Урок по теме: нравственные проблемы современного общества план-конспект урока по обществознанию (7 класс)
Содержание:
- Принципы и нормы нравственного поведения
- Нравственность и мораль
- Современная нравственность и религия
- Проблема нравственности
- Что означает понятие «нравственность»
- Что это — нравственность?
- Проблемы духовно-нравственного воспитания с точки зрения церкви
- Воспитание нравственности
- Чем отличается мораль от нравственности
- Что такое нравственность, и кто такой нравственный человек
- Проблемы нравственности среди молодежи
- Что такое нравственность
- Проблемы нравственности
- Закон или мораль
Принципы и нормы нравственного поведения
Нравственным является такое поведение, которое ориентировано на стабилизацию общества. Из такого правила нет исключений, хотя считается, что иногда они появляются.
Например, криминальные сообщества живут по правилам, идущим во вред тому обществу, в котором живут люди, не нарушающие закон. Парадоксальное словосочетание «честный вор» означает, что данный человек живет по законам своего криминального сообщества. В каждом сообществе есть своя этика. Людей, не признающих этические правила криминального сообщества, называют «отморозками». Это означает, что они не люди, а что-то, похожее на зомби.
Даже в кругу людей, противопоставляющих себя обществу, есть незыблемые ценности, не связанные, например, с воровским ремеслом. Это семья, которая дает человеку ощущение крепкого тыла и светлой надежды. У всех народов есть культ матери, то есть человека, который никогда не предаст и всегда будет любить.
У всех народов есть культ предков. В современном обществе он выражен слабо. Это связано с ослаблением роли стариков в поддержании стабильности семьи и социума. Подчеркнутое уважение к старикам связано с тем, что они всегда являлись хранителями знаний. Сейчас знания хранятся в других источниках, но потребность в уважении к старикам сохраняется.
Это связано с заботой о слабых членах общества. Люди в современном обществе могут позволить себе роскошь заботиться о тех, кто не приносит меркантильную пользу. У человека есть инстинкт заботы о детях, но нет инстинкта заботы о стариках, слабых и больных людях. Эта забота должна формироваться и поддерживаться моралью.
В формировании морально воспитанного человека большое значение имеют ритуалы. Люди должны вырабатывать привычку вести себя так, чтобы жизнь в обществе у каждого ее члена была мирной и спокойной. К таким ритуалам относятся:
- приветствия («здравствуйте» как пожелание здоровья при встрече, «до свидания» как желание встретиться в будущем);
- действия по отношению к особым категориям людей (предоставить комфортные условия старикам, больным людям);
- запрет на слова, носящие оскорбительный характер (нецензурная брань, эпитеты, унижающие достоинство человека).
Родители, приучающие детей уступать место старшим в общественном транспорте, заботятся о себе и своих детях. Такой ритуал становится привычкой большинства членов общества. В результате через несколько десятков лет о постаревших людях будут заботиться потомки, которых когда-то приучили уступать старикам место в автобусе.
Запрет на произнесение нецензурных слов в общественном месте, а особенно в присутствии детей и женщин, имеет древнее происхождение. Все нецензурные слова передают негативное и уничижительное отношение к детородным органам и функциям. Это проклятье, направленное на разрушение положительного отношения не только к детородным функциям, но также к матерям и детям. Матерящиеся при детях родители разрушают жизнь своих детей и, соответственно, общество.
Нравственность и мораль
Нравственность следует отличать от морали. Если под нравственностью понимается явление, характерное для любого человеческого (ученые утверждают, что не только для человеческого) общества, то мораль носит, скорее, частный характер. Мораль у каждого своя. Она проявляется в наборе правил, навязываемых данным социумом. Человек, воспринимающий моральные нормы социума как свои, становится естественной частью данного сообщества.
Если применить образные сравнения, то нравственность подобна дому, в котором живет данное общество. Дом этот наполняется моралью, то есть совокупностью принципов, правил, традиций и запретов.
Мораль делится на 2 части: первичную и вторичную. Первичной является мораль, сформированная народом. Она закрепляется только в механизмах одобрения или неодобрения обществом поступков людей. К этой же категории можно отнести и моральные правила, закрепленные в религиозных канонах.
Вторичная мораль проявляется в законах, принимаемых на государственном уровне. Законы закрепляют и развивают те нормы, которые тысячелетиями являлись принципами и правилами функционирования различных сообществ.
Современная нравственность и религия
Любая религия представляет собой свод моральных правил, когда-то сформированных народом, жившим в специфических природных условиях. Ислам — это идеология кочевников аридной зоны. Христианство отражает менталитет оседлых земледельцев Ближнего Востока и Европы. Буддизм порожден особенностями культуры народов Южной Азии. Все эти религии сходны в одном — они воспитывают моральные качества.
В современном обществе преобладают научные знания. Однако религии при этом не вымирают. Объясняется такой феномен просто: религии объединяют и воспитывают людей. Они дают человеку чувство принадлежности к обществу единомышленников. Эта принадлежность требует от человека обратной отдачи: он в своем поведении должен соответствовать моральным нормам данной религиозной культуры.
Есть ли связь между нравственностью и духовностью человека
Духовность принято ассоциировать с религиозностью, потому что в религии основной ценностью является душа. Однако сейчас духовность рассматривается в науке как источник творчества и самоактуализации, то есть стремления к максимальному раскрытию своих возможностей.
Духовность противопоставляется материальному миру и меркантильным устремлениям. В примитивном варианте определения духовность можно рассматривать как преобладание потребностей души над потребностями тела.
Одухотворенный человек заведомо нравственен. Это утверждение основано на том, что безнравственность зиждется на преобладании телесных потребностей над духовными. Как каждое категоричное суждение, это правило носит условный характер. Однако любое нравственное воспитание способствует, прежде всего, развитию духовного начала в человеке. Так что нравственность и духовность — это явления, находящиеся в тесной взаимосвязи друг с другом. Духовность — это высокая нравственность, способствующая преобладанию самоограничения над внешними ограничениями.
Проблема нравственности
Рассматривая современное общество легко подметить, что нравственное развитие характеризуется упадком. В двадцатом веке в мире произошло внезапное падение всех законов и ценностей нравственности общества. В обществе начали появляться проблемы нравственности, которые негативно влияли на формирование и развитие гуманного человечества. Еще большего развития это падение достигло в двадцать первом веке. За все существование человека было отмечено множество проблем нравственности, которые так или иначе имели отрицательное влияние на индивида. Руководствуясь духовными ориентирами в различные эпохи, люди вкладывали нечто свое в понятие нравственности. Они способны были творить вещи, которые в современном обществе наводят ужас абсолютно на каждого здравомыслящего человека. Например, египетские фараоны, которые боясь потерять царство, совершали немыслимые преступления, убивая всех новорожденных мальчиков. Нравственные нормы укоренились в религиозных законах, следование которым и показывает сущность человеческой личности. Честь, достоинство, вера, любовь к родине, к человеку, верность – качества, служившие направлением в человеческой жизни, до которого хоть в какой-то степени дошла часть законов Бога. Следовательно, на протяжении своего развития, обществу было свойственно отступать от религиозных заповедей, что и привило к появлению проблем нравственности.
Развитие проблем нравственности в двадцатом столетии – это последствие мировых войн. Эпоха падения нравов тянется со времен Первой Мировой войны, в это безумное время жизнь человека обесценилась. Условия, в которых людям приходилось выживать, стерли все нравственные ограничения, личностные отношения обесценились ровно, как и человеческая жизнь на фронте. Вовлечения человечества в бесчеловечное кровопролитие нанесло по нравственности сокрушительный удар.
Одним из периодов появления нравственных проблем был коммунистический период. В этот период было запланировано уничтожить все религии, соответственно и нормы нравственности, заложенные в ней. Даже если в Советском Союзе развитие правил нравственности было намного выше, долго позиция эта не смогла удержаться. Вместе с разрушением Советского мира произошло и падение нравственности общества.
На текущий период одной из главных проблем нравственности есть падение института семьи. Что тянет за собой демографическую катастрофу, повышение разводов, рождение бесчисленного количества детей в не брака. Взгляды на семью, материнство и отцовство, на воспитание здорового ребенка имеют регрессирующий характер. Определенное значение имеет развитие коррупции во всех областях, воровства, обмана. Сейчас покупается все, ровно, как и продается: дипломы, победы в спорте, даже человеческая честь. Это как раз и есть последствия падения нравственности.
Что означает понятие «нравственность»
Очень часто нравственность отождествляют с моралью и этикой. Однако эти понятия не совсем схожи. Нравственность – это совокупность норм и ценностей конкретного человека. Она включает в себя представления индивида о добре и зле, о том, как следует и не следует вести себя в различных ситуациях.
У каждого человека свои критерии нравственности. То, что одному кажется вполне нормальным, для другого совершенно неприемлемо. Так, к примеру, некоторые люди положительно относятся к гражданскому браку и не видят в нем ничего плохого. Другие же считают такое сожительство безнравственным и резко осуждают добрачные связи.
Что это — нравственность?
Современное понятие «нравственность» представляется каждому человеку по-своему, но несет один и тот же смысл. Формирование внутренних идей и решений в подсознании берет свое начало с нее, и на ней же строится социальное положение. Общество, в котором мы живем привыкло диктовать свои правила, но это не значит, что все обязаны следовать им, ведь каждый имеет право быть личностью.
Часто люди выбирают частичное отклонение от своих нравственных ценностей, в пользу шаблона и проживают свою жизнь по чужому примеру. Это приводит к некоторым разочарованиям, ведь можно потерять лучшие годы в поиске себя. Правильное воспитание с самого малого возраста дает большой отпечаток на дальнейшей судьбе человека. Учитывая, что такое нравственность, можно выделить некоторые качества, присущие ей:
- доброта;
- сострадание;
- честность;
- искренность;
- надежность;
- трудолюбие;
- миролюбивость.
Нравственность и нравственные ценности
Наше общество все больше и больше стало считать, что нравственные ценности — это пережиток прошлого. Для достижения своих целей, многие идут по головам и такие поступки полностью противоречат былым временам. Такое общество нельзя назвать здоровым и возможно, оно обречено на бессмысленное существование. К счастью, не все попадают в социальную воронку и честных и порядочных все же остается большинство.
Находясь в поиске смысла жизни, человек формирует свой характер, а еще воспитывает высокую нравственность. Все то, что вырастили в человеке родители, может со временем пропасть или поменяться в любую сторону. Окружающий мир корректирует былые ценности, восприятие и в целом отношение к себе и людям, для создания комфортного существования. Сейчас духовные изменения происходят с желанием заработать больше денег и стать финансово независимым.
Нравственность в психологии
И простые обыватели, и психологи имеют свое собственные понятия нравственности, со своей точки зрения, которые могут быть абсолютно разными и никогда не пересекаются, даже если очень похожи. Каждый из подвида берет свое начало во внутреннем мире человека, его воспитании и ценностях. Человеческая психика разделена специалистами на два общества, каждое из которых преследует свою цель:
- Коллективные ценности – это стадные инстинкты, которые своим миром могут объединиться против остальных.
- Сострадательные ценности – основаны на заботе о ближнем, во блага любому обществу.
Любая объективная нравственность настроена на нахождения себя, как социально обеспеченного, сформировавшегося человека. Психологи считают, что человек с рождения определяется в первую или вторую подгруппу, а контролируют это личности, проживающие с ним и воспитывающие его. В процессе взросления и самостоятельного восприятия мира, редко происходит перевоспитания. Если же такое все же случается, то люди, которые себя изменили имеют очень высокую силу духа и могут пройти через любые трудности, не изменяя себе.
Проблемы духовно-нравственного воспитания с точки зрения церкви
Атеистические взгляды постреволюционного советского периода изменили духовно-нравственное состояние общества. Будущее России православная церковь видит за детьми и молодежью, а это значит, что проблемы воспитания молодежи следует рассматривать, как глобальные проблемы.
?
Несмотря на то, что русский народ поколения за поколениями воспитывался в духе нравственности, высокой культуры, чувства чести и милосердия, среди молодых ребят все чаще распространена ориентация на западную культуру. Даже не на саму культуру, а именно на современную атрибутику показушной европейской жизни.
Основными проблемами реализации духовно-нравственного воспитания церковь выделяет:
- Отсутствие в стране системы общественного духовно-нравственного воспитания и структурированного учебного курса, включающего в себя компоненты православия;
- Проблема ограниченной представленности народной культуры и традиции;
- Отсутствие методологии православной культуры;
- Разрушение традиционного уклада жизни, извращении модели семьи;
- Неподготовленность большинства жителей России к принятию духовной части традиционной культуры;
- Политическая проблема. Проникновения в духовно-нравственную культуру элементов западной идеологии;
- Экономическая проблема. Отсутствие средств на разработку и создание учебной методической продукции по духовному воспитанию детей (подростков).
Нужно отметить влияние церкви в воспитании молодежи. Молодые люди все чаще обращаются в церковные институты, потому, как генетическая память, заложенная в ДНК наших детей, все равно толкает их на поиск истины. Той, что знали и помнили их предки. Молодежь ищет ответы, и она получает искомое в стенах православных храмов.
Что должна сделать церковь? Обеспечить достойные кадры, которые будут не только духовными наставниками, но тонкими психологами – педагогами.
Проблемы нравственного голодания в нашей стране – есть. Но при этом чувствуется явная тенденция к возрождению. С каждым днем все больше и больше молодых ребят ищут способ сближения с родной культурой. Это хорошо прослеживается в стенах ВУЗах культуры, где количество абитуриентов на кафедры народного пения, танца и народных инструментов ежегодно растет. Среди студентов художественных образовательных учреждений наблюдается увлеченность народным декоративно-прикладным искусством, а вместе с ним – иконописью. Растет уровень патриотизма среди молодежи, он ощутимо выше, чем в предыдущем десятилетии. Интерес ребят к народному творчеству, культуре и истории растет. Несмотря на то, что проблемы духовно-нравственного воспитания существуют, они уже решаются. Успех, непременно, будет за нами.
Воспитание нравственности
Воспитание нравственности – это процесс целенаправленного воздействия на личность, который подразумевает воздействие на сознание поведения и чувства субъекта. В период такого воспитания образовываются нравственные качества субъекта, позволяющие индивиду действовать в рамках общественной морали.
Воспитание нравственности – процесс, который не предполагает перерывов, а только тесное взаимодействие ученика и воспитателя. Воспитывать у ребенка нравственные качества следует на собственном примере. Сформировать нравственную личность довольно сложно, это кропотливый процесс, в котором принимают участие не только учителя и родители, но и общественный институт в целом. При этом всегда предусматриваются возрастные особенности индивида, его готовность к анализу, восприятию и переработки информации. Результатом воспитания нравственности есть развитие целостно нравственной личности, которая будет развиваться совместно с ее чувствами, совестью, привычками и ценностями. Такое воспитание считается трудным и многогранным процессом, обобщающим педагогическое воспитание и влияние социума. Нравственное воспитание подразумевает формирование чувств нравственности, осознанной связи с обществом, культуры поведения, рассмотрение нравственных идеалов и понятий, принципов и поведенческих норм.
Нравственное воспитание совершается в период обучения, в период воспитания в семье, в общественных организациях, и непосредственно включает в себя самосовершенствование личности. Непрерывный процесс по воспитанию нравственности начинается с рождения субъекта и длится всю его жизнь.
Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!
Чем отличается мораль от нравственности
Синонимом термина морали есть – нравственность. Существует несколько точек зрения на взаимосвязь и различия этих понятий. Ряд учёных утверждают, что мораль и нравственность являются синонимами и означают одно и то же. Другие учёные находят отличие морали от нравственности.
Попробуем понять в чём отличие морали от нравственности. Для этого разобьём таблицу сравнения: мораль и нравственность-сходства и различия.
Мораль | Нравственность |
Нужно относиться к людям так, как хотелось, чтоб относились к вам. | Человек учтиво общается с людьми и ожидает, что другие будут делать то же самое. |
Необходимо уважать старших. | Человек готов помочь старшему по возрасту, например: несёт сумку, помогает открыть дверь, готов уступить место в автобусе или трамвае. |
Не укради. | Личность не позволяет взять чужое, перед тем как воспользоваться чужим предметом, спрашивает разрешения. |
Рождение нравственных стандартов произошло задолго до начала наших дней. В те времена оно имело религиозную подоплёку и было сформулировано древними философами и адептами в форме вед и заповедей, которые были включены в разные Священные Писания – Коран, Библию Тору и другие святые писания различных конфессий. Впоследствии нравственные стандарты продолжали развиваться и меняться, но некоторые из них сохранились в первозданном виде и до сих пор влияют на развитие современного общества.
Нравственность и мораль – это понятия, схожие и в то же время отличающиеся друг от друга. Этика морали – это принципы поведения личностей, которым нужны добрые дела, не нарушающие справедливость, в то время как нравственность – это прямое воплощение этики, человеческих качеств, нацеленных на бережные отношения к чувствам других и природе в целом готовность помогать страждущим и нуждающимся, соответствие собственного поведения и моральных устоев современного общества.
В любом случае мораль и нравственность – это совокупность норм и принципов поведения личности по отношению ко всему окружающему миру, будь то другие люди, животные, растения, или другие формы жизни и даже неодушевлённые предметы.
Видео: что такое мораль простыми словами
Что такое нравственность, и кто такой нравственный человек
Нравственность — это совокупность ценностей, принципов и стереотипов мышления, которые являются стимулами поступков. Это явление носит социальный характер, так как определяется преимущественно влиянием общества на человека.
Нравственные нормы могут носить универсальный характер, а могут быть специфическими, характерными только для данной социальной системы или социума. Например, универсальный характер носит запрет на убийство и поедание себе подобных. Каннибализм у всех высокоразвитых животных, а у человека особенно, является исключением из правил. У всех млекопитающих он носит характер сбоя программы, временного помешательства. У человека каннибализм происходит из-за хронического голода или носит ритуально-магический характер.
Однако даже у человека запрет на убийство себе подобных содержит множество исключений. Нельзя убивать своих, а чужих можно. Особенно явно это исключение проявляется во время войны, когда люди получают моральное и юридическое право убивать себе подобных. При этом критерии разделения людей на своих и чужих могут быть самые разные.
Смысл нравственности заключается в том, что она выполняет функции:
- воспроизводства личностей, стабилизирующих состояние данного общества (стихийная нравственность, формирующаяся по механизму следования примеру нормального для данного сообщества поведения);
- защиты людей от аморальных, то есть опасных и разрушительных поступков (нравственное поведение как гарантия защищенности индивидуумов);
- воспроизводства состояния общества с помощью преемственности этических норм.
Таким образом, нравственный человек — это член общества, живущий по нормам, принятым в этом обществе. Однако такое определение нуждается в уточнении. Дело в том, что нравственным может считаться и тот человек, который живет по своим нравственным законам, не признаваемым обществом. Этот человек может руководствоваться нормами, например, общечеловеческого гуманизма.
В качестве примера можно привести позицию людей, протестующих против истребления редких видов животных. С точки зрения данного сообщества такая позиция может считаться аморальной, поскольку природоохранные меры лишают многих людей заработка. Однако охрана видов производится для того, чтобы через сохранение биоразнообразия поддерживать экологическую среду в благоприятном для людей состоянии.
Проблемы нравственности среди молодежи
Потребительский век породил общество потребителей. Все продается и покупается, даже то, что должно быть незыблемым и бесценным. Молодежь оказалась в эпицентре это потребительского водоворота. Современные проблемы нравственного образования берут свое начало во всем, что окружает подростков:
- Телевидение. С экранов телевизора льется нескончаемый поток информации со знаком минус. От простейших мультфильмов и сериалов до полноценных художественных фильмов. Каков бы ни был благородным сюжет – фоном проходит:
- насилие;
- секс;
- агрессия;
- эгоизм;
- потребительство;
- жажда власти.
Супергерои, положительные, казалось бы, персонажи обладают рядом недостатков, дурных привычек, и иногда ругаются нецензурной бранью. Образ женщины в современных (подростковых) фильмах являет собой полностью анти-женственную фигуру. Изображение женщины матери и жены всегда искажено до безобразия. Материнская фигура часто представлена как неухоженная, некрасивая, почти всегда, бесформенная. На место женственности выставлена сексуальность, распущенность. Быть секси, выглядеть секси и сводить с ума – это то, что транслирует кино. Это то, чем девочки хотят стать.
- Пресса. Всевозможные женские журналы так мало внимания уделяют истинным женским проблемам, но так много рекламе (доход превыше всего). С каждой страницы, прямо или косвенно, предлагаются товары, без которых, как утверждается, мы не можем быть красивыми, любимыми, желанными, успешными и знаменитыми. Поднимаются интимные секреты звезд, пресса рукоплещет скандалам, разводам, интимным похождениям. Пресса дает то, что люди хотят читать – да, но именно она «подсадила» народ на желтые и грязные сплетни.
- Опыт из детства. Сегодняшняя студенческая молодежь – это почти все дети тех, кто в юном возрасте пережил распад СССР. Потеря ориентиров, падение культуры, обрушение ценностей. У людей выбили почву из-под ног. Не было стабильности, уверенности. Создавая семьи, молодые родители уже не знали, чему учить своих маленьких детей. Воспитывать их было некогда – борьба за выживание ставила жесткие условия – дети были предоставлены кому угодно – родители должны были работать. Сегодня это наша студенческая молодежь. Они добрые и хорошие, но в их детском прошлом остался пробел – полноценного воспитания в семье они не видели, поэтому ценность семьи они не могут ощутить.
Что такое нравственность
Нравственность – это неотъемлемая характеристика личности, являющаяся когнитивной основой формирования нравственно здоровой личности: социально ориентированной, адекватно оценивающей обстановку, имеющей устоявшийся набор ценностей. В нынешнем обществе во всеобщем использовании бытует определение нравственности, как синонима понятия мораль. Этимологические особенности данного понятия показывают происхождение со слова «нрав» – характер. Впервые смысловое определение понятия нравственность было опубликовано в 1789 году – «Словарь Академии Российской».
Понятие нравственность объединяет в себе определенный набор качеств личности субъекта. Первостепенно это честность, доброта, сострадание, порядочность, трудолюбие, щедрость, эмпатия, надежность. Анализируя нравственность как личностное свойство, следует упомянуть, что каждый способен привнести и свои качества в это понятие. У людей, имеющих различные типы профессий, нравственность формирует и различную совокупность качеств. Солдат должен обязательно быть смелым, судья справедливый, учитель альтруистом. На основе сформировавшихся нравственных качеств формируются направления поведения субъекта в обществе. Субъективное отношение личности играет немалую роль при оценке ситуации в нравственном ключе. Кто-то воспринимает гражданский брак абсолютно естественно, для других он является как грех. Опираясь на религиозные исследования, следует признать, что понятие нравственность от своего значения сохранило очень мало истинного. Представления современного человека о нравственности искажено и выхолощено.
Нравственность является качеством сугубо индивидуальным, которое позволяет личности осознанно контролировать собственное психическое и эмоциональное состояние, олицетворяя собой духовно и социально сформировавшуюся личность. Нравственный человек способен определить золотую меру между эгоцентричной частью своего я и жертвенностью. Такой субъект способен сформировать социально-ориентированное, ценностно-определенное гражданское сознание и мировоззрение.
Нравственная личность, выбирая направления своих действий, поступает исключительно по своей совести, опираясь на сформированные личностные ценности и понятия. Для некоторых понятие нравственность это эквивалент «билета в рай» после смерти, а в жизни это нечто не особо влияющее на успешность субъекта и не несет никакой выгоды. Для такого типа людей нравственное поведение — это способ очистить душу от грехов, как бы прикрытие собственных неверных поступков. Человек существо беспрепятственное в выборе, имеет свой жизненный курс. Общество при этом имеет свое влияние, способно задавать собственные идеалы и ценности.
В действительности нравственность, как свойство необходимое для субъекта, является исключительно важным и для общества. Это как бы гарантия сохранения человечества как вида, иначе без норм и принципов нравственного поведения, человечество искоренит само себя. Произвол и постепенная деградация – последствия исчезновения нравственности как совокупности прицепов и ценностей общества как такового. Вероятнее всего и гибель определенной нации или этноса, если в ее главе стоит безнравственное правительство. Соответственно уровень жизненного комфорта людей зависит от развитой нравственности. Защищённым и благополучным является то общество, соблюдения ценностей и моральных принципов, уважение и альтруизм в котором, прежде всего.
Итак, нравственность это интериоризированные принципы и ценности, базируясь на которых человек направляет свое поведение, совершает поступки. Нравственность, являясь формой общественного знания и отношений, регулирует человеческие действия посредством принципов и норм. Непосредственно эти нормы основываются на точке зрения о безупречном, о категориях добра, справедливости и зла. Основываясь на гуманистических ценностях, нравственность позволяет субъекту быть человеком.
Проблемы нравственности
Нравственность в современном обществе имеет существенные отличия от того, что было в другие времена. Эволюция социальных систем направлена на усложнение их структуры и на усиление формальной составляющей морали, то есть законов, исполнение которых контролируется государством. На этом фоне моральные нормы стихийного характера слабеют. В этом и заключается главная проблема нравственного климата современного общества.
Проблема нравственности молодежи
Считается, что молодежь — это категория населения, которая особенно нуждается в воспитании и обучении. Однако дело не только в отсутствии у молодежи знаний и выстраданных в результате жизненного опыта принципов.
Проблема заключается еще и в том, что люди, находящиеся в возрастном интервале от 12 до 30 лет (условный возраст молодежи), склонны к бунтарскому поведению. Это связано не только с особой энергией возраста. Взрослые люди ранний молодежный возраст воспринимают как период подготовки к вступлению в общество. Это гендерное неравенство вызывает неприятие у молодежи, что может проявляться в агрессивных поступках хулиганского характера.
Решается эта проблема с помощью вовлечения молодежи в жизнь общества. В СССР для этого была выстроена система детских и молодежных организаций: от октябрят до комсомольцев. Если отбросить издержки такого вовлечения в виде слишком жесткого идеологического контроля, то можно сделать вывод о том, что такая система хорошо воспроизводила моральный стандарт человека данного общества.
Закон или мораль
Количество слов в статье: 527 Займет времени на прочтение: 3 минуты
Уже прочитали
805
Закон или мораль?
О праве без гарантии.
По логике вещей, закон должен быть продиктован моралью.
То есть, общество, отдельный человек должны поступать «По закону и по совести».
Но, вот ведь в чём проблема.
Государственная мораль определяет и закон, исходя из своего внутреннего убеждения, того или иного законодателя!
А ему власть делегирует тот самый гражданин и человек, ради которого он (избранный народом) готов «пахать, как раб на галерах»… на словах!
Иными словами, мораль политика и политики отдельно взятого сообщества»рождает» и законы.
А проблема тех, кто обязан подчиняться закону в том, что в нём «зреет» недоверие к государству в целом!
Потому как право без гарантии не способствует этому, самому доверию!
Читаем.
Цитата: «Чем цивилизованнее общество, тем дальше его законы отстают от норм морали и нравственности. Законопослушные общества – это общества, в которых поклонение закону окончательно заглушило голос совести. Их мораль и совесть – это их закон.
Если закон изменится, то вслед за ним изменится и их мораль, и их совесть.»
Можно ли, с этим поспорить?
В обществе каннибалов, на вполне законных основаниях, поедали себе подобных.
И продиктовано это было… их культурой, их верой, их пониманием, того, что если это «священно», значит и законно.
Закон и мораль США позволили им сбросить атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки, разбомбить Югославию, повесить президента суверенного государства.
Да и вообще бесцеремонно вмешиваться «во внутренние дела» иных государств.
Соответствует ли это «морали»?
Их морали – да.
Потому что, они это так воспринимают.
Они так считают.
И уверены, убеждены, что действуют «во благо»…
И для «исполнения своей исторической миссии» пишут удобные для себя, законы.
Кто-то из мудрых сказал, если не дословно, то суть такова: «всё самое чудовищное, что происходило с человечеством, творилось во благо».
Ведь Гитлер, тоже уничтожал целые народы, как он считал, во благо.
Вот только «во благо» кого?
«Благими намерениями вымощена дорога в ад»…
Но, если исходить из логики: «Законопослушные общества – это общества, в которых поклонение закону окончательно заглушило голос совести», то означает ли это, что исходя из собственных принципов морали, есть право закон нарушать?
И если исходить из такой морали, не ввергнется ли всё мировое сообщество в хаос?
И насколько справедливо утверждение, что чем примитивнее само общество (его народ), тем его (человеческая, «народная») мораль более нравственна, более «совестливая»?
Законы, изначально, закреплялись обычаями, традициями того этнического сообщества, в котором и формировалось его отношение к нравственности, к справедливости…
Как это общество само воспринимало и справедливость, и нравственность.
Вопрос, видимо, лежит в несколько иной плоскости.
Насколько современное общество (в общем, и целом), утратило способность соизмерять, то, что есть «хочу» с тем, что «можно».
Иными словами, насколько право без морали стало обыденным, привычным, что уже стало нормой?
Спасибо, что прочитали статью, пожалуйста, оставьте отзыв и оцените!