Импринтинг в психологии: что это простыми словами

Третий период импритинга – подростковый

Третий блок областей мозга, отвечающий за регуляцию и контроль над психическими процессами, интенсивно развивается с 9-10 лет и до 15-16. Идет подготовка к вхождению в окружающий мир. Объект привязанности смещается за границы семьи, им может быть лучший друг, известный актер, певец, спортсмен, общественный деятель. Копируется образ мыслей, поведение, характер реагирования объекта подражания. Яркий пример импритинга – фанатизм.

Подросток продолжает познавать новые грани окружающего мира. Если новая информация воспринимается на сильном эмоциональном фоне, а психика находится в состоянии импринтной уязвимости, происходит мгновенное «обучение» мозга. Не поддающейся логике «отпечаток» отразится на поведении подростка или гораздо позднее.

В результате импритинга могут запечатлеться обстоятельства, при которых произошло яркое сексуальное возбуждение. Специалисты отмечают, что различные сексуальные отклонения от нормы (фетишизм, трансвестизм, педофилия, садизм, мазохизм и т.д.) часто связаны с феноменом импритинга.

Проанализировать свои стереотипы поведения человек способен лишь после 23-25 лет, чаще только с помощью высококвалифицированного психолога.

Установленные в самом раннем возрасте доверительные отношения между мамой и ребенком являются основой его бесконфликтного воспитания, а также психологического здоровья в будущей взрослой жизни. Если у ребенка с младенчества не сформирована привязанность как источник эмоционального тепла и внимания, психическая энергия мозга будет тратиться не на развитие личности, а на поиск недостающей близости и контакта

Не менее важно, чтобы любящие, понимающие люди находились рядом с ребенком на протяжении всего длительного периода восприимчивости к импритингу

Неосознанное применение

Как мы уже выяснили, импринтинг для человека очень важен и играет огромную роль в становлении человека в ранние годы. А вот с запечатлением мы сталкиваемся постоянно. Наиболее знакомое и очевидное – это запечатление с любимым человеком.

Но рассмотрим ситуацию с запечатлением близкого и любимого человека подробнее. В отличие от импринтинга, который более связан с осознанием и инстинктом, запечатление близкого происходит и во взрослом состоянии. Этот процесс обусловлен не врожденными факторами, а ситуативными и даже социальными.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Рекомендуем: Интуиция — что это?

То есть этот процесс происходит случайно и довольно неожиданно. Очень возможно, что он будет даже странным. Порой мы встречаем свою «вторую половинку» при весьма необычных и удивительных событиях. Запечатление имеет свою силу, которая зависит от определенных обстоятельств:

Более сильному запечатлению способствуют бурные эмоции и моменты, связанные с волнением. Специалисты в различных отраслях стараются использовать это для заключения сделок с партнерами. В таком случае главное – произвести сильное впечатление, что в свою очередь обеспечивает весьма успешный ход бизнеса.

В межличностных отношениях впечатления тоже важны, поэтому девушки стараются красиво выглядеть, эффектно преподносят себя, парни же пытаются покрасоваться своими достижениями. Для создания более тесной связи запечатление – это важный шаг, и все, что мы делаем для его осуществления, диктуют инстинкты.

Рекомендуем: Нарушение памяти — гипермнезия

Впечатлительным людям следует с осторожностью и вниманием относиться к волнующим ситуациям. Зачастую именно такие люди отличаются повышенной влюбчивостью. Но с другой стороны, психологи расценивают влюбленность как самое приятное и полезное состояние

Но с другой стороны, психологи расценивают влюбленность как самое приятное и полезное состояние.

Последствия импринтинга

Очень важно учитывать, что психика человека, если тот находится в сенсибильном состоянии, очень остро реагирует на любые раздражители. Любое действие или явление, происходящие в момент проявления импринтинга, фиксируется в подсознании как модель нормального поведения в обществе

Чтобы уберечь ребенка или человека, пережившего стресс, от неправильного восприятия мира, стоит окружить его лишь любящими и понимающими, знакомыми ему людьми. Если в такой момент оторвать малыша от его матери, в его психическом развитии произойдут серьезные нарушения. Впоследствии у человека может проявляться чрезмерная агрессия, он может замкнуться в себе, будут проблемы с социализацией, и он плохо будет контактировать с другими людьми.

В психологии импринтинг — это также процесс формирования идентификации. В такие моменты у ребенка формируются нормы поведения представителя определенного пола, поэтому специалисты рекомендуют, чтобы в первые шесть месяцев рядом с ребенком все время находился человек того же пола, что и малыш

Кроме того, очень важно, чтобы с трех лет у ребенка также было полноценное общение с родителем. Изменить эти шаблоны поведения человек сможет сам уже только после двадцати лет, и для этого потребуется серьезно работать над собой

А вот справиться с тяжелым случаем импринтинга – это уже работа специалиста.

Научные знания должны занять место обычаев предков

Но так продолжалось только до тех пор, пока большие перемены в жизни общества не начали разрывать последовательную передачу обычаев предков новым поколениям. Веками эти обычаи давали хорошие результаты, но только тем, кто их принял на веру (объяснения все равно не было), в полноте освоил и тщательно исполнял. Теперь вера пошатнулась, контроль старших ослаб, а при урбанизации и вовсе стал ничтожным. Научного же, массово доступного и достаточно убедительного объяснения, обоснования и рекомендаций в духе нового времени выработано не было.  И стали быстро множиться семейные и личные трагедии:  крах семей, рост преступности и даже самоубийств.

Возврата к прошлому нет и не будет, история обратного хода не имеет. Не будет и передачи обычаев от дедов к отцам и от отцов к сыновьям на одной лишь вере в мудрость предков. Не будет эффективного  общинного контроля за повседневным соблюдением давних обычаев.

Повторение этой части материала сделано сознательно в связи с тем, что до сих пор у большинства не только населения в целом, но и у большинства студентов, завтрашней интеллигенции, настрой на максимально творческое освоение знаний такого рода подавляется текущими материальными устремлениями и воздействием слепой стихии рыночных отношений.

Жизненно необходимо для современного общества, для современных семей и для индивидов, стремящихся к сознательному управлению собственным развитием, получить в свое распоряжение выделенные наукой сущности, ранее запечатленные в обычаях прошлого, получить методы согласования с этими объективными сущностями повседневной жизни в современных условиях.

Собранные А.Ц. Гармаевым материалы и открытие, сделанное на их основе, в значительной мере позволяют это сделать.

Разновидности импринтинга

Пытаясь лучше понять, что такое импринтинг, психологи нашли достаточно много разных видов запечатления, свойственных человеку. Рассмотрим наиболее распространенные (и хорошо изученные) виды импринтинга:

  1. Связанный с кризисом новорожденности. Первые несколько дней после рождения являются самыми важными для малыша. Он запоминает прикосновения и голос матери, понимает, что рядом с ней он в безопасности. Если по каким-то причинам в этот период их надолго разлучают, это может привести к психической травме.
  2. Эмоционально-двигательный. Для ребёнка очень важен период, когда он учится самостоятельно ходить. Успехи и неудачи в этом процессе оказывают существенное влияние на его будущий характер.
  3. Связанный с выживанием. Как и любое живое существо, ребёнок человека чутко реагирует на тревожные крики родителей, запоминая, какие объекты представляют опасность.
  4. Вербальный. Известно, что если ребёнок в первые несколько месяцев своей жизни по каким-то причинам не слышал человеческую речь, он уже не сможет научиться разговаривать. Эту особенность объясняют тем, что базовые речевые единицы фиксируются в нашем мозге благодаря механизму импринтинга.
  5. Ментально-манипуляционный. Параллельно с развитием речи ребенок учится манипулировать объектами реального мира, в процессе чего у него формируется и развивается мышление.
  6. Социальный. Наиболее ярким примером социального импринтинга считается новогодняя реклама Coca-Cola. Этот напиток и так является самым известным в мире. Однако особая форма подачи, совмещенная с новогодним настроением, привела к тому, что сегодня данная торговая марка у большинства людей прочно ассоциируется с новым годом.
  7. Сексуально-социальный. Данный вид импринтинга активируется у человека с началом пубертатного периода. Подросток, который ранее не задумывался о таких вопросах, теперь начинает всерьез размышлять о том, как он хочет устроить личную жизнью. На этой почве у него возникают сомнения, например, хочет ли он провести всю жизнь с одной «половинкой» или же ему хочется разнообразия. И от того, в каком направлении пойдут эти мысли, будет зависеть его отношение к браку и другие важные аспекты личной жизни.
  8. Территориально-эмоциональный. Эта форма импринтинга активируется при переезде, дающем ощущение важных перемен в жизни. Она позволяет человеку быстрее и надёжнее адаптироваться к новой среде.

Примеры

Синдромы Ангельмана и Прадера-Вилли

Примером явления геномного имппринтингу у человека есть наследования синдромов Ангельмана и Прадера-Вилли. Первый проявляется в замедлении физического и умственного развития, нарушении сна, приступах, резких движениях, также больные часто улыбаются, смеются и ведут себя так, будто они вообще счастливы. Второй синдром заключается в отсутствии контроля за потреблением пищи, в результате чего больные часто переедают и болеют ожирением, а также в пониженном тонусе мышц, сколиозе, повышенной сонливости, сниженной активности половых желез и др. Оба синдромы вызываются одной и той же мутацией: делецией в области 15q11q13. В 1989 году Николлс и коллеги выяснили, что синдром Прадера-Вилли возникает вследствие делеции в пятнадцатый хромосоме родительского происхождения, в то время как Ангелмана — в хромосоме материнского происхождения.

Наследование гена ИФР-2

Другой пример геномного импринтинга — наследование гена инсулиноподобного фактора роста-2 (ИФР-2), необходимого для пренатального роста (мыши, не экспрессирующих этого гена рождаются вдвое меньше обычных). Для фенотипа важна только родительская копия этого гена, поскольку только она транскрибируется. Таким образом мыши, унаследовавшие дефектный ген от отца будут карликовыми, в то время как дефектный ген унаследован от матери никак не повлияет на размер потомства.

Импринтиг родительского гена ИФР-2 обеспечивается метилированием ДНК, хотя эта модификация обычно вызывает угнетение экспрессии определенного гена, в этом случае она наоборот активирует. Модифицируется не один структурный ген и не его промотор, а так называемый изоляторный элемент вблизи структурного гена. К этой последовательности в неметильованому состоянии присоединяется белок CTCF, что препятствует взаимодействию гена ИФР-2 с енхансерною последовательностью. Если изоляторный элемент метилированный, то такая коммуникация становится возможной, потому, что присоединение CTCF не происходит, соответственно экспрессия гена ИФР-2 происходит очень активно.

Подробнее о социальном импринтинге

В определенных ситуациях людям характерна сензитивность, то есть избирательная открытость, сильная восприимчивость. Социальный импринтинг – это разновидность запечатления, при котором фиксация происходит на базовых ценностях, межполовых, этнических и других стереотипах. Представление, усвоенное в ходе общения с другими людьми или в процессе подражания им, может быть положительным или отрицательным, но в любом случае человек настолько впитал информацию о нем, что вольно или невольно в своем поведении или деятельности следует ему. Такие импринты имеют глобальное значение в плане того, что обуславливают отношение и к семье, и к религии, и к выбору спутника жизни и т. д. Они также влияют на общие установки, способности, интересы человека.

Импритинг у человека

Импритинг у человека – это особая форма стойкого запоминания образов и принципов поведения после одномоментного переживания в стрессовых ситуациях. В определённые критические периоды развития личности человека его психика становится импринтно уязвимой. Если какой-либо раздражитель подействует именно в это время, то происходит его быстрое, яркое запечатление на подсознательном уровне психики. Этот не поддающийся логике «снимок» объекта определяет поведение человека в дальнейшем. Иногда реакция на «впечатанный» стимул проявляется через значительный временной промежуток.

В момент повышенной восприимчивости психики её потребность в запечатлении настолько сильна, что импринтироваться может даже неожиданное. Например, мягкая игрушка у лишенного телесного контакта и эмоционального тепла воспитанника интерната.

У человека, как у продукта эволюции, длинное детство и большой мозг, который созревает постепенно. Человеческий «детёныш» появляется на свет физиологически незрелым, совершенно беспомощным. Без материнской заботы новорожденный просто погибнет, так как не может самостоятельно передвигаться, добывать пищу и питье, обогреваться, защищаться. Тесный контакт с матерью (или опекающим человеком) для обучения ему необходим длительное время.

Активная стадия развития мозга охватывает период от зачатия до 14-16 лет, частично продолжаясь до 20-23. Поэтому процесс импритинга у человека растянут во времени: различные фазы чувствительности к отпечатыванию в психике образов сопровождают жизнь ребенка с момента рождения до полового созревания.

Применительно к человеку импритинг по своей сути – это психологическое явление «привязанности». Ребенок «привязывается» к объекту и начинает ему подражать. Человек открыт к определённым привязанностям в определённые периоды. Как выяснили ученые, эти периоды связаны с тремя соответствующими стадиями развития головного мозга.

История открытия

Первые опыты, обнаружившие различие в хромосомах, полученных от отца или от матери, были проделаны практически одновременно учёными, работавшими в Филадельфии и Кембридже в 1984 году.

Пятью годами позже из Оксфорда высказал гипотезу, что отцовские гены отвечают за образование плаценты, а материнские — за дифференцировку клеток эмбриона при формировании тканей и органов. Из этого он сделал вывод, что у яйцекладущих и даже у сумчатых не должно быть импринтинга отцовских или материнских генов. Этот вывод был экспериментально подтверждён. Но исследования Хейга объясняют лишь некоторые случаи импринтинга.

Причины болезненности

Стимуляция пальцами может вызвать не наслаждение, а боль и дискомфорт. Под угрозой в основном девушки. Женская вагина – очень нежная и чувствительная, требует бережного подхода.

Неаккуратность

Даже медленные, плавные движения пальцами могут вызвать сильную боль. Неаккуратность любовника напрочь отобьет желание продолжать эротическую игру.

Чтобы ласки доставляли удовольствие, нужно подготовить руки – привести в порядок ногти, использовать лубрикант.

Если партнер слишком неаккуратен, рекомендуется надеть тонкие латексные перчатки, обязательно нанести на них смазку. Они защитят слизистую половых органов от повреждения.

Мало смазки

Во время возбуждения выделяется естественная смазка. Поскольку фингеринг относится к первому этапу секса, ее может выделиться недостаточно. Кроме этого, при первом проникновении рук во влагалище оно вряд ли будет сильно увлажнено.

«Сухой» фингеринг – одна из причин болезненных ощущений. Избежать боли поможет лубрикант.

Слишком быстро

Стараясь показать себя хорошим, активным любовником, мужчина первые движения рукой делает слишком быстрыми. Даже со смазкой подобная стимуляция может вызвать болезненность.

Фингеринг должен постепенно набирать обороты – сначала ласкать клитор, затем по одному пальцу вводить во влагалище, поэтапно ускоряя темп движений. Быстрое начало – сомнительный итог.

Очень грубо

Даже при сильном возбуждении может возникнуть болезненность по причине слишком грубых, резких движений рукой. Мужчины не до конца понимают структуру женских половых органов, поэтому стараются «прорыть тоннель».

Излишнюю активность, переходящую в грубость, нужно деликатно пресекать, направляя любовника по нужному пути подсказками и движениями тела.

https://youtube.com/watch?v=IiBjk4Jw8ug

Виды импринтинга

Принято выделять следующие виды импринтинга:

  • Геномное запоминание. Это форма, проявляющаяся в постоянстве ДНК и видового типирования. Наблюдать ее можно не только у человека и животных, но и у растений.
  • Запечатление в период новорожденности. Этот вид обеспечивает формирование эмоциональной связи между матерью и ребенком. В первые часы после рождения кожный контакт младенца и матери облегчает адаптацию малыша к миру. Именно в это время в сознании малыша прочно усваивается образ мамы. Вторичное запоминание появляется после того, как малыш проснулся. У него формируется чувство безопасности: мама рядом, еда всегда доступна.

Установлено, что дети, которых по объективным причинам разлучили с матерью после появления на свет, рискуют вырасти застенчивыми, неуверенными в себе. Длительная разлука новорожденного с матерью может привести к психической травме, последствия которой будет крайне сложно исправить.

Эмоционально-двигательный тип. Он появляется, когда ребенок овладевает навыком самостоятельной ходьбы. Он полагает, что теперь он стал «взрослым».

Эмоционально-двигательное запечатление определяет формирование у малыша таких черт, как сила или слабость характера, упрямство или послушание, уверенность в себе или тревожность.

Импринтинг, связанный с биологическим выживанием. Его можно наблюдать у детей в период раннего детства

Когда ребенок знакомится с окружающим миром, родители обращают его внимание на опасные места. В опасных ситуациях биовыживание проявляется в виде безусловных рефлексов

Благодаря этому виду запечатления у ребенка формируются такие черты личности, как стремление к открытию нового или пассивность, лидерские способности или подчиненность.

  • Вербальный тип. Эта форма основана на запоминании звуков и слов, которые человек успешно складывает в предложения.
  • Ментально-манипуляционный тип. Он связан с пониманием речи и овладением языком. Благодаря этому виду запечатления, у ребенка развивается мышление, нарастает скорость обработки информации.
  • Социальный импринтинг. Он проявляется в этнических стереотипах, принципах и ценностях взаимодействия людей. Его примером можно считать рекламу: использование напитка «Coca-Cola» в предновогодней рекламе привело к тому, что этот праздник у многих людей стал ассоциироваться не только с мандаринами, но и с этим напитком.
  • Сексуально-социальный тип. Он появляется в подростковом возрасте. На основе него формируются моральные установки личности, отношение взрослеющего человека к семье и браку, национальная гордость, законопослушное поведение.
  • Нейрогенетический тип. Этот вид запечатления объединяет все периоды эволюционного развития человечества, активируя все феноменальные возможности нервной системы.
  • Территориально-эмоциональный тип. Эта форма помогает человеку адаптироваться к той или иной среде обитания, к расположению мебели в комнате.

Импринтинг в психологии

У животных запечатление представляет собой механизм, обеспечивающий, прежде всего, выживание и воспроизведение потомства. Для человека оно не имеет такого решающего значения, поскольку у нас есть альтернативный способ получения знаний – обычное обучение. И всё же многие наши привычки, особенности восприятия и поведенческие паттерны обусловлены именно импринтингом.

Если у животных импринтинг обычно активен только в первые часы (или первые дни) после появления на свет, то у человека возникает достаточно много периодов в жизни, когда активируется данный механизм. Такое состояние называется импринтной уязвимостью или сенсибилизацией. И всё же наиболее изученной формой импринтинга у человека остаётся именно детское запечатление, возникающее сразу после рождения и постепенно исчезающее к годовалому возрасту.

Предполагается, что состояние импринтной уязвимости может возникать у человека в любом возрасте под действием возрастных кризисов, внешних кризисных ситуаций, психических травм или резко изменившихся жизненных обстоятельств (переезд, приобретение или потеря дорогостоящего имущества и прочее). Считается, что сохранение механизмов импринтинга у взрослых людей необходимо для обеспечения социальной адаптации.

Теория Тимоти Лири

Ученый в области нейрологии и психологии Тимоти Лири, сформировал несколько типов импринтинга, которые относятся непосредственно к людям.

Оральный импринтинг

Самый ранний вид импринтинга. Для новорожденного младенца, первым и главным в его жизни является материнское молоко, как источник питания, а также материнская ласка, которая помогает ребенку получить чувство защищенности.

Территориально-эмоциональный импринтинг

Это вид импринтинга, благодаря которому человек может привыкнуть к той или иной среде, и запечатлеть ее особенности. Как взрослые, так и дети, тем или иным образом, обозначают свое пространство: например, начиная с выбора комнаты в жилище и заканчивая оформлением документов в отношении частной собственности.

Вербальный импринтинг

Данный способ помогает индивиду запоминать разные звуки и символы, из которых состоят слова и предложения. Это способствует развитию речи и налаживанию взаимоотношений в обществе.

Социальный (социополовой) импринтинг

Для человека характерна избирательная открытость наряду с ярко выраженной восприимчивостью (сензитивностью).

Социальный импринтинг представляет собой разные типы запечатлений, во время которых фиксация происходит на основе базовых ценностей, межполовых, этнических и прочих стереотипах.

Представление, усвоенное в ходе общения с другими людьми или в процессе подражания им, может быть как положительным, так и отрицательным.

В любом случае человек настолько впитывает информацию об этом представлении, что вольно или невольно в своем поведении или деятельности следует ему.

Такие импринты имеют глобальное значение в плане того, что обуславливают отношение к семье, к религии, к выбору спутника жизни и т. д.

Они имеют колоссальное влияние на общие установки, способности и интересы человека.

Психология потребителя

Как дети, так и взрослые подвержены внешнему влиянию. Любой индивид может попасть в ловушку в том случае, если он будет зациклен на каком-то конкретном образе.

Это может относиться к имиджу, определенной диете, религиозным принципам и т.д.

Впечатлительным людям, необходимо проявлять особенную осторожность в отношении восприятия новой информации. Им следует развить к ней критический настрой. Это обуславливается тем, что многие рекламные компании ориентируется, как раз на таких доверчивых и наивных людей

Они очень грамотно и точно используют приемы, которым люди придают большое значение, в корыстных целях

Это обуславливается тем, что многие рекламные компании ориентируется, как раз на таких доверчивых и наивных людей. Они очень грамотно и точно используют приемы, которым люди придают большое значение, в корыстных целях.

Затрагивая скрытые области психики, они провоцируют у человека потребность, и тут же предлагают ее удовлетворить за относительно сносную плату. Вследствие такой психологии потребителя и отсутствия здоровой критичности, человек может нерационально использовать свои финансы, совершая бессмысленные покупки.

Супермаркеты и телевидение делают все возможное для того, чтобы продвинуть свой товар. Естественно, они весьма умело используют в своих целях импринтинг и правило взаимного обмена.

Верность Роду: импринт заболеваний

А вот эта история уже похлеще… И между прочим, только такая история и могла натолкнуть психотерапевтов на мысль — как же помочь людям, как вытащить их из их же «чёртова коле­са»?

Удалось это сделать великому НЛПисту — Роберту Дилтсу, который занимался психотерапи­ей со своей собственной матерью, когда она была больна раком.

Мать Роберта Дилтса имела в подсознании классический импринт: «Разве я могу быть лучше всех тех людей, которые служат мне образцом и являются моими духовными наставниками?»

Импринт осложняло то, что её собственная мать и её собственная старшая сестра (соответ­ственно — бабушка и тётя Роберта Дилтса) болели онкологией и умерли от онкологии…

Когда же импринт вступил в свою силу, когда заболела женщина?

А это произошло как раз в тот самый момент, когда она оказалась в ситуации «без компаса в открытом море»…

Её пятеро детей выросли и последний — младший сын, покинул дом. Женщина осталась одна, она не могла больше жить в архетипе «заботливой мамы» и делать ей было — нечего. По­просту говоря, она потеряла свою идентичность, которую уже давно ассоциировала только с ролью «заботливой матери»…

И тогда «занятие» для неё «нашли» предки…

Роберт Дилтс долго и безуспешно работал со своей матерью, пока наконец к нему не пришла гениальная фраза. Я процитирую её в точности:

«Вместо того, чтобы глядеть в прошлое и видеть там своих мать и сестру, чтобы узнать свою идентичность и то, как тебе быть, обратись в будущее — на свою дочь, ко­торая тоже смотрит на тебя, чтобы узнать — как быть ей!»

Эта фраза изгнала родовой сценарий из головы матери Дилтса раз и навсегда. Она «приняла решение», что именно на ней эта дурная бесконечность — закончится, чтобы было лучше — её же детям…

В этой фразе последующие поколения психотерапевтов и их пациентов черпают ресурс для того, чтобы уничтожить свой импринт.

Это и есть — реимпринтинг.

Геномный импринтинг

Генетик из США Х. Кроуз вывел понятие, которое называется геномный импринтинг. Он может проявляться у определенных растений, животных и людей.

Геномным импринтингом называется такая наследственность генов, в случае которых структура ДНК никоим образом не изменяется.

Смысл заключается в том, что гены, находящиеся в семенной жидкости самца или в яйцеклетке самки, просто отключаются. Это значит, что они не участвуют в передаче их потомству.

По этой причине, детеныш получает одну часть наследственности от своей матери, а вторую – от отца. В подобных ситуациях следует учитывать и другие факторы, когда у потомства появляются иные генетические «метки».

Например, ребенок может унаследовать какие-либо особенности, которые отсутствуют у его родителей, однако были у его бабушки или дедушки.

Подобный вид генетического приобретения достаточно опасен, поскольку возникает риск развития тех или иных патологий.

Особенности психологии маленького ребенка

Ученые утверждают, что детская психика по своим характеристикам очень схожа с психикой животных. У них также присутствует ярко выраженный импринтинг.

Как для младенца, так и для его родителей, самыми значимыми являются первые месяцы после рождения. В это время формируются важнейшие психологические особенности.

Материнская и отцовская забота, наряду с другими событиями, воспринимаются ребенком как образец. Происходит это вследствие импринтинга.

Малыш очень быстро запоминает поведение окружающих его людей. В будущем он непременно попытается воспроизвести то, что запечатлелось в его психике в этот период времени.

Именно поэтому так важно, в какой атмосфере живет и воспитывается ребенок в первые годы своей жизни. Как тут не вспомнить известную пословицу: «Дайте нам воспитать ребенка до 5 лет, а потом делайте с ним, что хотите, – вы его не измените». Кстати, а вы знаете, в каком народе появилась эта поговорка?

Кстати, а вы знаете, в каком народе появилась эта поговорка?

Как тут не вспомнить известную пословицу: «Дайте нам воспитать ребенка до 5 лет, а потом делайте с ним, что хотите, – вы его не измените». Кстати, а вы знаете, в каком народе появилась эта поговорка?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector