Логические ошибки — примеры и способы распознавания

Причины появления пунктуационных ошибок

Грамматические и пунктуационные ошибки чаще, чем другие, встречаются в работах обучающихся, особенно старшеклассников. Связано это в первую очередь с тем, что в старших классах усложняется синтаксис. При изучении простых осложненных и сложных предложений вводится материал по правильной расстановке знаков препинания, осилить который старшекласснику трудно. Немаловажным фактором в образовании пробелов в знаниях пунктуации является сокращение часов, отведенных на правописание. С каждым годом увеличивается процент малочитающих учеников. Как результат — возникают трудности в правильном восприятии и прочтении текста. Предупреждение и проверка пунктуационных ошибок должны осуществляться непосредственно в процессе написания. Иначе не будет осмысленного членения текста на фрагменты

Важно ставить все знаки препинания во время письма, а не после написания текста

Домашнее задание

Помимо правильного ответа на вопрос задачи, я попрошу вас дополнительно подумать над философской составляющей каждой задачи и своего ответа к ней. Я всегда даю задачи, связанные с жизнью, но это не всегда очевидно.

Задача 1

Даны два аргумента: «все монеты в моём кармане золотые» и «я кладу монету в карман». Следует ли из этого, что «положенная в карман монета станет золотой»?

Задача 2

Рассмотрим типичный пример возвращения неуспевающего ученика из школы домой, родители начинают ругать сына.

Акт I

— Ты опять двойку получил?

— Но там была сложная работа, все плохо справились!

— Нас не интересует, что там у всех, интересует что у тебя! Отвечай за себя!

Акт II

— Ну что за контрольную?

— «Три».

— А почему «три», все получили «четыре» и «пять», а ты — «три»?!

Оба акта происходили в одной и той же семье с одним и тем же ребёнком. Найдите логическую ошибку родителей и попытайтесь объяснить причину её появления, наиболее вероятную, на ваш взгляд.

Задача 3

Аргумент умеренно употребляющего алкоголь может быть таким:

«Вино делают из винограда, а виноград полезен для сердца, значит вино пить полезно». В чём ошибка и какова её причина? Как вы думаете, знает ли об этой ошибке сам умеренно пьющий?

Задача 4

Один человек на форуме в интернете доказывает другому свою точку зрения, идёт длительный обмен мнениями, но в какой-то момент собеседник перестал отвечать. «Я победил, — думает первый, — я написал ему всё так чётко, что он не может возразить, значит я прав!». Вопрос тот же: в чём ошибка и какова её причина?

Задача 5

Человек обвиняет другого в чём-то, в чём тот на самом деле не виноват. Однако второй не может доказать свою невиновность и краснеет. «Ага, честный человек не покраснеет, когда его ругают, значит ты виноват!». Вопрос всё тот же…

Продолжение следует.

Пунктограммы в разных языках

Существуют языки (например, китайский, японский), в которых нет пробелов. Текст на первый взгляд выглядит нечитаемым, но, если присмотреться, в нем есть множество знаков препинания, служащих для разделения теста на части, а также для обозначения свойственных данным языкам особенностей (долготы, краткости и так далее). Если обратиться к истории русского языка, то в старославянском языке тексты писались без знаков препинания и пробелов. Предложения крайне редко отделялись точками. Заглавные буквы писались только в начале новой главы. Но в нем было больше, чем в современном русском языке, диакритических знаков: над- и подстрочных.

Пунктуация, ее значение

Изучению темы должно быть уделено особое внимание. Грамотная расстановка знаков препинания помогает более точно раскрыть смысл всего текста

Пунктуационные ошибки, допущенные в сочинениях, изложениях учеников, искажают смысл написанного

Соблюдение этих правил важно не только в творческих работах, но при оформлении документов различного характера

В систему упражнений, помогающих сформировать навык грамотного использования пунктуационных символов, должны быть включены следующие виды работ:

  • знакомство с правилом постановки того или иного знака;
  • чтение готовых текстов с объяснением расстановки запятых, точек, двоеточий, тире, использованных в них;
  • расстановка в тексте пропущенных знаков в конце или середине предложения;
  • самостоятельное составление предложений с выполнением условия использования в них определенных символов.

Самостоятельное исправление орфографических ошибок, как и пунктуационных, в собственных работах или упражнениях, выполненных одноклассниками, должно быть регулярным. Использование подобного упражнения в общей системе дает возможность сформировать хорошую орфографическую зоркость, что приведет к снижению количества ошибок, допускаемых при письме.

Пунктуация в простом предложении

В простом предложении, то есть в предложении, где одна грамматическая основа, если оно не осложнено, не ставятся никакие знаки препинания, кроме финальных и тире. Например, Главное — душой быть молодым. Где обитает гепард? Весна — это восхитительное время года! Если простое предложение чем-то осложнено, то в нем ставятся запятые, иногда тире и двоеточие. Осложнять простое предложение могут:

  • Однородные члены: Море плескалось и играло. В корзине были вешенки, грузди, лисички.
  • Обособленные члены: Ваза, наполненная цветами, стояла на столе. Его сестра, Елена Львовна, работает на телевидении.
  • Обращения: Лиза, говори громче. О море, ты прекрасно!
  • Вводные слова и предложения: Сегодня, пожалуй, будет ясная погода. По мнению юриста, дело надо продолжать.

В простом осложненном предложении пунктуационные ошибки, примеры которых даны ниже, встречаются часто.

Пунктуационные ошибки в простом осложненном предложении
Предложение с ошибкой Правило Исправленное предложение
На опушке леса затаившейся среди деревьев цвели жасмины. Причастный оборот обособляется в позиции после главного слова На опушке леса, затаившейся среди деревьев, цвели жасмины.
Все устраивало княгиню дом парк пруд. В случаях, когда обобщающее слово стоит перед рядом однородных членов, после обобщающего слова ставится двоеточие. Все устраивало княгиню: дом, парк, пруд.

«Чистота» эксперимента

Ложная аналогия, предвзятость подтверждения, ошибка подтверждения следствием — в эти логические ловушки могут попасть не только простые смертные, но и опытные учёные.

Один норвежский учёный решил изучить логические ошибки, совершаемые своими коллегами — учёными, выясняющими механизмы когнитивного поведения. Нашего норвежского разоблачителя зовут Эспен Соберг, а работает он на кафедре наук о поведении в Университетском колледже Осло и Акерсхуса. Его весьма занятное исследование говорит нам о том, насколько велики шансы человека попасть в логическую ловушку. Причём чем выше ставки, тем серьёзнее возможные ошибки.

Не беда, если мы ошибёмся, решая задачу о критянах-лжецах. А вот когда ошибки в логике рассуждений допускают учёные, исследующие когнитивные функции и психические расстройства, последствия могут быть самыми серьёзными — например, вся человеческая картина мира окажется неверной.

В своей работе Соберг изучал ошибки, допускаемые в исследованиях с использованием модельных организмов. Вы наверняка не раз слышали об экспериментах с участием лабораторных мышек, шимпанзе, лягушек и мух-дрозофил. Это одни из самых широко известных модельных животных, но наравне с ними можно упомянуть и цыплят, и кальмаров, и кошек (если мы говорим о животном мире), и рис, и кукурузу и лук репчатый (если мы говорим о растительном мире), и сальмонеллу, и кишечную палочку (если мы говорим о бактериях).

Модельными они называются именно потому, что их используют в качестве моделей для изучения свойств, явлений и процессов живой природы.

Например, на мухах-дрозофиллах удобно ставить генетические эксперименты — их быстрое размножение позволяет достаточно быстро делать выводы о наследственных изменениях, изучать генотип и фенотип.

Что до человека, то он не является модельным организмом в широком смысле. Однако применительно к нейрофизиологическим исследованиям у нас есть большое преимущество перед другими живыми существами. Благодаря способности к самоанализу человек может рассказывать о своих ощущениях, а потому может быть одновременно и объектом, и субъектом исследования.

А вот при помощи мышей и крыс изучается целый спектр психических заболеваний — тревожность, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), аутизм, депрессия, шизофрения.

Что в 2019 году изменили разработчики сочинения?

Разработчики Единого государственного экзамена предусмотрели, что данное сочинение будет написано по тексту, которое используется при проработке заданий 22-26. Ориентироваться необходимо на материал, предоставленный во время экзамена.

Специалисты, изучающие аспекты проведения ЕГЭ, подготовили рекомендации, которые помогут будущему студенту написать работу качественно

Стоит обратить внимание на исходный текст, перечитав его несколько раз. Далее идёт аналитическая работа – экзаменующийся продумывает, что именно хотел сказать автор в данном тексте

Задание с 22 по 26 помогает настроиться на написание. 26-е задание даже может дать намек на проблему, содержащуюся в самом тексте.

Большая часть работы, которая позволит правильно написать текст – формирование проблемы. Для того чтобы ее понять, необходимо перефразировать вопрос автора. Например, если автор текста писал о том, как живопись воздействует на людей, проблема сочинения – ее воздействие.

Создатели 27-го задания внесли изменения, которые будут работать в 2019 году-сочинение необязательно аргументировать, используя примеры из литературы, однако были внесены корректировки в комментарии к проблеме, поднимаемые автором текста.

Грамматические ошибки

Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы: словообразовательной, морфологической, синтаксической.

Например:

  • подскользнуться вместо поскользнуться,благородность вместо благородство – здесь допущена ошибка в словообразовательной структуре слова, использована не та приставка или не тот суффикс;
  • без комментарий, едь вместо поезжай, более легче – неправильно образована форма слова, т. е. нарушена морфологическая норма;
  • оплатить за проезд, удостоен наградой – нарушена структура словосочетания (не соблюдаются нормы управления);
  • Покатавшись на катке, болят ноги; В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю – неправильно построены предложения с деепричастным оборотом (1) и с однородными членами (2), т. е. нарушены синтаксические нормы.

В отличие от грамматических, речевые ошибки – это ошибки не в построении, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова. По преимуществу это нарушения лексических норм, например:

  • Штольц – один из главных героев одноименного романа Гончарова «Обломов»;
  • Они потеряли на войне двух единственных сыновей.

Речевую ошибку можно заметить только в контексте, в этом ее отличие от ошибки грамматической, для обнаружения которой контекст не нужен.

Ниже приводятся общепринятые классификаторы грамматических и речевых ошибок.

Виды грамматических ошибок:

  1. Ошибочное словообразование — Трудолюбимый, надсмехаться.
  2. Ошибочное образование формы существительного — Многие чуда техники, не хватает время.
  3. Ошибочное образование формы прилагательного — Более интереснее, красивше.
  4. Ошибочное образование формы числительного — С пятистамирублями.
  5. Ошибочное образование формы местоимения — Ихнегопафоса, ихи дети.
  6. Ошибочное образование формы глагола — Они ездиют, хочут, пишао жизни природы.
  7. Нарушение согласования — Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом.
  8. Нарушение управления — Нужно сделать свою природу более красивую.Повествует читателей.
  9. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым — Большинство возражали против такой оценки его творчества.
  10. Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях — Он написал книгу, которая эпопея.Все были рады, счастливы и веселые.
  11. Ошибки в построении предложения с однородными членами — Страна любила и гордилась поэтом. В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю.
  12. Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом — Читая текст, возникает такое чувство…
  13. Ошибки в построении предложения с причастным оборотом — Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.
  14. Ошибки в построении сложного предложения — Этакнига научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве. Человеку показалось то, что это сон.
  15. Смешение прямой и косвенной речи — Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента.
  16. Нарушение границ предложения — Когда герой опомнился. Было уже поздно.
  17. Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм — Замираетна мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

Несочетаемость

Семантические ошибки такого типа возникают из-за неверного сочетания слов в предложении. Часто они появляются в момент быстрого написания какого-либо текста без последующей проверки. Например, ошибка этой группы есть в предложении «Герой попал в несчастье». Конечно же, вместо слова «несчастье» тут было бы уместно употребить слово «беда». Хотя эти слова являются схожими по значению, но в данном предложении слово «несчастье» с остальной конструкцией не сочетается. Употребить именно это слово возможно, если перестроить остальную часть предложения: «С героем случилось несчастье».

Еще один пример такого типа ошибок: «Более неуверенные в себе люди часто одиноки». В этом предложении правильно было бы употребить такие фразы: «Менее уверенные в себе люди часто одиноки» или «Более робкие люди часто одиноки». Ведь само словосочетание «более неуверенные» лексически неоправданно: первое слово предполагает большую степень качества, а второе – отрицание качества. И хотя общий смысл в подобных предложениях обычно понятен, подобных ошибок следует избегать.

Фактологические помарки ЕГЭ

Фактологические помарки ЕГЭ – это нарушения фактологической
точности изложения, что особенно заметно при пересказе содержания различных
произведений, а также иногда возникает путаница при цитировании известных
личностей, упоминании фамилий людей, имен героев, названий произведений,
исторических дат и т. д.

Например, ученики нередко искажают фамилию писателя В. Тендрякова. Знаменитого автора называли Трендьяков, Тундриков, Трюндиков, хотя перед глазами выпускников фамилия приведена в тексте задания.

Также к фактологическим ошибкам можно отнести такие:

  1. «Для меня книга значит многое, ведь еще Ленин
    говорил: «Век живи – век учись!»».
  2. «После убийства старухи Раскольников лишает
    жизни и ее беременную сестру ради наживы».
  3.   «В
    повести Тургенева под названием «Преступление и наказание»…».

Помните, что за все ошибки будут снижены баллы. Именно поэтому, если вы хотите получить за сочинения максимум (или хотя бы приблизиться к нему), ответственно подходите к подготовке. Во многих случаях достаточно проанализировать типичные ошибки, опираясь на опыт студентов прошлых лет, чтобы не допустить повторения подобных неточностей во время написания сочинения.

Предвзятость подтверждения

Предвзятость подтверждения или склонность к подтверждению своей точки зрения (confirmation bias) — это ещё одна логическая ловушка, суть которой состоит в том, что мы склонны отдавать предпочтение информации, которая подтверждает нашу точку зрения

Именно такая информация будет в первую очередь попадаться при поиске (потому что мы её ищем) и привлекать внимание в ходе экспериментов (потому что мы обращаем на неё внимание). Процесс подбора фактов и их интерпретации выстраивается таким образом, чтобы упрочить уже имеющиеся концепции

Некоторые исследователи предполагают, что склонность к предвзятости подтверждения зависит от области исследований, а физики, биологи, психологи и математики успешнее избегают этой ошибки, чем историки, социологи или инженеры, хотя данные сильно варьируются от исследования к исследованию.

Семантические ошибки при переводе

Автор, пишущий на родном языке, сталкивается с проблемами появления смысловых ошибок гораздо реже, чем переводчик. Ведь переводчик в процессе своей работы сталкивается с тем, что необходимо четко знать не только грамматику и правила построения предложений для обоих языков, но и понимать, какой смысл у каждого слова именно в том значении, в котором оно употреблено

Очень важно понимать лексическую сочетаемость слов в предложениях, чтобы не допустить семантических ошибок

В языке, с которого осуществляется перевод, может употребляться много устойчивых выражений, которые при последовательном переводе каждого слова абсолютно теряют смысл. Обычно такие выражения без труда видит опытный переводчик, но начинающий, даже самый грамотный, не всегда сможет их распознать. Поэтому после перевода любой научной статьи или литературного произведения получившийся результат отдается на проверку редактору, который сможет оценить качество перевода и в случае необходимости внести поправки. Конечно, бывает, что срабатывает человеческий фактор, и ошибка остается незамеченной и редактором.

Фактические ошибки

К12. Соблюдение фактологической точности в фоновом материале

Что такое фактические ошибки?

  • неверное изложение фактов, которые не упоминаются в исходном тексте (фактов фонового характера) и которые учащиеся уместно или неуместно используют в развернутом ответе (факты биографии автора или героя текста, даты, фамилии, авторство называемых произведений и т. и.: «Гете — французский писатель», «Даниил Гранин написал «Розу мира»)»,
  • приведение фактов, противоречащих действительности, например: «Столица США-Нью-Йорк», «Ленский вернулся в свое имение из Англии».

Ошибки могут состоять не только в полном искажении (подмене) факта, но и в его преувеличении или преуменьшении, например: «Маяковский — вдохновитель народа в борьбе с интервенцией»; «Много сил и энергии отдает детям директор школы: построена школа, которая каждый год выпускает около тысячи учеников».

Подобные ошибки отражают низкий уровень знаний, поэтому исправление и предупреждение ошибок такого рода связано с работой над повышением интеллектуального и культурного уровня (фоновые знания).

Для того чтобы правильно написать сочинение ЕГЭ в 2019 году, необходимо принимать во внимание определённый алгоритм, который разработали создатели контрольной точки. Одиннадцатиклассники уже написали итоговое сочинение, а через полгода им придётся выполнить 27-е задание ЕГЭ

В следующем 2019 году тестовая часть позволит набрать 34 балла, а сочинение – 24. Грубо говоря, это половина баллов, которые требуется набрать на экзамене

Одиннадцатиклассники уже написали итоговое сочинение, а через полгода им придётся выполнить 27-е задание ЕГЭ. В следующем 2019 году тестовая часть позволит набрать 34 балла, а сочинение – 24. Грубо говоря, это половина баллов, которые требуется набрать на экзамене.

Как избавиться от речевых ошибок

Если вы хотите избавиться от речевых ошибок, вам потребуется выполнять следующие действия:

  • Читать качественную литературу.
  • Посещать театры, вернисажи, музеи и прочие культурные мероприятия.
  • Общаться с начитанными людьми.
  • Регулярно работать над собой, стремясь достигнуть совершенства в произношении и написании слов.

Надеемся вам понравилась информация о самых распространенных речевых ошибках. Помните, что результат будет зависеть только от вас. Задайтесь целью в течение недели избавляться от той или иной речевой ошибки, и со временем ваша речь непременно улучшится.

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Виды речевых ошибок

Речевая ошибка – это нарушение в структуре употребления и сочетаемости слов.

Постарайтесь запомнить типичные речевые ошибки в русском языке и не употреблять их в своих высказываниях.

Употребление слова в не подходящем для него значении- Благодаря землетрясению, были разрушены сотни жилых домов (следовало употребить предлог из-за).
Плеоназм — Он откликается на все свободные вакансии (слово вакансия означает свободное рабочее место).
Тавтология — В своем рассказе автор рассказывает о событиях прошлого лета.
Неудачное употребление местоимений- Лена очень любила свою подругу. Она была очень доброй и заботливой.
Неправильное употребление паронимов- В решении этого вопроса были приняты эффектные меры (следует употребить эффективные меры).
Нарушение лексической сочетаемости — Евгений постоянно пополняет свой кругозор

Работа занимает важную роль в его жизни (правильно: кругозор расширяют; занимает важное место либо играет важную роль).
Неоправданное употребление просторечий, жаргонизмов- Автор не ожидал такого кринжа.

Логические ошибки – это высказывания, в которых есть внутреннее противоречие, нарушение логики изложения мысли. Такие ошибки тоже не редко встречаются в работах ЕГЭ по русскому языку.

  • Подмена понятий — Автор поднимает проблему патриотизма. Эта тема очень важна в наше время (тема и проблема – далеко не одно и то же).
  • Нарушение причинно-следственных связей- Вскоре она перестала плакать, так как успокоилась.
  • Отсутствие связи между высказываниями — Автор задумывается о роли воспитания в жизни ребенка. И действительно, детям нужно заботиться о животных, чтобы привить чувство ответственности.

Фактические ошибки

Фактическая ошибка – это искажение информации о событиях и лицах, упоминаемых в тексте сочинения.

  • Искажение фактов, содержащихся в тексте.- Автор с упоением отзывается о писателе А. Эйнштейне.
  • Неверное упоминание фактов биографии автора или героя текста, даты, фамилии, цитаты.- Все смешалось в доме Обломовых.

Орфографические, графические, пунктуационные ошибки

Орфографическая ошибка – это неправильное написание слова. К типичным орфографическим ошибкам в русском языке относятся:

  • Правописание букв в слабой позиции перехот (переход).
  • Нарушения в переносе слов рад-ость.
  • Слитное или раздельное написание слов какбудто, не чем (как будто, нечем).
  • Правописание чередующихся корней умерать (умирать).
  • Правописание словарных слов. Например, поменяться кординально (кардинально).

Совет: если вы сомневаетесь в написании слова, не используйте его, а замените синонимом, в написании которого вы уверены.

Графические ошибки – это перестановка (полувер) либо пропуск букв (рассморение), а иногда добавление лишних букв (дажбе). Чаще всего эти недочёты связаны с невнимательностью пишущего либо с торопливостью.

Пунктуационные ошибки связаны с неправильной постановкой знаков препинания, неверного их выбора (запятая на месте тире).

К типичным ошибкам в ЕГЭ по русскому языку, связанным с пунктуацией, относятся:

  1. неверное оформление прямой речи на письме,
  2. невыделение уточняющих слов, причастных и деепричастных оборотов.

Хотя наиболее частыми являются именно грамматические ошибки в ЕГЭ по русскому языку, обратите внимание и на все остальные. Совет: найдите в интернете текст с ошибками и отредактируйте его, выделив в нем все виды ошибок

Такое упражнение поможет вам стать грамотнее и прибавит чувство уверенности при написании сочинения на ЕГЭ

Совет: найдите в интернете текст с ошибками и отредактируйте его, выделив в нем все виды ошибок. Такое упражнение поможет вам стать грамотнее и прибавит чувство уверенности при написании сочинения на ЕГЭ.

А если ваша подготовка к ЕГЭ зашла в тупик и вы не знаете, с чего начать, либо у вас остались вопросы, то скорее записывайтесь на наши курсы!

Ошибки из-за неверного подбора паронимов

Эта группа семантических ошибок связана с выбором неверного слова из существующих для обозначения явления или предмета паронимов. Чаще всего паронимы являются однокоренными словами, схожими по значению, но в то же время обозначающими разные понятия. Это, например, такие пары слов, как «высотный-высокий», «дальний-далекий», «логический-логичный», «экономический-экономичный», «короткий-краткий» и т. д. Например, в предложении «У фильма вполне логическая концовка» неверно выбран пароним: вместо слова «логическая» нужно было употребить слово «логичная». Ведь слово «логический» применяется только для обозначения явления, основанного на законах логики, а слово «логичный», кроме этого, означает еще и некую последовательность или закономерность, и как раз это значение по смыслу подходит предложению из примера.

Еще один пример предложения, где есть подобная семантическая ошибка: «Значение этого параметра говорит о хорошей экономичной эффективности». В данном случае речь шла об экономической эффективности, т. е. показателе, связанном с экономикой, а в предложении подобран неверный пароним: «экономичный». Это слово означает выгоду в хозяйственном отношении и по смыслу к данному предложению не подходит.

Немного логики: подтверждение следствием

Теперь давайте вспомним, что представляют собой логические ошибки. Это умозаключения, основанные на неверных логических рассуждениях. Ошибки закрадываются в рассуждения либо когда аргументация неверна, либо когда предметом доказательства служат объекты, не тождественные тем, о которых делается вывод.

Одна из распространённых логических ошибок — подтверждение консеквента или подтверждение следствием. Посмотрите на это утверждение:

1. Если А верно, то Б верно.
2. Б верно. 
3. Следовательно, А верно.

На первый взгляд, здесь трудно найти ошибку, но попробуем подставить на места букв осмысленные посылки и вывод:

1.Если сегодня будет тепло, я пойду купаться.
2. Я иду купаться.
3. Стало быть, сегодня тепло.

1. Если Библия истинна, то Иерусалим — настоящий город.
2. Иерусалим — настоящий город.
3. Поэтому Библия истинна.

Скорее всего, вам приходилось сталкиваться с людьми, которые используют схожие доводы. Может, вы и сами так рассуждали, не задумываясь о том, что ваш вывод нелогичен. Такое рассуждение и называется подтверждением следствием. Эта логическая ошибка состоит в том, что истинность следствия заявления используется для подтверждения истинности самого заявления.

Всё ради доказательства гипотезы

Ошибка подтверждения следствием связана с неосознанным стремлением человека, который стремится что-то доказать, найти подтверждение своей гипотезы. Многие учёные берутся за эксперименты, предполагая, что их экспериментальная парадигма — законное продолжение гипотезы. Естественно, при таких условиях результаты используются для подтверждения уже существующих убеждений.

Например, у нас есть такая гипотеза: пациенты с биполярным расстройством имеют сниженные когнитивные способности. При тестировании мы измеряем скорость их реакций. Мы можем попасть в ошибочную линию рассуждений: «Если у людей с биполярным расстройством снижена скорость когнитивных процессов, то в ходе опыта они покажут замедленные реакции. Мы наблюдаем замедленные реакции, следовательно, у людей с биполярным расстройством снижена скорость когнитивных процессов».

Однако мы не можем с уверенностью сказать, что это действительно так. Результат, конечно, предполагает такую возможность, однако пациенты могли демонстрировать более медленные реакции по целому ряду причин. И пока мы не собрали доказательную базу, которая указывает на связь вывода и гипотезы, и не рассмотрели все причины, которые могли заставить их реагировать медленнее, нельзя с уверенностью утверждать, что гипотеза подтвердилась.

Карл Поппер утверждал, что гипотезы не могут быть подтверждены, а только фальсифицированы: мы не можем заключить с абсолютной уверенностью, что утверждение верно, но можно сделать вывод, что оно неверно. Классический примером является «гипотеза белого лебедя»: даже если мы наблюдали только белых лебедей, мы не можем с уверенностью утверждать, что «все лебеди — белые». Но если мы увидим хотя бы одного чёрного лебедя, то сможем признать это утверждение неверным.

Существуют исследования, посвящённые тому, как люди воспринимают поведение младенцев разного пола. Одним участникам эксперимента сказали, что плачущий ребёнок — мальчик, а другим — что это девочка. Большая часть первой группы восприняла реакцию «мальчика» как гнев, а «девочки» — как испуг (впоследствии дети, сталкиваясь с ожиданиями взрослых, сами начинают интерпретировать свои эмоции так, как им подсказывают).

В поисках истины мы должны помнить, что всегда существует возможность, что гипотеза неверна — даже если факты, которыми мы располагаем на сегодняшний день, делают это маловероятным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector