Процесс процесс формирования личности: основная краткая характеристика, условия и проблемы

Каждый новый этап в развитии человечества приводит к появлению еще одного этапа в жизни человека. Развитие человечества продлевает жизнь человеку.

Первый заключается в следующем. Появление каждого
нового этапа в развитии человечества необходимо приводит к появлению еще одного
социально значимого, то есть имеющего социальную функцию, этапа в жизни
конкретного человека. То есть у конкретного человека после возраста зрелости
теперь должен будет появиться новый этап социальной активности. Исходя из
простого расчета длительностей предыдущих этапов детства, юности и зрелости
можно предположить длительность нового активного этапа около 60-70 лет. Тем
самым возраст наступления старости должен продлиться до примерно 130 лет, а
средняя продолжительность жизни не менее чем до 150 лет.

С этим связан вывод о предстоящем изменении
демографического состава человечества. Все авторы работ по «демографическому
переходу» указывают на это изменение и возрастание количества людей в возрасте
после 60 лет как следствие перехода, но они рассматривают это как негативный
результат для общества. Они не рассматривают это, как возрастание активной доли
человечества. Для нас же это именно так. То есть изменение демографического
состава во время демографического перехода это не просто увеличение доли
пенсионеров. Это именно появление новой активной фазы для человека и появление
новой и многочисленной прослойки социально активных людей.  

Но вход в этот возраст будет связан для человека с
большей свободой выбора. Кто-то продолжит играть социальную роль, выполнять
какие то функции в обществе, но многие выберут другое. Это будет возраст где
человек заново определяет себя.  

Второй вывод связан с новым содержанием понятия«поколение». Рассмотренная нами связь этапов развития человечества и человека позволяет нам ввести понятие «социально-исторического поколения». Мы вкладываемв это понятие смысл, который отличается об принятого сегодня смысла для этоготермина в теории поколений.  Так, вработах К.Мангейма и Х.Ортега-и-Гассет, «понятие социально-историческогопоколения – это особая динамическая целостность, формирующаяся в процессесоциализации входящих в жизнь индивидов и отражающая особенности организациижизнедеятельности данного человеческого сообщества, доминирующие в данныйпериод». Наша логика связывает выделение поколений с теми выделенными этапами вразвитии человечества, которые выделяет теория демографического перехода. Какуже говорилось, в истории человечества таких этапов всего четыре. (Пятый этап,этап демографического перехода –он пока только переходный). Но так как этап антропогенеза это по сути утробный этап развития человечества, то реальных социально-исторических этапов всего три. Каждое социально-историческое поколение людей состоит из множества биологических поколений. (Кроме последнего переходного этапа, который длится не более двух биологических поколений.)Объединены эти поколения людей социально-исторической парадигмой, то есть состоянием человеческого сознания и мышления в то время. Таким образом можно сделать вывод, что в настоящее время мы должны присутствовать при формировании нового поколения людей, соответствующих 4 этапу. Так как это будет очень длительныйэтап, можно говорить, что в настоящее время должно появиться переходное между 3-и  4- поколением. Назовем егопоколение  3+. Тогда мы должны сделать вывод, который не сделала теория «демографического перехода». Предугадав вобщем изменение возрастного состава человечества, увеличение доли людейвозраста за 60 лет, авторы теории посчитали это чем –то негативным. Однако учет связи общечеловеческой истории с развитием отдельного человека приводит к пониманию того, что это увеличение является требованием и условием самого перехода. Именно люди  нового поколения должны будут осуществить переход человечества на новый этап развития.    

Развитие личности в течение жизни

Будучи совсем маленьким, ребенок невольно копирует поведение родителей. Причем того члена семьи, кто имеет большее влияние на остальных, авторитетного. Вскоре у детей появляется потребность в самостоятельности, психология иногда выделяет этот период как кризис детского возраста. В пример приводят капризы малыша, хотя на деле он попросту еще не научился справляться с эмоциями, его природа требует изменений, развития.

Дети, как о них говорят, словно губка, жадно впитывают все новое. В процессе становления личности они копируют даже рекламу, увиденную по телевидению. В ходе взросления они способны адаптироваться к изменениям. Например, начав ходить в школу, ребенок (часто нехотя) привыкает к дисциплине, когда нужно сидеть на месте 45 минут. Школьные воспитательные методы оценками и незначительными наказаниями направляют развитие личности растущего организма в ту или иную сторону, в зависимости от его восприятия.

Обратите внимание! Чтобы ребенок успешно социализировался, не нужно на него давить, заставлять. Каждому человеку необходимо чувствовать сопереживание, понимание, иначе вместо адаптации он будет сопротивляться, отдаляться от социальных групп

Становление личности ребенка во многом зависит от поведения родителей

Постепенно ребенок переходит к социализации, когда проявляется интерес к более тесному общению со сверстниками. Данный период становления личности обусловлен тем, что прежде индивид не нуждался в понимании социума. Теперь он наблюдает за группой, примеряет на себя роли ведущих и ведомых, нередко желает занять место авторитета.

Пограничное состояние между детством и взрослой жизнью все также нуждается в педагогике, наставлениях индивида. В подростковом возрасте, испытывая взлеты и потрясения, индивид занимается поиском себя. Только потом он вникает в обществознание, где тренирует свои способности в том, чтобы направить накопленный опыт на пользу окружающему миру.

Стадии становления личности

Становление каждого человека как личности имеет ряд стадий, положительных и отрицательных. Если описать их наиболее кратко, то выглядят они следующим образом:

  1. Адаптация. Умение индивида психологически приспособиться к социальной группе, ее деятельности;
  2. Индивидуализация. Необходимость выделиться из группы, показать себя самостоятельным субъектом;
  3. Интеграция. Слияние с обществом, его деятельностью, поиск и упрочнение связей, которые поспособствуют положительному результату данного стремления;
  4. Дезинтеграция. Непринятие обществом или самоизоляция, попытка минимизировать контакты с окружением, что приводит к остановке формирования личности;
  5. Деградация. Обратное развитие, в ходе которого индивид утрачивает работоспособность, страдают его активность, а также адекватность.

Факторы становления личности

Личность человека формируется в процессе всей жизни под влиянием ряда факторов. Известно, что они не существуют по отдельности, т. е. без одного не может быть другого. Среди факторов развития личности выделяют:

  • Внутренние – характеризуются темпераментом индивида, его стремлениями, силой воли и мотивацией.
  • Внешние – природная и психологическая среда, педагогическое и социальное воспитание.
  • Социальные – приобретенные способности, знания, методы поведения индивида;
  • Биологические – наследственность, врожденные способности.

Биологические факторы могут предопределить становление личности

Становление личности ребенка

Формирование личности проходит с помощью, так называемых, агентов социализации. Это отдельные лица либо группы или целая организация, которые имеют внушающее влияние на чередование индивидом социальных ролей.

К ним относятся:

  • Агенты первичной социализации – родители, близкие родственники и друзья, возможно, наставники;
  • Агенты вторичной социализации – учебная или трудовая администрация, церковь, армия и т. д.

Примечательно, что на разных этапах становления «агенты» могут сменяться в важности

Человек разумный или кроманьонец

Человек разумный (на латыни – Homo sapiens) появился, согласно теории эволюции Дарвина, 100-160 тысяч лет назад. Homo sapiens строили шалаши и хижины, иногда даже жилые ямы, стены которых обшивали деревом.

Они умело пользовались луком и стрелами, копьями и костяными крючками для ловли рыбы, а также строили лодки.

Человек разумный очень любил расписывать тело, украшать рисунками одежду и предметы домашнего быта. Именно Хомо сапиенс создали человеческую цивилизацию, которая существует и развивается до сих пор.

Кроманьонцы были высокого роста — до 180 см, с высоким лбом, объёмом мозга 1600 см3 . Над глазами отсутствовал  сплошной валик; на нижней челюсти хорошо развит подбородочный выступ, что свидетельствует о развитии членораздельной речи. Кроманьонцы обладали всем комплексом основных физических особенностей, которые имеются и у наших современников. Их умственное развитие достигло высокого уровня. Об этом свидетельствуют изменения, происшедшие в их жизни.

Кремневые орудия становились более разнообразными и совершенными,   кроманьонцы широко стали использовать трудно обрабатываемые материалы: кость, рог. Они умели сверлить, шлифовать, знали гончарное дело, приручали животных, начинали развивать земледелие, сшивали шкуры животных и изготовляли из них одежду и жильё. Все это делало человека менее зависимым от климатических условий. Именно поэтому люди стали осваивать ранее недоступные районы земного шара. Кроманьонцы жили родовыми общинами в построенных жилищах.

На этом этапе произошло ещё одно крупное событие в жизни людей – возникло искусство. Рисунки первых художников, обнаруженные на стенах пещер, каменные и костяные скульптуры, выполненные с удивительным для того времени мастерством. Всемирной известностью пользуется живопись Каповой пещеры (на Урале). Зарождается религия. Эволюция человека вышла из-под ведущего контроля биологических фактов и приобрела социальный характер.

Сосуществование моделей

Если расположить стадии развития человеческого сознания в хронологическом порядке, результат потрясает. Эволюция, судя по всему, ускоряется, причем все сильнее. Если эта тенденция продолжится, мы сможем за время нашей жизни наблюдать появление еще одной или двух стадий развития, помимо Зеленой.

Иллюстрация демонстрирует еще один интересный момент. Никогда прежде за все время существования человечество не оперировало таким количеством различных моделей одновременно. Это касается и моделей организаций. В одном и том же городе мы при желании можем найти функционирующие бок о бок Красные, Янтарные, Оранжевые и Зеленые организации.

Говоря в общем, можно утверждать, что в развитых обществах:

  • Импульсивные Красные организации продолжают существовать только на границах правового поля.
  • Конформистская Янтарная модель все еще представлена в госструктурах, армии, религиозных организациях и системе образования.
  • Конкурентная Оранжевая модель со всей очевидностью доминирует в бизнесе.
  • Плюралистические Зеленые организационные процессы усиленно проникают повсюду, причем не только в некоммерческий сектор, но и в бизнес.

Импульсивная, или Красная парадигма

Этой стадии соответствует «Самозащита» (Self-protective) Левинджер и Кук-Гройтер; «Имперская» (Imperial) Кигана; «Оппортунист» (Opportunistic) Торберта; «Спиральная динамика: Красная» (CP, Spiral Dynamics’ Red) Грейвза; «Пре-операциональная (Концептуальная)» (Pre-operational (Conceptual)) Пиаже; «Эгоцентрическая» (Egocentric) Уэйда и др.

Исторически переход к Импульсивной, или Красной, парадигме стал для человечества очередным важным достижением. Около 10 тысяч лет назад это привело к появлению власти вождя и первых протоимперий, а также первых форм организаций (они будут описаны в разделе «Красные организации»).

Собственное «я» (эго) к тому времени уже оформилось и созрело, человек ощутил себя полностью отдельным от других и от окружающего мира. Понимание пугало: впервые смерть стала осознаваемой. Я лишь малая часть, отделенная от целого, я буду страдать или умру. Мир на этой стадии сознания видится опасным местом, где удовлетворение потребностей зависит от того, насколько ты силен и крут.

Сила становится мировой валютой. Если я сильнее тебя, то могу требовать удовлетворения своих потребностей; если ты сильнее меня, я тебе подчинюсь в надежде, что ты обо мне позаботишься. Эмоциональный диапазон все еще очень ограничен, и люди часто выражают свои потребности через вспышки гнева и насилие. Никто не заботится о чувствах других. Люди по-прежнему ориентированы по большей части на настоящее — я хочу это и прямо сейчас! — но импульсивность может до некоторой степени простираться в будущее путем использования простых стратегий, основанных на силе, манипулировании или подчиненности. Простые причинно-следственные связи, например награды и наказания, уже понятны. Мышление сформировано противоположностями, создающими черно-белую картину мира, например «сильный / слабый», «как я хочу / как ты хочешь».

После формирования ощущения собственного «я» (эго) становится возможной дифференциация повседневных занятий, другими словами, осмысленное разделение труда. Теперь есть вожак и есть рядовые. На исторической сцене появляется рабство в самых разнообразных формах, поскольку появляется возможность выделить определенные задачи и поручить их выполнение врагам из соседних племен, побежденным и обращенным в рабство. Исторически это привело к появлению вождей, управлявших уже не сотнями, а тысячами и десятками тысяч людей.

Импульсивный Красный способ действовать до сих пор используется взрослыми представителями человечества во многих родоплеменных сообществах и в бедных кварталах развитых обществ, когда в силу обстоятельств дети не получают адекватного воспитания, позволяющего подняться выше этой стадии.

Для каждой парадигмы существует свое место и время, свой контекст, в котором она наиболее приемлема. Импульсивная Красная парадигма наиболее соответствует враждебной окружающей среде: военные действия, гражданские войны, разрушающиеся государства, тюрьмы или трущобы с их жестокими нравами.

Что такое человеческое развитие:

Человеческое развитие — это концепция, основанная на идее свободы людей, чтобы у них были возможности и возможности жить с качеством жизни и в соответствии со своими целями .

Вопреки экономическому росту, человеческое развитие напрямую не связано с анализом финансовых ресурсов, но с удовлетворением людей тем, как они живут.

Таким образом, чтобы проанализировать уровень развития человека в определенной группе, необходимо наблюдать не доход, а все условия и возможности, которыми обладают люди для достижения достойной и качественной жизни.

Узнайте больше о качестве жизни.

В области психологии развитие человека относится к формированию личности индивида, то есть его поведения, ценностей, способностей и т. Д. В этом отношении человеческое развитие учитывает несколько различных факторов, таких как генетические характеристики, интеллектуальные, эмоциональные паттерны, социальные группы, в которые оно включено, физическое развитие и другие.

Этапы развития человека

Развитие жизни человека как части – это развитие природы, но это продуктивно в отношении человека только тогда, когда идет развитие личности, то есть развитие человека в обществе.

Сначала хочу поговорить о личности. Что для этого необходимо? Как должен проходить процесс развития человека вне зависимости природы, как и общества, как части природы.

Пока вся психология развития человека больше строится на отношениях человека со своим собратом, с обществом, с миром. На такое развитие направлены все институты общества, начиная от рождения и заканчивая его смертью и это называется психическое развитие человека.

Психологи для претворения в жизнь постулатов развития создали несколько этапов развития, подразделяя на разделы с упором на возраст, его ключевые моменты, а также условия внешней среды, но без учета автономного развития человека. Чтобы понять, предлагаю разобрать эти этапы и выделить общие ключевые направления.

  1. Детство – человек развивается быстро, в унисон с природой и в формуле – я и мир. У него нет противоречий внутри самого себя. Для него в мире никто не выделяется, весь мир, как целое, но и ребенок в этом целом не выделяет себя вне его. Он этого пока просто не умеет и не знает.
  1. Переход из детства в юность – человек начинает осознавать себя, как независимую единицу мира, он выделяет мир вне себя. Здесь он вступает в период сплошных противоречий, ломает себя, вернее все свое мировоззрение в основе психики в этот момент времени. Мир не доминирует над сознанием, но он пока его создает сам, согласно своим убеждениям, построенными на воспитании, отношениях к нему в обществе.
  1. Начало взрослой жизни – человек понимает, что мир не такой, каким он его придумал, розовый туман слетает, обнажается проза жизни, он вступает в конфликт с миром, или впадает в любую степень застоя, веры (для этого общество создало все виды религий, а надо бы развивать культуру)
  1. Взрослая жизнь – мировоззрение устоялось. Одни пересматривают всю свою жизнь и через анализ ошибок обретают опыт, другие просто зависают в вере или застое своей профессии, например. В итоге, и те, и другие приходят к одному, к полной остановке развития человека.

Этапы социализации

Социологи выделяют следующие этапы социализации:

  1. Адаптация. Подразумевает познание ценностей и приобретение навыка соответствия обществу. Это этап, когда ребёнок усваивает основные понятия, приспосабливается к правилам общества, подражает и адаптируется.
  2. Идентификация. Заключается в стремлении к персонализации и воздействию на других людей. Отношение к нормам социума становится более критическим. На этом этапе в зависимости от возраста выделяют промежуточную (когда подросток ещё не имеет сформировавшегося мировоззрения и характера) и устойчиво-концептуальную социализацию (когда личность обладает уже устоявшимися свойствами).
  3. Интеграция. Позволяет проявить себя и свои возможности в конкретной социальной группе. Когда социум принимает свойственные личности характеристики, интеграция проходит успешно. Если общество не принимает эти свойства, то возможны два варианта развития событий: первый – когда индивидуальность сохраняется, отношение к обществу становится агрессивным, а второй вариант характеризуется попытками изменить себя и соответствовать ожиданиям общества.
  4. Трудовой этап. Его границы размыты, так как этап включает себя все время трудовой деятельности члена общества. Человек воздействует на среду, воспроизводит социальный опыт.
  5. Послеструдовой этап. Он начинается тогда, когда прекращается трудовая деятельность. На этом этапе передается опыт более молодым членам общества.

Прямое влияние на процесс социализации личности оказывают люди, с которыми человек непосредственно взаимодействует. Речь идёт об агентах социализации. Состав агентов меняется в зависимости от возраста. Сначала это семья – родители, братья, сёстры, другие родственники, затем сверстники, учителя, коллеги, супруг или супруга. Все они в разной степени и в разных направлениях оказывают влияние на человека.

Более подробно рассматривают стадии социализации в возрастном аспекте:

Стадия младенчества характеризует период, когда основное место в жизни человека занимает мать. Развитие доверия, а также психологическое развитие напрямую зависят от отношений с матерью.
Стадия раннего детства подразумевает развитие независимости, ребёнок начинает функционировать более самостоятельно.
Стадия детства позволяет ребенку осознать себя личностью. Он самостоятельно передвигается, разговаривает, познаёт мир, развивает мышление

Отсутствие внимания и подавление со стороны родителей отрицательно повлияет на развитие ребёнка.
Стадия младшего школьного возраста подразумевает овладение новыми знаниями вне дома и семьи.
На стадии отрочества происходит множество физиологических процессов в организме ребёнка, острее встаёт вопрос о самоопределении и поиске своего места в жизни.
Стадия юности характеризуется поиском спутника жизни, связи с социальной группой укрепляются.
На стадии зрелости внимание личности направлено на работу и заботу о детях.
Стадия старости характеризуется мудростью, переосмыслением себя и своей жизни.

На процесс социализации влияет множество факторов: социальный и персональный опыт, окружающие люди, наследственность.

Все факторы разделяют на четыре группы:

  • микрофакторы (социальные устои в семье, образовательном учреждении);
  • мезофакторы (общественное устройство, характерное для места поселения, национальности);
  • макрофакторы (социальные параметры государства, политический и культурный строй);
  • индивидуальные факторы (характеристики личности определенного возрастного этапа).

Эффективность процесса социализации оказывает влияние не только на конкретного индивида, но и на все общество в целом. Когда в социуме происходит отклонение от общепринятых стандартов, речь идёт о девиации. Девиация – поведение членов социума от общепринятых стандартов поведения. Девиация может быть индивидуальная и групповая. Вторая более опасна, так как говорит о том, что сложившиеся условия и обстоятельства не позволяют найти своё место в обществе целой группе людей.

С процессом социализации тесно связаны ещё два понятия:

  1. Ресоциализация – замена ранее усвоенных правил общества на более актуальные в нынешних условиях.
  2. Десоциализация – утрата ранее приобретённого социального опыта.

Если ресоциализация – процесс обучения новому, то десоциализация имеет другую природу. Добровольная десоциализация подразумевает сознательный отказ от ценностей и не ведёт к деградации личности, а вот вынужденная десоциализация (на фоне личных проблем, потери работы) оказывает разрушающее воздействие на человека. Не способный справиться с давлением обстоятельств человек старается уйти от реальности посредством поведения, ведущего к деградации.

Понятие о возрастных категориях

Возрастные категории людей по годам до настоящего времени не классифицировали таким образом, чтобы можно было отследить население, принимая во внимание особенности регионов, а также подходящих для учета возрастов всех людей на планете. Возраст — промежуток времени, прошедший с даты появления на свет до конкретного дня

Это понятие подразделяют на биологический возраст и паспортный.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

В такой науке как демография существует сразу несколько возрастных показателей:

  • совершеннолетие;
  • возраст вступления в брак;
  • трудоспособный;
  • репродуктивный;
  • пенсионный.

Возрастные категории людей по годам можно получить из документов, которые регистрируют все самые значимые события в его жизни (дату рождения, начало совершеннолетней жизни, брак или смерть) и на основе последних результатов переписи.

В большей части мира отсчет идёт со дня появления на свет, хотя встречаются и исключения. Например, в Корее младенец считается годовалым уже в день своего рождения. В Республике Индонезия и Китае гражданин становится старше лишь с наступлением нового календарного года, не принимая в расчёт дату его рождения.

Классификацией возраста называют способ разделения граждан разных возрастов по категориям. Они формируются путём объединения индивидов по идентичным признакам, а также по значимости их роли в социально-демографических процессах. Критерии возрастных категорий различны по отношению к цели исследования.

К примеру, в такой науке как демография, самой эффективной считается группировка на однолетние или пятилетние отрезки жизни

Для изучения факторов рождаемости обращают внимание на 2 конкретных показателя: бракоспособный возраст женщины и период её жизни, когда она находится на пике своей репродуктивной способности

В экономике принята классификация из 3-х групп:

  • дотрудоспособный;
  • трудоспособный;
  • послерабочий.

Возрастные категории людей по ВОЗ

Небезызвестная возрастная классификация, которая легла в основу всех современных вариаций, была разработана Борисом Урланисом.

Он разбил население на 3 основных группы:

  • Дорабочая – часть граждан возрастом до 14 лет. В их числе младенцы, которым не исполнилось 24 месяцев, дошкольники от 3 до 7 лет, а также школьники до 14 лет.
  • Рабочая – период между 15 и 60 годами. В эту группу входили юные представители общества не младше 16 и не старше 24, люди периода зрелости возрастом от 24 до 45, а также те, кто был не моложе 45-и не старше 59 лет, переживающие период вторичной зрелости.
  • Послерабочая – все граждане старше 60 лет, включая людей пожилого возраста от 60 до 70, затем наступает так называемая «ранняя старость» в промежутке между 70 до 79, все последующие годы именовались глубокой старостью.

Было предпринято несколько попыток в создании универсальной классификации возрастных категорий. В нашей стране одним из первых этой попыткой воспользовался демограф А. П. Росчавский-Петровский. В своих работах он выделял несколько групп, каждой из которых дал название.

Ещё один статист и психолог, но уже советской эпохи, сыграл немаловажную роль в становлении демографической структуры РФ. Им был Д.Б. Эльконин, занимавшийся исследованиями в данной сфере в середине прошлого века.

Он утверждал, что построение грамотной возрастной градации позволит определить степень развития индивида в течение всей его жизни. Первая продуманная классификация возрастов была принята в Советском Союзе ещё в 1962 г. Тогда Ленинградская конференция по геронтологии работала над документом вместе со специалистами ВОЗ по социально-демографическим вопросам.

В этом документе периоды утвердили следующим образом:

  • от 45 до 59 — зрелый возраст;
  • преклонным называли промежуток между 60 и 74;
  • категория людей старше 75 лет определялась как старческая;
  • под понятие «долгожители» попадали люди старше 90.
Название группы Количество лет
Новорождённые от 0 до 7 дней
Грудные от 7 суток до 12 месяцев
Ясельный период от года до 3 лет
Дошкольный период от 3 до 7
Отрочество от 7 до 17 лет
Молодежь от 17 до 30 лет
Зрелые от 30 до 55 лет
Пожилые женщины — 55 ;

мужчины — 60

Долгожители 80

Условия развития личности человека: моторика и развитие ребенка

Для духовного развития личности выделяют некоторые этапы — возрастные рамки, характерные для приобретения определённых качеств. Принято называть такие периоды «сензитивными». Опираясь на данные исследований, психологи могут определить соответствие ребёнка развитию его возраста или диагностировать задержку развития.

Так, для развития речи, оптимальным считается период 1-2 года, а интеллектуальное развитие наиболее активно происходит до 13 лет. В основе таких периодов — созревание нервной системы, головного мозга происходит непостоянно, а периодами. Всё в организме формируется постепенно и очень важную роль играет приобретаемый опыт.

Сейчас существуют специальные схемы работы для помощи детям, у которых наблюдаются отставания в развитии, основанные на комплексном применении лечения у невролога, занятий с психологом и логопедом. Как правило, речевое развитие связано с созреванием коры головного мозга и есть специальное методы по ускорению таких процессов (медикаменты, сенсорика, игры Монтессори).

При физическом отставании, часто бывает, что дети позже начинают ходить, также есть программы — массаж, плаванье, ЛФК

Очень важно отслеживать эти моменты и вовремя помогать детям всесторонне развиваться

Качества

Устойчивость качеств — в результате развития личности, человек приобретает устойчивые и постоянные качества психики, однако сохраняется и пластичность. Сложность этих процессов сводится к тому, что человек приобретает черты характера и в то же время всегда существует возможность их изменения, улучшения при надлежащих обстоятельствах жизни.
Благодаря пластичности нервной системы, возможно воспитание.

И к тому же компенсация происходит за счёт более сильных качеств личности. Так, например, есть дети, которые хватают знания на лету, сильно при этом не утруждаясь, а другие — добиваются результатов упорным трудом, что компенсирует более слабую память.

У каждого человека есть сильные и слабые стороны, причём сильные очень часто перекрывают действие слабых и позволяют успешно справляться с жизненными ситуациями.

Интеграция

Развитие личности происходит как слияние разных сфер — интеллект, духовное развитие, эмоциональная составляющая, духовность. В каждой сфере интегрируются свои свойства. Так, эмоциональная — чувства, интеллектуальная — разум.
Со временем психика человека закаляется и крепнет, во взрослом возрасте человек спокойнее реагирует на жизненные трудности, при достаточном уровне развития. Кроме того, формируется мировоззрение и понимание жизненных процессов.

У человека на каждом этапе жизни есть доминирующая деятельность, которая оказывает большое значение на развитие личности.

В школьные годы мы учимся, приобретаем знания, навыки общения. Во взрослом возрасте учимся в процессе взаимодействия в семье, общения с любимыми людьми, а также рабочий коллектив и профессия накладывают свои отпечатки, формируется профессиональное развитие личности. Всё это способствует формированию психических качеств, особенностей личности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector