Конспект: что это такое и как его писать

Русский язык и культура речи

Урок 8.3.3. Конспектирование

Конспектирование — процесс мыслительной переработки и
письменной фиксации основных положений читаемого или воспринимаемого на слух
текста. При конспектировании происходит свертывание, компрессия первичного
текста. Результатом конспектирования является запись в виде
конспекта.

Конспект — особый вид
вторичного текста, в основе которого лежит аналитико-синтетическая переработка
информации, содержащейся в исходном тексте. Конспект выявляет, систематизирует и
обобщает наиболее ценную информацию, он позволяет восстановить, развернуть
исходную информацию.

При конспектировании необходимо отбирать новый и важный
материал, связывать его со старым, уже известным и выстраивать материал в
соответствии с логикой изложения; конспект должен обладать содержательной,
смысловой и структурной целостностью. С точки зрения объема (степени сжатия)
конспект может быть кратким, подробным или смешанным; по степени соответствия
первоисточнику — интегральным или выборочным. По количеству перерабатываемых
источников конспект может быть монографическим или сводным (обзорным), с точки
зрения предъявления информации конспект составляется на основе чтения или
слушания. В зависимости от формы представления информации в конспекте и от
степени свернутости в конспекте первичного текста различают следующие виды
конспектов:

  • конспект-план,
  • конспект-схема,
  • текстуальный конспект.

Подготовка конспекта включает следующие этапы:

Этап 1. Выделяются смысловые части — вся информация, относящаяся
к одной теме, группируется в один блок.

Этап 2. В каждой смысловой части формулируется тема в опоре на
ключевые слова и фразы.

Этап 3. В каждой части выделяется главная и дополнительная по
отношению к теме информация.

Этап 4. Главная информация фиксируется в конспекте в разных
формах: в виде тезисов, выписок (текстуальный конспект), в виде вопросов,
выявляющих суть проблемы, в виде назывных предложений (конспект-план и
конспект-схема).

Этап 5. Дополнительная информация приводится при необходимости.

Работая над конспектом, необходимо помнить следующие правила:
Следует записать название конспектируемого произведения (или его частей)
и его выходные данные.

Осмыслить основное содержание текста, дважды прочитав его.

Составить план — основу конспекта.

Конспектируя, оставить широкие поля для дополнений, заметок, записи
терминов и имен, требующих разъяснений

Помнить, что в конспекте отдельные фразы и даже отдельные слова имеют
более важное значение, чем в подробном изложении. Запись следует вести своими словами, что способствует лучшему осмыслению
текста

Применять определенную систему подчеркивания, сокращений, условных
обозначений.

Соблюдать правила цитирования — цитату заключать в кавычки, давать
ссылку на источник с указанием страницы.

Метод картирования

Факты обретают форму – картирование представляет нам содержание лекции графически. Вы становитесь чуть ли не художником при лекторе, так что это метод для творческих людей – для тех, у кого развиты зрительное восприятие и зрительная память.

По сути, по ходу лекции надо составить схему, используя любые графические изображения:

  • рамки, блоки;
  • стрелки;
  • всевозможные линии (двойные, пунктирные, волнистые и т. д.);
  • рисунки.

Вид у вашей схемы может быть каким угодно, например, таким.

Еще вариант представления информации в «картированном» конспекте.

Можно даже создать собственную систему условных обозначений. Например, круг – обязательно выучить; овал – посмотреть в учебнике, квадрат – поискать в интернете и т. д. чтобы поначалу не путаться в собственных значках, на последней странице или обложке тетради стоит сделать своеобразную «легенду карты» – зарисовать используемые обозначения и расшифровать их.

Критически мыслящий автор такого конспекта сможет легко редактировать записи, добавляя цифры и цветовые обозначения. В итоге вы получите шанс увидеть, как именно вы мыслите, поэтому этот способ по своей сути во многом схож с методом составления ментальных карт.

А если вы лучше воспринимаете информацию на слух? Не переживайте: лектор помогает вам своей интонацией

Как и метод отступов, картирование – прекрасное лекарство от последствий подготовки к ЕГЭ, которая привлекает внимание старшеклассника к деталям учебного материала курса и, увы, отучает видеть его структуру в целом. ЕГЭ полезен лишь тогда, когда вы четко видите эту структуру и достаете нужный элемент знания с той или иной «умственной полки»

Как же развить умение конспектирования?

Умение и навыки конспектирования вырабатываются постепенно. Обычно у усердных студентов через некоторое время формируется свой индивидуальный способ грамотного конспектирования, и вопрос о том, как записывать лекции отпадает сам собой. Вы можете комбинировать выше приведенные методы и технологии и выработать, таким образом, свой уникальный способ конспектирования. Здесь, как и в любом другом деле, главное не лениться и не сдаваться при первых же неудачах. Помните: все приходит с опытом!

Конспект
в отличие от плана представляет собой подробное и обстоятельное изложение материала лекции (книги), согласно ее внутренней логической структуре. В конспекте дается не только перечень вопросов и подвопросов, раскрывающих взаимосвязь идей книги, но и последовательное изложение прочитанного материала с отдельными выписками и цитатами, схемами и таблицами и пр. Конспектирование в большей мере, чем другие формы записи, способствует глубокому пониманию и прочному усвоению материала, помогает выработать навыки правильного изложения мысли в письменной форме, способствует развитию стиля речи.

Конспекты условно подразделяют на плановые, текстуальные, свободные, тематические .

План-конспект
– запись, в которой каждому пункту плана отвечает определенная часть конспекта, кроме тех случаев, когда дополнений и разъяснений плана не требуется. При наличии навыка конспектирования план-конспект составляется достаточно быстро. Еще в процессе первоначального чтения он краток, прост и ясен по форме, что делает его незаменимым пособием при подготовке доклада, выступления на семинаре. Самым простым видом плана-конспекта является вопросно-ответный конспект, в котором на пункты плана, выраженные в вопросительной форме, конспект дает точные ответы. Схематический план-конспект отражает логическую структуру и взаимосвязь отдельных положений источника чаще всего в графическом виде.

Текстуальный конспект
– это конспект, созданный в основном из отрывков подлинника (цитат), это прекрасный источник дословных высказываний автора, а также приводимых им фактов. Текстуальные выписки связаны друг с другом цепью логических переходов, могут быть снабжены планом и включать отдельные тезисы в изложении конспектирующего или автора.

Свободный конспект
сочетает выписки, цитаты, иногда тезисы; часть его текста может быть снабжена планом. Свободный конспект требует умения самостоятельно четко и кратко формулировать основные положения, для чего необходимо глубокое осмысление материала и хорошее владение письменной речью. Это наиболее полноценный вид конспекта. Он способствует лучшему усвоению материала и развитию творческой активности читателя, не привязывая его к авторским формулировкам.

Тематический конспект
дает более или менее исчерпывающий ответ на поставленный вопрос (тему) на основе использования ряда источников. Специфика его в том, что, разрабатывая определенную тему, он может полно не отображать содержание каждого из изучаемых произведений. Тематический конспект учит работать над темой, всесторонне обдумывая ее, анализируя различные точки зрения по одному и тому же вопросу.

Общий объем конспекта должен быть меньше изучаемого текста в 10–15 раз. Подобное сокращение достигается как за счет тщательного отбора материала, так и в результате краткого изложения и экономии речевых средств (сокращение слов и общеупотребительных выражений).

Рассмотренные формы записи можно успешно использовать при подготовке устного выступления (доклада) на семинарском занятии, написании письменной работы.

Преподаватель в часы самостоятельной подготовки призван постоянно стремиться к интенсификации общения со студентами путем постановки перед ними актуальных проблем для их научного анализа, к раскрытию взаимосвязи теоретических вопросов с практикой, с насущными задачами. В результате происходит ускорение процесса становления цельной личности, формирование ее мировоззрения и социальной позиции как результата повседневных действий студента, его поступков и социального поведения в целом.

В школе и институте редко учат искусству конспектирования, хотя именно это умение может оказаться одним из ключевых навыков, обеспечивающих успех в учебе. Как структурирует свои пометки Билл Гейтс, что такое метод Корнелла и кто больше всех пропагандировал mind-mapping — «Теории и практики» рассказывают о пяти полезных техниках конспектирования для тех, кто по-прежнему предпочитает бумагу и ручку.

Метод Билла Гейтса

В начале двухтысячных годов Роб Ховард, занимавшийся предпринимательской деятельностью, встретился с Биллом Гейтсом на переговорах. Это знакомство принесло ему много интересных наблюдений, поэтому Ховард поделился впечатлениями с читателями своего блога. Наиболее поразительным было то, что один из самых богатых людей планеты не использовал для своих записей ноутбук или диктофон. Он все писал от руки на бумаге. Ховард заглянул в блокнот собеседника и заметил, что страница разделена на несколько квадратов, в каждом из которых размещалась информация определенной тематики. К примеру, один из блоков отводился под вопросы, возникавшие у Билла в ходе общения. Есть мнение, будто метод Билла Гейтса — не что иное, как несколько переделанный метод Корнелла, поэтому его можно трансформировать согласно потребностям пользователя, а не просто бездумно копировать. Размещение, величина квадратов и их тематика могут быть любыми — лишь бы они выполняли свое назначение.

Способы и технологии эффективного конспектирования лекций

Метод конспектирования Корнелла

Около полувека назад жил профессор по имени Вальтер Паук, преподававший в Корнелльском университете (отсюда и название), разработавший способ записи лекций, который по сей день популярен среди учащихся, особенно в американских учебных заведениях. В чем же заключается метод конспектирования Корнелла?

Лист бумаги (формат А4) необходимо разлиновать таким образом, чтобы вверху появилась горизонтальная колонка для даты и оглавления и внизу для записи главной мысли лекции, сформулировав ее несколькими предложениями. Оставшееся свободное пространство листа расчерчивается одной продольной линией, образуя две колонки – правая должна быть широкой, левая – узкой.

Конспектирование методом Корнелла осуществляется в правую колонку с промежутками для добавления, в случае необходимости, информации, а левая используется для выписывания в нее ключевых названий, фраз, цифровых данных. После лекций посредством анализа информации, содержащейся в правой колонке, выводится главная мысль и фиксируется в нижнем поле.

Суть данного способа записи лекций заключена в повторении информации, при ее анализе для выведения главных мыслей и идей, что способствует лучшему усвоению знаний. Но, при невыполнении последнего этапа, теряется вся практическая польза данного способа конспектирования, и он становится обычным записыванием лекции.

Способ конспектирования Билла Гейтса

Данная технология эффективного конспектирования была впервые отмечена Робом Ховардом

Предприниматель Роб Ховард однажды во время деловой встречи с Гейтсом обратил внимание на то, что во время переговоров миллионер все темы и данные, представляющие интерес, записывал вручную, не прибегая к помощи электронных носителей. Взглянув в его блокнот, бизнесмен увидел страницу, расчерченную на квадратные блоки, каждый из которых был заполнен данными определенной тематики

Существует мнение, что способ конспектирования, используемый Гейтсом, – трансформированная копия способа квадратов. Использовать его можно, переделав под себя и свои цели. Например, размеры, формы и разделение по темам геометрических фигур могут быть абсолютно разными.

Технология эффективного конспектирования по методу ментальных карт

В семидесятых годах прошлого века известный телеведущий передачи «Думай головой», транслируемой одним из британских каналов, Тони Бьюзен использовал метод ментальных карт в своей программе. Так и получил распространение этот способ конспектирования, который широко применяется и по сей день. Особенно он популярен на западе среди людей, практикующих мозговой штурм для генерирования решений и идей.

Как же записывать лекции данным способом? Метод заключается в том, что на листе в центре чертится круг, допустима любая удобная геометрическая фигура, внутри которого пишется лекция. Затем, рисуются еще квадраты (круги), содержащие основные мысли, определения, цифры, и соединяются прямыми линиями с блоком в центре. Для записи лекций с помощью данного способа рекомендуется использовать разноцветные ручки, чтобы визуально выделять тексты определенной тематики, тем самым облегчая восприятие и запоминание.

Способ конспектирования лекций по методу красной строки

Все вышеперечисленные способы конспектирования созданы людьми для собственного удобства и имеют особенности, которые могут не совсем устроить других. Поэтому тем, кто хочет освоить навыки конспектирования с использование более легкой методики, можно предложить способ, являющийся вариантом классического конспектирования. Смысл его состоит в записи лекции с использованием красной строки для каждого нового предложения и проставлением порядкового номера.

Способ удобен тем, что при появлении связи последующих абзацев с начальными, можно поставить ссылку в виде номера нужного предложения и впоследствии, не просматривая всей лекции, быстро найти необходимые данные. Этот способ помогает составлять аккуратный, структурированный конспект, схожий с перечнем, что улучшает восприятие и запоминание информации.

Метод течения как технология эффективного конспектирования лекции

Консультант Скотт Янг утверждает, что лекция приносит пользу в том случае, если она непросто записывается, но вдумчиво прослушивается и анализируется

Понятно, что при конспектировании все внимание направлено на запись информации, а не на мысленную обработку. Данная технология конспектирования предполагает запись только главных идей и мыслей с добавлением личных умозаключений

Конечно, при этом конспект будет иметь значительные отличия от самой лекции, поэтому иметь диктофон на занятиях просто необходимо.

Опыт естественнонаучных дисциплин. Опорный конспект

Опорный конспект как метод запоминания и рефлексии материала разработал в 80-е гг. прошлого века донецкий учитель математики и физики В.Ф. Шаталов (см., например, его книги: Опорные сигналы по физике для 6 класса. Киев, 1978. 79 с.; Опорные конспекты по кинематике и динамике. Из опыта работы. Книга для учителя. М., 1989. 142 с.; Геометрия в лицах. М., 2006. 23 с.). В наше время на школьных уроках гуманитарного цикла (особенно на уроках истории) метод составления опорных конспектов получает всё большее признание. Например, в последнее время активизировалось издание опорных конспектов отдельных уроков и целых учебных блоков по истории и обществознанию (Степанищев А.Т. Опорные конспекты по истории России. 6-11 класс. М., 2001. 128 с.). Популярность этого вида конспектирования объясняется достаточно просто: отчасти – необычной, даже игровой формой подачи материала, отчасти – слабой запоминаемостью отдельных событий и дат. Таким образом, опорный конспект представляет собой попытку проанализировать в максимально образной, визуализированной форме причинно – следственные связи между различными событиями, высказываниями и деяниями исторических деятелей. Кроме того, материал уроков в опорных конспектах представляется целыми блоками тем. Если иметь в виду историю и обществознание, то здесь тематический и временной охват материала варьируется в зависимости от его специфики (например, по времени охвата – от нескольких месяцев до нескольких столетий).

Каждая тема (блок – тема) зашифровывается в опорном конспекте в систему знаков – опор, составляющих мини – блок. На основе этих знаков, зачастую унифицированных, индивидуальный конспект может быть «расшифрован» другими людьми. Оптимальным количеством мини – блоков для презентации целой блок – темы считается 8-10.

Кроме того, система опорных конспектов позволяет учителю реализовать индивидуальный подход к обучению: в случае присутствия в классе учеников разных образовательных уровней составление таких конспектов позволяет регулировать темп изучения блок – тем и отдельных подтем, делать процесс обучения более понятным и интересным, вносить в него элемент творчества (при составлении учениками своей системы знаков – опор и целых опорных конспектов дома).

Основными опорами в таком конспекте являются символически – словесные (буквы, слоги, знаки конъюнкции / дизъюнкции, указатели логической связи: →, , знак причинно – следственной связи – =>, подобия – ~, и др.), рисуночные (пиктографические) и условно-графические (фрагменты планов, схем местности с условными обозначениями) знаки. Пример составления опорного конспекта по российской истории представлен на рис. 2
. Остаётся добавить, что опорный конспект может быть использован как в качестве эффективного средства проверки пройденного материала (тогда основа для него пишется и рисуется дома, а на уроке или лекции обучающиеся воспроизводят по памяти выученные дома схемы и логические цепочки и закрепляют этот материал, повторно прорисовывая их на листе бумаги), так и в качестве средства формирования новых знаний, умений и навыков (т.е. при записи излагаемой учителем новой темы или подтемы).

Рисунок 2. Опорный конспект по истории. Тема: «Восточные славяне в первой половине I тыс. н.э.» (составлен С.В.Селеменевым.)

Корнелльский метод конспектирования

Метод получил свое название по имени Корнелльского университета (Cornell University) в США. Делим страницу для конспекта на основное пространство и немаленькое левое поле. В основном пространстве вы пишете текст лекции. А затем, перечитывая написанное, в левом поле специально отмечаете каждую идею, а также выписываете ключевые слова и важные детали.

В классическом варианте метода поле для заметок равно 2,5 дюймам, то есть 6,35 см. Тогда логично предположить, что весь лист имеет формат А4. Такие тетради можно разыскать в магазинах канцтоваров. Но это как раз тот случай, когда размер не имеет значения – тетрадь может быть какого угодно формата.

Разлинованный лист будет выглядеть примерно так.

Дата:
Тема лекции:
Ключевые мысли (комментарии; тезисы; основополагающие термины; сопутствующие заметки; даты; ответы на вопросы, заданные по ходу лекции)

Основное поле

(текстовая запись лекции)

Выводы, обобщения

Левое поле предназначено и для ваших собственных реплик. Чем больше самостоятельных впечатлений от учебного текста вы способны генерировать, тем больше места на них нужно – поэтому имеет смысл заполнять только одну сторону листа, а другую сторону наделять функциями всё того же поля для заметок. Либо пишите с обеих сторон листа, но отступайте от конспекта каждого занятия побольше клеточек или строчек.

Метод течения (flow method)

Если вы устали стенографировать в своих конспектах, можно попробовать этот, недавно сформулированный коучем Скоттом Янгом, метод конспектирования . В основе его лежит такая идея: слушать лекцию — это не пассивный процесс, чтобы по-настоящему получить от лекции пользу, нужно думать и развивать собственные идеи. Поэтому в конспекте, выполненном таким способом, следует записывать только ключевые моменты лекции и дать волю своим комментариям. Понятно, что такие записи будут довольно сильно отличаться от классических конспектов, поэтому на всякий случай возьмите на лекцию для подстраховки еще и диктофон.

Методика обучения конспектированию.

Работа по формированию умения конспектировать включает
несколько основных моментов

.

Сообщение теоретических сведений о конспектировании, о конспекте как особом виде текста.

Беседа о значении конспекта (конспект помогает накапливать и систематизировать знания, осмысливать услышанное и прочитанное);

Как вообще вы относитесь к конспектированию?

Что такое конспект?

Конспект


– это особый вид текста, который создается в результате аналитико-синтетической переработки информации, содержащейся в первоисточнике (исходном тексте). Цель такой переработки – выявление, систематизация и обобщение наиболее ценной информации. Письменная фиксация этой информации избавляет читающего от необходимости повторно обращаться к самому источнику.

Конспект вторичен по отношению к первоисточнику, это самостоятельный вторичный текст. Как всякий текст он обладает его определенными признаками – содержательной, смысловой и структурной. Тематическое и смысловое единство конспекта выражается в том, что все его элементы прямо или опосредованно связаны с темой высказывания, заданной первоисточником, и с коммуникативной установкой пишущего. В конспекте можно выделить определенные структурно-смысловые части, но выбор и порядок этих частей произволен, не всегда совпадает с тем, что есть в исходном тексте.

Какие бывают конспекты?

По объему

(
по степени сжатия

):

самые

важные

положения

фиксируются доказательства выдвинутых положений, пояснения, иллюстративный материал

и те и

другие

признаки

По количеству перерабатываемых источников

– монографические (составленные по одному источнику), свободные, обзорные (по нескольким источникам на одну тему).

По степени эквивалентности первоисточника:

интегральный – предает все основные положения и важные смысловые связи, т.е. всю смысловую сетку первоисточника. Такой конспект эквивалентен источнику.

селективный включает отдельные элементы первоисточника, представляющие новизну и значимость для составителя, но в совокупности не отражающие основные положения первоисточника. Этот конспект носит индивидуальный характер.

Что такое конспектирование?

Это специальная переработка информации, ее «свертывание»; конспектирование включает в себя моменты: аудирование (слушание); чтение и письмо.

В зависимости от способа предъявления информации различаются: конспектирование на основе чтения и конспектирование устной речи.

Основные этапы процесса конспектирования

(усвоение способов отбора, переформулировки и фиксации информации):

определение основных мыслей;

выявление опорных слов;

умение мысль выразить своими словами, сжато;

составление плана;

конспектирование по плану;

определение разных типов конспекта.

Конспектирование зависит от скорости письма. Можно использовать сокращение слов.

сокращенное слово должно легко восстанавливаться (гос-во, уч-ся, сущ., прил.);

словарный состав источника, как правило, превышает словарный запас конспектирующего. «Новые» слова лучше записывать полностью, чтобы они быстрее и легче вошли в словарный запас конспектирующего;

целесообразно применять общепринятые условные сокращения и аббревиатуры;

разумно использовать общепринятые знаки:

можно применять индивидуальные сокращения, которые могут понятны лишь самому автору;

очень важно использовать подчеркивание, выделение цветом, обратить внимание на абзацы; особое расположение материала

В процессе обучения любым знаниям и навыкам нам часто приходится записывать новую информацию, чтобы потом было можно снова ее воспроизвести

Из-за того, что сложно или даже ненужно записывать все, важно уметь кратко излагать полученную информацию в виде конспекта. В данной статье вы узнаете, как правильно составлять конспекты на примере конспектирования уроков истории

Здесь будут разобраны такие понятия, как опорный конспект, скоростное конспектирование, стенография, корнельский метод и другие полезные способы компактного изложения и визуализации информации.

Полезные советы вне конкретных методов

При конспектировании можно использовать легко считываемую цветовую схему — например, выделять цветами разные сущности: понятия, определения, примеры. Это позволит мозгу быстрее определять тип информации и проще ориентироваться в конспектах, когда нужно что-то найти.
В конспектах можно использовать сокращения, но лучше делать это системно — то есть иметь чёткую легенду, в которой указано, что обозначает каждое конкретное сокращение или условное обозначение. В таком случае вы сможете обращаться конспекту в будущем без постоянного умственного напряжения в попытке вспомнить, что же всё это значит.
Начинать записывать информацию стоит после прочтения целиком главы или, как минимум, подтемы. Это поможет взглянуть на картину в целом и отразить в конспекте только действительно важную информацию. Особенно актуально для абсолютно новой информации

При работе с ней часто кажется, что всё очень важно и непременно должно быть отражено в конспекте, но в большинстве случаев это не так. Нужно научиться выделять главное даже в незнакомой информации, это полезно для её усвоения.

Метод отступов

Слушаете вы лекцию и вдруг замечаете, что преподаватель отчетливо излагает мысли в направлении «от общего к частному». Прекрасно! Слева пишете основное понятие или главную мысль. А подчиненные понятия выписываете справа – и чем детальнее или несущественнее та или иная подробность учебного материала, тем дальше от левого поля она находится. Маркировать части получившейся структуры как-либо по-другому нет необходимости.

Текст лекции на странице будет расположен примерно так.

А если лектор тараторил, то этим способом конспект составить не получится. Если же вы не слишком опытны в составлении каких бы то ни было кратких записей объемного материала, то использование метода отступов поначалу приведет вас к помаркам в записях. Ничего страшного. Потренируйтесь. Ну и, конечно, вы должны быть готовы связать отрывочные понятия воедино с помощью пересказа.

Метод Корнелла

Профессор по имени Вальтер Паук, преподававший в Корнелльском университете, стал первым, кто разработал поистине гениальную методику ведения конспектов. Принцип техники состоит в том, чтобы записывать полученную информацию на расчерченном особым образом листке бумаги. 

Чтобы воспользоваться данным методом, нарисуйте на странице горизонтальную линию, примерно на 5-7 см выше нижнего края листа. После этого добавьте вертикальную линию, расположив ее на расстоянии 5-8 см от левого края. Получится страница, разделенная на три части:

  • Левая, предназначенная для основных тезисов, вопросов лекции.
  • Правая, для подробностей.
  • Нижняя, для подведения итогов.


Этот метод прекрасен тем, что вам не понадобится долго искать важные сведения в объемном сплошном тексте, поскольку весь материал «разложен по полочкам» и главные тезисы сразу же видны.

Процесс ведения записей согласно методу профессора Паука заключается в следующих этапах:

  • записываются главные моменты лекции;
  • отдельно фиксируются основные тезисы, важные даты и имена;
  • подводятся итоги и описываются свои выводы по изучаемому материалу.


Корнельский метод не работает без анализа темы, обсуждаемой на лекции, а также дальнейшей собственноручной доработки материала.

Важно! Обязательно начинайте конспектирование новой темы с чистой страницы. В противном случае получится путаница с лекциями, и все усилия будут потрачены впустую

Направления скетчинга

Скетчинг стал очень популярным и разделился на несколько самостоятельных жанров с разными техниками.

Фуд-скетчинг — зарисовки еды, создание аппетитного образа.

Тревел-скетчинг — быстрые зарисовки в путешествиях. Могут быть в виде карты, рисунка или заметки, подкрепленной иллюстрациями. Этот жанр плотно переплетается со стрит-скетчингом — отдельными зарисовками зданий и улиц, городскими эскизами.

Скетчбук «Москва-Владивосток, часть 1». Катя Гущина, Behace.net

  • Промышленный скетчинг — изображение окружающих предметов: телефоны, автомобили, разная техника, а также концепции промышленного дизайна.
  • Интерьерный скетчинг — дизайн интерьера, создание декора.
  • Фешн-скетчинг — зарисовки одежды, обуви, аксессуаров, а также макияжа и образов моделей.
  • Скетчноутинг — визуальные заметки, которые помогают запоминать информацию на встречах и конференциях.

В каком бы направлении вы ни решили развиваться, стоит начать с подготовки инструментария.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector