Одаренность в психологии

Семь принципов сопровождения одаренных детей

Психологическая наука предлагает использовать семь базовых принципов выявления и сопровождения одаренных детей.

Первый принцип. Характер оценки разных сторон поведения и деятельности ребенка должен быть комплексным. Это позволило бы использовать различные источники информации и охватывать как можно более широкий спектр его способностей. Необходимо задействовать при этом множество разнообразных методов и технологий:

  • различные варианты метода наблюдения за детьми;
  • специальные психодиагностические тренинги;
  • проведение пробных уроков по специальным программам, включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия;
  • организация различных интеллектуальных игр, предметных олимпиад, научных конференций, спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей и т. п.;
  • экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, воспитателями;
  • экспертное оценивание конкретных продуктов деятельности детей профессионалами;
  • проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности.

Комплексный подход к выявлению детской одаренности тоже не гарантирует полной безошибочности. А навешивание ярлыков типа «одаренный» или «неодаренный» может стать весьма негативным фактором дальнейшего развития личности ребенка.

Оценивание ребенка как одаренного не должно являться самоцелью, а служить лишь стимулом для его дальнейшего развития и продвижения. Выявление одаренных детей необходимо связывать исключительно с задачами их обучения и воспитания, с оказанием им психологической помощи и педагогической поддержки.Второй принцип. Обязательна длительность идентификации, что предполагает развернутое на несколько лет наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях: жизненных и учебных.Третий принцип. Важен анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей развивающей деятельности и т. д.).Четвертый принцип. Актуально использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические преграды, комплексы звездности или неполноценности и т.д.Пятый принцип. Желательно подключение к оценке ребенка экспертов: специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности (математиков, гуманитариев, инженеров и т.д.). При этом следует помнить о возможном консерватизме мнения профессионала, особенно при оценке продуктов подросткового и юношеского творчества, не следует его переоценивать и тем более полностью на него полагаться.Шестой принцип. Плодотворна оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны его ближайшего развития (в частности, на основе организации определенной образовательной среды с выстраиванием для данного ребенка индивидуальной траектории обучения).Седьмой принцип. Предпочтительна опора на экологически валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в конкретной ситуации, такие как:

  • анализ продуктов деятельности
  • наблюдение
  • беседа
  • экспертные оценки
  • естественный эксперимент.

Необходимо напомнить, что существующие валидные психодиагностические методы идентификации одаренности весьма сложны, требуют высокой квалификации и специального обучения.

Один из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей — это вопрос о частоте появления детской одаренности. Существуют 2 крайние точки зрения:

  • «Все дети являются одаренными»
  • «Одаренные дети встречаются крайне редко».

Это противоречие в работе с одарёнными детьми мы решаем следующим образом:

  • Потенциальная одаренность присуща многим детям, т.к. каждый ребенок талантлив по-своему;
  • Актуальную одаренность демонстрирует незначительнаячасть детей; это дети, которые талантливы особо.

Учитывая эти основополагающие положения, педагогическим коллективом нашей школы была разработана программа «Одарённые дети».

Об авторе: Балакирева Зарема Викторовна, заместитель директора по УВР, МБОУ СОШ № 16 о. Муром Владимирской области.

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:

Как выявить необычайные возможности

Рекомендуем: Аутизм: что это?

Диагностика одаренности заключается в применении стандартизированных тестов. Они позволяют оценить характер, степень выраженности и тип одаренности. Подобные методики могут использоваться не только психологами и педагогами, но и родителями.

Ключевое отличие диагностических методик – их ориентированность на возраст ребенка. Например, по методике «Карта одаренности» можно определить способности и провести их оценку у детей 5-10 лет. «Карта одаренности» представляет собой 80 вопросов, которые касаются в определенной мере разных характеристик ребенка (его деятельности, поведения). Оценка ответов осуществляется по шкале от 1 до 4, что позволяет одновременно с проведением диагностики дать прогноз вероятных способностей.

Если Вы – родитель одаренного ребенка

Проблемы разных семей отличны друг от друга.

При попытках этого избежать – наоборот, обделить чадо вниманием, заставить его считать себя ненужным и чувствовать себя неуверенно, а это зарывает любые таланты в землю. Когда же в семье больше одного ребенка, высока вероятность того, что ненужными будут чувствовать себя остальные

Найти баланс при воспитании гения очень сложно, но главное – помнить, что любой ребенок особенный для Вас, в любого ребенка нужно верить. Его нужно любить искренне и всей душой, помогать во всем и прививать им уважение к себе и окружающим.

Томас Алва Эдисон – американский изобретатель и предприниматель, имя которого у каждого на слуху. Но не каждый знает историю из его детства. Мать Эдисона – по истине герой. Однажды она сообщила сыну, что он гений, и его школа через письмо попросила обучить его самостоятельно, потому что учителя не способны выполнить эту сложную задачу. Спустя много лет, будучи уже известным и успешным человеком, Томас нашел это письмо в семейном архиве и узнал, что на самом деле его матери сообщили не об одаренности, а об умственной отсталости сына.

Знакомо ли Вам имя австрийского психолога и врача Зигмунда Фрейда? Уверена, что да. Его мать была юной и наивной, когда родила первого сына.

сообщили роженице, имея ввиду родовую патологию. Неверно истолковав сообщение и решив, что ее сын – счастливчик, она твердо решила, что вырастит гения

Ее ошибкой стало обделение вниманием и поддержкой последующих семерых детей, но «золотой Зига» в итоге все-таки стал успешным и знаменитым на весь мир человеком, перевернувшим психологическую науку

Одаренные дети

Дети могут быть одаренными в одной или нескольких областей:

— Художественная


— Творческая


— Интеллектуальная


— Лидерская


— Академическая (научная)

«С первого дня занятий в детском саду, одаренные дети уже знают почти 60% всего учебного материала», — национальная Ассоциация Одаренных Детей США.

Восемь интеллектуальных сфер

Теория множественного интеллекта профессора Гарварда доктора Говарда Гартнера предлагает восемь способностей, которые можно считать элементами человеческого интеллекта:

1. Телесно-кинестетические: физические способности, ловкость тела, зрительно-моторная координация.

2. Внутриличностные: самосознание или самоанализ убеждений, эмоций, целей и мотивации.

3. Межличностные: взаимодействие с другими людьми и понимание их (вербальное и невербальное общение).

4. Логико-математические: понимание абстрактных и сложных идей, дедукция, обнаружение закономерностей, работа с числами. 

5. Музыкально-ритмичный: различение высоты звука, ритма и тона, движения, создание, распознавание и воспроизведение музыки.

6. Натуралистические: отношение к физическому окружению, выращивание продуктов питания, знания о природе (животных, растениях и т.д.).

7. Вербально-лингвистические: понимание языков, устные и письменные навыки, использование ритма, звука и тона в словах.

8. Визуально-пространственные: познание через изображения и картинки, пространственное рассуждение, визуализация объектов.

Различия между умными и одаренными

Основные понятия и термины

Слово «одаренность» знакомо даже детям. Спрашивая у ребенка или у взрослого, что же это такое, можно получить довольно разнообразные объяснения, смысл которых сводится к одному: одаренность – это талант или данный от природы дар, способность. Но с точки зрения науки такое явление имеет несколько иное определение.

Под термином «одаренность» психология понимает такие свойства человека, благодаря которым он может достигать исключительных высот в различных отраслях. В то же время гениальность — это явление, когда индивид проявляет невероятную и редчайшую по характеру выраженности одаренность, позволяющую ему совершать настоящие прорывы в определенной сфере (или сферах), выделяясь на этом фоне среди множества других людей.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Рекомендуем: Задатки и способности у ребенка

Специалисты признают, что своеобразие, качество, степень и уникальность проявления развивающейся одаренности являются результатом сложного соотношения двух параметров:

  • Наследственности (генетической предрасположенности).
  • Социального окружения (влияния ближайшей социальной среды).

Однако влияние психологического аспекта тоже не стоит исключать, потому что в основе формирования уникальной возможности человека лежат именно психологические механизмы. Они влияют на процессы саморазвития индивида и, соответственно, на характер реализации индивидуального дара. Кроме того, понятия «одаренность» и «способности» по-разному интерпретируются научно, ведь их проявления воспринимаются уже с точки зрения норм и правил той сферы, в которой нашел свое применение талант.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Нехватка знаний, практических навыков или соответствующих умений у человека может стать основной причиной отсутствия у него таланта в той или иной сфере (сферах) деятельности. И как только ему удастся освоить их, проявление одаренности не заставит себя ждать.

Рекомендуем: Педология — это

Осложнения физиологического характера могут быть причиной, почему у ребенка отсутствуют или слабо реализуются таланты. Говоря об одаренности детей, стоит учитывать ряд факторов, которые могут стать решающими при проявлении успешности ребенка в той или иной деятельности. Среди них:

  • Проблемы речевого развития.
  • Тревожность у ребенка, выраженная в сильной форме.
  • Склонность к конфликтности в общении.

Даже несмотря на то, что уровень способностей ребенка будет высоким, подобные нарушения развития могут сказаться на степени выраженности одаренности. Учитывая это, одаренность у ребенка может рассматриваться как потенциальная особенность психического здоровья и развитие ее на разных жизненных этапах. При этом имеющиеся особенности должны учитываться как специфическая проблема одаренности в отношении к возрасту ребенка (если не брать в расчет определение способностей у взрослых людей).

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Рекомендуем: Леворукость: особенности и причины

Не стоит отрицать того, что признаки одаренности ребенка, явно выраженные в детстве, могут постепенно угасать (либо исчезать), даже если условия для их развития будут весьма благоприятными. Учитывать такую вероятность обязательно необходимо при организации и ведении практической деятельности в отношении талантливых детей.

Констатировать же факт одаренности для закрепления за такими детьми данного статуса не следует. В практике деятельности с такими детьми принято заменять словосочетание «одаренный ребенок» термином «ребенок с признаками одаренности».

Есть две точки зрения

Конечно, учёные разделились на два больших лагеря:

  • первые считают, что все дети талантливы, только талант этот надо разглядеть и взрастить;
  • вторые уверены, что талантливы не все дети, а лишь каждый пятый и при этом неизвестно — реализует ли ребёнок свой талант полностью.

Сейчас большинство великих умов склоняется к мысли, что талантливы далеко не все, поэтому детей, фактически, селекционируют — проводят отбор, основным признаком которого является одарённость.

Кстати, Лайтес Натан Семёнович подчеркивал, что одарённость — понятие временное и означает лишь, что на данном возрастном промежутке этот конкретный ребёнок опережает сверстников. Если он воспользуется своим преимуществом и сделает прорыв в развитии, его одарённость поможет ему стать более успешным и на дальнейшем жизненном пути. Если же не воспользуется, то одарённость ничего хорошего ему не даст.

Особо одарённые дети

Но всё ещё удивительнее

После 2008 года, внутри группы детей-амбидекстров появилась ещё одна группа “особо одарённых“ детей. Их ещё именуют как “Индиго Кристалльные“, мы их назвали “Амбицеребральные“. (амби – двойной, церебрум — мозг). То есть, к моменту созревания их правое и левое полушарие могут работать параллельно и вместе (как у амбидекстров), а при желании правый и левый мозг проводит совершенно разные операции одновременно.

Например, на международной олимпиаде по математике мальчик из Китая решал сразу по две задачи параллельно и одновременно. (Вот тесты на амбицеребральность).

Уникальное видео — два рисунка двумя руками!

https://www.youtube.com/watch?v=RAwBknHIqyA

Но, к сожалению, более совершенный мозг особо одарённых детей созревает ещё медленнее, к 23–27 годам. А до этого, у этих вроде бы зрелых подростков наблюдается – вопиющее! инфантильное поведение!

Что такое инфантильное поведение современных детей

Уважаемые родители. Давайте вспомним наши времена начальной школы. Мы приходили из школы с ключом на шее. Открывали дверь. Девочки варили макароны, мальчики ели «что нашли». Затем шли гулять. ВОЗВРАЩАЛИСЬ! И самостоятельно садились учить уроки!

Что же изменилось?

С определённой осторожностью можно предположить, что мозг, это условно говоря, некое устройство, что-то вроде головки дисковода биокомпьютера. А интеллект — это электромагнитное информационное поле вокруг человека, так называемая аура

Аура – из справочников по оптической физике именуется как «Эффект Кирлиан», и устойчиво регистрируется (фотографируется) техническими приборами в высокочастотном поле. (Подробнее здесь: “Аура детей индиго“)

То есть, интеллект может быть очень высоким, но если работа мозга (как считывающего устройства) имеет дефекты, то  ребёнок и далее взрослый — демонстрирует весьма посредственные способности.

У амбицеребральных к моменту созревания, правое и левое полушария работают полноценно, самостоятельно, параллельно. Такие люди пишут двумя руками одновременно разный текст. И их мозг может совершать операции параллельно. Например, на двух клавиатурах параллельно набирать два разных текста на двух мониторах. Или решать сразу две математических задачи.

Недостатком же является не только более позднее созревание мозга, но и более выражений инфантилизм. Например, подросток в 14 лет может вести себя как ребёнок семи-восьми лет, создавая иллюзию задержки психического развития (ЗПР).

В школе они учатся плохо или очень плохо. У педагогов, психологов, врачей, родителей объективно создается впечатление различной степени умственной отсталости (ЗПР, ЗРР и т.д.).

Судьба новых детей

Судьба таких детей разворачивается драматически. (Алкоголизацию, наркотики, криминализацию мы не рассматриваем).

Вариант 1.

Такой ребёнок с трудом заканчивает школу. И его отправляют учиться в колледж или профессионально-техническое училище. Однако, в 23 года его мозг созревает и демонстрирует незаурядные способности. Как правило эти люди блистают в своей профессии. Они хорошо зарабатывают, обеспечивают семью, дают детям образование, о котором мечтали сами и т.д.

Вариант 2.

Правдами или неправдами родители устраивают ребёнка в университет. Испытывая отвращение к учёбе, как таковой, юный балбес, как правило, пропускает занятия. Об этом родители узнают по результатам ближайшей сессии. Или письма из деканата. «Наш герой» берёт академический отпуск, затем ещё академический отпуск, потом не без помощи родителей — переходит на другой факультет… И так далее.

В 23-27 лет у юного балбеса вдруг включаются способности и он блистает в интеллектуальных профессиях. (Что-то вроде истории про Стива Джобса, автора проекта “Apple”. Или Альберта Эйнштейна, которого дважды исключали из колледжа из-за проблем с математикой).

В конечном счёте они наконец хорошо зарабатывают, обеспечивают семью, дают образование детям и т.д.

Таким образом, на наших глазах

происходят грандиозные перемены на уровне человечества.

Уважаемые родители. Наша с вами миссия — помочь новым детям в их уникальном развитии.

Новые дети — не дураки, не балбесы, не безнадёжные тупицы и прочее.

Новые дети — это новая надежда нашего Общества, нашей Эпохи, нашей Цивилизации…

Как говорится,

“Если мы живём как можем,

То они – как мы поможем”.

психолог Владимир Пугач (Москва)

Перспективы

Помечтаем, представим идеальное развитие дел в школах. Учителя будут  исходить из позиции, что талантлив каждый ребенок! А не только тот, кто получает пятерки и тихо сидит на уроке. 

Педагог присматривается к каждому ребенку, наблюдает за тем, что у него получается, и дает рекомендации родителям. А те уже решают, как развивать талант ребенка: если ребенок – интеллектуал, то да, можно продолжить активное сотрудничество со школой. Причем не только для тесного сотрудничества ради олимпиадных достижений, но и для психологического сопровождения. Но не выявление степени одаренности детей, а работа с самооценкой ребенка, его стрессоустойчивостью. Ведь ребенку, занятому подготовкой к очередным интеллектуальным боям, некогда много времени проводить со сверстниками, изучать тонкости общения. Чтобы не получилось так: ученик для школы звания и медали зарабатывал (якобы для себя тоже), а во взрослой жизни оказывается, если не можешь себя презентовать, отстоять свою точку зрения, то никто другой это делать не станет. Жизнь – это не олимпиада, организованная по строгим правилам, где ты заранее знаешь ответ.  

Вернемся же к тем, кто не является «одаренным в учебе» ребенком. Если направление его развития художественное, то упор делается на дополнительном образовании. Ребенок проявляет спортивный интерес и способности – отправляется в секции. И так далее.

Отметим, при таком подходе неактуально будет классное руководство. Здесь скорее востребованы будут тьюторы, учителя-наставники. Которые индивидуально с каждым ребенком обсудят его способности, предпочтения, возможности, выстроят индивидуальный образовательный маршрут. Вовлекут в этот процесс родителей. Помогут ребенку адаптироваться к новым реалиям.

Затронем вопрос и о повышении среднего уровня образования. Безусловно, оно должно быть. 21-й век – век интеллектуальных профессий. Но опять же, какими способами это должно достигаться? Ужесточением норм сдачи экзаменов, увеличением количества обязательных экзаменов? Думается, что эти методы не подойдут.

Почему не повысить качество образования за счет той же индивидуализации образования? 

Тьюторами будут выявляться сильные стороны ученика. Потом выбираться предметы, к изучению которых нужно отнестись со всем рвением и умением. Определять степень освоения знаний по остальным предметам: например, нужна ли именно 5 по химии, если ты будешь учиться на юриста? 

Министр просвещения отметила, что и в этом направлении будет вестись работа: часть педагогов будет переучиваться на «учителей-наставников». Как и когда это будет реализовано в обычных школах – неясно, что из этого получится на деле – тоже непонятно. Ведь как-то с трудом представляется организация индивидуального образовательного маршрута в классах с наполняемостью в 25–35 человек…

Как говорится, поживем – увидим. 

Развитие одаренности

Принято выделять два типа одаренности: ранняя и поздняя. В первом случае таких детей называют вундеркиндами. Их одаренность заметна уже в 2–3 года. Они рисуют как художники мирового уровня, разговаривают на нескольких языках, пишут стихи, производят сложные вычисления. Иногда таких детей еще называют индиго. Раньше всего себя проявляет одаренность в искусстве, особенно в музыке. Позже всего – одаренность в науке (открытия). 

Известны случаи, когда одаренность проявилась в 16-18 лет. Согласно одной из теорий, в каждом одаренном ребенке словно записана программа, которая определяет, когда и какие способности проявят себя. Раньше «записанного» времени одаренность нельзя «вытащить». Однако многое зависит от условий воспитания. Если они будут неподходящими, то выдающиеся способности так и останутся нераскрытыми. 

Какие условия семейного воспитания способствуют развитию одаренности:

познавательная активность родителей;
совместная деятельность родителей и ребенка;
совместное решение, обсуждение проблем, выходящих за рамки быта;
содержание обучения и развитие ребенка имеет больший приоритет, нежели отметки по учебе;
близкие, доверительные, теплые отношения с ребенком;
предоставление самостоятельности и поощрение инициативы;
внимание к ребенку;
вся семья признает ценность образования.

Нельзя воспитать одаренного ребенка в условиях гиперопеки, авторитаризма, попустительского стиля воспитания. Демократический стиль воспитания – оптимальный вариант.

Условия школьного обучения для развития одаренности:

  • предоставление свободы;
  • ориентация школьной программы на ближайшую зону развития (чуть сложнее актуальных возможностей, чтобы ребенок хотел преодолевать трудности, сохранял мотивацию и интерес);
  • свобода в самовыражении, особенно в выражении мнения на уроках, оспаривании теорий и чьих-то взглядов.

Как в семье, так и в школе важно относиться к ребенку с уважением. Развитие и обучение одаренного ребенка всегда требует строго индивидуального подхода

За составлением индивидуальной программы сопровождения родители могут обратиться в ПМПк – психолого-медико-педагогический консилиум в школе или в детском саду. Или к штатному психологу. Одаренные дети должны обучаться в специальных центрах, школах с углубленным изучением отдельных предметов.

Виды одаренности

Психолог В.И. Панов выделил следующие виды одаренности детей и их характеристики:

  1. Общая. Все способности развиты одинаково хорошо, индивид может добиться успеха во всем.
  2. Художественная. Бывает музыкальной, изобразительной, сценической. Встречаются смешанные типы, например, художественно-литературная.
  3. Практическая. Воспитанник отличается высокой осведомленностью в своих достоинствах и недостатках, умении использовать как слабости, так и сильные стороны. Этот вид часто остается незамеченным. Или его принимают за социальный тип, частью которого он и является.
  4. Общая интеллектуальная и академическая. Личности с таким типом способностей быстро овладевают понятиями, легко запоминают, анализируют, перерабатывают информацию. Это позволяет добиваться успеха во многих видах деятельности.
  5. Специальная. Выдающиеся знания, умения, навыки, способности в одной из сфер. Ученик легко решает проблемы, придумывает стратегии поведения в рамках конкретной деятельности.
  6. Творческая одаренность. Это нестандартное мышление, поведение, восприятие – вот что отличается школьника с таким типом развития способностей. Он выделяется из толпы, кто-то считает его странным, а кто-то называет неудачником. Это любознательные личности с выраженной познавательной активностью. Творчество может раскрыться в любой деятельности.
  7. Интеллектуальная одаренность. Это способность добиваться больших высот в обучении. Такие ученики легко и с интересом анализируют информацию, изучают и сравнивают факты. У них высокий уровень интеллекта.
  8. Академическая. С интересом и легкостью усваивают школьную программу. Из таких воспитанников получаются хорошие специалисты.
  9. Спортивная. Быстрые, ловкие, сильные, умелые – так можно охарактеризовать этих учеников. Их спортивные достижения выделяются на фоне показателей остальных воспитанников.
  10. Организаторская. По-другому ее называют лидерской или социальной. Этот вид помогает ладить с людьми, организовывать их для какого-то дела, помогать им. Такие индивиды в будущем могут найти себя в педагогике, психологии, социальной работе.

Для ученика с лидерскими способностями характерны следующие особенности:

  • высокий уровень интеллекта;
  • умение принимать решения;
  • ответственность;
  • высокая способность к адаптации;
  • умение работать с абстрактными понятиями;
  • уверенность;
  • терпимость;
  • альтруизм;
  • толерантность.

Кроме названных 10 видов психологи выделили еще один тип – скрытая одаренность. Ученик отличается от остальных, его деятельность своеобразна, но это не выделяется явно. Обычно такие личности одержимы каким-то одним делом, это похоже на фанатичное отношение к чему-либо.

Психология рассматривает одаренность как отклонение в психическом развитии. Одаренность в психологии – это пример положительной девиации, то есть это отклонение от нормы, но в лучшую сторону. Однако оно скрывает риски и опасности, особенно при дисгармоничном развитии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector