Как отучить ребёнка от компьютера
Содержание:
- Угроза из XX века
- Что делать родителям
- Особенности отношения детей и компьютера
- Симптомы компьютерной зависимости у подростков
- Зависимый подросток
- Признаки игровой зависимости
- Как минимизировать вред от смартфона
- Последствия от игровой зависимости
- Азартные игры – не обязательно на деньги
- Лечение компьютерной зависимости у подростков
- Как оторвать ребенка от компьютера?
- Бунт «хороших детей»
Угроза из XX века
Тинейджеры из 2000-х порой не знают ни дворовых песочниц, ни футбольных баталий, ни казаков-разбойников. Общение, игра и обучение переместились в электронное пространство, и это делает детей и подростков уязвимыми перед компьютерной угрозой.
С одной стороны, неокрепшая личность должна подчиняться требованию времени и умело управляться с любой современной техникой. С другой – нужно избежать множества соблазнов и не потерять связь с реальностью.
Предотвращать зависимость от гаджетов – общая задача семьи и школы. Но совсем уберегать детвору от компьютеров сегодня и сложно, и неправильно. Школьные правила предполагают ограниченное и направленное использование технологий в учебных целях. А вот избежать домашних ошибок в развлечениях и досуге – в силах родителей.
Невидимые враги
Школьник от 7 до 17 лет – это психологическая губка. Без контроля в детской психике могут появиться негативные черты:
- неограниченное, жадное потребление электронного контента в любой его форме: новости, игры, видео, кино;
- потеря себя, утрата чувства реальности, искажение приоритетов, мир подростка начинает зависеть от пикселей на экране;
- отказ от социальной ответственности, возрастных обязанностей;
- ограниченность контактов и коммуникативных навыков, развитие патологических черт и акцентуаций характера;
- потеря интереса к познанию и даже к событиям в жизни собственной семьи;
-
нарушение суточного ритма, режима сна, питания, чистоплотности и прочее.
В Сети ребенок может столкнуться с преступниками: мошенниками, вымогателями, педофилами и группами смерти. Если позволить ребенку слишком долго находиться в состоянии зависимости, могут развиться тяжелые последствия:
- отставание в социальном развитии, асоциальные формы поведения;
- нервно-психические расстройства разных типов;
- соматические заболевания: сколиоз, гастрит, истощение, офтальмологические болезни.
Сложности терминологии
Компьютерная зависимость – не выдуманный термин, но и не официально признанная болезнь. Пока это психологический синдром. Как и другие формы пристрастий, он заставляет отказываться от реального мира в пользу виртуальности. В ней зависимый подросток находит замену живому общению, книгам, знаниям, играм и физической активности.
Где прячется опасность
Интернет-зависимость у подростков может быть недифференцированной (ребенка патологически интересует компьютерная техника вообще). Но чаще можно выделить основную направленность:
- подростковая игромания (зависимость от компьютерных игр у подростков) Наиболее популярны The Sims, World of Warcraft, World of Tanks. Это лидирующая форма зависимости, поскольку увлечь игрой мальчика или девочку одинаково просто, особенно в возрасте до 16 лет.
- зависимость от ленты (ВКонтакте, Инстаграм и другие сети предлагают неограниченный поток новостей на стене);
- пристрастие к онлайн-покупкам при наличии электронных денег у подростка;
- коммуникативная зависимость от компьютера: страсть к общению или знакомствам в Сети;
-
у старших подростков возможны киберсексуальные формы пристрастия (просмотр порноконтента: фото, видео, анимация).
Трудно сказать, какой контент опаснее, но именно игры становятся отдушиной для тревожных, неуверенных в себе, закомплексованных детей. Героический персонаж, сказочное существо или ловкий стрелок становятся своеобразной маской, под которой и не страшно, и не грустно, и не одиноко. Сопротивляться внешнему миру легче через своего игрового персонажа.
Компьютер способен постепенно отучать несформированную личность от нормального ритма жизни, свести к минимуму присутствие ребенка в реальном мире.
Посмотрите до чего может довести зависимость от компьютерных игр ребенка:
Что делать родителям
Действовать нужно разумно, планомерно и методично. Если что-то пойдет не так, подросток может не дать вам второго шанса. Его доверие – хрупкая субстанция. Противодействие симптомам дает лишь временное облегчение. Проблема может вернуться, когда снова возникнут благоприятные условия. Поэтому выбирайте путь спасения через устранение исходных причин зависимости.
Ответ всего на три вопроса откроет перед вами целый ворох информации о ребенке, которого вы воспитываете. Постарайтесь разобраться в собственных мотивах и поступках, убедитесь, что не подаете дурной пример и не создаете психологический дискомфорт в семье.
- Что заставило юношу погрузиться в виртуальный мир?
- Что ему известно об альтернативах в реальном мире?
- Что делаете вы лично как родители, чтобы поддерживать интерес к реальности?
Если ребенок одинок, найдите утраченный путь к его сердцу.
Если он не уверен в себе, приложите усилия, чтобы нормализовать его самооценку. Для каждой стадии зависимости существует оптимальный путь преодоления проблемы.
Воспитательные беседы
И долгие разговоры по душам. Именно доверительный диалог поможет разобраться, откуда берутся проявления зависимости
Что такое важное и ценное спрятано там, по другую сторону монитора, чего ребенок не может найти рядом с семьей и друзьями?
Ведите разговор в спокойном ровном тоне, искренне интересуйтесь ответами, но не переходите в назидание. Используйте правильные речевые конструкции:
- Меньше закрытых вопросов, предполагающих однозначный ответ «да» или «нет».
- «Я» вместо «ты»: «Мне бы хотелось узнать об этой игре» вместо «В какую игру ты играешь?»
- Задавайте конкретные вопросы: «Зачем нужна эта команда в чате?», «Почему этот герой лучше?», «Какое оружие будет на следующем уровне?»
- Подключайтесь к интересу ребенка: сыграйте вместе с ним, попробуйте разработать алгоритм программы, посмотрите вместе хорошее мудрое аниме.
- Не высказывайте оценок и категоричных суждений, даже если заметите явную глупость или ошибку. Лучше отшутитесь.
Как только контакт будет достигнут, вы сможете манипулировать им. Для ребенка важнее сам контакт, а не ситуация в которую он включен. Поэтому постепенно удастся увести диалог от компьютерной тематики и от самого компьютера.
Детский психолог
У подростков есть общая ошибка: они не разделяют профессиональные обязанности психолога, психотерапевта и психиатра. К «мозгоправам», по мнению подростка, ходить стыдно!
Поэтому сначала вдвоем с супругом посетите детского специалиста без ребенка, поведайте «историю болезни», обсудите пути дальнейшего сотрудничества. Профессионал обязательно даст вам подробные инструкции. Только индивидуальный подход поможет привести ребенка к психологу.
Психотерапия и гипноз
Попасть к психотерапевту зависимый подросток может двумя путями: добровольно (через осознание проблемы в кабинете психолога и осознанный выбор) и принудительно (когда у родителей не остается иного выхода).
Психотерапия требует внушительных материальных затрат и заинтересованности пациента, а гипноз действует далеко не на всех. В порядке рекомендации рассмотрите возможность мягко переключить ребенка на «нестыдные» методы терапии:
- арт–терапия (лечение через творчество, подмена увлечений);
- игротерапия;
- зоотерапия (канистерапия, дельфинотерапия требуют смены обстановки, а общение с животными может стать новым увлечением);
- символдрама с подростками (психоаналитический метод, основанный на переживании образов);
- редкий, но все же существующий тип психологов – киберпсихологи. Эти люди помогают ребенку сделать компьютер инструментом, а не смыслом жизни. Вариации на эту же тему – школа программирования, кружок робототехники.
Медикаменты и процедуры
Последнее средство. Не прибегайте к нему без необходимости. Любые медицинские препараты может назначать только врач (психиатр или медицинский психолог). К числу препаратов при зависимостях относятся довольно «тяжелые» лекарства: ноотропы, антидепрессанты, седативные средства, иногда гормоны. В качестве дополнительных мер врачи применяют витаминно-минеральные комплексы и физиопроцедуры.
Особенности отношения детей и компьютера
Интересный факт – компьютерной зависимости подвержены мальчики в возрасте от 12 до 15 лет. Многие взрослые согласятся с данным утверждением.
Следовательно, игровая зависимость присуща всем возрастам (классический пример – борьба с играми «офисного планктона» на работе), но у детей пристрастие к играм и интернету имеет ряд особенностей, которые увеличивают риск зависимости. Прежде чем рассказать о борьбе с игроманией, необходимо поведать о них.
Современные ребята – родившиеся после 2001 года – относятся к условному «Поколению Z». Их окружали гаджеты практически с рождения, и это факт, который стоит принять. Молодежь с телефоном или планшетом в руках может читать Толстого или смотреть образовательный фильм – им так удобнее, чем тащиться в библиотеку за бумажной книгой или отбивать телевизор у бабушки.
Однако использование планшета в качестве книги или телевизора формирует «клиповое мышление» — дети усваивают информацию поверхностно, перескакивают с темы на тему, «растекаются мыслью по древу». Эффективным способом справиться с клиповым мышлением становится метод Помидора – выполнение однообразного действия – чтение или просмотр в течение 25 минут, короткий отдых, продолжение работы. Так ваши дочь или сын научатся контролировать и ценить свое время.
Вторая особенность поколения Z – это тотальная отчужденность. Интернет заполнен ностальгией взрослых по временам без компьютера, когда они сутками пропадали во дворах. Но надо понимать, что в условиях современного мегаполиса нет той атмосферы дружелюбия. Улица для подростка, особенно живущего в каком-нибудь районе панельных новостроек, — это враждебный мир, наполненный хулиганами и преступниками. Ему проще найти друзей по интересам в Сети.
Отчужденность возникает и в школе. Непонимание одноклассников, культ потребления, где лучшим считают не талантливого или способного подростка, а того, кто купил оригинальный «хайповый шмот», также толкают детей в виртуальный мир.
Наконец, отчужденность проявляется в семье. Взрослые, занятые работой, часто забывают про детей. Бывает, наоборот, дотошные родители тянут их в свой мир с дачей и сериалами, который не менее чужд впечатлительной и поэтической натуре.
Симптомы компьютерной зависимости у подростков
У ребенка быстро меняется настроение, восприятие окружающего мира, распорядок дня. Компьютерные игры заменяют еду и сон, реальное общение с товарищами. Появляется быстрая утомляемость, раздражительность, замкнутость, скрытность, агрессивность. Ребенок, проводящий много времени за монитором, забывает о своих обязанностях, домашних делах, об учебе, встречах, договоренностях, гигиене и испытывает ощущение эмоционального подъема только во время игры.
Симптомы игромании у детей включают нарастающее времяпрепровождение за монитором; полное сосредоточение на игре, отказ проводить время с друзьями, неспособность контролировать себя, не сдерживание обещания перед родителями об окончании игры, забывчивость, синдром отмены – невозможность сесть за монитор вызывает ярость, агрессию, плач, замкнутость.
Отдельно отмечают физические симптомы у страдающих от пристрастия к компьютеру. Это головная боль, сухость в глазах, боль в спине, уменьшение веса, изменение режима сна.
Что привлекает детей в виртуальной игре? Онлайн игры дают детям ощущение соревновательного эффекта, который формирует азарт. Таким образом, формируется у детей пристрастие к компьютеру, особенно быстро это происходит, если в виртуальной игре ребенок успешен, а в реальной жизни нет. Ролевые игры опасны для внушаемых детей, которые копируют поведение своих героев. Необходимо взрослым присматриваться, в какие именно игры играет отпрыск. Виртуальные современные игры сделаны так качественно, что у личности с низким уровнем критичности стирается грань между ее имитацией и реальностью.
Зависимый подросток
Глубокая и объективная диагностика игровой или иной формы компьютерной зависимости – дело профессионалов. Но заметить признаки назревающей проблемы родитель может и самостоятельно
Обратите внимание на поведение подростка и ответьте на несколько вопросов о нем
- О чем он говорит? Широкий круг тем и их обсуждение с родными, друзьями и одноклассниками – позитивный знак.
- Чем он занят? Ребенок увлеченно занимается карате, посещает изостудию, делает успехи в литературных конкурсах – прекрасно! Обещанное он исполняет в срок, а начатое – доводит до конца.
- Как он проводит свободное время? Компьютер не входит в круг основных интересов. Юноша читает книги, интересуется тематическими телепрограммами или даже задумал научное исследование в Малой академии наук – будьте спокойны.
- В каком он расположении духа? Раздражительность, смена настроения, истерики, депрессии несвойственны здоровым и социально активным тинейджерам.
-
Участвует ли он в семейных делах? Ходить по магазинам, убирать, ездить на дачу с родителями – способы провести время с пользой для семьи. Психологически здоровый подросток осознает свой вклад в семейный быт.
- Как он/она выглядит? Для здорового подростка важен внешний вид! Неухоженность, мешковатость, стремление носить капюшон – первые попытки уйти от реальности.
- Как он спит? Тревожный сон, лунатизм, поздний отход ко сну – поводы начать отваживать чадо от компьютера. Кстати, хороший аппетит не считается признаком здоровья, когда речь идет о компьютерной зависимости!
- О чем он мечтает? Победить очередного монстра на девяностом уровне? Или все-таки поехать в Европу на фестиваль песчаных скульптур? Или заполучить редкий альбом любимой рок-группы? Вспомните или расспросите ребенка о его мечтах.
Сколько часов в день ваш ребенок проводит у экранов гаджетов?
Poll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.
Признаки игровой зависимости
Ключевые симптомы игровой зависимости у подростков:
- Ребенок тратит все больше и больше времени на игры
- Удовлетворение доступно только в онлайн-игре
- Подросток готов променять любое развлекательное мероприятие на игру за компьютером
- Потребность посещения игры в любое время суток и независимо от местоположения, то есть ребенок может заходить в свой игровой аккаунт и с компьютера, и с телефона, и с планшета утром, во время учебы, перед сном
- Игра за компьютером в течение всей ночи в ущерб отдыху и сну
- Материальные затраты на «прокачку» своего персонажа в игре
- Состояние подростка становится агрессивным, настроение депрессивным, когда нет возможности поиграть
Как минимизировать вред от смартфона
Есть несколько способов, которые позволяют снизить риски от использования мобильных устройств. Общие рекомендации такие:
- Следует найти смартфон, который подходит вам по размеру. Должно быть удобно касаться экрана с разных сторон большим и указательным пальцем. Большой по размеру экран – это отнюдь не признак хорошего телефона;
- Набирать текс лучше указательным пальцем, меняя руки, время от времени. Это позволит предотвратить боль в руках;
- При пользовании смартфоном нужно стараться сидеть ровно. Не стоит держать мобильник на коленях или ниже уровня груди, лучше поднять его на уровень глаз. Это поможет избежать боли в спине и шее;
- Если приходится долго сидеть за планшетом или смартфоном, то периодически нужно делать перерывы и выполнять несложные физические упражнения.
При разговорах, смартфон следует держать на расстоянии от уха в 2 см, в таком случае снижается негативное воздействие техники на организм.
Специалисты говорят о том, что достижения в технологиях имеют свою цену. Это значит, что маленьких мобильный телефон может оказать большое влияние на здоровье пользователя.
Автор
Слежу за новостями на рынке мобильных услуг. Всегда в курсе последних событий
Последствия от игровой зависимости
Опасность игровой зависимости заключается и в последствиях, которые подстерегают ребенка в детском, подростковом и взрослом возрасте:
- Ухудшение самочувствия и здоровья в целом. От постоянного напряжения глаз падает уровень зрения, портится осанка, вес может падать или, наоборот, увеличиваться, появление судорог, нарушения сна, головные боли.
- Потеря интереса к своему внешнему виду.
- Часто возникающее плохое настроение, агрессия в реальном мире.
- По мере взросления подростки, подверженные игровой зависимости, чаще других испытывают тягу к азартным играм (лудомании), ставкам на спорт.
Азартные игры – не обязательно на деньги
– Наталья Валерьевна, что такое игровая зависимость у подростков с медицинской точки зрения?
Наталья Шемчук
– Игровая зависимость – это патологическое влечение к азартным играм – психическое расстройство. В Международной классификации болезней (МКБ-10) она отмечена в разделе «расстройства привычек и влечений».
Пока подростки не внесены в этот реестр: в 1996 году, когда создавалась МКБ-10, подростковой игровой зависимости, возможно, не существовало. Скоро появится новое издание, МКБ-11, и я уверена, что в ней уже будет рубрика, посвященная интернет-зависимости у детей и подростков.
Необходимо заметить, что нехимические зависимости достаточно разнообразны, наиболее часто возникающие внесены в тот же раздел, а именно – пиромания (страсть к поджогам), клептомания (страсть к воровству без умысла обогатиться), трихотилломания (навязчивое и непреодолимое выдергивание волос) и т.д. Зависимостей много, наиболее распространенных из них три: алкоголизм, наркомания, игровая зависимость. Две из них являются зависимостями от психоактивных веществ.
Кстати, при лечении химических зависимостей физическую зависимость снять легко. То есть – убрать стремление организма получать конкретное химическое вещество. А вот с психологической составляющей, воспоминанием человека о том, как он мог войти в другой мир, не реальный, и уйти от проблем, – очень сложно работать.
– Вы сказали про азартные игры, но ведь в компьютерные игры играют чаще всего не на деньги?
– Да, у них нет так называемой монетарной зависимости, их влечение не несет материального поощрения. У них зависимость эмоциональная и психологическая, которая затем, если у ребенка, подростка есть «патологическая почва», развивается в серьезнейшую патологию. Монетарный механизм тут уже не важен.
– Каковы последствия игромании для человека?
– Как у любой другой зависимости, в том числе химической. Они – чудовищные. Мелькание экрана, резкие звуки во время игры влияют на биоэлектрические потенциалы мозга. Если у ребенка когда-то в детстве была гипоксия (любой этиологии), лунатизм, то это при игре по пять-семь часов в день может привести и к эпилептическому припадку.
На фоне игромании может развиться психоз, психоэмоциональное возбуждение, когда дети могут драться с родителями, разбивать все вокруг – это угроза самому ребенку и окружающим. О потере связи с социумом, деградации и прочем, думаю, и говорить не стоит – это всем известно.
– Но ведь нельзя же в современном мире ребенка оградить от компьютера и компьютерных игр?
– Да, конечно, мы не можем сейчас их оградить: технологии развиваются, и компьютер, конечно, приносит не только вред. Все зависит от качества информации, получаемой ребенком, от того, какие функции используются им на компьютере, с какого возраста. А также от того, сколько времени проводит подросток или ребенок за компьютером.
Когда я начинала работать с зависимыми от азартных игр, у нас считалось, что проводить больше двух часов за компьютером подросткам нельзя. Патологией считалось, если ребенок находился у монитора больше четырех часов в сутки. Сейчас наши зарубежные коллеги эти границы расширили (учитывая учебные материалы, которые школьники ищут в интернете, и прочее) и утверждают, что мы можем говорить о патологической зависимости, если подросток более пяти-семи часов находится у компьютера.
Лечение компьютерной зависимости у подростков
В связи с тем, что пристрастие к компьютеру негативно влияет на детскую психику, его относят к серьезной опасности и если вовремя этот процесс не остановить, то впоследствии появится масса проблем, которые устранять придется при помощи психотерапевта.
Что делать родителям при игровой компьютерной зависимости? Нет смысла ругать, наказывать, подростка, поскольку будет в ответ агрессия и истерика. От пристрастия следует избавлять подростка правильно. Родителям необходимо понять, что избавить ребенка навсегда от компьютера не удастся. Впоследствии знание компьютера сыграет положительную роль: ребенок будет более успешно учиться, готовиться к экзаменам, но все же снижать влияние компьютера необходимо. Родителям следует беседовать на тему небезопасности долгого сидения за монитором.
Зачастую игровая компьютерная зависимость превращается в явную проблему в возрасте 10-ти лет и поэтому взрослым следует контролировать время пребывания ребенка за монитором, чтобы не возникло болезненное пристрастие. Необходимо параллельно с компьютером увлечь ребенка другими занятиями: спорт, творчество, путешествия, выезды на природу. В случае если ребенок пристрастился к играм, то рекомендуется родителям разнообразить его жизнь играми развивающего или спортивного характера и самим участвовать в них, например, Менеджмент, футбол, волейбол, теннис, бадминтон, плавание, восточные единоборства.
Следует ограничивать использование ребенком интернета и установить временные ограничения. Подросткам можно разрешать сидеть за монитором до 2-х часов в сутки.
Лечение компьютерной зависимости у подростка достаточно долгий и трудный процесс, требующий участия самого ребенка и родителей. После отказа подростком от игр необходимо образовавшуюся в жизни пустоту заполнить каким-нибудь творчеством или занятием, новым увлечением. Избавлять подростка от интернет-зависимости следует тактично, полностью запрещать пользоваться компьютером нельзя. Ребенок не будет ощущать себя комфортно, если будет чувствовать себя не таким, как все, отказавшись полностью от компьютера. Однако и позволять ребенку постоянно играть без правил и временных ограничений тоже нельзя. Зачастую вовлеченные в компьютер детские личности превращаются в замкнутых, теряют интерес к образованию, перестают общаться, проявляют агрессию в сторону близких.
Если подросток все чаще просит, чтобы его оставили в покое, а сам прогуливает занятия в школе, сидит напролет всю ночь за компьютером, не высыпается, отказывается от еды, то на лицо все признаки компьютерного пристрастия. Попытки самостоятельного освобождения от данного пристрастия зачастую приводят к депрессии, которая отступает после возвращения ребенка к привычному сидению за монитором. В этом случае помощником в излечении компьютерной зависимости будет психотерапевт.
Многие родители сомневаются в необходимости лечения у подростка пристрастия к компьютеру, относя его к увлечению. Зависимость опасна тем, что подростки данного возрастного периода (14-16 лет) пребывают на самом сложном этапе своего развития, который может стать причиной возникновения в дальнейшем различных психологических проблем. Вместо этого подросток просиживает все время за компьютером, когда он должен начинать строить свои первые отношения с противоположным полом, ставить осмысленные цели перед собой, искать в обществе свое место. Самым верным решением при игровой компьютерной зависимости будет обращение за помощью к специалистам, которые дадут ценные рекомендации и начнут эффективное лечение. Лечение данного состояния основано на опыте терапии зависимостей.
Как оторвать ребенка от компьютера?
Легче предупредить развитие компьютерной зависимости и не допускать, чтобы ребенок все свободное время проводил «в компьютере», чем затем бороться с последствиями. Решение этой проблемы требует комплексного подхода, нередко чтобы справиться с зависимостью, ребенку нужна помощь психолога, а в особенно тяжелых случаях и медикаментозная терапия. Однако если родители вовремя заметили первые «звоночки» отвлечь ребенка от компьютера им под силу и без посторонней помощи.
Прежде всего, родители должны понимать, что методы отучения ребенка от компьютера напрямую зависят от его возраста. Так, от совсем маленького ребенка, как и от ребенка младшего дошкольного возраста, достаточно спрятать вожделенную игрушку и он о ней забудет. Особенно если родители потратят немного своего драгоценного времени на игры и общение с ребенком.
С младшими школьниками такой номер уже не пройдет и чтобы вытащить любимое чадо из виртуального мира, родителям придется проявить некоторую изобретательность:
- заведите семейные традиции. К примеру, ежедневное совместное приготовление ужина, вечер пиццы и фильмов по пятницам, поход в зоопарк или в парк аттракционов в субботу и т. д.;
- регулярно вывозите ребенка из города. И желательно не на дачу для посадки/уборки картошки! Пусть это будут пешие туристические маршруты по окрестностям вашего города, прогулки на лошадях или велопрогулки, ночевки на природе с палаткой и страшными историями у костра. В общем, покажите ребенку насколько яркий и удивительный мир его окружает!
- помогите ребенку найти хобби. Рисование, лепка, спорт, танцы, фотография это может быть все что угодно. Только, пожалуйста, отнеситесь к этому максимально серьезно и не бросайте ребенка наедине с его новым увлечением. К примеру, если ребенок выбрал фотографию — постигайте это искусство вместе. Не обязательно сразу обзаводиться двумя дорогими зеркалками, для начала подойдет пара бюджетных «мыльниц». Совершайте совместные выходы на охоту за новыми кадрами, вместе читайте литературу о фотографии, посещайте выставки. Тоже самое относиться и к другим увлечениям ребенка. Кстати, если ваш наследник хочет связать свое будущее с компьютером, став, к примеру, разработчиком компьютерных игр, программистом или дизайнером не отмахивайтесь от этого желания. Ваша задача направить энергию в мирное русло.
Сложнее всего справиться с чрезмерным увлечением компьютером у подростка. Ни в коем случае не запрещайте подростку сидеть за компьютером, не отключайте демонстративно интернет и не отказывайтесь оплатить подписку на любимую онлайн-игру из-за того, что он закончил четверть в школе уже, чем вы ожидали. Все эти методы, в силу особенностей переходного периода у ребенка, приведут к прямо противоположному результату.
Сейчас ваша первоочередная задача научиться слушать и слышать своего ребенка. Вы должны быть ему другом, а не превратиться в карающую длань закона
Очень важно понять, по каким причинам подросток предпочитает виртуальную жизнь реальной. Может быть, у него проблемы со сверстниками, может он встретил свою первую любовь в той самой онлайн-игре, а злые родители препятствуют общению с ней, запрещая войти в игру, может быть ему просто больше нечем заняться и он таким образом убивает время, а может, он вовсе не рисует «дурацких» движущихся чертиков целыми сутками, а пытается создать мультфильм
В любом случае, прежде чем ставить ребенку диагноз «жить не может без компьютера» необходимо разобраться в причинах.
Если подросток просто скучает, помогите ему найти занятие по душе — запишите в спортивную секцию или кружок вышивания крестиком, туристический клуб или клуб любителей макраме — не важно, насколько это увлечение окажется престижным или насколько оно вам нравится, главное что бы занятие отвечало интересам ребенка. Если он всерьез увлекся программированием, мультипликацией, дизайном или созданием электронной музыки, поддержите его, если необходимо не только морально, а и материально
Запишите на платные профессиональные курсы или наймите частного репетитора, обеспечьте соответствующей литературой и т. д
Если он всерьез увлекся программированием, мультипликацией, дизайном или созданием электронной музыки, поддержите его, если необходимо не только морально, а и материально. Запишите на платные профессиональные курсы или наймите частного репетитора, обеспечьте соответствующей литературой и т. д.
Ну, а если дело в первой любви — постарайтесь взять себя в руки и не вмешиваться. И ни в коем случае не высмеивайте свое чадо, не говорите ему или ей, что все это глупости и таких «любовей» у него будет еще тысяча.
Бунт «хороших детей»
– Бывает, что игроманией начинают страдать хорошие дети, не обделенные родительским вниманием…
– Когда начинают играть в нашем социальном понимании хорошие дети – это реакция протеста. Не секрет, что родители часто за детей принимают решения даже в ситуации выбора профессии.
Нередко родители решают за ребенка, куда он пойдет учиться. Я очень часто сталкиваюсь в своей практике с ситуацией, когда у ребенка, может быть, еще нет четкого определения, кем бы он хотел стать, но ему тяжело, допустим, дается математика. Но родители решили, что он пойдет в технический вуз (династия, смогли договориться, есть военная кафедра и тому подобное). Они видят в нем инженера, к примеру, и настаивают.
Ребенок сдает экзамены и идет учиться. Обычно такое обучение заканчивается через три-четыре месяца, но он по-прежнему ходит в институт, а на самом деле – начинает играть. Он уходит из реальности, выражая так внутренний протест. Протест – это же не всегда, когда ребенок топает ногами и ругается.
Внутренний протест страшнее, его внешне можно не увидеть.
– Вы упоминали о том, что зависимость может передаться от родителей. То есть папа играет, и сын станет играть?
– Не обязательно папа именно игроман. Есть неблагополучные семьи, где отец сильно злоупотребляет алкоголем, и тогда мама говорит: «Сынок, ты видишь, что происходит? Ты должен это запомнить, тебе нельзя употреблять алкоголь ни в каком виде, потому что у папы зависимость и, не дай Бог, ты тоже станешь зависимым». Ребенок понимает, что ему нельзя это делать – употреблять алкоголь.
А зависимость никуда не делась, она есть в генах. Если ему на пути встретилась компьютерная игра, то его ген зависимости нехимически проявится в игре. Поэтому нужно настраивать ребенка иначе: «Папа слабый, у папы слабая воля, поэтому, чтобы с тобой не случилось такого, сынок, давай с тобой займемся спортом, займемся общественным трудом, волонтерством, чтобы стать сильным, благородным, научиться помогать себе и другим людям».
– Обычно психологи говорят, что ребенок должен быть занят, у него должно быть много увлечений, и тогда шанс увлечься «плохим» минимален. Но, оказывается, это тоже не всегда работает: ребенок вроде бы занят, ходит на разные кружки, а потом оказывается зависимым от компьютерных игр?
– Его нагрузили – это правильно. Но ему должна нравиться эта нагрузка, и он должен понимать, для чего она.
Отправили на танцы, образно говоря, для того, чтобы у него была хорошая походка, хорошая осанка, чувство ритма, которые ему в жизни пригодятся. Если его отправили на иностранный язык, он должен понимать, для чего ему нужен этот иностранный язык. Когда это просто цепь обучений и развлечений без всякой цели, то все равно человек задается вопросом: «Для чего я все это делаю?» И в этом графике в любом случае должны быть два часа, если он хочет, на какие-то занятия на компьютере. Понятно, что речь о школьниках.
Ведь сегодня дети даже задания друг другу отправляют с помощью социальных сетей.
Никогда нельзя наказывать «отлучением от компьютера»: «Если ты получил двойку, ты сегодня не будешь играть на компьютере». Это вызовет как раз протест.