Значение слова «речь»

Введение

Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение, которое развивалось на основе трудовой деятельности. Речь — это язык в действии.

Главное, что ставит человеческую речь выше всех прочих средств общения, — это способность ребенка уже в очень раннем возрасте понимать и конструировать из нескольких десятков звуков родного языка неограниченное количество речевых сигналов, которые в большинстве случаев ребенок ранее не произносил и не слышал и которые будут иметь для него и для окружающих определенное значение.

У человека чрезвычайно высокая способность к мышлению. Однако эта способность, так же как и лежащие в ее основе восприятие и память были бы значительно слабее, если бы у человека одновременно с этими процессами не выработалось орудие, служащее их продолжением и дополнением, — речь.

Что такое внутренняя речь

Внутренняя речь – это в психологии диалог человека с самим собой, рассуждения «про себя». Это речь, обращенная внутрь самой личности, обращение к самому себе. Она помогает анализировать, перерабатывать, трактовать чувства, эмоции личности. Мы обращаемся к себе, когда решаем какие-то задачи, что-то вспоминаем или представляем, строим планы, мечтаем, фантазируем.

Большинству людей это известно как мысленное выстраивание диалогов или проигрывание каких-то ситуаций. При помощи рассуждений индивид приходит к осознанию, пониманию внешних явлений. Согласно теории психолога Б.Ф

Баева, рассуждения пронизывают все познавательные процессы: ощущение, восприятие, наблюдение, запоминание, припоминание, внимание, воображение, другие

Это средство саморегуляции, самовоспитания, самоанализа, саморазвития. Не зря психологи советуют проговаривать проблемную ситуацию вслух. Информация, проговариваемая про себя неполная, обобщенная (подробнее об этом поговорим в пункте «Особенности внутренней речи»). Проговаривание вслух или записывание информации помогает лучше разобраться в происходящем, увидеть общую картину, структуру, детали, причинно-следственные связи.

Говоря о внутренней речи, нельзя не осветить проблему внешней речи, потому что внешняя и внутренняя речь – два взаимосвязанных элемента. Отечественный психолог Л.С. Выготский рассматривал рассуждения внутри человека как связующий элемент между переходом мыслей в слова и наоборот.

Похожие термины:

  • Один из ранних этапов развития речи ребенка (выделен Л. С. Выготским и А. Р. Лурией). Выражается в том, что слова или слоги, воспроизводимые детьми по образцу речи взрослых, искажаются, например, за сч

  • самостоятельная речь, которая осуществляется по собственному побуждению (по собственной инициативе), без специального задания или вопроса со стороны взрослого. У нормальных детей И,р. возникает,

  • от лат. discussio — исследование, обсуждение) — разновидность устной ( реже — письменной ) публичной речи, которая возникает во время спора, диспута, полемики, дискуссии, когда сталкиваются противополо

  • от франц. impression — впечатление) — восприятие, понимание речи. И.р. устная нормативно выражается в слуховом восприятии произносимого; И.р. письменная — в зрительном восприятии текста (чтении).

  • То же, что активная речь. Речь, требующая программирования и исходящая не из стимулов собеседника, а из внутреннего замысла человека, формулирующего высказывание. При И. р. говорящий руководствует

  • различные виды использования языка вне процесса реальной коммуникации .

  • один из видов публичной публицистической речи, с которой обращаются наставники к своим воспитанникам. В выступлениях этого вида (напутствия учителей, провожающих в большую жизнь своих питомцев; н

  • Естественная речевая деятельность, являющаяся объектом контроля при тестировании навыков и умений продуктивной речи, говорения. В лингводидактическом тестировании проверяется уровень развития

  • разновидность информационной речи учителя, когда он стремится растолковать учебный материал с помощью различных приемов и способов его популярного изложения, таких, как пример, сравнение, описан

  • речь, насыщенная поэтическими средствами, оживляющими при восприятии ее смысла живые образы, эмоции, наглядные картины. Образная речь богата метафорами, сравнениями, эпитетами, метонимами, афориз

  • продуктивный вид речевой деятельности, при которой информация передается на расстоянии с помощью графических знаков.

  • это проявление занимательного народного красноречия, в котором выработались и закрепились свои нормы живого речевого стиля. Сказка оживает именно в изустном произношении. Сказка устно создавала

  • слышимая, звучащая речь. В устной речи общение ограничено условиями пространства и времени. Обычно собеседники хорошо видят друг друга и находятся на таком расстоянии, что могут услышать сказанны

  • родовой термин для обозначения вводимых автором повествовательного текста речевых фрагментов, принадлежащих, как правило, другому лицу/лицам, реже это прошлое высказывание самого автора. Русски

  • своеобразная форма речи, воспроизводящая слова посредством пальцев рук. Изобретена людьми, принимавшими на себя религиозный обет молчания, для осуществления элементарных форм общения. Впоследст

  • совокупность особенностей языкового развития ребёнка, реализующихся в речи. Серьёзное изучение Д.я. ведётся лингвистами, психологами, физиологами, философами. Лингвистические наблюдения позволя

  • Форма речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами (ср. монологическая речь). Условия, в которых протекает Д. р., определяют ряд ее особенно

  • Разновидность речевого общения, где один из участников общения (зритель) обычно не выступает активным субъектом коммуникации, но при этом его наличие подразумевается. Это речь дикторов, работнико

  • (фр. expression – выражение, выразительность) — устная Э. р. связана с произнесением слов, письменная – с их буквенным воспроизведением (рукописно, на машинке).

  • или ВООДУШЕВЛЯЮЩАЯ РЕЧЬ, — речь, воздействующая на эмоциональное состояние аудитории, объединяющая, поднимающая её дух. Поводом Э.р. могут стать как официальные, так и семейно-бытовые события (гос

Внутренняя речь по Выготскому

Над проблематикой взаимосвязи мыслительной деятельности и речевого общения работали, и по сей день трудятся множество «гуру» психологии.

Л. Выготский установил, что слова играют значимую роль в формировании мыслительных операций и психических процессов человеческих субъектов.

Благодаря экспериментам, проводимым Л. Выготским, удалось обнаружить у детей-младших дошкольников наличие непонятной для взрослого окружения формы коммуникации, которую впоследствии стали именовать эгоцентрической речью или «коммуникацией для себя». Согласно Л. Выготскому, эгоцентрическая коммуникация является носителем формирующихся процессов мышления малышей. В этом периоде мыслительная деятельность крох только входит на стезю интериоризации. Он доказал, что эгоцентрическое общение является не просто звуковым сопровождением внутреннего мыслительного процесса, сопутствующего движению мыслей.

Эгоцентрическое мышление, по Выготскому, является единой формой существования (формирования) мыслей детей, и иного, параллельного, умственного размышления у детей на данной стадии просто не существует. Лишь пройдя этап эгоцентрического общения, мыслительные процессы в ходе интериоризации и последующих перестроек будут постепенно преобразовываться в умственные операции, трансформируясь во внутреннюю коммуникацию. Стало быть, эгоцентрическая внутренняя речь в психологии являет собой инструмент коммуникации, необходимый для регулировки и контроля над практической деятельностью детей. То есть, это коммуникация, обращенная к себе.

Можно определить такие особенности внутренней речи, помимо вышеперечисленных: редуцирование фонетических аспектов (сокращена фонетическая сторона коммуникации, слова разгадываются по намерению изъясняющегося произнести их) и превалирование смысловой нагрузки слов над их обозначением. Словесные смыслы гораздо шире и динамичнее, нежели их значения. Они обнаруживают другие правила объединения и интеграции, нежели словесные значения. Именно этим можно объяснить трудность оформления мыслей в речи для окружения, в звуковой коммуникации.

Следовательно, у детей внешнее проявление речи формируется от слова к нескольким, от фразы к соединению фраз, потом к связной коммуникации, состоящей из ряда предложений. Внутреннее общение формируется в ином курсе. Малыш начинает «произносить» целое предложения, а затем переходит к постижению отдельных смысловых элементов, расчленяя цельную мысль на несколько словесных значений.

Значение «внутренняя речь»

Внутренняя речь

беззвучная, мысленная речь, которая возникает в тот момент, когда мы думаем о чем-либо, решаем в уме какие-либо задачи, мысленно составляем планы, припоминаем прочитанные книги и разговоры, молча читаем и пишем. В. р. — это и есть речь про себя, или скрытая вербализация, с помощью которой происходит логическая переработка чувственных данных, их осознание и понимание в определенной системе понятий и суждений. Элементы В. р. мы находим во всех наших сознательных восприятиях, действиях и переживаниях, в которых они проявляются в виде речевых установок или самоинструкций или в виде вербальной интерпретации ощущений и восприятий. Все это делает В. р. весьма важным и универсальным механизмом умственной деятельности и сознания человека. Для В. р. характерны:

свернутость и «агглютинированность» компонентов. В. р. — речь эллиптичная, строящаяся как своеобразное стохастическое, линейное сцепление семантических «смыслов», еще не облеченных в конкретную словесную форму. Это становится возможным

благодаря тому, что В. р. есть речь для себя. Естественно, что для того, чтобы эти «смыслы» могли функционировать в языковом мышлении, они должны иметь материальную опору; но эта опора может сводиться к минимуму, например к представлению начальных букв слов: «В. р. есть в таком смысле речь почти без слов

»(Л.С. Выготский) ;

предикативный характер компонентов В. р.: она «вся состоит с психологической точки зрения из одних сказуемых… Закон

для В. р. — всегда опускать подлежащее…» (Л.С. Выготский);

семантическая специфика компонентов В. р. и большая степень ситуативной контекстуальной обусловленности.

Переход от В. р. к внешней речи — это «переструктурирование речи, превращение совершенно самобытного и своеобразного синтаксиса, смыслового и звукового строя В. р. в другие структурные формы, присущие внешней речи…, … превращение предикативной и идиоматической речи в синтаксически расчлененную и понятную для других речь» (Л.С. Выготский).

В. р. возникает из внешней, является ее психологической трансформацией, в которой наибольшее значение имеет даже не столько ее «беззвучность», а прежде всего ее крайняя ситуативность, обобщенность и вытекающая из них словесная фрагментарность. Все эти специфические особенности В. р. при некоторых условиях (например, общности ситуаций) обнаруживаются и во внешней речи. Все это означает, что В. р. не может быть изолирована от внешней и не может рассматриваться как независимое от нее явление.

Вместе с тем совершенно очевидна также и функциональная зависимость внешней речи от В. р. Это следует из того, что при всех более или менее отсроченных сообщениях своих мыслей (предметных или словесных ассоциаций) мы предварительно фиксируем их с помощью В. р., составляя мысленный план или нечто вроде конспекта будущего высказывания. Еще более определенно это наблюдается при письменном изложении, когда каждой написанной фразе и даже слову предшествует их мысленное произнесение с последующим отбором наиболее подходящих. Но даже и при непосредственном сообщении своих мыслей в момент их возникновения все же их выражению во внешней речи предшествует появление ре-чедвигательных импульсов, которые во всех случаях, хотя бы на доли секунды, упреждают произнесение слова.

Хотя В. р. не может быть средством непосредственного общения людей друг с другом и выполняет главным образом функцию мышления (и в этом смысле Выготский имел все основания называть ее речью «про себя» и «для себя»), тем не менее она выполняет очень важные подготовительные функции для общения людей. Благодаря В. р. создается «речевая установка» (Б.Г. Ананьев) или «установка на сообщение» (Б.Ф. Баев), вызывающая возбуждение соответствующих речевых стереотипов, и происходит отбор слов и фраз для последующих устных и письменных сообщений.

Лит.: Ананьев Б.Г. К теории внутренней речи в психологии // Ананьев Б.Г.. Психология чувственного познания. — М, I960; Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч. — М., 1982. — Т. 2; Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. — М., 1980; Жинкин Н.И. О кодовых переходах во внутренней речи // ВЯ. — 1964. — № 6; Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания.— М., 1969; Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление. — М., 1968.

Л.Е. Тумина

Важно ли умение говорить грамотно

Спор о том, какая должна быть речь человека, в научной педагогической среде возникает довольно часто. Эта проблема волнует и молодое поколение, и старшее. Большинство людей все-таки склоняются к тому, что язык должен быть грамотным, то есть красивым.

Умение говорить правильно не рождается вместе с человеком. Этому навыку нужно обучаться. Процесс освоения языка начинается в дошкольном детстве и продолжается в течение всей жизни. Для достижения результата недостаточно одного лишь желания. Потребуется приложить определенные усилия и затратить немало времени.

Человек, освоивший искусство говорить, всегда производит хорошее впечатление, он выгодно выделяется на фоне окружающих. Употребляемые обороты речи указывают на уровень его культуры. Считается, что человек, умеющий контролировать поток слов, фраз, звуков, способен управлять и разумом.

Итак, владение правильным красивым языком с положительной его окраской – это огромное достоинство человека.

Постоянство ценностей

— Язык меняется. Например, слово «жид» у Николая Васильевича Гоголя, Александра Сергеевича Пушкина да и у Николая Семёновича Лескова ещё — тогда это было нормально. А теперь это слово нельзя употреблять. За слово «укроп», хотя оно совсем другое обозначает, в соцсетях, как теперь говорится, забанят. И так далее. Даже иностранцы спрашивают: «На всех языках «жид» нормально звучит, а почему вы используете «еврей» вместо «жид», хотя это слово и в русской литературе было?»

— Надо сказать: дорогие соотечественники, вне всякого сомнения, язык изменчив. Слово «жид» приобрело в русском языке отрицательный смысл. Это произошло где-то в начале XX века, может быть, в революционные годы. Тут ничего удивительного нет.

— Мы же не будем переписывать политкорректно старую литературу? «Жидовку молодую» у Александра Сергеевича Пушкина?

— Ни в коем случае, совершенно верно. Если политкорректностью называть правильность речи, то это не политкорректность, потому что политкорректность родилась в 1990-е годы, в начале XX века и запрещает нам негра называть негром, старого человека называть старым, представляя и женщин, и детей, и всякого хромого или слепого человека как жертву. Их нельзя называть этими словами. Это связано с тем, что меняется система ценностей. Она сейчас в западном мире как раз меняется.

Я бы хотел дать всем нам следующую установку, я за неё сейчас борюсь.

Надо красоту называть красотой, надо мудрость называть мудростью без всякого лицемерия. Надо добро называть добром, а зло злом. И скверну называть скверной. Но при этом, конечно, всякий человек должен быть творцом своих:

  • мыслей,
  • чувств,
  • воли.

И всё это надо выразить в нашем языке — дивном, могучем, поющем, правдивом, свободном, богатом, выразительном. И ещё 200 синонимов.

Беседовал Игорь Буккер

К публикации подготовила Марина Севастьянова

Встройте «Правду.Ру» в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в или в

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники  target=»_blank»>в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах во , Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках…

История изучения и исследователи

Считается, что первая членораздельная речь появилась около двух миллионов лет назад. Тогда у первых людей сформировался речевой аппарат.

Психолингвистика — направление психологической науки, которое сформировалось под воздействием лингвистики. Ее цель — изучение взаимосвязей между сознанием, мышлением, языком.

Термин «речь» был предложен известным американским психологом Дж. Р. Кантором. Широкое применение среди других исследователей он получил после того, как ученик Кантора Н. Г. Пронко использовал его в статье «Язык и психолингвистика».

Одна из главных гипотез, которая сыграла огромную роль в формировании, развитии психолингвистики — гипотеза лингвистической относительности. После ее издания в научном мире начал активно поднимать вопрос о взаимосвязи между мышлением, языком.

Следующим ученым, который внес огромный вклад в изучение речи, был Н. Хомский. В своих трудах он описывал работу языка при построении фраз, предложений.

Отечественный психолог, который внес большой вклад в развитие этого направление психологической науки, — Л. С. Выготский. Он сформировал последовательность действий перед воспроизведением слов. Она состоит из нескольких элементов:

  • мотивации;
  • формирования мысли;
  • внутреннего построения предложения;
  • подбор слов;
  • реализация.

Внутренний голос

Рассматривая вопрос о том, что такое внутренняя речь, стоит сделать акцент на таком феномене, как внутренний голос. Внутренним голосом называют некую скрытую силу, которая в сложной ситуации помогает человеку принять верное решение. Иногда его также называют интуицией. Внутренний диалог, с точки зрения психологии, является результатом взаимодействия трех человеческих эго-состояний: «ребенок», «взрослый» и «родитель». Несмотря на возраст индивида, в его мышлении всегда есть эти состояния, и в сложной ситуации они вступают в конфликт. В результате внутренний голос может давать советы, критиковать нас, апеллировать к здравому смыслу и так далее. Исследования показали, что внутренняя речь и внутренний голос являются внутримозговыми импульсами, и когда человеку кажется, что голоса звучат извне, они на самом деле идут изнутри.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector