План самообразования

Общая картина работы педагога по самообразованию

Тему самообразования я уже неоднократно затрагивала на страницах блога, но вот о плане вроде не говорила еще. Как ни крути, но в начале каждого учебного года все воспитатели должны выбрать и утвердить этот самый план. Тему выбираем в соответствии с планом работы ДОУ, а также с индивидуальным планом работы на год.

То есть, если у вас тема развитие мелкой моторики посредством пальчикового театра, то весь год по плану вы должны обязательно реализовывать свою тему с детками. Вот мы весь учебный период фиксируем этапы самообразования в специальную тетрадь, где отмечаем все, что было сделано именно по теме.

Что включает в себя работа по самообразованию:

  • Изучение тематической литературы (скрупулезно записываем всех авторов и названия их работ);
  • Посещение семинаров, участие в вебинарах, курсах, лекциях и т.п.;
  • Проведение открытых занятий для коллег, выступление с докладами, рефератами, консультирование по теме самообразования родителей и коллег;
  • Практическая деятельность с детками: занятия, кружки, диагностика, праздники, утренники и т.п.

К концу учебного года обязательно пишем отчет по самообразованию и выступаем с ним на педагогическом совете. Аттестация тоже не пройдет гладко без качественно составленных материалов по проделанной работе. Если подойти к вопросу не как к обязаловке, а как к возможности углубить свои знания и приобрести новые навыки, то процесс самостоятельной подготовки вас захватит. Глядишь, и на авторскую методичку хватит материала!

Ведь для современного педагога стремление к самосовершенствованию должно быть естественным. Мы не имеем права быть закостенелыми, старозаветными, что ли. Наши детки постоянно ставят нас в тупик, поэтому поиск новых форм обучения и развития современных дошкольников – наша первейшая задача. А для этого нужно учиться, учиться…

Тем более что в современном мире информация теряет свою актуальность через 5 лет. Это так статистика утверждает. Итого, знания, которые нам вложили в голову в училище или институте, устарели…

Чтобы не вам искать долго тематические материалы, этот труд взяла на себя я.

С чего начать самообразование

Знаний вокруг слишком много. Мы пытаемся запомнить множество пустых сведений, переживаем, что чего-то еще не охватили. Но если знания не нужны и вы к ним редко обращаетесь, они быстро забываются.

Выпишите все варианты и оцените каждый по 10-балльной системе. Всё ниже 9 баллов не стоит внимания.

Во-вторых, используйте строгие и явные критерии. Для нового занятия выберите три оптимальных критерия, значимых для вашей жизни: например, оно должно поднимать вашу самооценку, доставлять удовольствие и приносить деньги. Чем больше критериев захватывает новая практика, тем ценнее она для вас.

Оцените практику

Выбрав занятие, выясните, чего можете в нем добиться. Узнайте, насколько развита сама практика: есть ли у нее четкие критерии успеха и провала, работают ли в ней эксперты и разрабатывают ли они собственные техники обучения? Если практика закрепилась в обществе, то вы будете ясно видеть, куда движетесь. Если четкости нет, то развиваться будет гораздо сложнее.

Поставьте конкретную цель

Нельзя просто «учиться бегать» или «говорить по-английски». Лучше превратить свое самообразование в проект с конкретными задачами, чтобы было понятно, когда вы достигните цели. Представьте, чего хотите достичь и чего реально можете добиться в заданные сроки. Не пытайтесь «хорошо разобраться грамматике», а выберите 10 самых важных тем, найдите для них как можно больше упражнений и составьте для себя финальный тест. Определите сроки: 3 месяца. Дедлайн должен быть четким.

Выстройте кругозор

Лучшее решение для саморазвития — выстроить кругозор вокруг проекта. Если учите английскую грамматику, читайте комиксы, слушайте подкасты об истории языка, сходите на лекцию по лингвистике. Если нужно подготовиться к полумарафону, смотрите документалки про известных бегунов, читайте спортивные журналы, узнайте национальный и мировой рекорд для дистанции. Кругозор поможет проекту и наметит пути к новым темам.

