Методы психологии: краткая характеристика

«Теория всего»

Люди, которые предпочитают аналитическое мышление, продвигают идею о том, что большинство вещей могут быть «сведены» к атомистической интерпретации, в конечном счете подразумевая, что основной общий знаменатель анализа физика сможет объяснить, как все кругом работает. Неудивительно, что именно физики придумали термин «теория всего» – поиск единой модели для объяснения всех фундаментальных взаимодействий природы.

Отличным примером области, где аналитическое мышление терпит неудачу, является понимание человеческих эмоций. Следующая Цитата из книги Джамшида Гараедаги (Gharajedaghi, 2006) о системном мышлении прекрасно иллюстрирует проблему: «Я могу любить, но ни одна из моих частей не может любить. Если ты разделишь меня, феномен любви будет потерян.»

Типология Б. Г. Ананьева

Существует наиболее популярная классификация методов психологии за Б. Г. Ананьевым.

К первой группе относятся организационные методы. Она представлена сравнительным (сопоставляются разные группы по какому-то выбранному критерию – пол, возраст, деятельность), лонгитюдным (осуществляется многократное исследование одних и тех же респондентов в течение длительного времени) и комплексным методом (объект исследуется учеными с разных научных областей, используются разные приемы).

В третьей группе сосредоточены методы, с помощью которых можно обработать данные. Они включают количественные и качественные способы.

Четвертая группа представляет интерпретационные методы психологии. Использование генетического (процесс анализа объекта исследования с точки зрения его развития, выделение каких-то фаз, стадий и т. д.) и структурного методов (установление связей по структуре между всеми чертами и свойствами индивида).

Другие виды мыслительных операций

Для решения задач человек использует множество мыслительных операций. Помимо анализа и синтеза, это еще обобщение, сравнение и др. Без них невозможна познавательная деятельность, обучение, продуктивное мышление в целом.

  • Анализ – распределение целого на отдельные элементы, вычленение отдельных признаков, свойств, качеств.
  • Синтез – это в психологии объединение частей в целое на основе смысловых связей.
  • Сравнение – сопоставление предметов или явлений друг с другом с целью поиска схожих черт и различий.
  • Обобщение – объединение различных объектов в одну группу на основе общих признаков.
  • Конкретизация – наполнение чего-то обобщенного подробностями и деталями.
  • Аналогия –- это перенос знаний об одном предмете на другой с целью пояснения той или иной интерпретации.

Эти операции являются незаменимыми в процессе обучения, для поиска и усвоения новых знаний. Часто человек использует их неосознанно и интуитивно, на подсознательном уровне.

Способы психологической защиты

Если правильно реагировать на злобные выпады в свой адрес и проблемы, можно уберечь свою психику от отрицательного воздействия. Под влиянием негативного раздражителя человеку бывает тяжело правильно действовать в кризисной ситуации. Однако существуют способы, благодаря которым индивид адекватно предохраняется от любого негатива в свой адрес.

Способы психологической защиты:

  1. «Ветер перемен».

Если человека постоянно оскорбляют, ему приходится испытывать негативные эмоции. У индивида учащается пульс, повышается давление, портится настроение. Избавиться от негатива в свой адрес можно, если представить себя стоящим напротив ветра. Погрузив себя в эмоциональное состояние, наполненное личными обидами, нужно вообразить, как сильный порыв воздуха сдувает все обидные слова и болезненные симптомы. Такой приём помогает нормализовать душевное равновесие. Каждый раз, когда человек услышит что-то обидное в свой адрес, он вызовет из памяти приём «ветер перемен», который вмиг унесёт отрицательные эмоции.

  1. «Абсурдная ситуация».

Если человек видит, что кто-то намеренно его оскорбляет, нужно подыграть ситуации. Преувеличенные, перекрученные и доведенные до абсурда неприятные слова воспринимается комично. Обидчик в такой ситуации будет выглядеть клоуном, который ведёт себя как несмышленый ребёнок.

  1. «Океан».

В кризисной ситуации индивид ассоциирует себя с океаном. Этот огромный по площади водоём абсолютно спокоен, хотя в него вливаются тысячи бурлящих рек. Эмоционально уравновешенный человек, на чью голову выливаются потоки негатива, подобен океану. Он внешне спокоен, хотя вокруг него кипят страсти.

  1. «Аквариум».

Если на человека сыпется море негативных слов, необходимо представить, будто он находится в аквариуме. Можно мысленно приглушить звучание обидных слов. Ведь аквариум не пропускает звука. Хотя толстое стекло искривляет внешность обидчика. Сквозь прозрачные стенки аквариума лицо у оппонента смешное и безобразное.

Личность и характер. Психологический анализ личности

В жизни проявление личности и характера очень тесно переплетаются. Они во многим очень схожи. Далеко не всегда эти два понятия не различаются не только обыденными людьми, но даже и психологами. Здесь будем говорить о теории анализа личности. Можно встретить довольно много учебников по психологии, в которых характер считается свойством. И именно на основании генетически заложенных черт в частности и проводится анализ личности, и не всегда понятно, в чем здесь видны отличия.

Действительно, мы все разные. И особенности общественно развитого человека, так же как и черты характера, по-разному проявляются. У всех свой способ социального анализа личности. И, конечно, когда наука имеет дело с индивидуальными особенностями, то один из самых популярных приемов психологического познания и классификации этих различий называется типологией. Действительно, каждый неповторим и уникален. Тем не менее в совокупной индивидуальности есть моменты общего, понятие повторяемости. Сочетание двух этих концепций лежит в основе построения типологии. За счет этого объединения можно выделять определенные типы людей.

С одной стороны, каждый из них говорит об индивидуальности, непохожести на других. Вторая грань — это когда тип включает в себя уникальные, но общие особенности.

Методологические принципы в психологии

Методологические принципы в психологии делятся на общенаучные и специальные. Общенаучные методологические принципы действуют на уровне общей методологии научных исследований, специальные — на уровне конкретно-научной методологии.

Существуют следующие основные общенаучные методологические принципы:

  • Принцип детерминизма – причинной обусловленности всех явлений. Каждое изменение того или иного предмета или явления является следствием определенного процесса и результатом воздействия определенных факторов. Согласно этому принципу, все существующее возникает, изменяется и прекращает существование закономерно.
  • Принцип системности – все явления находятся в состоянии непрерывного взаимодействия друг с другом и являются элементами систем. Поэтому каждое явление необходимо рассматривать только в процессе взаимодействия, направленного на достижение целей системы. При исследовании какого-либо явления необходимо, во-первых, оценивать достаточность элементов системы, взятых для анализа и необходимость их для появления нового свойства, во-вторых, необходимо выделение принципа устройства данной системы. Принцип системности возник в ответ на два более ранних метода анализа: механистический и холистский. Механистический подход подразумевал исследование отдельно каждого элемента или его свойств и попытку соединения этих элементов для изучения свойств целого. Холистский подход исследовал свойства целого и распространял их на отдельные элементы.
  • Принцип развития. Развитие – это процесс приобретения объектом принципиально нового свойства как результат реализации отношений. Развитие предполагает преодоление той меры, в границах которой происходит процесс только количественного изменения объекта и предусматривает изменение качества. Развитие связано с эволюцией – усложнением уровня организации объекта. Развитие отличается от формирования (формирование как структурирование системы протекает внутри этапа развития). С принципом развития тесно связан принцип диалектичности.
  • Принцип диалектичности — сформулирован Ф. Энгельсом. Каждый последующий уровень развития объекта возникает на основе предыдущего и преобразовывает его, оставляя за ним определенную роль в регуляции взаимодействия. Любое новое качество объекта – это следствие перестройки его внутренней структуры, которая вызвана требованиями взаимодействия. Перестройка расширяет возможности взаимодействия и изменяет принцип устройства данной системы. Пример: Личность можно рассматривать как физическое тело, биологическое существо и социальное существо. Физическая сущность заключается в потреблении пищи и преобразовании ее в энергию жизнедеятельности. Биологически личность является субъектом психологических отношений; продолжается функционирование первого уровня, преобразованное психическим отражением. Личность как социальное существо является субъектом социально-психологических отношений при продолжении функционирования первых двух уровней в преобразованном виде.

Существуют следующие основные специальные методологические принципы психологии:

  • Принцип психологического детерминизма – сформулирован С.Л. Рубинштейном. Внешнее воздействие преломляется через психику человека и только после этого влияет на его реакции и поведение (преломление внешнего через внутреннее). А внутреннее, в свою очередь, в известной мере определяет те внешние воздействия, которые будут оказывать на него влияние.
  • Принцип единства сознания и деятельности – психика проявляется и формируется в деятельности. Психическое формируется в процессе деятельности и является субъективным выражением объективно протекающих процессов. Формируясь в деятельности, психическое эту деятельность регулирует и придает ей соответствующий характер, направленный на самосохранение и развитие личности.
  • Принцип развития в психологии – психика может быть правильно понята только в том случае, если она рассматривается в непрерывном развитии как процесс и результат деятельности. Исследование любого психического явления должно включать в себя характеристику его особенностей в данный момент, историю возникновения и формирования и перспективы развития.

См.также: Методы психологических исследований

Методы и исследования прикладной психологии

1. Внушение

Существуют следующие виды внушений:

  • прямое (влияние на человека при помощи слов — распоряжение, приказания, инструкция),
  • косвенное (скрытое, промежуточное влияние),
  • умышленное,
  • неумышленное,
  • позитивное,
  • негативное.

Приемы внушения также различны:

  • Приемы прямого внушения – рекомендация, приказ, инструкция, команда.
  • Приемы косвенного внушения – неодобрение, похвала, намек.
  • Приемы скрытого внушения – позволение применять различные варианты, обман выбора, общеизвестная истина, банальность.

2. Подкрепление

Виды подкрепления в психологии:

  • позитивное (фиксирует верное поведение/поступок),
  • отрицательное (предупреждает неверное поведение/поступок),
  • сознательное,
  • бессознательное,
  • стихийное (выходит ненароком: ожог, удар током и т. п.)
  • сознательное (дисциплина, воспитание, дрессировка)
  • одноразовое,
  • регулярное,
  • прямое,
  • косвенное,
  • базовое,
  • целое (полное),
  • частичное.

3. Психологическая консультация

  • Отношения – измена, ревностное отношение к супругу или супруге, трудности, возникающие при общении с людьми, воспитание детей.
  • Проблемы частного характера – неудача, невезение, проблемы со здоровьем, самоорганизация.
  • Трудовая деятельность – сокращения и увольнения, отсутствие терпимости к критике, невысокий уровень доходов.

Консультация психолога включает в себя следующие этапы:

  • договор,
  • запрос,
  • план действий,
  • настрой на работу,
  • исполнение заказа,
  • задание на дом,
  • окончание работы.

Методы

Выбор метода проведения психологического анализа зависит от возраста исследуемого объекта. При изучении детей и взрослых изменяется процесс сбора и расшифровки информации.

Для детей

Чтобы понять особенности развития детской психики, выявить внутренние страхи, мешающие малышу нормально общаться со сверстниками, успевать в развитии, психологи изучают рисунки. Психологи оценивают:

  • размеры, расположение объекта на листе;
  • преобладающие цвета;
  • количество геометрических фигур;
  • форму рисунка, наличие дополнительных элементов.

Помимо изображений изучаются и другие продукты деятельности — тексты, написанные в свободном стиле, музыкальные произведения, поделки.

Исследование детей подразумевает изучение:

  1. Продуктов, получаемых в результате учебных занятий — домашний задания, черновики, контрольные, тесты.
  2. Поделки, рисунки.
  3. Песни, сочинения, стихи, аппликации.

Дополнительно психологи могут изучать поведение детей, их действия во время игр.

Для взрослых

Исследование взрослых может проводиться в разных условиях:

  1. Естественных. Психологи наблюдают за рабочим процессом человека его увлечениями. Ему могут не сообщать о проведении исследований.
  2. Искусственно созданных. Объекту сообщают о проведении исследования. Могут указываться действия, которые он должен выполнить.

Методы исследования в психологии

Исследовательские методы психологии кратко описываются, как приемы, посредством которых получаются достоверные знания, необходимые для создания концепций и проверки теорий. Посредством определенных норм и приемов обеспечивается самый эффективный способ практического приложения знаний в области психологии.

Общая характеристика методов психологии, использующихся в исследовании, заключается в распределении их на четыре группы: организационные, эмпирические, методы коррекции и обработки данных.

Организационные основные методы психологии:

— сравнительно-генетический: сопоставление разных видов групп по определенным психологическим критериям. Наибольшую популярность он получил в зоопсихологии и детской психологии. Эволюционный метод, сформировавшийся в русле сравнительного, заключается в сравнении психического развития животного с особенностями развития особей, находящихся на предшествующих и последующих уровнях эволюции животных;

— метод поперечных срезов являет собой сравнивание интересующих признаков разных групп (например, исследование психологических характеристик детей разного возраста, их с разным уровнем развития, разными личностными свойствами и клиническими реакциями);

— лонгитюдный – повторение исследования одних и тех самых испытуемых в течение продолжительного времени;

— комплексный – в проведение исследования участвуют представители разных наук, которые изучают один объект разными способами. В комплексном методе можно находить связи и зависимости между разными явлениями (психическими и физиологическими явлениями, социальными и психологическими).

Метод поперечных срезов в психологии владеет как преимуществами, так и недостатками. Преимуществом поперечных срезов является быстрота проведения исследования, то есть возможность приобретения результатов в течение достаточно короткого времени. Несмотря на большой плюс данного вида методов исследования в психологии, с его помощью невозможно продемонстрировать динамику процесса развития. Большинство результатов по закономерностям развития получаются очень приблизительными. Относительно метода поперечных срезов, лонгитюдный имеет большое количество преимуществ.

Лонгитюдные способы исследования в психологии помогают осуществлять обработку данных в отдельных возрастных периодах. С их помощью можно установить динамику индивидуального развития ребенка. Благодаря лонгитюдным методам исследования психологии можно определить и решить вопрос по поводу возрастных кризисов в развитии человека. Существенным недостатком в лонгитюдном исследовании является то, что для него требуется большое количество времени, требуемого на его организацию и проведение.

Эмпирические способы – это основные методы психологии в исследовании, с тех пор, как она отделилась в отдельную науку:

— объективное наблюдение (внешнее) и самонаблюдение (внутреннее);

— анализ продуктов деятельности;

— экспериментальные (естественный, формирующий, лабораторный) и психодиагностические (анкеты, тесты, опросники, интервью, социометрия, беседа) способы.

Психология интроспективного направления считала самонаблюдение главным способом познания в психологии.

В процессе объективного наблюдения исследователь осведомляется об индивидуальных побуждениях, переживаниях и ощущениях испытуемого, исследователь направляет его на совершение соответствующих действий, поступков, чтобы, таким образом, он наблюдал закономерности психических процессов.

Метод наблюдения используется при необходимости наименьшего вмешательства в естественное поведение, межличностные отношения людей, в случае стремления к получению целостной картины всего происходящего. В психологии наблюдение должно вестись с помощью объективных методов.

Научное наблюдение напрямую имеет отношение к обыкновенному жизненному наблюдению. Именно поэтому, в первую очередь, желательно создать основные условия, удовлетворяющие наблюдение, чтобы оно стало научным методом.

Одним из требований есть наличие четкой цели исследования. Согласно цели необходимо определить план. В наблюдении, как в научном методе, самыми существенными чертами являются плановость и систематичность. Если наблюдение исходит из хорошо осознанной цели, тогда оно должно обретать избирательный и частичный характер.

Методы коррекции: аутотренинг и групповой тренинг, обучение, психотерапевтическое воздействие.

Методы обработки данных: статистический (количественный) и дифференциация материала по группам (качественный).

Использование биографического метода

Биографический метод в психологии — это метод психологического воздействия, изучение и анализ жизненных ситуаций, произошедших с отдельным человеком или группой лиц. Психолог рассматривает даже, казалось бы, незначительные моменты, которые могли как-то повлиять на становление личности, формирование ценностей, мнения и позиции. Те, которые носят позитивный характер, он предлагает использовать для развития личностных качеств.

Особое внимание специалист уделяет тем периодам, когда человек переживал кризис

И не важно, возрастной он или нормативный. В такие моменты обычно происходят серьезные психические сдвиги, которые в результате меняют поведение, привычки, отношения с окружающими

Последнее приводит к конфликтным ситуациям

В такие моменты обычно происходят серьезные психические сдвиги, которые в результате меняют поведение, привычки, отношения с окружающими. Последнее приводит к конфликтным ситуациям.

Какие-то негативные черты характера обостряются, а после закрепляются. Так происходит, если обновленные потребности индивида не находят удовлетворения, если его идеям общество и окружающие его люди не дают реализовываться.

О биографическом методе исследования человеческой личности много говорил психолог и доктор педагогических наук Б. Г. Ананьев. Он связывал его с теорией индивидуальности. По его мнению, главная задача — ближе познакомиться с жизненным путем каждого отдельного человека. Ананьев считал, что биографический метод — это изучение влияния социальной среды на становление человеческой личности. И происходит оно не только в рамках одного субъекта, но и общества, государства, эпохи в целом. Немаловажную роль здесь играют и окружающие люди, у которых либо хорошее, либо плохое отношение к индивиду.

Ананьев ставил перед биографическим методом такие задачи:

  1. Определить психологический статус человека.
  2. Выявить основные черты его характера.
  3. Распознать способности.
  4. Понять, что стало причиной тех или иных поворотных событий.

Развитие этого психологического метода исследования связывают с гуманитарными науками. Можно сказать, что это биографический жанр, который предполагает подробное описание жизненного пути, всех важных для человека событий, моментов, приведших к его становлению как личности.

Когнитивная психология

В своей влиятельной книге «Когнитивная психология» (1967) Ульрик Нейссер предположил, что вся идея «фильтра» ошибочна. Это было бы слишком скучно, если когнитивная система сидит и получает информацию, не ища ее

Если мы рассматриваем мыслительный процесс как конструкцию, то избирательное внимание является результатом того, что мы ищем, а не того, что мы не можем отфильтровать. Нейссер назвал этот анализ синтезом

Он объяснил анализ моделью синтеза – аналогией.

Приведем пример синтеза в психологии. Если мы видим человека, собирающего яблоки в саду, мы предполагаем, что его деятельность определяется тем, что он ищет (спелые яблоки), а не тем, что он отфильтровывает или не выбирает (незрелые яблоки, листья, веточки, ошибки и т. д.). Мы делаем это предположение, потому что мы признаем, что сбор яблок является целенаправленной деятельностью

Если внимание также рассматривается как целенаправленная деятельность, то проблема избирательного внимания – это проблема объяснения того, что включено, а не того, что оставлено

Как анализ по синтезу справляется с феноменом коктейльной вечеринки? Предположим, вы находитесь на вечеринке, напрягаясь, чтобы обратить внимание на то, что человек перед вами говорит. Это целенаправленная деятельность

Вы пытаетесь построить значения, которые приходят от этого человека, используя информацию о направлении, которая помогает вам настроиться на голос. Вы игнорируете все другие разговоры, потому что они не имеют отношения к вашей цели, но не потому, что какой-то фильтр удаляет их.

Ваше внимание – это акт позитивного отбора или синтеза, а не акт негативного отбора или фильтрации. Все, что не входит в ваш синтез, игнорируется, за некоторыми исключениями, например, когда наш взгляд обращен к движению в периферийном зрении или когда наше внимание активируется путем называния нашего имени

Информация, которая кажется «отфильтрованной», – это просто то, что не «настроено».

Стратегии обработки данных при работе с гипотезами

Гипотеза — предположение, требующее проверки. Чтобы использование методов математической обработки в психологии давало достоверный результат, исследователи должны соблюдать правила выбора, проверки гипотезы:

  1. Статистические гипотезы бывают нулевыми и альтернативными. Они несовместимы и взаимоисключающие.
  2. Проверять гипотезу нужно с помощью статистических критериев — правил, по которым принимают истинную и отклоняют ложную гипотезу.
  3. Критерии бывают параметрическими (данные распределены по шкале) и непараметрическими (распределение данных не учитывается).
  4. Порядок проверки критериев включает выбор критерия, определение зависимости или независимости выборки, количество выборок.
  5. Гипотезу оценивают по числовым характеристикам. Точечно, выбрав одно число на оси, или интервально, используя измерение отрезка данных на оси.

Выбор способа проверки гипотезы зависит от поставленной задачи.

Основные методы практической психологии

Воображение — что это в психологии, определение

Практическая психология

Особенностью практической психологии является то, что ее цель не просто изучение каких-то особенностей личности или группы, а их коррекция и оптимизация. Специфика методов практической психологии отличается от методов общей психологии.

Краткая характеристика

В практической науке используются следующие психологические методы:

  • Клиническая и личностностно-ориентированная психотерапия. Клиническая психотерапия – это медико-психологическое воздействие психолога на личностные особенности человека, страдающего психическим расстройством, имеющего психосоматические проявления или подверженного наркотической зависимости. Личностно-ориентированная психотерапия – это методика в психологии, задача которой в том, чтобы помочь человеку изменить его отношение к самому себе или своему окружению.
  • Гипноз. Он делает возможным воздействие на сознание человека с целью его конструктивного изменения.
  • Психодрама – это изучение внутреннего мира человека. Ее применение позволяет выявить актуальные проблемы клиента и найти способы их решения.
  • Телесная терапия расширяет сферу сознания человека через телесные ощущения и учит его решать конфликты между разумом и телом.
  • Арт-терапия – это способ коррекции эмоциональной сферы личности. Занятия творчеством с квалифицированным специалистом заставляют человека заняться рефлексией, помогают актуализировать свои негативные эмоции, страхи и преодолеть их. Арт-терапевтические техники используются при коррекции психических нарушений, в работе с депрессией и неврозом.
  • Песочная терапия. Игра в большой песочнице используется в качестве средства, помогающего детям научиться устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать. Кроме того, песочная терапия способствует нормализации эмоционального фона ребенка.
  • Цветотерапия – это технология работы с внутренним миром человека. Одним из вариантов цветотерапии является раскрашивание мандал.
  • Сказкотерапия – это технология психологической диагностики и коррекции, применяемая в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Она помогает понять мотивы поступков ребенка, выявить его отношение к сверстникам, взрослым, диагностировать психологический климат в семье.

Сказкотерапия

  • Правополушарное рисование. Эту технологию принято относить к способам актуализации творческого потенциала личности. Занятия таким видом рисования помогают справиться с депрессией, негативными чувствами, обрести личностный ресурс.
  • Тренинг – это обучающий прием. Технология тренингов используется в психологии управления при работе с персоналом с целью повышения производительности труда, освоения эффективных технологий продаж.

Дополнительная информация. Инструментарий практической психологии постоянно расширяется, так как его применение должно соответствовать современным запросам социума.

Опрос как основной метод практической психологии

Опросный метод – это в психологии процесс целенаправленного сбора информации посредством общения экспериментатора с респондентом.

Экспериментатор может использовать один из следующих видов опроса:

  • Интервью – устный вариант опроса, где психолог задает вопросы человеку или группе с целью получения информации об изучаемом объекте;
  • Анкетирование – письменная форма сбора информации об изучаемом объекте.

Консультация как метод практической психологии

Консультация – это форма взаимодействия психолога и клиента, где специалист помогает человеку найти решение сложных жизненных ситуаций. Совместно с клиентом психолог определяет проблему и риски, помогает родителям устранить ошибки в воспитании детей, обучает руководителей эффективным управленческим приемам.

Таким образом, существует огромное количество методов психологического исследования

Сегодня появляется много новых интересных методик психокоррекционной работы, поэтому практикующие специалисты должны уделять большое внимание самообразованию и повышению своей квалификации

Появляются новые методы практической психологии

Наиболее известные проективные методы в психологии

В психологической науке часто используют различные проективные методы. Самые известные, относящиеся к методикам структурирования это:

  1. Тест Роршаха. Опубликован в 1921 году швейцарским психиатром Германом Роршахом. Используется для исследования особенностей психики с помощью симметричных чернильных клякс.
  2. Тест руки Вагнера — разработан в 1962 году Э.Е. Вагнером. Позволяет провести глубинное исследование для выявления агрессивности у взрослых и детей, а также сделать прогнозы относительно склонности к открытой агрессии, в том числе и сексуальному насилию.
  3. ЦТО (Цветовой тест отношений) — относится к методикам экспрессии, является невербальным. Позволяет исследовать сознательные отношения и неосознаваемые. В том числе к другим людям и явлениям. Представляет собой «экспресс-диагностику».
  4. Тест Сонди. Создан в 1947 году, швейцарским психиатром Л. Сонди. Предназначается для выявления и изучения психических отклонений.

Главный признак проективной методики в психологии — использование неясных стимулов.  Индивид должен сам их интерпретировать, дополнять, пояснять. Это могут быт незаконченные предложения или сюжетные картинки, пятна различной формы. Их цель настолько скрыта, что испытуемому невозможно подобрать нужные для него ответы. Однако характер данных обследуемым субъектом ответов полностью определен особенностями его личности. Это позволяет специалисту составить его психологический портрет.

Техники биографического метода

Их всего 7:

Личное дело. Проводится анализ дневников, автобиографии, анкет, характеристик и прочих подобных бумаг. Сюда же относятся фотографии и письма. Это помогает понять, почему у человека появились те или иные черты характера, как проявляется его психологическая зрелость, какими еще способами можно исследовать его внутренний мир
В личном деле обращают внимание на социальное происхождение, окружение индивида, вид информации, которую он получает из окружающих источников, основные события из жизни.
Анкета. Эта техника биографического метода чаще всего используется во время беседы с соискателем
Заполняя анкетные данные, человек систематизирует воспоминания из прошлого, а также сообщает такую информацию, которой нет в других источниках, например, болезни, перенесенные в детстве, или участие в общественной жизни.
Автобиография. Бывает спонтанной или целенаправленной (спровоцированной). Во втором случае ее пишут по заранее составленному плану. Благодаря этой технике психолог может составить общее представление о жизненном пути человека.
Биографическое интервью. Занимает много времени — 2-3 сеанса длительностью по 5 часов. Психолог задает вопросы относительно жизненного пути. Это так называемая ступенька к тому, чтобы человек рассказал о своих ощущениях и переживаниях

В процессе важно фиксировать эмоциональные реакции на то или иное событие.
Круг общения. Здесь нужно составить график, отображающий длительность и интенсивность общения с людьми, которые сыграли важную роль в становлении личности

Анализу подлежит структура общения в разные периоды жизни, количество связей, продолжительность дружбы с отдельными индивидами.
События. Еще один вид биографического метода в психологии. Предполагает перечисление и краткое описание фактов, которые человек считает наиболее значимыми в своей судьбе. В этом случае также нужно составить график.
Впечатления. Человеку нужно сначала вспомнить, а потом описать события, которые произвели на него сильное впечатление.

Для анализа полученной информации то, что сказал человек, рекомендуется заносить в таблицу. В ней должны быть записаны даты, события, субъективная оценка, характеристики психологического состояния и личная оценка индивида.

Классификация методов психологии

Самоконтроль — что это такое в психологии, определение

Существует несколько подходов к классификации методов психологического исследования. Все методы психологии кратко описала Б.Г. Ананьева:

  • Методы организации исследования. На них строится вся методология. К ним относятся поперечные срезы, комплексное изучение психического явления, сравнительный метод, предполагающий проведение исследования в контрольной и экспериментальной группах, лонгитюдное изучение, основывающееся на констатирующей и контрольной диагностиках.
  • Методы сбора эмпирических данных. С их помощью проводят изучение чего-либо, добывают факты. К ним относятся эксперимент и наблюдение, тестирование и опросы, анкетирование и беседа, изучение продуктов деятельности, биографий, моделирование.


Сбор эмпирических данных

  • Методы количественной обработки экспериментальных данных. К ним относятся математические и статистические методы.
  • Интерпретационные методы. Они позволяют на основе количественных результатов составить описательную характеристику изучаемых явлений.

История изучения

В психологии метод субъективного контент-анализа начал применяться в 30 годах XX века в социальных науках. Первые направления, которые начали тестировать эту методику, — журналистика, литературоведение. Процедуры, которые включает этот метод, были основаны американскими социологами — Б. Берельсоном, X. Лассуэллом.

Ученые тестировали методику в сфере политики, пропаганды, смогли модернизировать ее, приспособить к различным сферам человеческой деятельности.

Частота применения контент-аналитических методов повысилась в период развития средств массовой информации. Когда Б. Берельсон обобщил полученные данные в книге, методику начали применять в научных направлениях за пределами психологии.

Одновременно с развитием контент-анализа на территории Америки, он начал получать популярность в СССР. Вклад в развитие советского подхода к освоению этой методики внес ученый Н. А. Рыбников.

Он специализировался на изучении биографических данных. Метод контент-анализа он применил для изучения личностей по их автобиографии.

Изначально Рыбников начал изучать сочинения детей рабочих. Он предлагал им описывать жизнь, положительные, отрицательные моменты, раскрыть переживания.

Таким образом ученый смог определить, какие положительные и отрицательные моменты жизни преобладают у детей зависимо от возраста. Он сделал интересный вывод — в раннем возрасте девочки позитивней смотрят на жизнь, чем мальчики. При взрослении они больше склоняются к негативным мыслям, переживаниям.

Следующим ученым, который продолжил применять контент-анализ, развивать это направление, был П. П. Блонский. Его интересовали только первичные воспоминания людей. Испытуемых он набирал из сферы образования. Это были учителя, профессора, студенты, школьники.

После проведения исследований ученый смог доказать, что у большинства людей первичные воспоминания связаны со страхами или тяжелыми переживаниями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector