8 способов улучшить разговорную речь

8 Выполняй специальные упражнения в любое время и в любом месте

Упражнения из приведенного выше видео прекрасно подходят для выполнения дома, в машине или в другом уединенном месте. Но когда ты работаешь над дикцией, тренировку для улучшения речи желательно делать как можно чаще в любую свободную минуту.

Так как нам постоянно не хватает на все времени, идеальным периодом для практики может стать дорога на работу и обратно. Вот несколько примеров того, как заниматься над своей дикцией, не пугая окружающих.

1. Держа губы сомкнутыми, приоткрой челюсть так, чтобы создать небольшую щель между зубами. Направь кончик языка на небо, затем на левую щеку, затем на правую щеку, затем на самое дно рта. Ускоряйся, сохраняя при этом точность размещения языка. Время от времени изменяй направление.

2. Попробуй нарисовать языком фигуру «восьмерка» на своем небе.

3. Затем, чтобы твои щеки, челюсти и зубы активизировались, возьми жвачку и начни медленно и тщательно ее жевать.

4. Беззвучно проговори скороговорку, не двигая при этом губами (только не забудь сначала вынуть изо рта жвачку!).

Разновидности нарушений

Невнятная речь фонационного (внешнего) оформления проявляется отдельно, так и вместе с другими нарушениями. В логопедии существуют следующие разновидности нарушений:

  • Афония и дисафония. Проявляется расстройство или отсутствие фонации из-за патологий голосового аппарата. Обычно наблюдается нарушение высоты, силы, тембра голоса.
  • Брадилалия. Происходит замедление речевого темпа. К особенности относится медленная реализация артикулярной речевой программы.
  • Тахилалия – ускорение темпа речи. Ускоренная артикуляционная речевая программа.
  • Заикание. Нарушается организация речи, когда мышцы речевого аппарата подвергаются судороге. Обычно проявляется у детей.

  • Дислалия. Эта патология представлена в виде расстройства произношения звуков, когда слух и иннервация речевого аппарата у человека в норме. Проявляется искаженное звуковое оформление слов. Это невнятная речь. Звук может произноситься неправильно, заменяться или смешиваться.
  • Ринолалия. Нарушается произношение звуков и тембра голоса, что связано с расстройствами речевого аппарата. Проявляются изменения тембра голоса, когда голосовая струя воздуха при выдохе и при произношении проходит в полость носа. Это становится причиной резонанса.
  • Дизартрия. Нарушается произношение, что связано с недостаточной иннервацией речевого аппарата. Это заболевание появляется из-за церебрального паралича, который выявляются в раннем возрасте.

Как не спешить и не тараторить?

Мы поможем нормализовать темп речи!

Многие не знают… что темп речи — это дыхание! Как вы дышите, так и говорите…

Это искусство делать паузы!

Люди, которые говорят очень быстро:

— не оставляют пауз для поддержки правильного дыхания

— и еще причина: язык малоподвижен

Такому языку трудно переключаться с одного положения в другое (звуки имеют разную позицию — одни за нижними зубами, другие — за верхними, а есть и заднеязычные!

Однако, если язык вялый, то говорить будет трудно! Тут нужна логопедическая помощь!

Темп речи также напрямую зависит от расстановки пауз!

Быстрый темп речи хорош при условии, что четко произносятся все слова, что паузы достаточны для того, чтобы слушатель обдумал сказанное!

Пауза нужна для того, чтобы вдохнуть воздух, дать своему мозгу возможность подготовить то, что будет сказано, а слушателю — осознать уже сказанное. Паузы дают отдых и мозгу и телу!

Некоторые из нас не решаются держать паузы и заполняют промежутки словами-паразитами, всякими: «э-э-э»,»м-м-м», «понимаете», «ну», «вот» и т.п.

При использовании мусорных слов речь приобретает оттенок нерешительности, а говорящий выглядит неуверенно.

Умение держать паузу — признак большой уверенности! Люди видят, что вы делаете паузы для того, чтобы думать, и это придает вам дополнительный авторитет!

Если собеседники будут видеть, что вы чувствуете себя комфортно, им тоже будет комфортно в беседе с вами.

Что делать родителям, если у ребенка нарушения речи

Не стоит пытаться исправлять эту патологию путем запретов и окриков типа «А ну-ка, перестань кривляться, сейчас же говори правильно». Поскольку эти нарушения тесно связаны с состоянием нервной системы, следует постараться создать в семье спокойную атмосферу, постараться скорректировать общение с ребенком, установить доверительные взаимоотношения.

Коррекцию нарушений речи должен проводить квалифицированный логопед. Желательно перед началом занятий проконсультироваться с неврологом, психотерапевтом, психологом по работе с детьми с отклонениями развития. Придется настроиться на то, что цикл коррекционных занятий будет продолжительным — несколько месяцев, возможно, несколько лет.

Если в семье есть лица с нарушениями речи, нужно поработать над ее коррекцией. Желательно, чтобы ребенок слышал вокруг себя спокойную, негромкую речь в неторопливом темпе для подражания. Нужно отмечать любые, даже самые маленькие успехи ребенка, убеждать его, что дефект преодолим, подбадривать.

Для укрепления нервной системы ребенка желательно провести общеукрепляющие мероприятия:

  • Закаливание.
  • Занятия посильными видами спорта.
  • Прием витаминных комплексов, большое количество свежих овощей и фруктов в рационе.
  • Соблюдение режима дня.
  • Оптимизация учебной нагрузки.
  • По рекомендации врача — прием нейролептиков.

Соблюдение таких рекомендаций приведет к коррекции речевых нарушений.

Как развить дикцию и четкость речи

Чтобы развивать дикцию и речь необходимо записаться на курсы риторики. В интернете можно просто огромное количество советов от психологов, помогающие наладить контакт с окружающими, и настроить на необходимый лад слушателей. Также можно подыскать подходящие книги. Все это, плюс практика, поможет усовершенствовать ораторское искусство.

Упражнения для развития дикции

Чтобы получить хорошую дикцию нужно тренироваться. В этом помогут данные упражнения:

  1. Дыхание. Наберите в лёгкие воздуха и пропойте, сколько хватит сил, гласные буквы. Вначале дыхания будет хватать на чуть-чуть, но спустя время длительность пения может достичь 20 секунд. Чтобы подкорректировать высоту голоса, дышите так, как будто хотите задуть свечу.
  2. Скороговорки. Они сочетают в себе различные звуки, поэтому помогут не мямлить, а произносить слова чётко. Для усиления эффекта в рот можно положить несколько орешков.
  3. Артикуляционные упражнения. С закрытым, а после с открытым ртом, кончиком языка дотроньтесь до левой и до правой щеки. Затем широко откройте рот и перемещайте нижнюю челюсть вперёд назад. Широко улыбнитесь, и откройте рот, проведите языком по зубам, как-бы пересчитывая их.
  4. Еще больше упражнений для улучшения дикции и четкости речи смотрите здесь.

Отрабатывать упражнения следует по 10-15 минут в день. Переходить к следующему заданию нужно только после того, как правильно было выполнено первое.

Как развить свою речь и словарный запас

У каждого человека в его лексиконе есть слова, которые он использует ежедневно. Другие же он знает, но применяет редко. Поэтому, каждое утро берите из словаря три слова и используйте их в течение дня. Спустя полгода вашу речь будет не узнать.

Читая газету или статью из интернета, остановитесь и перескажите близко к тексту прочитанное

После вновь перечитайте текст, и обратите внимание на не использованные слова. Повторите их несколько раз, чтобы запомнить

Также подробно с эмоциями расскажите друзьям недавно увиденный фильм. Если вы уложитесь в 20 и более минут, и особых проблем с пересказом не будет, то вы достигли успеха. Если нет, то продолжайте работать.

Всегда старайтесь читать вслух. Пробегая по тексту глазами мы можем не запомнить новых слов, но когда они произносятся, заседают в памяти на долго.

Заучивайте наизусть стихи или отрывки из любимых книг. Так вы запомните новые слова, которые непроизвольно начнёт употреблять в повседневной жизни.

Также начните писать. Пусть это будут небольшие рассказы про ежиков или об летнем путешествии, или ещё проще, переписывайтесь развернуто с друзьями в соцсетях. При переписке старайтесь применять редко используемые вами слова. Пишите разговорной речь, не нужно стараться поразить всех сложными оборотами. Пишите сразу, по ходу мысли, чрезмерно не обдумывайте ответ. Так вы будете писать свои мыли, а не готовые фразы.

vote

Article Rating

Причины возникновения

Дети говорят очень медлительно по самым разным причинам. К основному фактору развития брадилалии относят усиление тормозных процессов, которые со временем начинают преобладать над возбудительными. Логопеды разделяют физиологические и психологические причины патологии.

Ребенок может унаследовать брадилалию, приобрести в результате перинатального поражения центральной нервной системы. Также она является симптомом:

  • олигофрении;
  • болезни Паркинсона;
  • травмы головного мозга;
  • менингита;
  • депрессивного расстройства;
  • опухоли головного мозга;
  • энцефалита.

Дети говорят размеренно и очень медленно из-за отсутствия обучения речи или подражая близкому человеку. Патология также может развиться из-за снижения умственных функций и психической заторможенности. Очень часто брадилалия появляется у флегматичных детей. Такой ребёнок от природы заторможен и медлителен.

Прогноз и профилактика

Нарушения речи можно исправить, если начинать эту работу с раннего возраста или на ранней стадии. Важную роль в улучшении состояния влияют окружающие люди и усилия самого человека. Если своевременно выявить нарушение, а также начать лечение, то можно добиться нормализации речи. Такие дети продолжают обучаться в обычных школах и прекрасно ладят с ребятами.

При сложных формах недуга добиться улучшения речи нелегко. Можно лишь скорректировать речевую функцию. В таких ситуациях комплекс мероприятий шире, а пациенту нужно посещать специализированное учреждение. Необходимо соблюдать преемственность логопедических организаций: ходить в специальные детские сады, коррекционные школы

Также важно лечиться в психоневрологических стационарах, если это было назначено врачом

Профилактика предполагает выполнение эффективных мероприятий с рождения. Ребенка нужно оберегать от нейтроинфекции, травм черепа и мозга. На него не должны воздействовать токсические факторы.

Необходимо учитывать, что успех приходит при систематичном подходе и комплексной организации мероприятий. Вместе с традиционным лечением не следует забывать нетрадиционные способы

Важно проводить мероприятия по физической активности. Использование разнообразных методов позволяет получить отличные результаты, если правильно ими пользоваться

Особенности диагностики

Нужно анализировать жалобы, которые высказывает пациент. Учитывается и анамнез заболевания. Специалисты обычно спрашивают, когда появилась невнятная речь и есть ли родственники, страдающие таким недугом. Обязательно надо посетить невролога, пройти у него осмотр. Врач проверит нижнечелюстные и глоточные рефлексы, осмотрит глотку, убедится, есть ли атрофия мышц языка.

Выполняется проверка рефлексов нижних и верхних конечностей. Следует пройти обследование у логопеда. Врач оценивает показатели речи, выявляет нарушения темпа, сложности. Необходим осмотр оториноларинголога, что позволит защитить от таких процессов во рту, как гнойники и опухоли, которые могут стать причиной нарушений.

Выполняется компьютерная томография и магнитно-резонансная томография головы, с помощью которой будет выявлено, почему появилась невнятная речь. Причины у взрослых и детей определяются и при консультации с нейрохирургом. Только после полной диагностики назначаются методы лечения.

Какие симптомы

Логопеды различают четыре степени дизартрии, но даже с самой лёгкой из них игнорировать докторов нельзя:

  1. нарушения произношения может выявить только логопед, в повседневной речи они малозаметны;
  2. нарушения заметны окружающим людям, но речь всё ещё понятная;
  3. речь понимают только люди, хорошо знакомые с пациентом, и посторонние люди, которые просто случайно понимают некоторые фразы;
  4. даже близкие люди не понимают, что человек говорит, если издаваемые им звуки вообще можно назвать речью — это тяжёлая дизартрия, или анартрия.

Само собой, на каждой стадии расстройства симптомы разные, но в целом при дизартрии весь артикуляционный аппарат становится расслабленным. Даже если мышцы напряжены, говорить не хочется и не особо хорошо получается. Вот что конкретно происходит:

Речь невнятная, малопонятная, медленная. Возникает ощущение «смазанности» всего того, что говорит человек, будто у него каша во рту, он пытается что-то сказать, но пока не понимает, что это почти бесполезно.

Голос тихий, слабый, глухой, а дыхание учащённое и прерывистое. Из-за этого речь становится монотонной, говорить чётко сложно.

Некоторые звуки выпадают, некоторые человек произносит через нос (происходит назализация, сравните «н» и «б»), речь в принципе упрощается и может показаться, что пациент пытается произнести многосложное слово одним слогом. Звуки искажаются и заменяются другими, как при афазии.

В зависимости от типа дизартрии, язык, губы, мышца лица и шеи могут работать по разному. В одних случаях они постоянно напряжены, в других — слишком расслабленны так, что рот приоткрыт. Помимо этого во время разговора такие слишком расслабленные мышцы могут резко напрягаться.

Влияние быстрой речи на окружающих

Замечали ли вы, что часто быстроговорящие люди обладают даром убеждения? Например, тяжело отвертеться от болтливого торговца на рынке, с большей вероятностью вы у него что-то купите. Такой же прием используют маркетологи, политики, «маги», работники аукциона и прочие. Ученые даже провели исследование, чтобы выяснить как на нас влияют быстрые разговоры: то ли нас убеждает уверенность этих людей, либо мы просто не успеваем обработать информацию, чтобы принять верное решение.

Некоторые используют такой прием специально и даже обучаются быстрой речи, чтобы влиять на окружающих. Однако, быстроговорение нужно использовать в подходящей ситуации и для определенной аудитории. В других исследованиях было доказано, что это не всегда работает, и может вызвать обратный эффект. Когда людям трудно успевать за докладчиком, его послание не доходит до умов слушателей.

Вывод такой: если вам пытаются навязать какую-то идею, то следует остерегаться быстроговорящих людей. Они могут применять психологические приемы, чтобы что-то продать. Если же вы хотите использовать этот способ убеждения в своей жизни, то будьте аккуратны, ведь слишком торопливая речь способна сработать против вас.

Медленная речь. В чем ее сила?

Медленная речь также имеет свои преимущества.

Если вы хотите придать значимость своим словам, если хотите внушить, или убедить человека в чем-то, тогда обязательно говорите медленно. Это закон!

Дело в том, что медленная речь звучит более внушительно

Например, товарищ Сталин говорил медленно и важно, делал большие паузы между словами

Поэтому возьмите за правило в каждый момент речи, когда вы говорите что-то особенно важное, замедлить речь, говорить четко и веско, будто бы «процеживая» слова сквозь зубы. Только так вам поверят больше и сильнее!

Только так вам поверят больше и сильнее!

Вывод: речь – это река, она то замедляется, то ускоряется, но всегда умеренна, чтобы по ней можно было плыть речным судам.

Учитесь говорить доступно, но всегда динамично, весомо и убедительно.

Научиться говорить красиво, убедительно и в правильном темпе, вы сможете посетив наш курс «Ораторское искусство»

Как влияет характер на звучания голоса

От высоты голоса во многом зависит впечатление, которое у слушающих складывается о говорящем. Высокий пронзительный голос неодобрительно называют визгливым, безосновательно приписывая его обладателю всяческие недостатки. В действительности голос обычно срывается в фальцет либо от сильного возбуждения, либо от страха (а эти состояния и правда не красят человека). Низкий тон голоса символизирует силу и достоинство. Так говорили суровые и мужественные герои вестернов. И постепенно убедили американцев, что голос сильного человека обязательно должен быть низким. Бизнесмены и политики попробовали было воспользоваться этим, но скоро убедились, что искусственно «заниженный» голос кажется слушателям неискренним. Поэтому, желая выглядеть убедительно, надо оставаться в рамках естественного диапазона своего голоса. «Выпадение» из этого диапазона заставляет слушателей насторожиться.

Важный показатель речи — ее отчетливость. Именно она позволяет определить характер человека по голосу. Ясное и четкое произнесение слов — показатель внутренней дисциплины, стремления ясно представить свою позицию. И наоборот, нечеткое произношение — всякого рода бурчание, бормотание и т. п. (если только это не связано с дефектами речедвигательного аппарата) — это часто проявление неуважительного отношения к собеседнику: говорящий даже не заботится о том, чтобы другим было легко его расслышать. Но астропсихологи не ограничиваются таким простым объяснением. Они считают: те, кто склонен подавлять свои эмоциональные реакции, почти всегда выражают это голосом. Попытка таких людей сделать звук своего голоса полностью подконтрольным, нейтральным обычно начинается с неосознанного воздействия на дыхание, которое экономится таким образом, чтобы исключить неожиданный прорыв «открытого» звука, и заканчивается артикуляционным оформлением речи. В итоге ясное и четкое произношение слов укажет нам на внутреннее спокойствие и рационализм собеседника, а неясное и расплывчатое произношение проявит в нем мягкость, уступчивость, даже некоторое слабоволие. Ритмический рисунок речи во многом формируется паузами. Именно использование пауз является эффективным средством манипулирования собеседником. Вспомните эпизод из романа Сомерсета Моэма «Театр», в котором прозвучал афоризм Жанны Табу: «Не делай паузы, если в этом нет крайней необходимости, но уж если сделала, тяни ее сколько можешь». Те, кто чувствует себя тревожно и боится «повиснуть в пустоте», в диалоге избегают пауз.

Теперь вы знаете о том, как по голосу определить характер человека.

26 июля 2020 в 16:05

Сергей Степанов

Изменение темпа

Нормальный темп речи — это произнесение 10 или 14 слов в минуту. Самая частая причина изменения темпа — эмоции или психические расстройства. Стрессовое воздействие — незнакомая обстановка, общение с авторитарной личностью, спор — могут вызвать как ускорение, так и замедление темпа. Длительное ускорение речи наблюдается при аффективных психозах (старое название — маниакально-депрессивный), других состояниях, когда ускорено мышление. Также ускоряется речь при болезни Паркинсона, сопровождается дрожательным параличом. Страдает ритмичность и плавность произношения.

Медленная речь с малым словарным запасом характерна для лиц с умственной отсталостью или слабоумием, развившимся вследствие разных болезней нервной системы. Слова и звуки растягиваются, произношение нечеткое, формулировки примитивные или неверные.

Гнусавость может быть следствием как смещения перегородки носа, так и параличом мышц неба. Преходящая гнусавость знакома каждому, бывает при сильном насморке. Если нет респираторной инфекции, то гнусавость — повод для срочного обращения к врачу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector