Конфликтология

Содержание:

Как использовать сотрудников для управления конфликтами и их предупреждения?

При введении новшеств нужно привлечь всех сотрудников к их обсуждению, выслушать критику и предложения, а также произвести необходимую коррекцию.

Необходимо грамотно разделить полномочия между сотрудниками. Вышестоящее руководство определяет реестр необходимых мероприятий, занимается разработкой альтернативных методик для их проведения. Это актуально при:

  1. проведении исследований,
  2. создании новой политики предприятия,
  3. создании стратегий по маркетингу.
  • Изменения должны быть внедрены только вышестоящим руководством. Таким образом законная власть использует свои полномочия, чтобы внедрять изменения. Политика одностороннего действия подразумевает, что определением проблем занимаются только вышестоящие начальники, а затем они задают курс для работы всех нижестоящих сотрудников.
  • Допускается также делегировать собственные полномочия, когда руководство наделяет ими нижестоящих сотрудников. В этом случае они должны доказать свою преданность фирме.

Такие подходы позволяют эффективно предупреждать возникновение организационных конфликтов или направлять их в конструктивное русло.

Примеры управления конфликтами в организации

На управление нестандартными вопросами и конфликтами стоит выделить дополнительное время для каждой организации

Еще в 80 – х годах в США вопросам управления стали уделять повышенное внимание. Так как от этого зависит эффективность работы всего предприятия

Это может принести хорошие результаты в условиях жесткой конкуренции и при быстром росте себестоимости продукции.

Для управления конфликтами есть определенная последовательность действий:

Важно определить проблему в существующих целях.
После выявления проблемы стоит обозначить способы решений, которые устроят все стороны.
Все внимание надо сосредоточить на выбранной проблеме, а не на личностных характеристиках сторон.
Необходимо повысить обоюдное влияние и улучшить обмен информационными данными. Это создаст прекрасную атмосферу доверия.
В процессе общения нужно создать положительное расположение оппонентов друг к другу
При этом надо проявить симпатию и внимательно выслушивать чужое мнение и высказывания другой стороны

Естественно нельзя проявлять и показывать гнев, негатив и угрозы.

Управление конфликтом на примере одного банка. Банковская деятельность является особо конфликтной средой.

Конфликты существуют между коллегами в банке из–за неверной информации, между менеджерами и их клиентами, между руководством и подчиненным, между линейными менеджерами. А также между банком и различными государственными структурами, остальными банками и акционерами.

Для помощи в конфликте между операционистами, который возник из–за неявного и неправильного определения обязанностей и невыполненной вовремя работы, были приняты следующие эффективные меры:

  1. Был проведен подробный и тщательный и подробнейший анализ всех случаев когда выполнялись ошибки.
  2. На основании этих аналитических данных были детально прописаны и определены обязанности каждого конкретного операциониста. Также был разработан график для качественного документооборота во всем банке. В этом графике строго регламентировалось время для передачи документов и информации между разными отделами банка, и четко указывались ответственные лица.
  3. Был введен особый контроль над всеми происходящими операциями.

Самый лучший вариант – это не допускать конфликтных ситуаций. Меры профилактики способны привести к положительным результатам. Главное, надо помнить и учитывать, что благоприятная атмосфера на рабочем месте – это залог высококачественной и продуктивной работы.

Предупреждение и стимулирование конфликтов

  • Диагностика конфликтов учителей со старшеклассниками как условие их разрешения Васильев Эдуард Юрьевич | Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Таганрог 2004 | Диссертация | 2004 | Россия | docx/pdf | 5.4 Мб

    13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования. Культура. Наука. Просвещение — Народное образование. Педагогические науки — Общеобразовательная школа. Школьная педагогика — Школьная

  • Правовой статус законных участников вооруженных конфликтов Зверев Петр Геннадьевич | Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Москва — 2005 | Диссертация | 2005 | Россия | docx/pdf | 5.57 Мб

    Специальность 12.00.10 — международное право, европейское право. Актуальность темы исследования обусловлена следующими обстоятельствами: вооруженные конфликты являются спутниками жизни на Земле;

  • Профессиональная подготовка учителя к разрешению конфликта в воспитательном процессе Лукашонок Ольга Николаевна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. МОСКВА — 1998 | Диссертация | 1998 | Россия | docx/pdf | 4.49 Мб

    Специальность 13.00.01 — общая педагогика. Актуальность исследования. Специфическая социальная ситуация, породившая острую социально- нсихоаої ическую напряженность всех сфер современной общественной

  • Кипрский конфликт: генезис и основные этапы развития Бредихин Олег Николаевич | Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Москва — 2006 | Диссертация | 2006 | Россия | docx/pdf | 7.62 Мб

    Специальность 07.00.15 — история международных отношений и внешней политики. История. Исторические науки — Всемирная история — Новейшая история (1917- ) — Период 1945-1990 гг. — Международные

  • Криминологическая характеристика и предупреждение терроризма Назаркин Михаил Владимирович | Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Москва, 1998 | Диссертация | 1998 | Россия | docx/pdf | 7.31 Мб

    Специальность: 12.00.08. — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право. ВВЕДЕНИЕ с. 3 — 10 ГЛАВА 1. КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕРРОРИЗМА КАК СОЦИАЛЬНО ПРАВОВОГО ЯВЛЕНИЯ с 11

  • Свободные экономические зоны как инструмент стимулирования экономической активности (на примере Калининградской области) Левицкий Кирилл Владимирович | Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Москва — 2005 | Диссертация | 2005 | Россия | docx/pdf | 3.84 Мб

    Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук по специальности 08.00.14 -Мировая экономика. Актуальность исследования Актуальность диссертационного исследования обусловлена

  • Ответы по экологическому праву России | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 0.24 Мб

    1. Формы взаимодействия общества и природы и их развитие. 2. Экологический кризис: понятие, причины, формы проявления, пути преодоления. 3. Концепция перехода России к устойчивому развитию. 4. Общие

  • Ответы к Госэкзамену Государственное управление и Национальная экономика Р. Беларусь | Ответы к госэкзамену | 2016 | Беларусь | docx | 0.68 Мб

    Эволюция роли и места государства в экономической сфере. Концепции регулирования рыночной экономики: меркантилизм, либерализм, кейнсианство, неоконсерватизм. Роль и место государственного

  • Ответы на гос. экзамен — Связи с общественностью | Ответы к госэкзамену | 2017 | Россия | docx | 0.2 Мб

    1. Виды документов: информационные, имиджевые, корпоративные документы, реклама. 2. Виды коммуникации во взаимоотношениях с персоналом: корпоративная многотиражная газета, информационные бюллетени,

  • Шпаргалка к госэкзамену по Менеджменту организации | Шпаргалка | 2017 | Россия | docx | 0.26 Мб

    1.Рыночный механизм как взаимосвязь элементов рынка: спроса, предложения и цены. Конъюнктура рынка 2.Экономический рост; показатели и факторы экономического роста 3.Эластичность спроса и предложения;

Способы предотвращения конфликтов в организации

Прежде всего, с целью предотвращения конфликта в коллективе должна быть создана обстановка, благоприятствующая общению сотрудников, которые должны ощущать поддержку и понимание. Вся тактика профилактики конфликтов основывается на взаимовыручке и укреплении сотрудничества, что и является главной её проблемой. Её решение возможно только при комплексном использовании различных методов разрешения конфликтов: социально-психологического, организационно-управленческого и нравственно-этического направления.

Главными социально-психологическими методами решения конфликтов, нацеленными на формирование настроений и корректировку мыслей, являются:

  1. Метод согласия. Он заключается в проведении мероприятий, привлекающих к общему делу потенциальных участников конфликта. В процессе реализации поставленных задач у них появляются общие интересы, они начинают узнавать и понимать потенциальных противников, учатся совместно решать возникающие проблемы.
  2. Метод доброжелательности. Подразумевается развитие способности сопереживать и сочувствовать людям. Главная цель метода: научиться понимать внутренне состояние людей, уметь выражать готовность оказать действенную поддержку товарищу. Данный метод разрешения конфликтов незаменим в кризисной ситуации, когда особую ценность приобретают соболезнования, а также полноценные и оперативные сведения о событиях.
  3. Метод взаимодополнения. Подразумевается нацеленность на такие способности партнера, которых нет у вас. Как правило, творческие люди редко любят выполнять монотонную техническую работу, но для успешной деятельности необходим всесторонний подход. Поэтому при формировании прочных рабочих групп лучше всего использовать именно этот метод. 
  4. Метод сбережения репутации партнера. При возникновении каких бы то ни было разногласий, провоцирующих конфликт, признание личностных качеств и достоинств партнера является лучшим профилактическим средством. Проявляя должное уважение к партнеру, вы как бы подталкиваете его к аналогичному отношению по отношению к вашей личности.
  5. Метод недопущения дискриминации. Он подразумевает невозможность возвышения одного партнера над другим, избегание подчеркивания различий между ними. Использование этого метода разрешения конфликтов является еще одним профилактическим средством, так как не дает появиться чувству обиды, являющейся довольно сильной негативной эмоцией.
  6. Метод психологического подъема. Он основывается на том, что настроения и чувства людей нуждаются в поддержке и поддаются регулированию. Для достижения этой цели существует масса проверенных на практике способов: совместный отдых членов коллектива, проведение юбилеев, организация календарных и профессиональных праздников. Такие мероприятия способствуют раскрепощению и эмоциональной разрядке, формируют положительные эмоции и способствуют созданию благоприятной психологической атмосферы.

Для профилактики конфликтов подойдут любые методы, нацеленные на укрепление уважительного отношения друг к другу и сохранение благоприятных деловых отношений.

Обучение психологическому посредничеству в разрешении конфликтов

Посредничество при разрешению конфликтов – относительно новая
тенденция в психологической помощи. Интерес к нему сформировался
на основе понимания того, что переход от волевого подавления
конфликтов, к осознанию необходимости управления ими крайне
выгоден для компании. В России тенденция обращения к посреднику
сформировалась под влиянием западного опыта, который оказался
крайне положительным.

В основу психологического посредничества заложен известный
факт из дипломатии, что участие в переговорах третьих,
нейтральных, лиц оказывает положительное влияние на ход их
ведения. В отечественной практике этими третьими лицами часто
становятся люди, имеющие определенный авторитет или влияние.
Несомненно, они в той или иной степени справляются со своими
обязанностями. Но есть очень большое НО! Очень не большой
процент из них знают что такое конфликтология, управление
конфликтами и умеют применять эти знания на практике. Опыт
работы показывает, что такие «естественные посредники»
испытывают серьезные затруднения, причиной которых является не
только отсутствие соответствующих знаний и опыта, но и выбор
принципиальной позиции относительно своего участия в сложившейся
ситуации.

Суть работы посредника в конфликте, которым часто становится
руководитель, заключается в организации эффективного процесса
урегулирования взаимоотношений с целью разрешения возникшей
проблемы. Эта модель достаточно эффективно работает при решении
технических споров. Ту же логику руководители используют и при
решении проблем человеческих взаимоотношений, однако тут данная
тактика дает сбои. Чем в большей степени конфликтная ситуация
затрагивает взаимоотношения сторон во всей их неизбежности
«закрытости» для окружающих, тем труднее установить «истину»,
тем сомнительнее возможность правильного решения в пользу какой
либо из противоборствующих сторон. Проблема кроется также в том,
что обе стороны убеждены в своей правоте, поэтому любое решение
будет иметь негативные последствия для взаимоотношений самого
посредника, по крайней мере с одной из сторон. Сама же
формулировка, обуславливающая разрешения спора, «вы правы, а вы
нет» создает только видимость выхода из проблемной ситуации, по
сути, не являясь конструктивным решением. Если стороны
недовольны решением, то руководитель теряет авторитет, а
конфликт перерастает в скрытый. В то же время некоторые
руководители начинают тяготиться чувством вины за неверно
принятое решение.

Совсем другое дело — психологи-конфликтологи, прошедшие
специализированное обучение, и успешно сочетающие позицию
консультанта с психологической помощью. Они помогут вам
объективно разобраться в проблеме и предложить несколько
вариантов выхода из нее, указав на позитивные и негативные
стороны принимаемых решений.

Если вы не хотите привлекать к разрешению конфликтов третьих
лиц, то У нас помогут вам самим научиться
психологическому посредничеству в разрешении конфликтов.

Если вы хотите  научиться управлению конфликтами,
эффективному их разрешению, в полной мере освоить методы
профилактики конфликтов, их предупреждение и предотвращение 
—  обращайтесь к психологу. Я
постараюсь вам помочь!

Разделение конфликтов по видам

Все конфликты можно условно разделить на несколько видов.

Социально-психологические, семейно-бытовые, идеологические и производственно-экономические конфликты относятся к конфликтам, объединённым по сферам проявления.
Конфликты также объединяют по продолжительности и напряжённости. Они могут быть общими и локальными, вялотекущими и бурными, острыми и слабовыраженными.
Они делятся по субъектам, иначе говоря, могут быть межличностными, межгрупповыми, внутриличностными и межличностно-групповыми.
Ещё одна группа объединяет конфликты по наличию предмета конфликта — так называемые реальные (предметные) конфликты

При отсутствии такого предмета — соответственно, нереальные, то есть беспредметные.
Различные причины и источники возникновения послужили поводом для объединения в одну общую группу конфликтов объективного и субъективного характера, конфликтов личной и общественной направленности, а также эмоциональных, социальных и производственных конфликтов.
Ещё одна группа заостряет внимание на коммуникативной направленности конфликта. Это может быть вертикаль, горизонталь, а также смешанный тип.

Например…

Сделать видеомонтаж лучших фотографий родителей – с момента их знакомства и до текущего дня, с красивой музыкой, как душевный подарок для мамы и папы. Пусть родители вспомнят, как сильно были влюблены друг в друга, и сколько приятных моментов было в их совместной жизни

Естественно, в этом фильме (коллаже, презентации – неважно) должен присутствовать и ребенок.

Приготовить для мамы с папой вкусный романтический ужин. Если ребенок еще мал для кухни или просто не обладает кулинарными навыками, то можно привлечь к ужину, например, бабушку, чтобы она помогла в этом нелегком деле (конечно же, втихаря).

Купить родителям (с помощью, опять же, бабушки или других родственников) билеты в кино на хороший фильм или на концерт (пусть вспомнят молодость).

Предложить поехать вместе в поход, в отпуск, на пикник и пр.

Записать их ссоры на камеру (лучше скрыто) и потом им показать, как они выглядят со стороны.

Попытки помирить родителей не увенчались успехом?

Не стоит паниковать и отчаиваться.

Увы, есть ситуации, когда на маму и папу не удается повлиять. Бывает, что развод становится единственным выходом – это жизнь. С этим нужно смириться и принять ситуацию, как есть.

Но важно помнить, что родители — даже если они расстанутся — не перестанут тебя любить!

                                                                           Всякая ссора красна миром.

                                                                               Народная пословица

Быть родителем – это великое искусство, которому учатся на протяжении всей жизни. Родители должны найти возможность конструктивного решения всех возникающих споров между ними и ни в коем случае не привлекать к ним ребенка.

Если Вы любите своего ребенка, то, в первую очередь, будете заботиться о его душевном комфорте и благополучии, а свои амбиции усмирите, не позволяя им перерасти в противостояние.

Чтобы конфликты не становились причиной мучительных переживаний и психологических травм у детей, взрослым следует проявить больше понимания к тому, что чувствуют дети, когда их родители кричат друг на друга. 

В понимании детей ссорящиеся взрослые начинают говорить на чужом языке: на высоких тонах, бросаясь обвинениями, не выбирая выражения. Часто дети просто не понимают, что происходит, и если никто не объясняет им ситуацию, недосказанность перерастает во внутренний страх. Дети начинают додумывать худший сценарий: родители расстанутся, мама или папа уйдут из дома, им придется выбирать, с кем жить

В такой ситуации семья уже не видится детям островком безопасности, поэтому так важно успокоить их и объяснить доступным языком и простыми словами причину ссоры, и как вам жаль, что им пришлось это слышать и видеть. Постарайтесь найти в себе силы извиниться перед детьми, особенно если они стали свидетелями некрасивой ругани и криков. 

Детям важно видеть, что худшее позади, а в ссоре поставлена мирная точка. Если вы все еще не договорились между собой, пообещайте, что вы постараетесь решить свои взрослые проблемы как можно быстрее, и скоро все снова будут улыбаться и дружить

Когда вы все-таки помиритесь со своей второй половиной, обязательно вместе расскажите об этом детям. Это продемонстрирует им пример того, как в будущем разрешать собственные конфликты. 

Если ссоры в доме стали частым, обыденным делом и возникают из-за серьезных разногласий в отношениях или кризисных моментов семейной жизни, отнеситесь к решению вопроса со всей ответственностью, вплоть до обращения к семейному психологу. Что бы ни происходило между взрослыми, оно всегда отражается на поведении детей: многие детские проблемы возникают из-за того, что у родителей не все гладко. Не получая объяснений о происходящем, дети начинают чувствовать себя третьими лишними, предпочитают не оставаться свидетелями конфликтов и ищут утешения на стороне, отдаляясь от дома и близких. 

Невозможно и не нужно скрывать от детей негативные моменты взрослых отношений: всем людям свойственны кратковременные недопонимания, но необходимо дать детям понять, что все конфликты решаемы при обоюдном желании.

Рекомендуемая литература:

Видео по теме:

  1. Встреча с Людмилой Петрановской «Нет! Как возможность остаться собой: https://www.youtube.com/watch?v=d0s2rAu3HD4
  2. Михаил Лабковский «Способы разрешения серьёзных конфликтов» https://www.youtube.com/watch?v=YjN6eNDv5Y0
  3. Телепроект «СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ» тема: «Семейные конфликты» https://www.youtube.com/watch?v=vy1kAFZnKc8
  4. Мультфильм «Конфликт»

Работа с родителями как способ влияния на микроклимат в школе

Одной из функций конфликта является выявление давних проблем, подтачивавших микроклимат в организации, то есть в классе, в школе или в отдельно взятой семье.

Профилактика конфликтов подростков заключается в проведении классных часов, посвящённых проблемам детей. Работа школьного психолога должна быть направлена на мониторинг психологического состояния школьников. На родительских собраниях часть времени следует отводить вопросам домашнего воспитания, ориентируясь на общепринятые и прошедшие проверку временем морально-этические нормы.

С функциональной точки зрения к положительным и полезным результатам конфликтов можно отнести достижение понимания, устранение конформизма, рождение доверия, укрепление дружеских отношений.

Отрицательные (дисфункциональные) последствия конфликта – это нарастание враждебности внутри коллектива, уход от проблем и перемещение сферы интересов от школьных и образовательных на посторонние, подчас небезопасные, если дело касается детей. Как следствие – возникновение новых проблем, что могут затронуть как детей, так и взрослых.

Поскольку функции конфликта затрагивают как материальную, так и духовно-нравственную сферы, то пускать его на самотёк — значит, подвергать большому риску как раз эти стороны жизни членов коллектива.

Что делать ребенку?

  • В первую очередь, не лезть «под горячую руку». Даже самый любящий родитель «в состоянии аффекта» может наговорить лишнего. Лучше не влезать в скандал родителей, а удалиться к себе в комнату.
  • Совершенно не обязательно вслушиваться в каждое слово родителей – лучше надеть наушники и попытаться себя отвлечь от ситуации, которую ребенок все равно не в силах изменить. Заняться собственными делами и, насколько возможно, отвлечься от родительской ссоры – самое лучшее, что может сделать ребенок в этот момент.
  • Сохранять нейтралитет. Нельзя вставать на сторону мамы или папы только лишь потому, что они поругались. Если только речь не идет о серьезных случаях, когда маме требуется помощь, потому что папа поднял на нее руку. В случаях же обычных бытовых ссор не стоит занимать чью-либо позицию – это лишь еще более испортит отношения между родителями.
  • Поговорить. Не сразу – только когда родители остынут и будут способны адекватно выслушать свое чадо и друг друга. Если такой момент наступил, то нужно по-взрослому объяснить родителям, что вы их очень любите, но слушать их ссоры невыносимо. Что ребенку страшно и обидно во время их ссор.
  • Поддержать родителей. Может, им нужна помощь? Может, мама действительно устает и ничего не успевает, и пора начать ей помогать? Или сказать папе, как вы цените его и его усилия на работе, чтобы вас обеспечить.
  • Обратиться за поддержкой. Если ситуация совсем сложная, ссоры сопровождаются распитием спиртных напитков и доходят до драк, то стоит позвонить родственникам – бабушкам-дедушкам или тетям-дядям, которых ребенок хорошо знает и которым доверяет. Также можно поделиться проблемой со своим классным руководителем, с соседями, которым ребенок доверяет, с детским психологом — и даже с милицией, если ситуация того потребует.
  • Если ситуация совсем критическая и угрожает жизни и здоровью мамы — или уже самого ребенка, то можно позвонить на общереспубликанский телефон доверия для детей 8 017 246-03-03.

2.Методы и формы разрешения и урегулирования конфликтов.

Поскольку негативные функции конфликта опасны для стабильного существования общества, центральной проблемой конфликтологии является поиск методов их урегулирования. Без этого может возникнуть ситуация, когда придется иметь дело не только с конфликтом, но и с его последствиями, которые могут быть опаснее самого конфликта.

Урегулирование конфликтов – довольно широкое понятие. Оно подразумевает: предупреждение открытых форм проявления конфликтов, сопровождающихся насильственными действиями (войнами, массовыми беспорядками и др.); разрешение конфликтов путем устранения причин, вызывающих их; формирование нового уровня отношений участников (снижение уровня враждебности конфликтующих сторон, перевод конфликта в русло поиска совместного решения проблемы).

В отличие от противоречия конфликт всегда субъективно осмыслен и разрешается сознательно-деятельным путем. В связи с этим велика роль посредника как действующего лица конфликта. Роль третейского судьи должно выполнять государство, так как в его руках закон, средства массовой информации, вооруженные силы.

Государство обязано вмешиваться в ход событий, когда: конфликты угрожают интересам многих людей; участники конфликта допускают акты насилия, несовместимые с законом; конфликт выливается в массовое насилие.

Посредником в конфликте может быть и отдельное лицо, обладающее авторитетом в глазах обеих конфликтующих сторон.

Политической практикой выработаны некоторые общепризнанные положения, которые необходимо учитывать при урегулировании конфликтов: в Конституции должны содержаться законодательные основы механизма разрешения конфликтов; необходимо стремиться к достижению как можно большей сферы согласия между конфликтующими сторонами; необходимо локализовать конфликт, четко определить его границы и не допускать включения в него дополнительных факторов; избегать упрощения проблем, послуживших основанием политического конфликта; не допускать промедления в принятии и реализации конструктивных решений, так как фактор времени в разрешении конфликта часто является одним из решающих условий успеха; использовать накопленный опыт урегулирования конфликтов с учетом их национальной специфики. Урегулирование конфликта способствует ограничению его интенсивности и масштаба. Современная теоретическая и прикладная политология выявляет ряд методов урегулирования политических конфликтов.

Методы урегулирования

конфликтов

Способы применения

«Избегание» конфликта

Временный уход с политической арены, уклонение от встреч с противником и др.

Подмена конфликта

Перемещение его в иную плоскость

Конфронтация

Жесткие, «революционные» решения

Приспособление

Действия, акции, направленные на самостоятельную выработку решений по урегулированию конфликта одной из сторон, но удовлетворяющих обе стороны

Откладывание

Временная уступка сильному оппоненту

Примирение сторон

Сближение позиций через посредника

Третейское разбирательство или арбитраж

Обращение в судебные органы

Переговоры

Наиболее распространенный и перспективный способ разрешения политических конфликтов

Альтернативное

разрешение конфликтов

Конфликт регулируется самими участниками путем взаимного сотрудничества и достижения соглашения

Каждый из этих методов обладает рядом достоинств, недостатков и ограничений. Обычно наиболее эффективным является комплексное применение различных методов в зависимости от конкретных условий и характера конфликта. В любом случае выбор конкретных методов урегулирования должен обеспечивать предотвращение наступления насильственной стадии конфликта; разрешение противоречий, вызвавших конфликт; снижение уровня противостояния сторон и переход к поиску совместного решения проблемы. Наиболее благоприятным результатом разрешения конфликта является достижение консенсуса.

Методы разрешения конфликтов в организации

Разрешение любого конфликта – это почти всегда действия всех его участников, направление на устранение разногласий, прекращение острых споров и активное решение проблемы.

Специалистами разработано множество методов и рекомендаций по разрешению спорных ситуаций.

Структурные методы

Существует 4 типа структурного метода разрешения проблемных ситуаций в организации:

  • подробное разъяснение и описание требований к работе, при этом руководитель должен четко объяснить какие результаты фирма ждет от конкретного работника;
  • механизмы интеграции и координации – это установление иерархических полномочий и создание дополнительных подразделений;
  • общеорганизационные цели в комплексе направлены на сплочение коллектива ради одной общей цели;
  • система вознаграждения в компании направлена на то, чтобы поощрить работников, которые принимают посильные меры для решения различных проблем;

Нормативные методы

Нормативное регулирование позволяет сделать конфликтную ситуацию регулируемой и более стабильной.

Нормативные методы бывают следующих видов.

  1. нормы права закреплены в соответствующих актах и санкционированы государством;
  2. нравственные нормы затрагивают общепринятые представления о добре и зле, а также о правильности поведения;

Методы разрешения функциональных конфликтов в организации

Функциональные конфликты – это конструктивные споры, которые в итоге приводят к принятию продуктивного решения и развитию взаимоотношений.

При решении функциональных разногласий эффективны следующие методы:

  1. Уход от неизбежного конфликта. То есть надо покинуть место конфликта любыми доступными способами, которые могут включать не только физический уход, но и психологический. Плюсом этого метода является быстрота принятия решения.
  2. Метод адаптации и уступок хорош, когда ощущается собственная неправота или когда надо расположить оппонента к дальнейшему сотрудничеству.
  3. Способ сглаживания и ориентация на общую коллективную цель.
  4. Скрытые действия при разрешении конфликта. Например, правовые действия или подкуп.
  5. Метод быстрого решения вопросов. Эффективен при дефиците времени.
  6. Переговоры эффективны при желании сторон прийти к общему компромиссу.

Если невозможно прийти к компромиссу применяется способ взаимного и выгодного сотрудничества. При этом находится ситуация, которая будет выгодна обеим сторонам конфликта.

Профилактика конфликтов в организации

К распространенным способам профилактики всех конфликтов и непонимания в компании являются:

  • развитие неформальных отношений внутри коллектива, например, посредством различных совместных мероприятий;формирование чувства гордости за свою компанию, может подкрепляться устойчивыми традициями;
  • мотивация сотрудников, поощрение, создание благоприятных возможностей для самореализации сотрудников и раскрытия их творческих способностей;
  • создание заинтересованности в результатах своего труда;
  • успешное разрешение возникающих споров, культивирование долгосрочного и успешного сотрудничества;

Предупреждение конфликтов основано на следующих важных принципах

  1. Принцип длительных по времени целей. Цели должны быть основательными и рассчитанными на 10-20 лет вперед.
  2. Принцип готовности рисковать дает возможность сотрудникам выразить себя и не бояться совершить ошибки.
  3. Принцип признания интересных и новых идей. При этом новшества поощряются, и создается климат с неформальной и благоприятной психологической обстановкой.
  4. Принцип действенности дает возможность сконцентрироваться на создании качественных товаров и услуг.
  5. Принцип упрощения производственных и социальных структур.
  6. Принцип воспитания на предприятии собственных высококлассных профессионалов и возможности для карьерного продвижения.
  7. Принцип сотрудничества основан на взаимопонимании в коллективе и на плодотворном сотрудничестве.

Мониторинг и систематизация опасных конъюнкций

Диагностика конфликтов направлена на распознавание очага напряжённости. Социально-психологическая диагностика конфликта предназначена для распознавания того, какое влияние на поведение и сознание индивида может оказать то или иное развитие события, независимо от того, конфликтное оно или нет. Адекватность и однозначность восприятия ситуации, субъективные и объективные переживания лиц, задействованных в процессе, а также психология самого конфликта являются предметами изучения конфликтологии.

Хорошей профилактической мерой является анализ дисфункциональных ситуаций в детских учреждениях, имевших место в прошлом и зафиксированных в учебниках по педагогике и социальной конфликтологии, а также проработка различных конфликтов в форме тренингов и тестирования.

Способы решения конфликтов

Существуют разные способы урегулирования конфликтов, учитывающие интересы одной или нескольких сторон. Главная задача при наличии разногласий – добиться сотрудничества.

Позитивные способы

Конфликты могут привести к компромиссному решению, когда исход устроит обе стороны. При этом они или одна из них получит поощрение. Это превращает конфликт в выгодную сделку. Как пример можно рассмотреть следующую ситуацию. Покупатель получает некачественный товар. Продавец признает свою вину, принимая факт несовершенства сервиса, обязуется осуществить замену и предоставить скидку. В результате клиент получает товар по более выгодной цене, а продавец заглаживает вину, тем самым лишая себя отрицательного отзыва.

Справляются с разногласиями, идя на уступки. Смысл заключается в предложении стоящем для другой стороны, ущемлении своих интересов. Обычно это происходит при желании сохранить дружественные отношение, и когда другие способы разрешения конфликтов отсутствуют.

Негативные способы

Из конфликта можно выйти, проигнорировав его, применив тактику избегания.

Обратите внимание! Самоликвидация может отсрочить острое проявление разногласий или предотвратить его, что бывает при остывании эмоций и осознании бесполезности споров. Однако, если проблема действительно существует, позже она может разгореться с новой силой

Конфликт может разрушаться насильственным путем, когда явно выделяется проигравшая сторона. Она не может продолжать участвовать или отказывается от борьбы и самостоятельно отходит в сторону. В результате она вынуждена подчиняться воле другой стороны, с которой совершенно не согласна. В качестве самого яркого примера можно назвать военную битву, в результате которой одна сторона терпит полное поражение.

Менеджмент предприятий предусматривает проведение лекций для работников с целью создания дружественной атмосферы и улучшения качества труда. Люди должны понимать цели, к которым они стремятся в своей работе, и определять пути их достижения. Полное понимание своих обязанностей в совокупности с кратким курсом лекций по конфликтологии поможет с достоинством выходить из непростых ситуаций.

Конфликт на работе

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector