Риторический вопрос

Содержание:

Риторическое восклицание. Примеры риторических восклицаний

Риторическое восклицание — это показное выражение чувств: восхищения, изумления, восторга, негодования, злости. Его задача — усилить эмоциональность высказывания На письме такие предложения заканчивают восклицательным знаком.

Другое название риторического восклицания — экскламация или эпекфонесис.

Риторическое восклицание, которое выражает возмущение, называется аганактезис. Например, латинское крылатое выражение: О времена, о нравы!

Риторическое восклицание в виде вставки, грамматически не связанной с контекстом, называется катаплока. Пример катаплоки:А из тучи-то (хвала -Диво дивное!)Соколиная стрела,Голубиная…Марина Цветаева. «Ахматовой»

Риторические восклицания могут сочетаться с риторическими обращениями. Например, в стихотворении Валерия Брюсова:

Взмах! Взлет! Челнок, снуй! Вал, вертись в круг!Привод, вихрь дли! Не опоздай!

Риторический вопрос – секретное оружие Черчилля

Британский государственный и политический деятель Уинстон Черчилль вошел в историю как мастер риторики, мыслитель, писатель, журналист. Его выступления имели ошеломляющий успех, влияя на ход истории. Слово стало для него настоящим оружием, вызывающим здравый смысл многочисленной аудитории.

В 1941 году, после нападение Японии на Перл-Харбор, мистер Черчилль был приглашен принять участие в заседании объединенного конгресса. Во время своего выступления он, прочитав «список нанесённого ущерба», заявил, что не находит логического объяснения действиям японцев и считает их людьми, потерявшими рассудок. После многозначительной паузы оратор спросил:

Как вы считаете, что они за люди?

Реакция зала не заставила долго ждать. Присутствующие сенаторы, политики, журналисты поднялись с кресел, взорвавшись аплодисментами. Этот риторический вопрос, поставленный Черчиллем в нужное время, сказал больше, чем многочасовые выступления других конгрессменов.

Черчилль раскрыл секрет своего ораторского мастерства: прием сильного риторического вопроса можно использовать в монологе только один раз. Обязательно условие таково: он должен звучать просто и резко. Одна строка – идеальная длина для этой фигуры речи.

Риторический вопрос может стать мощным оружием любого оратора, если он научится им пользоваться. Это несложно, если запомнить несколько важных правил, придерживаться наших рекомендаций и учесть секрет Черчилля.

Ритори́ческий вопро́с
— риторическая фигура, представляющая собой вопрос, ответ на который заранее известен, или вопрос, на который даёт ответ сам спросивший. Также риторическим вопросом можно считать вопрос, ответ на который крайне очевиден. В любом случае вопросительное высказывание подразумевает вполне определённый, всем известный ответ, так что риторический вопрос, фактически, представляет собой утверждение, высказанное в вопросительной форме.

Риторический вопрос применяется для усиления выразительности (выделения, подчёркивания) той или иной фразы. Характерной чертой этих оборотов является условность, то есть употребление грамматической формы и интонации вопроса в случаях, которые, по существу, её не требуют.

Риторический вопрос, так же как риторическое восклицание и риторическое обращение, — своеобразные обороты речи, усиливающие её выразительность, — так наз. фигуры (см.). Отличительной чертой этих оборотов является их условность, т. е. употребление вопросительной, восклицательной и т. д. интонации в случаях, которые по существу её не требуют, благодаря чему фраза, в которой употреблены эти обороты, приобретает особо подчёркнутый оттенок, усиливающий её выразительность. Так, Р. в. представляет собой, в сущности, утверждение, высказанное лишь в вопросительной форме, в силу чего ответ на такой вопрос заранее уже известен, например:

Могу ль узреть во блеске новом Мечты увядшей красоту? Могу ль опять одеть покровом Знакомой жизни наготу? Жуковский В.А.

Очевидно, что смысл этих фраз в утверждении невозможности вернуть «мечты увядшей красоту» и т. д.; вопрос является условным риторическим оборотом. Но благодаря форме вопроса отношение автора к явлению, о котором идёт речь, становится гораздо более выразительным и эмоционально окрашенным.

Аналогичный условный характер имеет и риторическое восклицание, в котором восклицательная интонация не вытекает из смысла слова или фразы, а произвольно ей придаётся, выражая тем самым отношение к данному явлению, например:

Взмах! Взлёт! Челнок, снуй! Вал вертись вкруг! Привод вихрь дли! Не опоздай! Брюсов В.Я.

Здесь слова «взмах», «взлёт»,а так же слова вылет и влёт, так сказать, констатирующие движение машин, даны с восклицаниями, выражающими те чувства, с которыми поэт эти машины наблюдает, хотя в самих этих словах по их непосредственному смыслу для восклицательной интонации оснований нет.

В этом же примере находим и риторическое обращение, т. е. опять условное обращение к предметам, к которым в сущности обращаться нельзя («Челнок, снуй!» и т. д.). Структура такого обращения та же, что и в риторическом вопросе и риторическом восклицании.

Таким образом все эти риторические фигуры являются своеобразными синтаксическими конструкциями, передающими известную приподнятость и патетичность повествования.

Форма

Чтобы риторические вопросы, примеры которых были приведены выше, в наилучшей степени выражали эмоциональный настрой автора, мастера слова нередко облекают их в особую форму:

  • предложение может быть очень емким и кратким («Что делать?», «Кто виноват?»);
  • используются местоименные вопросительные слова («И кому сейчас легко?», «Какая девушка откажется от шикарного букета?»);
  • пользуются вопросительными частицами («Разве я могу быть не уверенным?», «Неужели кто-то сомневался?»).

Иногда в конце подобных конструкций ставится не обычный вопросительный знак, а восклицательный. Приведем пример из повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»: «Кто только не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался!». Этот риторический вопрос завершается знаком восклицания, хотя по форме построения, предложение явно вопросительное.

Риторические вопросы, примеры которых были приведены ранее, активно используются как в бытовом общении, так и в художественных текстах. Они помогают сделать речь более выразительной и передать авторское настроение.

Грамотное применение риторических вопросов

1. Самое главное — это правильно сформулировать вопрос. Он должен быть простым, без добавления непонятных терминов.

2. Необходимо полностью исключить из речи любую двусмысленность и какое-либо недопонимание. В первую очередь должна всегда быть четкость, структура и полная ясность происходящего.

3. Данные вопросы в категорическом понимании требуют к себе совершенно отчетливого произношения, которое желательно сопровождать определенными жестами и мимикой.

4. Следует всегда заранее обдумывать какой эффект должен произойти от того или иного риторического вопроса.

5

Лучше всего, если данный эффект будет применим в самом начале выступления, тогда можно будет привлечь внимание и разбудить аудиторию.. 6

Если вы хотите сделать какой-то хорошо запоминающийся итог, то старайтесь свой риторический вопрос задать непосредственно в конце выступления. В этом случае он будет очень эффектной завершающей точкой.

6. Если вы хотите сделать какой-то хорошо запоминающийся итог, то старайтесь свой риторический вопрос задать непосредственно в конце выступления. В этом случае он будет очень эффектной завершающей точкой.

Литература

  • Риторика // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 877—878 — 1596 с. — ISBN 5-93264-026-Х.
  • Античные теории языка и стиля / Под ред. О. Фрейденберг. М. — Л., 1936.
  • Аверинцев С. С. Риторика как подход к обобщению действительности // Поэтика древнегреческой литературы. — М.: Наука, 1981. — С. 15-46
  • Lausberg Н. Handbuch der literarischen Rhetorik, Bd 1—2, München, 1960.
  • Martin J. Antike Rhetorik. München, 1974.
  • Kennedy G.A. Classical rhetoric and its Christian and secular tradition from ancient to modern times. Chapel Hill: University of North Carolina, 1980.
  • Vickers B. In defence of rhetoric. Oxford: Oxford University Press, 1988.
  • Панов М. И. Введение в риторику. М.: Российский открытый университет, 1995.
  • Пешков И. В. М. М. Бахтин: от философии поступка к риторике поступка. — М.: Лабиринт, 1996. — 176 с.
  • Рузавин Г. И. Методологические проблемы аргументации. М.: ИФРАН, 1997.
  • Салиева Л. К. Риторическая компетентность как базовая цель образования в эпоху информационной диктатуры // Alma mater. Вестник высшей школы. — 2017. — № 8. — С. 93-96.

Интересно знать

Риторические вопросы правильно использовать в случае, когда текст нуждается в дополнительной эмоциональной окраске или когда его автор хочет обратить внимание аудитории на себя, свою речь или произведение. Это может быть сочинение-рассуждение или эссе, а также выступление на публике, когда нужно получить от нее отклик

Внимание! В научных текстах средства выразительности неуместны.

Риторический вопрос имеет место в двух случаях:

Мысль очевидна, произносить ее вслух нет необходимости, но заострить на ней внимание необходимо. Пример из литературы:«Ребята! Не Москва ль за нами?» (М.Ю

Лермонтов)
Нет четкого ответа или он неизвестен при данных обстоятельствах, но над ним стоит подумать. Пример из жизни:«Быть или не быть?»

Грамотное использование средств выразительности делает речь красивее, а смысл слов – более запоминающимся

Но важно употреблять их правильно и в меру, иначе существует риск быть непонятым

Риторический вопрос: примеры

  • Вопросительно-риторические.
    Основное их назначение — экспрессивная оценка происходящего. Тем самым человек передает свое индивидуальное и эмоциональное отношение к предмету разговора («Как я забыл положить деньги на телефон?»

    );
  • Побудительные.
    По сути своей имеют приказное и повелительное назначение, но имеют отвлеченную формулировку («Когда, наконец, вы прекратите это делать?»

    );
  • Отрицательные.
    Несмотря на свое название, они лишены отрицательной частицы «не». Путем использования данной фигуры указывается невозможность какого-либо события или явления. Так, например, Уильям Шекспир писал: «Вот Цезарь был: дождешься ли другого?»

    (т. е. никогда не будет личности с такими качествами);
  • Утвердительные.
    В отличие от предыдущего типа, наоборот, призваны усилить утвердительный посыл сказанного («Как можно не полюбить океан?»

    ).

В саркастическом контексте исходный смысл литературных приемов может несколько смещаться. Отрицательный по форме вопрос может приобрести положительное значение, и наоборот. Например: «Полицейские снова требуют взятки. Кто бы мог подумать?»
.

Особенности

Приведем примеры риторических вопросов, которые помогут выявить их характерные особенности:

  • «Кто виноват?» (Герцен).
  • «Что делать?» (Чернышевский).
  • «Какой русский не любит быстрой езды?» (Гоголь).
  • «Как не любить родные просторы?» (из речи).

Как видим, каждое предложение представляет собой вопросительную конструкцию. В конце нее ставится не точка, а знак вопроса, однако ответ либо заложен в сам вопрос, либо отсутствует в принципе.

Так, Чернышевский в своем романе «Что делать?» пытался найти ответ на нескольких сотнях страниц, но вопрос все равно остался открытым.

Другой пример — произведение Гоголя «Какой русский не любит быстрой езды?». В этом случае подразумевается ответ, что каждый истинно русский человек любит прокатиться с ветерком, промчаться на высокой скорости.

Можно отметить еще одну особенность таких конструкций — они выражают смысл, как и повествовательное предложение. Нередко используются они и для выражения иронии. Приведем примеры из речи:

  • «Ну кто так делает?».
  • «И кто это у нас болтает?».
  • «Где же находится Африка?».
  • «И когда же ты, наконец, возьмешься за ум?».

Эти вопросы не нуждаются в ответе, поэтому ключевой особенностью риторического вопроса является противопоставление формы и содержания. Основное назначение подобных конструкций — выражение определенного настроения.

Форма

Чтобы риторические вопросы, примеры которых были приведены выше, в наилучшей степени выражали эмоциональный настрой автора, мастера слова нередко облекают их в особую форму:

  • предложение может быть очень емким и кратким («Что делать?», «Кто виноват?»);
  • используются местоименные вопросительные слова («И кому сейчас легко?», «Какая девушка откажется от шикарного букета?»);
  • пользуются вопросительными частицами («Разве я могу быть не уверенным?», «Неужели кто-то сомневался?»).

Иногда в конце подобных конструкций ставится не обычный вопросительный знак, а восклицательный. Приведем пример из повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»: «Кто только не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался!». Этот риторический вопрос завершается знаком восклицания, хотя по форме построения, предложение явно вопросительное.

Риторические вопросы, примеры которых были приведены ранее, активно используются как в бытовом общении, так и в художественных текстах. Они помогают сделать речь более выразительной и передать авторское настроение.

В нашем лексиконе давно уже закрепилось такое понятие, как риторический вопрос. Это созданная для придания ей насыщенности и выразительности. В современном мире под данным термином чаще всего подразумевается вопрос, который не требует ответа. Попробуем разобраться во всем поподробнее.

Риторический вопрос — это утвердительное предложение, которое лишь облачено в вопрошающую форму. В подобных высказываниях нередко звучит истина, доказывать которую нет нужды. Это могут быть как всем давно знакомые догмы («И какой же русский не любит быстрой езды?» — Н. В. Гоголь), так и высказывания, адресованные конкретному случаю или человеку («Кому в голову придет, что заключенный решится бежать днем, на глазах всей тюрьмы?» — М. Горький). Как правило, для того чтобы в конце таких выразительных можно было поставить соответствующий знак препинания, они устроены по принципу вопроса.

Углубляясь в такую науку, как этимология (она изучает можно сказать, что риторический вопрос — это выражение экспрессии. Он необходим для придания дополнительных красок нашей речи, для создания того или иного эффекта.

Дело в том, что корнем самого слова «риторический» является термин «риторика». А она имеет непосредственное отношение к красноречию и ораторскому искусству. Разобраться в том, как понять риторический вопрос, можно, внимательно прослушав речи политиков, актеров и дипломатов.

Как правило, подобная форма речи часто применяется для того, чтобы убедить собеседника или определенную группу людей в чем-либо. Риторический вопрос — это возможность заставить человека задуматься о том, что утверждаемая вещь является очевидной, и ее стоит понять и принять. Нередко он «спасает» в семейных ссорах, например, когда муж жене пытается доказать свою верность («Неужели ты думаешь, что я смог бы в наш ресторан прийти с другой дамой?»), а также он является весьма эффективным политическим приемом, позволяющим склонить к преданности определенной партии или кандидату большую часть народа.

Разобраться в том, что значит риторический вопрос в литературе, еще проще. Достаточно привести в пример знаменитое письмо Татьяны Лариной, которое начинается со слов: «Я к Вам пишу — чего же боле? Что я еще могу сказать?» Гениальный использовал этот для того, чтобы сделать высказывание героини более эмоциональным, выразительным и интригующим. Подобных примеров и в русской, и в зарубежной классике очень много. Мы часто не замечаем этого, но именно благодаря данному нехитрому приему учить стихи и даже прозу становится намного проще.

Как выяснилось, риторический вопрос — это то, с чем приходится каждому из нас сталкиваться постоянно. Он является незаменимым как в разговорной речи, так и в рекламе, литературе, политике. Ну а если углубиться в изучение риторики и красноречия, то можно запросто использовать его, чтобы привлечь как можно больше нужных людей в свою жизнь.

Что представляет риторический прием

Толковый словарь С. И. Ожегова показывает такое определение риторического приема: ораторский метод, который ориентирован на отрицание или экспрессивное утверждение. Речевые обороты будут уместны, если ими уметь пользоваться.

Риторика – это наука, направленная на исследование закономерностей и правил поведения в речи. С ее помощью получают навыки мастерства публичного выступления, развивают ораторские способности. Человек воздействует на слушателя через разумное и эффективное выражение мыслей. Особое значение имеют изобразительно-выразительные средства.

С помощью закона гармонизирующего диалога пробуждают чувства и мысли, переходя из монолога в диалог. Слушатели движутся вперед с помощью ориентации и продвижения во время речи. Эффективное речевое воздействие с риторическими приемами происходит с использованием правильно построенных предложений и резюмирующих фраз

Важно, чтобы речь была эмоциональной, доставляла удовольствие

С помощью риторики объясняют законы красноречия. Понятие появилось в начале XIX века, разделило красноречие на две части: общую с исследованием стиля речи и частную с составлением деловой документации.

Риторический вопрос — разновидность вопроса

Что такое вопрос?

В сво­ей жиз­ни мы часто поль­зу­ем­ся вопро­са­ми. Вопрос — это обра­ще­ние к собе­сед­ни­ку с целью полу­чить инфор­ма­цию о чем-либо или про­яс­нить неяс­ность, уточ­нить что-то. Вопрос зада­ет­ся с целью узнать что-либо, инте­ре­су­ю­щее чело­ве­ка в дан­ный момент.

Вопрос оформ­ля­ет­ся в виде пред­ло­же­ния с помо­щью вопро­си­тель­ных слов (место­име­ний, наре­чий, частиц), логи­че­ско­го выде­ле­ния глав­но­го сло­ва  и спе­ци­аль­ной инто­на­ции, повы­ша­ю­щей тон голо­са в кон­це выска­зы­ва­ния.

Риторический вопрос — стилистическая фигура речи

Отметим, что задан­ный пря­мой вопрос обя­за­тель­но пред­по­ла­га­ет ответ. Но не все вопро­сы тре­бу­ют отве­та. В ора­тор­ском искус­стве, начи­ная с древ­не­го Рима, в пра­во­ве­де­нии, в лите­ра­ту­ре суще­ству­ет образ­ное сред­ство выра­зи­тель­но­сти речи — рито­ри­че­ский вопрос, кото­рый явля­ет­ся сти­ли­сти­че­ской фигу­рой речи наря­ду с таки­ми образ­ны­ми сред­ства­ми, как

  • ана­фо­ра
  • эпи­фо­ра
  • гра­да­ция
  • срав­не­ние
  • оксю­мо­рон
  • инвер­сия 

и пр.

В прак­ти­ке ора­тор­ско­го искус­ства издав­на выра­бо­та­ны при­е­мы, кото­рые явля­ют­ся не толь­ко силь­ным воз­дей­ству­ю­щим сред­ством на слу­ша­те­лей, но и обла­да­ют выра­зи­тель­но­стью и эмо­ци­о­наль­но­стью. Одним из таких средств речи явля­ет­ся рито­ри­че­ский вопрос, кото­рый зада­ет­ся ауди­то­рии с осо­бой инто­на­ци­он­ной экс­прес­си­ей.

Обращение к ауди­то­рии с рито­ри­че­ским вопро­сом — эффек­тив­ный при­ем. Он пре­вра­ща­ет моно­лог ора­то­ра или писа­те­ля в скры­тый диа­лог с ауди­то­ри­ей, так как с его помо­щью акти­ви­зи­ру­ет­ся вни­ма­ние слу­ша­те­лей или чита­те­лей. Аудитория при­гла­ша­ет­ся к соуча­стию в раз­го­во­ре, в обсуж­де­нии под­ня­той про­бле­мы.

Риторический вопрос совер­шен­но не тре­бу­ет отве­та, а слу­жит для эмо­ци­о­наль­но­го утвер­жде­ния или отри­ца­ния того, о чем в нем гово­рит­ся.

Сравним:

Риторический вопрос вос­при­ни­ма­ет­ся чита­те­ля­ми не как пря­мой вопрос, на кото­рый необ­хо­ди­мо дать ответ, а как поло­жи­тель­ное утвер­жде­ние, выска­зан­ное в осо­бой выра­зи­тель­ной и экс­прес­сив­ной фор­ме.

Определение.

Риторический вопрос – это
вопросительная конструкция предложения, которая передаёт определенный посыл так же, как и повествовательное. То есть не требует на поставленный вопрос ответа.

В риторическом вопросе имеет место некое противоречие между заданной синтаксической формой – собственно вопросительной структурой – и смыслом, содержанием.

Посыл, который содержит риторический вопрос, связан с желанием выразить определенные эмоции и настроения, задать конкретный тон. Риторический вопрос подразумевает готовый и понятный читателю/слушателю ответ.

Используются риторические вопросы в:

  • художественных текстах: стихотворных и прозаических,
  • публицистике и СМИ,
  • ораторском искусстве.

Обычно в риторическом вопросе заложен протест. Например, у Александра Грибоедова в «Горе от ума» задаётся вопрос: «А судьи кто?» – ответ на который предполагает отрицание права окружения главного героя судить его поступки.

Как и где правильно использовать риторический вопрос?

Перед тем, как употребить риторический вопрос, желательно ознакомиться с особенностями его формулировки:

Обдумать, какую мысль эта фигура должна донести, как повлиять на слушателя.
Убедиться, что в данной коммуникативной ситуации можно будет избежать двузначности, недопонимания.
Максимально сократить вопрос, убрав из него лишние, непонятные, отвлекающие или слишком сложные слова.
Чтобы привлечь внимание аудитории и вывести ее из состояния покоя, то эту риторическую фигуру нужно использовать в начале речи.
Для подведения итогов его следует употребить в конце монолога.
Такие вопросы уместно использовать рядом с другими риторическими фигурами речи: восклицанием и обращением.
Все обороты требуют четкого и правильного произношения, уверенного голоса, а также сопровождения соответствующей мимикой и жестикуляцией.

Правильно сформулированная стилистическая фигура запоминается надолго, подталкивает к размышлениям и вызывает паузу в виде задумчивого молчания аудитории. Если это произошло – успех достигнут.

Для чего требуются обычно такие вопросы?

В большинстве случаев, данный вопрос задается с той целью, чтобы придать речи усиленную выразительность какой-то определенной фразы. Главным фактором в данных оборотах является интонация самого вопроса и его условность, другими словами — употребление грамматического выражения.

Существуют специальные фигуры в разговоре, в которые входят как риторические вопросы, так и риторические обращения с риторическими восклицаниями. Это также такие обороты, которые максимально усиливают ее выразительность.

Эти обороты отличаются своей некоторой условностью, то есть, где допускается употребление какой-то восклицательной / вопросительной интонации тогда, когда они совершенно не требуются. Именно из-за них любая реплика, в которой обычно употребляются данные фигуры, начинает получать совершенно особую выраженную окраску, максимально усиливающуюся в ее выразительности.

И поскольку риторический вопрос, как правило, является обычным высказыванием, поставленном в вопросительном тоне, то и ответ, как правило, к нему заранее уже известен.

Какие бывают риторические вопросы

Как я могла забыть дома телефон? (осуждение собственной растерянности, особенностей характера).

Побудительные
. Они имеют менторский характер, призывающий к действию, но сформулированы мягче, чем приказ.

А вы еще не собираетесь ложиться на свою верхнюю полку? (вежливая, но резкая просьба перейти на свое место в поезде).

Отрицательные
. Они отрицают какие-то события или явления, хотя в их структуре частица «не» отсутствует.

Вот было мне когда-то 18 лет: смогу ли я вернуть время назад? (сожаление о прошлом, осознание факта, что молодость не вернуть).

Утвердительные
. Они усиливают уверенность в своей правоте. Характеризуются категоричностью, ярко выраженной эмоциональностью, напористостью, иногда даже надменностью.

Как можно так одеваться? (небрежность, осуждение внешнего вида другого человека).

Неужели есть люди, которые не любят шоколад? (уверенность в том, что шоколад должны любить все, удивление с долей иронии).

Риторический вопрос может нести как негативный, так и позитивный посыл:

Сопереживание, забота, поддержка:

Тебе плохо?

Неужели шеф не понимает, что ты тоже живой человек?

Цинизм, провокация, сарказм:

Как можно быть такой расхлябанной?

Вы думаете, что одни такие?

И каков будет ваш следующий промах?

У каждого есть свое восприятие мира, поэтому нет ничего удивительного в том, что услышанная фигура речи покажется непонятной. В таком случае стоит потратить время, чтобы точно разобраться в смысле, который несет изречения.

  • Если фраза «вытянута» из литературного произведения, нужно рассматривать ее в контексте эпохи, в которой жил автор, образа героя, а также главной идеи самого текста.
  • Большинство открытых вопросов стали идиомами, найти их можно в словаре фразеологизмов и крылатых выражений. Именно там рассказывается об их происхождении, подаются примеры, где уместно употреблять эту фигуру речи.
  • Переиначить обращение так, чтобы оно стало утверждением: «Я враг себе?» («Я себе не враг»).
  • Учитывать переносный или скрытый смысл. Зачастую оратор, используя разнообразные стилистические фигуры, старается завуалировать суть, чтобы не казаться слишком банальным.

Как понимать и где использовать

Риторический вопрос. Как этот речевой оборот распознать в повседневной жизни и при публичных выступлениях?

Существует несколько универсальных правил, которые помогут это сделать:

  • Любой риторической вопрос можно перефразировать в утверждение. Если вы сомневаетесь по поводу слов, которые произнес ваш собеседник, просто постарайтесь произнести их с предельной точностью или категорично. Например, фразу: «Я враг себе?» можно произнести в стандартном виде: «Я себе не враг».
  • Зачастую ораторы вырывают риторические вопросы из каких-либо произведений или цитируют известных людей:»А судьи кто?» (А. С.
    Грибоедов «Горе от ума»);
  • Внимательно прислушивайтесь к собеседнику, учитывая скрытый смысл его слов.

Чтобы правильно употреблять риторические вопросы, оратор должен помнить, что нужно учитывать все особенности и тонкости данного речевого оборота. Необходимо думать о том, какую мысль вы хотели бы подчеркнуть какой-либо фразой, как она может повлиять на слушателей

При этом важно учитывать и аудиторию, где произносится речь

Также нужно сформулировать риторический вопрос таким образом, чтобы у слушателя не возникло недопонимания.

Риторический вопрос желательно сопровождать определенной мимикой или жестикуляцией, чтобы у собеседника не возникло чувство двузначности фразы.

Часто в ораторской и художественной речи используются приёмы выразительности – для привлечения внимания слушателя, акцентирования в речи. Это и структурные, и смысловые акценты, и интонационные особенности, и синтаксические. Одним из самых распространённых выразительных средств является риторический вопрос
.

Как развивать риторическую речь: этапы

Для развития риторической речи необходимо пройти несколько этапов. Это позволит применять основные риторические приемы на любом выступлении независимо от аудитории.

На первом этапе появляется мысль, которую необходимо развивать. Но делать это нужно на бумаге. Перед собой ставят вопрос, как написать, чтобы было понятно всем присутствующим? Первый набросок перечитывают несколько раз. После исправления ошибок читают с интонацией. Это позволит заполнить пробелы, скорректировать то, что не нравится.

Второй этап более сложный. Краткость считают сестрой таланта, поэтому написанный доклад необходимо уменьшить. Для этого текст читают два раза: первый медленно, второй быстро. Оратор увидит, имеются лишние записи или слова, повторения. Если доработка не требуется, приступают к следующему этапу.

Понадобится диктофон или гаджет с функцией записи. Необходимо сделать запись подготовленного выступления так, что не было неудобств. Оратор сам должен удивиться своим достижениям. Частая практика такого метода поможет сделать мысли понятными. Голос становится интонационно богатым, разум работает быстрее.

Что представляет собой риторический вопрос?

Что такое риторический вопрос? Каждому и так понятно. Сейчас вы прочитали самый простой пример на тему риторических фигур речи в русском языке. По своему смыслу риторический вопрос является не вопросом, а утверждением. Он может выражать повышенный эмоциональный фон высказывания или касаться информации всем известной и широко распространенной. И в том, и в другом случае риторический вопрос не требует ответа и носит условный характер.

Определение риторических вопросов можно найти в словаре Даля, в энциклопедии русского языка, вышедшей под редакцией Ю.Н. Караулова, в Википедии (опирающееся на вышеназванные источники и статьи исследователей-филологов). Все трактовки согласуются между собой и говорят об утвердительном смысле риторических вопросов.

Помимо риторических вопросов существуют риторические утверждения — повествовательные выражения, в конце которых при письме или в устной речи поставлен восклицательный знак. Такой оборот служит для усиления выразительности также, как и риторический вопрос. Риторическим может быть и обращение, которое в таком случае также не требует отклика и носит условный или символический характер. Все риторические предложения являются фигурами речи — обороты, преследующие цель выразить экспрессивность, придать высказыванию больше силы и убедительности. 

Риторические вопросы используются человечеством с тех пор, когда появились первые устные сказания. В русской речи они органично вплетаются в художественный текст, бытовую речь, политические манифесты и программные заявления. Постановка риторического вопроса позволяет избежать объяснений в том случае, когда возможна ссылка на общеизвестные факты и явления.

https://youtube.com/watch?v=eIkfFeV44FY

Примеры риторических вопросов

В русской литературе есть множество примеров риторических выражений как в прозе, так и в стихотворной форме. Они употребляются и в повседневной жизни. Примеры, которые встречаются всем нам повседневно:

  • когда же придет этот троллейбус? (выражение подразумевает, что троллейбус опаздывает и нарушает график движения, что очевидно всем, стоящим на остановке);
  • кто украл колбасу с тарелки? (выражает возмущение хозяина нашкодившим котом, поскольку кот ответить не способен);
  • сколько можно это терпеть? (восклицание означает, что терпеть происходящее дольше невозможно и не нужно).

Вот примеры литературного использования риторического вопроса и восклицания:

О, как сердце мое тоскует!
Не смертного ль часа жду? (Анна Ахматова)

В данном случае поэт, очевидно, не стремится умереть, а выражает свое томление и смятение, неудовлетворенность сложившимися обстоятельствами. Риторические вопросы любил использовать Шекспир, Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь и другие писатели. Очень много риторических вопросов встречается в религиозных текстах. Ими полны Новый завет, Евангелия, описания деяний апостолов. В исторических текстах такие фигуры речи помогали сделать повествование наиболее ярким и понятным для читателя.

Если риторический вопрос задан реальному человеку, то ответа он не требует, скорее — молчаливого согласия или подтверждения. Однако с риторическими вопросами также часто обращаются не к присутствующим, а к некоторому воображаемому собеседнику. Это может быть явление природы, общество в целом, правительство, мировое сообщество. В повседневной жизни и в быту риторические вопросы часто задают животным или предметам.

Виды риторических вопросов

Риторические вопросы можно подразделить на четыре вида:

  • вопросительно-риторические вопросы, ярко передающие чувства;
  • вопросительно-побудительные, приглашающие к действию;
  • вопросительно-отрицательные, утверждающие невозможность действия или события;
  • вопросительно-утвердительные, выражающие уверенность в чем-либо. 

В целом, в человеческой речи вопросы являются одной из самых распространенных конструкций. Риторические вопросы, как ясно из вышесказанного, служат для передачи взглядов говорящего, прояснения его позиции, отношения к обсуждаемой теме и привлечения внимания. Они являются одним из самых выразительных речевых оборотов. 

Человек, прибегающий к использованию риторических вопросов, стремится усилить впечатление от своей речи и придать выразительность. Таким образом подчеркивается фраза, выражающая некоторое утверждение. В контексте беседы или повествования смысл фразы является продолжением уже сказанного или развивается в дальнейшем. Риторический вопрос также может служить способом подвести черту под монологом, поставить эмоциональную «точку в конце строки».

Риторические восклицания их роль в поэме «Полтава»

Одно из школьных заданий на тему риторических восклицаний: найдите риторические восклицания в поэме А.С. Пушкина «Полтава» и объясните, какова их художественно-выразительная роль.

Примеры риторических восклицаний в «Полтаве»:

  • О, как слепа, безумна злоба!.. Гетман-предатель Иван Мазепа изображает наигранную обиду перед царем Петром Великим, спасаясь от обвинений. Художественно-выразительная роль — эмоционально усилить эпизод, показать двуличие Мазепы.

  • Нет, дерзкий хищник, нет, губитель!Бесстыдный! старец нечестивый!Эти слова отца и матери юной Марии Кочубей, влюбившейся в пожилого Мазепу. Выразительная роль этих строк — показать глубину негодования родителей, их возмущение.

  • Как сладок юности покой!Как сон ее лелеет нежно!Это мысли Мазепы — с помощью этих восклицаний показана сила его страсти и нежности к юной возлюбленной.

  • И грянул бой, Полтавский бой!Кульминация произведения — Полтавское сражение, в котором Петр I разбивает шведского короля Карла XII, изменник Мазепа терпит поражение. Здесь задача риторического восклицания — создать героический и патриотический пафос, подчеркнуть значимость момента. От судеб отдельных людей Пушкин переходит к событию исторического масштаба.

Пример риторического обращения:

«Вот оно, глупое счастье с белыми окнами в сад.»

Из чего следует, что все вышеперечисленные риторические фигуры являются обычными синтаксическими конструкциями, которые способны передавать патетичность повествования и известную ее приподнятость.

Такие фразы, которые маскируются под вопрошающие предложения, пришли к нам из далеких античных времен, по наследству от древних ораторов.

Мастера красноречия тех времен довели свои выступления до полного совершенства. Они в своей речи с успехом применяли разные словесные обороты и конструкции, которые были способны придавать ей какую-то особенную выразительность и эмоциональность. И в их список попадали также риторические вопросы.

Интересен факт того, что сами ораторы тех времен считали данные обороты некоторыми отклонениями, которые существенно отличаются от простой речи. Они считали это неким своеобразным украшением. В настоящее время ситуация полностью изменилась и такие обороты стали вполне употребляемой частью речи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector