Эмпирическое исследование в курсовой, дипломной и магистерской работе по психологии

Джон Локк

Еще один приверженец эмпиризма Джон Локк известен своей работой «Опыт о человеческом разуме». Основные идеи Локка сводятся к следующим постулатам:

  • у человека не существует абсолютно никаких врожденных идей и принципов;
  • при рождении человек имеет абсолютно нетронутый разум, подобно чистой доске;
  • в человеческом разуме нет того, что не существовало бы ранее в ощущениях и чувствах.

Таким образом, все вышесказанное сводится к мысли, что человек обогащает свой изначально чистый разум посредством получения опыта. Согласно взглядам Локка, все ощущения, которые человек получает от окружающей его среды, являются основным источником познания. Опыт подразделялся Локком на два вида:

  • опыт внешний – он выражался в ощущениях, которые можно испытать при контакте с материальными формами мира;
  • внутренний – этот вид опыта получил название рефлексия, которое выражается в своих собственных наблюдениях.

Джон Локк считается одним из первых, кто выдвинул чувственные восприятия, вызываемые окружающим внешним миром, в качестве основного момента всей психической жизни человека.

Отрасли науки

Развитие отрасли происходило параллельно в нескольких видах, отличавшихся, но не противоречащих друг другу. К этим направлениям относятся:

  1. Ассоциативное — раздел, рассматривающий психику как совокупность духовных явлений. Сложный психический процесс состоит из элементов, которые можно отделить: ощущения и представления и ассоциации. Личность представляет собой комплекс, соединяющий духовное и телесное, основанный на индивидуальных ассоциациях.
  2. Волюнтаристское — отрасль, рассматривающая волю как результат энергетического импульса, объединенного в комплексы эмоциональных переживаний.
  3. Функциональное — раздел, изучающее мышление. Исследователи анализировали функции сознания, их участие в мыслительном акте. Мышление рассматривалось как автономный процесс, не зависящий от окружающей действительности.
  4. Гештальт-психология — отрасль, основанная на идее о целостности психических процессов. Она сложная и многогранная, но изъять из нее отдельный элемент нельзя.
  5. Структурное — раздел, рассматривающий психические структуры через идеалистические представления. Идеалисты, придерживающиеся структурного состава психики, обуславливали поведенческие особенности не влиянием внешней среды, а внутренними процессами.

В современной эмпирике это направление занимает особую нишу из-за своей дуалистической природы.

Опытный подход к описанию природы психики накопил достаточную базу результатов исследований, но научного объяснения им дать не может.

Их применение в практике не запрещено, но исследователи могут отказать учитывать результаты подобных экспериментов.

Методы биологических исследований

Когда мы говорим о биологии, мы говорим о науке, которая занимается исследованием всего живого. Все живые существа, включая ареал их обитания, изучаются. Начиная от строения клеток и заканчивая сложными биологическими процессами, все это является предметом биологии. Рассмотрим методы исследования в биологии, которые на данный момент используются.Методы биологических исследований включают в себя:

  • Эмпирические/экспериментальные методы
  • Описательные методы
  • Сравнительные методы
  • Статистические методы
  • Моделирование
  • Исторические  методы

Эмпирические методы заключаются в том, что объект опыта подвергается изменению условий его существования, а потом, учитываются полученные результаты.

Эксперименты бывают двух видов в зависимости от их места проведения: лабораторные эксперименты и полевые эксперименты. Для проведения полевых экспериментов используются естественные условия, а для проведения лабораторных экспериментов, используется специальное лабораторное оборудование.

Описательные методы основываются на наблюдение, с последующим анализом и описанием феномена. Этот метод позволяет выделить особенности биологических явлений и систем. Это один из самых древних методов.

Сравнительные методы подразумевают сравнение полученных фактов и явлений с другими фактами и явлениями. Сведения получаются путем наблюдения. В последнее время стало популярно применять мониторинг. Мониторинг это постоянное наблюдение, которое позволяет собрать данные, на основе которых будет проводиться анализ, а потом прогнозирование.

Статистические методы также известны под названием математические методы, и используются для того, чтобы обработать данные числового характера, которые были получены в ходе эксперимента. Кроме этого, данный метод применяется для того, чтобы убедиться в достоверности определенных данных.

Моделирование это метод, который в последнее время принимает большие обороты и подразумевает работать с объектами путем представления их в моделях. То, что нельзя анализировать и изучать впоследствии эксперимента, то можно узнать путем моделирования. Частично используется не только обычное моделирование, а также математическое моделирование.

Исторические методы основываются на изучение предыдущих фактов, и позволяют определить существующие закономерности. Но так как не всегда один метод оказывается достаточно эффективным, принято эти методы совмещать для получения лучших результатов.

Виды экспериментов

Однозначной классификации экспериментов нет, так как понятие состоит из множества характеристик, на основании выбора которых и строится дальнейшее разграничение.

На этапах постановки гипотезы, когда еще не определены методы и выборки, стоит проводить мысленный эксперимент, где учитывая теоретические предпосылки, ученые проводят воображаемое исследование, стремящееся к обнаружению противоречий внутри используемой теории, несопоставимость концепций и постулатов. В мысленном эксперименте исследуются не сами явления с практической стороны, а имеющаяся теоретическая информация о них. Построение реального эксперимента включает в себя планомерное манипулирование переменными, их коррекция и выбор в реальности.

Лабораторный эксперимент присутствует при искусственном воссоздании специальных, организующих необходимую обстановку условий, при наличии аппаратуры и инструкции, определяющей действия испытуемого, сами испытуемые осознают свое участие в методе, но от них могут утаивать гипотезу, для получения независимых результатов. При такой постановке возможен максимальный контроль переменных, но полученные данные тяжело сопоставимы с реальной жизнью.

Естественный (полевой) или квазиэксперимент происходит, когда исследование проводится непосредственно в группе, где не возможна полная корректировка необходимых показателей, в естественных для выбранной социальной общности условиях. Используется для изучения взаимовлияния переменных в реальных жизненных условиях, происходит в несколько этапов: анализ поведения или отзывов исследуемого, фиксация полученных наблюдений, анализ результатов, составление полученной характеристики исследуемого.

В психологической исследовательской деятельности наблюдается применение в одном исследовании констатирующего и формирующего эксперимента. Констатирующий определяет наличие явления или функции, тогда как формирующий проводит анализ изменения данных показателей после этапа обучения или иного влияния на выбранные гипотезой факторы.

При постановке нескольких гипотез применяется критический эксперимент, для подтверждения истинности одной из выдвинутых версий, при этом остальные признаются опровергнутыми (для реализации нужна высокая степень разработки теоретической базы, а также довольно сложное планирование самой постановки).

Проведение эксперимента актуально при проверке пробных гипотез, выбора дальнейшего хода исследования. Такой проверочный метод называется пилотажным, проводится при подключении меньшей выборки, чем при полном эксперименте, с меньшим внимаем к анализу деталей результатов, и стремится выявить лишь общие тенденции и закономерности.

Так же эксперименты различают по количеству информации, доступной испытуемому о самих условиях исследования. Выделяют эксперименты, где испытуемый владеет полной информацией о ходе исследования, те, где некоторая информация утаивается, те, где испытуемый не знает о проводимом эксперименте.

По полученным результатам различают групповые (полученные данные характерны и актуальны для описания явлений, присущих определенной группе) и индивидуальные (данные, описывающие конкретную личность) эксперименты.

Эмпирические методы исследования в педагогике

Эмпирические методы педагогического исследования базируются на все тех же основных составляющих:

  • педагогическое наблюдение – берется определенная задача, условие, в которой надо понаблюдать за учениками и зарегистрировать результаты наблюдения;
  • опросы (анкетирование, беседа, интервьюирование) – помогают получить информацию на определенную тематику, личностные особенности учеников;
  • изучение работ учащихся (графических, письменных по разным дисциплинам, творческих) – дают сведения об индивидуальности ученика, его наклонности к тому или иному предмету, успешности в усвоении знаний;
  • изучение школьной документации (дневников, классных журналов, личных дел) – позволяет оценить успешность педагогического процесса в целом.

Формирование исследовательской базы

Автор дуалистического направления, на котором основана эмпирический подход — философ Декарт. Психологи, придерживающиеся взглядов дуализма, разделяли психическую и физическую составляющую индивида. При этом психическое познание основывается на личном опыте. Внутренний опыт (сенсуализм) — основа самопознания.

Вначале наука развивалась в двух формах: материалистической и идеалистической. В 19 веке метод наблюдения стал основным способом исследования психических явлений. Постепенно он преобразовался в новый вид экспериментальных исследований — проведение экспериментов с внутренними ощущениями.

Понимание опыта в эмпирическом подходе разделило сторонников идеализма и материализма. Первые определяли его как субъективный феномен, вторые — опираются на реальные формы поведения, которые можно изучать объективными методами.

Контрольная и экспериментальная группы

В каких случаях в дипломной работе по психологии возникает необходимость введения экспериментальной и контрольной групп? Если тема ВКР связана с выявлением индивидуально-психологических различий испытуемых, имеющих какую-то особенность и не имеющих ее. Например, в качестве таких особенностей могут быть:

  • заболевание (экспериментальная группа – лица, страдающие заболеванием…; контрольная – лица, не страдающие заболеванием…);
  • семейный статус (экспериментальная группа – лица, состоящие в браке; контрольная – лица, не состоящие в браке);
  • профессия (экспериментальная группа – лица, чья профессиональная деятельность связана с повышенными стрессовыми нагрузками (например, сотрудники МЧС; контрольная – лица, чья профессиональная деятельность не связана с повышенными стрессовыми нагрузками).

Смысл эмпирического исследования с экспериментальной и контрольной группой состоит в том, что различия психологических показателей, выявленные между этими группами, укажут на влияние критерия разделения на личность человека. Например, если лица с заболеванием окажутся более тревожны, чем без заболевания, то можно будет сделать вывод о том, что данная болезнь ведет к росту тревожности или что повышенная тревожность выступает одной из причин данной болезни. Или если окажется, что у семейных выше осмысленность жизни, то вывод будет в том, что семья повышает осмысленность жизни. И, наконец, если выяснится, что у пожарных выше выраженность психологического стресса, то сделаем вывод о том, что работа в МЧС создает предпосылки развития стресса.

Так вот, чтобы выводы о влиянии критерия разделения на группы на выраженность тех или иных психологических показателей были обоснованы, между экспериментальной и контрольной группами не должно быть никаких других различий, кроме того, которое выбрано. Например, состоящие и не состоящие в браке испытуемые не должны различаться ни по каким другим характеристикам. То есть, у них должны быть примерно одинаковые возраст, социальный статус и пр. Только в этом случае можно будет сказать, что выявленный более высокий уровень осмысленности жизни у семейных по сравнению с не состоящими в браке связан именно с тем, что у представителей экспериментальной группы есть семья.

Если экспериментальная и контрольная группа не выровнены по другим социально-демографическим показателям, то, возможно, на осмысленность жизни повлиял какой-то другой фактор. Например, если состоящие в браке работают дизайнерами, а не состоящие в браке – безработные, то различия в уровне осмысленности жизни могут быть связаны не с наличием супруга, а с наличием интересной работы.

Естественно, невозможно выровнять экспериментальную и контрольную группу по всем социально-демографическим показателям. Нужно ограничиться некоторыми ключевыми: возраст, образование, социальный и семейный статус.

Существует устойчивый миф, что для корректной статистической обработки результатов численность выборки в контрольной и экспериментальной группе должна быть одинаковой. В моей практике были случаи, когда научные руководители требовали выравнивать численность испытуемых в контрольной и экспериментальной группе, когда исследование было уже проведено. Такие требования указывают на непонимание сущности статистических расчётов, которые имеют дело с усредненными величинами. А среднее значение величины в группе (среднее арифметическое) не зависит от численности группы, так как при его расчете сумма показателей всех участников группы делится на число человек.

Пример описания экспериментальной и контрольной групп:

Характеристика выборки. В исследовании приняли участие 50 подростков, разделенных на две группы:

  • Экспериментальная группа – подростки-спортсмены, занимающиеся индивидуальным видом спорта (самбо или дзюдо); 25 человек (20 мальчиков, 5 девочек); возраст 14-16 лет. База — спортивный комплекс «Сова» ГБУ «МГФСО» Москомспорта, г. Москвы.
  • Контрольная группа – подростки, не занимающиеся спортом; 25 человек (17 мальчиков, 8 девочек); возраст 14-16 лет. База — гимназия №111 Свиблово подразделение школа №222, г. Москвы.

Надеюсь, эта статья поможет вам самостоятельно написать диплом по психологии. Если возникнет необходимость, обращайтесь (все виды работ по психологии; статистические расчеты). Заказать

Эмпирические методы в психологии

Психологическая наука развивалась из философии и самыми базовыми инструментами познания чужой психической реальности были приняты методы, с помощью которых можно наглядно увидеть проявления психики вовне – это опыты. Физиологическая психология, благодаря которой психология в целом, продвинулась как наука была основана психологом, физиологом В. Вундтом. Его лаборатория экспериментальной психологии была открыта в 1832 г. Эмпирические методы исследования в психологии использовавшиеся Вундтом применяются в классической экспериментальной психологии:

  1. Метод наблюдения. Изучение поведенческих реакций и действий личности в естественных условиях и в условиях эксперимента с заданными переменными. Два вида наблюдения: интроспекция (самонаблюдение, взгляд внутрь) – необходимый элемент самопознания и отслеживания изменений в себе и объективное наблюдение – наблюдатель (психолог) отслеживает и регистрирует реакции, эмоции, действия за наблюдаемым человеком или группой людей.
  2. Метод эксперимента. В лаборатории (лабораторный эксперимент) – создаются специальные условия, нужные для подтверждения психологической гипотезы или отвержения ее. С помощью специальной аппаратуры, датчиков регистрируются различные физиологические параметры (пульс, дыхание, мозговая активность, реакции зрачка, изменение поведения). Естественный (природный эксперимент) проводится в привычных для человека условиях с созданием нужной ситуации.
  3. Опрос – предоставление информации человеком путем ответов на серию вопросов.
  4. Беседа – эмпирический метод основанный на вербальной коммуникации, в ходе которой психолог отмечает психологические особенности личности.
  5. Тесты – специально разработанные методики, включающие в себя ряд вопросов, неоконченных предложений, работу с изображениями. Тестирование на определенные темы помогают психологам выявить личностные особенности.

Классификация

Все методики, применяемые в психологической науке, Ананьев разделил на 5 групп:

  • стандартные;
  • способы приема, обработки данных;
  • организационные;
  • эмпирические;
  • интерпретационные.

Стандартные техники

Существует несколько стандартных техник, который применяются в различных психологических школах:

  1. Перепросмотр — задача этого метода заключается в том, чтобы разбудить сильные чувства, хранящиеся в памяти. Нередко они связаны с негативными моментами. Этот метод позволяет избавиться от психологических барьеров, замкнутости.
  2. Беседа — после проведения теста психолог задает дополнительные вопросы.
  3. Биографический метод. Техника, при которой исследователь анализирует биографию одного человека или группы. После проведения тестирования, психолог получает информацию о жизненном пути индивида.

Способы приема и обработки информации

После тестирования полученную информацию необходимо объединить, провести ее глубокий анализ. Существует два метода обработки данных:

  1. Качественная обработка — систематизация полученной информации, сравнение данных с результатами других тестирований.
  2. Количественная обработка — на основе полученных данных исследователи составляют графики, таблицы, гистограммы, различные схемы.

Заключения, составленные после проведения исследований, помогают развивать психологическую науку, открывать новые теории, факты.

Организационные

Группа, объединяющая в себе несколько методик:

  1. Сравнительные — психологи собирают группу людей, сравнивают отдельных ее членов по роду деятельности, возрасту, привычкам, семейному положению, образованию.
  2. Комплексные — субъект рассматривается с точки зрения различных учений. В таких исследованиях участвует большое количество ученых, занимающихся изучением разных наук.
  3. Лонгитюдный — на протяжении длительного промежутка времени исследователи проводят повторные тестирования с одним и тем же человеком.

Методики могут комбинироваться.

Эмпирические

Представляют собой техники сбора общих данных:

  1. Наблюдение. Методика делится на несколько подгрупп, зависимо от различных факторов. Скрытое — выполняется, когда субъект не знает о том, что за ним наблюдают, открытое — человека предупреждают о проведении исследования. Естественное — за объектом наблюдают в естественной среде, без вмешательства. Лабораторное — ученый создают определенную обстановку вокруг субъекта, при этом могут контролировать происходящие вокруг события. Невключенное — за испытуемым наблюдают со стороны. Включенное — субъект находится в окружении исследователей. Систематическое — преднамеренное, спонтанное — незапланированное.
  2. Самонаблюдение — испытуемому дают установку, наблюдать за изменением своего поведения, реакциями на раздражители, переменами настроения самостоятельно.
  3. Эксперимент. Экспериментатор воздействует на испытуемого.

Виды психологического эксперимента по Ананьеву:

  1. Естественный — условия, окружающие объект исследования, не изменяются. Он продолжает жить прежней жизнью, работать, заниматься своими делами. Экспериментатор вносит некоторые коррективы в привычный распорядок дня, чтобы получить необходимые данные.
  2. Лабораторный — при проведении исследования для испытуемого создаются определенные условия, применяется лабораторное оборудование.
  3. Формирующий — при проведении исследования экспериментатор воздействует на личность так, чтобы развить новые необратимые свойства.
  4. Констатирующий — ученые не изменяют поведения, привычки, другие свойства испытуемого.

Часть экспериментов со временем запретили из-за негативного воздействия на психическое, физическое развитие испытуемых.

Интерпретационные

К этой группе относятся такие методы:

  1. Структурный — материалы, полученные в ходе исследований, интерпретируются в характеристиках готовых систем.
  2. Генетический — материалы интерпретируются по стадиям развития, выделяя периоды становления психологических функций, критические моменты.
  3. Реверсионный — исследователи анализируют результаты эмпирических техник, делают выводы.
  4. Методы аналогий. Техника сравнения полученных данных одного эксперимента с другими.

Классификация психологических методов по Ананьеву разделяет основные техники, применяющиеся исследователями. Разделение не нарушает последовательности проведения экспериментов, получения, анализа данных.

К частным биологическим методам исследования относятся методы

  1. Генеалогический метод. Используется при составлении родословных людей, выявлении характера наследования некоторых признаков и заболеваний.
  2. Исторический метод. Позволяет обнаружить закономерности возникновения и развития живых существ.
  3. Палеонтологический метод — позволяет выяснить родство между древними организмами, которые находятся в земной коре, в разных геологических слоях.
  4. Центрифугирование — разделение смесей на основные части под действием центробежной силы.
  5. Цитологический, цитогенетический, микроскопирование — исследование строения клетки, ее структур с помощью микроскопа.
  6. Биохимический метод — исследование химических процессов, происходящих в организме.

Фрэнсис Бэкон

Среди представителей эмпиризма нового времени можно услышать много знакомых имен, часто пестрящих на страницах изданий, посвященных философии. Среди них можно выделить Томаса Гоббса, Джона Локка, Джона Дьюи, но именно Бэкона считают родоначальником данного направления. Таким образом, сегодня знать, что такое эмпиризм, мы можем благодаря учению этого философа. Он являлся не только мыслителем, но и политическим деятелем, среди письменных трудов которого выделялись «Новый Органон» и «Новая Атлантида». А известный во всем мире афоризм «Знание — сила» принадлежит именно ему.

Бэкон не придерживался радикальных форм эмпиризма. Напротив, он вполне поддерживал идею его взаимодействия с другими философскими взглядами, считая, что теоретическое мышление и практический опыт могут существовать в единстве. Так, в качестве доказательства своих слов в одном из трудов он в качестве образца приводит в пример такое насекомое, как пчела. Ведь она не ограничивается сбором нектара с растений, но и создает из нее в дальнейшем новый продукт – мед.

Но все-таки, как представитель эмпиризма, основным источником познания в идеях Бэкона признается опыт, который насыщает разум, утверждает или опровергает достоверность конкретного знания. Для того чтобы узнать истину, по мнению Бэкона, необходимо получить достаточный объем опыта, а если речь заходит о гипотезах, то опыт является лучшим методом их доказательства.

Одна из основных целей человечества – познание Вселенной. И для этого Бог наделил человека умом. Но, согласно теории Ф. Бэкона, на пути достижения человеком истины и понимания Вселенной, имеют место преграды или другими словами ошибки. Их он прозвал идолами или призраками, а также распределил в четыре группы.

Классификация методов научного познания

Выбор эффективных методов научного познания необходим для успешного выполнения исследования. В зависимости от направления науки способы достижения цели могут различаться. Методы исследования подразделяются на несколько групп: наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение, абстрагирование.

Наблюдение

Данный процесс предполагает использование органов чувств для получения знаний. В большинстве случаев применяется в составе других методов.

Сравнение

В результате сравнения удается установить общие черты или различия с другим явлением или предметом. Сравниваться должны существенные признаки, которые помогут ответить на основные вопросы познавательной задачи. Выявление общего, присущего двум объектам, есть путь к познанию закономерностей.

Измерение

Процедура проводится с целью получения конкретной величины при помощи общепринятых единиц измерения. Данный метод познания дает точные цифры, которые позволяют получить сведения об изучаемом объекте. На эффективность измерений влияет используемое измерительное оборудование.

Эксперимент

Данный метод предполагает систематическое изучение объекта в определенных условиях. Эксперимент позволяет изучать явление в экстремальных или изолированных от окружающей среды условиях. Ученый всегда может вмешаться в процесс, менять ход явления. Эксперимент проводится как с самим объектом, так и с его искусственно созданной моделью.

Абстрагирование

Суть данного метода состоит в отвлечении от неважных параметров, которыми наделен объект, фиксировании явлений, представляющих интерес для исследователя. В результате абстрагирования ученый получает информацию о некоторых особенностях объекта.

Тестирование

Представленный метод является промежуточным между субъективностью и объективностью исследования. Тестирования также имеют свои подвиды. К примеру, тесты-опросники, которые преимущественно используются для изучения личностных особенностей. Респондент сознательно или несознательно может повлиять на конечный результат.

Тесты-задания используются в изучении интеллекта. Есть еще и проективные методики, предполагающие свободную интерпретацию, что является достаточно опасным для надежности и достоверности данных. Такие приемы часто используют для тестирования детей или для измерения эмоциональных состояний (тест Люшера, Роршаха, ТАТ).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector