Правила русской орфографии и пунктуации (1956 г.)

Содержание:

Еще по теме «Запоминалки — как учить правила русского языка»:

Как подтянуть русский язык для ученика физмат 7 класс без репетитора

Ученик физмат лицея, 7 класс, запустили русский. На репетитора пока нет возможности тратиться. Огромная проблема ос временем. Почти каждый день 7 уроков, дома много сидит с основными предметами, информатикой, суббота учебная, воскресенье — весь день выполнение дз (часа 1,5-2 на прогулку все же есть).Предыдущие знания помогли продержаться в 6 классе, сейчас вижу, что приплыли, как говорится. Помогите, пожалуйста, советом. Что лучше и эффективнее

Как подтянуть русский?

Возможно ли без репетитора дотянуть русский до 5? Ребенок учится в 8 классе. Хочет учиться до 11 класса. Оценки 4 и иногда 5. Может ему какой учебник купить и по нему закреплять изученное? Или диктанты подиктовать? Планирую заниматься по часу 2 раза в неделю . Или это бесполезно? Только репетитор?

Как научить пользоваться правилами?

Сын в 4 классе. По русскому твердая 2. В диктанте стабильно больше 10 ошибок. Начинаешь устно спрашивать- как пишется такое то слово и почему? Отвечает всегда правильно и обосновано. При диктанте просто караул. При самопроверке своих ошибок не видит… С остальными предметами все нормально 4-5, кроме английского. Почерк очень плохой, буквы скачут. Первое слово в предложение, имя, тоже через раз пишет с маленькой буквы. Что с этим можно сделать?

Врожденная безграмотность — как бороться?

Девочки, помогите советом, плз. Старший сын ооочень плохо пишет — правила знает, но делает огромное количество ошибок, часто глупых. Перечитывает написанное и ошибки свои не ловит никак, дома еще можно добиться, в школе точно нет. Все диктанты и контрольные — тройки. Жы-шы написать может, буквы пропустить, ну и тд. Ну и почерк кошмарный, никак не может писать красиво и быстро (рисует тоже отвратно).

Кто подтягивал по русскому самостоятельно?

Девушки, пока сын не против подтянуть хвосты (закончил 5 кл.) посоветуйте, пжл, может кто то распечатывал задания, кто то может сам свою систему изобрел :))) в общем хотелось бы по темам пробежаться, самым важным, ключевым без особдого напряга и рутины.

повысить грамотность

А можно как-то повысить грамотность? Ребенок правила знает, применять умеет, но по русскому троек даже больше чем четверок. Я сама всегда всегда хорошо знала правила, очень много читала, но выше 4 никогда по русскому не было: всегда делала небольшие ошибки. Есть ли методы развить грамотность?

Как повысить грамотность?

Как можно дополнительно позаниматься, может какие пособия кто посоветует? 2 класс, если что… Ошибки в словарных словах, переносах, тех, которые можно проверить однокоренным словом и т.п.
С математикой как-то понятнее, множество задачников, тренажеров, а вот как научить русскому, я при врожденной грамотности слабо представляю… Я и правил особо не знаю, как-то все интуитивно. Поэтому просто впадаю в ступор при виде таких «глупых» ошибок и в таком количестве, как у моей дочери :(((

Как научить грамотно писать

Написали мы четвертной диктант на 3\3.
И вообще не грамотно пишет, переписывает плохо. Учимся во стором классе. Может порекомендуете пособия,что бы он и сам мог по ним заниматься по русскому языку? А мне что диктовать ему больше заставлять переписывать тексты. Что еще?

Правила по русскому языку для 1 класса

1. Слова в предложении связаны по смыслу. Чтобы из слов получилось предложение, слова нужно изменять.

2. Первое слово в предложении пишется с большой буквы. В конце предложения ставят вопросительный знак, точку или восклицательный знак.

3. Предложения состоят из главных и второстепенных членов предложения. Главные члены предложения составляют основу предложения.

4. Произношение — это то, как мы говорим, произносим слово. Написание — это то, как мы должны написать слово.

5. Звуки, при произношении которых слышится только голос (без шума), а воздух проходит во рту свободно, называются гласными. Гласный звук образует слог. Гласных звуков шесть: , , , , , . Букв, обозначающих гласные звуки, 10: а, о, у, ы, и, э, е, ё, ю, я.

6. В слоге бывает только один гласный звук. В слове столько слогов, сколько в нем гласных звуков: о-сы — .

7. Звуки, при произношении которых воздух встречает во рту преграду (губы, зубы, язык) и слышится только шум — или голос и шум — , называются согласными. Согласные звуки обозначаются буквами: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ.

8. Перенос слов. Переносить слова с одной строки на другую можно только по слогам: ут-ро, кас-са, жур-нал. Одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на новую строку. Переносите так: ра-дио, ого-род. Буквы -Й- и -ь- при переносе нельзя отделять от стоящих перед ними буквами. Переносите так: чай-ник, строй-ка, маль-чик, крыль-цо.

Разделение грамматики по другим признакам

Ранее мы писали, что грамматика бывает историческая и синхронная, но есть и другие формы разделения. Так, различают формальную и функциональную грамматику. Первая, поверхностная работает над грамматическими средствами языковых выражений. Вторая или глубинная находится на пересечении собственно грамматики и грамматической семантики. Также есть структуры, которые изучают части речи, присутствующие во многих других языках или только в русском языке. По этому признаку грамматика делится на универсальную и частную.

Различают также историческую и синхронную грамматику. Первая занимается изучением языка, сравнивая различные исторические вехи его развития, делая акцент на изменениях с течением времени грамматических конструкций и форм. Синхронная грамматика, которую еще называют описательной, уделяет больше внимания изучению языка на текущем этапе развития. Оба раздела науки изучают грамматический строй языка в исторической или синхронной парадигме. Истоки такого разделения и вообще науки грамматики восходят к самым древним временам доисторической эпохи.

Наука грамматика – это комплекс взаимосвязанных дисциплин, которые ориентированы на создание универсальных правил языка. Это помогает избежать разночтений в формировании различных речевых структур, например, когда нужно составить предложение со словосочетанием, состоящим из нескольких частей речи, и во многих других случаях.

Правила грамматики русского языка

О (перед ж) -лож- положить 
предложить 
изложить
А (перед г) -лаг- полагать 
прилагательное
Исключение: полог
А (перед СТ, Щ) -раст- — -ращ- возраст 
растить 
выращивать 
приращение
О (перед остальными) -рос- заросли 
вырос
Исключения: росток, ростовщик, Ростов, отрасль, Ростислав
А перед суффиксом -а- касаться 
прикасаться 
касательная
О перед -сн- прикоснуться 
прикосновение
Под ударением Без ударения
-гар- загар 
огарок
-гор- загорел 
горелый
-зар- — -зор- зарево 
зорька
-зар- зарница 
озарение
-клан- — -клон- кланяться 
поклон
-клон- наклонять 
склонение
-твар- — -твор- тварь 
творчество
-твор- творить
И перед суффиксом -а- Е в остальных случаях
-бир(а)- собирать -бер- соберет
-дир(а)- обдирать -дер- обдерет
-мир(а)- замирать -мер- замереть
-тир(а)- обтирать -тер- обтереть
-пир(а)- запирать -пер- запереть
-жиг(а)- выжигать -жег- выжег
-стил(а)- расстилать -стел- расстелить
-блист(а)- блистать -блест- блестеть
-чит(а)- вычитать -чет- вычет
  Но: сочетать, сочетание
-мок- (-моч-) в словах со значением «пропускать жидкость; терять свои качества,
находясь долгое время в воде»
непромокаемый 
вымокнуть
-мак- «погружать в жидкость» макать сухарь в чай
-равн- «равный, наравне, одинаковый» подравнять — сделать равным 
уравнение
-ровн- «прямой, гладкий, ровный» заровнять
Исключения: равнина, ровесник, поровну, уровень, равняйсь
Ё (под ударением) шёлк — шелка 
зачёт — вычет 
щёголь — щеголять 
шёпот — шептать
О (без ударения) в заимствованных словах жокей, жолнер, жонглёр, шовинизм, шоколад, шоссе, шофёр, Шотландия
Исключения: крыжовник, изжога, шорох, зажор, жом, трущоба, трещотка, шов,
шомпол
Ы
  1. окончания слов:

    пловцы, птицы, смуглолицый

суффикс -ын-:

сестрицын

цыган, цыпленок, цыц, на цыпочках и производные от них

И
  1. в корне существительных:

    цилиндр, цинга, цифра

в словах на -ция:

кульминация

  О (под ударением) Е (без ударения)
суффикс речонка 
бережок 
камышовый 
кумачовый 
облицовка
реченька 
кусочек 
ключевой 
плюшевый 
ситцевый
окончание плечом 
Кузьмичом 
большому 
деревцо
зрелищем 
Наташей
большему 
деревце
…з- (перед гласными и звонкими согласными) …с- (перед глухими согласными)
бездомный 
возглавить 
изгнать
бесконечный 
воспеть 
истратить
  1. В приставках -раз- (-рас-) — -роз- (-рос-) под ударением пишется О,
    без ударения — А:

    раздать — розданный

Приставка С- пишется как перед глухими, так и перед звонкими
согласными:

стереть — сделать

пре- 
в значении 
«очень», «весьма», «через», «по-иному» 
(близка к пере-)
при- 
в значении 
близости, присоединения, приближения, 
неполного действия, доведения действия до конца, 
сопутствующего действия
пребольшой (очень) 
преувеличивать 
преступать (пере…) 
превращать 
преображать
приморский 
приделать 
пригибать 
приоткрыть 
придумать 
припевать
прибаутка примитивный пребывать прельстить
прибывать принцесса превзойти прелюдия
привидение приоритет преграда препираться
привилегия приохотить предание преподнести
призвание притворщица преемник препятствие
прилежание притон президент преставиться
присмиреть приурочить презирать претворять
присутствие причудливый прекословить претензия

Ы

И

  • после приставок, оканчивающихся на согласную
    • играть-

      сыграть 
      отыграть

  • искать-

    подыскать 
    разыскать

  • после приставок меж-, сверх-

    межинститутский 
    сверхизысканный

после иноязычных приставок и частиц контр-, дез-, транс-, пан-

контригра 
дезинформация 
панисламизм

взирать изымать
отнимать подымать
поднимать отымать
снимать  
Падеж

Склонение

I

II

III

Именительный кто? что? -а, -я [], -о, -е []
Родительный кого? чего? -ы, -и -а, -я
Дательный кому? чему? -у, -ю
Винительный кого? что? -у, -ю -о, -е []
Творительный кем? чем? -ой (-ою), 
-ей (-ею)
-ом, -ем -ью
Предложный (о) ком? (о) чем?
  -ия -ий -ие  
Р.п. лекции 
планетария 
состязания
Д.п. лекции 
планетарию 
состязанию
Т.п. -ей -ем -ем лекцией 
планетарием 
состязанием
П.п (о) лекции 
(о) планетарии 
(о) состязании
бремя, время, вымя, знамя,
имя, пламя, племя, семя,
стремя, темя,    

а также

Р.п. племени 
пути
Д.п. племени 
пути
Т.п. -ем (-ём) племенем 
путем
П.п. (о) племени 
(о) пути

Учение о частях речи – в центре науки

Части речи – то, что изучает грамматика современная или, по крайней мере, уделяет этому разделу центральное значение. Также много внимания уделяется их грамматическим категориям и сочетаниям, общим правилам и структуре отдельных речевых элементов. Последнюю изучает раздел грамматики, называемый синтаксисом.

Отдельно от грамматики существуют такие науки, как лексикология, семантика и фонетика, хотя они тесно связаны и в некоторых трактовках преподносятся как структурные единицы грамматической науки. К грамматике же относятся такие дисциплины, как наука об интонации, семантика, морфонология, дериватология, которые находятся на острие границы между собственно грамматикой и названными ранее дисциплинами. Кроме того, грамматика как наука тесно связана с рядом других, менее известных широкому кругу людей дисциплин.

Как грамотно писать тексты без ошибок?

Для грамотного написания текстов необходимо умение чётко излагать свои мысли и знать основные правила написания. Здесь незаменима помощь орфографического учебника или старого школьного словаря. Можно отдельно выписывать сложные слова и анализировать их.

Отличное упражнение – переписывание текстов. Даже зная все правила русского языка, нужно уметь применять их на практике. Выученный стих можно записать и проверить себя в правописании. Хорошо работать в паре и увеличивать свою грамотность, работая с диктантами. Обсуждение ошибок, здоровая критика и взаимоконтроль помогут вам лучше освоить грамотное правописание.

Даже зная все правила грамматики, нужно уметь применять их на практике. Достаточно начать с листа, постепенно увеличивая объем. Мелкая моторика рук развивает мыслительные процессы. Чтобы повысить свой уровень в правописании нужно несколько дней в неделю сделать учебными и 1-2 часа уделить своей грамотности.

Необходимо также регулярно читать, чтобы подтягивать свой уровень знаний. Классические произведения или современные рассказы формируют восприятие слов, их правописание и пунктуацию, улучшают зрительную память. Записывайте на полях сложные слова с допущенными ошибками. Проанализировав их, займитесь изучением нужных правил

Важно запомнить то, что вы прочитали. Чтобы писать без ошибок, необходимо развивать и тренировать зрительную и слуховую память

Если регулярно заниматься не только правописанием, а еще музыкой и спортом, на подсознательном уровне вырабатывается точность выполнения заданий.

Несколько важных моментов грамотного написания статей

Начальный этап работы сводится к ознакомлению с темой из различных источников.

Затем составляется план статьи и выбирается стиль написания.

Избегайте сплошного текста, в виде «простыни» он будет трудночитаем. Небольшие абзацы намного легче воспринимаются читателями. Важные моменты лучше выделять жирным шрифтом.

С кратким и ёмким заголовком легче привлечь внимание. После работы вычитать сочинение на предмет ошибок и несоответствий

Лучше это сделать спустя несколько часов, чтобы видеть все свои недочёты

После работы вычитать сочинение на предмет ошибок и несоответствий. Лучше это сделать спустя несколько часов, чтобы видеть все свои недочёты.

Помимо знания правил необходимо обеспечить себе тишину во время работы, правильно настроиться на тему статьи. Если вы работаете без перерыва и выходных дней, внимательность сменяется переутомлением, а это сказывается на качестве текста.

Грамматика эпох Возрождения и Просвещения

Вряд ли кого-то удивит, что во многие европейские языки проникли нормы латинского языка. Такое смешение можно наблюдать особенно в речах священников и в церковных трактатах, написанных в конце 16 века. В них особенно прослеживаются многие латинские грамматические категории. Позже в XVII—XVIII веках несколько изменился подход к изучению грамматики. Теперь он приобрел логико-философский характер, который привел к большей универсализации и стандартизации применительно к другим языковым группам.

И только в начале XIX века появились первые попытки классифицировать грамматические правила в других языках дифференцированно от латинской основы. Большую роль в этом сыграл Х. Штейнталь, а его труды продолжили так называемые младограмматики — молодые ученые, стремившиеся к обособлению языковых норм от латинских понятий.

Еще большая дифференциация отдельных языков произошла в самом начале ХХ века. Именно в это время приобрела популярность идея так называемой эмансипации различных европейских языков и обособление от традиций греческо-латинской школы. В российской грамматике первопроходцем стал Ф.Ф. Фортунатов. Однако перейдем к современности и посмотрим, что изучает грамматика русского языка сегодня.

Где грамотные?

«Недавно к нам на практику пришла студентка 5-го курса филфака одного известного и уважаемого вуза. Ее конспект к первому уроку начинался так: „Здраствуйте дети“ — без в и запятой!» — с негодованием рассказывает директор московской школы.

И негодование это готовы разделить многие. Ведь говорить о том, что всеобщая грамотность падает, уже даже как-то банально. Почему все это происходит и что с этим делать?

Причины безграмотности:

  1. Первая, которую всегда называют учителя, психологи и социологи, — отсутствие привычки к чтению. Причем не читают не только дети и подростки, а все вообще. Или читают, но не то: в «литературной макулатуре» не только образцов грамотной речи не найдешь, — там и с корректурой дела обстоят из рук вон плохо.
  2. Свою лепту вносит и интернет-общение: принятые там сокращения, сленг, небрежное обращение с орфографией невольно переносятся и в нормальную письменную речь.
  3. Приходится констатировать ухудшение подготовки в школах и вузах.
  4. Многое зависит от того, что родители не там ищут проблему. Ребенок получает двойки по русскому, а его ругают за лень. Не может связать двух слов, а его всеми силами запихивают в сильный класс с усложненной программой: мол, пусть лучше там будет отстающим, чем в обычном — середнячком. И в итоге запускают возможные логопедические проблемы, которые имеют свойство проявляться в том числе и как безграмотность.

В помощь родителям

9. Один слог в слове произносится сильнее других. Такой слог называется ударным. остальные слоги называются безударными. Знак ударения ставится над буквой, которая обозначает ударный гласный звук. Знак ударения не ставится, если в слове один слог или есть буква -ё-.

10. Орфограмма — это написание слов по определенным правилам.

11. Имена, отчества и фамилии людей, клички животных пишутся с большой буквы. Это все имена собственные. Названия улиц, сел, деревень, городов и рек — имена собственные. Они пишутся с большой буквы.

12. В русской азбуке 33 буквы. Каждая имеет свое место и название. Как правильно они называются:

Аа (а), Бб (бэ), Вв (вэ), Гг (гэ), Дд (дэ), Ее (е), Ёё (ё), Жж (жэ), Зз (зэ), Ии (и), Йй (й), Кк (ка), Лл (эль), Мм (эм), Нн (эн), Оо (о), Пп (пэ), Рр (эр), Сс (эс), Тт (тэ), Уу (у), Фф (эф), Хх (ха), Цц (цэ), Чч (че), Шш (ша), Щщ (ща), ъ (твердый знак), Ыы (ы), ь (мягкий знак), Ээ (э), Юю (ю), Яя (я).

13. Буква -ь- (мягкий знак) не обозначает звука. мягкий знак показывает, что согласный звук перед ним произносится мягко: уголь — уго. Мягкость согласных звуков также обозначается на письме буквами е, ё, и, ю, я, ь (мягким знаком), но только в том случае, если стоят после них: ев.

14. Буквы е, ё, ю, я в начале слова или после гласного звука обозначают два звука: е — , ё — , ю — , я — .

15. Мы пишем буквосочетания жи и ши с буквой — и. Это нужно запомнить.

16. Мы пишем буквосочетания ча и ща с буквой — а, чу и щу с буквой -у. Это также нужно запомнить.

Чередование гласных в корне

Большинство изучающих русский язык в школе привыкли к морфемному принципу русской орфографии, который предполагает единообразное написание всех значащих частей слова — морфем (приставок, корней, суффиксов и окончаний), несмотря на различие в их произношении. Однако в рассказе Артура Гиваргизова «Репетиция» есть два однокоренных слова, написание которых нарушает морфемный принцип: в одном слове в корне пишется буква а, в другом в том же корне — буква о. Получается, что один и тот же корень записывается по-разному.

Это глаголы кланяться и поклониться. В клaняться ударение падает на корень, и мы пишем а. В поклони΄ться корень безударный, но мы легко вспомним слова поклoн и поклoнник, где под ударением слышится . Это называется чередованием гласных в корне.

Корней с чередованием гласных в русском языке не так много. Их можно разделить на четыре группы — в зависимости от того, что влияет на выбор гласной буквы, обозначающей безударный звук:

  • гласная буква постоянна (её нужно запомнить);
  • согласные, следующие за гласной;
  • наличие суффикса а, следующего непосредственно за корнем;
  • значение.

Упражнение. Перед вами группы однокоренных слов, содержащих корни с чередованием. Однако в каждой группе есть лишнее слово — не однокоренное с остальными. Назовите эти лишние слова.

  1. Загореться, загар, возгорание, гора, прогореть, пригарь.
  2. Зарево, зорька, зарница, озорничать, зоренька, заря.
  3. Вскочит, вскачь, раскачка, заскочить, подскок, соскакивать.
  4. Сесть, приседания, непоседа, засиживался, седовласый, насиделся.
  5. Собираться, выберусь, заберётся, отбирать, проберусь, пробирка.

Еще по теме «Орфография русского языка»:

Посоветуйте сборник правил по русскому для нач

Есть просто правила русского языка. Что по мне, лучше Дитмара Эльяшевича ничего не Обучение детей русскому языку. Заграничная 7я. Жизнь русских за границей: эмиграция…

Правила русского языка надо.

Правила русского языка надо.. Обсуждение вопросов о жизни женщины в семье, на работе, отношения с Правила русского языка надо. Когда по раздельно, а когда через дефис.

Грамота.ру

Русский язык. www. gramota. ru Справа — активное окно, где можно ввести слово, и узнать значение и правильность написания 24.01.2004 20:58:54, гостья. про русского языка вопрос.

Где найти словарь отчеств?

Есть такой сайт — посвященый орфографии русского языка, не помню названия, Может кто-то подскажет? Там вполне можно спросить, все грамотно объяснят.

Истоки грамматики как науки

Система понятий и категорий современной грамматики, вплоть до терминологии (название частей речи, падежей и т. д.), восходит к античной языковедческой традиции (греки — Аристотель, стоики, александрийская школа; римляне — Варрон (116-27 до н. э.).
Современные методы грамматики берут своё начало в индийской языковедческой традиции (в трудах Панини середины 1-го тысячелетия до н. э.).
В Средние века — одно из семи свободных искусств. Будучи одновременно описательной и нормативной, она включает изучение текстов классиков и определённое представление о языке; язык, отождествляемый с латынью, предстает как потенциально вечная форма, напрямую связанная с механизмами мысли. До конца XII века при обучении пользовались позднелатинскими учебниками Доната и Присциана, и лишь затем появляются первые оригинальные грамматики (Doctrinales Александра из Вильдье и Grecismus Эберхарда Бетюнского).

Европейские филологи Возрождения и эпохи Просвещения перенесли в грамматики новых языков понятия и категории латинской грамматики (напр., в первых церковно-славянских грамматиках — 1591, 1596).
В XVII—XVIII вв. значительно возрастает интерес к логико-философским основам теории грамматики (проблема «универсальной» или «всеобщей» грамматики).
Развитие типологических исследований и создание первых морфологических классификаций языков мира (начало XIX в.) дали толчок к созданию дифференцированных понятийных систем для описания языков разного строя; систематическая работа в этом направлении была начата Х. Штейнталем и продолжена младограмматиками.
В описательные грамматики конкретных языков идея «эмансипации» грамматики новых языков от латинско-греческой грамматической традиции проникла по существу только в начале XX в. В частности, в русской грамматике была использована система грамматических понятий, разработанная Ф. Ф. Фортунатовым.
Основные линии развития грамматики в XX в

касались не столько методики описания конкретных языков (хотя и этой стороне уделялось достаточное внимание, например, в рамках дескриптивной лингвистики), сколько проблемам теории грамматики.

Правописание сложных слов

Сложные слова — это слова, которые образованы с помощью соединения в одном слове двух основ.

Правописание сложных слов с соединительными гласными О и Е

Корни в сложных словах соединяются при помощи соединительной гласной о, если первая основа заканчивается на твердый согласный.

Корни в сложных словах соединяются при помощи соединительной гласной е, если первая основа заканчивается на мягкий согласный, шипящие и ц.

Слитное и дефисное написание сложных существительных

Через дефис пишутся —
– названия сторон света: северо-восток, юго-запад;
– названия сложных механизмов и единиц измерения: дизель-мотор, койко-место. Исключение — трудодень;
– названия некоторых растений: Иван-чай;
– с начальными иноязычными элементами вице-, лейб-, штаб-, экс-.
– образованные из двух слов одной тематической группы (слова-синонимы, антонимы, уточняющие друг друга): горе-злосчастье (синонимы), плащ-палатка (плащ и он же — палатка).

Слитно пишутся сложные слова —
с глаголом на и в первой части: сорвиголова. Исключение — перекати-поле;
с числительным в форме родительного падежа в первой части слова: пятикратный. Но: сороконожка (потому что не в прямом значении счёта). Исключения: 90 (девяностокилограммовый), 100 (стометровка), 1000 (тысячелетний);
названия жителя города: алмаатинец;
сложносокращённые: вещмешок.

Слитное и дефисное написание прилагательных

Через дефис пишутся прилагательные:
образованные от сочинительных словосочетаний: русско-английский словарь (словарь с русскими и английскими словами);
выражающие качество с дополнительным оттенком: светло-зеленый;
образованные от пишущихся через дефис существительных: нью-йоркский;
Остальные сложные прилагательные пишутся слитно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector