Представление (психология)

Классификация

Существуют различные способы классификации представлений.

По ведущим анализаторам (по модальностям)

В соответствии с разделением представлений по репрезентативным системам (по модальности ведущего анализатора) выделяют следующие виды представлений:

  • зрительные
    (образ человека, места, пейзажа);
  • слуховые
    (воспроизведение музыкальной мелодии);
  • обонятельные
    (представление какого-то характерного запаха — например, огуречного или парфюмерного);
  • вкусовые
    (представления о вкусе пище — сладком, горьком и пр.)
  • тактильные
    (представление о гладкости, шершавости, мягкости, твердости предмета);
  • температурные
    (представление о холоде и тепле).

Тем не менее, часто в формировании представлений участвуют сразу несколько анализаторов. Так, представляя в сознании огурец, человек одновременно представляет себе и его зелёный цвет и пупырчатую поверхность, его твердость, характерный вкус и запах. Представления формируются в процессе деятельности человека, поэтому в зависимости от профессии развивается преимущественно какой-либо один вид представлений: у художника — зрительный, у композитора — слуховой, у спортсмена и балерины — двигательный, у химика — обонятельный и т. д.

По степени обобщенности

Представления различаются также по степени обобщенности. В этом случае говорят о единичных, общих и схематизированных представлениях (в отличие от восприятий, которые всегда бывают единичными).

  • Единичные представления
    — это представления, основанные на восприятии одного определенного предмета или явления. Часто они сопровождаются эмоциями. Эти представления лежат в основе такого явления памяти как узнавание.
  • Общие представления
    — представления, обобщенно отражающие ряд сходных предметов. Этот вид представлений чаще всего формируется при участии второй сигнальной системы и словесных понятий.
  • Схематизированные представления
    представляют предметы или явления в виде условных фигур, графических изображений, пиктограмм и т. д. Примером может служить диаграммы или графики, отображающие экономические или демографические процессы.

По происхождению

Третья классификация представлений — по происхождению. В рамках данной типологии их делят на представления, возникшие на основе ощущений , восприятия , мышления и воображения .

  • На основе восприятия
    . Большая часть представлений человека — это образы, возникающие на основе восприятия — то есть первичного чувственного отражения действительности. Из данных образов в процессе индивидуальной жизни постепенно формируется и корректируется картина мира каждого конкретного человека.
  • На основе мышления
    . Представления, сформированные на основе мышления, отличаются высокой степенью абстрактности и могут иметь мало конкретных черт. Так у большинства людей имеются представления таких понятий как «справедливость» или «счастье», но им трудно наполнить данные образы конкретными чертами.*
  • На основе воображения
    . Представления могут формироваться и на основе воображения , и данный тип представлений составляет основу творчества — как художественного, так и научного.

По степени волевых усилий

Представления различаются также по степени проявления волевых усилий. В этом случае они делятся на непроизвольные и произвольные.

  • Непроизвольные представления
    — это представления, возникающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека, например — грёзы.
  • Произвольные представления
    — это представления, возникающие у человека под воздействием воли, в интересах поставленной им цели. Эти представления контролируются сознанием человека и играют большую роль в его профессиональной деятельности.

Способы поиска информации

В современное время одним из способов познания окружающего мирастал информационный поиск. Большое разнообразие средств информации многократно увеличивает познавательные возможности человека. Так, познание осуществляется посредством:

  • печатных изданий (газет, книг, журналов);
  • интернета;
  • телевидения;
  • радиовещания;

С помощью интернета можно очень быстро и легко найти практически любую информацию, но она не всегда бывает достоверной. Поэтому, при выборе способов поиска информации нужно быть осторожным, проверять данные в разных источниках.

()

Пример. В 2012 году в интернете было опубликовано много статей, которые предвещали конец света. Одни говорили о падении на Землю астероида, другие о глобальном потеплении и затоплении поверхности суши. Но, проверить это можно было легко, разыскав исследования разных ученых о предстоящих природных катаклизмах и сравнив их результаты между собой.

История возникновения концепции

Я-концепция в психологии – система представлений личности о самой себе, которая состоит из:

  • самооценки;

  • осознания и понимания своих психических, физиологических и других свойств;
  • субъективного восприятия факторов из вне, которые влияют на развитие и поведение личности.

На протяжении долгого времени многие ученые, философы и психологии считали вопросы об истоках представления человека о самом себе очень серьезными и значимыми.

Но попытки дать точное определение такой концепции были безуспешными.

Я-концепция как самостоятельное понятие начало зарождаться только в 19-20 веках. В те времена активно велись споры и обсуждались идеи о человеке как о познаваемом субъекте и познающем, то есть о его двойственной природе.

Одним их первых исследователей идеи о системе представлений человека о самом себе был психолог Вильям Джеймс. Он каждый день наблюдал за собственными сознательными переживаниями и делал выводы, на которых основываются его убеждения касательно Я-концепции .

В 50-е годы 20 века к Я-концепции заново вернулись ученые, занимающиеся гуманистической психологией и положившие начало развитию этого понятия. Карл Роджерс и Абрахам Маслоу рассматривали целостное человеческое «Я» как неотъемлемую часть процесса развития личности и ее основополагающий фактор.

В 80-е понятием Я-концепции заинтересовались и отечественные ученые-психологи, которые также внесли свой вклад в исследования данной концепции.

Исследования данной концепции очень важны для становления истины о гармоничном развитии личности, формирования ее мировоззрения и характера поведения.

Двигательные представления — это представления движений и положения своего тела.

Они обладают любопытной особенностью. Когда человек представляет движение какого-либо органа своего тела – рук, ног, языка, глаз (или всего тела), у него возникают едва заметные сокращения мышц этого органа. Их можно точно измерить при помощи специальных приборов. В существовании движений можно убедиться и другим способом. Если, закрыв глаза, усиленно представлять маятникообразные движения шарика, неподвижно висящего на нитке, привязанной к указательному пальцу вытянутой руки, то через некоторое время шарик действительно начнет слегка качаться. Известно, что неопытный велосипедист, представив свое падение, может по этой причине действительно упасть. Описанные явления называют идеомоторными актами. Ими объясняется, в частности, так называемое «угадывание мыслей» других людей. В таких случаях обычно угадывают не содержание мыслей, а намерение человека совершить определенное движение рукой, всем телом. Существование идеомоторных актов лишний раз доказывает рефлекторную природу представлений. Двигательные представления необходимы человеку при передвижении, в трудовых действиях, в спортивных упражнениях. Двигательный компонент имеется и в представлениях других видов — зрительных, слуховых, осязательных, обонятельных, вкусовых.

Особо выделяют представления сложной психологической структуры, такие, как пространственные, временные и представления движения предметов.

К пространственным относят представления объемности предметов, взаимного их положения, удаленности, направления. Топографические представления, о которых уже шла речь, относятся к пространственным. Пространственные представления необходимы учащимся при изучении географии, геометрии, машиноведения, астрономии.

Представления времени — это мысленное определение длительности промежутков времени — часа, суток, месяца, года, столетия. Точность этих представлений зависит от жизненного опыта человека, знания мер времени, знания о событиях или действиях, которыми заполнен представляемый промежуток времени, от характера деятельности человека и переживаемых им чувств. Представления времени необходимы учащимся при изучении истории, природоведения, физики. Вместе с тем изучение этих предметов ведет к развитию представлений времени. Представления движений окружающих человека предметов, объединяют пространственные и временные представления. Это особенно ясно выступает в представлениях скорости движения какого-либо тела.

Психологи отличают друг от друга представления памяти и представления воображения в зависимости от основы, на которой они формируются. Представления памяти возникают на базе ощущений и восприятий, а представления воображения — под влиянием словесных описаний и разного рода изображений. Это деление в известной степени условно, потому что представления воображения сами возникают в результате переработки данных чувственного опыта. Но через речь к личному опыту человека всегда присоединяется познавательный и практический опыт других людей.

По степени обобщенности представления делят на единичные и общие. В единичных представлениях отражены единичные предметы и явления (образ Волги, Московского Кремля, Гимна РФ), в общих представлениях отражены черты, присущие совокупности родственных предметов или явлений (образы реки вообще, кремля вообще, гимна вообще). Однако любое единичное представление всегда в какой-то мере является обобщенным, а общее представление включает в себя в скрытом виде определенное множество единичных пердставлений.

Иногда выделяют такие виды представлений, как исторические, географические, геометрические, технические, литературные и т. д. В этом случае имеют в виду своеобразие предметного содержания представлений, преимущественное отражение в них определенных сторон действительности. Указанное деление оправдано педагогической теорией и практикой. Исследования показали, что преставления каждого из перечисленных видов имеют особые закономерности формирования и развития, образование их у школьников нуждается в особых методических приемах учителя.

Наука о психике

Психология – относительно молодая наука, ей всего полтора века. Хотя корни психологии уходят в глубокое прошлое, официально она была признана отдельной наукой лишь в конце XIX века, когда в 1879 году немецкий физиолог В. Вундт основал первую в мире психологическую экспериментальную лабораторию. С тех пор психологические знания не просто носят умозрительный характер, они стали экспериментально-доказуемыми и подтверждаемыми исследованиями.

Само название науки «психология» переводится с древнегреческого как «наука о душе». Ψυχή — «душа», λόγος — «учение».

Более двух тысяч лет назад Аристотелем был написан трактат «О душе». Так душа стала предметом изучения психологии, тогда еще являвшейся частью философии. В XVII веке понятие «душа» трансформируется в «сознание». Вплоть до конца XIX века ученых в основном интересовало, как человек познает и осознает мир и себя. В начале ХХ века предмет изучения науки психологи вновь изменяется. Теперь ученых интересует не эфемерное понятие души, и не сознание, а поведение личности. Многочисленные эксперименты, проводившиеся в то время, имели целью выявить закономерности рефлексов, реакций, действий и поведения индивида.

Сегодня психология – это наука, изучающая законы и закономерности развития и функционирования психики.

Психика – функция мозга, заключающаяся в активном отражении объективного мира, позволяющая регулировать и организовывать жизнедеятельность.

Психика – субъективный образ объективного мира. Субъективный, то есть принадлежащий субъекту, зависящий от него, его жизненного опыта, мировоззрения, целей. Поэтому внутренний мир каждого человека уникален, он – «зеркало», в котором отражается внешний мир и отражается у каждого по-разному в зависимости от того как человек настроит свое «зеркало».

Если единственный инструмент познания психика – психика (ведь даже самые точные показания приборов все равно интерпретирует живой человек), а единственный инструмент познания личности другого человека – собственная личность, не трудно догадаться, почему не только «чужая душа потемки», но и свой внутренний мир бывает трудно понять.

Не даром древние греки над входом в храм Аполлона в Дельфах разместили табличку с надписью «Познай самого себя!». Работа над собой – самая сложная, но самая нужная работа.

Представления и знания

Как полагает Готтлоб Фреге, представление – есть внутренний образ предмета, возникший из воспоминаний о чувственных впечатлениях, которые человек имел ранее. Представление – субъективно, часто проникнуто эмоциями, ясность его отдельных частей относительно и изменчиво, оно индивидуально и лабильно, а, следовательно, противостоит смыслу.

Для понимания сущности представлений важное значение имеет положение о двойственном характере сознания Сержа Московичи. С одной стороны, человек обладает коллективным сознанием, которое включает верования и представления, и которым он владеет совместно с другими людьми по традиции или по согласию

С другой стороны, человек обладает индивидуальным сознанием, как совокупностью идей и образов, которые он усвоил с помощью опыта или разума. Социальное представление – это специфическая форма познания: знание «здравого смысла», свойство обыденного практического мышления, направленные на освоение и осмысление социального опыта, материального и идеального окружения. Для С. Московичи, представление – более социальное, чем когнитивное явление.

В.В. Красных следующими примерами иллюстрирует соотношение представлений и знаний (Табл. 2.1).

В древности люди верили, что Земля покоится на трех слонах и одной черепахе. Тогда это были знания, основанные на общих представлениях. То, что солнце вращается вокруг Земли, являлось до Н. Коперника элементом знаний и считалось объективным, своего рода аксиомой, не требующей доказательств, этому учили, и это не нуждалось в проверке и подтверждении.

Методы психологии

Для достижения целей науки в психологии применяются различные методы изучения сознания и особенностей поведения человека. В первую очередь к таковым относится эксперимент. Он представляет собой моделирование той или иной ситуации, провоцирующей определенное поведение человека. При этом ученые фиксируют полученные данные и выявляют динамику и зависимость результатов от различных факторов.

Очень часто в психологии используется метод наблюдения. С помощью него могут быть объяснены различные явления и процессы, происходящие в человеческой психике.

В последнее время широко используются методы анкетирования и тестирования. При этом людям предлагается ответить на определенные вопросы за ограниченное количество времени. На основе анализа полученных данных делаются выводы о результатах исследования и составляются определенные программы по психологии.

Для выявления проблем и их источников у конкретного человека применяют биографический метод. Он основывается на сопоставлении и анализе различных событий жизни индивида, ключевых моментах его развития, выявлении кризисных этапов и определяющих ступеней развития.

Регуляторная

Сознание приспосабливается к влиянию и отвечает за регуляторную функцию психического процесса, формируя внутри человека побуждение к действию или к проявлению особого поведения.

Человек с ее помощью выстраивает иерархию движения в действительности:

  • определяет свои желания и мотивы в данное время;
  • определяет задачи;
  • разрабатывает способы достижения цели.

Регулятивная функция обеспечивает неосмысленное реагирование на внешние раздражающие элементы. Чуть позже, когда она зарекомендует себя и крепко осядет внутри личности, будет вырабатываться волевое качество, помогающее человеку принимать решения, отвечая за них.

Немаловажную роль играют эмоции, если организм бурно прореагировал на раздражитель извне и человек удовлетворен результатом, то он будет дальше формировать свои потребности и достигать желаемого.

Архитектоника Я-концепции

Я-концепция формируется в процессе получения жизненного опыта и развития человека. Этот процесс выступает как итог:

  • самонаблюдения (наблюдения человека за своим поведением и внешностью);
  • самовосприятия (восприятие человеком своих эмоций, ощущений и тому подобное);
  • самоанализа (анализ человеком своих поступков, отношений с окружающими, мыслей).

В «Я-концепции» можно также выделить следующие компоненты:

  • образ «Я» (когнитивный). Это ничто иное как представление человека о самом себе;
  • самооценка (оценочный). Эмоциональная оценка человеком своего внутреннего «Я»;
  • поведенческий. Это то, как человек реагирует и поступает, руководствуясь знаниями о себе самом и своей самооценкой.

В своих исследованиях концепции представления человека о самом себе ученые часто затрагивали такое понятие как самооценка.

Также популярным был термин «самопринятие» или «самоосознавание», которыми ученые-психологи обозначали принятие и уважение человека к самому себе вне зависимости от своих недостатков.

Человек взаимодействует с окружающим миром, становясь субъектом всевозможных видов деятельности. Благодаря любому такому взаимодействию формируется образ собственного «Я».

Со временем человек формирует суммарное представление о своем «Я», которое будет состоять из отдельных элементов, образующихся во время самоанализа, самонаблюдения и самопознания.

Такое суммарное представление о своем «Я» будет состоять из основных представлений человека о самом себе и своей натуре, что и отражает Я-концепция.

Свойства

Представлениям присущи такие основные свойства, как наглядность, фрагментарность, неустойчивость
и обобщенность
.

  • Наглядность
    . Человек представляет образ воспринятого объекта исключительно в наглядной форме. При этом имеет место размытость очертаний и исчезновение ряда признаков. Наглядность представлений беднее наглядности восприятия вследствие утраты непосредственности отражения.
  • Фрагментарность
    . Для представления предметов и явлений характерна неравномерность воспроизведения их отдельных частей. Преимущество имеют объекты (или их фрагменты), которые в предыдущем перцептивном опыте обладали большей привлекательностью или значимостью. Фрагментарность представлений, отмеченная ещё Г. Эббингаузом и подтвержденная современными исследователями, состоит в том, что «при внимательном анализе или попытке установить все стороны или черты предмета, образ которого дан в представлении, обычно оказывается, что некоторые стороны, черты или части вообще не представлены». Если неустойчивость представления есть аналог неполной константности, то фрагментарность представляет собой эквивалент неполной целостности или выражение её дефицита в представлении по сравнению с восприятием.
  • Неустойчивость
    . Представленный в данный момент времени образ (или его фрагмент) можно удерживать в активном сознании лишь в течение определенного времени, по истечении которого он начнет исчезать, утрачивая фрагмент за фрагментом. С другой стороны, образ представления возникает не сразу, а по мере восприятия новых сторон и свойств предмета, новых временных связей; постепенно он дополняется, изменяется и «проясняется». По своей сущности неустойчивость как проявление непостоянства является отрицательным эквивалентом или выражением дефицита константности, свойственной перцептивному образу. Она хорошо знакома каждому по собственному опыту и заключается в «колебаниях» образа и текучести его компонентов.
  • Обобщенность
    . Представленный объект, его образ, обладает определенной информационной емкостью, причем содержание (структура) образа представлений схематизируется или свертывается. Как указывает B.C. Кузин, представление всегда включает в себя элемент обобщения. В нём материал отдельного восприятия обязательно связывается с материалом предыдущего опыта и предшествующих восприятий. Новое объединяется со старым. Представления — это результат всех прошлых восприятий конкретного предмета или явления. Береза как образ представления — итог всех прошлых восприятий берез как непосредственно, так и на изображениях. Поэтому представление, обобщая конкретный предмет (или явление), одновременно может служить обобщением и целого класса аналогичных предметов в силу того, что представляемый объект не воздействует непосредственно на органы чувств.

Понятие о высших психических функциях

Определение 1 Высшие психические функции — это сложные психические процессы, которые формируются прижизненно, имеют социальное происхождение, опосредованы по своему психологическому строению и обладают произвольным характером осуществления.

Одним из первых исследователей введшим понятие высших психических функций в отечественную психологическую науку, был Лев Семенович Выготский. Он создал классификацию высших психических функций, которая включает в себя следующие элементы:

  • логическая память;
  • целенаправленное мышление;
  • творческое воображение;
  • произвольные действия;
  • речь, письмо, счет;
  • движения и перцептивные процессы.

Одной из важнейших характеристик высших психических функция является их опосредованность различными «психологическими орудиями» — определенными знаковыми системами, которые являются продуктами развития человеческого общества на протяжении многих веков. Ведущую роль среди так называемых «психологических орудий» имеет речь, процесс развития которой напрямую влияет на формирование высших психических функций человека.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Высшие психические функции 470 руб.
  • Реферат Высшие психические функции 250 руб.
  • Контрольная работа Высшие психические функции 200 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Информационная

Она неразрывно связанна с коммуникацией. Ведь только с помощью общения можно оповестить о надвигающейся опасности, описать ситуацию, предмет, рассказать о планируемых целях и задачах.

Вся информация знакова для психики. Она нагружается смыслом и передается по каналам связи прямо в мозговой центр.

На этой основе возникли различные языки для передачи информации в межличностном общении:

  • азбука Морзе;
  • пиктограммы;
  • иероглифы;
  • пантомимика;
  • мимика;
  • жестовая символика;
  • словесные языки.

Фантазия человека безгранична, а изобретательность поражает. Например, это можно проследить в детских играх, которые наполнены зашифрованным смыслом, оказывающее на неокрепшую еще психику детей положительное влияние.

Информация транслируется посредством сообщения «передача – прием», проходя обработку такими качествами, как восприятие и ощущение.

В процессе ощущения передаются только физические черты знаков, например, фонетика

А с помощью восприятия можно заметить отражение знака в целом виде, содержательно-важное сообщение для общества

Эта наиболее необходимая функция психики из всех, которая рассчитана на долгосрочное хранение запоминающих деталей в памяти. Она преобразуется в знаковую форму, уменьшая размер поступающего материала, кажущийся объемным по размеру, до компактности хранения.

Психофизиологические качества, участвующие в информационной функции помогают личности выражать представление мира со своей точки зрения. Происходит это через уникальные черты, присущие каждому индивиду, преобразовывая их, он делать сообщение доступным для социума.

Во взаимодействии с другими, каждый человек рассматривается с предметно-личностной особенности, где предмет — это само сообщение, а личность – визуализация внешнего облика, преобразующаяся в знаковую систему.

С давних времен, люди акцентировали внимание на своем внешнем виде. Эталон красоты зависит от особенностей социума и этноса, в котором он развивается

Одни пытаются добиться длинной шеи и черных зубов, потому что в свойственном им национальном обществе это означает благосостояние семьи. Другие наоборот, красуются смуглой кожей и белозубой улыбкой.

Все индивидуально в психике, но цель у каждого одна – выделиться из толпы и заинтересовать общество, подать о себе информацию.

Объект и предмет психологии

В качестве объекта психологии должны выступать некие носители явлений и процессов, изучаемых этой наукой. Таковым можно было бы считать человека, однако по всем нормам он является субъектом познания. Именно поэтому объектом психологии принято считать деятельность людей, их взаимодействие друг с другом, поведение в различных ситуациях.

Предмет психологии постоянно менялся с течением времени в процессе развития и совершенствования ее методов. Изначально в качестве него рассматривалась душа человека. Затем предметом психологии стало сознание и поведение людей, а также их бессознательное начало. В настоящее время существует два взгляда на то, что же является предметом этой науки. С точки зрения первого, это психические процессы, состояния и свойства личности. Согласно второму ее предмет — это механизмы психической деятельности, психологические факты и законы.

Структура и функции

Познавательные процессы в психологии считаются самыми «молодыми». Даже центры этих процессов расположены в неокортексе – самой молодой части коры головного мозга, за исключением центров внимания и памяти.

Однако эти процессы одновременно являются и чрезвычайно важными для человека, поскольку выполняют ряд необходимых функций:

  • Приём новой информации и её дифференциация, для чего имеются разные каналы поступления информации (зрительный, слуховой, обонятельный и т. д.).
  • Обработка первичной информации и создание целостных субъективных образов.
  • Хранение информации.
  • Установление связей между разными видами сенсорной информации, понятиями, образами, а также связей между новой информацией и уже имеющейся.
  • Создание понятий и знаков, установление закономерностей между явлениями и процессами окружающего мира; знаки также используются для коммуникации, что является основой речи.
  • Создание стратегии поведения и его мотивов.
  • Формирование целей и перспективных задач деятельности.
  • Способность предвидеть результаты действий и планировать своё поведение.

Уровень интеллекта человека определяется тем, насколько эффективно его познавательные процессы выполняют свои функции. Познание окружающего мира, конечно же, не происходит стихийно и хаотично.

Оно имеет определённую структуру и состоит из нескольких этапов:

  • Вначале мозг получает новую информацию и обрабатывает полученные данные.
  • Затем пользуется методами анализа, синтеза, сравнения и обобщения.
  • Полученные сведения запоминаются и сохраняются.
  • Из полученной информации создаётся новая – в виде образов и понятий.
  • Наконец, на высшем уровне познания осуществляются сложные операции с данными, в том числе и прогностического характера.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector