Эмоционально неустойчивое расстройство личности
Как учить и как учиться?
Роль эмоционального настроя на уроке едва ли можно переоценить. Ведь все мы не раз наблюдали, как, казалось бы, трудный материал воспринимался слабым классом «на ура», хотя, вроде бы, и особенных методических приемов не было. Но энергия и увлеченность просто захватили и детей, и педагога — и результат превзошел все ожидания. А бывает, что не «пошел» материал. Настроя не было. Ведь и в самом деле, по меткому замечанию ДжанниРодари в его «Сказках по телефону», «многое, что можно было бы выучить смеясь, учат со слезами — горькими и бесполезными».
Даже у взрослого человека многое зависит от настроения — что же говорить о ребенке! И чем младше школьник, тем в большей степени он зависим от того эмоционального настроя, который транслирует ему педагог, тем легче и чаще меняется его настроение.
Какой же эмоциональный фон предпочтителен на уроке? Если говорить об уроке в целом, то это фон бодрой деловитости и заинтересованности. Излишние возбуждение и смешливость мешают усвоению материала, но в еще большей степени врагами учения являются страх, скука, ненависть к предмету или учителю. Именно на борьбу с этими отрицательными эмоциями и должна быть, как нам кажется, направлена работа учителя.
Причины
Нарушения эмоций провоцируются внешними и внутренними причинами. По своему происхождению они являются невротическими, эндогенными или симптоматическими. Во всех случаях существует определенная предрасположенность к формированию аффективного расстройства – неуравновешенность ЦНС, тревожно-мнительные и шизоидные черты характера. Причины, определяющие дебют и развитие болезни, подразделяются на несколько групп:
- Психогенные неблагоприятные факторы. Эмоциональные нарушения могут быть спровоцированы психотравмирующей ситуацией либо продолжительным стрессом. Среди наиболее распространенных причин – смерть близкого человека (супруга, родителя, ребенка), ссоры и насилие в семье, развод, утрата материальной стабильности.
- Соматические заболевания. Расстройство аффекта может являться осложнением другой болезни. Оно провоцируется непосредственно дисфункцией нервной системы, эндокринных желез, вырабатывающих гормоны и нейромедиаторы. Ухудшение настроения также возникает из-за тяжелых симптомов (болей, слабости), неблагоприятного прогноза заболевания (вероятности инвалидизации, смерти),
- Генетическая предрасположенность. Патологии эмоционального реагирования могут быть обусловлены наследственными физиологическими причинами – особенностями строения мозговых структур, скоростью и целенаправленностью нейропередачи. Пример – биполярное аффективное расстройство.
- Естественные гормональные сдвиги. Нестабильность аффекта иногда связана с эндокринными изменениями во время беременности, после родов, в период полового созревания или климакса. Дисбаланс уровня гормонов влияет на функционирование отделов мозга, отвечающих за эмоциональные реакции.
Симптомы
Абулия может быть самостоятельным симптомом или тесно объединяться с другими психическими нарушениями. Признаки самостоятельной абулии:
- пассивность;
- недостаток инициативности;
- замедление мышления;
- снижение количества социальных контактов;
- снижение интереса к любимым занятиям;
- упрощение речи, в ней отсутствуют обороты и спонтанные элементы;
- уплощение мимики и жестов;
- невозможность начать целенаправленное движение.
Чаще абулия сочетается с другими нарушениями и формирует синдром:
- Апатоабулический. Снижается воля и уплощаются эмоции. Больной утрачивает интерес к занятиям и работе. Возникает безразличие к собственному внешнему виду, проблемам, бедам близких людей. При глубоком апатоабулическом синдроме больной может целый месяц лежать на кровати и не вставать: его кормят, моют и одевают.
- Акинетический мутизм. Больной не может говорить и двигаться. При этом сохраняется физиологическая возможность: речевой и опорно-двигательный аппарат не повреждены.
- Акинетико-абулический синдром. Характеризуется полным отсутствием побуждений и любых целенаправленных движений.
- Кататонический ступор. Характеризуется повышенным тонусом мышц и восковой гибкостью, при которой больной принимает неестественное положение тела и может пробыть в нем несколько дней.
- Кататоническое возбуждение. Повышается двигательная активность, возникает непреодолимая тяга к подвижности.
При гипербулии человек ставит перед собой множество целей и мотивов. Все они поверхностны и почти никогда не реализуются. Человек с гипербулией подвижен, инициативен, порывист. Он много общается и ест, спонтанно покупает вещи.
Гипербулия, абулия и гипобулия – это количественные нарушения воли. Рассмотрим качественные нарушения воли – парабулии:
- Ступор – патологическая заторможенность, оцепенение с полной или частичной утратой речевых контактов.
- Негативизм – противодействие, при котором больной отказывается выполнять просьбы. При парадоксальном негативизме больной делает совершенно другое действие, не связанное с просьбой.
- Стереотипии:
- двигательная стереотипия – больной повторяет одно и то же действия: машет рукой, запрокидывает голову назад, подергивает бровями;
- речевые стереотипии – больной повторяет одно и то же слово, звук или предложение; «Как вас зовут? – Меня зовут Миша, меня зовут Миша, меня зовут Миша, Миша».
- Эхопраксия – непроизвольное повторение действия, совершенное другим человеком.
- Эхолалия – непроизвольное повторение слова, сказанное другим человеком. Врач спрашивает: «Где вы находитесь?», больной отвечает: «Где вы находитесь, где вы находитесь, где вы находитесь».
Волевые расстройства включают нарушение влечений – мании. Это патологическая волевая тяга к совершению того или иного действия: к поджогу, покупкам, краже.
Наиболее распространенные:
- пиромания – влечение к поджогам;
- ониомания – непреодолимое желание к покупкам;
- дромомания – непреодолимое желание бродяжничать;
- клептомания – влечение к мелкому воровству;
- гэмблинг – непреодолимое влечение к азартным играм;
- булимия – тяга к перееданию;
- анорексия – патологическое отсутствие или снижение волевого желания к еде.
У больных с волевыми расстройствами почти всегда растормаживаются базовые инстинкты. Пациенты становятся гиперсексуальными, сверхаккуратными (инстинкт самосохранения) и прожорливыми.
Каким оно бывает
Настроение человека имеет множество оттенков и вариантов. Надо понимать, что его можно корректировать. Для этого требуется прилагать усилия, понимать, зачем это нужно делать. Характеристика настроения требует рассмотрения нескольких вариантов. Каждый тип несет в себе некоторые особенности, которые необходимо учитывать, если имеется желание научиться влиять на общее душевное состояние.
Позитивное
Это тот случай, когда человек открыт окружающему миру. Доверие превалирует над обстоятельствами. Что бы ни происходило – проявляются оптимистические ожидания. Позитивное настроение помогает раскрыться навстречу людям, происходящим событиям. Личность позиционирует себя как жизнерадостное существо, которому небезразлично то, что происходит вокруг.
Яркие положительные эмоции благоприятно сказываются на физическом и эмоциональном здоровье. Даже врачи говорят о том, что улыбаться и смеяться полезно для улучшения самочувствия.
Негативное
Если человек привыкает на все смотреть в негативном ключе, то у него существенно меняется способ восприятия действительности. Создается впечатление, что все происходящее его ранит изнутри. Даже случайные события оцениваются с критической точки зрения. Многое начинает казаться бессмысленным, лишенным логики и здравого смысла. Убеждения подвергаются сомнению, обесцениваются и негативно воздействуют на душевное состояние.
Неустойчивый взгляд на мир формирует базу, на которой выстраивается подозрительность и копятся отрицательные впечатления.
Нейтральное
Нейтральное настроение отражает равнодушное отношение к действительности. Его стоит понимать, как умение абстрагироваться от отрицательных эмоций, что само по себе неплохо. Человека ничего не тревожит настолько сильно, чтобы это могло выбить из колеи, помешать ему взаимодействовать с окружающими. Если личность обладает способностью сохранять нейтралитет, это дорогого стоит. Иногда уходят годы на то, чтобы научиться терпению, великодушию и ответственности перед самим собой.