неспособность учиться на негативных последствиях поведения.
- Склонность к употреблению наркотиков или алкоголя.
Симптомы TPA могут начаться в подростковом возрасте и проявляются у людей от 20 до 40 лет. У детей ранние признаки могут наблюдаться в поведении, таком как: жестокое обращение с животными, запугивание, импульсивность или социальная изоляция.
Хотя это считается пожизненным расстройством, некоторые симптомы (особенно преступное поведение и употребление наркотиков или алкоголя) могут со временем уменьшиться. Однако неизвестно, связано ли это снижение с возрастом или с осознанием последствий негативного поведения..