Что такое психология масс

Законодатели мод и мнений

С точки зрения науки, психология массовых коммуникаций – это прикладная область социальной психологии. Основные черты массовых коммуникаций: односторонний характер, жесткая фиксация ролей, передача информации происходит «вслепую», процесс организован, лишен спонтанности, нормативен, источник информации не выражает индивидуальность – говорит не от себя. Интерактивность СМИ развивается только в последние годы – предположительно, она повысит вовлеченность людей.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

1. Ролики, вызывающие много эмоций, становятся вирусными, и несмотря на то, что в них может не содержаться никаких полезных сведений, им верят и распространяют их. В результате в массе циркулирует множество идей, иногда бесполезных или даже вредных.

Рекомендуем: Индивидуальность: суть понятия

2. Простые объяснения сложных явлений часто вызывают отклик у аудитории, человек принимает их на веру, и в дальнейшем донести до него реальное положение дел сложно.

3. Большую роль играет впечатление от оценки других. Если человек видит, что большинство отдает предпочтение Х, то он будет склонен отдать предпочтение Х либо изменить мнение об Х с плохого на нейтральное или даже хорошее. Работает это и наоборот: если человек видит, что нечто большинством отвергается или порицается, ему будет сложнее сохранить положительное мнение.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

4. Даже заголовки, насколько бы они ни были лживы, оказывают влияние на наше мнение о том, что сообщает новость.

5. Помимо пункта 4, дезинформация опасна и в другом ключе. «Громкие» новости — сенсации — разносятся очень быстро, их узнает много людей, сообщения же о том, что новость была ложной, распространяются медленнее, они не сенсационны, ажиотажа нет, и многие остаются в заблуждении. Некоторые последствия, вызванные первой новостью, нельзя устранить.

Рекомендуем: Психогигиена — это

6. Властный тон и уверенность в себе, заявления о высокой квалификации говорящего часто заставляют людей верить оратору, несмотря на то, что все, казалось бы, подвигает к другому поведению.

7. Создание иллюзии ограниченности предложения. Менее доступные вещи часто более желанны.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

8. Если кто-то заставляет нас смеяться, возможно, он хочет нам понравиться, чтобы затем манипулировать нами.

Главный прием рекламы – связывание товара и положительных эмоций, позитивного посыла, красивых пейзажей. Чтобы человек был настроен на потребление, его нужно убедить, что потребление связано со счастьем, сотворить культ Карго.

Примечания

  1. Додельцев Р. Ф. Психотерапевт в роли культуролога и социопсихолога // Зигмунд Фрейд. Тотем и табу / пер. с нем. Р. Ф. Додельцева. — СПб. : Азбука-Аттикус, 2017. — 14 с. — ISBN 978-5-389-10137-1.
  2. Додельцев Р.Ф. Примечания к Психологии масс и анализу Я // Зигмунд Фрейд. Тотем и табу / пер. с нем. Р.Ф. Додельцева. — СПб. : Азбука-Аттикус, 2017. — 313 с. — ISBN 978-5-389-10137-1.
  3. Додельцев Р.Ф. Примечания к Психологии масс и анализу Я // Зигмунд Фрейд. Тотем и табу / пер. с нем. Р.Ф. Додельцева. — СПб. : Азбука-Аттикус, 2017. — 314 с. — ISBN 978-5-389-10137-1.
  4. Додельцев Р.Ф. Психотерапевт в роли культуролога и социопсихолога // Зигмунд Фрейд. Тотем и табу / пер. с нем. Р.Ф. Додельцева. — СПб. : Азбука-Аттикус, 2017. — 15 с. — ISBN 978-5-389-10137-1.
  5. Додельцев Р.Ф. Психотерапевт в роли культуролога и социопсихолога // Зигмунд Фрейд. Тотем и табу / пер. с нем. Р.Ф. Додельцева. — СПб. : Азбука-Аттикус, 2017. — 16 с. — ISBN 978-5-389-10137-1.
  6. Фрейд З. Психология масс и анализ Я // Зигмунд Фрейд. Тотем и табу / пер. с нем. Р.Ф. Додельцева. — СПб. : Азбука-Аттикус, 2017. — 247 с. — ISBN 978-5-389-10137-1.
  7. Додельцев Р.Ф. Психотерапевт в роли культуролога и социопсихолога // Зигмунд Фрейд. Тотем и табу / пер. с нем. Р.Ф. Додельцева. — СПб. : Азбука-Аттикус, 2017. — 16 с. — ISBN 978-5-389-10137-1.
  8. Додельцев Р.Ф. Психотерапевт в роли культуролога и социопсихолога // Зигмунд Фрейд. Тотем и табу / пер. с нем. Р.Ф. Додельцева. — СПб. : Азбука-Аттикус, 2017. — 17 с. — ISBN 978-5-389-10137-1.
  9. Додельцев Р.Ф. Психотерапевт в роли культуролога и социопсихолога // Зигмунд Фрейд. Тотем и табу / пер. с нем. Р.Ф. Додельцева. — СПб. : Азбука-Аттикус, 2017. — 17 с. — ISBN 978-5-389-10137-1.
  10. Фрейд З. Психология масс и анализ Я // Зигмунд Фрейд. Тотем и табу / пер. с нем. Р.Ф. Додельцева. — СПб. : Азбука-Аттикус, 2017. — 269-270 с. — ISBN 978-5-389-10137-1.
  11. Додельцев Р.Ф. Психотерапевт в роли культуролога и социопсихолога // Зигмунд Фрейд. Тотем и табу / пер. с нем. Р.Ф. Додельцева. — СПб. : Азбука-Аттикус, 2017. — 18 с. — ISBN 978-5-389-10137-1.
  12. Додельцев Р.Ф. Психотерапевт в роли культуролога и социопсихолога // Зигмунд Фрейд. Тотем и табу / пер. с нем. Р.Ф. Додельцева. — СПб. : Азбука-Аттикус, 2017. — 18 с. — ISBN 978-5-389-10137-1.
  13. Додельцев Р.Ф. Психотерапевт в роли культуролога и социопсихолога // Зигмунд Фрейд. Тотем и табу / пер. с нем. Р.Ф. Додельцева. — СПб. : Азбука-Аттикус, 2017. — 19 с. — ISBN 978-5-389-10137-1.
  14. Сердцева Н. Фрейд. Принципы. Идеи. Судьба. — М. : Эксмо, 2018. — (Философский почерк). — 154 с. — ISBN 978-5-04-095334-9.
  15. Сердцева Н. Фрейд. Принципы. Идеи. Судьба. — М. : Эксмо, 2018. — (Философский почерк). — 157 с. — ISBN 978-5-04-095334-9.
  16. Сердцева Н. Фрейд. Принципы. Идеи. Судьба. — М. : Эксмо, 2018. — (Философский почерк). — 137-138 с. — ISBN 978-5-04-095334-9.
  17. Додельцев Р.Ф. Психотерапевт в роли культуролога и социопсихолога // Зигмунд Фрейд. Тотем и табу / пер. с нем. Р.Ф. Додельцева. — СПб. : Азбука-Аттикус, 2017. — 14 с. — ISBN 978-5-389-10137-1.
  18. Додельцев Р.Ф. Психотерапевт в роли культуролога и социопсихолога // Зигмунд Фрейд. Тотем и табу / пер. с нем. Р.Ф. Додельцева. — СПб. : Азбука-Аттикус, 2017. — 14 с. — ISBN 978-5-389-10137-1.
  19. Додельцев Р.Ф. Психотерапевт в роли культуролога и социопсихолога // Зигмунд Фрейд. Тотем и табу / пер. с нем. Р.Ф. Додельцева. — СПб. : Азбука-Аттикус, 2017. — 14 с. — ISBN 978-5-389-10137-1.
  20. Фрейд З. Психология масс и анализ Я // Зигмунд Фрейд. Тотем и табу / пер. с нем. Р.Ф. Додельцева. — СПб. : Азбука-Аттикус, 2017. — 221 с. — ISBN 978-5-389-10137-1.

Гюстав Лебон Психология толпы. Гюстав Лебон — Психология народов и масс — кратко

Биография Гюстава Лебона:

  • родился во французской провинции Эвр-и-Луара в 1841;
  • имел дворянское происхождение, но его семья принадлежала к среднему классу;
  • очень мало известно о детстве Гюстава Лебона. Он получил классическое образование в лицее города Тур, где не отличался хорошей успеваемостью;
  • путешествовал по Европе, Северной Африке в 1860-1880 гг;
  • в 1860 г. поступил в Парижский университет на факультет медицины;
  • писал медицинские статьи с 1862 года;
  • в 1866 году – опубликована книга «Очевидная (клиническая) смерть и преждевременное захоронение»;
  • в 1868 году – выходит книга по вопросам размножения видов у человека и животных, которая издавалась десять раз за два года во Франции;
  • в 30 лет был свидетелем Парижской Коммуны 1871 г.;
  • 1871-1914 гг. – занят вопросами по психологии: «психология — это наука, необходимая для изучения социологии и понимания истории народов». появляются его труды «Психологические законы эволюции народов», «Психология народов» и «Психология толпы», «Психология социализма», «Взгляды и верования», «Психология революций», «Афоризмы нашего времени»;
  • 1914 г. – включен в состав совета, который регулировал политическое, военное и экономическое положение в Европе;
  • умер в 1931 в предместье Парижа в возрасте 90 лет;
  • известно, что книги Лебона изучали Плеханов, Сорель, Муссолини, Гитлер, Ганото, Фрейд, Ленин .

Идеи книги Психология народов и масс

Основа цивилизации – душа расы, которая сформировалась накоплениями, переходящими по наследству.

Искусство и культура не являются показателем того, что народ цивилизован. Во главе цивилизаций стоят народы со слаборазвитой, утилитарной культурой, но сильным характером и идеалами. Сила цивилизации не в технических и культурных достижениях, а в характере и идеалах.

Все достижения были достигнуты кучкой избранных, которые реализуют великие события.

Основные свойства толпы: безнаказанность, распространение мнения, внушаемость и стремление немедленно претворить свои идеи в жизнь.

Есть два типа факторов, которые определяют характер мнений и верований толпы:

  • Отдаленные факторы:
    • делают людей доступнее к восприятию убеждений и неспособной начать мыслить по-своему;
    • готовят фундамент, который способствует развитию новых идей, которые поражают своей силой и результатами.
  • Непосредственные факторы:
    • работают на уже готовый фундамент;
    • порождают в людях активную уверенность, что приводит к возникновению различных решений (образы, опыт, рассудок).

Толпа хочет подчиняться, а не быть свободной, и инстинктивно покоряется тому, кто хочет стать лидером.

Два типа лидеров:

  • Энергичные, активные люди с сильной волей, которые появляются лишь на короткое время.
  • Творцы великих дел, которые обладают сильной и СТОЙКОЙ волей.

Толпе необходим вожак. Толпа направляется не к тем, кто дает ей очевидность, а к тем, кто дает ей прельщающую её иллюзию.

Классификация толпы по ее состоянию:

  • низшая форма, которая состоит из абсолютно разных индивидов и не имеет ничего общего, кроме вождя (варвары, к примеру);
  • толпа-раса, которая приобрела общие черты под влиянием разных факторов;

Обе вышеперечисленные категории, образуют организованную толпу. В последней существуют различия:

  • толпа разнородная;
  • толпа однородная (секты, касты, классы).

В XIX веке власть толпы сменяет власть элит . Массы уважают только силу.

Психология толпы: импульсивность, раздражительность, отсутствие рассуждения и критики, преувеличенная чувствительность.

Рассуждения толпы примитивны и основаны только на ассоциациях. Толпа способна воспринимать только образы.  Формулы, облеченные в слова , избавляют толпу от необходимости думать.

История вопроса

Большое количество теоретических моделей и исследований на практике свидетельствует о том, что человек легко теряет индивидуальность, когда сталкивается с влиянием массы людей, – толпа превращает его в свой инструмент. Как это можно объяснить? Судя по всему, осознание своей ответственности за выбор снижается, когда человек включается в массу людей.

Рекомендуем: Что такое гипноз?

Массовое сознание характеризуется тем, что оно является неким общим знаменателем для всех входящих в массу групп. Когда люди захвачены идеей, возникает общность, и чем менее структурирована группа, тем больше в ней проявляются черты массы.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Родоначальник психологии масс Лебон особо подчеркивал исчезновение индивидуальных черт, оригинальности. Лебон выделяет ряд характерных изменений человека, находящегося в массе-толпе людей:

инстинктов

2. Заражаемость. Идеи, настроения, действия в массе распространяются и воспроизводятся со скоростью молнии. При этом человек способен предать все, во что он искренне верил, чтобы соответствовать моменту.

Рекомендуем: Понятие мортидо в психологии

3. Внушаемость, неосознанность. Масса легко отдает лавры лидеру, слепо верит в него и не воспринимает критику.

4. Регрессия к примитивному состоянию, к первобытному человеку. В массе люди открещиваются от своей высокой культуры, воспитания, склонны к проявлению произвола, буйства, свирепости (хотя и способны на героическое). Интеллектуальный уровень понижается.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Фрейд в сочинении, посвященном психологии масс, говорит, что в массе человек теряет все, что он приобрел в процессе развития как личности. За этим фасадом обнаруживается исконное, присущее всем людям – бессознательное. То есть индивидуальное уступает место тому общему, что есть у нас всех.

Именно из этого закона некого «оглупения» человека в толпе рождается один очень бросающийся в глаза фактор – толпа легко приходит в движение от самых примитивных идей, при этом излагаемое оратором может быть противоречиво, на поверку нереализуемо и далеко от идеального представления о мире. Простые идеи легче подхватываются, для них не нужно вызревания в кабинетах философов, поэтому толпа и подхватывает их легко.

История создания

Работа над «Психологией масс и анализом Я» поначалу шла трудно, с перерывами. Об этом свидетельствует отрывок из письма Фрейда  Эрнесту Джонсу:

Под «материалом» Фрейд подразумевал «Психологию масс» Гюстава Лебона, французского врача и антрополога (тезисы которого он подвергает анализу в одной из первых глав «Психологии масс и анализа Я»), труд социолога и психолога Уильяма Мак-Дугалла «Групповой разум», а также работу хирурга Вильфреда Троттера «Инстинкт орды в условиях войны и мира».

В октябре 1920 года в Берлине автор представил своим ученикам наброски «Психологии масс и анализа Я», и уже в начале 1921 года он внёс в книгу последние правки. В письме Джонсу Фрейд называл свой труд «книжечкой о психологии масс».

Идеи

По Фрейду, психические свойства массы схожи с психическими свойствами первобытных людей. Для обоих случаев характерна амбивалентность чувств и идей, которую так же можно обнаружить у детей и невротиков. Кроме того, эти категории людей склонны переоценивать психическую реальность (желания, фантазии, представления) при сравнении её с реальностью объективной.
Для объяснения психических сил, превращающих индивидов в массу, Фрейд обращается к своей теории либидо. По мнению автора, эротические привязанности – основа внушения и подчинения. Ими обусловлены психические свойства масс.

В качестве примера «высокоорганизованной, устойчивой, искусственной» массы автор берёт армию, в которой индивидов сплачивает эмоциональная привязанность к полководцу (вождю). Согласно Фрейду, отличительной чертой массы с вождём является ограничение нарциссизма. Кроме того, в ней отсутствует амбивалентность чувств, которая присуща иным эмоциональным привязанностям. Такое рассуждение подводит Фрейда к мысли о том, что массу сплачивают особые либидозные связи.
Под ними автор подразумевает первые привязанности ребёнка к другому человеку. Благодаря им мальчик начинает идентифицировать себя с отцом – подражает ему, видит в нём свой идеал. Отдельные свойства и требования человека, на которого ориентируется ребёнок, становятся частью его собственного внутреннего мира и образуют Сверх-Я. По мере появления новых идентификаций роль Сверх-Я в формировании личности и её совершенствовании возрастает.
Для состояния влюблённости, по Фрейду, характерно стремление к идеализации, которое он объясняет так:

Фрейд сравнивает также влюблённость с гипнозом – и то, и другое сопровождается уступчивостью, некритичностью, внушаемостью и пассивностью. В гипнозе Фрейд видит «безмерную влюблённость без потребности в сексуальном удовлетворении». Гипнотезёром в массе выступает её предводитель – Идеал. Индивиды, составляющие массу, идентифицируют себя не только со ним, но и друг с другом, чем можно объяснить регрессию их психики (резкое снижение интеллекта, безудержность аффектов и т.д.).
Масса с вождём у Фрейда – ожившая первобытная орда, где господствует аффективность, стремление к немедленному удовлетворению потребностей. От того, как в психике её участников соотносятся понятия Я и Идеал Я, зависит характер устроения массы.

Дети и СМИ

Использование СМИ как образовательного средства, способа социализации и знакомства детей с культурой и моделями поведения – вопрос дискуссионный. В 1984 году исследование Гринфилда показало, что дети после прослушивания радиоистории и просмотра аналогичной телевизионной истории придумывали окончание для первой с большим количеством новых элементов.

Многие дети склонны воспринимать видеоряд как реальность, пока не знают всей машинерии производства шоу и фильмов. Харрис советует родителям серьезно отнестись к осведомленности детей насчет уловок, лжи и провокаций, которыми переполнены фильмы, сериалы, ток-шоу, выпуски новостей.

Следующие вопросы и темы для размышления полезны как детям, так и взрослым. Хотя, естественно, для детей это представляет наибольшую актуальность, так как они являются более внушаемыми, чаще переносят увиденное в жизнь и таким образом могут значительно осложнить себе существование. О чем следует задуматься?

Обман в рекламных роликах.
Стереотипные изображения социальных групп.
Ценности, которые продвигает та или иная информация из СМИ.
Потенциальная важность и вред той или иной информации.
Доказательства, доказательства и еще раз доказательства. Есть ли доказательства представленной в СМИ информации? Насколько они непротиворечивы, из каких источников получены?. В целом Интернет становится одним из ведущих СМИ, хотя число телезрителей не уменьшается

Интернет дает интерактивность, возможность самому выбирать, что и когда смотреть, прервать действие и проверить информацию

В целом Интернет становится одним из ведущих СМИ, хотя число телезрителей не уменьшается. Интернет дает интерактивность, возможность самому выбирать, что и когда смотреть, прервать действие и проверить информацию.

Литература

  • Додельцев Р.Ф. Примечания к Психологии масс и анализу Я // Зигмунд Фрейд. Тотем и табу / пер. с нем. Р.Ф. Додельцева. — СПб. : Азбука-Аттикус, 2017. — ISBN 978-5-389-10137-1.
  • Додельцев Р.Ф. Психотерапевт в роли культуролога и социопсихолога // Зигмунд Фрейд. Тотем и табу / пер. с нем. Р.Ф. Додельцева. — СПб. : Азбука-Аттикус, 2017. — ISBN 978-5-389-10137-1.
  • Сердцева Н. Фрейд. Принципы. Идеи. Судьба. — М. : Эксмо, 2018. — (Философский почерк). — ISBN 978-5-04-095334-9.
  • Фрейд З. Психология масс и анализ Я // Зигмунд Фрейд. Тотем и табу / пер. с нем. Р.Ф. Додельцева. — СПб. : Азбука-Аттикус, 2017. — ISBN 978-5-389-10137-1.

Альтернативные точки зрения

Проблема идентификации, которую Фрейд затрагивает в «Психологии масс и анализе Я», нашла отражение в произведениях его последователей.  Карл Юнг занимался исследованием идентификации человека не только с людьми и группами людей, но и с героями  мифов, душами предков, богами. По мнению Юнга, идентификация лежит в основе религиозных обрядов и церемоний.

Австро-американский психоаналитик Рене Шпиц писал о жестовой идентификации. Согласно ему, ребёнок начинает идентифицировать себя с окружающими людьми посредством жестов с шести месяцев.

 Карл Юнг определял либидо как «душевную энергию», Фрейд – как сексуальную. Юнг утверждал, что либидо многолико – может принимать различные формы. Долгое время Фрейд и Юнг спорили о сути данного понятия.

Лебон Психология народов и масс основные идеи. Психология народов и масс (книга)

Психология народов и масс — распространённое русское название совместно изданных переводов книг Г. Лебона Психология народов (Les Lois Psychologiques de l’Évolution des Peuples (1894)) и Психология масс (La Psychologie des Foules (1895)). Вторая книга продолжает и дополняет выводы первой, но в оригинале (на французском) и в английских переводах (The Psychology of Peoples и The Crowd: A Study of the Popular Mind) данные книги обычно издаются отдельно, причём Психология масс гораздо более популярна в наше время и переиздаётся значительно чаще. В русских переводах вторая книга известна также как Психология толпы .

В книгах кратко изложены выводы автора о психологии народных масс (расы) и о психологии толп ), сделанные в ходе многочисленных путешествий. Первая книга посвящена общему описанию психологии народов, вторая рассматривает психологию групп в качестве важнейшего мотива поведения индивида и причины исторических событий.

Многие положения этого труда взяты в основу современных рекламных и политтехнологий.

Свойства толпы

Описав изменения, которые происходят с психологией индивида, попадающего в толпу, Ле Бон обращает свое внимание на психологию толпы как целостного образования. Он называет пять основных свойств толпы:. Рис

4. Психологические свойства толпы согласно Ле Бону.

Рис. 4. Психологические свойства толпы согласно Ле Бону.

1. Импульсивность, изменчивость и раздражительность толпы. В толпе у человека утрачивается способность контролировать свои инстинкты, импульсивное эмоциональное поведение становится доминирующим.

2. Податливость внушению и легковерие толпы, способность легко и быстро принимать на веру самые неправдоподобные слухи. Информация в толпе возникает и циркулирует в форме слухов.

3. Преувеличение и односторонность чувств толпы. Однонаправленные чувства распространяются в толпе очень быстро посредством внушения и заражения, которые способствуют преувеличению чувств. Сила чувств толпы еще более увеличивается отсутствием ответственности.

4. Нетерпимость, авторитетность и консерватизм толпы. Толпой владеют только простые и крайние чувства. Всякую идею или верование толпа принимает или отвергает целиком, относится к ним как к абсолютным истинам. Так всегда бывает с верованиями, которые упрочились путем внушения, а не путем рассуждения. Нетерпимость и авторитетность суждений характерны для любой толпы.

5. Нравственность толпы. Под словом «нравственность» Ле Бон понимал уважение социальных постановлений и постоянное подавление инстинктов. Толпа слишком импульсивна и изменчива, она может быть склонна к убийствам, поджогам и преступлениям, но она способна и к проявлению преданности, самопожертвования и бескорыстия, что подтверждается многочисленными примерами. Воздействия, вызывающие у индивидов в толпе чувства славы, чести, религии и патриотизма, могут заставить людей пожертвовать даже своей жизнью. Личный интерес, мотивирующий поведение отдельного человека, перестает руководить его поведением в толпе. Толпа управляется бессознательными инстинктами и совсем не рассуждает. Ле Бон сделал вывод: толпа часто попадает под влияние низших инстинктов и может быть безнравственна, но иногда она являет собой пример очень высокой нравственности (88, с. 154).

««« Назад  Начало  Вперед »»»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector