Методы оценки мышления у подростков и старших школьников. психодиагностика. немов

Важное значение и практическое применение Теории Множественных Интеллектов

Сейчас в Америке и некоторых странах Европы уже разрабатываются образовательные программы, которые используют разносторонний подход и включают в себя развитие всех девяти типов интеллекта.

Осознание того, что каждый человеческий мозг обладает совершенно уникальной конфигурацией способностей, меняет в корне поход к обучению людей.

Представьте, что есть два ученика, оба учат таблицу умножения. Одному очень легко дается процесс запоминания, второй мучается, тратит в десятки больше времени. Но! Это не означает, что у второго ученика более слабые когнитивные способности, может даже действовать обратное утверждение – второй ученик возможно обладает более глубоким потенциалом к математике. Например, не пытаясь как первый ученик просто запомнить с помощью визуальной памяти без особого понимания, второй ученик старается рассмотреть и понять все более детально и глубоко.

Если изменить подход и способ донесения информации можно взрастить гениального способного человека. Разностороннее понимание мозга и интеллекта ученика помогает преподавателям успешно развивать и обучать детей, не способных к традиционным методикам образования.

Говард Гарднер утверждает, что важные идеи должны объясняться разными способами – соответственно способностям обучаемых – кто-то запоминает материал лучше всего в процессе игры, кто-то, просто читая материал, некоторые запоминают визуальные разъяснения и так далее.

Нельзя себя и других недооценивать. Каждый человек талантлив по-своему, имеет уникальный набор характеристик мозга, и, если какой-то из интеллектов развит слабее – это не приговор и не сигнал слабых способностей и возможностей человека. Нужно просто правильно оценить весь комплекс, все составляющие интеллекта и найти правильный способ обучения.

Зачем я вообще написал эту статью?

Во-первых, может быть, хоть немного облегчу задачу тем, кто этот интеллект должен каким-то образом оценивать. Во-вторых, усложню задачу любителям оценивать интеллект в повседневной жизни, по нескольким первым словам собеседника. Не так всё просто! И вот вам живой пример.

В ходе моей трудовой деятельности (точнее сказать — служебной деятельности) мне доводилось общаться с самыми разными людьми, причём со всех концов России. И я подметил, что половина из них произносят слова — «позвОнишь», «позвОнят», вместо «позвонИшь», «позвонЯт». Многие бы уже сделали об этих людях выводы, что у них низкий уровень интеллекта, или как минимум ниже среднего.

Но почему, собственно? Ведь такое «неправильное» произношение для многих просто удобнее и привычнее! Но это даже не главное. ОТКУДА ВЫ ВООБЩЕ ВЗЯЛИ, ЧТО ПРАВИЛЬНО, А ЧТО НЕПРАВИЛЬНО? Из словаря? А кто составил словарь? Да такой же человек, как и вы, как и я, как и они! Кстати, в разных словарях есть разные варианты произношения этого слова.
И если вы произносите «звонИшь», то произносите тогда и «дружИшь», «варИшь», «дарИшь». Эти слова не я придумал, они тоже из словарей взяты и их тоже навязывали в разное время как нормы русского языка.

Ну, лично я (если кому интересно) слово «звонишь» произношу и так и так, а то будете думать, что я здесь свою точку зрения отстаиваю. Дело не в этом. Просто РАЗВЕ МОЖНО ПО ТАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАТЬ ИНТЕЛЛЕКТ ЧЕЛОВЕКА? А ведь оценивают же! И самое главное, кто оценивает? Люди, которым сказали, что «вот так правильно, а так неправильно», и они теперь как попугаи это повторяют, даже не пытаясь осмыслить. А такое «попугайство», знаете ли, далеко не признак высокого интеллекта. Так что, прежде, чем оценивать других — оцените-ка свой собственный интеллект для начала!

Если кто посчитает концовку статьи слишком резкой — прошу меня извинить: я не ставил себе цель кого-то обидеть, просто хотел заставить немножко задуматься.

Под уровнем интеллекта обычно понимается количественная оценка умственных возможностей личности. Интеллект всегда отражает способности человека к обучению и развитию. Чем более широкая картина мира формируется у отдельного индивида, тем более высоким можно назвать уровень IQ. Традиционно уровень интеллекта измеряется тестом Айзенка, который формирует достаточно точный результат в количественных показателях. Исследование уровня интеллекта сегодня может пройти любой человек.

О чём не говорят баллы IQ

Успех в труде

С помощью тестов психологи хотели предсказать, насколько хорошо человек подходит для определённой деятельности. На деле оказалось, что баллы IQ не позволяют прогнозировать успех в работе. Деятельность человека слишком сложна и не укладывается в шкалы одного теста. Поэтому были разработаны специальные методики оценки математических способностей, памяти, креативности и профориентации.

Общественная ценность

Умственные способности — пусть и важный, но лишь один из ресурсов человека. Гораздо важнее то, как вы распоряжаетесь своими способностями. Рекордсмены IQ-тестов создали организацию Mensa International: туда берут лишь 2% испытуемых с самыми высокими показателями интеллекта. Члены Mensa пока не прославились ни выдающимися научными открытиями, ни другим вкладом в общественное развитие.

Эффективность

Показатели IQ не говорят о способности человека эффективно взаимодействовать с другими, быстро адаптироваться к новым условиям, брать на себя ответственность и находить силы двигаться вперёд несмотря на неудачи. В индустриальную эпоху знания и память играли ведущую роль, сейчас эти функции берёт на себя смартфон. Поэтому особую ценность приобретают исключительно человеческие способности: понимать и выражать эмоции, проявлять сочувствие и гибкость, учитывать интересы разных групп и мыслить критически. В отличие от общего интеллекта, эти способности (мягкие навыки) можно развить через образовательные практики и тренинги.

Что означает полученный индекс?

Если вы прошли только один тест – запишите количество полученных баллов и соответствующий ему уровень айкью, который вам выдала программа и найдите его значение в таблице.

Уровень IQ % людей Описание
менее 20 0,20% Люди с тяжёлыми формами умственной отсталости. Как правило, они практически не поддаются обучению, не могут заботиться о себе  и находятся под постоянной опекой.
от 21 до 50 2% Это люди со средней формой слабоумия. Они неспособны обучаться, но вполне успешно могут позаботиться о себе.
от 51 до 70 7% Лёгкая форма умственной отсталости. Они могут обучаться в специальных заведениях и могут успешно заботиться о себе.
от 71 до 80 10% Люди с небольшой умственной отсталостью. Чаще всего они не обучаются в специальных заведениях, а оканчивают обычные школы хоть и с низкими оценками.
от 81 до 90 10% Интеллект ниже среднего. Эти люди чаще всего нормально учатся в средних учебных заведениях, однако, высшее образование получают редко и работают в сфере связанной с физическим трудом.
от 91 до 100 25% Средний показатель интеллекта. Такие люди успешно оканчивают школу, поступают в вузы, работают на средних должностях не связанных с наукой, математикой и т.п.
от 101 до 110 25% Средний показатель интеллекта. Такие люди могут окончить любой вуз, добиться определённых высот в науке и бизнесе на средних руководящих постах.
от 111 до 120 12% Интеллект выше среднего. Такие люди учатся всю жизнь и в зависимости от своего трудолюбия могут достичь значительных высот.
от 121 до 130 6% Высокий интеллект. Это люди с хорошими умственными способностями, как правило, круглые отличники в школе и институте.
от 131 до 140 3% Очень высокий интеллект. Незаурядные личности способные достигнуть отличных успехов в бизнесе и науке. Выдающиеся учёные, деятели искусств и т.п.
выше 140 0,20% Этих людей принято называть гениями. Они крайне неординарные и выдающиеся личности, в качестве примера можно привести Билла Гейтса и Стива Хокинга.

Как успешно пройти вербальные тесты?

1. Рекомендуется вначале полностью прочитать текст, далее приступить к чтению утверждения, потом вернуться к предложениям, содержащим информацию о данном утверждении, и аккуратно решить, какой вариант ответа является правильным.

2. Выстраивайте логические суждения, основываясь только на информации, содержащейся в тексте

Это очень важно, иначе вы ответите на множество вопросов неправильно. Вербальные тесты не оценивают ваш кругозор, они оценивают, как хорошо вы понимаете информацию

3. Оцените примерное количество времени для решения одного вопроса, таким образом, вы будете лучше понимать, когда нужно переходить к следующему.

Вопросы про вербальные тесты

Q: Как будет выглядеть тест, который мне назначат? Вербальные тесты чаще всего состоят из текста и ряда утверждений относительно него. Вам нужно будет ответить, являются ли данные утверждения правдивыми, ложными или без дополнительной информации нельзя утверждать. Иногда работодатели используют тесты с вопросами типа «Какое слово лишнее». Но такие тесты используются редко, поскольку зависят от культурных особенностей.

Q: Какие навыки оценивает тест? Вербальные тесты разработаны, чтобы проверить навыки анализа текстовой информации, то как вы умеете понимать текст, рассуждать и строить логические умозаключения. Тест определяет, спешите ли вы с выводами или понимаете смысловые ограничения, заложенные в тексте. Если говорится, что о чем-то поступил доклад, то это не означает, что информация из доклада соответствует действительности; данное предложение сообщает только о факте доклада и не более. Другой классический пример: если в доме загорелся свет, то это не означает, что там кто-то есть

Тест проверяет умения концентрировать внимание на фактах. Обратите внимание, что юристам и адвокатам всегда назначают вербальный тест при приеме на работу

Q: Нужно ли уметь быстро читать? Это может помочь, но более важным является то, как хорошо вы воспринимаете информацию и отличаете факты от предположений. Вербальные тесты обычно ограничены во времени. Проверяющему будет доступна информация о том, на сколько вопросов вы успели ответить и сколь ответов были даны правильно. Поэтому вам нужно найти баланс между скоростью и качеством. В большинстве тестов ответить на все вопросы за отведенное время очень трудно. Однако, на некоторые тесты отводится достаточно времени и они проверяют только ваше умение анализировать информацию.

Вербальный тест при приеме на работу

Если работодатель назначил вам тест, попробуйте уточнить какой компанией он был разработан. Вы можете перейти на сайт данной компании и получить больше информации о тесте и возможно ознакомиться с примерами. Обычно работодатели используют следующие тесты:

Вербальный тест SHL – одни из наиболее часто применяемых тестов, скорее всего вы с ними столкнетесь во время поиска работы. Их вербальный тест имеет ограничение по времени 17-19 минут. Чтобы показать хороший результат, нужно анализировать информацию быстро и точно. Пройдите вербальный тест онлайн и проверьте свои способности.

Тест Talent q – главное отличие данного теста заключается в том, что он адаптивный. Сложность каждого следующего вопроса определяется автоматически в зависимости от ответа на предыдущий вопрос. Таким образом, если вы правильно отвечаете на вопросы, тест становится более сложным, для того, чтобы быстро определить уровень ваших способностей.

Вербальный тест Cubiks – разработан для оценки кандидатов по вербальному мышлению, ориентированному на бизнес. Обычно на каждый вопрос отводится меньше минуты.

Тест Kenexa/PSL – данная серия тестов состоит из двух уровней: общий уровень и выпускник/управленец. Общий уровень содержит 24 вопроса, на решение отводится 18 минут. Уровень выпускник/управленец состоит из 32 вопросов, на решение которых отводится 25 минут.

И напоследок…

После того, как пройдете вербальный тест, начните готовиться к следующему. Наряду с вербальным, работодатели часто применяют числовые тесты. Плохой результат, продемонстрированный в одном тесте, не может быть причиной, что бы сразу исключить вас из списка кандидатов

Поэтому, если вы считаете, что плохо справились с тестом, постарайтесь не обращать на это внимание, и хорошо пройти оставшиеся испытания

Ответы на задачи словесного субтеста теста Айзенка

1. ГАЗ.
2. БОЙ.
3. ЖИВОТ. Все остальные слова обозначают спортивные игры: хоккей, теннис, футбол.
4. ЕЛЬ.
5. ЛАМА.
6. РЯД.
7. ПУШКИН. Все остальные слова — фамилии певцов: Собинов, Шаляпин, Карузо.
8. ЧЕРНО.
9. КЛЮЧ.
10. СОК.
11. ЦВЕТНИК. Все остальные слова обозначают средства связи: почта, телеграф, радио.
12. ВОДО.
13. ПИР.
14. БРАНЬ.
15. ВИШНЯ. Все остальные слова содержат букву А: апельсин, капуста, кабачок, груша.
16. ОЛ.
17. БЕС.
18. СТУЛ. Все остальные слова обозначают цветы: лютик,
тюльпан, фиалка, роза.
19. ОМ.
20. СКАТ.
21. ОБРАЗ.
22. ОРЕХ. Все остальные слова обозначают породы собак: овчарка, бульдог, пудель.
23. ВАЛ.
24. ЕСТЬ.
25. РАЙ.
26. ПАРИЖ. Все остальные слова — названия разных рек: Темза, Волга, Нигер.
27. ВОРОТ.
28. КЛАД.
29. БЕЛГРАД. Остальные слова содержат букву О: Осло, Токио, Торонто.
30. АЙКА.
31. ИНА.
32. ЛАСКА.
33. КОТ.
34. ДЕЛЬФИН. Остальные слова — орел, воробей, жаворонок — птицы.
35. ОТ.
36. ЛУК.
37. ЭЙНШТЕЙН. Остальные слова — фамилии знаменитых писателей: Диккенс, Чехов, Бальзак, Толстой.
38. ПОБЕГ.
39. ЕНА.
40. ПОВОД.
41. ТОЛ.
42. ТЕЛЕВИЗОР. Остальные слова обозначают насекомых: москит, термит, комар.
43. ФАЛАНГА.
44. МАК.
45. ОЧКА.
46. СЕМАФОР. Остальные слова обозначают животных: коза, бобер, лошадь.
47. ЕНЬ.
48. РОГ.
49. ОЛЬ.
50. СКРИПКА. Все остальные слова обозначают членов семьи: брат, сестра, мать, внучка.

Как развить интеллект: 5 несложных способов

<?php if (! is_single (array(883, 15772))) { ??><?php } ??>Повысить свои интеллектуальные способности гораздо проще, чем вы думаете.

Не нужно тратить огромные деньги, не надо пить какие-то лекарства, не обязательно изводить себя длительными тренировками.

Повысить интеллект можно при помощи:

Читайте как можно больше: и специализированную литературу, и научную, и мемуары, и биографии, и художественную литературу.

Так вы накопите достаточно знаний, чтобы уметь поддержать разговор в любом обществе.

А вот любовные романы и примитивные детективы из современных серий сдайте же сегодня в макулатуру.

Во-первых, такие знания пригодятся всегда, например, во время поездки за границу.

Во-вторых, изучение иностранных слов отлично тренирует мозги и улучшает их способности.

К тому же, знание нескольких иностранных языков поможет вам найти хорошую работу.

Головоломок, шахмат, пасьянса и прочих развивающих игр.

Они отлично тренируют логическое мышление, заставляют шевелиться серое вещество, и концентрацию внимания.

Чем раньше ребенок знакомится с развивающими играми, тем лучше для него, однако и для взрослых такая методика эффективна.

Занятия точными науками.

Увы и ах, гуманитарии, но именно математика, физика и прочие точные науки способны повысить интеллект
.

Если вам уже поздно получать высшее образование или вы вполне довольны своей профессией и не хотите ее менять, то займитесь математикой, как любитель: решайте задачки, пойдите в профильный кружок.

А знаете ли вы, как измерить свой уровень интеллекта?

Проходили IQ тест в школе/университете/при приеме на работу?

Или считаете, что все это полная ерунда? Давайте разбираться!

Смотрим видеоролик:

Большого количества полезной информации каждый день.

Ваш мозг должен постоянно работать и находиться в активном состоянии.

Не позволяйте ему атрофироваться и зарастать сорняками.

Потом эти заросли будет сложно выкорчевывать.

В связи с тем что разнообразные технологии в настоящее время активно развиваются, в данном обзоре стоит поговорить о том, что такое интеллект.

Вряд ли какой-нибудь человек может сообщить другим, что он недостаточно развит в интеллектуальном плане. Согласитесь, что все мы считаем себя умными. Но это вовсе не означает, что к данному вопросу нет интереса. Скорее даже наоборот, интерес есть, и многие если не пытаются развивать интеллект, то по крайней мере хотят сохранить его на возможно большее время.

Психологические основы метода

Определение типа темперамента, исходя из исследований Айзенка, возможно при выявлении двух свойств: экстраверсии и нейротизма. Сочетание этих характеристик и их выраженность формирует определенный тип личности.

Это интересно

Интересный факт! Исследования, которые вошли в основу будущего теста, проводились на солдатах-невротиках.

Экстраверсия

  • Типичный экстраверт. Открытый и общительный, чувствует необходимость находиться в социуме, где проявляет высокую активность. Преобладают положительные эмоции, контроль чувств снижен.
  • Типичный интроверт. Замкнутый, слабо контактный с людьми человек, который предпочитает внешнему миру внутренний. Любит самоанализ, из-за чего серьезен при принятии решений, предпочитает не рисковать. Эмоциональный фон направлен в сторону негатива, но вывести интроверта из себя очень сложно.

Нейротизм

  • Устойчивость. Характеризуется умением приспосабливаться к различным переменам, добиваться своей цели, не реагируя на окружающие раздражители. Такой человек редко беспокоится или боится будущего. Характерна сниженная эмоциональность.
  • Лабильность. Плохой уровень адаптации к переменам, а также постоянное переживание и страх. Выражается в быстрой смене настроений и плохом контроле чувств. Такого человека легко сбить с намеченного пути.

Методика проведения теста и результаты

Опросник состоит из 57 утверждений, с каждым из которых можно согласиться, не согласиться или пропустить. Определенные блоки вопросов направлены на оценивание одного критерия, однако для того, чтобы оценить искренность и исключить намеренные ответы, все группы перемешаны между собой. За каждый ответ начисляются баллы: «Да» — 2 балла, «Нет» — 0 баллов и «Не знаю» — 1 балл. После этого, исходя из знания, какое утверждение какой признак характеризует, подсчитываются баллы для каждого критерия, то есть, для экстраверсии, нейротизма и искренности.

Интерпретация результатов теста производится с помощью системы координат, где вертикальная ось – это нейротизм, а горизонтальная – экстраверсия. Система выглядит следующим образом:

Таким образом выясняют определенный тип темперамента. Однако Суходольский предложил некое уточнение для данного теста, которое проиллюстрировано в следующей системе:

В интерпретации результатов по Суходольскому тип темперамента определяется более точно, так как система содержит пограничные состояния.

Наиболее часто используется шкала результатов, разработанная Айзенком, исходя из которой, результаты следует воспринимать следующим образом:

  • Холерик – сильный, активный, неуравновешенный;
  • Сангвиник – сильный, активный, уравновешенный;
  • Флегматик – сильный, неактивный (инертный), уравновешенный;
  • Меланхолик – слабый, неактивный, неуравновешенный.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector