Что такое психология масс
Содержание:
Законодатели мод и мнений
С точки зрения науки, психология массовых коммуникаций – это прикладная область социальной психологии. Основные черты массовых коммуникаций: односторонний характер, жесткая фиксация ролей, передача информации происходит «вслепую», процесс организован, лишен спонтанности, нормативен, источник информации не выражает индивидуальность – говорит не от себя. Интерактивность СМИ развивается только в последние годы – предположительно, она повысит вовлеченность людей.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
1. Ролики, вызывающие много эмоций, становятся вирусными, и несмотря на то, что в них может не содержаться никаких полезных сведений, им верят и распространяют их. В результате в массе циркулирует множество идей, иногда бесполезных или даже вредных.
Рекомендуем: Индивидуальность: суть понятия
2. Простые объяснения сложных явлений часто вызывают отклик у аудитории, человек принимает их на веру, и в дальнейшем донести до него реальное положение дел сложно.
3. Большую роль играет впечатление от оценки других. Если человек видит, что большинство отдает предпочтение Х, то он будет склонен отдать предпочтение Х либо изменить мнение об Х с плохого на нейтральное или даже хорошее. Работает это и наоборот: если человек видит, что нечто большинством отвергается или порицается, ему будет сложнее сохранить положительное мнение.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
4. Даже заголовки, насколько бы они ни были лживы, оказывают влияние на наше мнение о том, что сообщает новость.
5. Помимо пункта 4, дезинформация опасна и в другом ключе. «Громкие» новости — сенсации — разносятся очень быстро, их узнает много людей, сообщения же о том, что новость была ложной, распространяются медленнее, они не сенсационны, ажиотажа нет, и многие остаются в заблуждении. Некоторые последствия, вызванные первой новостью, нельзя устранить.
Рекомендуем: Психогигиена — это
6. Властный тон и уверенность в себе, заявления о высокой квалификации говорящего часто заставляют людей верить оратору, несмотря на то, что все, казалось бы, подвигает к другому поведению.
7. Создание иллюзии ограниченности предложения. Менее доступные вещи часто более желанны.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
8. Если кто-то заставляет нас смеяться, возможно, он хочет нам понравиться, чтобы затем манипулировать нами.
Главный прием рекламы – связывание товара и положительных эмоций, позитивного посыла, красивых пейзажей. Чтобы человек был настроен на потребление, его нужно убедить, что потребление связано со счастьем, сотворить культ Карго.
Примечания
- Додельцев Р. Ф. Психотерапевт в роли культуролога и социопсихолога // Зигмунд Фрейд. Тотем и табу / пер. с нем. Р. Ф. Додельцева. — СПб. : Азбука-Аттикус, 2017. — 14 с. — ISBN 978-5-389-10137-1.
- Додельцев Р.Ф. Примечания к Психологии масс и анализу Я // Зигмунд Фрейд. Тотем и табу / пер. с нем. Р.Ф. Додельцева. — СПб. : Азбука-Аттикус, 2017. — 313 с. — ISBN 978-5-389-10137-1.
- Додельцев Р.Ф. Примечания к Психологии масс и анализу Я // Зигмунд Фрейд. Тотем и табу / пер. с нем. Р.Ф. Додельцева. — СПб. : Азбука-Аттикус, 2017. — 314 с. — ISBN 978-5-389-10137-1.
- Додельцев Р.Ф. Психотерапевт в роли культуролога и социопсихолога // Зигмунд Фрейд. Тотем и табу / пер. с нем. Р.Ф. Додельцева. — СПб. : Азбука-Аттикус, 2017. — 15 с. — ISBN 978-5-389-10137-1.
- Додельцев Р.Ф. Психотерапевт в роли культуролога и социопсихолога // Зигмунд Фрейд. Тотем и табу / пер. с нем. Р.Ф. Додельцева. — СПб. : Азбука-Аттикус, 2017. — 16 с. — ISBN 978-5-389-10137-1.
- Фрейд З. Психология масс и анализ Я // Зигмунд Фрейд. Тотем и табу / пер. с нем. Р.Ф. Додельцева. — СПб. : Азбука-Аттикус, 2017. — 247 с. — ISBN 978-5-389-10137-1.
- Додельцев Р.Ф. Психотерапевт в роли культуролога и социопсихолога // Зигмунд Фрейд. Тотем и табу / пер. с нем. Р.Ф. Додельцева. — СПб. : Азбука-Аттикус, 2017. — 16 с. — ISBN 978-5-389-10137-1.
- Додельцев Р.Ф. Психотерапевт в роли культуролога и социопсихолога // Зигмунд Фрейд. Тотем и табу / пер. с нем. Р.Ф. Додельцева. — СПб. : Азбука-Аттикус, 2017. — 17 с. — ISBN 978-5-389-10137-1.
- Додельцев Р.Ф. Психотерапевт в роли культуролога и социопсихолога // Зигмунд Фрейд. Тотем и табу / пер. с нем. Р.Ф. Додельцева. — СПб. : Азбука-Аттикус, 2017. — 17 с. — ISBN 978-5-389-10137-1.
- Фрейд З. Психология масс и анализ Я // Зигмунд Фрейд. Тотем и табу / пер. с нем. Р.Ф. Додельцева. — СПб. : Азбука-Аттикус, 2017. — 269-270 с. — ISBN 978-5-389-10137-1.
- Додельцев Р.Ф. Психотерапевт в роли культуролога и социопсихолога // Зигмунд Фрейд. Тотем и табу / пер. с нем. Р.Ф. Додельцева. — СПб. : Азбука-Аттикус, 2017. — 18 с. — ISBN 978-5-389-10137-1.
- Додельцев Р.Ф. Психотерапевт в роли культуролога и социопсихолога // Зигмунд Фрейд. Тотем и табу / пер. с нем. Р.Ф. Додельцева. — СПб. : Азбука-Аттикус, 2017. — 18 с. — ISBN 978-5-389-10137-1.
- Додельцев Р.Ф. Психотерапевт в роли культуролога и социопсихолога // Зигмунд Фрейд. Тотем и табу / пер. с нем. Р.Ф. Додельцева. — СПб. : Азбука-Аттикус, 2017. — 19 с. — ISBN 978-5-389-10137-1.
- Сердцева Н. Фрейд. Принципы. Идеи. Судьба. — М. : Эксмо, 2018. — (Философский почерк). — 154 с. — ISBN 978-5-04-095334-9.
- Сердцева Н. Фрейд. Принципы. Идеи. Судьба. — М. : Эксмо, 2018. — (Философский почерк). — 157 с. — ISBN 978-5-04-095334-9.
- Сердцева Н. Фрейд. Принципы. Идеи. Судьба. — М. : Эксмо, 2018. — (Философский почерк). — 137-138 с. — ISBN 978-5-04-095334-9.
- Додельцев Р.Ф. Психотерапевт в роли культуролога и социопсихолога // Зигмунд Фрейд. Тотем и табу / пер. с нем. Р.Ф. Додельцева. — СПб. : Азбука-Аттикус, 2017. — 14 с. — ISBN 978-5-389-10137-1.
- Додельцев Р.Ф. Психотерапевт в роли культуролога и социопсихолога // Зигмунд Фрейд. Тотем и табу / пер. с нем. Р.Ф. Додельцева. — СПб. : Азбука-Аттикус, 2017. — 14 с. — ISBN 978-5-389-10137-1.
- Додельцев Р.Ф. Психотерапевт в роли культуролога и социопсихолога // Зигмунд Фрейд. Тотем и табу / пер. с нем. Р.Ф. Додельцева. — СПб. : Азбука-Аттикус, 2017. — 14 с. — ISBN 978-5-389-10137-1.
- Фрейд З. Психология масс и анализ Я // Зигмунд Фрейд. Тотем и табу / пер. с нем. Р.Ф. Додельцева. — СПб. : Азбука-Аттикус, 2017. — 221 с. — ISBN 978-5-389-10137-1.
Гюстав Лебон Психология толпы. Гюстав Лебон — Психология народов и масс — кратко
Биография Гюстава Лебона:
- родился во французской провинции Эвр-и-Луара в 1841;
- имел дворянское происхождение, но его семья принадлежала к среднему классу;
- очень мало известно о детстве Гюстава Лебона. Он получил классическое образование в лицее города Тур, где не отличался хорошей успеваемостью;
- путешествовал по Европе, Северной Африке в 1860-1880 гг;
- в 1860 г. поступил в Парижский университет на факультет медицины;
- писал медицинские статьи с 1862 года;
- в 1866 году – опубликована книга «Очевидная (клиническая) смерть и преждевременное захоронение»;
- в 1868 году – выходит книга по вопросам размножения видов у человека и животных, которая издавалась десять раз за два года во Франции;
- в 30 лет был свидетелем Парижской Коммуны 1871 г.;
- 1871-1914 гг. – занят вопросами по психологии: «психология — это наука, необходимая для изучения социологии и понимания истории народов». появляются его труды «Психологические законы эволюции народов», «Психология народов» и «Психология толпы», «Психология социализма», «Взгляды и верования», «Психология революций», «Афоризмы нашего времени»;
- 1914 г. – включен в состав совета, который регулировал политическое, военное и экономическое положение в Европе;
- умер в 1931 в предместье Парижа в возрасте 90 лет;
- известно, что книги Лебона изучали Плеханов, Сорель, Муссолини, Гитлер, Ганото, Фрейд, Ленин .
Идеи книги Психология народов и масс
Основа цивилизации – душа расы, которая сформировалась накоплениями, переходящими по наследству.
Искусство и культура не являются показателем того, что народ цивилизован. Во главе цивилизаций стоят народы со слаборазвитой, утилитарной культурой, но сильным характером и идеалами. Сила цивилизации не в технических и культурных достижениях, а в характере и идеалах.
Все достижения были достигнуты кучкой избранных, которые реализуют великие события.
Основные свойства толпы: безнаказанность, распространение мнения, внушаемость и стремление немедленно претворить свои идеи в жизнь.
Есть два типа факторов, которые определяют характер мнений и верований толпы:
- Отдаленные факторы:
- делают людей доступнее к восприятию убеждений и неспособной начать мыслить по-своему;
- готовят фундамент, который способствует развитию новых идей, которые поражают своей силой и результатами.
- Непосредственные факторы:
- работают на уже готовый фундамент;
- порождают в людях активную уверенность, что приводит к возникновению различных решений (образы, опыт, рассудок).
Толпа хочет подчиняться, а не быть свободной, и инстинктивно покоряется тому, кто хочет стать лидером.
Два типа лидеров:
- Энергичные, активные люди с сильной волей, которые появляются лишь на короткое время.
- Творцы великих дел, которые обладают сильной и СТОЙКОЙ волей.
Толпе необходим вожак. Толпа направляется не к тем, кто дает ей очевидность, а к тем, кто дает ей прельщающую её иллюзию.
Классификация толпы по ее состоянию:
- низшая форма, которая состоит из абсолютно разных индивидов и не имеет ничего общего, кроме вождя (варвары, к примеру);
- толпа-раса, которая приобрела общие черты под влиянием разных факторов;
Обе вышеперечисленные категории, образуют организованную толпу. В последней существуют различия:
- толпа разнородная;
- толпа однородная (секты, касты, классы).
В XIX веке власть толпы сменяет власть элит . Массы уважают только силу.
Психология толпы: импульсивность, раздражительность, отсутствие рассуждения и критики, преувеличенная чувствительность.
Рассуждения толпы примитивны и основаны только на ассоциациях. Толпа способна воспринимать только образы. Формулы, облеченные в слова , избавляют толпу от необходимости думать.
История вопроса
Большое количество теоретических моделей и исследований на практике свидетельствует о том, что человек легко теряет индивидуальность, когда сталкивается с влиянием массы людей, – толпа превращает его в свой инструмент. Как это можно объяснить? Судя по всему, осознание своей ответственности за выбор снижается, когда человек включается в массу людей.
Рекомендуем: Что такое гипноз?
Массовое сознание характеризуется тем, что оно является неким общим знаменателем для всех входящих в массу групп. Когда люди захвачены идеей, возникает общность, и чем менее структурирована группа, тем больше в ней проявляются черты массы.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Родоначальник психологии масс Лебон особо подчеркивал исчезновение индивидуальных черт, оригинальности. Лебон выделяет ряд характерных изменений человека, находящегося в массе-толпе людей:
инстинктов
2. Заражаемость. Идеи, настроения, действия в массе распространяются и воспроизводятся со скоростью молнии. При этом человек способен предать все, во что он искренне верил, чтобы соответствовать моменту.
Рекомендуем: Понятие мортидо в психологии
3. Внушаемость, неосознанность. Масса легко отдает лавры лидеру, слепо верит в него и не воспринимает критику.
4. Регрессия к примитивному состоянию, к первобытному человеку. В массе люди открещиваются от своей высокой культуры, воспитания, склонны к проявлению произвола, буйства, свирепости (хотя и способны на героическое). Интеллектуальный уровень понижается.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Фрейд в сочинении, посвященном психологии масс, говорит, что в массе человек теряет все, что он приобрел в процессе развития как личности. За этим фасадом обнаруживается исконное, присущее всем людям – бессознательное. То есть индивидуальное уступает место тому общему, что есть у нас всех.
Именно из этого закона некого «оглупения» человека в толпе рождается один очень бросающийся в глаза фактор – толпа легко приходит в движение от самых примитивных идей, при этом излагаемое оратором может быть противоречиво, на поверку нереализуемо и далеко от идеального представления о мире. Простые идеи легче подхватываются, для них не нужно вызревания в кабинетах философов, поэтому толпа и подхватывает их легко.
История создания
Работа над «Психологией масс и анализом Я» поначалу шла трудно, с перерывами. Об этом свидетельствует отрывок из письма Фрейда Эрнесту Джонсу:
Под «материалом» Фрейд подразумевал «Психологию масс» Гюстава Лебона, французского врача и антрополога (тезисы которого он подвергает анализу в одной из первых глав «Психологии масс и анализа Я»), труд социолога и психолога Уильяма Мак-Дугалла «Групповой разум», а также работу хирурга Вильфреда Троттера «Инстинкт орды в условиях войны и мира».
В октябре 1920 года в Берлине автор представил своим ученикам наброски «Психологии масс и анализа Я», и уже в начале 1921 года он внёс в книгу последние правки. В письме Джонсу Фрейд называл свой труд «книжечкой о психологии масс».
Идеи
По Фрейду, психические свойства массы схожи с психическими свойствами первобытных людей. Для обоих случаев характерна амбивалентность чувств и идей, которую так же можно обнаружить у детей и невротиков. Кроме того, эти категории людей склонны переоценивать психическую реальность (желания, фантазии, представления) при сравнении её с реальностью объективной.
Для объяснения психических сил, превращающих индивидов в массу, Фрейд обращается к своей теории либидо. По мнению автора, эротические привязанности – основа внушения и подчинения. Ими обусловлены психические свойства масс.
В качестве примера «высокоорганизованной, устойчивой, искусственной» массы автор берёт армию, в которой индивидов сплачивает эмоциональная привязанность к полководцу (вождю). Согласно Фрейду, отличительной чертой массы с вождём является ограничение нарциссизма. Кроме того, в ней отсутствует амбивалентность чувств, которая присуща иным эмоциональным привязанностям. Такое рассуждение подводит Фрейда к мысли о том, что массу сплачивают особые либидозные связи.
Под ними автор подразумевает первые привязанности ребёнка к другому человеку. Благодаря им мальчик начинает идентифицировать себя с отцом – подражает ему, видит в нём свой идеал. Отдельные свойства и требования человека, на которого ориентируется ребёнок, становятся частью его собственного внутреннего мира и образуют Сверх-Я. По мере появления новых идентификаций роль Сверх-Я в формировании личности и её совершенствовании возрастает.
Для состояния влюблённости, по Фрейду, характерно стремление к идеализации, которое он объясняет так:
Фрейд сравнивает также влюблённость с гипнозом – и то, и другое сопровождается уступчивостью, некритичностью, внушаемостью и пассивностью. В гипнозе Фрейд видит «безмерную влюблённость без потребности в сексуальном удовлетворении». Гипнотезёром в массе выступает её предводитель – Идеал. Индивиды, составляющие массу, идентифицируют себя не только со ним, но и друг с другом, чем можно объяснить регрессию их психики (резкое снижение интеллекта, безудержность аффектов и т.д.).
Масса с вождём у Фрейда – ожившая первобытная орда, где господствует аффективность, стремление к немедленному удовлетворению потребностей. От того, как в психике её участников соотносятся понятия Я и Идеал Я, зависит характер устроения массы.
Дети и СМИ
Использование СМИ как образовательного средства, способа социализации и знакомства детей с культурой и моделями поведения – вопрос дискуссионный. В 1984 году исследование Гринфилда показало, что дети после прослушивания радиоистории и просмотра аналогичной телевизионной истории придумывали окончание для первой с большим количеством новых элементов.
Многие дети склонны воспринимать видеоряд как реальность, пока не знают всей машинерии производства шоу и фильмов. Харрис советует родителям серьезно отнестись к осведомленности детей насчет уловок, лжи и провокаций, которыми переполнены фильмы, сериалы, ток-шоу, выпуски новостей.
Следующие вопросы и темы для размышления полезны как детям, так и взрослым. Хотя, естественно, для детей это представляет наибольшую актуальность, так как они являются более внушаемыми, чаще переносят увиденное в жизнь и таким образом могут значительно осложнить себе существование. О чем следует задуматься?
Обман в рекламных роликах.
Стереотипные изображения социальных групп.
Ценности, которые продвигает та или иная информация из СМИ.
Потенциальная важность и вред той или иной информации.
Доказательства, доказательства и еще раз доказательства. Есть ли доказательства представленной в СМИ информации? Насколько они непротиворечивы, из каких источников получены?. В целом Интернет становится одним из ведущих СМИ, хотя число телезрителей не уменьшается
Интернет дает интерактивность, возможность самому выбирать, что и когда смотреть, прервать действие и проверить информацию
В целом Интернет становится одним из ведущих СМИ, хотя число телезрителей не уменьшается. Интернет дает интерактивность, возможность самому выбирать, что и когда смотреть, прервать действие и проверить информацию.
Литература
- Додельцев Р.Ф. Примечания к Психологии масс и анализу Я // Зигмунд Фрейд. Тотем и табу / пер. с нем. Р.Ф. Додельцева. — СПб. : Азбука-Аттикус, 2017. — ISBN 978-5-389-10137-1.
- Додельцев Р.Ф. Психотерапевт в роли культуролога и социопсихолога // Зигмунд Фрейд. Тотем и табу / пер. с нем. Р.Ф. Додельцева. — СПб. : Азбука-Аттикус, 2017. — ISBN 978-5-389-10137-1.
- Сердцева Н. Фрейд. Принципы. Идеи. Судьба. — М. : Эксмо, 2018. — (Философский почерк). — ISBN 978-5-04-095334-9.
- Фрейд З. Психология масс и анализ Я // Зигмунд Фрейд. Тотем и табу / пер. с нем. Р.Ф. Додельцева. — СПб. : Азбука-Аттикус, 2017. — ISBN 978-5-389-10137-1.
Альтернативные точки зрения
Проблема идентификации, которую Фрейд затрагивает в «Психологии масс и анализе Я», нашла отражение в произведениях его последователей. Карл Юнг занимался исследованием идентификации человека не только с людьми и группами людей, но и с героями мифов, душами предков, богами. По мнению Юнга, идентификация лежит в основе религиозных обрядов и церемоний.
Австро-американский психоаналитик Рене Шпиц писал о жестовой идентификации. Согласно ему, ребёнок начинает идентифицировать себя с окружающими людьми посредством жестов с шести месяцев.
Карл Юнг определял либидо как «душевную энергию», Фрейд – как сексуальную. Юнг утверждал, что либидо многолико – может принимать различные формы. Долгое время Фрейд и Юнг спорили о сути данного понятия.
Лебон Психология народов и масс основные идеи. Психология народов и масс (книга)
Психология народов и масс — распространённое русское название совместно изданных переводов книг Г. Лебона Психология народов (Les Lois Psychologiques de l’Évolution des Peuples (1894)) и Психология масс (La Psychologie des Foules (1895)). Вторая книга продолжает и дополняет выводы первой, но в оригинале (на французском) и в английских переводах (The Psychology of Peoples и The Crowd: A Study of the Popular Mind) данные книги обычно издаются отдельно, причём Психология масс гораздо более популярна в наше время и переиздаётся значительно чаще. В русских переводах вторая книга известна также как Психология толпы .
В книгах кратко изложены выводы автора о психологии народных масс (расы) и о психологии толп ), сделанные в ходе многочисленных путешествий. Первая книга посвящена общему описанию психологии народов, вторая рассматривает психологию групп в качестве важнейшего мотива поведения индивида и причины исторических событий.
Многие положения этого труда взяты в основу современных рекламных и политтехнологий.
Свойства толпы
Описав изменения, которые происходят с психологией индивида, попадающего в толпу, Ле Бон обращает свое внимание на психологию толпы как целостного образования. Он называет пять основных свойств толпы:. Рис
4. Психологические свойства толпы согласно Ле Бону.
Рис. 4. Психологические свойства толпы согласно Ле Бону.
1. Импульсивность, изменчивость и раздражительность толпы. В толпе у человека утрачивается способность контролировать свои инстинкты, импульсивное эмоциональное поведение становится доминирующим.
2. Податливость внушению и легковерие толпы, способность легко и быстро принимать на веру самые неправдоподобные слухи. Информация в толпе возникает и циркулирует в форме слухов.
3. Преувеличение и односторонность чувств толпы. Однонаправленные чувства распространяются в толпе очень быстро посредством внушения и заражения, которые способствуют преувеличению чувств. Сила чувств толпы еще более увеличивается отсутствием ответственности.
4. Нетерпимость, авторитетность и консерватизм толпы. Толпой владеют только простые и крайние чувства. Всякую идею или верование толпа принимает или отвергает целиком, относится к ним как к абсолютным истинам. Так всегда бывает с верованиями, которые упрочились путем внушения, а не путем рассуждения. Нетерпимость и авторитетность суждений характерны для любой толпы.
5. Нравственность толпы. Под словом «нравственность» Ле Бон понимал уважение социальных постановлений и постоянное подавление инстинктов. Толпа слишком импульсивна и изменчива, она может быть склонна к убийствам, поджогам и преступлениям, но она способна и к проявлению преданности, самопожертвования и бескорыстия, что подтверждается многочисленными примерами. Воздействия, вызывающие у индивидов в толпе чувства славы, чести, религии и патриотизма, могут заставить людей пожертвовать даже своей жизнью. Личный интерес, мотивирующий поведение отдельного человека, перестает руководить его поведением в толпе. Толпа управляется бессознательными инстинктами и совсем не рассуждает. Ле Бон сделал вывод: толпа часто попадает под влияние низших инстинктов и может быть безнравственна, но иногда она являет собой пример очень высокой нравственности (88, с. 154).
««« Назад Начало Вперед »»»