Культурно-историческая психология
Содержание:
В чем отличие внутренних направлений?
Историческая психология горизонтального направления – это своего рода плоскость, ровный срез от сегодняшних дней до глубины времен. Иными словами, в рамках горизонтального направления изучаются абсолютно все личностные аспекты, характеристики, типажи моделей поведения и мышления, свойственные людям в течение конкретных исторических эпох. Разумеется, затрагиваются и вопросы взаимосвязи особенностей психологии людей и времени, в котором они находятся.
Вертикальное же направление занято немного иными вопросами, безусловно, перекликающимися с теми, которые изучаются в рамках горизонтального. Эта научная область посвящена познанию особенностей и нюансов развития, трансформации определенных психологических функций в течение различных исторических эпох и их временных отрезков.
Законы развития
В целом ученые выделяют пять законов исторического развития цивилизаций. В первом из них говорится о языковом родстве. Самобытная цивилизация должна иметь способы коммуникации. Согласно второму закону теории культурно-исторических типов, цивилизация может развиваться, только если обладает политической независимостью.
В третьем законе говорится, что культурно-исторические типы не могут передавать свои истоки возникновения другим цивилизациям. То есть каждая из них является уникальной, соответственно, должна иметь свои собственные начала. В четвертом законе теории культурно-исторических типов Данилевский обозначил, что цивилизация только тогда достигнет своего разнообразия и богатства, когда ее элементы будут составлять федерацию или политическую систему, а не будут поглощены политическим телом.
Пятый закон рассматривает период развития и упадка культурно-исторического типа. Считается, что цивилизации похожи на растения, которые очень долго растут, но их период цветения и плодоношения очень короткий. Как только он закончится, цивилизация навсегда потеряет свою силу. Спустя время культурно-исторический тип исчезнет, а вместо него появится новый, и он будет совершенно не похож на предыдущий.
Теория цивилизаций Данилевского была первой среди других похожих концепций. Можно сказать, что русский мыслитель был родоначальником учения о культурно-исторических типах. Его труды послужили основой для создания учений О. Шпенглера, А. Тойнби, К. Леонтьева и других. Интересно, как же они смотрели на концепцию культурно-исторических типов?
Цели журнала
- Консолидация интеллектуальных сил научно-профессионального сообщества в нашей стране и за рубежом вокруг задачи изучения, сохранения и творческого развития наследия культурно-исторической психологии, среди основателей которой были выдающиеся психологи — В. Вундт, Л. С. Выготский, Х. Вернер, Ж. Пиаже и др.
- Обеспечение ответственных и зарубежных психологов полноценной профессиональной информацией методического, теоретического и методологического характера в области культурно-исторической психологии.
- Стимулирование вклада творческой научной молодежи в развитие фундаментальной проблематики и практических приложений культурно-исторической психологии.
- Обеспечение практиков актуальной, полезной и удобной для восприятия информацией о возможностях применения идей и методов культурно-исторической психологии в различных областях психологии, педагогики, общественной жизни.
- Фасилитация межотраслевого и международного сотрудничества и интеллектуального обмена в полидисциплинарной области культурно-исторической психологии.
Международные и российские базы данных
Журнал рекомендован Высшей аттестационной комиссией (ВАК) Министерства образования РФ в перечне ведущих научных журналов и изданий для публикации научных результатов диссертационных исследований. Он также включен в российские и международные базы данных:
- Реферативный журнал и база данных ВИНИТИ
- Российский Индекс научной цитирования (РИНЦ)
- EBSCO publishing
- PsycINFO Journals Coverage
- Ulrich’s Periodicals Directory
В 2006 году журнал получил официальный статус аффилированного журнала Международного общества культурно-деятельностных исследований (ISCAR). Выпускается англоязычный дайджест, содержащий фрагменты опубликованных статей.
Джамбаттиста Вико
Вико изучал философию, историю, он говорил, что основной задачей осмысления исторического развития должно быть выявление закона, согласно которому можно точно сказать, как и почему существуют в истории различные нации, что стало причинами их возникновения и упадка.
В работе «Вечная идеальная история» Вико рассматривал три культурно-исторических типа, которые были характерны не для конкретных цивилизаций, а скорее для некоторых эпох:
- Религиозный.
- Героический.
- Гражданский.
Каждую такую эпоху принято характеризовать как целостную историко-культурную формацию, что проходит полный цикл от «рождения» до «смерти». Специфика исторического развития определенной эпохи зависит от морали, традиций, экономики, политики и стереотипов мышления. Эти факторы в истории представлены таким понятием, как противостояние сословий, то есть борьба аристократов и простых людей была той движущей силой, что меняла ход событий.
Что происходит сейчас?
Историческое развитие психологии складывалось весьма непросто. Разумеется, также шло и формирование отдельных ее направлений, включая историко-культурное.
На данный момент представителями этого направления научной деятельности в качестве постулата используется так называемый «неадаптивный» тип соотношения характера и механизмов развития психологических процессов с временными интервалами.
В трудах Выготского, считающегося основоположником, отцом-основателем данной области психологии, выражена мысль о том, что основным предметом для изучения должно являться сознание человека. Выражается же оно посредством культурных инструментов, таких как слово или какой-либо иной оставляемый людьми знак.
На данный момент эта основная, стержневая мысль исторической психологии так и не выведена окончательно. Иными словами, на сегодняшний день научное направление находится уже не в зачаточном, но все еще в весьма неразвитом состоянии.
Основные представители и школы
Существуют разные школы, который образовались с течением времени:
Фрейдизм. Это школа, основанная Зигмундом Фрейдом в начале 20 века
Этот ученый обратил внимание на бессознательное (то что скрыто за рамками сознания), начал проводить исследования по его изучению. Фрейд утверждал, что далеко не всегда субъект может контролировать свои поступки, изменять поведение
Существуют действия, которые являются неосознанными. Их изучение выполняется трактовкой непроизвольных движений, расшифровкой сновидений.
Рефлексология. Основоположниками этой школы являются И.П. Павлов, В.М. Бехтерев. Оба ученых изучали процессы, происходящие в головном мозге, изменения состояния нервной системы при воздействии посторонних раздражителей.
Генетическая психология, разработанная психологом из Швейцарии Ж. Пиаже. Он создал собственную теорию развития интеллекта. Психолог утверждал, что только умственное развитие может дать человеку правильно представление об окружающем мире.
Классический бихевиоризм. Основоположником этой школы считается Дж. Уотсон. Он называл человеческое поведение комплексом врожденных, приобретенных реакций
При этом бихевиоризм не разделял людей, животных на отдельные группы, практически полностью отрицал важность сознания в жизни людей.
Когнитивная психология. Эта школа психологической науки появилась под влиянием быстрого развития компьютерных технологий
Когнитивная психология изучает зависимость поведенческих реакций людей, от имеющихся в их распоряжении когнитивных карт.
Гештальтпсихология — теория, которая пытается защитить целостность психики. Сторонники этой школы утверждали, что в мозгу постоянно возникают электромагнитные поля, которые взаимодействуют между собой.
Описательная психология. Основоположником этой школы считается В. Дильтей. Он утверждал, что жизнь — это совокупность творческих инстинктов, которые образуют единственную реальность.
Гуманистическая психология. Появилось это направление в 60-х годах 20 века. Оно строится на оптимистических мировоззрениях. Гуманисты верят в творческие возможности любого человека, его способность самостоятельно выбирать свою судьбу.
Наиболее выдающиеся представители психологии, которые внесли большой вклад в развитие науки:
- Пиаже Жан — годы жизни от 1896 до 1980. Является основоположником генетической эпистемологии. Длительное время изучал развитие, мышление детей. После этого начал изучать степени развития интеллекта.
- Айзенк Ганс Юрген — годы жизни от 1916 до 1997. Психолог из Англии, который основал клинико-психологическое направление исследований. Руководил собственной лабораторией в Лондоне.
- Вундт Вильгельм — годы жизни от 1832 до 1920. Известный ученый из Германии, который изучал психологию, философию, физиологию, различные языки. Первым объединил психологические знания в отдельную науку, создал лабораторию для практических занятий.
- Уотсон Джон Бродус — годы жизни от 1878 до 1958. Ученый из Америки, который стал основоположником бихевиоризма. Призывал других исследователей опираться на объективные методы исследований.
- Зигмунд Фрейд — годы жизни от 1856 до 1939. Психолог из Австрии, который создал психоанализ. Он длительное время занимался практической медициной, в результате чего сделал вывод, что многие боли зависят от психологического состояния человека.
- Юнг Карл Густав — годы жизни от 1875 до 1961. Ученый из Швейцарии, который изначально сотрудничал с Зигмундом Фрейдом, но позже создал собственное направление — аналитическую психологию. Он определил, что на поведение, развитие людей влияют не только индивидуальные особенности, но и воздействие общества.
- Павлов Иван Петрович — годы жизни от 1849 до 1936. Изучал деятельность мозга, нервной системы. Впервые выделил условные рефлексы. Создал собственную международную научную школу.
- Рубинштейн Сергей Леонидович — годы жизни от 1889 до 1960. Известный философ, психолог, который был корреспондентом АН СССР. Разработал принципы личностного подхода, детерминизма. Обобщил некоторые достижения психологической науки.
- Выготский Лев Семенович — годы жизни от 1896 до 1934. Один из ученых, который начал распространять психологическое учение по СССР. Заложил главные основы отечественной психолингвистики.
- Бехтерев Владимир Михайлович — годы жизни от 1857 до 1927. Ученый, изучавший невропатологию, психологию, физиологию. В России открыл экспериментальную лабораторию, а после этого основал Психоневрологический институт, который существует по сей день.
Это далеко не все известнейшие ученые, которые внесли вклад в развитие психологической науки.
Америка
Основная статья: Культурные зоны Америки
Здесь три провинции: североамериканская, латиноамериканская и южноамериканская.
Североамериканская провинция
Представители различных индейских народов
Североамериканская провинция включает Аляску, арктическую тундру и тайгу, леса и прерии умеренного пояса, субтропики на берегу Атлантики. До европейской колонизации здесь жили только индейские, на севере — эскимосские народы. Переселенцы из Европы колонизовали основную часть континента, истребили, ассимилировали и оттеснили различные группы индейцев в резервации. Большинство населения относится к переходным формам большой европеоидной расы; потомки африканских рабов (на юге США и в городах) — негры и мулаты, индейцы относятся к американской расе и смешанным формам. Развитие капитализма, промышленности, транспорта, рост городов и миграционные процессы (усилившиеся в начале XX века) способствовали формированию на базе английского языка и европейских культурных стереотипов американцев (США), англо- и франкоканадцев (Канада). Большая часть населения живёт в городах, занята в промышленности и сфере обслуживания; в сельском хозяйстве преобладают высокотоварные капиталистичные формы. Материальная культура во многом сходна с европейской; некоторые группы мигрантов (итальянцы, выходцы из стран Азии) сохраняют элементы национальной культуры. В духовной культуре прослеживается смешение форм европейского, индейского и африканского фольклора; возникли новые формы под влиянием городской жизни и технического прогресса. Большинство верующих — протестанты; часть — католики. Коренное индейское и эскимосское население в значительной мере изолировано и отчасти сохраняет традиционные занятия и культуру.
Выделяются такие области:
- Арктическая
- Канада
- Индейская
- Франко-канадская подобласть
- Англо-канадская подобласть
- Североамериканская (США)
- Восточная подобласть
- Западная подобласть
- Южная подобласть
Латиноамериканская провинция
Ацтекские танцы в Мехико
Эта провинция занимает всю Южную и Центральную Америку от холодной Огненной Земли до влажнотропических лесов (сельвы) Амазонии и тропиков, пустынных плоскогорий и гор Мексики. В результате колонизации континента главным образом выходцами из стран Пиренейского полуострова и их смешения с коренным индейским населением широко распространились испанский и португальский языки и многие элементы «иберийской» культуры. В расовом отношении население представляет собой результат смешения американской и европеоидной, а также негрской (на островах Карибского архипелага, атлантическом побережье Бразилии) рас; чистокровные индейцы сохранились только в изолированных районах. В результате процессов смешения разных этнических элементов и в ходе национально-освободительских движений сформировались крупные этносы, говорящие на вариантах испанского (мексиканцы, перуанцы, аргентинцы и др.), португальского (бразильцы), французского (гвианцы) и английского языков (ямайцы и др.), в странах с крупными массивами индейского населения — также и на индейских языках (кечуа, гуарани и др.). Значительная часть населения живёт в городах, занята в промышленности, а также фермерском или латифундистском товарном сельском хозяйстве. Основная традиционная одежда — белая рубашка, штаны, орнаментированная накидка с отверстием для головы (серапе, пончо), широкополая шляпа (из соломы или фетра), сандалии у мужчин, широкие, цветастые юбки, кофта, шали у женщин. Распространены блюда из кукурузы, бобов, пшеницы, жареное мясо с приправами из овощей, перца и т. п. У индейцев местами сохраняется традиционная культура. Преобладающая религия — католицизм.
Области латиноамериканской историко-культурной провинции:
- Карибская ИКО
-
Мезоамериканская ИКО
- Мексиканская подобласть
- Средне-американская подобласть
-
Андская (андийская) ИКО
- Северные Анды
- Средние Анды
- Южные Анды
- Гвианская ИКО
-
Амазонская
Восточная Бразилия
ИКО
-
Пампасская
Патагония
ИКО
- Огнеземельская ИКО
2.Основные подходы к изучению истории психологии
«Персоналистский» подход в противовес «контекстному». Персоналистуческий подход реализует идею, согласно которой прогресс и изменения в научной истории связаны с деятельностью выдающихся личностей. Платон, Дарвин, Фрейд явились созидателями великих научных идей. Персоналкстический подход предполагает, что соответствующие идеи не возникли бы без появления именно этих выдающихся личностей. Сторонники этого подхода утверждают, что человек «делает время». Излагая историк! психологии, они соотносят ключевые моменты созданного автором учения с его биографией и личными особенностями. Получается, что при другой биографии или другой индивидуальности автора история психологии пошла бы в другом русле. Контекстный подход основан на идее, согласно которой прогресс и изменения в научной истории зависят от «духа времени», который делает людей восприимчивым к одним идеям и невосприимчивым к другим Соответственно, если бы не родился Зигмунд Фрейд, теорию бессознательного создал бы другой автор приблизительно в эту же эпоху. Этих взглядов придерживался Лев Толстой, который в романе «Война и мир» назвал великих людей «рабами истории». Значит «контекст», «социокультурная атмосфера», «интеллектуальный климат», «дух времени», а не личность определяет движение научной мысли.
Диадный подход (диада==«контрастирующая пара») Предполагается, что научная мысль развивается. сдвигаясь с одного полюса к другому. Примеры: Г. Мёрфи описывает развитие психологии между 10-ми и 20-ми годами 20 века как переход от «структуры к функции», «части к целому», «количественного к качественному», «экспериментального к генетико-статистическому». Д. Брунер и Г. Олпорт, проанализировав развитие психологии за 50 лет, обобщили результат, используя диады. По их мнению, главная тенденция состоит в усилении второго компонента следующих диад’ «рациональное-эмпирическое», «телеологическое-механистическое», «качественное-количественное». Олпорт разделил вес теории на две группы по критерию «детерминанта — свобода воли» К первой группе он отнес бихевиоризм, кибернетику, учение об условных рефлексах, фрейдизм, а ко второй группе — персонализм, экзистенциализм, гуманистическую психологию и все концепции самоактуализации.
12 стр., 5595 слов
1 Роль науки в развитии общества.Научная деятельность, научные знания
… 3 Научное исследование Формой осуществления и развития науки является научное исследование, т. е. изучение с помощью научных методов … историю факторный анализ начинает в психометрике и в настоящее время широко используется не только в психологии … корреляционный, корреляционно-регрессионный, факторный В рамках вариационного подхода ставится задача классификационного анализа данных. Показывается, что …
Парадигмальный подход (Т. Кун: «парадигма — это общепринятый образец актуальной научной Практики»).
По Куну, наука переживает сначала разброд подходов, потом единение вокруг определенной научной модели, что означает появление парадигмы. Не совместимые с ней факты либо игнорируются, либо подстраиваются под её каноны. Однако эти факты в конце концов сё расшатывают и создают ситуацию кризиса. Возникает эпоха столкновения несовместимых теорий. Далее создается примиряющая все прочиворечия модель и воцаряется новая парадигма. Пример: в физике парадигма Ньютона сменилась на парадигму Эйнштейна. Историки психологии спорят о существовании парадигм в нашей науке. Высказывалось мнение, что исторический путь психологии определили две парадигмы: итроспекционистская и бихевиористская. Но в психологии нет модели, которую бы признали большинство авторов. Возникла версия, что в психологии действует несколько парадигм, но это не соответствует определению понятия «парадигма». Есть мнение считать психологию на современном этапе предпарадигмальной наукой.
Как давно и где появилось это направление?
Впервые понятие «историческая психология» в обиход ввел в середине прошедшего столетия Эмиль Мейерсон. Случилось это в 1948 году во Франции. Однако назвать данную науку западноевропейской нельзя.
В основе этого направления лежат работы советского ученого Льва Выготского. Большая часть его трудов, в которых рассматривается взаимосвязь исторических эпох и психологических аспектов личности, относятся к 20-м годам прошлого столетия. Однако терминология, сочетающая слова «культура», «история», «психология», в работах ученого не использовалась.
Название «культурно-историческая теория» возникло только в 30-е годы ушедшего столетия, причем не среди последователей Выготского и ученых, разделяющих его взгляды, а в разоблачительной критике. По какой причине психологическая теория, не несущая никакой антисоветской или антикоммунистической мысли, подверглась различным обвинениям и гонениям, не совсем ясно. Но как бы там ни было, критики работ Выготского и его последователей принесли пользу исторической психологии, практически введя в обиход термин, максимально точно определяющий стык областей, в котором находится круг ее интересов.
Начиная с 30-х годов это направление науки нашло своих последователей в западноевропейских странах и, конечно же, в США. К середине прошлого столетия это научное направление оформилось, определились сферы его интересов и предметы изучения.
Другие слова
А • Б • В • Г • Д • Е • Ж • З • И • К • Л • М • Н • ОП • Р • С • Т • У • Ф • Х • Ц • Ч • Ш • Э • Ю • Я
- Кабинетная работа археолога
- Камеральная обработка находок
- Караново I культура
- Карасукская культура
- Карта (в археологии)
- Карта археологическая
- Карта культур
- Карта типа (ареала типа)
- Картография (в археологии)
- Катакомбные культуры (Catacomb-grave cultures)
- Категория (артефактов или сооружений)
- Квитянская культура
- Кебаранская культура
- Кембриджская референсная последовательность (CRS)
- Кёрёшская культура
- Киевская культура
- Клада
- Клан
- Класс
- Классификация
- Классификация (в узком смысле)
- Классификация (в широком смысле)
- Классификация типологическая (вторичная классификация)
- Кластер
- Кловис
- Коба́нская культура
- Ковариация
- Кокоревская культура
- Колоколовидных кубков культура
- Колонка культурно-стратиграфическая
- Колонка стратиграфическая локальная
- Колочинская культура
- Комбинаторный метод датирования
- Комбинационизм
- Коммунизм первобытный
- Коммуникационная теория культурой эволюции
- Компактность
- Компиляция
- Комплекс
- Комплекс замкнутый
- Комса – фосна – хенсбака культура
- Комса культура
- Конвергенция
- Конверсия и реконверсия информации
- Конкрет
- Консервация (в археологии)
- Конструктивизм
- Контекст археологический
- Контекст культурный
- Контекстный подход, контекстуализм (в археологии)
- Короткий тандемный повтор (STR – short tandem repeat)
- Корреляты
- Корреляционное поле (корреляционная таблица)
- Корреляция материального с нематериальным
- Косиннизм
- Костёнковская культура
- Костёнковско-авдеевская культура
- Котрадиция
- Крезвельская культура
- Критика археологических источников
- Критика археологических источников внешняя
- Критика археологических источников внутренняя
- Критика источников
- Критика письменных источников
- Критика письменных источников внешняя (малая)
- Критика письменных источников внутренняя (высшая)
- Кришская культура
- Кроманьонец
- Кросс-культурный анализ
- Кроссинговер
- Круг культур
- Кукрекская культура
- Култинская культура
- Культ
- Культура
- Культура археологизированная
- Культура археологическая
- Культура ископаемая
- Культура историческая
- Культура материальная (вещественная)
- Культура отдельная
- Культура подклошевых погребений
- Культура примитивная
- Культура этническая
- Культура этнографическая
- Культурализм
- Культурно-исторический процесс
- Культурно-хозяйственная зона
- Кумулятивные графики
- Кундская культура
- Курганная культура
- Куро-аракская культура