Проект «речь

Функции речи

  1. Коммуникативная функция речи – речь является средством общения людей. Данная функция выступает в нескольких аспектах:

    • Информационный аспект (функция сообщения) – передача информации в процессе общения;
    • Выразительный аспект (экспрессивная функция) – передача чувств и отношений говорящего к предмету сообщения;
    • Волеизъявительный аспект (функция воздействия) – оказание одним человеком влияния на мысли, эмоции, поведение другого.
  2. Сигнификативная функция речи – относится к внутренней психической деятельности и заключается в способности давать названия, присваивать условные знаки предметам и явлениям.

Две основные функции речи — коммуникативная и сигнификативная, благодаря которым речь является средством общения и формой существования мысли, сознания, формируются одна через другую и функционируют одна в другой.

Письмо

Как упоминалось выше, основная классификация видов речи в психологии делит ее на устную и письменную. Главное отличие второй заключается в том, что она имеет материальный носитель (бумага, экран компьютера и др.). Хоть это и родственные понятия, но существуют весомые отличия между этими способами общения. Письменная речь представлена целиком перед тем, кто ее воспринимает. В устной же речи слова произносятся одно за другим и предыдущее слово уже нельзя как-то воспринять, оно уже растаяло в воздухе. Письменный от устного рассказа отличается и тем, что читатель имеет возможность вернуться к той или иной части написанного, перепрыгнуть несколько частей и сразу узнать развязку действия. Это дает некоторое преимущество этому виду речи. Например, если слушающий человек плохо разбирается в воспринимаемой теме, то для него будет гораздо лучше прочитать нужные данные несколько раз, чтобы более глубоко в них вникнуть. Письмо также очень удобно для того, кто излагает свои мысли на бумаге. Он в любой момент может исправить то, что ему не нравится, построить определенную структуру текста, при этом не повторяясь. Также это может быть оформлено более красиво с эстетической точки зрения. Но все это требует больше усилий от автора, он должен продумать построение каждой фразы, грамотно ее написать, при этом излагая мысль как можно точнее, без лишней «воды». Можно провести несложный эксперимент, который поможет понять разницу, что несут эти виды речи в психологии. Схема этого опыта очень проста. Нужно взять диктофон и записывать в течение дня речь разных людей. Потом это нужно записать на бумагу. Каждая мелкая ошибка, которая не воспринимается на слух, на бумаге будет просто ужасающей. Устная речь, кроме самих слов, использует еще множество средств, которые помогают донести весь смысл сказанной фразы. К ним относятся интонация, мимика и жесты. А в письменной речи нужно выразить все и не использовать при этом вышеперечисленные средства.

Функции

Когда исследователи начали изучать роль речи в обществе, они выделили две функции этой способности — интеллектуальную и коммуникативную.

Интеллектуальные

Речь выступает как средство образования, развития, выражения мыслей. Единицей мышления, речи является слово. Каждое из них имеет свое значение.

Коммуникативные

Речь — инструмент общения между людьми, позволяющий обмениваться информацией, побуждать к действиям. При формировании сообщений человек указывает в нем явление или объект. Чтобы вызвать у собеседника эмоции, нужно сформировать правильный смысл.

Главная цель словесных значений — передача мыслей. На это влияет выбор слова, эмоциональное выражение, которое относится к проговариваемым звукам.

С помощью тона, мимики, интонации, образности выражений, отбора слов, выражения чувств можно выразить мысль. Эти приемы помогут сделать сообщение более выразительным, насыщенным или блеклым, пустым.

Внешняя речь

Этот вид речи включает устную – диалогическую и монологическую речь, а также письменную речь:

  • Устная речь. Данная речь применяется непосредственно для общения и является звучащей речью. С точки зрения истории это самая первая форма речи, которая возникла значительно раньше письма. Произносимые звуки являются её материальной формой. Они возникают в результате сложной деятельности органов произношения человека. Данная речь обладает богатыми интонационными возможностями. Логическое ударение, четкость произношения, наличие или отсутствие пауз играют в устной речи большую роль. Её восприятие может быть усилено мимикой и жестами говорящего человека, выражающего свое эмоциональное состояние.

Как правило, устная речь может проявляться в форме диалога и монолога. Диалог представляет собой непосредственное общение двух или нескольких человек и поддерживается собеседниками. Беседа относится к разновидности диалогического общения и имеет тематическую направленность.

Монологическая речь представляет собой связное изложение системы мыслей одним лицом. Монолог не прерываем. Данная речь связная, контекстная и по сравнению с диалогической речью, может существенно изменить смысловую сторону;

Письменная речь. Это разновидность монологической речи, только развернутая.

Письменная речь предполагает отсутствие обратной связи с собеседником и не имеет никаких дополнительных средств воздействия на того, к кому она обращена.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

Характеристики

Мыслительные процессы:

  • протекают основываясь на уже имеющейся базе знаний;
  • связаны с деятельностью индивида;
  • отражают взаимосвязь в словесной форме;
  • исходят из живого созерцания.

Характеристики мышления:

  • продуктивность;
  • скорость, темп;
  • целенаправленность;
  • стройность, которая может быть логической, грамматической.

Характеристики речи:

Голос — это практическое средство донесения формирующихся мыслей до других людей. Если применять голосовые навыки правильно, ими можно пользоваться как мощным инструментом для оказания воздействия на окружающих.
Темп. Этим понятием описывают речевую скорость, произношение отдельных слов с определенными задержками. Если индивид профессионально владеет речевыми навыками, он без труда сможет корректировать темп, зависимо от того, какую информацию он излагает.
Громкость. Зависимо от обстоятельств, индивид изменяет громкость голоса

Некоторые слова нужно выделить громкостью, чтобы акцентировать на них внимание окружающих.
Высота голоса. С ее помощью можно передавать свое психологическое состояние окружающим

Например, если человек использует низкий голос, он кажется гораздо увереннее.
Интонация. С ее помощью можно по-разному трактовать одни и те же слова. Только с помощью интонации можно сделать вопросительное или восклицательное предложение если идет устное описание.

Чтобы строить конструктивный диалог с окружающими, нужно уметь влиять на других людей.

Разговорная речь

Основной исходный вид устной речи – это та, которая протекает в форме разговора, беседы. Имена она называется разговорной. В психологическом плане это наиболее простая форма речи. Она не нуждается в развернутом изложении, зачастую собеседник в процессе понимает своего оппонента. В разговорной речи важную роль играет контекст. Поскольку благодаря ему беседующие могут заменять слова, сокращая произносимые фразы.

Этот тип речи допускает употребление нелитературного языка. Здесь часто встречаются жаргонизмы, неологизмы, профессионализмы, диалекты и даже нецензурная брань.

Консультации для родителей в детском саду по речевому развитию

Проведение педагогами образовательных работ— важная, но не единственная сторона, от которой зависит успешность развития речи ребенка. Семья, по праву, играет решающую роль в формировании речевого поведения малыша

Важное значение имеют объединение усилий педагогов и родителей, своевременные консультации и совместные решения проблем

В распоряжении родителей и педагогов есть универсальный инструмент как для первичного, так и последующего речевого развития детей: фольклор.

Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста

Осваивать богатую, образную, логично выстроенную речь помогает устное народное творчество.

Хороводы, скороговорки, пословицы и поговорки, потешки, загадки, былины, колыбельные песни, сказки — это все не просто можно, а нужно использовать во взаимодействии с ребенком как родителям, так и педагогам.

Важно понимать! Фольклор расширяет словарный запас, повышает уровень связности, развивает воображение и логику. https://www.youtube.com/embed/QZi1v4wzosM

https://youtube.com/watch?v=QZi1v4wzosM

Типология детских речевых ошибок

Часто бывает, что родители лишь умиляются, услышав ошибку в слове ребенка

Искажения бывают разовые, на которых не стоит заострять внимание

Но существует типология речевых ошибок, характерных для детской речи:

  • Использование глаголов в форме вставаю, прятаю, подаваю (по примеру ломаешь, хватаешь, разрешаю, складываешь и пр.).
  • Образование падежных окончаний по примеру птиц — птицы, форма — формы: стул — стулы, поезд — поезды.
  • Родовые окончания существительных: лошадиха, врачка (женщина-врач), коров (бык), петусиха (курица), гусиха.
  • Сравнительная степень прилагательных: хорошее, большее, плохее, дальнее.
  • Присоединение окончания -ом в творительном падеже без деления на рода: ложком, машинком, ручком.

Исследователи детской речи делают следующие заметки об особенностях детской грамматики: ребенок заменяет слова наиболее легкой для себя формой выражения, усвоенной ранее.

Важно! Подобные типичные ошибки необходимо вовремя корректировать. Таким образом, ответственность по речевому развитию детей лежит на плечах как педагогов, так и родителей

Вовремя диагностированные проблемы, технологично подобранные инструменты решения, консультации, энтузиазм и понимание важности развития речи помогут ребенку успешно пройти дошкольный этап образования и подготовить базу для последующих достижений

Таким образом, ответственность по речевому развитию детей лежит на плечах как педагогов, так и родителей

Вовремя диагностированные проблемы, технологично подобранные инструменты решения, консультации, энтузиазм и понимание важности развития речи помогут ребенку успешно пройти дошкольный этап образования и подготовить базу для последующих достижений

Методы развития связной речи

Существует несколько методов развития связной речи, о них рассказано ниже.

Современные образовательные технологии

Развитие связной речи дошколят означает совершенствование диалогической и монологической речевых форм. Для этого педагогами в работу должны интегрироваться следующие технологии:

  • Игровые (речевые упражнения, коммуникационные, игры для мелкой моторики рук, сюжетно-ролевые и пр.).
  • ИКТ.
  • Мнемотехника.

Мнемотехника как прием развития связной речи дошкольников

Мнемотехника — методика, облегчающая запоминание слов путем образования ассоциаций. В мнемотехнике информация, которая дается малышу с трудом, подлежит замене зрительным образом. Этот прием способствует развитию воображения, зрительной памяти, ассоциативного мышления.

Важно! В развитии связной речи дошкольников от специалистов требуется использование мнемотаблиц

Пример использования мнемотаблицы

Карта анализа НОД по развитию речи в ДОУ по ФГОС

Залог успешного развития речевой культуры ребенка кроется в правильном планировании и проведении непосредственной образовательной деятельности (НОД). Для этого педагогам следует вести карты анализа НОД с заранее составленным планом работ, учетом специфики речевых проблем детей, выявлением методов их коррекции, составлением объяснительных рекомендаций по работе с детьми, в том числе для родителей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector