Виды конфликтов
Содержание:
Конфликты в межличностных отношениях
Противостояние в межличностных отношениях зачастую рассматривают в качестве столкновения индивидов в процессе взаимодействия. Эти столкновения могут наблюдать в различных сферах жизнедеятельности. Зачастую межличностные конфликты в коллективе возникают вследствие дефицита каких-либо ресурсов или средств, например, при наличии нескольких кандидатов на одну престижную вакансию.
Другими словами, межличностными конфликтами называют открытое противостояние взаимодействующих индивидов на основе завязавшихся противоречий, которые выступают в виде противоречивых целей, противоположных интересов, взаимоисключающих в каких-то определенных обстоятельствах ситуации. Данная разновидность конфронтаций обнаруживается исключительно во взаимодействии, происходящем между двумя индивидами и более. В межличностном противостоянии субъекты друг другу противодействуют, выясняя собственные взаимоотношения лицом к лицу.
Межличностные конфликты в организации могут зарождаться как между индивидами, которые впервые встретились, так и между хорошо знакомыми субъектами. В любом случае существенную роль во взаимодействии играет индивидуальное восприятие участника и его оппонента. Преградой на стези нахождения общего языка между субъектами может стать отрицательная установка, образовавшаяся у одного соперника в отношении другого оппонента.
Взаимодействуя с социальным окружением субъект, прежде всего, защищает собственные персональные интересы. Это является нормой. Конфликты, возникающие в ходе такого взаимодействия, представляют собой ответное реагирование на преграды к достижению целей.
Кроме того, люди могут сталкиваться в межличностных конфронтациях, защищая интересы отдельного коллектива, организации, социальных институтов. Напряженность противостояния в таких конфликтах и возможности нахождения компромиссных решений во многом обуславливаются конфликтными установками тех коллективов, представителями которых являются участники конфронтации.
Все межличностные конфликты в организации, зарождающиеся вследствие столкновения интересов или целей, условно можно подразделить на три разновидности. Первая – предполагает столкновение принципов, в котором воплощение интересов и устремлений одного участника может быть реализовано исключительно за счет ограничения интересов другого участника.
Вторая – затрагивает только форму взаимоотношений между субъектами, не ущемляя при этом их материальных и духовно-моральных потребностей и целей. Третья – являет собой реально не существующие противоречия, спровоцированные или искаженной (ложной) информацией, или неправильной трактовкой фактов и событий.
Также социальные межличностные конфликты можно подразделить на такие виды:
— стремление к доминированию, то есть соперничество;
— разногласия, относящиеся к вопросу нахождения наилучшего пути решения совместной проблемы – спор;
— обсуждение спорной проблемы, то есть дискуссия.
Профилактика межличностных конфликтов, их предупреждение или урегулирование всегда направлены на сбережение имеющейся структуры межличностного взаимодействия.
Нередко в качестве источника противостояния можно выявить такие факторы, которые повлекут разрушение сформировавшейся системы взаимоотношений. Вследствие этого можно выделить две категории функций конфликта – конструктивные (то есть положительные) и деструктивные (то есть негативные).
К первым относят: функцию развития, познавательную, инструментальную и перестроечную функции.
Познавательная функция заключается в обнаружении симптома неблагополучных отношений и выявлении возникших расхождений.
Конфронтация считается важнейшим источником процесса совершенствования взаимодействия и развития всех ее участников. В этом заключается функция развития.
Разногласия являются инструментом разрешения расхождений (инструментальная функция).
Противостояние ликвидирует факторы, изъедающие существующие межличностные отношения, способствует формированию взаимопонимания между оппонентами (перестроечная функция).
Деструктивные «миссия» конфликтов имеет связь:
— с ухудшением или полным развалом взаимоотношений;
— разрушением имеющегося совместного взаимодействия;
— негативным самочувствием оппонентов;
— низкой результативностью дальнейшей совместной деятельностью.
Способы разрешения межличностных конфликтов
Подсознательно человек сам пытается решить любые разногласия теми методами, которые считает самыми удобными и простыми. Иногда даже без активного вмешательства в противостояние оно может разрешиться самостоятельно. Так бывает далеко не всегда, но обычно разрешается одним из 4 способов:
Сглаживание острых углов . Это своеобразный мнимый выход из сложившейся ситуации, который на самом деле не избавляет от причины конфликта, а только стирает главные его проявления. По сути же, недовольство данными обстоятельствами трансформируется во внутреннюю злость, обиду, а внешние активные проявления на время стихают. Сохраняется огромная вероятность, что затихший спор спустя время может возобновиться с гораздо большей силой. Сглаживание достигается путем обычного примирения в силу разных факторов или временной выгоды.
Компромиссное решение . Частичное принятие условий оппонента всеми сторонами конфликта способно на некоторый срок ослабить его силу. Хотя небольшие разногласия все же останутся, но на недостаточном уровне, чтобы возобновить конфронтацию. Существует большая возможность ее развития через определенный промежуток времени.
Принятие
Внимание акцентируется на обеих точках зрения, и принимаются все замечания, дополнения и претензии друг к другу. Такой вид взаимодействия после межличностного конфликта наблюдается нечасто, но все же имеет право на существование как самый оптимальный вариант развития событий
Крайне редко люди могут полностью принять точку зрения друг друга, интегрировать ее со своей и прийти к взаимовыгодному решению.
Доминирование . Одна сторона целиком и полностью признает свою неправоту и превосходство точки зрения, идеи или предложения оппонента. Нередко такое случается в рабочих условиях, когда субординация вынуждает персонал полностью соглашаться с тем, что выдвигает руководство. Своеобразная схема подчинения не всегда работает у холериков или истеричных личностей. Такие никогда не позволят игнорировать их мнение и результаты.
Кроме этих методов, существует множество специальных рекомендаций, которые помогут добиться разрешения межличностного конфликта в кратчайшие сроки. Если придерживаться таких правил, после разногласий обычно не испытывают неприятных чувств или дискомфорта от общения с бывшим оппонентом:
- Наличие конфликтной ситуации всегда нужно признавать . Это неотъемлемая часть самого процесса, который необходимо разрешить. Если сопротивляться и не принимать диссонанс в отношениях таким, каким он является, скрытые негативные чувства могут сохраниться очень надолго и постепенно отравлять жизнь.
- Создание возможности выяснения сложившейся ситуации . Дискуссия и обсуждение просто необходимы для правильного разрешения межличностного конфликта. Нужно с обеих сторон обеспечить такие условия, при которых можно будет разобраться в причинах и сути проблемы.
- Определение конкретных причин разногласий . Чтобы избежать перехода на эмоциональный уровень и личные претензии, нужно четко обозначить круг заинтересованности в данном конфликте. Часто так можно понять, что проблема не так уж и велика.
- Варианты исхода ситуации . Обязательно таких должно быть несколько, чтобы дать возможность выбирать оптимальный. Разрабатывать их нужно с учетом интересов каждой стороны.
- Выбор согласованного решения и воплощение его в реальность . Совместное практическое применение тех мер, которые были согласованы, ведет к примирению и попыткам наладить личностный контакт.
Любой из предложенных способов разрешения межличностного конфликта может оказаться неэффективным, если на эмоциональном подъеме человек не понимает важность примирения. Обычно это со временем проходит, а люди сами ищут способы, как вернуть прежние взаимоотношения
Примеры межличностных конфликтов
Профессионалы утверждают, что межличностный конфликт в психологии – это неотъемлемая часть жизни в человеческом обществе. Его вызывает большое количество причин, указанных выше. От чего и примеры в реальной жизни можно найти повсюду:
- Начальник дает интервью в местную газету о деятельности своей фирмы. После выхода номера он понимает, что многие факты искажены журналистом. Стороны встречаются и сотрудник редакции отказывается выпускать опровержение, ссылаясь на свои записи интервью.
- Студенты одной комнаты общежития спорят о том, кому проводить уборку. Один считает, что все должны убираться по очереди, другой же уверен, что чаще пусть наводит порядок тот, кто больше всех мусорит.
- Муж с женой не могут найти общий язык в вопросе воспитания сына. Межличностный конфликт разгорается тогда, когда дошкольник отказывается сам одеваться, прося сделать это родителей. Отец запрещает матери одевать сына, но та все равно помогает ребенку.
Особенности межличностных конфликтов
Отличить межличностный конфликт от других видов противоречий можно по следующим характерным особенностям:
- Понятие межличностного конфликта применимо к непосредственному взаимодействию двух или более индивидов на основе столкновения или личных мотивов.
- Различные формы межличностного конфликта могут возникать из-за всего спектра известных причин от частных к общим.
- Такое противостояние считается своеобразной проверкой характера, темперамента, воли и других индивидуальных психических особенностей.
- Такая форма коммуникации отличается высокой эмоциональностью и охватом всех сфер отношений.
- Конфликты могут затрагивать интересы не только противоборствующих сторон, но и их окружение.
Стадии развития межличностного конфликта
При любом как конструктивном, так и деструктивном противостоянии, наблюдается конкретная определенная структура межличностного конфликта. Она состоит из следующих стадий:
- Предконфликтная, то есть положение дел накануне.
- Завязка или инцидент. Это первое столкновение сторон по возникшему удобному поводу.
- Нарастание или эскалация конфликта. Она состоит из серии действий и ответных мер сторон.
- Кульминация или наивысшая точка накала страстей во взаимодействии. Она приводит к тому, что стороны осознают бессмысленность проведения враждебных действий и необходимость поиска пути выхода из сложившейся ситуации.
- Завершение. Может быть благодаря поиску сторонами решения кризиса или иным причинам.
- Постконфликт.
Поведение в межличностном конфликте
Во время активной стадии противостояния оппоненты могут выбирать приемлемые для себя способы поведения в межличностном конфликте. Это может быть:
- Насилие. Более слабая сторона в эмоциональном или физическом плане подчиняется оппоненту, который сильнее ее.
- Разъединение. Стороны прекращают общение и конфликт угасает до следующего столкновения.
- Переговоры и примирение. Это может быть как аргументированное принятие обоюдного решения, так и прекращение действий против оппонента всеми участниками. Тогда говорят о том, что противостояние самостоятельно утихает.
- Привлечение третьей независимой стороны для выхода конфликта на новый уровень.
Как предотвращать конфликты
Если вы хорошо понимаете, что такое конфликт и как он возникает, вы сможете не допускать его во многих ситуациях. Существует большое количество техник, позволяющих смягчать обстановку. Мы рассмотрим несколько наиболее простых и в то же время эффективных:
1. Общее дело. Лучше всего данный способ работает с детскими конфликтами. Если дети в семье или группе начинают конфликтовать, их можно объединить, заняв интересным и увлекательным делом.
2. Развитие эмпатии
Важно уметь сопереживать другим людям. Это позволит лучше понимать мотивацию оппонента
Совершая поступок, который вам не понравился, другой человек наверняка тоже о чем-то думал, чего-то хотел. И нельзя считать это действие предосудительным только потому, что оно вошло в конфликт с вашими интересами.
3. Развитие уважения к другим личностям. Этот пункт перекликается с предыдущим. Нужно считаться с окружающими и понимать, что они наделены такими же правами.
4. Внимание на достоинства оппонента. Если больше думать о положительных чертах человека, с которым возникли противоречия, найти примирение будет гораздо проще
5. Социальные «поглаживания». Можно вместе поучаствовать в каком-то приятном расслабляющем мероприятии, например, сходить на пикник в одной компании. Именно поэтому начальство многих компаний поощряет и организует «корпоративы» – общение в приятной неформальной обстановке помогает сотрудникам сближаться и лучше понимать друг друга.
- Управлять своими эмоциями и контролировать импульсы
- Преодолевать сложные эмоциональные ситуации
- Понимать чувства и мысли собеседника на более глубоком уровне
- Общаться с вашим окружением более эффективно
- Управлять конфликтами
- Выстраивать гармоничные отношения
Онлайн-интенсив «Эффективное общение» будет особенно полезен:
- Предпринимателям, руководителям, топ-менеджерам;
- Тем, кто работает с клиентами, менеджерам среднего звена, фрилансерам;
- Всем, кто занимается воспитанием детей;
- Любому, кто хочет усовершенствовать свое общение с окружающими.
Обучение состоит из 4 блоков:
- Эмоции. Основы;
- Эмоциональная устойчивость и эмоциональная гибкость;
- Социальная эффективность;
- Построение гармоничных отношений.
Как проходит обучение:
- Смотрите видеолекции;
- Выполняете самостоятельные задания для закрепления материала;
- Участвуете в вебинарах и обсуждаете сложные моменты;
- Проходите тестирование по изученному материалу;
- Завершаете интенсив и получаете сертификат.
Разновидности межличностных конфликтов
Понятие межличностного конфликта представляет собой уникальный пример сочетания характерологических особенностей каждого индивидуума и нюансов полемики. Поэтому сложно выделить какие-то общие моменты в каждом из споров. Классификация позволяет разбить такие конфронтации на три больших варианта, которые отличаются мотивационными особенностями:
Разногласия ценностей
То, что важно для одного человека, оказывается совершенно неважным для другого и вызывает волну возмущений и недовольства. Эта группа содержит все религиозные, политические и философские разногласия, которые существуют между людьми
Такие ситуации не обязательно вызывают конфликты, но при сочетании с соответствующими условиями могут разжечь настоящее противостояние. Аналогично и в семейных взаимоотношениях: разные личностные смыслы целей каждого из супругов могут сосуществовать до тех пор, пока один из них не станет воздействовать или подрывать духовные ценности другого. Контролировать это равновесие могут общие высшие идеалы, которые все-таки сходятся. Например, один из родителей завлекает ребенка к определенному виду занятий, а второй — к совершенно другому. Но каждый из них уверен в одном: сын или дочка должны заниматься чем-либо. Общие взгляды на проблему определяют приоритетные решения, которые подходят обоим.
Конфликт интересов . Совершенно разные цели и представления об их достижении могут сосуществовать до тех пор, пока они не пересекаются. Если желание одного человека исключает намерение другого, на этой почве развивается конфликтная ситуация. Такой вариант развития событий часто встречается в жизни, когда распределяются какие-нибудь ресурсы, которые хотят получить обе стороны. К этой группе конфликтов относят любого рода эмоциональную конкуренцию, включающую как выгоду, так и личную неприязнь к оппоненту. Например, борьба в офисе за повышение, тендер на крупный проект в фирме, конкурс на повышенную стипендию в учебном заведении.
Нарушение правил взаимодействия . Этот вариант межличностных конфликтов основывается на нежелании придерживаться общих правил и норм, которые были установлены для регулировки коммуникаций между двумя сторонами. В случае нарушения одной из них некоторых пунктов из этих правил нетактичное или недопустимое поведение может быть истолковано как повод для противостояния. Подобные разногласия могут наблюдаться на работе в качестве ситуаций с превышением полномочий или нарушением субординации. В семьях такие конфликты случаются из-за несоответствующего отношения друг к другу, которое ожидаемо в данных условиях.
Основные причины
Чаще всего споры, перерастающие в агрессивное противостояние, происходят по причине личной неприязни оппонентов друг к другу. Чувство неприятия другого человека может быть вызвано:
- Его непохожестью на других и стремлением выделиться, противопоставить себя коллективу;
- Чрезмерной концентрацией на собственных чувствах и переживаниях и нежеланием войти в положение другого человека;
- Вечным противостоянием отцов и детей;
- Нежеланием прислушаться к полезным советам и рекомендациям окружающих;
- Недоверчивым и подозрительным отношением к другим людям.
Также существует особый тип легковозбудимых субъектов с неустойчивой психикой, у них спровоцировать ссору может любая мелочь.
Психологическая несовместимость характеров часто приводит к разногласиям
Межличностные конфликты
Причины межличностных конфликтов – разные точки зрения двух или более участников противоречия на одно и то же явление (политику, воспитание детей, бытовые проблемы). Также разногласия в семье могут быть вызваны неумением слушать и слышать другого человека, отсутствием эмпатии (способности сострадать и сопереживать другому человеку в трудной ситуации).
Профессиональные
Причины возникновения конфликтов на работе часто кроются в постоянном стрессе или в психологической несовместимости темпераментов начальника и подчиненного. Довольно часто ссоры возникают из-за разных взглядов на рабочие вопросы, организацию труда. Особый случай – несовпадение биологических ритмов начальника и подчиненного (например, «сова» секретарь и «жаворонок» шеф), в этом случае избежать противоречий очень сложно.
Между детьми в школе
О том, какие причины могут привести к конфликту между детьми в начальной или средней школе, написано много литературы. Чаще всего неприятные ситуации в детском коллективе возникают, когда один из учащихся противопоставляет себя коллективу. В этом случае другие дети подсознательно воспринимают его как «чужака», представляющего угрозу для сплоченной группы. Иногда предпосылки к появлению ссор возникают между микро коллективами: учащиеся в классе разделяются на несколько групп и враждуют друг с другом. В этом случае взаимная ненависть может быть вызвана таким фактором, как разница интересов (например, музыкальных вкусов или предпочтений в спорте).
Внимание! Наиболее опасная ситуация в школе или в детском саду – так называемый «буллинг», или травля одного ребенка в коллективе. Подрастающее поколение отличается особой жестокостью и изобретательностью в этом плане
В этом случае все одноклассники могут ополчиться против единственного ученика. Поводы для травли бывают разные: зависть к отличной учебе, внешняя непохожесть одного из учеников на остальных или какой-либо подростковый физический недостаток (например, избыточный вес). В этом случае для урегулирования конфликта в ситуацию должны вмешаться родители и члены педагогического сообщества.
Способы разрешения межличностных конфликтов
Решение любого конфликта возможно благодаря одной из следующих стратегий участников:
Уклонение и избегание. Способ предполагает отсутствие как уступок, так и настойчивости на своей правоте. Не помогает качественно разрешить ситуацию.
Агрессивные межличностные методы разрешения конфликтов – это принуждение и противоборство. При их использовании побежденная сторона будет испытывать недовольство после затихания конфликта.
Сглаживание и уступчивость
В такой ситуации партнерам важно сохранить имеющиеся отношения в ущерб реальному решению проблемы.
Компромисс или сотрудничество. Это самый оптимальный вариант взаимодействия, при котором стороны пытаются найти пути выхода благодаря взаимным уступкам.
Решение проблемы – идеальный сценарий, не предполагающий жертв со стороны всех участников
В реальной жизни встречается редко.