Риторика и ораторское мастерство убеждать любого

Сократ и Платон — открыватели новых путей ораторского искусства

Сократ (родился примерно в 470 году до н. э.) известен противостоянием софистским идеалам риторики. Он полагал: софисты своей изощрённостью в доказательствах запутывают публику. По мнению философа – главным пунктом подлинного красноречия должно быть нахождение истины, а не мастерство говорящего, способного уверить слушателей во всём что угодно. Эту идею позже изложил Платон (ученик Сократа), которую можно прочитать в произведении «Федр».

Сократ много сделал для развития диалоговой формы беседы, его учение всё время ориентировалось на правильное построение речи:

  • вступление;
  • изложение материала;
  • доказательства сказанного;
  • выводы по теме (правдоподобные).

Сократ задавался философскими проблемами о смысле существования людей. Он считал: диалог ведут не для забавы и праздных дел, а чтобы найти истину. Риторика Сократа может рассматриваться с позиции нравственности.

Платон (427 год до н. э.) делал упор на эмоциональное убеждение выступающего, считая, что красноречие должно затрагивать самые потаённые струнки души слушателя. Он говорил, что у каждого оратора должен быть собственный путь к нахождению истины, не нужно опираться на чужие мысли и опыт.

Примечания

  1. Его знаменитейшее сочинение «Риторика» было переведено на русский Н. Платоновой (1894)
  2. Церковное красноречие // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  3. Риторика // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  4. Риторика // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
  5. см. диалог «Федр»
  6. Аристотель «Риторика», кн. 1, гл. 2.
  7. Никольский Н. К. Речь тонкословия греческого. СПб.: Общество любителей древней письменности, 1896. (Т. CXIV.)
  8.  (недоступная ссылка). Дата обращения 17 октября 2012.

Естественное красноречие

Проявления естественной ораторской способности часто встречаются в повседневной жизни. Представим ситуацию: один человек идет по дороге, не видя угрожающей ему опасности, а другой, возвышая голос, предупреждает его о ней. Ещё пример. Один человек упал в воду, а другой поднимает крик, чтобы окружающие пришли на помощь. Примеры естественного красноречия можно встретить в деревнях, где люди общаются громко и эмоционально, почти кричат один другому («через улицу») или на рынке, где каждый сообщает что-то о своем товаре. Подобные проявления красноречия не требуют специальной подготовки. Голос в таких случаях возвышается естественно, под воздействием чувств и соответствующих обстоятельств.

§ 1. Смысл применения и виды риторических уловок

Риторические уловки — условное понятие для обозначения специальных приемов, обеспечивающих победу
в диспутах или иных публичных мероприятиях и позволяющих манипулировать мнением аудитории. В широком смысле слова вся риторическая техника, заложенная еще Горгием и Аристотелем, может быть
рассмотрена как система риторических уловок. Однако более принято узкое понимание, связанное с негативными коннотациями самого слова «уловка». Уловка — это не совсем «чистый» прием,
включающий элемент шельмования.

В то же время с древних времен до настоящего времени риторические уловки являются необходимыми атрибутами
профессионального ритора, поэтому знать их необходимо. Во-первых, они все равно будут применяться, а во-вторых, их надо уметь узнавать и парировать — в противном случае в любом
публичном диспуте против «вооруженного» оппонента вы обречены.

Риторических уловок огромное количество, число их постоянно растет, поэтому описать все уловки совершенно
нереально. Однако в постоянной практике используется, как правило, относительно «стандартный» набор приемов, и именно на этих приемах есть смысл остановиться подробнее.

Весь спектр риторических уловок можно с известной долей условности разбить на три группы: процедурные уловки, логические уловки и психологические уловки.

Процедурные уловки применяются тогда, когда у инициатора
уловки есть полномочия вести какое-либо собрание. Они в меньшей степени являются предметом интереса риторики, однако, разумеется, учитываются ей.

Логические уловки основаны, как правило, на логических
спекуляциях, когда цель достигается незаметной «подменой» составляющих силлогизма. Например: «Вы утверждаете, что земля круглая и колесо круглое. Значит, вы считаете, что земля — это
колесо?» Специалист очень легко отведет эту уловку, а вот человека, не знакомого с софистикой, она может сбить с толку.

Психологические уловки основаны на знании и умелом использовании особенностей психологии людей, чаще всего
эксплуатируются «маленькие человеческие слабости». Разберем эти три вида чуть подробнее.

Риторика: определение понятия

Риторика — это искусство убеждать большую аудиторию посредством слова, четко, веско, аргументированно и ярко доносить свою мысль.

Этот термин пришел из греческого языка. В русском языке есть эквивалент понятию риторика. Умелое владение словом, построение продуманной речи с неоспоримыми и весомыми доводами, красочными примерами называется словом «красноречие».

Фото: dzyt.com.cn: UGC

В Древней Элладе — крае философов и поэтов — зародилось ораторское искусство. Греки первыми поняли силу слова. Правильно выстроенная речь, логичные и убедительные доказательства, вдохновляющие примеры и истории способны были изменить будущее народа и государства.

Ораторы весьма ценились в Древней Греции. Поскольку в основном форма правления в эллинских городах-государствах была демократическая, то и влияние слова на массы было весомым и значимым.

Античная эпоха подарила миру теоретические выкладки об искусстве красноречия, оставила примеры ярких выступлений мыслителей и государственных деятелей того времени — Перикла, Аристотеля, Сократа, Тисия, Эвбула, Юлиана Отступника и Демосфена.

Фото: yourspeech.ru: UGC

Искусство красиво говорить, наука о правильном построении речи, о подборе наглядных и красочных примеров актуальны и в современном обществе. Приемами ораторского искусства пользуются все публичные люди — политики, писатели, ученые и мотиваторы (бизнесмены и социальные коммуникаторы).

Блестящие выступления Ника Вуйчича подвигают людей, неизлечимо больных или покалеченных, искать способы самореализации, жить полноценной и яркой жизнью, приносить пользу обществу. Эффектные выступления Стива Джобса вошли в историю развития ораторского искусства как великолепные постановки маркетингового театра.

Свойства ораторской речи

Ораторская речь — это вид монологической речи, употребляемый в ситуации, когда говорящий обращается к многочисленной аудитории с целью убеждения. Речь оратора имеет свои особенности построения композиции и стиля, а также особое соотношение языковых и неязыковых средств общения. Можно выделить несколько основных качеств, которые отличают ораторскую речь от других видов речи.

  1. Оратор обращается к народу с ораторской речью — не только донести до слушателя информацию, но и получить ответную реакцию в виде заинтересованности (убедить) или каких-либо действий (побудить). Такая речь всегда имеет агитационный характер. Для этого оратор должен быть воодушевлён предметом своей речи и вкладывать в неё то, что он считает нужным и полезным для его слушателей.
  2. Для того, чтобы речь тронула и заинтересовала аудиторию, важен авторитет говорящего или его особый психологический настрой. Чтобы побудить слушателей совершить какие-то действия, оратор, прежде всего, сам делает усилие, требующее особого напряжения воли. Это усилие чувствуется в речи оратора и передаётся его слушателям, побуждая их к действиям.

Аристотель и ораторское искусство [30.08.2015]

Древняя Греция подарила миру плеяду блестящих ораторов: Перикл, Исократ, Демосфен, Лисий. Их конек – убедительные факты, красочные метафоры и оригинальные сравнения. Они осваивали искусство публичных выступлений и споров на практике – в судах и на общественных вече. Путем проб и ошибок они находили подход к аудитории. Ориентиром для них служила реакция публики: свист, радостные возгласы или словесные послания.

Мастера риторики уверены, что Перикл, Исократ, Демосфен освоили бы ораторское искусство намного быстрее, если бы под рукой у них оказался труд Аристотеля – «Риторика».

§ 4. Психологические уловки

Психологические
уловки — едва ли не самый распространенный прием профессиональных ораторов. Если вы хотите завоевать расположение человека или аудитории или, напротив, заставить оппонента ошибаться и
отступать, то именно психологические уловки позволят вам сделать это наиболее просто и эффективно. В специальной литературе описано огромное число таких уловок, остановимся лишь на некоторых,
наиболее востребованных и безотказных.

«Псевдознание подлинных мотивов
оппонента». Суть уловки в том, чтобы заставить оппонента оправдываться и тем самым
перехватить инициативу. Классический пример:

«Конечно, Иван Иванович — человек из окружения директора
фирмы, и он не может позволить себе сказать то, что думает на самом деле. Если бы он говорил от себя лично, он говорил бы иначе…

«Ошарашивание темпом». Классический прием,
характерный, например, для полемической манеры В.Жириновского. Суть в том, чтобы навязать оппоненту неприемлемый темп обсуждения, «забить его» агрессивной манерой говорения. При этом точность
фраз теряет смысл, аудитория уловит лишь контуры смысла и напор вашей речи.

«Иллюзия личной незаинтересованности». Смысл этой
классической уловки состоит в том, чтобы, используя вариант «чтения мыслей», отвести от себя подозрения в личной заинтересованности. Классический пример:

«Если кто-то думает, что я уговариваю вас, исходя из личных
интересов, то это чушь. Лично я от слияния фирм только проиграю. Меня и так все устраивает. Но это этого выиграет дело. А как глава фирмы я должен прежде всего думать о деле…»

«Недосказанность с намеком». Суть этой уловки заключается в том, чтобы намекнуть, что в данном случае можно было бы сказать гораздо больше, но
сделать этого нельзя по особым причинам.

«Скрытая лесть». Уловка, основанная на том, что
человеку приятно слышать о себе комплименты. Однако прямая лесть может его насторожить. Поэтому умелые манипуляторы чаще используют скрытую лесть. Если нужно завоевать расположение, например,
начальника отдела-женщины, то вместо фразы «Восхищаюсь, как много вы работаете» более тонко будет сказать «Ольга Петровна, я смотрю на вас и иногда сочувствую вашим детям. Или вы и на них
находите время?»

«Ложный стыд». Классическая уловка, основанная на том, что человеку трудно признать, что он не знает очевидного. Например, если вы
ожидаете, что некий Ива Иванович, известный специалист, выступит против вас, вы можете сказать:

«То, что я говорю сейчас, вещи общеизвестные. Вот здесь
присутствует Иван Иванович, он это, конечно, знает и может подтвердить».

Тем самым вы поставите Ивана Ивановича в сложное положение. Вы сослались на него как на авторитет, и ему
трудно признать, что он этого не знает (даже если вы блефуете). Практика показывает, что в большинстве случаев Иван Иванович или согласно кивнет, или промолчит. Но в любом случае как оппонент он
будет нейтрализован.

«Демонстрация обиды».Уловка чисто психологического свойства.Если вы сделаете вид, что оппонент вас незаслуженно обидел,аудитория почти
всегда будет на вашей стороне.

«Псевдооткровенность». Классической формой этой уловки являются фразы типа «Не хотелось мне об этом говорить, но уж если честно, то скажу…».
Уловка работает почти безотказно. Аудитория всегда склонна верить «спонтанным» откровенностям.

«Апелляция к разумности аудитории».
Это своеобразная вариация на тему лести, но объектом лести является аудитория. Классическим риторическим
ходом будет, например, такой:

«Пока я ждал своего выступления, я смотрел на ваши лица. Я боялся
увидеть в этих лицах равнодушие и лень. Но я понял, что я ошибся. Ваши лица неравнодушны и заинтересованы. Значит, все мы живые и разумные люди. Тогда мы поймем друг друга…»

«Мнимое непонимание». Суть уловки в том, что вы якобы не поняли доводы оппонента и трактуете их в свою пользу. Уловка довольно часто
приводит к успеху, ведь формально вы соглашаетесь с противником.

«Принуждение к однозначному ответу».
Главное в этой уловке —решительно потребовать от оппонента дать однозначный ответ. Например:

«Вы очень много и обтекаемо говорили о плюсах и минусах реформы. Я
так и не понял: вы за реформу или нет. Пожалуйста, выскажетесь определенно, одним словом: да или нет». Тем самым оппонент лишается возможности маневра. Он, может быть, за реформу, но не
принимает вашей версии. Но вы лишили его возможности ответить в логике «Да, но….».

Что такое ораторское искусство?

Выступая на праймериз, политик срывает аплодисменты и завоевывает новых избирателей. Продавец автомобилей лучше всех выполняет план продаж в текущем месяце благодаря умению общаться с людьми. Этих, столь непохожих персон, объединяет владение ораторским искусством, или мастерством красноречия. Общепризнанным определением этого понятия считается следующее утверждение: ораторское искусство – это мастерство убеждать аудиторию во время выступления. Для этого человеку необходимо владеть не только риторикой, но и актерскими приемами, психологическими техниками убеждения.

История ораторского искусства

Платформу для развития, основные принципы и идеи, приемы ораторское искусство получило еще во времена Древней Греции и Древнего Рима:

  1. Примерно в V веке до н.э. стали появляться первые ораторы, умеющие красиво и грамотно излагать свои мысли. У таких людей быстро появлялись поклонники, стремившиеся перенять их талант.Со временем таких философов стали называть учителями софистики. Они преподавали отрокам из знатных семей основы логического мышления и красноречия, секреты приемов для победы в споре над оппонентом.
  2. Новый виток развития искусство красноречия получило благодаря трудам и деятельности таких известных философов как Сократ и его последователей: Платона и Аристотеля. Эти древние мужи ставили поиск истины в споре на первое место. Они обучали последователей анализу аудитории и личностных черт самого оратора, приемам и методикам говорить красиво и убедительно.
  3. Наследницей знаменитых трудов греческих ораторов стала Римская империя. В ней знатные отроки тоже обучались постулатам красивых и убедительных публичных выступлений.
  4. Дальнейшее развитие цивилизации лишь сохраняло и приумножало труды великих древних ораторов.

Риторический вопрос

Риторический вопрос – это вопрос, ответ на который известен заранее или же дается самим спросившим. Использовать данный оборот следует только тогда, когда аудитория полностью разделяет мнение выступающего, иначе эффект будет лишь негативным.

Помимо риторического вопроса, также существует риторическое восклицание и риторическое обращение.

Существуют и так называемые цепляющие вопросы, когда оратор задает какой-нибудь вопрос аудитории или конкретному слушателю и затем ждет – ответят ему или нет

Здесь важно не давить на слушателей, не обижаться на то, что, по мнению оратора, слушатели какие-то не активные. Ответят на вопрос – хорошо

Не ответят – ничего страшного (к такому варианту развития событий оратор готов и не испытывает каких-либо недобрых чувств или эмоций к своим слушателям). В этом случае оратор сам на него спокойно, без тени смущения отвечает. Так завязывается общение со слушателями, которое намного лучше, чем простое озвучивание текста выступления.

Повтор

Повтор – еще один распространенный ораторский прием, широко используемый в публичных выступлениях.

Часто бывает так, что слушатель даже ненадолго отвлекся, вспомнил о доме, о незаконченных делах, о девушке, о чем-то еще, и в этом момент может прозвучать важная, возможно даже одна из ключевых мыслей, без которой все остальные рассуждения оратора останутся не вполне понятными. Поэтому наиболее важные положения желательно так или иначе повторять. Мысли, повторенная дважды, намного лучше усваивается, даже если никто не отвлекался. Кроме того, повторение какой-либо мысли способствует ее закреплению в сознании слушателей, позволяет при правильном использовании сделать речь оратора более убедительной.

Повторы могут быть дословными, варьируемыми, расширенными и частичными. Дословные повторы применяются относительно редко – в основном для цитирования и акцентирования внимания на какой-либо фразе. Чаще встречаются варьируемые повторы, когда сказанное ранее повторяется другими словами, а также расширенные – когда при повторении мысль развивается. Противоположность расширенного повтора – частичный повтор, или обобщение, позволяющий подытожить сказанное ранее.

Очень часто в результате использования не дословных повторов психологически кажется, что оратор смог в подтверждение своего тезиса привести несколько аргументов (хотя с логической точки зрения – аргумент был один:).

План цикла курсов ораторского мастерства

  • 23.03.20

    19:00

    24 часа, по понедельникам и средам

    Базовый уровень

    Первый уровень «Азбука эффективного выступления» введёт вас в основы ораторского мастерства и заложит прочный фундамент. Вы освоите принципы позиционирования себя на публике, узнаете о законах сценического поведения, приёмах ответов на вопросы, в том числе на выпады и каверзные реплики, разовьёте ораторский артистизм, откроете свои сильные стороны, выявите зоны роста, потренируетесь в трёх главных речевых жанрах: информировании, развлечении и убеждении.

  • 14.01.20

    19:00

    24 часа, по вторникам и четвергам

    Второй уровень

    На втором уровне курса ораторского искусства «Секреты красноречия и влияния» вы откроете мир профессиональных ораторских секретов: узнаете о способах запоминания материала, структурирования мыслей, освоите речевые формулы риторики и повысите образность языка, также узнаете о различных тонкостях убеждения. Всё это составляет основу риторики – науки, накопившей багаж знаний, включающий как античные изыскания, так и достижения современной нейро-лигвистики.

  • 24.03.20

    19:00

    24 часа, по вторникам и четвергам

    Третий уровень

    Третий уровень «Основы убеждения и доказательства» продолжает изучение риторических принципов на уровне речевой логики. Вы познаете основные, самые необходимые и ценные для оратора разделы формальной логики, отточите своё умение последовательно придерживаться её законов и выявлять их нарушения (ошибки и манипуляции), потренируетесь в основах дискутирования. Также на третьем уровне вы освоите способы наглядного оформления мыслей (принципы работы с флипчартом, слайдами и т.п.).

  • 25.11.19

    19:00

    24 часа, по понедельникам и средам

    Четвёртый уровень

    Четвёртый уровень курса риторики «Мастерская лидерства» можно назвать «тренингом на 100%», ведь здесь мы уже почти не изучаем никакой теории, а всецело уделяем время проверке на прочность тех знаний и навыков, что были приобретены на первых трёх уровнях. В игровой атмосфере тренинга вы проверите глубину владения ораторскими техниками, укрепите наработанные сильные стороны и наметите новые зоны роста. Ведь ораторское искусство – как Жизнь: в нём всегда есть куда расти!

  • 19.03.20

    19:30

    2,5 часа, вечер субботы

    Клуб

  • 28.03.20

    00:00

    До скорых встреч!

    Карантин

Выбирая курсы и тренинги ораторского искусства Тренинг-центра «Академия РитОрИс», Вы делаете лучший вклад в собсвенное будущее, благополучие и процветание. Мы ждём Вас, чтобы помочь в достижении новых вершин ораторского мастерства. До встречи!

«Ораторское искусство. Притворись его знатоком»

Крис Стюард, Майкл Уилкинсон

class=»img-responsive»>С необходимостью произнести публичную речь рано или поздно сталкиваются все. Это может произойти во время учёбы, на свадьбе или дне рождения. Авторы адресовали книгу людям, которым нужно ограничиться лишь одним выступлением.

Крис Стюард и Майкл Уилкинсон рассказывают о правильной структуре речи, дают советы по правильному использованию цитат и привлечению внимания отвлекшийся аудитории. Авторы дают рекомендации по запоминанию заготовленной речи. Отдельные главы посвящены способам борьбы с волнением и помехами, мешающими выступлению.

Книга написана с юмором, не перенасыщена специальной терминологией и подойдёт для читателей любых возрастов и профессий.
 
 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector