Пацифизм

Пацифист – это хорошо или плохо?

Четкого ответа нет, каждый реагирует на это направление согласно своим жизненным устоям и взглядам на ситуацию в мире. Разобравшись, пацифист – кто это, люди могут отнести себя к их приверженцам или противникам. Первые считают направление благим путем, подобным тому, что предлагает религия – покорность и смирение. У вторых, являющихся противником течения, есть целый перечень аргументов против пацифизма:

  1. Политические . Постулаты движения несовместимы с национальной политикой. Страна должна всеми средствами защищать безопасность своих граждан, значит в любом случае не обойтись без ответа на любую агрессию.
  2. Логические . Сюда можно отнести неидеальность мира, поэтому в некоторых случаях восстановить равновесие можно только военными действиями, что противоречит идеологии пацифизма.
  3. Биологические . Человеку от природы присуща некоторая агрессия, что заставляет быть защитником и испытывать обиду в случае несправедливых действий, поэтому пацифизм в какой-то степени противоречит человеческой природе.

Пацифист

Пацифист-а, м. Сторонник пацифизма. II ж. пацифистка, -и. II прил. пацифистский, -ая,-ое.Пацифист`Толковый словарь Ушакова`

и (реже) пасифист, пацифиста, м. (полит.). Сторонник пацифизма, человек пацифистских взглядов.

Пацифист`Толковый словарь Кузнецова`

пацифист ПАЦИФИ́СТ -а; м. Сторонник пацифизма. Конференция пацифистов. Выступления пацифистов.◁ Пацифи́стка, -и; мн. род. -ток, дат. -ткам; ж. Женщина-пацифистка. Пацифистки мира.Большой толковый словарь русского языка. – 1-е изд-е: СПб.: Норинт С. А. Кузнецов. 1998

пацифист

пацифи́ст,

пацифи́сты,

пацифи́ста,

пацифи́стов,

пацифи́сту,

пацифи́стам,

пацифи́ста,

пацифи́стов,

пацифи́стом,

пацифи́стами,

пацифи́сте,

пацифи́стах

Пацифист`Толковый словарь Ефремовой`

м. 1) Приверженец пацифизма. 2) Представитель пацифизма.

пацифист`Русский орфографический словарь`пацифист

пациф’ист, -а

Русский орфографический словарь. / Российская академия наук. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. — М.: “Азбуковник”. В. В. Лопатин (ответственный редактор), Б. З. Букчина, Н. А. Еськова и др.. 1999.

Пацифист`Исторический словарь галлицизмов русского языка`пацифистПАЦИФИСТ а, м. pacifiste m. Сторонник пацифизма. БАС-1. Быть “между молотом и наковальнею”, стоять между властью и народом. чтобы примирять их, умеряя притязания обеих сторон – такова миссия внутреннего пасифиста. Соврем. 1911 9 172.

Пацифизм подразумевает борьбу и, как всякая борьба, в час опасности требует самопожертвования, героизма. Цвейг….ПАЦИФИСТ`Словарь кроссвордиста`1. Человек, осуждающий войну.2. Безоружный борец за мир.3. Противник всякой войны.Пацифист`Малый академический словарь`пацифист Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР Евгеньева А. П.

1957—1984Пацифист`Русское словесное ударение`пацифистпацифи́ст

Русское словесное ударение. — М.: ЭНАС. М.В. Зарва. 2001.

Пацифист`Словарь синонимов`пацифист Словарь русских синонимов

История пацифизма.

История пацифизма тесно связана с господством христианской системы ценностей. Основные идеи пацифизма уходят корнями к Нагорной проповеди Иисуса Христа. Однако в то время также развивалась концепция «Римского мира»: мира, поддерживаемого римскими легионами на покоренных территориях. Такая концепция олицетворяла пацифизм процветающей имперской державы, в котором жестко централизованные административная и правовая системы «держат в узде» регионы, народившиеся прежде в хроническом состоянии войны.

После обращения в христианство императора Константина (311 г. н. э.) доктрина bellum iustum или «справедливой войны» была принята на вооружение идеологией христианства, отодвинув пацифизм на задний план церковной мысли и практики. Доктрина справедливой войны как оправдание войны достигла кульминации в период средневековых крестовых походов. После открытия Америки и начала испанской колонизации концепция справедливой войны была возрождена как противовес монархическому волюнтаризму. Теоретики естественного права 17-го века, в частности Гуго Гроций, также внесли свой вклад в развитие данной доктрины.

Теории естественного права способствовали развитию позитивного права народов, базирующегося на обычаях и договорах. Право народов вытекало из принципа суверенитета. Суверенитет же подразумевал, что государства имеют право самостоятельно решать, можно ли войну, которую они развязали или хотели развязать, считать «справедливой войной». Постепенно было признанно, что решение о войне или мире является прерогативой суверенитета. Таким образом, сформировалось ius ad bellum или право войны.

Движение за мир начало усиливаться со второй половины девятнадцатого века. С целью объединения противников войны стали регулярно созываться всемирные конгрессы и конференции в защиту мира. На первом Всеобщем конгрессе мира, состоявшемся в 1843 году в Лондоне, рассматривались такие вопросы, как проведение конгресса народов, использование международного арбитража как средства предупреждения международных конфликтов, пропаганда против войны и контроль за изготовлением и продажей оружия и боеприпасов.

Фото: dl.wdl.orgВсемирный конгресс мира в Стокгольме, 1910

В этот период начинает осуществляться интенсивная кодификация законов и обычаев, относящихся к вопросам войны и мира, и дополнение их принципиально новыми и весьма важными в гуманитарном отношении правилами миротворчества, предотвращения войны и защиты мира.

В 1899 году по инициативе императора России Николая I проведена первая Мирная конференции в Гааге, решением которой была учреждена Постоянная палата третейского суда – первая международная организация для мирного разрешения межгосударственных споров.

Однако пацифистское движение того времени не оказывало существенного влияния на развитие международного публичного права. Гаагские конференции и последующие ограничения на средства и методы ведения военных действий были скорее результатом рационального военного мышления государств-участников, нежели воплощением пацифистских идей. Однако тот факт, что такие договоры были политически возможны, демонстрирует некоторое влияние пацифизма на развитие международного права того времени. Выдающиеся пацифисты, такие как немецкий юрист Вальтер Шеккинг, даже считали Гаагские конференции первым шагом на пути к Всемирной конфедерации. Такая конфедерация должна положить конец существованию национальных государств, которые, с их точки зрения, являлись основной причиной всех войн.

История

Христианский пацифизм

Основная статья: Христианский пацифизм

Пацифисты встречались среди первых христиан. Хотя в Новом Завете прямо не осуждается воинское служение, что видно на примере благочестивого сотника, воинов, приходивших креститься к Иоанну Предтече, сотника Корнилия и других, часть христиан могла избегать военной службы по причине нравственной распущенности, царившей в римской армии, а также из-за нежелания участвовать в языческих ритуалах, сопровождавших военную жизнь. При этом некоторые раннехристианские писатели придерживались пацифистской позиции. Так Иустин Мученик писал: «И мы, которые прежде один другого убивали, не только не враждуем с врагами, но, чтобы не солгать и не обмануть делающих допросы, с радостью исповедуем Христа и умираем». Наиболее ярким выражением пацифизма является трактат Тертуллиана «О венце воина», написанный им по переходе в секту монтанистов. При этом пацифизм не являлся преобладающим направлением в жизни раннехристианской церкви. Примечательно, что нет ни одного известного источника какой-либо христианской церкви об отлучении или епитимье, наложенной на конкретного члена церкви за то, что он был воином. С течением времени всё больше христиан избирало воинское служение. При Марке Аврелии они уже вошли в состав одного из великих легионов Римской армии, XII Молниеносного легиона, при Диоклетиане состояли в личной охране императора. После обретения христианами государственной власти при Константине Великом пацифизм почти исчез из сферы церковной мысли и практики.

Однако пацифизм не умер с принятием большинством христиан идеи оправданности «справедливого» насилия. На рубеже первого и второго тысячелетий нашей эры в монастыре Клюни во Франции началось движение за утверждение «Божьего мира». От крестьян до короля все давали клятву не развязывать военных действий первыми, избегать любого рода насилия над безоружными.

Последовательно пацифизм отстаивали критики официальной церкви — катары, вальденсы, францисканцы-терциарии, а также гуситы — сторонник Петра Хельчицкого. Против войн выступал и известный христианский гуманист Эразм Роттердамский.

Реформация привела к кровопролитным религиозным войнам. Против них выступило мирное крыло анабаптистов, которые отвергали участие христианина не только в войне, но и в политике. Также последовательными пацифистами были квакеры, возникшие в середине XVII века. Благодаря Александру Маку, организовавшему в 1708 году Братскую церковь, пацифизм стал неотъемлемой частью пиетизма.

Первые пацифистские организации на Западе возникли в Великобритании и США после наполеоновских войн. К концу 1880-х — началу 1890-х годов движение получило широкое распространение. Международные конгрессы пацифистов неоднократно выступали с предложениями запретить войны, осуществить всеобщее разоружение, а споры, возникающие между государствами, разрешать в международных третейских судах. Распространение пацифизма в России во многом связано с деятельностью Льва Толстого (смотри также статью Толстовство).

Пацифизм в СССР

Красноармейцы, отказавшиеся по религиозным убеждениям стрелять по мишеням. Исходя из контекста — евангельские христиане или баптисты

Официальный курс СССР на мир и разоружение был основан на готовности граждан СССР к выполнению долга по защите Родины, в связи с чем те пацифисты и их движения, которые выражали негативное отношение к армии и военной службе вообще, подвергались преследованиям как антисоветские элементы. Прежде всего, это были представители диссидентского движения, (например Андрей Дмитриевич Сахаров), а также представители молодёжных субкультур, в частности хиппи. И хотя в уголовном кодексе РСФСР не было статьи за пропаганду или призыв к пацифизму, пацифистов сажали по другим подходящим статьям: «тунеядство», «уклонение от призыва на срочную службу в вооруженные силы», «злостное хулиганство», «антисоветская агитация и пропаганда», «клевета на государственный и общественный строй».

См. также Группа за установление доверия между СССР и США

Современность

Деятельность пацифистов привела к тому, что в законодательстве многих стран, где имеется воинская обязанность, была предусмотрена возможность её замены альтернативной гражданской службой.

Пацифисты используют различные формы протеста против войны и насилия, в том числе такие необычные, как «Die-in» (имитация смерти).

Дезертир, 1916 г. Карикатура времен Первой мировой войны. Иисуса Христа расстреливают солдаты всех воюющих стран

Значение слова пацифист

И вообще я великий воин лишь глубоко в душе, а в реале пацифист, пацифистее которого уже не перепацифистишь!

Изобретатель динамита, ученый, литератор, пацифист, чрезвычайно богатый человек, он оставил большие деньги в благотворительных целях, оговорив в завещании условия назначения премий тому, «кто в течение предыдущего года принес наибольшую пользу человечеству» в области науки: физики, химии, физиологии, медицины, в пацифистском движении, а также тому, кто создал «наиболее значительное произведение, отражающее гуманистические идеалы».

Это мое кредо, моя мечта: кто бы ни пришел к власти, коммунист или либерал, монархист или эколог, милитарист или пацифист, — все они прежде всего должны защищать национальные интересы русского народа и государства в целом.

Ни один реалист — будь он пацифист или сторонник «большого флота» — не может не знать, что мир, — а не только США или Япония, — опять занят мыслями о вооружениях и о международных конфликтах и что для США эта проблема связана с морскими силами, с возможным театром военных действий на Тихом океане.

Валерка Ветер хоть и ходил впереди, но отнюдь не был сильным, а Ромка Рукавица вообще интеллигент по природе, пацифист, да и руки ему надо было беречь, он рисовал хорошо, а про Генку Щелкунчика и говорить нечего.

Зеркальные диски он вколачивал в аппаратуру, как пацифист, вынужденный вопреки всему заряжать снарядами ненавистную пушку.

Ее отец, врач и убежденный пацифист, и мать, активистка движения в защиту прав женщин, известная своим антипорнографическим фильмом This is Not A Love Story, переехали из США в Канаду в 60-х годах в знак протеста против войны во Вьетнаме.

Пацифист — это хорошо?

a http-equiv=»Content-Type» content=»text/html;charset=UTF-8″>ss=»align-left»>Можно ли в мире, полном несправедливости и насилия, быть пацифистом? Иными словами, может быть, пацифист — это безнадежный идеалист, который не нужен современному миру?

Существует целый набор аргументов, которые высказывают противники пацифизма. Среди них выделяют:

Политические.

Подробные аргументы сводятся к тому, что пацифизм не совместим с национальной политикой. Можно сколько угодно искать мирные средства решить проблему, но страна не может не ответить на агрессию. Ее обязанность — всеми средствами защищать собственных граждан. В этом суть теории общественного договора. Граждане соглашаются подчиняться властям и соблюдать законы в обмен на безопасность. И государство не может нарушить взятые на себя обязательства по защите.

Логические.

Сторонники чистой логики приводят несколько иные аргументы. Главный из них — мир не идеален, поэтому война не всегда несправедлива. Иногда она нужна для того, чтобы восстановить нарушенный естественный порядок. Нельзя потакать агрессору. Это только распалит его самомнение и аппетиты.

Также есть аргументы о том, что неважно, какие мотивы есть у пацифистов — любовь к миру, благоговение перед ценностью человеческой жизни. Но отказ от участия в войне на стороне своей страны делает их не благородными идеалистами, а людьми, которые игнорируют моральные обязательства перед обществом

Когда в опасности твоя семья, нет месту пацифизму.

Наконец, важным аргументом является утверждение о том, что пацифизму не место, когда речь идет об абсолютном зле. Иными словами, если бы человечество не боролось с нацизмом, не было бы человечества.

Биологические.

Сторонники этого типа аргументов говорят, что человеку от природы присуща определенная доля агрессии. Она заставляет его:

  • Испытывать азарт и открывать неизведанное.
  • Быть честолюбивым и добиваться успеха в жизни.
  • Испытывать обиду за творящуюся в мире несправедливость и хотеть ее исправить.
  • Быть защитником для своих близких.

Пацифизм же призывает отказаться от любого вида агрессии, а следовательно, противоречит человеческой природе.

Вместе с тем стоит отметить, что в основе всех религий на Земле лежат запреты, которые ограничивают разрушительные человеческие инстинкты. И все попытки построить общество без религий проваливались.

Пацифизм — это не идеальная идеология, а всего лишь определенный путь, подобный тому, что предлагает религия. Как и для всех религиозных предписаний, идеологии пацифизма трудно придерживаться. Очень много в мире зла и насилия, которые хочется пресечь.

Показательным является Моление о чаше — одна из наиболее драматических историй в христианстве. Иисус знает о том, что его ждет, просит Бога дать ему другую судьбу. Но лишь приняв позицию о том, что важна не его воля, а Божья, он идет навстречу гибели и будущей славе.

В этом эпизоде Иисус максимально близок к большинству живущих на планете. Ему страшно, его человеческая натура протестует против уготованной участи. Не усмири он натуру, не смог бы стать великим учителем для людей.

В буддизме также есть легенда, показывающая, как возможен пацифизм. Однажды Будду и учеников не пустили в селение. Более того, жители кидали в них камни. Ученики поддались гневу и хотели ответить обидчикам, но Будда им запретил. На их удивленный вопрос он пояснил:

Можно много спорить о том, хорош или плох пацифизм и те, кто его исповедует. Но этой позиции много веков, она укоренена во многих религиях, и за это ее стоит уважать.

09:43

16:40

20:02

19:05

20:49

20:31

16:07

21:34

19:35

17:28

История

Христианский пацифизм

Основная статья: Христианский пацифизм

Пацифисты встречались среди первых христиан. Хотя в Новом Завете прямо не осуждается воинское служение, что видно на примере благочестивого сотника, воинов, приходивших креститься к Иоанну Предтече, сотника Корнилия и других, часть христиан могла избегать военной службы по причине нравственной распущенности, царившей в римской армии, а также из-за нежелания участвовать в языческих ритуалах, сопровождавших военную жизнь. При этом некоторые раннехристианские писатели придерживались пацифистской позиции. Так Иустин Мученик писал: «И мы, которые прежде один другого убивали, не только не враждуем с врагами, но, чтобы не солгать и не обмануть делающих допросы, с радостью исповедуем Христа и умираем». Наиболее ярким выражением пацифизма является трактат Тертуллиана «О венце воина», написанный им по переходе в секту монтанистов. При этом пацифизм не являлся преобладающим направлением в жизни раннехристианской церкви. Примечательно, что нет ни одного известного источника какой-либо христианской церкви об отлучении или епитимье, наложенной на конкретного члена церкви за то, что он был воином. С течением времени всё больше христиан избирало воинское служение. При Марке Аврелии они уже вошли в состав одного из великих легионов Римской армии, XII Молниеносного легиона, при Диоклетиане состояли в личной охране императора. После обретения христианами государственной власти при Константине Великом пацифизм почти исчез из сферы церковной мысли и практики.

Однако пацифизм не умер с принятием большинством христиан идеи оправданности «справедливого» насилия. На рубеже первого и второго тысячелетий нашей эры в монастыре Клюни во Франции началось движение за утверждение «Божьего мира». От крестьян до короля все давали клятву не развязывать военных действий первыми, избегать любого рода насилия над безоружными.

Последовательно пацифизм отстаивали критики официальной церкви — катары, вальденсы, францисканцы-терциарии, а также гуситы — сторонники Петра Хельчицкого. Против войн выступал и известный христианский гуманист Эразм Роттердамский.

Реформация привела к кровопролитным религиозным войнам. Против них выступило мирное крыло анабаптистов, которые отвергали участие христианина не только в войне, но и в политике. Также последовательными пацифистами были квакеры, возникшие в середине XVII века. Благодаря Александру Маку (англ.)русск., организовавшему в 1708 году Братскую церковь, пацифизм стал неотъемлемой частью пиетизма.

Первые пацифистские организации на Западе возникли в Великобритании и США после наполеоновских войн. К концу 1880-х — началу 1890-х годов движение получило широкое распространение. Международные конгрессы пацифистов неоднократно выступали с предложениями запретить войны, осуществить всеобщее разоружение, а споры, возникающие между государствами, разрешать в международных третейских судах. Распространение пацифизма в России во многом связано с деятельностью Льва Толстого (см. также статью Толстовство).

Пацифизм в СССР

Красноармейцы, отказавшиеся по религиозным убеждениям стрелять по мишеням. Исходя из контекста — евангельские христиане или баптисты

Официальный курс СССР на мир и разоружение был основан на готовности граждан СССР к выполнению долга по защите Родины, в связи с чем граждане, которые выражали негативное отношение к армии и военной службе вообще, подвергались преследованиям как антисоциальные и антисоветские элементы. С 1960-х годов это были, прежде всего, представители молодёжных субкультур, в частности хиппи. И хотя в уголовных кодексах РСФСР и других союзных республик не было статей о пропаганде пацифизма, пацифистов сажали по другим подходящим статьям: «тунеядство», «уклонение от призыва на срочную службу в вооружённые силы», «злостное хулиганство», «антисоветская агитация и пропаганда», «клевета на государственный и общественный строй».

См. также Группа за установление доверия между СССР и США, Свободная инициатива.

Современность

Деятельность пацифистов привела к тому, что в законодательстве многих стран, где существует воинская обязанность, была предусмотрена возможность её замены альтернативной гражданской службой.

Пацифисты используют различные формы протеста против войны и насилия, в том числе такие необычные, как «Die-in» (имитация смерти).

Дезертир, 1916 г. Карикатура времён Первой мировой войны. Иисуса Христа расстреливают солдаты всех воюющих стран

Критика

Пацифизм подвергается критике с разных сторон.

Роберт Ауман, лауреат Нобелевской премии по экономике 2005 года, объясняет: «Когда агрессор видит, что его методы работают, он продолжает им следовать и выдвигает все новые и новые требования. Если агрессор встречает решительное сопротивление, он пересматривает свой подход. Пацифизм ведет к войне, так как страна, где он становится идеологией, начинает играть по правилам агрессора».

Протестантский теолог и философ Райнхольд Нибур писал, что «примитивное христианское морализирование бессмысленно и ведет к путанице», что «нельзя считать, будто мы можем действовать в истории, лишь будучи невиновными», что «зло тирании иногда можно устранить только путём войны, а сентиментальные иллюзии ведут к капитуляции перед тиранией», что «представления пацифистов о человеческой природе целиком строятся на иллюзиях, что христиане должны защищать твердыни цивилизации», и что «пацифизм не понимает трагизма истории».

История пацифизма

Термин пацифизм появляется в документе «Код мира» (Code de la Paix, 1901 г.) французского юриста Эмиля Арно (Emile Arnaud). Он был одним из создателей Международной лиги мира и свободы (1867 г.).

Несмотря на это, идеи отрицания войны и насилия и призывы к мирному сосуществованию и любви к ближнему прослеживаются в течение многих веков и на всех континентах.

Так, упоминание пацифизма встречается ещё в Библии. На русский латинское слово «pacifici» было переведено как «миротворцы».

Идеи распространения любви можно обнаружить и у римского святого Валентина (3 век н. э.).

Римский святой Валентин (226–269)

Римский император Клавдий II набирал юношей в свои военные легионы. Вступать в брак им было запрещено. Святой Валентин же тайно их женил, противопоставляя идеи насилия и войны идеям любви и мира.

В буддизме как распространителя идей пацифизма выделяют Будду Шакьямуни (урождённый Сиддхартха Гаутама, род. 6-7 вв до н. э.). Сиддхартха основал буддизм. Он верил, что добро может создать только добро, а с помощью зла создаётся только зло.

Будда Шакьямуни

Китайский философ Мо-Цзы (470–391 до н. э.) также активно выступал против войны. Он высказывал идеи о всемирной любви. Если император любит не только своё государство и своих поданных, но и соседние государства, то это чувство любви должно предотвратить конфликты и войны.

По мнению философа, завоевательная война лишает возможности отличать справедливость от несправедливости. Она обедняет, разрушает, абсолютна невыгодна и не несёт в себе никакого смысла.

Пацифисткое мировоззрение приписывают и русскому писателю Льву Николаевичу Толстому (1828–1910). Впрочем, в творчестве Толстого присутствуют скорее идеи анархисткого пацифизма. То есть он отрицал какое бы то ни было понуждение, в том числе и военное.

Читайте подробнее про Анархию.

Пацифизм в 20 веке

Из-за мировых войн, происходивших в 20 веке, активно развивалась промышленность. В том числе производилось новое боевое оружие и военная техника.

Страны стали включаться в гонку вооружений. Так назывался период, когда государства стремились быстрее своих соперников произвести и иметь в распоряжении как можно больше оружия, чтобы обезопасить свои границы и интересы. Происходила милитаризация промышленности.

Милитаризация — это процесс, который направлен на подготовку к будущим военным действиям. Его цель — удовлетворить потребности государства во время возможного будущего участия в войне.

Пацифизм в СССР

Пацифизм в СССР проявлялся в движении хиппи и в политике ядерного разоружения после Холодной войны.

Хиппи — это контркультура, которая возникла в 60-х годах 20 века в США. Представители этого движения не принимали правила поведения, принятые в обществе, выступали против аппарата, который контролирует жизнь людей (бюрократии). Их лозунг — свобода и любовь.

Холодная война – период в истории, когда два самых сильных государства — СССР и США — имели настолько глубокие и непримиримые противоречия, что дело чуть было не дошло до вооружённого столкновения. Тем не менее открытых военных действий не было и оружие не было применено. Поэтому война и называется «холодной».

Но риск применения ядерного оружия, которое было и у СССР, и у США, был очень высок

Это противостояние показало, насколько важно применить меры по сокращению ядерного оружия и боеприпасов. Поэтому эти страны решили провести политику разоружения

В рамках разоружения были подписаны различные договоры:

  • о запрещении ядерных испытаний (СССР подписал в 1963 году);
  • о нераспространении ядерного оружия (утвержден СССР в 1969 году);
  • о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (дата подписания СССР —1987 год);
  • другие.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector