Ораторская речь как вид искусства
Содержание:
- Роды ораторской речи
- Классификация выступлений
- Речи в защиту Гнея Планция и Рабирия Постума
- Краткая биография Цицерона
- Гибель
- Три главных трактата Цицерона
- Логические законы построения выступления
- Закон удовольствия
- Специфика судебного красноречия
- Путешествие Цицерона в Грецию и его речи против Гая Верреса
- Закон гармонизирующего диалога
- Смерть
- Литературное наследие и значение Цицерона
- Выразительность речи
- Строфика и композиция произведения
- Ораторское искусство Цицерона
- Личная жизнь
- Детство и юность
- Закон продвижения и ориентации адресата
- Как писать речь
- Полезные советы опытных ораторов
- Роль риторики в истории
- Борьба с Катилиной
- Изгнание и возвращение оратора
- Закон эмоциональности
Роды ораторской речи
Если вид ораторской речи обуславливает окружение, в котором вы будете выступать, то род учитывает материал, с которым вам придётся работать. Условно, роды можно классифицировать, как:
- Докладная речь. Предполагает просто передачу уже обработанной и аргументированной информации с целью её понимания и оценки вашими слушателями.
- Обучающая или педагогическая. Предполагает, что вы должны донести не просто информацию, а конкретные знания, при этом речь должна быть максимально полезной для вашей аудитории.
- Поздравительная. Здесь крайне важен контакт с аудиторией и конкретное место действия.
- Защитная. Предполагает, что ваша речь должна отстоять какие-то постулаты, а соответственно, быть логичной, аргументированной и опираться на общеизвестные аксиомы.
Современная классификация ораторских речей по целевой установке говорящего
Классифицировать речь можно и по установкам самого оратора, которые бывают такими:
- Донесение информации. В данном случае оратор нацелен на то, чтобы максимально эффективно передать данные.
- Защита информации. Здесь речь опять же подкрепляется сильной аргументацией и постоянным нахождением в защитной позиции.
- Получение информации. Данный настрой предполагает постоянный контакт с аудиторией и, как правило, разбавляет первый тип.
- Убеждение. В этом случае оратор старается навязать свою точку зрения, как с помощью конкретной аргументации, так и используя психологические приемы, например, подмену понятий.
Классификация выступлений
Цицерон разделял ораторов на три типа. Каждый из них он подробно описал в своем труде «Об ораторе».
- Первые были резкими, суровыми и решительными. Они задевали сердца слушателей разнообразными, категоричными и торжественными речами. В них не было стеснения. Это были мощные и напористые личности.
- Вторые являлись противоположностью первым. Их речи осторожны и предусмотрительны. Они разъясняли публике суть, поучая слушателей. Объясняли вопрос со всех сторон. Их выступления были прозрачными и сжатыми. Без лишнего пафоса. Как наставления учителей ученикам.
- Последние были чем-то средним. Они не относились ни к первым, ни ко вторым.
Классификация сделана по авторам, а не по стилям речи, что нам кажется привычнее. Великий оратор считал, что стиль исходит не из темы, а из подачи текста автором. Хороший мастер слова доставлял удовольствие слушателям в своей характерной, манере. Он не умалял значение темы, выбор речевого колорита для конкретной аудитории и обстоятельств. Но подчеркивал, что разносторонне подкованный человек представит себя лучше, чем дилетант. Одно и то же можно сказать пламенно и ярко или вкрадчиво и спокойно. Это зависит от того, кто выступает.
Речи в защиту Гнея Планция и Рабирия Постума
Речи, произнесенные им в 54 году в защиту Гнея Планция и Рабирия Постума, тоже имеют связь с его изгнанием. Когда он покинул Италию, Планций, бывший квестором в Фессалонике, принял его под свою защиту; теперь Планций подвергся обвинению в том, что для получения эдильства возбуждал беспорядки посредством клубов, называвшихся содалициями; Цицерон защищал его, и он был оправдан.
Рабирий, приемный сын сенатора, которого прежде защищал Цицерон, содействовал возвращению Цицерона из изгнания, а теперь был вместе с Габинием обвинен во взяточничестве при экспедиции в Египет. Цицерон защищал его, но не достиг оправдания ему: он должен был, подобно Габинию, удалиться в изгнание.
Краткая биография Цицерона
Марк Тулий родился в 106г. до н. э. в Арпине. В юности он с братом переехал в Рим, где учился у философов, последователей идей Эпикура, и правоведов. В 76 он был избран квестором, так началась его юридическая и политическая карьера. Обширные знания в праве, философии и политике; дальновидность и красноречие обеспечили успех. Самые известные из речей оратора:
- против Верреса;
- против Катилины;
- в защиту Росция из Америи;
- в защиту Архии;
- в защиту Сестия;
- о консульских провинциях;
- против Марка Антония.
Постепенно Цицерон стал уделять внимание праву и теории государства, вопросам этики и морали. Это отражено в трех работах «О государстве», «О законах» и «Об ораторе»
Марк Тулий отличался преданностью и бескорыстным служением на благо римского государства. К тому же он так владел мастерством красноречия, что привлекал любого слушателя на свою сторону. Риторика – так называлось это искусство в Риме.
Он был идеалистом во всем. Стремился применить свое учение не только в политике или праве, но и в обучении. Серьезное отношение к духовной и практической составляющим поставило великого оратора на первое место в педагогике. Его борьба за правое дело сослужила ему плохую службу. В 43г. до н. э. Цицерона убили на почве политических интриг.
Гибель
Цицерон решился бежать в Грецию, чтобы спастись от посланных убийц. Но он не успел сбежать. Его рабы везли оратора на паланкине. И как только Марк Туллий высунулся из этого паланкина, голова тут же слетела с плеч от меча центуриона. Отрубленные верхние конечности и голову Антоний в знак устрашения и демонстрации своего силы, возложил на трибуну сената.
Марк не успел убежать от преследователей, посланных Антонием. (wikipedia.org)
Тот, кто смотрит один из популярнейших сериалов «Игра Престолов», претендующий как раз на то, чтобы стать лучшим телевизионным сборником политических интриг и заговоров, наверняка бы назвал Цицерона очень умелым игроком в престолы. Цицерон запомнился как один из гениев и образцов ораторского искусства. Он переиграл всех, за исключением Марка Антония, который был позднее побежден Октавианом Августом, своих врагов, которые желали ему смерти. И многие его обвинительные и защитные речи дошли до наших дней.
Три главных трактата Цицерона
Цицерон написал три трактата важных для искусства риторики. В них автор раскрыл проблемы и дал подробные теоретические и практические рекомендации ораторам и философам.
- Об ораторе
- Брут
- Оратор
На написание работ Марка Туллия сподвигло недовольство риторическим образованием. Он писал об идеале, образце, к которому обязан стремиться каждый, кто решил овладеть ораторским искусством. Для него важным вопросом было разностороннее развитие, знание основ истории, права, философии. Бессмысленные речи он считал главным показателем низкой квалификации. Ко всем публичным выступлениям он предъявлял следующие требования.
- Стиль речи должен соответствовать теме. Нельзя «говоря о водостоках» употреблять пышные слова, о величии римского народа рассуждать низко и просто».
- Речи нужна смысловая нагрузка. Она должна быть понятна слушателям.
- Метафоры и сравнения помогают аудитории понять обсуждаемый вопрос.
- Дикция, речевой ритм, чистый выговор – основа, без которой невозможно стать оратором.
Три работы подробно описывают структуры разных типов речей и законы их построения. Говорят об эмоциональной и смысловой нагрузке на разные части текста. Писатель считал, что одних природных талантов мало, для того чтобы овладеть искусством слова и стать хорошим писателем, оратором или поэтом. Обучение и оттачивание мастерства имели большее значение.
Логические законы построения выступления
Логические законы, их несколько, и учитывать их необходимо:
- Закон тождества. Он предполагает, что мысль о некотором предмете или событии в словах выступающего должна иметь определенное неизменное содержание, независимо от того, как часто ему приходится возвращаться к ней и в какой форме.
- Закон непротиворечия. Противоречивые суждения одновременно быть истинными не могут.
- Закон исключенного третьего. В случае, когда некое положение в речи сначала сформулировано в форме высказывания, а затем отрицается, то очевидным становится, что из этих высказываний какое-то – верно, а другое – ложно.
- Закон достаточного основания. Оратор может высказать любую мысль, но ему придется ее достаточно обосновать.
Логика в любом выступлении – всего лишь составная часть целой системы приемов – возможно, вы слышали о ней, как о системе аргументации. А она, в свою очередь, в себя включает:
- способы, какими обосновываются убеждения или опровергаются;
- зависимость их от аудитории и вопроса, что обсуждается;
- отличия в обоснованиях, относящихся к разным сферам мышления и деятельности.
Закон удовольствия
Слушатель должен внимать спикеру с наслаждением – вот к чему подводят все законы и правила риторики. Приятный для публики трибун скорее добьется желаемого, чем тот, кто говорит неинтересно, не обращает внимания на потребности аудитории.
Сделать свою речь занимательной можно при помощи таких инструментов:
языковая игра – применяя парадоксы и каламбуры, можно завладеть вниманием публики;
наводящие вопросы – зная ответ, слушатель легче ощущает свою сопричастность, выступление становится для него увлекательным;
апелляция к известному – это помогает сплотить публику в одно, несет элемент узнавания.
При этом не стоит «пересаливать», чрезмерно усложнять речь, делать ее громоздкой и тяжелой для восприятия.
Специфика судебного красноречия
Тонкость искусства судебной речи состоит в дозированном распределении красочных оборотов, аргументов, пафоса, подкрепленных уверенно звучащими фразами, произносимыми звучным, гармонично звучащим голосом, в хорошем темпе и без малейших проволочек. Подобный баланс достигается только практикой и многолетними тренировками, большим количеством проведенных дел, а также верой в собственные силы.
Любая случайность, не рассмотренная улика, ранее имевший место судебный прецедент могут стать фатальными, полностью разрушив безупречную линию атаки (защиты). Поэтому оратору необходимо тщательно готовить свое выступление, прорабатывая все варианты, мотивы поведения противника.
Путешествие Цицерона в Грецию и его речи против Гая Верреса
Незадолго до смерти Суллы (в 79 году до Р. Х.) Цицерон уехал в Грецию не столько потому, что опасался его гнева, как это говорит Плутарх, сколько для поправления своего ослабевшего здоровья и для того, чтобы продолжать учиться. Полгода он прожил в Афинах, слушая там вместе со своим другом Аттиком лекции философов, потом поехал в Родос и посетил некоторые города Малой Азии, везде пополняя свое образование. Обогатившись знаниями, он через два года (в 77 году) вернулся в Рим, чтобы посвятить себя общественной деятельности. Он был выбран в квесторы (76), исполнял обязанности этой должности в одном из двух квесторских округов Сицилии – Лилибейском. Своею честностью Цицерон приобрел такое уважение сицилийцев, что позже, когда он был избран курульным эдилом, они просили его выступить их адвокатом по их жалобе на Гая Верреса, который бывши три года (73–70) пропретором Сицилии, страшно злоупотреблял своею властью, совершал все беззакония и злодейства, до каких могут довести бессовестного правителя алчность, сладострастие и жестокость. (Подробнее об этом – см. в отдельной статье Речи Цицерона против Верреса.)
Закон гармонизирующего диалога
Гармонизирующий диалог создается путем успешного сочетания принципов тактики, аналитики и эффективности. Прежде всего, оратор должен четко понимать, перед какой аудиторией он будет говорить, что может захватить и увлечь ее, какие приемы красноречия, какие доводы следует употребить для наибольшего воздействия на сознание публики.
Первый из законов общей риторики учит заранее изучать свою публику, чтобы уметь соответствовать ее ожиданиям, говорить на ее языке. Ведь главной целью публичного выступления является двусторонний контакт, приводящий к заранее намеченному результату
Изложение мыслей выступающего должно быть максимально ясным, четким, конкретным и – что самое важное – волнующим конкретно собравшихся людей
Итого, можно выделить несколько базовых императивов первого закона:
- направленность на адресата;
- актуальность (затронутые проблемы должны волновать);
- наглядность (иллюстрация доводов примерами из жизни, известными слушателям);
- обоюдность.
Уже из самого названия проистекает то, что является главнейшей целью – стремление к диалогу. Слушатель должен реагировать на слова оратора, цель говорящего – вызвать эту реакцию путем апеллирования к злободневным вопросам, к тому, что интересует его аудиторию. Посредством этого привести к решению заданных в речи проблем через обсуждение.
Очень важно, чтобы говорящий умел внимательно слушать и анализировать ответы своей публики, ибо именно для этого затевается выступление – собрать как можно больше мнений по конкретному вопросу для его оптимизации. Законы современной риторики восходят ко временам Аристотелевской диалектики, хотя и претерпели изменения с течением веков, подстраиваясь под нужды общества
Однако до сих пор неоспорима важность и влияние авторитетов, ссылка на которые может существенно повлиять на мнение публики, направить ее мысли в соответствующее русло.
Смерть
После смерти Цезаря за постоянные нападки на Антония Цицерона помещают в проскрипционные списки. Таким образом, философ становится врагом государства. Имущество конфисковали. Кроме того, за убийство или выдачу правительству Цицерона объявили награду.
Марк Антоний
Оратору о случившемся удалось узнать в момент общения с Квинтом. Сначала Цицерон вместе с братом отправился в Астуру, а потом хотел остановиться в Македонии. Братья не успели запастись вещами для такого путешествия. В итоге Квинт решил задержаться и собрать чемоданы, а Цицерон должен был ехать дальше.
Догнать политического деятеля Квинт не сумел, так как был убит. Цицерон поспешил скрыться на судне. Позже Марк Туллий сошел на землю и стал метаться, ища спасения. В итоге возвращается в Формию, на личную виллу. Неожиданно в окнах появились вороны, которые стащили с лица философа плащ. Рабы попытались помочь мужчине и донесли на носилках до моря.
Смерть Цицерона
Подоспели убийцы – центурион Геренний и военный трибун Попиллий. Работник рассказал, куда понесли Цицерона. Увидев это, оратор приказал рабам остановиться. Марк Туллий смотрел на убийц в излюбленной позе, а потом позволил умертвить себя. Философа зарезали, отрубили голову и руки за написание речей против Антония.
Литературное наследие и значение Цицерона
Цицерон, как мы только что упомянули, считается основоположником римской классической прозы. Язык его речей, писем и трактатов является нормой классического латинского языка. Стилистику его прозаических трудов по достоинству оценили критики Античности, а сами работы стали образцовыми.
Письма, написанные Цицероном, явились основой европейской эпистолярной культуры, а речи, главным образом, катилинарии (речи «Против Катилины») относятся к числу наиболее выдающихся примеров жанра.
Гуманистическая проза также в процессе своего формирования взяла за основу язык Цицерона. Даже в XVIII столетии видные французские политики-революционеры брали за основу своего красноречия правила и приёмы Цицерона.
Трактаты Цицерона по философии можно назвать уникальным по охвату изложением всей философии его эпохи, и сегодня из них черпаются данные о многих сторонах жизни Рима в I столетии до нашей эры.
После себя Цицерон смог оставить объёмное литературное наследие, большую часть которого можно найти и в наши дни. Сюда относятся его литературные сочинения: более восьмисот писем, несколько трактатов и 58 речей.
Советуем также прочитать:
- Теории и концепции Эмиля Дюркгейма
- Уроки мудрости от Цицерона
- Юмор в публичном выступлении
- Майевтика и некоторые другие идеи Сократа
- Речь Чарли Чаплина на 70-летие
- Подготовка к публичному выступлению
- За и против списков «за и против»
- Марк Фабий Квинтилиан: о воспитании оратора
- Как Марк Твен стал прекрасным оратором
- Как Демосфен стал оратором: необычная история великого мастера слова
Ключевые слова:1Сторителлинг
Выразительность речи
Хорошая, воздействующая на умы и сердца слушателей речь, должна выдерживаться в конкретной стилевой манере от начала и до самого конца.
Так текст становится цельным и целым. Но, чтобы определиться, где и как именно требуется увеличить или замедлить темп, может быть, переставить слова (а это делает выступление выразительным и нескучным), отрезки текста, написанные в ходе подготовки, следует непременно прочитывать вслух или проговаривать «про себя».
Увеличить выразительность речи и ее воздействующую силу можно, используя всевозможные изобразительно-выразительные средства:
- метафора – перенос наименования на основе сходства;
- эпитет – образное определение в форме прилагательного;
- олицетворение – метафорический перенос, при котором явление или событие уподобляют живому существу;
- гипербола – усиление интенсивности;
- сравнение – сопоставление одного события, лица, предмета с другим на основе общего признака;
- антитеза – противопоставление;
- подхват – повторение слов с конца конструкции в начале новой конструкции;
- градация – слова в интонационно-синтаксическом ряду, увеличивающие постепенно смыслы, нужные автору;
- каламбур – игра слов;
- риторический вопрос – вопрос, не требующий ответа;
- вопросо-ответное единство – изложение текста в форме диалога с собой;
- многосоюзие – многократное повторение союза;
- повтор – неоднократное повторение слова;
- синтаксический параллелизм – выражения, стоящие рядом, имеющие тождественное синтаксическое строение.
Строфика и композиция произведения
Первая строфа вводит читателя в мир реального Цицерона, гласом автора здесь произносит свои известные слова великий римлянин: «Я поздно встал, и на дороге застигнут ночью Рима был!» Оратор сожалеет, что родился слишком поздно, и славная эпоха существования Римской империи уже завершена. Эта цитата, взятая из произведения Цицерона, очеловечивает оратора, развенчивает его ореол стоика. Тютчев обнажил это личное переживание (в чем тоже видится черта элегической лирики).
«Закат звезды ее кровавый» — именно с такими метафоричными словами вступает в произведение сам лирический герой. Цицерон был идеологом Римской империи, и вот она рушится.
В этой части стихотворения Тютчева «Цицерон» проявляются черты оды, оно становится пышным и торжественным. Здесь же появляется мотив избранничества.
Во второй строфе произведения можно увидеть перекличку с пушкинской пьесой «Пир во время чумы». Этим приемом поэт впускает в стихотворение «Цицерон» черты романтизма.
С точки зрения композиции стих делится на три части: речь оратора, речь лирического героя и обращение автора к читателям.
Ораторское искусство Цицерона
Искусство красноречия учит не только красиво произносить речь, но и также интересно мыслить, определяя правила, законы, обычая и права людей. Благодаря красноречию, многие политики имеют возможность доносить до избирателей свои мысли.
Марк Цицерон обладал обширными знаниями в риторике и талантом красноречивости. Его книга «Три трактата об ораторском искусстве» популярна в современном мире, и теоретические выкладки из нее широко используют в сегодняшней риторике. Знаменитый философ добился блестящей славы на ораторском поприще своим непревзойденным владением правилами и приемами красноречия. Цицерон был любителем язвить и острить в своих речах, будь то суд или Форум.
Ораторская речь, согласно Цицерону, должна совмещать в себе следующее:
- чистоту языка – выработать данное условие в речи можно только с помощью постоянного обучения и совершенствования. Можно читать тексты ведущих ораторов, для того, чтобы брать что-то из их работы себе;
- ясность мысли;
- речь должна быть развернутая, с употреблением ярких слов и выражений, которые смогут зацепить слушателя и задеть его эмоции.
Цицерон считал, что оратором можно назвать любого человека, который может владеть своей речью и передавать с ее помощью свои мысли, но степень мастерства будет зависеть от виртуозности его таланта. Цицерон считал, что оратором может стать только политический деятель, который, посредством публичной речи может организовать общественную жизнь.
Философ выделял следующие обязанности хорошего оратора:
- он должен найти, что сказать;
- расположить мысли по порядку;
- запомнить подготовленную речь;
- красиво подать слушателю речь.
Личная жизнь
Личная жизнь Цицерона оказалась непростой. Философ женился дважды. До старости Марк Туллий прошел с первой супругой – Теренцией. Девушка происходила из уважаемого рода. Теренция родила Цицерону двух детей. Девочка Туллия умерла в юном возрасте. Позже появился сын Марк. Спустя 30 лет брак распался.
Бюсты Цицерона
В 60-летнем возрасте Цицерон вновь женился. Супруга Публия была младше мужа, но это не помешало. Ревнивую девушку не устраивали отношения философа с дочерью, поэтому вскоре Цицерон уходит из семьи.
Ходили слухи, что сестра Клодия стремилась выйти замуж за политического деятеля. Оратор — старший ребенок в семье. Брат — Квинт.
Детство и юность
Рождение Марка Туллия Цицерона пришлось на 3 января 106 года до н.э. Будущий философ редко вспоминал день рождения, так как считал неправильным праздником. По мнению Плутарха, роды прошли легко, после чего мальчика передали кормилице, которой привиделось, что Цицерон станет «благом для римлян».
Цицерон в детстве
Марк Туллий родился в усадьбе деда, расположенной рядом с рекой Фибрен, в непосредственной близости от Арпина. Позже молодой человек переехал в город, где получил начальное образование. Критики того времени считали Цицерона недостойным и постоянно упоминали о «деревенском рождении».
Родственники Марка Туллия входили в круг уважаемых людей. К примеру, муж тети Гай Акулеон тесно общался с оратором Луцием Лицинием Крассом. Цицерон вдохновлялся дядей, считая деятеля человеком тонкого ума. Акулеон разбирался в гражданском праве.
Цицерон
В детском возрасте Цицерон вместе с двоюродным братом приезжал в Рим для общения с Крассом. Резиденция отца Марка Туллия была в городе. Дом располагался в квартале Карины. Современники философа утверждали, что Цицерон обучался легко и ненасытно. Подростком выучил греческий язык, постигал науки у учителей из Греции.
Закон продвижения и ориентации адресата
Особенность науки риторики заключается в том, что ее законы подчиняются строгой логике. Так, в строго логичной последовательности выстраивается речь, задача которой – сориентировать слушателя в затронутой теме, указать конечную цель и плавно подвести к ней, минуя «подводные камни» с помощью искусного оратора.
Для этого при составлении текста выступления употребляют инструмент периодизации.
Выстраивание четкой структуры первостепенно. «Костяк речи» должен содержать основную мысль, и на него, последовательно и внятно, нанизывается все «тело» из аргументов, доводов, подкрепленных случаями из реальной жизни и прочими инструментами. Монолог должен быть последовательным, каждое звено цепи завершено, следует избегать возвратов к ранее сказанному, повторов, излишней детализации.
Законы современной риторики продиктованы динамическим движением нашего времени, и таким должен быть спич, чтобы достигнуть максимального воздействия. Последовательно продвигать слушателей от одного пункта к другому оратору помогут заранее грамотно подобранные тезисы, корректная расстановка акцентов, которая осуществляется посредством пауз, изменением темпа речи.
Как писать речь
Практический подход мастеров слова актуален до сих пор. Как в любом искусстве, в нем есть свои законы. Методы написания текстов, для выступлений, придуманные тысячелетия назад, используют сегодня, без изменений. Марк Тулий Цицерон, как оратор, настоятельно рекомендовал использовать следующий план.
- Продумать суть выступления.
- Изучить предмет.
- Написать тезисы в логическом порядке. Это будет план текста.
- Продумать доводы по каждому спорному пункту.
- Создать понятные метафоры.
- Написать текст.
- Запомнить речь.
- Выступить перед слушателями.
При этом необходимо выполнить несколько задач.
- Заслужить доверие слушателей.
- Четко и понятно рассказать суть, изъясняясь чисто, в стилистике соответствующей теме.
- Обозначить спорный вопрос и ответить на него.
- Укрепить свое положение в глазах аудитории.
- Опровергнуть точку зрения противника.
- В заключение речи, нужно придать себе значимость и понизить положения соперников.
Выступление можно разделить на три части: написание, запоминание, представление. Если речь читается с листа, она вызывает меньше доверия. Автор должен знать, о чем говорит.
Полезные советы опытных ораторов
Не желаете учиться на своих же ошибках, – совсем не будет лишним помнить рекомендации знающих людей, когда идет работа над ораторской речью. Основные правила построения ораторской речи, вкупе с нижеперечисленными полезными советами, помогут сделать речь живой, убедительной, интересной и содержательной.
Оставайтесь в своем изложении последовательным всегда. Осветили полностью одну часть выступления – можно переходить к следующей, и не раньше
Не стоит многократно возвращаться к недосказанному.
Начинайте выступление с того, что считаете самым важным, на конец оставляя частности и второстепенные мысли.
Не тратьте свое и слушателей время на то, что не важно и не необходимо.
Не повторяйтесь. А если есть необходимость в повторении сказанного, слушатель должен понять, что вы это сделали преднамеренно.
Не отвлекайтесь от темы обсуждения в сторону; не «перескакивайте» на другие малозначимые вопросы, чтобы суть дела была изложена четко и понятно.
Завершая свое выступление, обобщите все сказанное и сделайте выводы.
Очевидно, что в ходе подготовки к встрече с аудиторией оратор должен позаботиться, чтобы тема, которую он собирается поднять, была тщательно и содержательно проработана, хорошо обеспечена информационно. Мало того, ему придется сначала заинтересовать своего слушателя, а потом постоянно поддерживать установленный контакт с аудиторией. И без знания основных правил ораторского искусства тут не обойтись.
Говорящему недопустимо нарушить нормы этики, принятые для разговорного поведения в данном конкретном коллективе. Но ничто не мешает ему использовать в своем обращении к слушателю любые средства выражения, чтобы усилить влияние на слушателей, гораздо точнее и ярче выразить свою мысль и собственное отношение к обсуждаемой проблеме.
В единое ритмико-интонационное целое любого выступления рекомендуется вносить разнообразие
Иначе речь ваша рискует стать монотонной, а поддерживать внимание слушателей таким «усыпляющим» говором очень сложно
Роль риторики в истории
Нам сложно осознать значение устной речи в культуре античности. Тогда она пользовалась почтением всех слоев общества. Во времена Рима книги писались вручную. Их было крайне мало. Люди учили любимые произведения наизусть. Работы писателей, поэтов и ораторов записывались за тем, чтобы читать произведения вслух для больших аудиторий, и так передавать мудрость и знания.
Еще важнее тот факт, что именно риторика играла главную роль в государственных и правовых делах. Яркие речи, которые трогали души слушателей, влияли на решения и исход голосований. Сегодня политика утратила это мастерство. Агитирующие тексты мы читаем в новостных статьях, а политики читают выступления с листа или экрана. Очень мало тех, кто излагает свои мысли без подсказок, понятно и красиво.
Борьба с Катилиной
Катилина тайно начал собирать солдат и вооружение в целях захватить власть в Риме и затем убить Цицерона. В некоторых городах уже началось восстания, планы по убийству консула постоянно срывались: о замыслах уже заранее было известно Марку. Наконец, когда Цицерон проводил одно из заседаний в кругу римских сенаторов, Катилина зашел в зал и сел прямо перед своим оппонентом. Оратор, увидев врага, отбросил конспект своей речи и произнес свою первую обвинительную речь. «Первая речь против Катилины» не содержала в себе конкретных и неоспоримых доказательств. Главный аргумент, по убеждению Цицерона, заключался в том, что Катилина обладал преступным и аморальным характером. «Otempora, omores!», — восклицал Цицерон, что переводится как «О времена, о нравы!». Мало кто знает, что этот афоризм берет корни именно из первой речи против Катилины. И когда Марк Туллий с гневом сокрушал Катилину, многие сенаторы отсаживались от разоблаченного заговорщика.
«О времена, о нравы!» — афоризм из первой речи Цицерона против Катилин
И здесь Цицерон смог победить Катилину. После произнесения первой речи он был вынужден покинуть Рим. Но в своей резиденции противник Марка продолжал создавать интриги, отправляя письма и инструкции своим союзникам и провозгласив себя консулом. Тогда Цицерон произнес еще несколько речей, требуя немедленной казни сбежавшего Катилины и его соратников. Что удивительно, просьба была исполнена без сомнений и судебного следствия. Этот прецедент является уникальным, потому что в древнем Риме была очень сильна буква закона. Римское право не допускало, чтобы человека немедленно казнили без всяких разбирательств. И получается, Цицерон пренебрег законами Рима. Тем не менее, от врага ему избавиться удалось. Казалось бы, на этом все должно было закончиться, однако все только начиналось.
Цицерон произносит речь против Катилины. (wikipedia.org)
Изгнание и возвращение оратора
Многие были очень недовольны тем, как Цицерон поступил с Катилиной. Вскоре был принят закон, который обрекал должностное лицо смертной казнью, если оно позволило казнить римского гражданина без суда и следствия. Соответственно, Марку грозило попасть под действие этого закона, и ему пришлось покинуть вечный город на долгое время. Вскоре, благодаря авторитету и помощи своих друзей Цицерон вернулся обратно, но он дистанцировался от политической деятельности и занялся работой над философскими и литературными произведениями, совмещая свое увлечение с адвокатурой. Также Марку Туллию довелось побывать наместников в Киликии, в провинции южной Турции, где он успешно исполнял свои обязанности. Но вскоре вспыхнула гражданская война: в битве за власть схлестнулись силы Цезаря и Помпея. Оба хотели видеть Марка в своем лагере, но в итоге он примкнул к последнему. Затем он переметнулся к Цезарю, который позже стал диктатором римского государства. Это противоречило политическим взглядом оратора: Цицерон всячески защищал республиканскую форму правления.
Цицерон всячески защищал республиканскую форму правления
Закон эмоциональности
Все 4 закона риторики требуют определенной вовлеченности, личной заинтересованности в предмете речи от оратора для установления необходимого контакта с аудиторией. Третий закон, сложившийся еще во времена античности, особенно выделяет необходимости эмоционального подъема самого трибуна.
Достигается это как путем применения выразительных средств языка (метафор, гипербол), так и невербальными средствами, на которые аудитория обращает внимание в первую очередь, как-то:
- экспрессия голоса;
- выразительность движений;
- прямое обращение к слушателям, как к своим друзьям, соратникам.