ⓘ дерефлексия — терапевтический метод логотерапии австрийского невролога, психиатра виктора франкла. состоит в том, что человеку рекомендуется переключить внимани
Содержание:
- Виды и формы
- Логотерапия Франкла – основные принципы
- Виктор Эмиль Франкл: создатель логотерапии
- Основы логотерапии
- Философская основа логотерапии
- Что такое логотерапия?
- Основные принципы
- Личный опыт
- Достоинства и недостатки
- 3 основных принципа логотерапии
- Самотрансценденция
- Основные концепции
- Способы
- Ноогенный невроз – черная метка цивилизации
- ⓘ Дерефлексия
Виды и формы
Формы
Изотерапия представлена в двух формах — активной, когда человек рисует сам, и пассивной, когда он работает с уже готовыми произведениями искусства. В первом случае он отпускает на волю своё бессознательное, которое вырывается из-под гнёта «сверхконтроля». Во втором — высказывает суждения, которые помогают психологу (психотерапевту) понять его внутренние убеждения и мировоззрение, а иногда и темперамент.
Например, «Чёрный квадрат» Малевича для рационалистов — всего лишь тёмный прямоугольник, для людей с застревающей акцентуацией характера — неудавшаяся картина, для гипертимного темперамента — разноцветный куб, для аффективно-экзальтированных — бунт в искусстве и т. д.
Виды занятий
Изотерапия проводится в виде индивидуальных, парных и групповых занятий.
Логотерапия Франкла – основные принципы
Логотерапия Франкла показала свою эффективность и в казалось бы запущенных случаях, когда невменяемость человека была констатацией факта психического заболевания. В. Франкл считал, что даже у измененного ядра личности есть часть, которая полноценно здорова, и достучаться до этой части личности помогает ослабить болезнь, и даже свести к ремиссии, а в самом лучшем случае ведет к выздоровлению.
Принципы логотерапии:
- Свобода воли. Человек волен принимать любые решения, делать осознанный выбор в сторону болезни или здоровья, понимая это, любой диагноз – не приговор, а поиск смысла, почему болезнь возникла, для чего, что она хочет показать.
- Воля к смыслу. Свобода – субстанция, не имеющая сама по себе значения, пока человек не обретет стремление к смыслу и не выстроит цель. Все возникающие проблемы даются с какой то целью.
- Смысл жизни. Обусловлен первыми двумя принципами и у каждого он индивидуален, хотя общее понятие ценностей есть у всех. Самый главный смысл жизни это сделать себя лучше, и для окружающих это будет стимулом обретать свои смыслы и стремиться к улучшенной версии себя.
Методы логотерапии Франкла
Методы логотерапии зарекомендовали себя в лечении разного рода фобий, неврозов, тревожности неясного происхождения. Максимальной эффективности логотерапия достигает тогда, когда человек доверяет терапевту идет вместе с ним в творческом тандеме. Существует три метода логотерапии:
- Парадоксальная интенция. Человек боится чего-то, что осложняет его жизнь. Этот метод помогает встретиться лицом к лицу со свои страхом, пойти ему навстречу, сделать что страшно, усилить свое ощущение страха до критической точки, ответить на вопрос: «Что самое страшное произойдет, если я решусь/сделаю/не сделаю?»
- Дерефлексия – метод, разработанный для лечения гиперрефлексии и контроля, с успехом применяется для лечения женской аноргазмии переключение с себя, тревоги и концентрация на своем партнере, происходит отпадание проблемы соответствия чужим ожиданиям и отпускание гиперконтроля.
- Логоанализ – детальная инвентаризация жизни человека, позволяющая логотерапевту отыскать индивидуальный смысл. Уходят неврозы, тревоги и страхи.
Логотерапия – упражнения
Логотерапия является помогающим методом высвечивая светлые стороны жизни человека, те ресурсы, которые он может использовать для того, чтобы выйти из пучины утраты смысла жизни. Логотерапия – техники и упражнения на имажинацию (фантазирование, воображение, домысливание), работа с образами:
Огонь. Символ огня одновременно это и жизнь и смерть. Какой огонь видит в своем воображении человек, может быть это огонек свечи или факел в темном подземелье, уютно потрескивающие дрова в камине или пожар? Есть ли присутствующие рядом также смотрящие на огонь – все эти ассоциации могут многое рассказать о мироощущении человека.
Вода. Представить себе водоем, что это: озеро, река, может океан. Каков цвет воды и течение бурное или спокойная гладь воды – даже у людей со сложностями воображения образ воды легко представляется. По отношению к воде где человек находится: на берегу, или стоит в воде, плывет? Какие эмоции? Упражнение помогает расслабиться и получить позитивные эмоции и реальные тактильные ощущения.
Дерево
Человек похож на древо, поэтому важно, какой символ дерева он видит. Это тонкий саженец, дрожащий на ветру, или могучее исполинское древо, глубоко уходящее мощными корнями вглубь, и устремленное ввысь раскидистой кроной? Одно оно, или вокруг есть другие? Все детали: листья, ствол, крона имеют значение. Образ можно дорабатывать и дополнять, помогая человеку укрепляться
Образ можно дорабатывать и дополнять, помогая человеку укрепляться.
Групповые техники логотерапии:
- «Я счастлив(а) когда…» продолжить в позитивном ключе, чем больше утверждений, тем лучше, человек привыкает к хорошему и перестает его замечать, упражнение помогает снова отыскать это хорошее в своей жизни.
- Позитивное восприятие себя и других. Каждый член группы должен при всех похвалить себя за что-то, затем сделать комплимент рядом сидящему человеку, это должно звучать искренне.
Виктор Эмиль Франкл: создатель логотерапии
Франкл — фигура довольно известная в психотерапии. Он являлся талантливым неврологом, психиатром и психологом. Вся жизнь этого человека была посвящена науке, а последние годы его ум целиком и полностью занимала логотерапия.
Франкл родился в начале двадцатого века в Вене. Он очень рано проявил интерес к психиатрии, специализировался в области депрессий и самоубийств. До Второй мировой войны Франкл возглавлял крупный медицинский центр в Вене по предотвращению самоубийств. Уже тогда он начал отходить от мировоззрений Фрейда и Адлера, которые оказали на него большое влияние в начале своей карьеры.
В 1942 году вся семья Франкла из-за еврейских корней попала в концентрационный лагерь. Здесь он провел три года своей жизни и лишился практически всех близких кроме сестры. Но именно в эти годы родилась и была опробована логотерапия. Франкл был членом тайного общества, которое оказывало заключенным психологическую помощь. Он работал с состоянием первого шока, суицидальными наклонностями, истериками и людьми, страдающими эпилепсией. Эта помощь спасла немало человеческих жизней и поддерживала самого Франкла, который чувствовал себя нужным и необходимым.
В послевоенные годы жизнь психиатра сложилась более, чем удачно. Он повторно женился, занимался любимым делом. За несколько лет психотерапия пережила существенный скачок в развитии, и причиной послужил именно Франкл. Основные понятия логотерапии он изложил в нескольких научных книгах и успешно применял на практике. Умер талантливый врач двадцать лет назад в возрасте девяносто двух лет.
Основы логотерапии
Еще перед войной была выпущена книга о новом методе психоанализа, автором которой был Франкл. Основы логотерапии были в ней изложены впервые, но произвели в научном сообществе Вены эффект разорвавшейся бомбы. Имя Виктора Франкла стало довольно известным, а его труды востребованными.
Психотерапевт считал, что всю свою жизнь человек ищет свое предназначение или смысл, призванный двигать его вперед. В этих долгих поисках он очень часто сравнивает себя с другими людьми и их жизненным смыслом, в эти моменты в подсознании проводится довольно сложный анализ, итогом которого может стать как депрессия, так и духовная эйфория от обретенного понимания своего индивидуального смысла.
Франкл представлял личность как некую трехмерную величину. В одной плоскости лежат физическое и психическое начало, не пересекающиеся друг с другом. Перпендикулярно им расположена духовная составляющая, являющаяся совокупностью определенных процессов, в корне отличающих людей от животных. Все эти три величины в идеале составляют здоровую личность, их невозможно отделить друг от друга, не нанеся вред индивиду.
Духовную вертикаль Франкл отделял от религиозной, он четко изолировал эти понятия, признавая именно в духовном начало всех побуждений, сил и стремлений, которые толкают человека на достижение желаемого. Психотерапевт считал, что на духовной вертикали возникает своеобразное напряжение между тем, что человек уже достиг и тем, что он желает достичь в будущем. Эта напряженность — залог гармоничной личности. Как только человек достигает желаемого и напряжение пропадает, то тут же возникает новая цель и процесс продолжается. Отсутствие данного напряжения на духовной вертикали ведет к психозам, различным расстройствам и вакууму, выход из которого многие видят в суициде.
Философская основа логотерапии
Франкл описал мета-клинические последствия логотерапии в своей книге Воля к смыслу: Основы и приложения логотерапии . Он считал , что нет никакой психотерапии помимо теории человека. Как экзистенциальный психолог, он по своей сути не согласен с «моделью машины» или «моделью крысы», так как это подрывает человеческое качество людей. Как невролог и психиатр, Франкл разработал уникальный вид детерминизма сосуществовать с тремя основными столпами логотерапии (свобода воли). Хотя Франкл признал , что человек никогда не может быть свободным от любых условиях, таких как, биологические, социологические, или психологические детерминанты, основываясь на своем опыте во время его жизни в нацистских концентрационных лагерях, он считал , что человек «способен сопротивляться и страшась даже наихудшие условия». При этом , например, человек может отделиться от ситуации, сам выбрать отношение к себе, определить свои собственные детерминанты, тем самым формируя свой собственный характер и становится ответственным за себя.
Что такое логотерапия?
Если говорить более научным языком, под термином «логотерапия» подразумевается вид психотерапии, основанный на психолого-антропологической модели, которая была разработана австрийским психиатром, психологом и неврологом Виктором Франклом.
Слово «логос» греческого происхождения интерпретируется в представленном контексте как «смысл». Если же говорить о других столь же верных переводах слова «логос», таких как «рациональный порядок» и «слово», то они для трактовки основных положений логотерапии вряд ли подойдут, ведь задачей логотерапевтов является не убеждение своих клиентов в чём-либо посредством рациональных доводов, а помощь в определении глубинного, особенного и индивидуального смысла.
Основные принципы
Занятия по изотерапии организуются с учётом основных принципов, на которых базируется данное направление.
- Нельзя ставить задачу нарисовать красиво или правильно. Чем произвольнее будет изображение — тем точнее оно передаст то, что происходит внутри человека.
- Не давать возможности самооценивания и критики («я не умею рисовать», «художник из меня никакой»).
- Предоставить широкий ассортимент изобразительных инструментов. Их выбор может о многом рассказать: карандаш возьмёт педант или перфекционист, краски — свободолюбивая натура, фломастеры — склонный к неискренности и лжи.
- Никаких линеек, циркулей и прочих чертёжных принадлежностей. Всё — исключительно от руки.
- Создать соответствующую обстановку, чтобы не было отвлекающих факторов.
- Психолог (психотерапевт) не должен вмешиваться в процесс рисования: нельзя ничего комментировать, уточнять, объяснять.
- Обязательно, чтобы рисующий по окончании работы сам прокомментировал то, что он запечатлел. Иногда даже специалист может неправильно интерпретировать изображённое.
- В групповых занятиях нельзя давать остальным участникам комментировать рисунки других без их согласия.
- Чтобы отслеживать происходящие с человеком изменения, специалист собирает рисунки в отдельное портфолио, на основании которого регулярно делает выводы и поправляет курс коррекции или лечения.
При нарушении одного или нескольких принципов занятия по изотерапии могут оказаться совершенно бесполезными и неэффективными.
Личный опыт
Автор психологического проекта Subject 404 Владислав Кондратенко проходил арт-терапию, чтобы разобраться со своей мужественностью. На сеансах он визуализировал ее пастелью и гуашью. «Мне не нравились мои рисунки. К тому же, когда рисуешь что-то на болезненную тему, а за этим наблюдает психолог (по сути, посторонний человек), неприятно, стеснительно и грустно вдвойне», — рассказывает Владислав.
Он поделился этим ощущением с психологом, и она предложила изменить рисунок так, словно c мужественностью никогда не было никаких проблем. Дополняя картину, Владислав посадил кляксу и сперва огорчился: «Психолог отметила мою реакцию и спросила, что эта клякса могла бы значить. Я подумал, что она похоже на солнце внутри меня и на самом деле прекрасно дополняет рисунок. Измененное изображение стало нравиться мне больше и больше». Оттого что Владислав нарисовал свою развитую мужественность, ему стало приятно и хорошо, а неприятие и дискомфорт стали отступать.
Владислав отмечает, что во время сеансов его пугали глаза терапевта: казались слишком проницательными. Он рассказал об этом специалистке, которая предложила нарисовать ее глаза, изменив их так, словно они принадлежат самому Владиславу. «Я сделал это.
рассказывает он.
В случае Владислава арт-терапия оказалась эффективной для решения конкретной проблемы. Разобравшись с эмоциями на бумаге, он перенес результат в реальную жизнь. «Я стал более открытым и общительным. У меня появился выбор, которого раньше не было: где-то я могу проявить себя мужественно, а где-то просто не буду этого делать», — говорит Владислав.
При этом в лечении депрессии ему этот метод не помог.
Достоинства и недостатки
Плюсы:
- эффективность в лечении депрессий, обсессивно-компульсивного расстройства, фобий, зависимостей и склонности к суициду,
- гуманистическая направленность (во внешний мир, а не в себя),
- моральный аспект (нивелирована сексуальная составляющая психоанализа Фрейда),
- тщательная проработка концепции, начиная с древних философов,
- не просто философия и эмпирические размышления, а способ реального спасения жизней,
- длительный результат: часто избавляет от фобии на всю жизнь.
Минусы:
- не помогает в тяжёлых клинических случаях расстройств личности,
- мало профессиональных центров и логотерапевтов,
- предполагает тщательную работу пациента над собой,
- некоторые случаи требуют длительного лечения (до 1,5 лет).
3 основных принципа логотерапии
Три основных принципа или основы логотерапии следующие:
- Свобода воли.
- Воля смысла.
- Смысл жизни.
Свобода воли
Свобода воли развивается через особую человеческую способность, известную как «самоудовлетворение». Это возможность видеть, принимать, регулировать и визуализировать себя. Согласно учению Франкла, это дает нам свободу от трех источников влияния:
- Инстинкты.
- Наследие.
- Окружающая обстановка.
Человек обладает всеми этими тремя вещами, но они не определяют нас. Мы свободны от этих трех аспектов. Человек свободен быть ответственным, потому что он свободен.
Из этого экзистенциального анализа человек несет ответственность за реализацию смысла и ценностей. У человека есть призыв осознать смысл своей жизни и те ценности, которые придают ему смысл. Человек является единственным ответственным за этот призыв.
Воля смысла
Воля смысла и самопреодоление, которое характеризует людей, тесно связаны. Человек всегда указывает за пределы себя, на значение, которое он должен сначала открыть, и чью полноту он должен достичь. Воля к удовольствию(Фрейд) и воля к власти(Адлер) ведут человека к имманентности. Однако эти концепции противостоят самопревосхождению и могут нарушить наше существование.
С точки зрения логотерапии удовольствие и сила — это последствия достижения цели, но не сама цель. Поэтому люди, которые стремятся только к удовольствию или власти, живут в отчаянии. Они чувствуют себя втянутыми в огромный экзистенциальный вакуум. Воля к смыслу не ищет силы или удовольствия. Он даже не ищет счастья. Его цель — найти аргумент — причину — быть счастливым.
Смысл жизни
Два упомянутых нами принципа говорят о человеке, готовом встать перед жизненными обстоятельствами, с полной свободой, основанной на значении, которое передает это. Это профиль человека в поисках смысла. Жизнь имеет смысл. Это значение уникально для каждого из нас. Таким образом, наш долг как сознательных и ответственных существ состоит в том, чтобы открыть нашу собственную версию этого значения.
Мы делаем это по трем основным каналам, которые относятся к трем категориям ценностей.
- Иногда это направляет нас к реализации творческих ценностей.
- В других случаях это будет влиять на нас с опытом. Например, когда мы наблюдаем закат или кто-то держит нас за руку.
- В других случаях мы столкнемся с ограничениями самой жизни (смерть, страдание).
В любом случае жизнь всегда будет содержать скрытый смысл до конца. Это неотразимый, постоянный призыв открыть и осознать это. Это три основополагающих принципа логотерапии Виктора Франкла. Как мы уже видели, это гуманистически-экзистенциальный взгляд на людей. И это может быть трудно понять, если мы не знакомы с экзистенциализмом.
Самотрансценденция
Поиск смысла жизни не безнадежен. Его можно найти, но для этого придется «выйти за пределы собственного Я» . Чем чаще человек выходит из своих проблем, пытается объективно посмотреть на них и на окружающую действительность, тем больше шансов найти тот самый смысл. Этот феномен называется «самотрансценденция», он является основным условием качественной жизни.
Необходимо уходить от пассивной позиции жертвы обстоятельств, разрешить себе совершать поступки, жить активно. Созидательная деятельность – в основе этой активности. Чем больше полезных действий, которые направлены на позитивное изменение окружающей действительности, человек совершает, тем быстрее он придет к осознанности. В один прекрасный момент ответ на вопрос о собственном предназначении окажется очевидным.
Смысл в помощи. В желании сделать жестокий мир немного лучше, пусть и в рамках собственного окружения. Смысл в творчестве, в создании прекрасного, в продолжении рода и самосовершенствовании. Смысл жизни у каждого свой, он неповторим и порой может быть непонятным окружающим.
Основные концепции
Согласно Франклу, логотерапия основывается на трех понятиях: свободе воли, воле к смыслу и смысле жизни. Концепция логотерапии утверждает, что движущей силой человеческого поведения является стремление найти и реализовать существующий во внешнем мире смысл жизни. Одним из ключевых человеческих свойств, по мнению Франкла, является воля к смыслу, которую Франкл противопоставил адлерианскому стремлению к превосходству, самоутверждению, направленному на компенсацию комплекса неполноценности и фрейдовскому принципу удовольствия. Франкл считал, что стремление к смыслу — фундаментальная мотивационная сила в человеке, и что люди нуждаются не в лишённом напряжения состоянии, а в напряжённом стремлении к некоему смыслу, который достоин их. Когда же стремление к смыслу фрустрировано, возникает апатия, скука.
Состояние человека, когда у него фрустрировано стремление к смыслу, по мнению Франкла, и называется экзистенциальным вакуумом, о котором писали философы-экзистенциалисты. Экзистенциальный вакуум, согласно логотерапии, может вести к ноогенному неврозу (неврозу, который возникает вследствие фрустрации стремления к смыслу), клинической симптоматике.
В 1950—1960-е годы Франкл констатирует распространение утраты смысла жизни. Согласно приведённой им статистике, при этом возрастает заболеваемость депрессиями, наркоманией, алкоголизмом, а также возрастает агрессия
В отличие от Фрейда, который считал, что агрессию порождают подавленные сексуальные инстинкты, Франкл считал важной причиной агрессии также отсутствие смысла жизни. По его мнению, алкоголики и наркоманы — это люди, не имеющие жизненного смысла или его утратившие, испытывающие экзистенциальный вакуум, внутреннюю пустоту, бессмысленность существования
С точки зрения Франкла, смысл не есть что-то чисто субъективное, — человек не придумывает его, а находит в окружающем мире. Франкл называет три пути, идя по которым человек может сделать свою жизнь осмысленной:
- деятельность, ведущая роль в которой отведена творчеству, труду (не бесцельному, а как вклад в жизнь общества) ;
- переживание, которые дают нам созерцание произведений искусства, природы, переживание чувства любви;
- найти смысл в отношении к той доле, которая выпала человеку. в том, как переносить и выдерживать все страдания и лишения, которые достались человеку..
Франкл подчёркивает, что третий путь — путь нахождения смысла в страданиях — нужно использовать, только если недоступны первые два. Третий путь Франкл открыл для себя, будучи в концлагере во время холокоста, и этот путь помог ему вынести ужасные муки. В своей книге Франкл приводит такой пример нахождения смысла в страданиях:
Способы
Интенция. При интенции пациент пытается делать вещи, вызывающие у него страх. Например, больной, переживающий панические атаки, прекращает бороться с приступами паники. Врач работает не столько с проявлениями заболевания, сколько с позицией пациента по отношению к неврозам и прочим расстройствам.
Дерефлексия. Часто используется для решения интимных проблем
Она отвлекает больного от симптомов и происходящего с ним, перенося внимание на партнера. Это снижает требования к совершаемым действиям и приводит к излечению.
Логоанализ Создан для изучения жизненных ценностей и приоритетов пациента.
Данные способы лечения являются эффективными и помогают пациенту снова испытать радость жизни.
Логотерапевт, используя упражнения, помогает увидеть то, что мешает человеку добиваться своих целей. Пациент становится более внимательным, но при этом он сам ставит перед собой цели и идет к ним.
Ноогенный невроз – черная метка цивилизации
Изначально в человеке содержатся возможности стать святым или превратиться в свинью.
Способности, инстинкты и окружение человека во многом влияют на его выбор, но окончательное решение, кем или чем становиться он
принимает сам.
Дилемма современного человека, по глубокому убеждению Виктора Франкла в том, что «инстинкты не в состоянии подсказать ему, что
он должен делать, а духовные традиции общества больше не определяют, что следует и не следует делать».
Состояние человека, не видящего смысла в своей жизни и не стремящегося обрести этот смысл Франкл назвал
экзистенциальным вакуумом.
В случае, если к тягостному состоянию пустоты и апатии подмешивается невротическая симптоматика может развиться ноогенный или
экзистенциальный невроз. Клинические формы ноогеных неврозов могут быть различны, но общее для них – блокировка воли к смыслу.
Согласно Б. Уолману ноогенный невроз проявляет себя в полной неспособности человека отыскать смысл жизни и сопровождается
тягостным ощущением того, что жизнь, борьба и надежда абсолютно бессмысленны.
Подверженный неврозу не в состоянии определить цель и направление дальнейшего развития с полным безразличием относится к тем
успехам, которых достигает в социуме.
Логотерапия дает человеку возможность разорвать порочный круг, связанный с неразрешенными философскими и духовными проблемами
и обозначить пути решения задач, которые поставила перед ним жизнь.
Принципиально важно, что уже одно понимание того, что сверхсмысл существует, оказывает на человека положительное
психотерапевтическое воздействие.
ⓘ Дерефлексия
Дерефлексия — терапевтический метод логотерапии австрийского невролога, психиатра Виктора Франкла
Состоит в том, что человеку рекомендуется переключить внимание с самого себя на смыслы и ценности, которые он может воплотить в окружающем мире
Любая гиперинтенция порождает гиперрефлексию и лишает человека спонтанности и естественности. Дерефлексия помогает бороться с гиперрефлексией. Если парадоксальная интенция позволяет пациенту иронизировать над своим неврозом, то с помощью дерефлексии он получает возможность «игнорировать» симптом
Посредством метода дерефлексии пациент становится способным «игнорировать» свой невроз, отвлекая своё внимание от самого себя. Некоторые специалисты считают, что дерефлексия является менее специфической и более трудной по сравнению с парадоксальной интенцией и еще более логотерапевтической процедурой
В книге Франкла «Доктор и душа» приводится следующий пример:
Девятнадцатилетний пациент с шести лет страдал нарушениями речи, которые начались после того, как однажды во время грозы неподалеку от него ударила молния. В течение восьми дней он не мог говорить вообще. В течение восьми месяцев он проходил курс психоаналитического лечения и четыре месяца с ним занимались речевыми и дыхательными упражнениями. Мы стремились прояснить для него одну вещь: что он должен отказаться от каких бы то ни было амбиций стать хорошим оратором. Далее мы объяснили ему, что в той же степени, в какой он покорится участи быть плохим оратором, он фактически улучшит свою речь. Потому что тогда он будет меньше обращать внимания на «как» и больше — на «что» в своей речи.
Дерефлексия может быть достигнута лишь в той степени, в какой сознание пациента направлено к позитивным аспектам.
Применяется, в частности, при сексуальных дисфункциях, которые возникают, когда чрезмерное самонаблюдение и сверхконтроль, вызванные желанием пациента «быть на высоте», приводят к блокаде спонтанно протекающих телесных процессов
Для преодоления этого пациента мотивируют к самоотдаче: вместо того, чтобы наблюдать за собой, ему рекомендуют сосредоточить внимание на партнере
Что касается страдающих шизофренией, логотерапия не является этиологическим лечением, а дерефлексия может использоваться в качестве психотерапевтического дополнения с целью поддержки других форм терапии.
Альфрид Лэнгле в книге «Жизнь, наполненная смыслом» пишет: