Интересная психология, или всё о человеке для начинающих

Виды психологии.

Традиционно все виды психологии делят на две большие группы:

  • Академическая – это наука ради науки. Она изучает психические проявления, характерные для людей (или животных) в общем, выводит обобщенные зависимости между событиями или явлениями во всех сферах психической жизни. Ее цель – разрабатывать теорию, выявлять закономерности индивидуальной и групповой психики людей, изучать отдельные психологические феномены. Это научный базис, который объединяет основы психологической науки и создает условия для ее развития.
  • Прикладная (практическая) – это наука, нацеленная на получение конкретного результата. Она исследует способы, которые помогают «приложить» научные знания к повседневной жизни или в профессии. Ее цель – разработать конкретные рекомендации по совершенствованию психической жизни, а также получить ту самую обратную связь, что дает возможность проверить правдоподобность (или неправдоподобность) научных теорий. Прикладная наука тесно связана с психиатрией, психотерапией, просветительской работой, тренингами.

Виды психологии отвечают на вопрос: как работает психология. Чем конкретно занимается психологическая наука можно понять, если подробней изучить ее разделы, направления, сферы.

Основные разделы академической психологии.

Разделы психологии формируются на разных основаниях: по цели деятельности, по предмету или объекту исследования, по связи с другими научно-исследовательскими практиками:

  • Возрастная – изучает психоэмоциональную активность и формирование личности на разных этапах жизни от рождения до смерти (детская, подростковая, геронтопсихология).
  • Социальная – изучает закономерности жизнедеятельности людей, включенных в социальные группы или общности.
  • Дифференциальная – изучает индивидуальные психофизиологические различия между людьми, особенности поведения, отдельные свойства высшей нервной деятельности.
  • Аномальная – изучает проявления различных нарушений в работе мозга.
  • Клиническая (медицинская, патопсихология) – изучает психические явления с точки зрения их взаимосвязи с заболеваниями.
  • Когнитивная – изучает познавательные процессы человеческой психики (ориентирована на исследование чувств, памяти, воображения, силы воли, логического мышления).
  • Консультативная – систематизирует и описывает процессы оказания психологической помощи.
  • Зоопсихология – изучает не психику животных саму по себе, а чтобы исследовать предпосылки человеческого сознания.
  • Педагогическая – разрабатывает психологические основы обучения, воспитания.
  • Психолингвистика – изучает внутренний мир личности, которая взаимодействует с миром посредством речи.

Пройти тест на эмоциональный интеллект EQ

Основные разделы и направления прикладной психологии.

Прикладная психология — это обширная разветвленная сеть отраслей и дисциплин, внутри которых существует немало подкатегорий, связанных между собой и с другими науками. Областями прикладной психологии считаются:

  • Психокоррекция: прицельное воздействие на психику для того, чтобы привести ее в соответствие возрастным или другим нормам.
  • Психодиагностика: разработка и применение разных методов распознавания психологических особенностей конкретного человека или группы людей (тестирование, опросники).
  • Психотерапия: оказание психологической помощи психически здоровым людям, а также клиентам с личностными расстройствами.
  • Психологическое консультирование: помощь психически здоровым людям в сложной жизненной ситуации.

Прикладная наука объединяет области, нацеленные на практическую помощь людям, которые в ней нуждаются. Независимо от происхождения, статуса, возраста за психологической помощью могут обратиться те, кто:

  • Не умеет или не может общаться с окружающими, налаживать социальные связи.
  • Планирует или строит свой бизнес.
  • Находится в постоянном конфликте с окружающими или с самим собой.
  • Переживает сложную жизненную ситуацию.
  • Чувствует, что отношения с партнером на грани разрыва.
  • Обеспокоен поведением детей-подростков.
  • Испытывает постоянную апатию, упадок сил, агрессию, раздражительность.
  • Страдает от панических атак, фобий, страхов.
  • Не может справиться со своими вредными привычками.
  • Хочет выбрать профессию или задумывается о смене профессии.

Какие стадии проходят взаимотношения между мужчиной и женщиной?

Представители слабого и сильного пола мыслят, ведут себя, воспринимают окружающий мир по-разному. Мужчины более практичны, эмоционально стабильны, замкнуты и независимы. Женщинам свойственно быть слабее сильной половины человечества. Прекрасный пол слишком эмоционально реагирует на проблемы, им нужно общаться и рассказывать о своих чувствах.

Крепкие отношения в тех семьях, в которых муж и жена занимаются своими делами. Мужчина — строит карьеру, женщина — заботится об уюте в доме и о детях

Если люди переключают своё внимание на партнёра и начинают вмешиваться в его дела, ничего в них не понимая, такое поведение неизбежно приводит к конфликтам

Мужчина должен иметь возможность жить своей жизнью. Ему нужно дистанцироваться от эмоциональных переживаний женщины. Любящая жена должна уметь растворяться в муже, не посягая на его независимость.

Мужчина и женщина могут построить между собой такие отношения:

  • приятельские — встречаются друг с другом, общаются;
  • дружеские — сопереживают, поддерживают в трудную минуту;
  • любовные — между партнёрами сильные чувства, они хотят больше времени находиться с любимыми;
  • семейные — люди живут вместе и сообща занимаются хозяйством.

Отношения между мужчиной и женщиной начинаются в силу различных причин: из-за симпатии, влюблённости, потребности в сексе. Иногда люди осознанно знакомятся с представителями противоположного пола, когда видят в своём избраннике наличие им нравящихся качеств. Любая пара мечтает быть счастливой и двигаться вперёд к осуществлению заветных целей. Каждый партнёр должен вкладывать свои силы, знания и умения в построение гармоничного и длительного союза.

Этапы развития отношений между мужчиной и женщиной:

  1. Влюблённость.

Парень и девушка знакомятся друг с другом. Между ними вспыхивают сильные чувства. Молодые люди находятся в приподнятом состоянии, они идеализируют своих избранников, стараются выполнить любую их прихоть. Влюблённость длится около 12 месяцев. В этот период у пары страстный секс. Люди не видят недостатков друг друга, у них редко бывают ссоры, совместная жизнь им приносит удовлетворение и счастье.

  1. Пресыщение.

Спустя некоторое время влюблённые возвращаются в реальность. Они осознают, что слишком преувеличивали достоинства партнёров. Люди по-прежнему любят друг друга, но хотят больше времени уделять любимому делу, хобби, развлечениям, работе, друзьям.

  1. Отвержение.

На этом этапе влюблённые начинают замечать некоторые недостатки своих избранников. Они пытаются изменить партнёра, указывая ему на его ошибки. Такое поведение приводит к ссорам и конфликтам. Если у пары не хватает мудрости приспособиться к новым условиям, семья перестаёт существовать.

  1. Терпимость.

Партнёр принимает своего избранника таким, какой он есть. Терпит все его недостатки, спокойно реагирует на возникающие трудности. Избавившись от иллюзий, люди ценят и уважают в своей второй половинке все индивидуальные качества. Партнёры не ищут новых связей, а преодолевают семейные неурядицы, заботятся о членах своей семьи.

  1. Служение.

На этом этапе отношения приобретают новый смысл — люди хотят больше отдавать, ничего не требуя взамен. Партнёры делятся друг с другом своими мыслями, переживаниями. Они стремятся помочь своей второй половинке во всех её начинаниях, вместе переживают горести, сообща трудятся ради общей цели.

  1. Истинная любовь.

Партнёры становятся по-настоящему близкими людьми. Они мыслят одинаково, хотят одного и того же. Каждый человек чувствует себя состоявшейся личностью. В своём избраннике он видит близкого по духу человека, который без слов понимает все его переживания и мечты. Истинная любовь — это уважение, забота, преданность, взаимопонимание. Люди пережили много трудностей, им пришлось много выстрадать, но они поняли, что главное в их жизни — это их союз.

Существует множество различных тестов на установление психотипа личности

Тесты на определение типа личности разделяют только подходы и развитие научной мысли. Но психологи также сходятся в общем. Признают 4 основных темпераментов личности. Это давно знакомые флегматик, холерик, меланхолик и сангвиник.

В остальном, мнения психологов в методах и путях исследования расходятся. Одни исследуют тип личности с помощью рисунков и определением ведущего полушария мозга. Вторые используют продвинутые и современные техники соционического теста. И, наконец, третьи создают собственные тесты. Рассмотрим некоторые из них, или улучшают уже имеющиеся.

Социологический тест может многое рассказать о человеке

Состоящий всего из 20 вопросов, он дает весьма точный результат. Он выделяет 4 основных аспекта личности и 16 типов личности тест каждого аспекта:

1. Аналитики:

  • Стратег – богатое воображение и тщательно планирование;
  • Изобретатель – творцы, уверенность и вера в знания;
  • Лидер – находчивые люди, открывающие новые пути;
  • Полемист – любопытные мыслители, любящие интеллектуальный вызов;

2. Дипломаты:

  • Адвокат — тихони и мистики, воодушевляющие и идеалисты;
  • Посредник — поэтичные и альтруисты, всегда стоят за правое дело;
  • Учитель – большая харизма и сила мотивации;
  • Активист – энтузиасты, творцы, общительные оптимисты;

3. Хранители:

  • Администратор – практические люди с непоколебимой надежностью;
  • Защитник – ответственные и добрые, всегда готовые встать на защиту;
  • Менеджер – непревзойденные спецы в управлении процессов;
  • Опекун – заботливые и популярные, всегда готовые прийти на помощь;

4. Искатели:

  • Виртуоз – храбрые экспериментаторы, всевозможные мастера;
  • Артист – гибкие люди и исследователи, познающие себя и мир;
  • Делец – Энергичные и восприимчивые люди, любящие риск;
  • Развлекатель – спонтанные и неутомимые, создающие праздник.

Тест, воссозданный Майерс-Бриггс, восходит к теории Карла Юнга

Именно он первым оформил 4 основы функций психики, содействующие восприятию мира:

  • Мышление;
  • Чувства;
  • Интуиция;
  • Ощущения.

Тест не такой расширенный, как современный социологический тест, и намного проще. По сути, он состоит всего из 2 вариантов каждой разновидности психотипа в разных сочетаниях. Он также показывает уникальность каждого.

Являясь непонятной для обычных людей, а также не осведомленных в психологии, типология Майерс-Бриггс подвергается критике как в научной среде, так и ключевым пониманием субъекта личности. Но этот тест дает прекрасную возможность самоанализа. Более того, по данным Википедии, 70% студентов США проходят его в обязательном порядке. Выпускники учреждений узнатют свои основные качества и легче определяются с выбором профессии.

Еще более сложный тест на психотип – Опросник Леонгарда

Этот тест предназначен для выявления определенного направления характера. Большая заслуга К. Леонгарда состоит во введении понятия «акцентуация характера». Это — количественная обусловленность многих черт характера, достигшей ее крайней границы, но не вышедшая за норму. При стабильности к разным внешним факторам, К. Леонгард обнаруживал слабое звено черты характера человека в трудных ситуациях.

Помимо шкалы, интроверт – экстраверт, двух противоположных характеристик, тест содержит 88 вопросов и 10 акцентуаций характера:

  • Гипертемик;
  • Возбудимый;
  • Эмотивный;
  • Педантичный;
  • Тревожный;
  • Циклотивный;
  • Демонстративный;
  • Неуравновешенный;
  • Дистимный — высокая утомляемость;
  • Экзальтированный – силу и выраженность эмоционального реагирования.

Цель его работы заключалась в предупреждении напряжений и нервных срывов, выравнивая уязвимые точки характера.

Теперь у каждого есть прекрасная возможность пройти эти тесты прямо в интернете просто вбив название в поисковой запрос: «Тип», «Личность».

Бихевиоризм, 1912

Самым ранним направлением, сводящим психологию к рефлексам и имеющим значимость по настоящее время, является бихевиоризм. Предпосылками для его развития служат исследования американского психолога и педагога Эдварда Ли Торндайка над поведением животных, основу которых составляли проблемы навыка. В понимании психологии человека концепцию Э. Л. Торндайка перенёс американский психолог Джон Бродес Уотсон, в 1912 г. отразивший принципы нового направления психологии в своей статье . В России представителями бихевиоризма или поведенческой психологии считаются И. П. Павлов и В. М. Бехтерев, изучавшие рефлексологию.  

Изначальная методологическая позиция психологов данного направления заключается в предоставлении клиенту контроля над своими действиями, что позволяет добиться изменений в его поведении. Именно поведение, а не сознание, рассматривается как предмет психологии. Поведение характеризуется ответными движениями (реакциями) организма на внешние воздействия (стимулы) среды. Приверженцы бихевиорального направления в основу своей работы закладывают изучение условий возникновения, закрепления, исчезновения привычек и навыков. Такому подходу присущи научный прагматизм, контроль результатов и сведение сознания к физиологическим процессам, что служит поводом для критики со стороны представителей личностно-ориентированных направлений.

Индивидуальная психология, 1912

Одно из востребованных по сегодняшний день направлений глубинной психологии, основанной в результате психоаналитического движения в начале 20-го века и переработки концепций классического психоанализа, – индивидуальная психология. Данное течение получило известность благодаря трудам австрийского психолога Альфреда Адлера.

Индивидуальная психология основывается на постулате, что личность является неделимой, целостной частью социума. Человек обладает сознанием и определяет своё положение в жизни путём собственного выбора, нахождения смысла и стремления к самоактуализации. Отсюда теологическая концепция, означающая, что любое поведение человека обусловлено целями, которые возникают в результате восприятия мира, осмысления и принятия решения. Сознательное и бессознательное, исходя из позиции индивидуальной психологии, не противоборствуют, а имеют однонаправленность. Движущими силами выступают чувство неполноценности, его компенсация, стиль жизни, чувство принадлежности к обществу, социальные мотивы, желание превосходить. Ключевым отличием индивидуальной психологии от психоанализа З

Фрейда и аналитической психологии является важность учёта пройденного опыта, настоящей ситуации и вектор движения

Отрочество и юность: от самого слабого ученика до блестящего студента Венского Университета

В 1879 году Альфред Адлер поступил в гимназию, которую несколько раньше окончил его будущий учитель Зигмунд Фрейд. Учеба с большим трудом давалась болезненному ребенку, особенно сложно ему было справиться с заданиями по математике. Все было настолько плохо, что пришлось остаться на второй год. Состоялся серьезный разговор с отцом, который пригрозил отдать Альфреда в ученики к сапожнику, если уж он совсем не в состоянии справиться с учебой. Этот разговор оказался очень сильным импульсом, и мальчик начал упорно и серьезно работать на занятиях, в итоге он стал не только лучшим учеником по математике в классе, но и во всей гимназии. Со временем Альфред настолько изменился, что в этом сильном, здоровом и уверенном юноше трудно было узнать прежнего робкого и болезненного ребенка

В одной из своих известнейших работ «Смысл жизни» Адлер обращал внимание на следующее обстоятельство:

Детство человека впоследствии стало для известного психолога и психотерапевта Адлера наиболее важным и любимым полем исследования. В восемнадцатилетнем возрасте он становится студентом Венского университета. Его привлекает медицина и он поступает на медицинское отделение университета. В студенческие времена Адлер увлекался идеями социализма, он активно посещал политические собрания и на одном из них познакомился со своей будущей женой — студенткой из России Раисой Эпштейн. Девушку интересовали идеи феминизма настолько, что она увлекла ими и Альфреда. Адлер ведет активную общественную деятельность, становится одним из организаторов студенческой организации «Свободный союз». В 1895 году он оканчивает университет, получает степень доктора медицины, а через два года Альфред Адлер и Раиса Эпштейн решают соединить свои судьбы.

Для того, чтобы содержать семью, молодому врачу пришлось стать практикующим офтальмологом, хотя его гораздо больше интересовала неврология и психиатрия. Но вскоре Адлеру удается устроиться на работу психиатром. В 1898 году выходит его первая книга, она называется «Учебник здоровья для портных». Врач описывает причины, влияющие на здоровье представителей этой профессии, предлагает способы преодоления негативных последствий и улучшений условий труда портных. Уже в этой ранней работе врач формулирует одну из основных своих идей — нельзя рассматривать заболевание в отрыве от образа жизни и социальной среды, окружающей больного. В 1901 году Адлер пишет несколько восторженных рецензий на книгу Зигмунда Фрейда «Толкование сновидений». В тот период теория основателя психоанализа подвергалась жесткой критике. Фрейд был очень тронут смелой и умной защитой его книги, он написал письмо молодому, подающему надежды врачу и пригласил его принять участие во встрече дискуссионной группы по проблемам психоанализа.

Когнитивизм, 1955

В конце 50-х – начале 60-х гг. XX в. происходит когнитивный переворот в психологии, поставивший на первое место значение внутренних когнитивных процессов, определяющих поведение человека. По данному принципу человек не просто реагирует на внешние стимулы, а перерабатывает информацию извне и создаёт собственные модели реальности.

Одним из основателей когнитивного подхода принято считать американского психолога Альберта Эллиса. По его мнению, человек обладает выраженной саморефлексией и имеет врождённые разнонаправленные группы установок: рациональные и иррациональные, конструктивные и деструктивные, стремящиеся к любви, росту и стремящиеся к разрушению, самообвинению. Их сочетание в конечном счёте определяет модели поведения. Дополняет концепцию когнитивного направления концептуальная схема ABC А. Эллиса, где A – активирующее событие, B – мнение о событии, C – последствие события (эмоциональные и поведенческие).

Интересные факты в психологии

Знания о психологии человека способствуют личностному росту, помогают наладить хорошие отношения с окружающими людьми, добиться успехов в профессиональной сфере. Научные достижения в этой области приоткрывают дверь в мир нового и непознанного, позволяют понять причины, побудившие индивидуумов поступать так, а не иначе.

Подборка интересных психологических фактов:

Человек чувствует себя счастливым, если его мозг постоянно чем-то занят
Ничто так не удручает, как отсутствие новой информации и возможности переключать своё внимание с одной темы на другую.
Мозг работает даже во время сна

Проснувшись утром, человек помнит лишь то, что для него действительно важно.
Серое вещество всегда сигнализирует о возможной опасности
Правда, некоторые сигналы люди склонны игнорировать, полагаясь на везение.
Если человек хочет заняться чем-то новым, ему нужно около двух месяцев, чтобы привыкнуть. Спустя 60 дней любое новшество будет доведено до автоматизма и не вызывать дискомфорта.
Люди, которые по ночам видят страшные сновидения, как правило, во сне мёрзнут.
Для того чтобы избавиться от тревожных мыслей, рекомендуется почитать новую книгу

Она поможет переключить внимание лучше, чем музыка, спорт, алкоголь или просмотр кинофильмов.
Если человек надеется получить слишком много, то он очень болезненно воспринимает неудачу. Чем скромнее планы, тем спокойнее реакция на поражение.
В незнакомом месте люди держатся правой стороны. Очередь слева всегда короче той, что справа.
Люди более охотно нарушают порядок, если видят признаки царящего вокруг беспорядка.
Индивиды неохотно вступают в спор со спокойным человеком. Их больше привлекают слишком эмоциональные противники.
Чем дольше люди спят, тем меньше они подвержены риску психического расстройства.
Для того чтобы установить с кем-либо хорошие отношения, нужно назвать его имя.
Что сделать, чтобы быстро заснуть: нужно лечь на спину, закрыть глаза, закатить зрачки вверх. Именно в таком положении людей одолевает сон.
В дискуссии часто побеждает тот, кто кричит громче остальных. Хотя зачастую слишком эмоциональный спорщик бывает неправ.
Малокомпетентные люди чаще добиваются высот, потому что неспособны оценить масштаб и последствия своих ошибок. Они отличаются твёрдолобостью, их не мучает совесть, они ведут себя слишком самоуверенно — опять же в силу своего непрофессионализма.
Преступниками редко становятся красивые люди. Они и так получают всё, чего хотят от жизни — за счёт своего обаяния или просто за чужой счёт.
Люди, которые заняты разрешением какой-то проблемы, часто не видят, что у них происходит под носом.
Собеседники могут смотреть друг другу в глаза лишь пару секунд. Пристальный взгляд свидетельствует о влюблённости или о скрытой агрессии.

Что такое психология человека?

Психология (от древнегреческого «знание о душе») – это наука, изучающая недоступные для внешнего наблюдения структуры и процессы (что иногда называют «душой») с целью объяснить поведение человека, а также особенности поведения отдельных людей, групп и коллективов.

Объект психологии — это человек. Отсюда можно сделать вывод, что любой психолог (или интересующийся психологией) является исследователем самого себя, благодаря чему в психологических теориях возникает тесная взаимосвязь объективного и субъективного.

Предмет психологии в разные исторические эпохи всегда понимался по-разному и с позиции разных направлений психологической науки:

  • Душа. Такой позиции до начала XVIII века придерживались все исследователи.
  • Явления сознания. Направление: английская эмпирическая ассоцианистская психология. Главные представители: Дэвид Гартли, Джон Стюарт Милль, Александр Бэн, Герберт Спенсер.
  • Непосредственный опыт субъекта. Направление: структурализм. Главные представители: Вильгельм Вундт.
  • Приспособляемость. Направление: функционализм. Главные представители: Уильям Джеймс.
  • Происхождение психических деятельностей. Направление: психофизиология. Главные представители: Иван Михайлович Сеченов.
  • Поведение. Направление: бихевиоризм. Главные представители: Джон Уотсон.
  • Бессознательное. Направление: психоанализ. Главные представители: Зигмунд Фрейд.
  • Процессы переработки информации и их результаты. Направление: гештальтпсихология. Главные представители: Макс Вертгеймер.
  • Личный опыт человека. Направление: гуманистическая психология. Главные представители: Абрахам Маслоу, Карл Роджерс, Виктор Франкл, Ролло Мэй.

Основные разделы психологии:

  • Общая психология
  • Акмеология
  • Дифференциальная психология
  • Гендерная психология
  • Когнитивная психология
  • Виртуальная психология
  • Военная психология
  • Прикладная психология
  • Инженерная психология
  • Клиническая (медицинская психология)
  • Нейропсихология
  • Патопсихология
  • Психосоматика и психология телесности
  • Онкопсихология
  • Психотерапия
  • Педагогическая психология
  • Психология искусства
  • Психология родительства
  • Психология труда
  • Психология спорта
  • Психология управления
  • Экономическая психология
  • Этнопсихология
  • Юридическая психология
  • Криминальная психология
  • Судебная психология

Как нетрудно заметить, разделов психологии существует множество, и разные направления изучают разные аспекты личности человека и его деятельности. Какой раздел будет по душе лично вам, вы сможете определить, ознакомившись с каждым из них самостоятельно. В нашем же курсе мы рассматриваем психологию человека в общем и целом, не выделяя какие-то направления, виды или разделы, но делая возможным применение новых навыков в любой сфере жизнедеятельности.

Аналитическая психология, 1912

Ещё одним направлением, получившим свой старт в начале XX в. и имевшим интерес в профессиональной среде, является аналитическая психология психиатра и педагога из Швейцарии Карла Густава Юнга. В своих работах К. Юнг разлагает структуру личности на слои: персона, эго, тень, Анима у мужчин и Анимус у женщин, самость.

Цель человека, определяющая жизненный смысл и основную потребность, по теории К. Юнга, направлена на достижение самости путём прохождения сознательных слоёв (персона, эго) и бессознательных (коллективное бессознательное следует за индивидуальным). Самый верхний слой бессознательного – тень, т.е. двойник «Я», самый нижний – самость, т.е. реальное «Я». Именно К. Юнгу принадлежит разделение бессознательного на индивидуальное и коллективное. Таким образом, смысловым ядром аналитической психологии является вопрос индивидуации, то есть нахождение человеком самости как уникальной целостности, поскольку каждый индивидуум изначально имеет вектор на саморазвитие.

Трансактный анализ, 1956

История трансактного анализа начинается в 1956 г., когда американскому психологу и психиатру Эрику Берну профессиональная психоаналитическая организация в очередной раз отказывает в членстве, что послужило стимулом к самостоятельной деятельности и разработке собственного направления. Как наука, трансактный анализ был признан после смерти основателя и получил максимальное развитие в конце XX в. По мнению представителей трансактного анализа, личность многосубъектна и имеет три компонента: экстеропсихику, неопсихику и археопсихику, которые выражаются эго-состояниями «Родитель», «Взрослый» и «Ребёнок».

Эго-состояние родителя определяется установками, полученными в первую очередь от родителей, т.е. перенятые извне. Эго-состояние взрослого не зависит от возраста человека и внешних установок, оно способствует объективному и рациональному восприятию действительности и принятию решения. Эго-состояние ребёнка содержит все установки и побуждения, имеющие место в детстве. Каждое из этих эго-состояний формируется в результате полученного опыта, начиная от рождения, и в совокупности определяет поведение человека.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector