Угроза локальных конфликтов

Содержание:

Причины возникновения конфликтов

Различные исследователи по-разному смотрят на причины противоречий между людьми. Все зависит от того, локальный это спор или же нет, конструктивный либо разрушающий и т. д.

К примеру, известный лингвист Рождественский Ю. считает, что причинами в любом случае выступают три основных фактора:

  1. Противоречие в выражаемых мнениях. Виды противоречий могут быть разными и касаться чего угодно: политики, специальности, конкретных действий.
  2. Разногласия при обсуждении того или иного вопроса. Очень весомое основание для многих начать ссору, так как своя точка зрения кажется наиболее разумной и единственно верной.
  3. Борьба в конкретных действиях, желание доказать свое превосходство. Очень важный фактор, так как от природы каждый человек пытается доминировать над другими. Проблема возникает из-за того, что кто-то не способен победить в себе эти чисто животные стремления.

Есть и другие мнения по поводу причин рассматриваемого явления, но они перекликаются со сказанным.

ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Социальная сфера. 4.6. Социальный конфликт и пути его решения

ПЛАН.

  • Социальный конфликт. Понятие.
  • Структура социального конфликта.
  • Участники социального конфликта.
  • Стадии общественного конфликта.
  • Причины социальных конфликтов.
  • Виды социальных конфликтов.
  • Классификации социальных конфликтов.
  • Роль социального конфликта (позитивная и негативная).
  • Разрешение социальных конфликтов.
  • Способы разрешения социальных конфликтов.

Социальный конфликт.

Социальный конфликт – это столкновение противоположных общественных интересов, взглядов, стремлений, направлений общественного развития.

Структура социального конфликта.

  • Субъекты конфликта – участники
  • Объект конфликта — из-за чего возник конфликт
  • Условия протекания
  • Стратегия и тактика сторон
  • Масштаб протекания
  • Последствия, результаты.

Стадии общественного конфликта.

  • Предконфликтная – складывание конфликтной ситуации. Осознание противоположными сторонами эмоционального напряжения, стремление преодолеть его, понимание причин конфликта, оценка своих возможностей, выбор способа нападения на противника.
  • Активная (непосредственно конфликтная) – недоверие и отсутствие уважения к противнику. Невозможность достичь согласия, наличие открытых и скрытых действий, направленных на изменение поведения соперников.
  • Разрешение конфликта. Прекращение действий, направленных на изменение поведения соперников, устранение причин конфликта, изменение установок соперников относительно друг друга.

Причины социальных конфликтов.

  • Социальная неоднородность общества, наличие противоположных ориентаций.
  • Различия в уровнях дохода, власти, культуры, доступе к образованию, информации.
  • Различия в целях, представлениях и ценностях.
  • Религиозные различия.
  • Поведение человека, его социально-психологические черты (характер, интеллект, общая культура и др.)
  • Неумение общаться и договариваться.

ПОВОД – любое событие, поведение соперника, переполнившее чашу терпения.

Виды социальных конфликтов.

  • Внутриличностный – происходит на уровне индивидуального недовольства собой, своим образом жизни, неумением реализовать себя.
  • Межличностный – происходит между двумя или несколькими лицами.
  • Межгрупповой – конфликт между группами – между классами, представителями разных религий, национальностей, конфликт поколений отцов и детей.
  • Конфликт с внешней средой – давление на человека извне со стороны культурных, экономических норм и предписаний, конфликт с организациями, поддерживающими эти нормы и предписания.
  • Конфликты по отдельным сферам жизни – экономических (производственный), политический, этнический и др.
  • Конфликт в обществе в целом – социальная революция, то есть быстрый переход от одного общественно-политического строя к другому, война.

Классификация конфликтов.

По длительности:

  • краткосрочный
  • среднесрочный
  • долгосрочный

По форме проявления:

По используемым средствам:

  • насильственный
  • ненасильственный

По характеру развития:

  • преднамеренный (подготовленный)
  • спонтанный (стихийный)

По масштабам распространения:

  • глобальный (мировой)
  • общенациональный
  • региональный
  • локальный
  • групповой
  • личный

По результатам:

  • конструктивный – приводит к позитивным последствиям;
  • деконструктивный – препятствует дальнейшему позитивному развитию.

Роль социального конфликта.

Позитивная.

  • Происходит выявление проблем, требующих решения
  • Стимулирование дальнейшего развития
  • Снятие психологической напряжённости участников конфликта
  • Осознание интересов друг друга, переход к сотрудничеству.

Негативная.

  • Создание стрессовых ситуаций
  • Нарушение порядка общественной жизни
  • Нарушение устойчивости, стабильности.

Разрешение социальных конфликтов.

  • Анализ конфликтной ситуации
  • Выявление возможностей разрешения конфликта (осознание противоречий, интересов, целей)
  • Выбор способа разрешения конфликта.

 Способыразрешения социальных конфликтов.

  • Компромисс – соглашение путём взаимных уступок без ущерба коренным интересам сторон.
  • Переговоры – мирное обсуждение сторонами решения проблем.
  • Арбитраж (третейский суд) – обращение к наделённому специальными полномочиями государственному органу власти за помощью в решении проблемы.
  • Применение силы (власти) – одностороннее использование силы (власти) той из сторон, которая считает себя сильнее.

Умение предотвратить конфликт или правильно выйти из него — важнейшая задача как отдельного человека, так и общества в целом.

 Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Причины и типы разногласий

Если рассматривать разбор понятия конфликта, который возник между индивидами, становится понятно, что он имеет свою структуру, некоторые особенности и характерные признаки. Следует помнить, что причины межличностных конфликтов зависят от конкретной ситуации.

Причин возникновения споров огромное количество. Все они напрямую зависят от социального и психологического аспекта, индивидуальных особенностей участников, вида взаимоотношений в коллективе. Основными из них являются:

  • Ресурсы — причины, которые напрямую либо косвенно связаны с материальными ограничениями.
  • Взаимозависимость — может выступать в качестве причин развития недопонимания в процессе реализации отношений, связанных с властью, полномочиями, общими заданиями, родственной или сексуальной привязанностью.
  • Цель — начальные причины разногласий проявляются в существующих либо выдуманных различиях в целях конфликтующих. Они часто могут рассматриваться как угроза для реализации личных результатов.
  • Ценностно-мотивационные отличия — подходы к оценке отдельной ситуации, поступкам других людей могут быть несовместимы у каждого из участников, что непосредственно может являться причиной конфликта.
  • Поведение — сущность причин такого рода имеет проявление в существенных различиях жизненного опыта участников спора.
  • Коммуникация — причины, которые часто возникают в процессе общения ненадлежащим образом.
  • Личность — причины, имеющие начало в проявлении каждым из конфликтующих собственных индивидуальных особенностей.

Проявление отношений между конфликтующими может значительно различаться. Выделяют несколько видов межличностных конфликтов, главные из которых — скрытые и открытые. Дальнейшее разрешение конфликтной ситуации зависит от того, к какой из этих форм она относится:

  • Открытый конфликт. В психологии такой вид называют осознаваемым. То есть, когда человек вступает в конфликт с кем-либо из своего близкого окружения, он полностью понимает и в полной мере осознает весь происходящий процесс. Конфликт открытого типа можно охарактеризовать сильно бурными выяснениями отношений. В таком случае чувства не скрываются, а в полной мере всё высказывается оппоненту. Даже люди, обладающие мягким характером и готовые к компромиссам, ярко проявляют свою позицию.
  • Скрытый конфликт. Данный тип встречается чаще остальных. Он заключается в том, что участники противоречивого процесса не совсем понимают всю серьезность ситуации. Бывает, что скрытый конфликт совершенно не проявляется долгое время до тех пор, пока один из пассивных участников не решится перейти «в наступление».

Часто личное нежелание признать существование проблемы обусловлено такой причиной, которая имеет свое начало еще в далеком детстве. Она состоит в том, что «плохие» чувства нужно замалчивать, так как их высказывание может иметь негативные последствия. Эта позиция не даст человеку проявить себя как личность, высказать свою критику и недовольство. В конце концов, конфликтная ситуация окажется более продолжительной или вовсе не будет иметь финала.

Виды

Выделяют два вида сюжетного конфликта:

  • Локальный преходящий сюжет.
  • Устойчивое конфликтное положение (состояние).

Локальный преходящий сюжет

Локальный преходящий сюжет — это такой сюжет, в котором конфликт имеет своё начало и своё разрешение в рамках конкретного сюжета. Вид такого сюжетного конфликта хорошо описан в литературоведении. Локальный преходящий сюжет является так называемым традиционным, архетипическим сюжетом (поскольку он восходит к исторически ранней словесности).

Начало исследованию локального преходящего сюжета положил В. Я. Пропп, в работе «Морфология (волшебной) сказки» (1928) рассмотревший структуру сюжета волшебной сказки. По мнению Проппа, волшебная сказка состоит из трёх частей:

  • в первой части волшебной сказки происходит обнаружение «недостачи» (похищение царевны, желание героя найти то, без чего герою нет полнокровной жизни: купеческая дочка хочет аленький цветочек).
  • во второй части волшебной сказки происходит противоборство героя с противником, победа героя над противником (Иван-царевич побеждает Кощея Бессмертного).
  • в третьей части герой волшебной сказки получает искомое («ликвидация недостачи»). Он вступает в брак, при этом получая в наследство престол («воцарение»; см. также: Функция (литературоведение)).

Структуралистами открытая Проппом структура волшебной сказки стала рассматриваться как наджанровая структура эпоса, драмы, лиро-эпического жанра, а также лирики.

Устойчивое конфликтное положение (состояние)

Устойчивое конфликтное положение (состояние) — это такой вид конфликта, который не имеет разрешения в рамках конкретного сюжета. Широкое распространение устойчивое конфликтное положение (состояние) получило в конце XIX века в «Новой драме».

Тип конфликта в литературном произведении

Если говорить максимально просто, то тип конфликта — это та почва, на которой он возник, сфера существования противоречия. Выделяют следующие типы литературных конфликтов: психологический, социально-бытовой, любовный, символический, философский и идеологический, их может быть больше, в зависимости от классификации.

Психологический конфликт — это почти наверняка также и внутренний конфликт. Этот тип конфликта часто используется в литературе романтизма и в современном интеллектуальном романе. Например, двойная жизнь консьержки из романа Барбери Мюриэль «Элегантность ежика». Женщина обладает развитым умом и тонким художественным вкусом, но считает себя обязанной соответствовать простому и грубому образу недалекой женщины, поскольку в 12 лет бросила школу и всю жизнь проработала низкоквалифицированным рабочим.

Социально-бытовой конфликт — это конфликт общественных отношений. Для примера можно взять раннее произведение Достоевского «Бедные люди». Бедность Макара Девушкина сталкивается с его желанием помочь такому же обделенному существу — Варваре. В результате вгоняет себя в еще более бедственное состояние, а помочь девушке не в состоянии. Его добрые намерения разбиваются о социальную несправедливость.

Любовный конфликт — это проблемы взаимодействия между двумя любящими друг друга персонажами или противостояние любящие — весь остальной мир. Это, естественно, «Ромео и Джульетта».

Символический конфликт — это конфликт образа и реального мира. Как пример можно взять пьесу Гийома Аполлинера «Груди Терезия». В конфликт вступает реальный мир, где Тереза — девушка и мир сюрреалистический, где она выпускает грудь — воздушные шары в небо и становится мужчиной — Терезием.

Философский конфликт — конфликт мировоззрений. Примером послужат мировосприятия братьев Карамазовых из одноименного произведения Достоевского. Они спорят о политике, боге и человеческой сущности при любом удобном случае, так как их взгляды радикально расходятся.

Идейный конфликт близок к философскому, но направлен скорее не на постижение сути вещей, а на отнесение себя к группе. Особенно популярен в литературе переломных эпох. Так, русские прозаики конца 19 — начала 20 века часто прибегали к идейному конфликту, чтобы описать предреволюционные годы. Максим Горький в рассказе «Песнь о соколе» аллегорически противопоставляет революционера (сокола) и мещанина (ужа). Им никогда не понять друг друга, так как стихия одного — это свобода, а другого — прозябание в земле и прахе.

Как и видов, типов конфликтов в одном произведении может быть несколько. Но тут надо чувствовать тонкую грань между насыщенным разносторонним произведением, затрагивающим различные темы, и поверхностным чтивом, которое получается, когда автор пытается задействовать совершенно все известные ему литературные ресурсы, не считаясь с целесообразностью. В писательском деле очень важны вкус и мера.

17+

Способы стать победителем

Чтобы ссора оказалась не напрасной, и, тем более, не разрушающей, необходимо её преобразовать в конструктивную. Тогда станет возможным услышать друг друга и прийти к обоюдному взаимовыгодному согласию или пониманию.

1.Учитесь отделять «мух от котлет»

То есть, если возникла проблема, не связывайте её с характером другого человека. В момент раздора это не будет являться вашим аргументом, как бы ни хотелось, а лишь отдалит от партнёра. И к тому же никак не поможет исправить ситуацию. Даже детям говорят, что плохие не они, а иногда их поведение. Например, если женщина говорит своему мужчине, что он ужасный муж, то, помимо того, что это вызовет массу негативных чувств, что никак не поможет ему найти решение, потому что оно одно – заменить на хорошего мужа.

А вот если объяснить, что именно в его поведении и поступках делает его супругу несчастной – то появляется шанс продвинуться в отношениях и немного изменить их.

2.Разрешение разногласия начинается с определения общей сложности

Ведь, даже если вы по разные стороны баррикад, вас обязательно что-то объединяет. Без этого не будет мотивации выдерживать напряжение и искать варианты решения, что грозит выпадением в деструктивное общение. Поэтому, какие бы вы чувства друг к другу не испытывали, обсудите, как это недоразумение мешает вам обоим.

3.Теперь каждый из вас должен предложить пути решения

Наберитесь сил слушать и слышать, проявляя уважение, у вас возрастает шанс быть услышанным в ответ. Если вариант не подходит, не обесценивайте его и не критикуйте, а просто объясните, что именно в нём не устраивает.

5.Последний этап – принятие решения, которое вы обоюдно одобряете

Бывает так, что не всегда выходит обнаружить пути решения сложности, тогда вполне нормально, если вы придёте к обоюдному согласию ничего пока не делать и смотреть, как будут дальше развиваться события. Уровень напряжения спадёт, у вас уже будет опыт ведения беседы друг с другом, а значит, со временем обязательно всё станет на свои места.

6.Расчленение

Вдруг случилось так, что у вас просто образовался клубок претензий друг к другу – обязательно используйте метод расчленения и конкретизации, иначе ни к какому взаимовыгодному согласию вы не придёте, если будете говорить сразу обо всём. Выделили одну проблему – решайте, и только потом переходите к следующей.

7.Специальные фразы

В своей речи употребляйте такие фразы, как «я понял тебя», «я услышал тебя», «ты имеешь в виду, что…?», «правильно ли я тебя понял?» и прочее. Это расположит к вам и не будет провоцировать на воинствующую позицию.

Понятие конфликта и его функции

Под конфликтом понимается столкновение личностей, их противодействие, несогласие или открытая борьба, что вызывается несовместимостью точек зрения сторон, противоположностями в их мировоззрении, ценностях.

Конфликтные ситуации бывают очень разнообразными и порой сложно понять, что стало причиной столь болезненной ситуации. Различные авторы и психологи трактуют рассматриваемый феномен по-разному: как положительное явление, так и отрицательное. В каждом подходе есть своя доля правды.

Предмет конфликта – это реальная или мнимая проблема, которая вызвала негативную ситуацию, объект конфликта – некоторая ценность, ресурс психологического характера, за который сражаются стороны.

Функции конфликтов могут быть положительными и отрицательными. Из положительных функций стоит отметить:

  • разрядка обстановки между сторонами, урегулирование ситуации, пусть даже временное,
  • возможность познать сущность и получить более адекватную информацию об оппоненте, которую тот с жару и под действием эмоций выдает без раздумий,
  • еще одна позитивная функция негатив между личностью и группой часто перерастает в их большую сплоченность и понимание,
  • межличностный спор может стать двигателем развития и самосовершенствования,
  • участники спора могут получить опыт и научиться лучше противостоять сложностям в будущем.

Негативные функции выглядят так:

  • деструктивный конфликт требует больших эмоциональных, психических, а иногда и материальных затрат,
  • субъекты ситуации могут потерять работу, положение, уважение в глазах окружающих, порой ролевые сценарии поведения также страдают (начальник теряет авторитет, специалист – уважение и заказы и т. п.),
  • еще одна негативная функция – разрушение связей между коллективом, ухудшение его производительности, появление прохлады в деловых отношениях, что влечет другие неурядицы.

Любой конфликт – двуединый процесс, так как имеет разные стороны медали. Это всегда стоит помнить и извлекать правильные уроки из полученного опыта.

Характерные особенности вооруженных конфликтов

Вооруженные конфликты имеют свои особенности, причины возникновения, политические и стратегические цели, масштабы, интенсивность, длительность, средства вооруженной борьбы, формы и методы ведения боевых действий и т.д. Вооруженный конфликт характеризуется:

—   высокой вовлеченностью в него и уязвимостью местного населения;

—   применением нерегулярных вооруженных формирований;

—   широким использованием диверсионных и террористических методов;

—   сложностью морально-психологической обстановки, в которой действуют войска;

—   вынужденным отвлечением значительных сил и средств на обеспечение безопасности маршрутов передвижения, районов и мест расположения войск (сил);

—   опасностью трансформации в локальную (международный вооруженный конфликт) или гражданскую (внутренний вооруженный конфликт) войну.

Кроме вышеперечисленного, особенностями вооруженных конфликтов являются:

—  очаговый характер боевых действий;

—  неопределенность продолжительности военных действий;

—  активное участие в развитии конфликта криминальных структур;

—  совершение убийств, актов мародерства, погромов;

—  увеличение числа вынужденных переселенцев и беженцев, что усиливает криминогенную обстановку;

—  зависимость от вмешательства мировых держав или их коалиций (экономическая и дипломатическая поддержка, участие в военных действиях на той или иной стороне, поставки вооружений и боевой техники и т.д.);

—  зависимость от мирового общественного мнения (акции протеста, отказ в международной поддержке, экономическая и политическая блокада и др.);

—  отсутствие моральных и правовых ограничений действий конфликтующих сторон, а также территориальных границ конфликта.

Все эти характерные черты ярко проявились в событиях августа 2008 года в Южной Осетии.

Поведение в зоне вооруженного конфликта.

Если Вы стали свидетелем перестрелки, находясь дома:

—   немедленно отойдите от окна (ложитесь на пол). Выключите свет, передвигайтесь по квартире пригнувшись. Подойдя к окну сбоку, палкой или шваброй задерните шторы. Укройте детей в ванной, в подвале, погребе, ином укрытии.

—   Не выходите на улицу, предупредите соседей.

—   Вместе с соседями забаррикадируйте двери в подъезд изнутри, если имеется опасность проникновения в дом погромщиков. Организуйте посменное дежурство у входной двери.

—   Используйте для самообороны любые подручные средства.

—   Выходите на улицу только после наведения порядка.

Если вы оказались на улице во время перестрелки:

– немедленно ложитесь на землю или спрячьтесь за ближайшим укрытием (столбом, машиной, деревом и т.п.), прижмитесь к стене дома.

—   Старайтесь не оставаться на открытых участках улицы и передвигайтесь ползком или пригнувшись, чтобы не стать жертвой случайной пули.

—   Чтобы не пострадать от выстрелов покиньте опасный участок, выберите место для укрытия. Покиньте город или опасную зону.

—   Попытайтесь укрыться в церквях, зданиях международных организаций, медучреждений.

—   Соблюдайте требования военных, правила маскировки, комендантского часа. Выбирайте безопасный маршрут и время передвижения

Не носите с собой вещи и ценности, которые могут привлечь внимание патрулей или мародеров

—   Всякое действие совершайте обдуманно. Экономьте свои силы, воду и продукты.

—   Сохраняйте бдительность, чаще осматривайтесь.

—   Покидая дом, оставьте информацию для родных, по которой вас можно будет отыскать.

Если Вас взяли в заложники:

—   Выполняйте все указания вооруженных людей. Не показывайте своего страха, воздерживайтесь от излишних жалоб, резких движений и оскорблений, но можете попросить лекарства, воды, теплой одежды.

—   Ваша задача – не спровоцировать военных на применение оружия и причинение вам вреда. Попробуйте завязать непринужденный разговор, настроить на дружелюбный тон (при этом шансы на выживание увеличиваются, и вы сами сможете успокоиться).

—   Постарайтесь держаться незаметно, успокаивайте других, обдумайте план действия на случай эвакуации из опасной зоны.

—   Используйте удобные моменты затишья для эвакуации.

—   Не выбегайте навстречу военным и спасателям (вас могут принять за противника).

—   В случае ранения постарайтесь меньше двигаться, чтобы уменьшить потерю крови, зажмите рану рукой, одеждой, перетяните раненую конечность поясом или платком.

Классификация конфликтов

Существуют десятки подходов к классификации конфликтов. Фактором взрыва ситуации между людьми может стать что угодно, поэтому провести классификацию предельно сложно.

Есть смысл обратить внимание на такое ее деление:

  1. По масштабности, в зависимости от количества участников, групп, сторон и их массовости. Яркий образ сторон масштабного конфликта: арабы и евреи, феминистки и поклонники традиционных ценностей, поклонники разных музыкальных течений.
  2. По уровню последствий.
  3. По формам борьбы, конфликтология рассматривает здесь многие варианты.
  4. По отношению участников спора к нему самому. Пример из жизни: не все солдаты на войне готовы умирать ради вождя и Родины, они могли попасть туда против своей воли.

Противоречия могут возникать как на уровне личностей, так и на уровне социальных групп, народов, целых цивилизаций (мусульманская против европейской).

Заключение

Отметим, что конфликт – это явление, которое сопровождает любого человека на протяжении всей жизни. Все начинается с самого первого шага, когда приходится спорить с родителями, и заканчивается последним вздохом при разногласиях с доктором по поводу методов лечения.

Пути разрешения конфликтов разные, но в большинстве случаев они основаны на наличии у человека знаний, опыта управленца и прочного морального стержня.

Неважно, какой двигатель конфликта, самое главное – вовремя избежать больших неприятностей и извлечь из такой ситуации для себя только положительные выводы и опыт. https://www.youtube.com/embed/ET7GCaKuRd8

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector