Политический конфликт
Содержание:
- 1.2. Подходы к объяснению причин возникновения политических конфликтов
- 26.5. Перспективы политического согласия в современной России
- Литература
- Раздел IV. Конфликты на различных уровнях социальной системы
- Функции политического конфликта
- Разновидности политических конфликтов
- Социодинамика развертывания политического конфликта
- Понятие политического конфликта
1.2. Подходы к объяснению причин возникновения политических конфликтов
Существуют разные теоретические подходы, объясняющие причины возникновения политических конфликтов:
1. С позиции ресурсного подхода источник конфликтов кроется в неравном распределении средств жизнедеятельности: территории, сырьевых и энергетических ресурсов, материальных и духовных благ, ресурсов власти, привилегий. Неравный доступ людей и групп к общественным благам есть проявление социального неравенства. Поэтому этот подход часто конкретизируется в рассмотрении проблемы причин социального неравенства. Согласно марксистской теории, источник социального неравенства следует искать в сфере экономических отношений: владение или невладение собственностью. Но существует и другая точка зрения, согласно которой неравный доступ к благам формируется в сфере политической власти. Господствующие социальные группы монополизируют право на нормополагание, истолкование законов и применение санкций; именно эти группы и распоряжаются ресурсами. Так, например, Р. Дарендорф видит причину конфликтов в различиях статусов социальных групп и соответственно в неравном доступе к шансам развития. Статус группы определяется положением в системе отношений «управляющие — управляемые».
26.5. Перспективы политического согласия в современной России
Политическое согласие — это такое состояние политической организации общества, которое характеризуется балансом интересов, рациональной легитимностью политической элиты, которая в состоянии давать «ответы на вызовы времени». Согласие по-разному проявляется в различных политических структурах. Так, в активистской политической среде с высоким уровнем политического участия населения согласие свидетельствует об отсутствии социально-политических конфликтов. В российском обществе, которое характеризуется политической индифферентностью основной части населения, о согласии можно говорить лишь в том случае, если население добровольно подчиняется властям. О согласии свидетельствует и компромиссный вариант взаимодействия различных ветвей государственной власти.
Если понимать согласие как отсутствие серьезных социально-политических конфликтов, то можно констатировать, что в современной России политическое согласие, в общем, существует. Если проанализировать взаимоотношения между структурами власти, то они отличаются достаточной конфликтностью. Если же согласие оценивать как ситуацию с высоким политическим участием населения, то в России согласия сейчас нет. Поскольку все формы согласия и несогласия связаны друг с другом, посмотрим на проблему с теоретических позиций.
В условиях тоталитаризма власть добивалась обстановки согласия сложным насильственно-идеологическим образом. Одним из исторически сложившихся механизмов был скрытый террор. Его сущность можно определить как насильственное требование соответствия условий социализации человека и его политической лояльности. В случае нелояльности члена социалистического общества его политической структуре он фактически изолировался и практически прекращал свое гражданское существование. Даже такие выдающиеся граждане, как А. Сахаров, при демонстрации политического несогласия изолировались на многие годы практически без решения суда. Поэтому в России возникла традиция скрытого дистанцирования от политической структуры при формальной демонстрации согласия, которая сохраняется до сих пор.
Говорить о реальном состоянии согласия без специальных исследований трудно. Если проанализировать российские источники политического согласия в России, то следует отметить, что в настоящее времени происходит переход к новой социальной структуре общества. Такая ситуация в России политического согласия дать не может. Если учесть все наследие социализма: тоталитарную политику экономии на оплате труда, деградацию рабочей силы и развитую систему ее теневого довоспроизвоства, то можно предположить, что политическое несогласие вытесняется в бессознательное. Пока определенная часть народа находится в состоянии согласия и живет по-старому, т.е. потребляя так, как работает. Но когда ожидания превратятся в чувство глубокого разочарования, на стихийное политическое согласие уже рассчитывать будет трудно.
Некоторые исследователи считают, что согласие в современной России необходимо создавать специально. Основным субъектом-организатором согласия должно выступить государство, на котором лежит ответственность за то, что происходит в стране, и крупные бизнесмены, которые волею судьбы получили в свои частные руки общественное богатство.
В том случае, если согласие не станет предметом деятельности субъектов-организаторов процесса новой жизни в России, то с необходимостью встанет вопрос о применении насилия для организации соответствующей жизни в стране.
Литература
Запрудский Ю.Г.Традиции российской конфликтности // Политические процессы в России: история и современность. СПб., 1993.
Лебедева М.М.Политическое урегулирование конфликтов. М., 1997.
Политология в вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. Ю.Г.Волкова. М., 2001.
Политология. Энциклопедический словарь. М., 1993.
Согрин В.В.Конфликт и консенсус в российской политике // Общественные науки и современность. 1996. № 1.
Согрин В.В. Политическая история современной России. 1985-2001: от Горбачева до Путина. М., 2001.
Фельдман Д.М.Конфликты в мировой политике. М., 1997.
Раздел IV. Конфликты на различных уровнях социальной системы
15.2. Политические конфликты
Под политикой вообще обычно понимают главным образом деятельность социальных групп и индивидов по реализации своих противоречивых интересов с помощью государственной власти. Политика появляется там и тогда, где и когда общество расслаивается, дифференцируется на различные группы с несовпадающими интересами. Коль скоро общество когда-то (в период перехода от родового строя к классовому) перестало быть однородным, потребовался некий инструмент регуляции взаимоотношений выделившихся социальных групп, дабы они, как эффектно выражались классики марксизма, “не пожрали друг друга в бесплодной взаимной борьбе”. Такой инструмент был изобретен — им стало государство, то есть политическая организация, представляющая собой систему учреждений, обладающих верховной властью на определенной территории.
Главное назначение государства — обеспечивать целостность социума путем регуляции взаимоотношений между социальными группами, а также индивидами. Однако рассматривать государство в качестве этакого третейского судьи или нейтрального арбитра в бесконечных спорах драчливых социальных групп было бы наивно. Если государство — и арбитр, то далеко не беспристрастный. Дело в том, что в обществе, разделенном на противоборствующие группы, “третьей”, незаинтересованной стороны просто нет. Государственные учреждения (правительства, парламенты, суды) заполняются людьми, принадлежащими к той или иной социальной группе.И, естественно, не к любой, а к той, которая на данный момент оказалась сильнее. Так что для иллюстрации сути государства больше подойдет аналогия не с арбитром спортивного соревнования, а с детской игрой в “царь горы” — кто столкнет всех соперников с вершины, тот и прав. Звучит, может быть, и грубовато, зато ближе к истине.
Сущность политического процесса в конечном счете и составляет борьба различных социальных групп за завоевание и использование государственной власти. Вокруг нее и разворачиваются все политические конфликты.
Структура политического конфликта
Политический конфликт — столкновение субъектов политики в их взаимном стремлении реализовать свои интересы и цели, связанные прежде всего с достижением власти или ее перераспределением, а также с: изменением их политического статуса в обществе.
Источник политических конфликтов универсален — это все то же удовлетворение базовых потребностей социальных групп и индивидов, которое в сложно структурированном обществе не может быть обеспечено без согласования и централизованной координации усилий, чем и занимается государственная власть.
По большому счету политическая власть для группы — не самоцель, а средство гарантировать удовлетворение фундаментальных потребностей. Однако внутри самой политической сферы порой происходит своеобразный сдвиг целей: для профессионального политика или даже целой политической организации власть становится самостоятельной ценностью, которая подчиняет себе все остальное. Главным движущим мотивом таких людей и групп (и, конечно, источником дополнительных конфликтов) становится “жажда власти”. Такую подмену цели часто клеймят как беспринципность или эгоизм. Но, возможно, напрасно. Это ведь не только политический феномен. Ради чего, скажем, сражается боксер на ринге — чтобы стать первым в мире или чтобы обеспечить семью? Бывает, что первое для него важнее. Говорят, что именно такие качества и создают великих спортсменов. Что-то похожее есть и в политике — “чистое” стремление к власти для политика естественно. Это одна из особенностей “политической игры”.
В качестве объекта политических конфликтов выступает специфический социальный ресурс — государственная власть, а также политический статус социальных групп (степень приближенности или удаленности от рычагов власти, способность оказывать влияние на принятие обязательных для всего общества решений) и политические ценности (патриотизм, гражданственность, права и свободы и пр.).
Субъектами политических конфликтов обычно признают либо социальные группы, либо представляющие их политические институты. Здесь кроется одна, до сих пор не разрешенная до конца проблема; кого считать реальным, а кого — номинальным субъектом политического конфликта? Безусловно, за действиями политических институтов (правительства, парламента, судебных инстанций) стоят интересы социальных групп.Но политические решения, в том числе и так называемые “судьбоносные”, принимают все-таки политические учреждения, пользующиеся в своих действиях известной автономией от поддерживающих их социальных групп.
Субъекты политических конфликтов
Функции политического конфликта
Политический конфликт полуфункционален, то есть обладает как позитивными, так и негативными функциями.
Деструктивные функции
К деструктивным (разрушительным) функциям политического конфликта относится истощение ресурсов. В ходе конфликта обе стороны для достижения лучшего результата расходуют все ресурсы: материальные, духовные, человеческие. Также политический конфликт способен ослабить существующую политическую систему, подставить под сомнения общепринятые ценности и устои жизни общества. Очень часто конфликт способствует приходу к власти экстремистских группировок, которые ставят под угрозу свободное существование людей в государстве. В отдельных случаях конфликт способен полностью уничтожить существующую систему. Именно это и произошло в конце 1980-х – начале 1990-х годов в СССР. Ещё одна разрушительнная функция политического конфликта заключается в том, что он использует насилие, как способ решения проблем.
Конструктивные функции
В современных конфликтологических теориях Л.Козера, Р. Дарендорфа, Р.Коллинза, Т. Парсонса, Н. Лумана и других все больше утверждается теория о том, что конфликты носят деструктивный характер лишь в каких-то узких областях, а в целом конфликт – явление, обладающее преимущественно конструктивными функциями. Во-первых, конфликт является катализатором назревших социально – политических изменений. Во-вторых, конфликт способствует принятию каких-либо действий в пользу изменения сложившейся ситуации. В-третьих, в ходе конфликта у ранее скрывавшихся противников власти или системы появляется возможность публично заявить о своих позициях. В-четвертых, внешнеполитический конфликт способствует объединению общества внутри. В-пятых, политический конфликт – это время рождения великих личностей, способных повлиять на ход Истории.
Разновидности политических конфликтов
Выделяют несколько типов конфликтов.Приведем ряд классификаций:
- по количеству участников: масштабные и локальные;
- по типу участников: внутренние и международные;
- в зависимости от причин: социально-экономические, этнические, политико-правовые;
- по отношению к существующему строю: горизонтальные и вертикальные.
Поясним некоторые виды внутренних конфликтов. Характерной чертой горизонтального конфликта является стремление получить власть, внести изменения в рамках действующей системы, а вертикальные политические конфликты направлены на свержение правящего режима и установление принципиально нового порядка.
Социодинамика развертывания политического конфликта
Одна из главных характеристик политического конфликта – его уникальность: каждый конфликт – неповторяющаяся комбинация предпосылок, причин, поводов, действий, позиций и других характеристик. Однако, по мнению М.Е. Бабосова, можно проследить типичную социодинамику развертывания политического конфликта. Каждый политический конфликт развивается в рамках следующих этапов.
- Дихотомизация отношений власти по линии: господство — подчинение
- Дифференциация политических позиций различных социальных слоев и групп
- Растущее осознание противоположности политических интересов и целей.
- Формирование противостоящих политических организаций и партий
- Поляризация позиций, целей и действий политических субъектов
- Развертывание политического конфликта
- Разрешение политического конфликта
Итоги конфликта могут быть разными, но его разрешение или финал разыгрывается по трем сценариям: через интеграцию с соперником, через кооперацию с соперником или через подавление соперника.
Основные процедуры урегулирования конфликтов:
- Взаимный обмен информацией о намерениях участвующих сторон;
- Взаимные обязательства неприменения силы или угроз в период переговорного процесса;
- Использование правовых норм и административных процедур;
- Использование в качестве посредников авторитетных лиц;
- Отказ от демонстрации своего превосходства или абсолютной непримиримости;
- Стремление к консенсусу, достижению согласия хотя бы по отдельным аспектам.
Понятие политического конфликта
Под политическим конфликтом понимают столкновение нескольких политических групп по поводу власти с целью достижения собственных целей при невозможности решения возникшей проблемы другими способами.
Так, предметом подобного конфликта служить властные полномочия, способы реализации власти.
Особенности политического конфликта:
- открытый характер (политические группы редко действуют в одиночку, чаще всего они привлекают на свою сторону большие социальные группы, что делает конфликт гласным, известным многим людям);
- большое значение (конфликт затрагивает интересы больших групп населения, так как в нем поднимаются важные для общества вопросы);
- в основе – политическая власть (главный объект и причина политических конфликтов – всегда власть, за возможность обладать которой идет борьба);
- политические лозунги, идея (идеологическая подоплека чаще всего присутствует в конфликте, политические силы пытаются достичь власти, выдвигая различные идеи);
-
символизм (политические силы часто разрабатывают собственную символику: цвет, атрибуты).
Партия большевиков, участвовавшая и победившая в революции 1917 года, в качестве символики использовала красный цвет: красное знамя, Красная Армия.
- пропаганда (продвижение собственных идей, призывы);
- наличие лидеров, руководителей (политический конфликт чаще всего происходит под руководством нескольких людей, которые играют в нем большую роль);
-
применение насилия (часто политические конфликты сопровождаются жесткими действиями, насилием, которое в той или иной степени считается законным, если исходит от правящего режима).