Но если полностью подчинить кругозор проекту, то получится не кругозор, а специализация. Поэтому лучше освободить немного времени от любого рода планов, пусть это будет открытое пространство для мимолетных интересов: случайных книг, видеоигр, лекций и чего угодно, кроме бега и грамматики.

Защита мотивации: как не сорваться

Составьте расписание

Худший способ поддерживать мотивацию — работать на вдохновении. Оно непостоянно и неуправляемо. У книги Мейсона Карри «Режим гения» ужасное название, но замечательная идея: самые разные писатели, музыканты и архитекторы верили в великую силу расписания. Бегайте хотя бы по пятнадцать минут, но каждый день, и через год будете на совершенно другом уровне.

Есть много хитростей для правильного графика. Желательно работать в одно и то же время дня: тогда расписание войдет в привычку.

Планируйте окончание и награду

Обязательства, которые вы берете перед собой, давят, и их нужно уравновешивать безответственным отдыхом. Всегда обозначайте, когда именно — до минуты — вы закончите. Бихевиористы отчасти правы: мы все лабораторные мыши в поисках позитивного подкрепления. Когда заканчиваете занятие, наградите себя чашкой кофе, прогулкой или интересной книжкой. Награда должна приносить простое удовольствие. Нельзя награждать себя чем-то полезным и ответственным: я час учил английский, а теперь награжу себя интервальной пробежкой — сорветесь через пару дней. Отдых должен расслаблять.

Даже если пропускаете — не бросайте

Перфекционизм уничтожает хорошие привычки. Самое страшное при самообучении — бросить всё, потому что пропустил один раз. Гораздо полезнее принимать себя со всеми своими пропусками. Лучше выполнить 30 % поставленных задач, чем не сделать ничего.

Не ведите долговую книгу провалов. Не пытайтесь компенсировать пропущенную тренировку в четверг двумя-тремя тренировками в выходные. Чем больше обязательств, тем сложнее их выполнить. Продолжайте делать то, что можете. И всегда помните о минимальных целях.

Подготовьтесь к препятствиям

Большинство препятствий, которые расстраивают расписание, можно легко предвидеть. Если у вас пробежки три раза в неделю и предстоит загородная поездка, заранее продумайте тренировку в новых условиях. Если у вас экзамен по микроэкономике, уменьшите время на английскую грамматику до 10 минут в день.

Ищите баланс когнитивной нагрузки

Следите за собственной когнитивной нагрузкой. С одной стороны, должно быть достаточно тяжело, чтобы не застрять на одном уровне. С другой — перегрузка снижает мотивацию и может сорвать весь процесс. Найдите свой баланс, подходящий вашему расписанию и среде обучения.

Ваши цели — вне зоны комфорта

Раз за разом повторяя неправильные глаголы, вы привыкаете, вам становится всё спокойнее и приятнее, и выходить из зоны комфорта не хочется. Но если не преодолеть границы комфорта, развитие навыка может остановиться.

В то же время нельзя одним сверхусилием через них перескакивать. Двигаться нужно постепенно. Попробуйте неправильные глаголы в разных условных предложениях, потом постепенно переходите к условным конструкциям смешанного типа. Ставьте маленькие цели за границами комфортной зоны.

Новые технологии

Прорабатывая тему самообразования, преподаватель формирует новые технологии, внедряет их впоследствии на практике. Среди них могут быть такие приемы, как:

  • Проектирование. При этом способе обучения учащийся непосредственным образом включается в познавательный процесс. Ребенок начинает самостоятельно формулировать проблему, собирает необходимые сведения, прорабатывает варианты решения, делает выводы, выполняет самоанализ.
  • Компьютерные технологии. Они представляют собой комплекс методов, способов, приемов формирования педагогических условий на базе ПК, телекоммуникационных средств связи и интерактивного ПО. Компьютерные технологии моделируют часть функций преподавателя по предоставлению, сбору, передаче сведений, организации управления и контроля деятельности детей.

Основные направления

Они определяются, исходя из самой специфики деятельности преподавателя. Для достижения поставленных целей педагогу необходимо владеть психологическими знаниями, обладать высоким уровнем культуры, эрудицией. Выбранная им тема самообразования должна дополнять и развивать эти умения. Среди основных направлений, в которых следует совершенствоваться в первую очередь, можно отметить следующие:

  1. Психолого-педагогическое. Оно ориентировано на родителей и детей.
  2. Методическое. Оно включает в себя передовые технологии, приемы, методы и формы.
  3. Психологическое. Оно предполагает развитие лидерских качеств, коммуникативных навыков.
  4. Правовое.
  5. Информационные компьютерные технологии.
  6. Эстетическое.
  7. Охрана здоровья.

Актуальность самообразования

Повышать свой уровень информированности это необходимость для человека любой профессии.

К сведению! Для педагога или воспитателя это тем более необходимо потому, что его задача — научить детей жизни в обществе, умению адаптироваться в нём в условиях стремительных изменений, которые произошли и происходят последние несколько десятилетий.

И это возможно выполнять с успехом, если младший педагог или уже профессионал имеет представление об этих изменениях.

Начальный уровень воспитателя требует самообразования

Формы самообразования

Самообразование воспитателя дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) может реализовываться в следующих формах:

  • Изучение последних нормативных документов, связанных с различными точками зрения на дошкольное воспитание.
  • Изучение методических пособий и проектов по своей специализации, чтение специализированных журналов по вопросам дошкольного образования.
  • Знакомство с передовым опытом других ДОУ, изучение новейших программ в области воспитания детей, освоение инновационных педагогических программ.
  • Личностное самосовершенствование.

Если рассматривать самообразование в более широком аспекте, то возможны также следующие формы:

  • Педагогический совет — коллективное обсуждение актуальных вопросов воспитания детей. Они могут проходить как по определённым темам, так и по общим вопросам.
  • Обучающий семинар — повышение теоретического уровня воспитателя. В рамках семинара педагогам необходимо выполнять конкретные задания для закрепления полученных знаний.
  • Курсы повышения квалификации, по окончании которых воспитателю необходимо выполнить итоговое зачётное задание для получения сертификата или диплома.
  • Открытые занятия, которые можно посещать самому, перенимая опыт коллег, и проводить их, демонстрируя свои знания, опыт, теоретическую подготовку. В последнем случае, анализируя открытое занятие, воспитатель подмечает сам или с помощью коллег слабые места своих методов работы.
  • Педагогический тренинг, проводимый опытными воспитателями, на котором появляется возможность развивать собственные навыки.

Перспективный воспитатель всегда развивается

Самообразование воспитателя ДОУ в любой форме преследует следующие цели:

  • Получение дополнительных знаний общепедагогического или психологического характера для улучшения собственных методов обучения и воспитания.
  • Углубление имеющихся знаний по применяемым методикам.
  • Овладение последними достижениями в педагогике, передовым опытом в области дошкольного воспитания.
  • Повышение собственного низкого или среднего уровня развития до высшего (английский язык, география, обществознание, пальчиковая гимнастика).

К сведению! В процессе самообразования воспитатель обязательно должен чётко понимать конкретные цели, которых он желает достичь. Без этого эффективность данного процесса будет минимальной, так как будут отсутствовать критерии оценки результатов.

Выбор темы

Тему для самообразования воспитатель выбирает сам. Для облегчения выбора существует два критерия:

  • Требование к изучению темы извне, которое формулируется в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС).
  • Слабые места в работе самого воспитателя — недостаток опыта или знаний в некоторых вопросах воспитания.

Классное самообразование получается по ФГОС

Согласно этим критериям, прежде чем выбирать тему, следует ознакомиться с нормативами ФГОС и проанализировать свою работу.

К сведению! Если воспитателю самому сложно сформулировать тему для саморазвития, то он может выбрать её направление, в котором желает развиваться, а идеи для темы можно почерпнуть в ФГОС или учебных программах.

Методические мероприятия

Они должны быть направлены на достижение главной цели – стимулирование преподавателей в профессиональном росте. Несколько специалистов могут объединяться для работы над темой, которая близка по содержанию к задаче года. Если учреждение проводит подготовку к экспериментальной либо инновационной деятельности, вопросы по самостоятельному приобретению знаний должны включаться в программу. Ключевая роль в этой работе принадлежит руководителю. Он должен сформировать комплекс условий, в которых будет происходить профессиональное развитие каждого преподавателя. Главным является мотивационный принцип постепенного включения в деятельность и приучение коллектива к постоянному совершенствованию.

Возможные варианты

Как правило, преподавателям в начале года предлагают на выбор темы самообразования по ФГОС. Перечень может быть следующим:

  1. Формирование и развитие экологической культуры ребенка.
  2. Основные методы и формы воспитания, обеспечивающие становление духовных ценностей у старших детей.
  3. Формирование и развитие творческой личности.
  4. Работа классного руководителя по соцзащите ребенка.
  5. Воспитательный потенциал СМИ и средств коммуникации.
  6. Технология моделирования ситуации успеха для школьников во внеурочное время.
  7. Организация творческой коллективной деятельности в классе.
  8. Технология проведения индивидуальной работы с детьми.
  9. Самоуправление в классе.
  10. Подготовка детей к жизни в условиях рынка (может использоваться как тема самообразования учителя математики, например).
  11. Формы физического развития детей во внеурочное время (это может стать предметом изучения для преподавателя физкультуры).
  12. Подготовка детей к семейной жизни (подойдет для педагога-психолога).

Тема самообразования по ФГОС

С определением темы, помимо упомянутых критериев, воспитателю может помочь методист или руководитель непосредственно по месту работы, так как он хорошо знает слабые места своего учреждения, на которые следует обратить внимание в первую очередь. Также на выбор темы для самообразования для воспитателя в ДОУ по ФГОС влияют следующие факторы:

Также на выбор темы для самообразования для воспитателя в ДОУ по ФГОС влияют следующие факторы:

Текущий поток информации — подготовка к занятиям, различным мероприятиям, ранним приветствиям мальчиков и девочек в саду, родительским собраниям или публичным выступлениям внутри своего коллектива требует постоянного поиска новых знаний.
Собственная тяга к творчеству — думающему и любящему своё дело человеку довольно трудно годами работать по одним и тем же инструкциям, методикам, планам. Поиск новых решений старых вопросов — это естественное стремление человека.
Развитие современного общества также подталкивает учителя к собственному развитию, чтобы быть компетентным в своей профессии.
Конкуренция — вечный двигатель процесса развития. Чтобы быть конкурентоспособным, нужно стремиться соответствовать актуальным требованиям современного общества, нарабатывать репутацию, которая связана со следующим фактором.
Материальная заинтересованность — повышение собственной педагогической квалификации ведёт к улучшению материального благосостояния.
Общественная оценка — каждый человек желает достичь высот в выбранной сфере деятельности, чтобы его воспринимали профессионалом

Особенно это важно для воспитателей, потому что любой родитель желает лучшего для своего ребёнка.
Личное стремление к получению новых знаний.
Опыт работы воспитателя.

Планирование тем производится по ФГОС

Список тем по самообразованию:

  • Игровые формы для ведения образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС.
  • Моделирование коммуникативных процессов между детьми посредством игр.
  • Применение технологий, сберегающих здоровье, в группе детей старшего возраста.
  • Преподавание элементарных знаний математики у детей старшего возраста через развивающие игры.
  • Формирование привычки у дошкольников к физической активности посредством активного времяпровождения в детском саду.

Темы для подготовительной группы

  • Фольклорные мотивы в подвижных играх детей, их значение в физическом и нравственном воспитании детей подготовительной группы.
  • Развитие коммуникативных навыков у детей подготовительной группы через общение с природой.
  • Прививание дошкольникам интереса к научно-исследовательской деятельности посредством экспериментирования в специальных классах.
  • Развитие творческих способностей у детей подготовительной группы посредством создания театрального кружка.
  • Приучение детей подготовительной группы к бережному отношению к окружающей среде посредством дидактических игр.

Список вопросов

Перечень значимых проблем в целом можно адаптировать под каждый предмет. Например, тема самообразования учителя русского языка и литературы может предполагать следующие вопросы:

  1. Наличие инноваций – овладение новыми технологиями, введение стандартов.
  2. Работа над созданием творческой обстановки в классе, здорового нравственного и психологического климата.
  3. Распространение опыта на региональном/муниципальном уровне.
  4. Оценка, самоанализ собственной творческой работы.
  5. Систематическое и планомерное совершенствование методов преподавания во всех классах.
  6. Умение оказывать практическое содействие коллегам при овладении ими инновациями.
  7. В каждом конкретном классе провести анализ способностей и потребностей детей, учесть возрастные особенности, усилить заинтересованность в предмете.

Интернет-магазин «УчМаг» – скорая методическая помощь

Детский сад – это платформа для подготовки детей к сложной жизни в школьный период, когда формируется жизненная позиция и личность гражданина. Хочу заметить, что, несмотря на мой иногда шутливый тот и не совсем научный язык изложения в статьях, я как педагог вполне осознаю ту ответственность, которая лежит на мне. Что я дам сегодня каждому воспитаннику, с тем он пойдет в первый класс.

Благодарить будут меня учителя начальной школы или ругать, зависит от моей компетентности и заинтересованности в эффективности приложенных усилий. Поэтому прошу молодых коллег не рассматривать планирование работы, в том числе самообразование как никому ненужную трату времени, отписки для начальства. Мы работаем не от себя, не как частная лавочка, а как представители государственной системы образования.

Пусть она далеко не совершенна, но другой нет. В связи с вышесказанным, предлагаю серьезно относиться к разработке индивидуального плана работы и постараться, чтобы он отражал наше стремление дать детям солидный багаж для сложного путешествия из детства в отрочество. Эх, как я закрутила?

Итак, не буду голословной моралисткой, а помогу молодым коллегам практическим советом: купите в «УчМаге» пособие «Рабочая программа воспитателя: ежедневное планирование по программе «От рождения до школы» (под ред. Вераксы Н.Е. и др.). К ней прилагается ежедневное планирование. Есть отдельно рабочая программа средняя группа (4-5 лет), старшая группа (5-6 лет) и подготовительная группа (6-7 лет).

ФГОС весьма строг по вопросам планирования деятельности, но именно эта программа полностью одобрена и рекомендована всеми, кому не лень в нашей системе образования. Кстати, здесь есть и готовый примерный план самообразования.

Также рекомендую вам принять участие в офлайн-вебинаре «Планирование методической работы по программе «Радуга», что тоже весьма благоприятно скажется на вашем кругозоре как педагога.

Рекомендованная литература

Повысить профессиональное мастерство по перечисленным темам самообразования помогут следующие источники (список примерный, может быть изменен и дополнен педагогом, работающим над выбранной темой):

  • Арушанова А.Г. Речь и речевое общение. – М.: Мозаика-Синтез, 2004.
  • Гарнышева Т.П. ОБЖ для дошкольников. – СПб: Детство-Пресс, 2016.
  • Дмитриенко З.С. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры. – СПб: Детство-Пресс, 2016.
  • Затулина Г.Я. Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте. – М.: Центр педагогического образования, 2014.
  • Зеленова И.Н., Осипова Л.Е. Мы живем в России. – М.: Скрипторий, 2010.
  • Ермолаев С.Д. Специальное и инклюзивное образование в современном детском саду. – Спб: Детство-Пресс, 2015.
  • Ковалева Г.А. Воспитание маленького гражданина. – М.: АРКТИ, 2004.
  • Михайлова-Свирская Л.В. Математика в детском саду. – М.: Национальное образование, 2015.
  • Николаева Е.И. и др. Здоровьесбережение и здоровьеформирование в условиях детского сада. – М. СПб: Детство-Пресс, 2015.
  • Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах /Под ред. М.Е. Верховкиной. – СПб: КАРО, 2014.
  • Савенков А.И. Маленький исследователь. – Ярославль: Академия развития, 2002.
  • Фатюшина Н.Э. Укрепление здоровья ребенка в детском саду. – Спб, КАРО, 2014.
  • Цой-Гергерт В. Рисуем природу. – Спб: Питер, 2016.
  • Шайдт А. Почему? Философия с детьми. – М.: Национальное образование, 2016.

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector