Субъект в психологии — что это? отвечаем на вопрос

Труды Ж.-П. Сартра

Автор раскрывает субъектность в двух аспектах. С одной стороны – индивид выбирает себя самостоятельно. В рамках второго аспекта человек не в состоянии выйти за грани субъектности. Сартр настаивает на последней позиции. Личность всегда придумывает, изобретает и себя, и свои ценности. В жизни не будет смысла, пока индивид ее не проживет и не осознает. Из этого следует, что человек – центр мира. Но при этом он не внутри, а вне себя. Он находится в постоянном движении в будущее, стремлении в неизведанное. За все, что он делает, он несет ответственность. Стремясь к своей свободе, человек выявляет зависимость от чужой, ограничивающей его. Выбирая себя, индивид формулирует образ в целом. Возникающая ограниченность фиксируется в конкретных поступках, их совокупности и в жизни в целом. Можно сказать, что в качестве ключевой темы в экзистенциализме выступало существование человека в отчужденном комплексе социальных отношений. Последователи теории указывали, что индивид обречен на свободу, если он не хочет погибнуть духовно. Человек и мир имеют будущее только в том случае, когда субъект находит силы жить и творить.

Характеристики субъектности

Согласно С. Л. Рубинштейну, субъектность трактуется как способность человека производить изменения в мире и в себе самом. Эта способность формируется в ходе исторического и индивидуального развития. Субъекта в данном случае характеризуют такие качества, как активность, способность к развитию и интеграции, самодетерминации, саморегуляции, самодвижению и самосовершенствованию.

Е. Н. Волкова определяет субъектность через категорию «отношение»: отношение к себе как к деятелю и такое же отношение другим людям. С ней согласен В. Н. Мясищев, который считает такие отношения «сердцевиной» человеческой жизни, потому что именно в них проявляются цели человека, его чувства к другому, уровень способностей во время взаимодействия с другими людьми.

И. В. Дуденкова указывает также на принцип автономии разума и принцип рефлексии.

А. Г. Асмолов рассматривает субъектность как характеристику деятельности, выражающую ее внутренний смысл. Для Асмолова субъектность тесно связана с мотивацией.
А. Н. Ильин пишет о том, что субъектность находится в общем онтологическом пространстве со свободой и ответственностью.

В. И. Слободчиков видит в субъектности способность человека управлять своими действиями, реально-практически преобразовывать свою деятельность, планировать способы действий, реализовывать программы, контролировать ход и оценировать результаты своих действий.

С. С. Кашлев и С. Н. Глазачев подразумевают под субъектом «носителя предметно-практической деятельности и познания в той мере, в какой он включается посредством реальной деятельности в процесс непосредственного преобразования и познания окружающей действительности».

Современный психолог М. Н. Цыганкова рассматривает субъектность как ведущий фактор личностного и профессионального самоопределения в юношеском возрасте. Согласно ее рекомендациям, формирование и развитие субъектности в рамках профориентационных мероприятий значительно повышает их эффективность.

Определяя субъектность как интегративную характеристику личности, отражающую способность к самодетерминации, М. Н. Цыганкова отмечает, что в профессиональном самоопределении данная характеристика представляет способность самостоятельно направлять и определять (детерминировать) свое профессиональное развитие. Высокий уровень субъектности в сфере профессионального самоопределения, согласно ее исследованиям, выражается в следующих характеристиках:

— самостоятельная постановка целей и осмысленность жизни;

— адекватная самооценка и ауторефлексия личных способностей, возможностей, мотивов и профессиональных интересов;

— наличие представлений о стратегии личного будущего и компетентность в средствах ее достижения;

— сформированные профессиональные предпочтения и планы, знание путей их реализации и особенностей приоритетных сфер профессиональной деятельности;

— способность осуществлять подготовку и достижение профессиональной самореализации путем активной и творческой деятельности;

— саморегуляция на основе интернального локуса контроля;

— опосредованность внешних факторов самоопределения автономностью личности.

И. А. Серегина предлагает структуру субъектности, которая включает в себя сознательную творческую активность, способность к рефлексии, осознание собственной уникальности, понимание и принятие другого.

Раздел II. Человек как субъект деятельности или общая психология личности Лекция 1. Основные стратегии определения личности в психологии.

1. Проблема личности в психологии. Личность в широком и узком смыслах.

Человек представляет собой и биологическое, и социальное существо. Это обусловило возникновение двух трактовок понятия личность широкой и и узкой.

Авторы, придерживающиеся более широкого понимания личности, включают в ее структуру как индивидуальные биологически, обусловленные характеристики, так и социально обусловленные качества. При таком понимании термина «личность» его значение практически совпадает с понятием конкретного, отдельного человека.

Представление о личности в узком смысле наиболее четко сформулировано в работе А. Н. Леонтьева.Личность —особого рода целостность, представляющая собой совокупность социально обусловленных качеств, которая возникает на сравнительно поздних этапах онтогенетического развития и порождается специфически человеческими отношениями. По А.Н. Леонтьеву природные индивидуальные свойства: морфологические, физиологические, а также некоторые индивидуально приобретенные психологические особенности человека, к собственно личностным свойствам не относятся. Они характеризуют человека как индивида.

Индивид — человек как представитель рода Homo Sapiens, единичное природное существо. К индивидным свойствам относятся пол, возраст, тип нервной системы, расовая принадлежность, межполушарная асимметрия и др.

Личность — человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

Индивид — это скорее та реальность, которая заключена в границах тел человека, в то время как личность — образование, не только выходящее за пределы этого тела, но и формирующееся во внешнем пространстве социальных отношений.

«Возрастная невменяемость»

В части 3 ст. 20 УК РФ содержится положение о том, что, если несовершеннолетний достиг возраста уголовной ответственности, но при этом имеет отставание в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, вследствие чего не мог в полной мере сознавать фактический характер и общественную опасность своего деяния либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности. Законодатель говорит здесь о «возрастной невменяемости». Она отличается от невменяемости, регламентируемой ст. 21 УК РФ, отсутствием медицинского критерия

Здесь важно, что задержка в психофизическом развитии несовершеннолетнего связана не с его психическим расстройством или болезнью, а с возрастными особенностями индивидуального развития подростка. Отставание в психическом развитии может происходить вследствие грубых ошибок в воспитании ребенка, черепно-мозговых травм, длительных заболеваний и т.п

К признакам «возрастной невменяемости» можно отнести следующее:

1) лицо достигло возраста уголовной ответственности (14 или 16 лет);

2) лицо отстало в психическом развитии, поскольку развитие отстает от паспортного возраста;

3) причины отставания социальные, клинические не связаны с психическими расстройствами;

4) лицо в момент совершения общественно опасного деяния не могло в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими.

Похожие термины:

активно действующий, обладающий сознанием и волей гражданин, объединение граждан, общество, государство

Предполагает совместную деятельность педагога и воспитанника, способность делать что-то важное для каждого из них вместе. Когда они делают что-то новое (объективно и субъективно), то возникает сит

в единице языкового мышления это та часть, которая фиксирует «прямое» (созерцательное) представление об объекте и зависит от особенностей представляющего

Логическая функция субъекта мысли сост

это тип отношений, складывающихся в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения, состоящих в сохранении позиции обучающегося как объекта воздействия. При этом учащийся остается

гражданин, группа граждан, организации, государство, общество.

человек, объединение людей, способных осознанно или бессознательно, профессионально или по долгу совести создавать условия для разностороннего или направленного развития, воспитания себя или др

общество в лице государственных органов власти и органов местного самоуправления, юридических и физических лиц. Общество осуществляет образование взрослых как активных участников созидательно

понятие, которое благодаря введенному Б.Ф. Ломовым принципу субъект-субъектных отношений позволило преодолеть представление о личности как единственном инициаторе общения, лишь обладающем необ

преподаватель вместе с учебной группой. Входя в субъект обучения в качестве его части, преподаватель (субъект преподавания) осуществляет деятельность, обозначаемую термином преподавание, а кажды

это тип отношений, складывающийся в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения, состоящих в создании паритетного участия обучающихся и обучающих в организации и осуществлении с

философское понятие, в раскрытии существа которого В.А.Лекторским, С.Л.Рубинштейном и др. были введены методологически существенные для психологии характеристики субъекта, которые затем позволил

индивид или группа преподавателей, осуществляющие все или некоторые функции преподавания. Вследствие разделения труда, одни преподаватели могут осуществлять функцию отбора информации для усвое

философская – этико-антропологическая концепция, разработанная С.Л.Рубинш­тейном в книге «Человек и мир», которая опиралась на психологические концепции жизненного пути Ш.Бюлер и раннего Рубинш

нравственной деятельности индивидуального сознания, активно проявляемая индивидуальность. Личности свойственно утверждать себя в жизни, самоактуализируя свою изначально заложенную в сознании

активная саморазвивающаяся личность, стремящаяся к удовлетворению своих потребностей в деятельности и в общении, усваивающая и критически перерабатывающая в конкретных условиях воспитательные

познающий и действующий в образовательном процессе человек; личность, для деятельности которой характерны качественные характеристики: самостоятельная, предметная, совместная и творческая.

физическое или юридическое лицо (учреждение образования, предприятие, организация), осуществляющее образовательную деятельность. (Про освіту : Закон України від 05.09.2017 р. № 2145-V

(социального педагога) – проявление личностной позиции и своеобразия в профессиональной деятельности.

самостоятельно порожденная конкретной личностью творческая активность по преобразованию среды и своих ценностных отношений с ней.

это осознанные и принятые человеком общие смыслы его жизни.

Субъект через объект

Можно рассматривать термин «субъект» как все то, что не является объектом, и наоборот. Субъект — это Я. Все то, на что человек может указать, является объектом. При этом Я никогда не будет объектом. Под «Я» в данном случае имеется в виду восприятие. «Что такое тогда самовосприятие?», — спросите вы.

Самовосприятие в ходе оперирования данными категориями приравнивается к термину «восприятие», которое не может стать объектом, так как это и есть мы. Воспринимать можно отдельные предметы, явления и даже свое тело — это объекты, но когда мы мыслим о нашем восприятии, объектами становятся мысли, а не восприятие. Поэтому субъектом можно назвать совокупность всех воспринимаемых нами объектов.

Человек может отделить восприятие одной вещи от восприятия другой, но целостное восприятие нельзя ни от чего отделить и ни с чем сравнить. Так как объекты мы можем сопоставлять друг другу, сравнивать, видеть некоторые из них одновременно, но с полным восприятием таких манипуляций провести невозможно.

Что такое человеческая субъективность?

Под субъективностью человека, в свою очередь, понимается качество личности, которое не просто превращает его в независимый от других людей субъект, но также и характеризует как активного пользователя этой самой независимостью.

Человек, таким образом, становится «субъективным», когда начинает позиционировать себя в обществе, ориентируясь исключительно на внутренние убеждения и установки и в то же время задействуя свою личностную субъектность — как ресурс, базу для соответствующего позиционирования.

На практике субъективность человека может выражаться (если говорить категориями примеров, указанных выше) в осуществлении личной, формируемой исходя из собственных убеждений оценки деятельности кандидатов перед голосованием на выборах. В деловых правоотношениях субъективность может выражаться в предложении партнерам включить в договор те пункты, которые человек считает необходимым наблюдать в соответствующем контракте.

Отметим, что есть и другая трактовка термина «субъективность» — как синонима самоуверенности, необъективности, несправедливой оценки человеком той или иной ситуации. Данное понимание, собственно, может и не противоречить тому, что рассмотрено нами выше, поскольку практическое пользование человеком своей субъектностью зачастую сопровождается самоуверенным и необъективным анализом ситуаций и действий.

Однако субъективность в первом значении (как механизм практической реализации субъектности) не всегда бывает «субъективной» — то есть характеризующейся самоуверенностью. Вполне возможно, что человек изберет кандидата или определит условия по договору с партнером, исходя из объективного анализа ситуации, использовав советы других людей. В этом случае его субъективность — в значении механизма реализации субъектности — будет как раз таки объективной.

Литература

на русском языке
на других языках
  • Bandura, A. (1986). Social Foundations of Thought and Action: A Social Cognitive Theory, Prentice-Hall, Englewood Cliffs, NJ Bormann, 1996
  • – Describes the form of agency.
  • Guo, K.J., Yolles, M., Fink, G., Iles, P. The Changing Organisation: Agency Theory in a Cross-cultural Context, Cambridge: Cambridge University Press, 2016
  • Juarrero, Alicia (1999). Dynamics in Action: Intentional Behavior as a Complex System (MIT Press). Examines agency from the perspective of complexity theory. Reconceptualizes intentional causality in terms of whole-part context-sensitive constraints.
  • Ross, S. A. (1973), «The Economic Theory of Agency: The Principal’s Problem», The American Economic Review Т. 63 (2): 134–139

Особенности

Субъектность как личное качество стала впервые рассматриваться Гегелем. Он трактовал ее как определенность, тождественную с бытием. При этом в существующих определениях характеристики субъектности даются с разных аспектов. В первую очередь, в плане постоянства качества эта категория неизменная во времени. Во-вторых, человеческая субъектность рассматривалась в соотношении со свойством. По Гегелю, потеря признака не меняет вещи, но при изменении качества сам предмет изменяется. Третий аспект понимания – рассмотрение субъектности как системы свойств. Четвертый – через соотношения с качествами прочих объектов.

Постмодернистские теории

В них стираются границы между классами, национальностями, социальными институтами. В рамках теорий мир представлен как абстрактное общество. В качестве опоры выступает индивидуальность. Поскольку твердый комплекс ценностей отсутствует, нет и отношения к ним. В таких условиях теряется значение и индивидуальности. Многие исследователи считают, что субъект при таких обстоятельствах разрушается. Чтобы выжить, ему нужно или становиться приспособленцем и принимать мир таким, какой он есть, или оставаться личностью хотя бы на эмоциональном уровне

При изучении рассматриваемой категории американские философы особое внимание обращают на вопросы свободы. Они поддерживают мнение, что субъектность – это элемент конфликта власти и народа

Индивид борется за свободу, пытается изменить или разрушить устои и создать новый комплекс ценностей. Личность существует в постоянном противостоянии с непрерывно изменяющимся миром. Соответственно, субъектность – это постоянно преобразуемая категория.

Личность

Только внедряясь в микросоциум, а затем в социум, индивид начинает развиваться как личность. Если размышлять математически, то для становления социального субъекта необходимо как минимум два человека.

Маугли нельзя назвать личностью, так как он не взаимодействовал с людьми. Он развивался в обществе, но ином, не человеческом.

Однако существует несколько уровней развития социальных субъектов: на первом формируются психические процессы, на втором — интеллект, на третьем — общая культура и воспитанность, далее развиваются коммуникативные и социальные навыки и т. д.

Человека воспитанного легко отличить от того, у кого культуры явно не хватает.

Неоднозначное понимание

В такой науке, как психология, личность — субъект деятельности, и она же — объект. Начиная с середины прошлого века взгляды данной отрасли знания на позиции субъекта и объекта несколько изменились.

Человек, который работает, учится, общается, раньше по праву считался объектом исследований

Все верно, ведь на нем сфокусировано внимание того, кто этим занимается — субъекта

Но если говорить об активности и пассивности, то работающий, учащийся и другая действующая личность не может быть объектом. Сам процесс делания переводит ее из состояния пассивного в активное.

Поэтому сейчас наиболее корректно говорить так: объектом психологических исследований в той или иной сфере является человек или группа людей как субъект какой-либо деятельности.

Такая неоднозначность понятий «субъект» и «объект» прослеживается в сфере «человек — человек», где последний бывает то активным, то пассивным участником процесса.

Если врач дает наставления своему пациенту, и тот их исполняет, он одновременно является объектом терапевтического процесса (у него есть наставник, который поставил перед ним ряд конкретных задач) и его же субъектом (так как сам берет таблетку, выпивает ее, делает себе компрессы и т. д.).

В случае с врачом-хирургом пациент будет лишь объектом в процессе оперирования, ведь он пассивен и находится под наркозом.

Персонализм

Идеи этого философского направления развивали Шестов, Лосский, Бердяев. В рамках персонализма выдвигалась идея о божественности личности, несводимости ее к природным и социальным признакам. Общество представлялось как совокупность индивидов. По мнению Бердяева, человек расценивает себя в первую очередь в качестве субъекта. Тайна индивида раскрывается во внутреннем его существовании. В объективизации человека она закрывается. Индивид узнает о себе только то, что отчуждено от его внутреннего существования. Он не принадлежит объективному миру целиком, а имеет свое пространство, несоизмеримую с природой судьбу. В трудах Лосского центральное значение придается тому, что проявления субъектности ученика сугубо индивидуальны. Носитель органического единства представляет собой «субстанциального деятеля». При этом, по мнению Лосского, он выступает не как личность, а как некоторая ее потенция. В ней выражается творческое, активное начало мира, которое вложено непосредственно в его субстанцию. Персонализм рассматривает личность и индивида. Последний существует в рамках сложного переплетения общественных взаимодействий. Он подчиняется тем изменениям, которые происходят в мире. Именно это препятствует выражению собственного Я индивида. Личность, в свою очередь, реализуя волю, утверждает себя. Она преодолевает социальные преграды и конечность жизни.

Определение субъектности

Впервые термин «субъектность» употребил А. Н. Леонтьев в работе «Деятельность. Сознание. Личность» в 1977 году. Под «субъектностью» Леонтьев понимает определенный набор качеств человека, которые характеризуют сферу его деятельностных способностей, его способность к самодетерминации, творческой активности и др.

Наиболее точным аналогом в зарубежной психологии является слово «agency», которое вошло в лексикон с 1980-х. Оно обозначает способность человека быть агентом (субъектом), то есть активно действующим лицом, движущей силой действия.

По одному из определений, agency — это «осуществленная возможность людей воздействовать на их мир, а не только познавать его и приписывать ему личную или интерсубъективную значимость. Эта способность представляет собой присущую людям силу действовать целенаправленно и рефлексивно, находясь между собой в более или менее сложных взаимоотношениях, корректируя и переделывая мир, в котором они живут, в обстоятельствах, в которых они могут считать желательными и возможными разные направления действий, хотя не обязательно под одним и тем же углом зрения» .

К наиболее признанным относится теория Р. Харре, который считает: «Наиболее общим требованием к любому существу, чтобы его можно было считать субъектом, является то, чтобы оно обладало определенной степенью автономии. Под этим я подразумеваю, что его поведение (действия и акты) не полностью детерминированы условиями его непосредственного окружения» . Полноправный субъект (agent), считает Харре, умеет дистанцироваться как от воздействия окружения, так и от тех принципов, на которых основывалось поведение до настоящего момента. «Человек является совершенным субъектом по отношению к определенной категории действий, если и тенденция действовать, и тенденция воздерживаться от действия в его власти».

Субъективное и объективное мнение

Как понятие «субъект» противопоставляется понятию «объект», так и «субъективность» противопоставляется «объективности».

Субъект хоть и занимает активную позицию, все же у него есть один весомый «недостаток»: он видит мир только с одной точки — с позиции своего восприятия.

Вернемся к примеру с гитарой. Представим, что в кругу сидят люди, а по центру стоит музыкальный инструмент. Человек, к которому она повернута тыльной стороной, будет с полной уверенностью утверждать, что она не имеет струн, гриф неизвестно как крепится, а о толщине не сможет сказать ни слова. Тот же, кто сидит напротив, наоборот, будет яростно убеждать оппонента в том, что струны все-таки присутствуют. Видящий гитару в профиль не будет сомневаться, что это достаточно узкий предмет, и т. д.

Субъективных мнений может быть тысяча, а объект один — гитара. Если кто-то из участников встанет и обойдет круг, то в этом случае он сможет описать предмет объективно.

Исходя из данного уравнения, можно говорить о том, что объективное мнение — это совокупность субъективных.

Отрасли психологии

В наши дни психология стала невероятно популярной. В эру компьютерных технологий и искусственного интеллекта человечеству в качестве сравнения стало интересно изучать душу человека.

Разделы психологии формируются исходя из того, на чьей психике фокусируется внимание, в каких условиях он находится. Задействуется и много других критериев

Если молодая девушка без психологического образования скажет, что увлекается психологией, скорее всего, она имеет в виду психологию отношений или семейную психологию.

Наиболее популярными и нужными можно назвать следующие отрасли: общая, так как без нее никуда; социальная; возрастная или психология развития; педагогическая; медицинская; военная; юридическая; гендерная; семейная; патопсихология; дифференциальная и т. д.

Общие признаки

Субъект в философии представляет собой источник познания и изменения действительности. Он является носителем активности, осуществляющим преобразование в самом себе и остальных людях. Субъект – целостное, целеполагающее, свободное и развивающееся существо, воспринимающее, кроме прочего, окружающий мир. Он рассматривается в философии с двух сторон. В первую очередь оценка выполняется в рамках противостояния его объекту. С другой стороны анализируется субъектность деятельности для описания общего уровня организации социума. В философском определении она рассматривается как рефлексивное осознание себя в качестве физиологического индивида, имеющего общность с другими представителями цивилизации, как члена социума. Субъектность – основание для характеристики индивида. Рождаясь, он не имеет каких-либо качеств. По ходу своего развития человек становится субъектом, когда входит в систему общественных взаимодействий.

Индивидуальность

Под индивидуальностью подразумевают совокупность черт, привычек, повадок, реакций, отношений и других проявлений личности, которые отличают ее от всех остальных.

Несмотря на то что ярко выраженной индивидуальностью может обладать и индивид, который не дорос до уровня личности (тот же Маугли), все же ею принято называть наивысшее проявление личности.

Чтобы развивать свою индивидуальность на прочном фундаменте, необходимо дорасти до личности, стать полноправным субъектом социума, понять, что ты благополучно влился в общество, что ты такой, как и все, а лишь потом подчеркивать и развивать свою индивидуальность.

Возрастной признак субъекта преступления

В УК РФ (ст. 20) установлено два возрастных порога, по достижении которых лицо может быть привлечено к уголовной ответственности: общий — достижение лицом 16-летнего возраста и специальный, являющийся исключением из правила, — достижение лицом 14 лет.

По общему правилу уголовная ответственность наступает с 16 лет. Данное правило основано на психофизиологических характеристиках субъекта. Считается, что способность лица осознавать в полной мере социально значимый характер своего поведения (интеллектуальный момент) и принимать социально значимые решения (волевой момент) наступает по достижении субъектом именно этого возрастного порога.

В качестве исключения закон (ч. 2 ст. 20 УК РФ) устанавливает исчерпывающий перечень преступлений, за совершение которых ответственность наступает по достижении лицом 14 лет. Это наиболее распространенные, а также тяжкие и особо тяжкие преступления, общественная опасность, вредоносность которых очевидна, и может быть осознана лицом по достижении именно этого возраста.

Вместе с тем уголовный закон предусматривает случаи непривлечения к ответственности лиц, хотя и достигших возраста уголовной ответственности, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, признанных неспособными в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими (ч. 3 ст. 20 УК РФ).

За совершение отдельных преступлений в некоторых нормах Особенной части УК установлен более высокий порог уголовной ответственности — с 18 лет (например, воинские преступления, ряд преступлений против правосудия, вовлечение несовершеннолетнего в преступную деятельность и т.п.) или с еще большего возрастного предела (например, ответственность судей может наступать только лишь с 25 лет).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector