Урок 6. работа с аудиторией
Содержание:
- Оратор
- Краткий вводный курс
- Причины страха перед публичными выступлениями
- Аудитория и методы воздействия на нее
- Что поможет общаться с группами?
- Фактор 3: взаимодействие с аудиторией
- Особенности аудитории
- Ораторское искусство для детей
- Ораторское искусство
- Свойства зрительного восприятия
- Основные элементы процесса коммуникации
- Как добиться контакта
- Стимулируйте совершение действий на YouTube, используя особые аудитории по намерениям и аудитории ремаркетинга.
- Как воздействовать на аудиторию
- Жесты
- Существуют приемы эмоционального воздействия СМИ на аудиторию :
- Этика публичных выступлений и речевой этикет
- Развитие ораторского искусства: основы мастерства создания речей, меняющих обстановку в коллективе
- Как узнать, налажен ли контакт
Оратор
«Оратор» — многозначное слово. Слово может быть определено, как:
- человек, который выступает с публичной речью;
- человек, имеющий дар красноречия.
Для говорящего перед аудиторией лектора существует ряд важных критериев, без которых выступление может быть малоэффективным.
Требования к оратору
Чтобы оратор был успешен у слушателей, во-первых, он должен быть опрятно и хорошо одет. Желательно, чтобы одежда не содержала ярких деталей и не была пестрых расцветок или необычных фасонов. Нужно всегда следить за чистотой вещей.
Во-вторых, важны личностные и поведенческие качества говорящего. Лектор не должен совершать лишних движений механического характера, так как это отвлекает аудиторию. Имеет значение поза выступающего: лектор должен стоять уверенно. Неуверенность или лишние раскачивания могут отрицательно повлиять на отношение публики.
В-третьих, нужно поддерживать зрительный контакт с аудиторией: во время доклада не отвлекаться на посторонние вещи, не оглядываться, не смотреть в окно. Главное – нужно заинтересованно смотреть на аудиторию, так как лекторы, смотрящие на слушателей отсутствующим взглядом, обычно воспринимаются сложнее. Охватывать взглядом сразу весь зал не нужно, достаточно переводить взгляд с одной части зала на другую.
Установление контакта оратора со слушателями
Важнейший фактор любой публичной речи – установление контакта со слушателями. Если его нет, эффективность выступления практически отсутствует.
Обратная связь выступающего со слушателями представляет общность эмоционального состояния публики с лектором
Важно также взаимопонимание и интеллектуальное сопереживание – единство мысли говорящего человека с ходом мышления публики
Мыслительный процесс должен развиваться одновременно у оратора и у аудитории: только тогда слушающие смогут полностью осознать то, что говорит выступающий человек.
Также нужно, чтобы речь вызывала похожие чувства у говорящего и слушающих. Это следствие отношения самого оратора к предмету речи. Эмоциональный ответ аудитории будет присутствовать, если говорящий:
искренне заинтересован предметом повествования; преподносит материал доступно; убежден в достоверности, важности излагаемой информации; уважает слушателей, признает в них партнеров. Можно легко установить степень контакта – насколько оратор и его аудитория взаимодействуют
Обычно во время выступления в зале тихо. Однако эта тишина является вежливой или рабочей
Можно легко установить степень контакта – насколько оратор и его аудитория взаимодействуют. Обычно во время выступления в зале тихо. Однако эта тишина является вежливой или рабочей.
В одной аудитории люди реагирует на слова оратора, выражают свое отношение к словам говорящего, боятся пропустить каждое слово. Об этом говорят их эмоциональные ответы на шутки, обращения, а также поза (обычно она бывает сосредоточенной).
В другом зале люди могут не слушать оратора, даже если внешне там также тихо. В такой общности слушатели не хотят мешать оратору, думая о своих заботах и делах.
Как добиться взаимопонимания со слушателями
К основным факторам взаимопонимания относят:
реакция слушателей на речь оратора (смех, возгласы, аплодисменты); уверенность оратора в собственной речи (умеющий построить контакт со слушателями человек говорят четко, уверенно); актуальность преподносимой информации (ее новизна, понятность, важность, интерес); личность говорящего (имеет значение репутация оратора, степень его эрудированности и привлекательности, важно также, принципиальный ли он). Часто говорящему удается установить контакт только с долей зала
Часто говорящему удается установить контакт только с долей зала
Данное внимание людей становится постоянным или переменным, устойчивым или неустойчивым. Всё зависит от специфики обсуждаемого вопроса, степени его актуальности и уровня подготовки публики
Для установки взаимопонимания с залом (когда оратор и аудитория едины) говорящий должен учитывать социальный статус и уровень развития аудитории.
Краткий вводный курс
Донести информацию придется не только до покупателей, хотя они в приоритете перед остальными группами целевых аудиторий. Работа должна проводиться на внешнем и внутреннем уровне (по определению маркетинговых компаний).
Внутренняя аудитория (крупные компании)
Не стоит забывать, что в любой компании работают люди, а значит, они также являются потребителями. Продукт или услугу они знают изнутри, поэтому первые должны почувствовать его полезность и актуальность.
Не стоит забывать, что в любой компании работают люди, а значит, они также являются потребителями.
Принято подразделять внутреннюю аудиторию на такие подгруппы:
- Руководство компаний.
- Среднее звено руководителей.
- Работники предприятия.
- Члены семей работников.
Процесс передачи информации для этой ЦА несколько отличается от процесса воздействия на внешнюю группу.
Внешняя аудитория
В этой категории воздействие на целевую аудиторию проходит через следующие этапы:
- Оповещение в СМИ.
- Общественные и деловые контакты.
- Развлекательные каналы и мероприятия.
- Внедрение в специализированные группы.
- Прямой контакт с потребителями.
Причины страха перед публичными выступлениями
По статистике 9 из 10 человек страдают глоссофобией. Ученые установили, что количество адреналина, которое поступает в кровь, когда человек начинает выступать перед аудиторией, сравнимо с ощущениями перед прыжком с парашютом. Адреналин – союзник, но когда его слишком много парализуется память, стопорится речь, появляется нервная жестикуляция.
Все это не идет на пользу оратору. Публичное выступление наш организм приравнивает к смертельной опасности: необходимость произнести короткое сообщение перед аудиторией сравнимо с балансированием на краю небоскреба.
Существует две главных причины такой реакции:
Аудитория и методы воздействия на нее
Чтобы гарантировать связь между оратором и слушателями, важно знать, что такое эффект аудитории. Этот эффект доказывает изменение поведения человека при выполнении работы из-за присутствия стороннего наблюдателя, в нашем случае зрителя
Яркий пример – спортсмены, которые демонстрируют лучшие результаты не в одиночестве на тренировке, а на крупных соревнованиях в присутствии большого количества зрителей.
Так и хороший оратор чувствует себя не до конца готовым до начала выступления, пока не выйдет перед публикой и не почувствует связь между собой и собравшимися. В этом случае, если подготовка проведена плодотворно, то эффект аудитории вам обеспечит успех. Главные приемы, направленные на удержания интереса, которыми необходимо пользоваться.
Важно также знать методы воздействия на аудиторию и активно пользоваться ими
Считайтесь с мнением других
Для слушателей важно уважение их ценностей, их представления о жизни
Поймите, что дорого для аудитории, проявите интерес к этому, тогда люди вас выслушают и обратят внимание на основные тезисы и выводы.
Оратор и его аудитория должны соответствовать друг другу. Это хорошие способы привлечения внимания
Старайтесь даже внешне походить на своих слушателей
Если это студент оденьтесь стильно.
Прочувствуйте аудиторию. Задавайте вопросы, отвечайте на реплики из зала, конечно, корректные. Если вы проявите искренний интерес, то слушатели обязательно на это откликнутся.
Предлагайте решения и выводы только после того, как удалось расположить слушателей к себе. Ведите их за собой после того, как они вам поверили и стали вам доверять.
Не уставайте поддержать интерес слушателей. Помните, что человек способен концентрироваться не более получаса. Чтобы не потерять аудиторию, через равные промежутки времени используйте комплимент, обмен мнениями, экскурс в историю или личный опыт.
Старайтесь по-новому подавать информацию, это необходимо, чтобы поддержать интерес. На это влияют презентации, видеоролики, аудиосопровождение. Эффект аудитории сыграет в вашу пользу. Смотрите в глаза слушателям и не бойтесь ошибиться. Это безошибочные приемы. Если вы добьетесь результата в публичных выступлениях перед публикой, то вам по плечу будет любая работа.
Что поможет общаться с группами?
Виды целевых аудиторий условно можно представить в трех вариантах:
- Первичный – потребители товара или услуг фирмы.
- Вторичный – СМИ, оказывающие влияние на настроение и формирующие мнение о товаре.
- Третичный – значимые лидеры в данной области, которые могут оказывать влияние как на общественное мнение, так и на СМИ.
Наиболее важным пунктом считается взаимодействие со СМИ. Эти каналы коммуникации охватывают все слои и группы населения. Общение во всех группах обязательно начинается с «корпоративного» послания. Необходимо озвучить все принципы работы компании, ее возможности и отличия от подобных ей фирм. Причем каждой группе это послание должно раскрывать продукт или услугу с привлекательной именно для нее стороны и, тем самым, формировать положительное мнение о компании.
Фактор 3: взаимодействие с аудиторией
Вы недоступны
Взаимодействие с посетителями сайта повышают их лояльность. Клиенты ценят, когда на их вопросы отвечают, а проблемы помогают решить. Пусть они знают, что вам не все равно.
Что подумают пользователи, если с вами практически невозможно связаться? Что если страница с контактами перенаправляет их на FAQ? Или она не содержит номер телефона или адрес электронной почты? Все это говорит о том, что вы действительно не хотите, чтобы с вами связались. Не создавайте впечатление, что вы не хотите общаться со своими клиентами, существует множество способов контактировать с ними. Вы можете опубликовать адрес электронной почты, использовать чаты или создать простую форму контактов. Использование социальных систем и форумов — это также отличный способ оставаться на связи. Там посетители смогут не только задать вам вопрос, но и пообщаться с другими пользователями.
Онлайн консультация
Еще один способ связи с вашими клиентами – настроить «живой» чат с оператором. В эпоху, когда почти каждый пользователь интернета имеет личную страничку в социальной сети, становится проще и быстрее написать свой вопрос, вместо того, что бы позвонить. Электронная почта, безусловно, эффективный способ связи, но довольно долгий. Тогда на помощь приходит онлайн консультация. Потенциальный клиент в один клик может начать живой диалог с вашим представителем. Такой способ связи экономит время обоих сторон.
Навязчивая регистрация
Определите, для чего нужна регистрация на вашем сайте. Предложите пользователям возможность насладиться как можно большим количеством информации без регистрации. Например, многие сайты просят идентифицировать себя прежде, чем отправить комментарий. Конечно, это приведет к снижению количества спама, однако, это так же уменьшит количество комментариев. Кроме того, убедитесь, что от незарегистрированного пользователя не скрыта та информация, которая скрытой быть не должна. Не просите от пользователей того, в чем вы не нуждаетесь.
Теперь в ваших руках оказалось мощное орудие, с помощью которого мы сможете улучшить ваш сайт, сделать его более «дружелюбным» для пользователей и повысить уровень продаж. Пусть ваш сайт станет удобным и понятным. А если ошибок много, а исправить их вы не можете по каким-либо причинам — обратитесь к специалистам. Они прекрасно знают, что нужно пользователю и с радостью вам помогут.
Особенности аудитории
Докладчику нужно понимать, насколько однородна аудитория, перед которой нужно произнести речи. Об этом судят по нескольким признакам:
- Возраст.
- Пол.
- Национальность.
- Уровень образования.
- Увлечения по профессии.
- Настроение.
Естественно, чем сплоченнее оратор и его аудитория, тем легче будет удержать ее внимание. Еще один важный фактор – количественный состав
Малым числом слушателей легче управлять, но тогда докладчик должен досконально знать предмет, которому посвящена основная часть его речи. Диктовать с бумажки будет особенно неуместно и вызовет только отрицательную реакцию между слушателями.
Ораторское искусство для детей
Сегодня риторика, как научная дисциплина об ораторском искусстве, востребована и для гармоничного развития детей. Она развивает личностные качества ребенка, учит умению общаться, грамотно и уверенно выражать свои мысли, вести диалог, используя интонацию и мимику, приобретать первые навыки публичных выступлений.
Задачами преподавания риторики являются:
Заниматься с детьми можно и дома:
- работать над техникой речи, проговаривая скороговорки;
- учиться вежливому общению;
- много читать и разговаривать на разные темы, чтобы увеличивать словарный запас;
- организовывать театрализованные представления для развития актерских навыков;
- разучивать и читать стихи с выражением;
- тренироваться выступать перед близкими и друзьями.
Эти занятия помогут вашему ребенку стать увереннее и не стесняться на публичных мероприятиях, научат устанавливать контакты с людьми, раскроют творческий потенциал.
Ораторское искусство
Ораторское искусство – умение произнести речь так, чтобы она оказала желаемый эффект на публику. Оратор должен владеть высокой степенью мастерства при беседе с людьми, а также уметь профессионально обращаться со словом.
Это требуется потому, что человек, находящийся в центре внимания аудитории, оценивается своими слушателями. Рассматривают люди в зале всё: начиная от внешнего вида человека, его стиля и до личных качеств. Успех имеет тот оратор, который учитывает это при построении выступления.
Оратор, чтобы его можно было назвать профессиональным, должен быть:
эрудированным;
высокоинтеллектуальным;
опрятным, притягивающим внимание.
Свойства зрительного восприятия
В словарях дается следующее определение: восприятием называют процесс отражения человеком предметов и явлений объективной действительности в ходе их непосредственного воздействия на органы чувств, а также создание чувственного образа предмета или явления, возникающего в процессе такого отражения. По статистике, человек воспринимает зрительно 83% поступающей к нему извне информации, на долю слуха приходится 12%, на долю вкусовых ощущений и осязания — 2%, на долю обоняния — 3%.
Визуальные образы «интернациональны», они позволяют легко преодолеть языковой барьер. Запоминаемость зрительной информации выше, чем любой другой. Нередко даже словесная информация откладывается в памяти в виде образов. Может быть, поэтому сейчас, когда на человека обрушилась лавина информации, так возросла потребность в художниках и дизайнерах?
Органы чувств у всех людей устроены примерно одинаково, следовательно, существуют объективные закономерности зрительного восприятия. Рассмотрим некоторые из них .
Последовательность
Любое изображение или объект, которые находятся у нас перед глазами, состоят из деталей. По данным физиологов, при рассматривании объектов зрачок все время хаотически движется, но хаотичность эта кажущаяся. Глаз устроен так, что за один раз позволяет обозначить только один образ, затем переходить к следующему и т.д., то есть человек смотрит последовательно.
При знакомстве с объектом он как бы «ощупывает» его взглядом. В зрительной памяти остаются характерные признаки, движение глаз отражает работу мысли. Глаз не обводит контуры предметов, а перескакивает от одной части изображения к другой, несколько раз повторяя один и тот же путь. Элементы изображения, по которым человек чаще всего скользит взглядом, являются смысловыми центрами.
Запоминаемость
Из множества элементов рассматриваемого изображения или объекта человек может за короткое время одновременно воспринять и запомнить не более 7+2. При верстке полос или создания коллажей нельзя перегружать свою работу.
Избирательность
Максимум внимания среди множества предметов приковывает изображение человека или животного. Лица людей на картине значат больше, чем фигуры, а главные элементы, фиксируемые на лице, -глаза, нос и губы. Точки, в которых при рассматривании зрачок останавливается и меняет направление, называются точками максимальной кривизны данного участка контура. Они наиболее важны для опознания фигуры. Резкие изломы линий используются художниками для создания наибольшей выразительности, для стилизации изображений. Этот прием использовался в народном творчестве при вышивке крестом и в ковровых рисунках, на нем строили свои работы кубисты, по тому же принципу рисуются пиктограммы.
Ассоциативность
Ассоциативность устанавливает связи между отдельными представлениями, вследствие чего одно из них вызывает другое, третье и т.д. Приведем в качестве примера эмоциональное зрительное восприятие линии. При разглядывании различных линий возникают различные вполне определенные чувства и ассоциации. Разные формы линий, их направление — это элементы выразительности.
Образность
Образность — основанная на ассоциативности способность возбуждать в сознании художественные образы. Например, вид морской раковины вызывает в воображении океан. Порой объект, не виденный ранее, способствует возникновению какого-то близкого, давно знакомого образа. Ассоциативность и образность зависят от развития человека: они тем богаче, чем выше его интеллект.
В психодиагностике используют тест Роршаха. Глядя на бесформенные пятна, человек пытается определить, напоминают ли они растения или животных, явления природы или достижения цивилизации. Появляющиеся образы обусловлены формой пятен, цветом, фоном. Отношения к цвету — показатель эмоционального состояния, а степень оригинальности ответов характеризует интеллект, правда излишняя оригинальность свидетельствует о вычурности мышления.
Художественная выразительность достигается разными путями. Яркий пример тому — творчество импрессионистов: Ван Гога, Гогена. Тулуз Лотрека. Для выражения своих мыслей они шли на сознательное искажение натуры, и от этого выразительность их произведений только усиливалась
Учитывая особенности восприятия и соблюдая определенные правила, дизайнер все же в первую очередь должен руководствоваться творческими критериями. Так, на все замечания по поводу неточностей в картине «Боярыня Морозова» В.Суриков ответил: «Суть исторической картины — угадывание. Если сам дух времени соблюден — в деталях можно какие угодно ошибки делать. А когда все в точку — противно даже».
Основные элементы процесса коммуникации
Схематически изобразить передачу информации можно так:
- Компания, то есть первоисточник информации.
- Сообщение для ЦА.
- Сама целевая аудитория.
- Адресаты – это те, кто получит информацию уже от представителей ЦА.
При получении информации потребитель обязательно интерпретирует ее под свои запросы и понимание. Соответственно, свою роль сыграют стереотипы мышления той или иной группы лиц. Задача специалиста по PR технологиям создать такой информационный пакет, где будут учтены все стереотипы и даны ответы на вопросы по продукту. Небольшие компании и сайты могут производить исследование ЦА, ориентируясь на простые, но эффективные методы
- Анализ подобных источников – сбор всей существующей информации по продукту и его прямым аналогам.
- Интервью – проводить его можно как с потребителем, так и с признанными экспертами.
Именно второй пункт даст реальное представление об ожиданиях клиента сайта, критериях оценки, целях и задачах при посещении страницы. Опросы составляются грамотно, когда:
- Вопросы короткие и точные, но предполагают емкие ответы.
- Время, затраченное на ответы, не должно превышать 60-минутного лимита.
- Вопросник не содержит вопросов, требующих ответа «да» или «нет» – это некомфортно для большей части населения.
Способы получения информации о ЦА, а также принципы качественного распространения «послания» лучше поручить специалистам в области PR технологий. Конверсия любого предприятия и сайта только выиграет.
Как добиться контакта
Для достижения контакта между оратором и слушателями существуют несколько составляющих.
- Интеллектуальное сопереживание. Оратор и аудитория должны быть заинтересованы в поисках решения одних и тех же проблем, вести совместную деятельность. Добиться, чтобы аудитория не упускала нить рассуждений, логические мостики во время лекции.
- Эмоциональное сопереживание. Оратор и его аудитория должны переживать похожие эмоции. Отношение выступающего к предмету, о котором он рассказывает, должно быть достаточно эмоциональным, чтобы этот настрой передался слушателям и спровоцировал ответную реакцию.
Делаем вывод, что для появления контакта между аудиторией и выступающим необходимо наличие двух составляющих – общей мыслительной и чувственной деятельности.
Стимулируйте совершение действий на YouTube, используя особые аудитории по намерениям и аудитории ремаркетинга.
Сегментация по ключевым словам позволяет оптимизировать ставки для аудиторий и привлекать наиболее заинтересованных клиентов.
Используйте стратегию «Максимум конверсий» для особых аудиторий по намерениям и аудиторий ремаркетинга.
Вы можете стимулировать конверсии по последнему клику и при этом максимально эффективно использовать свой бюджет благодаря стратегии «Максимум конверсий».
С помощью Планировщика ключевых слов оцените потенциальную эффективность 10–15 ключевых слов на YouTube в случае использования особой аудитории по намерениям.
Люди часто ищут видео в Интернете, чтобы изучить характеристики того или иного продукта перед покупкой. Поэтому ключевые слова, эффективные в поисковой сети, должны быть эффективны и для кампаний на YouTube.
Объединяйте списки ремаркетинга для более точной сегментации аудитории.
Ремаркетинг помогает привлекать пользователей на разных этапах воронки продаж.
Совет
Устанавливайте более высокие ставки для кампаний, ориентированных на совершение конкретных действий, чем для аудиторий, которые находятся на более ранних этапах воронки продаж. Это позволяет увеличить конверсии благодаря привлечению наиболее заинтересованных аудиторий Google.
Подпишитесь на рассылку, чтобы получать новости и рекомендации по работе с Google Рекламой.
Как воздействовать на аудиторию
Существует несколько приемов, которые могут помочь управлять публикой более эффективно. К ним можно отнести:
уважение к ценностям слушателей (выступающий должен учитывать мнение публики при выступлении, проявлять интерес к их вопросам, тогда основные моменты выступления будут восприняты лучше);
единство, когда оратор и аудитория похожи (можно добиться соответствия даже в плане стиля: это способствует лучшему восприятию текста);
ощущение настроения людей в зале оратором (чтобы прочувствовать слушателей, выступающий должен задавать им вопросы, отвечать на корректные возгласы из зала);
итоги, решения и выводы кратко преподносятся слушателям в момент, когда они заинтересовались обсуждаемым вопросом: тогда эффективность выступления будет намного выше;
перерывы (человек не может держать внимание дольше 30 минут. Чтобы слушатели не уставали, через равные промежутки времени оратор должен делать короткие перерывы, в ходе которых происходит диалог с залом, обмен мнениями или приведение личного опыта в вопросе).. Выступление перед публикой всегда требует тщательной подготовки не только в плане ознакомления с материалом
Выступающему также нужно хорошо знать психологию публики, ее предпочтения, социальный статус присутствующих, чтобы построить свое поведение правильно. Только тогда речь может быть воспринята слушателями максимально полно
Выступление перед публикой всегда требует тщательной подготовки не только в плане ознакомления с материалом. Выступающему также нужно хорошо знать психологию публики, ее предпочтения, социальный статус присутствующих, чтобы построить свое поведение правильно. Только тогда речь может быть воспринята слушателями максимально полно.
Жесты
Жестикуляция является важной составляющей языка тела и занимает значимое место в процессе коммуникации, более 50% информации мы получаем благодаря невербальным средствам общения, именно поэтому у нас не возникает сложностей в понимании немого кино.
Жесты придают экспрессивную окраску выступлению, визуализируют эмоции оратора, выделяют ключевые моменты речи и направляют внимание аудитории в нужное русло
Важно помнить, что некоторые жесты в различных культурах могут нести разный смыл, поэтому следует тщательно изучить свою аудиторию
Важно помнить, что некоторые жесты в различных культурах могут нести разный смыл, поэтому следует тщательно изучить свою аудиторию
Существуют приемы эмоционального воздействия СМИ на аудиторию :
1) Закон дремлющего эффекта.
Любая информация усваивается аудиторией лучше, если в этой информации есть элементы, рассчитанные на психологический протест. Из этого закона следует принцип настороженности (быстро и прочно усваивается информация об угрозе; при этом остальная информация, содержащаяся в речи, не воспринимается, блокируется) и принцип резонанса (быстро и прочно усваивается информация, непосредственно касающаяся данной аудитории).
2) Прием эмоциональной доминанты.
Сенсация — это новость, преподнесенная с расчетом на неожиданность, на острейшее эмоциональное восприятие.
3) Повозка с оркестром.
Чем привлекали к себе зрителей странствующие актеры? Яркостью, праздничностью, «карнавальностью» появления в городе.
4) Прием символизации
Символом чего стал сейчас шестисотый «Мерседес»? Что символизирует швейцарский банк? Тот или иной товар или товарный знак символизируют благополучие, надежность, престижность.
5) Ассоциативное связывание.
Содержание выступления должно содержать в себе замаскированные стимулы, которые направляют сознание человека к определенным ассоциативным связям.
Также важен порядок этих сообщений, т.к. впечатление, полученное от предыдущего сообщения, в какой-то степени накладывается на последующее.
6) Ссылка на авторитет.
Свидетельство «простых смертных», например, «Лени Голубкова» или «обычной покупательницы», таких же, как и те, на кого направлено выступление.
Этика публичных выступлений и речевой этикет
Этика публичных выступлений — это нравственные основания риторики. Она включает в себя этическую позицию оратора по рассматриваемым проблемам, его нравственный потенциал, личностные и профессиональные качества и общую культуру речи и поведения. Этическая позиция характеризуется здравомыслием (компетенция, эрудиция, а, следовательно, доказательность, аргументированность), доброжелательностью, открытостью, самоконтролем, порядочностью и тактичностью. Основы ораторской этики были разработаны еще в античности в трудах Платона, Демосфена и других ораторов с учетом особенностей своего времени.
Речевой этикет — это устойчивые, стандартизированные высказывания, соответствующие определенным этическим нормам. Эти речевые формулы могут быть связаны с различными ситуациями общения: формы обращения, знакомство, приветствие, прощание, поздравление, пожелание, благодарность, извинение, просьба, приглашение, совет, предложение, утешение. сочувствие, соболезнование, комплимент, одобрение. С. Смайлс отмечал: «Грубое и резкое обрагцение закрывает перед нами все двери и все сердца. а любезное, учтивое, приличное служит талисманом, перед которым отворяются все двери и все сердила как старых, так и молодых людей». Речевой этикет имеет национальную, социальную, культурную детерминированность. Для оратора самое главное — этично выразить свое согласие (полное или частичное) или несогласие с мнением собеседника, вступить в разговор и прекратить его, управлять временем речи.
Развитие ораторского искусства: основы мастерства создания речей, меняющих обстановку в коллективе
- Определитесь, какой цели вы хотите добиться своим выступлением: сообщить что-то или заставить аудиторию изменить свою точку зрения, сделать то, что вам хочется. Эти цели могут синтезироваться, но вы должны заранее подумать, какой реакции хотите добиться и выбирать приемы, исходя из этого.
- Оцените слушателей: насколько они образованы, в какой сфере, гуманитарной или технической подкованы лучше, какие у них интересы. Важны пол и возраст. Молодежная аудитория тонко чувствует лесть, негативно воспринимает намеки на их некомпетентность, им претят заигрывания и сюсюкания. Будьте готовы к обсуждению острых вопросов, болезненных тем. Слушатели с высоким уровнем научной подготовки плохо воспринимают ораторов, которые не могут предложить им ничего нового: инновационных технологий, свежих взглядов и подходов к решению проблемы. Всегда легче говорить с однородной аудиторией: студенты, врачи, либералы. Вам будет проще предсказать их реакцию. Если состав публики разнороден, адресовывайте отдельные фрагменты речи конкретным группам. Заранее решите, что скажите отдельным, важным персонам.
- Выясните, сколько человек придет вас послушать. Чем больше, тем проще будет управлять эмоциональным фоном: толпа делит высказывания на черное и белое, склонна к обезличиванию, инертна. Вам следует говорить просто, образно, использовать средства наглядности. Если вы выступаете перед узким кругом людей, важна предварительная подготовка: подумайте, как будет реагировать на ваши речи каждый из слушателей, подготовьте «прицельные фрагменты», рассчитанные на конкретных людей.
Как узнать, налажен ли контакт
Самые верные способы определить, налажено ли взаимодействие оратора и аудитории – наблюдать за ее реакцией на построение речи
Важно, обращать внимание на детали. Ведь даже абсолютная тишина во время произнесения речи не гарантирует нахождение на одной волне
Дело в том, что оратора могут воспринимать, не дыша, опасаясь упустить хотя бы слово, либо организовать «вежливое молчание».
При последнем сценарии слушатели не нарушают порядок, но и не воспринимает оратора, не трудятся совместно над подготовленными им тезисами, приемы воспринимаются равнодушно. Тишина вызвана лишь желанием не мешать.
О контакте между аудиторией и докладчиком судят и по тому, как держится оратор
Отсутствие ошибок в речи, частое обращение к собравшимся, вовлечение их в диалог, все это верные приметы того, что нужный подход найден, внимание удается удержать. Если же докладчик выступает неуверенно, не откликается на изменения настроения в зале, часто сбивается, значит, решить свою главную задачу ему не удалось
Необходимо помнить, что зачастую докладчик налаживает контакт лишь с определенной частью аудитории. К тому же количество человек, вовлеченных в интеллектуальное и эмоциональное сопереживание, не постоянно и меняется в зависимости от всевозможных факторов.