Виды и проблематика интроспекции в психологии
Содержание:
- Определение метода
- Интроспекция: использование в современной психотерапии
- 1 Понятие и сущность интроспекции
- Интроспекция: критика
- Характеристики и свойства
- Виды интроспекции в психологии
- Классификация
- Проблематика
- История изучения и открытия
- Метод интроспекции
- Самонаблюдение пояснение
- Методы
- Когда необходимо проведение?
- История происхождения метода
Определение метода
Интроспекция – это тщательное углубленное изучение своих чувств, мыслей, переживаний, образов, мышления без самоосуждения. Это определение интроспекции в психологии близко к самоанализу. Дословный перевод термина означает «взгляд внутрь себя». Главной чертой интроспекции в психологии считается ее безоценочность: человек должен констатировать факт наличия признаков действия раздражителя. Не допускается давать этим ощущениям качественные характеристики, высказывать свое мнение о происходящем.
Отчет исследователя о самонаблюдении дает ему информацию, которую необходимо будет проверить с помощью других методов исследования.
Метод интроспекции открывает перед исследователем возможность научиться использовать собственную интуицию для глубокого понимания окружающей действительности. Некоторые исследователи полагают, что интроспекция – это единственный метод, дающий ключ к пониманию внутреннего мира человека. Другие авторы оспаривают это утверждение. Однако мнения ученых сходятся в том, что интроспекция априори свойственна любому научному исследованию. До появления экспериментальной психологии, особенности психики и содержание сознания индивида изучались только с помощью самонаблюдения.
Интроспекция: использование в современной психотерапии
Было бы неправильно говорить о том, что интроспекция была полностью удалена из современной психологии. Этот метод по-прежнему используется в психотерапии. Более того, использование понимания своей психики может принести особенно хорошие результаты. Благодаря интроспекции пациент может проанализировать, что вызывает ту или иную модель поведения (например, откуда берется его уязвимость к возникновению конфликтов в отношениях), а затем, при использовании психотерапии и с помощью специалиста, соответствующим образом изменить свое мышление и решить проблему.
Можно сказать, что интроспекция является ценным инструментом для каждого человека. Обычно у нас нет времени думать о том, почему что-то действительно нас раздражает, почему мы чувствуем себя неуверенно в некоторых ситуациях (например, среди друзей нашей второй половинки) или почему мы находимся в отношениях, которые нас не удовлетворяют. Потратив какое-то время на то, чтобы взглянуть на себя со стороны, можно не только понять чувства, эмоции и решения, но даже изменить собственный подход к различным аспектам жизни и начать жить в гармонии с собой.
1 Понятие и сущность интроспекции
Интроспекция (от лат. introspecto — смотрю внутрь) — метод психологического исследования, который заключается в наблюдении собственных психических процессов без использования каких-либо инструментов или эталонов.
Интроспекция — метод углубленного исследования и познания человеком моментов собственной активности: отдельных мыслей, образов, чувств, переживаний, актов мышления как деятельности разума, структурирующего сознание, и т. п. Метод, основанный В.Вундтом, используется в структурализме.
В качестве особого метода интроспекция была обоснована в работах Рене Декарта, который указывал на непосредственный характер познания собственной душевной жизни. Джон Локк разделил человеческий опыт на внутренний, касающийся деятельности нашего разума, и внешний, ориентированный на внешний мир.
После того, как Вильгельм Вундт соединил метод интроспекции с лабораторными и аппаратными методиками, интроспекция стала главным методом исследования психических состояний и содержания сознания человека в зарождающейся экспериментальной психологии конца XIX века. Однако в начале XX века, в связи с изменением и расширением объекта и предмета психологии, появлением новых направлений в психологии интроспекцию объявили методом идеалистическим, субъективным и ненаучным.
Тем не менее, интроспекция всегда присутствовала в исследованиях психологов в форме самонаблюдения, рефлексивного анализа и других приемов изучения внутренней духовной жизни человека.
Существуют варианты данного метода:
- Аналитическая интроспекция. Разработана в школе Э. Титченера. Характеризуется стремлением полного расчленения чувственного образа на составные «элементы», не редуцирующиеся к параметрам раздражителя.
- Систематическая интроспекция. Разработана в Вюрцбургской школе. Характеризуется ориентацией на отслеживание основных стадий процесса мышления на основе ретроспективного отчета.
- Феноменологическая интроспекция. Разработана в гештальтпсихологии. Характеризуется ориентацией на описание психических феноменов в их непосредственности и целостности «наивным испытуемым». Этот метод, находящий свои истоки в методе «внутреннего восприятия», разработанном Ф. Брентано, продуктивно применялся в описательной психологии В. Дильтея, а затем в рамках гуманистической психологии.
Преимущество метода интроспекции заключается в том, что сам человек может познать себя лучше, касательно множества вопросов, чем бы это сделали другие. В этой связи, интроспекция связана с рефлексией. Однако, главным недостатком метода интроспекции может являеться его необъективность, субъективизм.
Интроспективная психология — ряд психологических направлений, имеющих своим истоком учения Р. Декарта и Дж. Локка.
Основаны на постулате о неопосредованности субъективного опыта индивида и невозможности объективного исследования психических процессов. При этом «чужое» сознание рассматривается как специально реконструируемое посредством операции переноса: исследователь, зная о связи собственных переживаний с внешними их проявлениями, строит гипотезу о внутренних переживаниях другого человека на основе его внешне наблюдаемого поведения. К данному направлению можно отнести школу В. Вундта, структурную психологию Э. Титченера, психологию акта Ф. Брентано, Вюрцбургскую школу, а также Л. М. Лопатина, Г. И. Челпанова.
Интроспекция: критика
В ранние периоды, когда термин интроспекция только появился, этот метод считался чрезвычайно ценным психологическим инструментом, благодаря которому можно было бы тщательно проанализировать различные психологические состояния, происходящие у людей. В поле исследований интроспекции было несколько разных терминов, одним из наиболее интересных была экстраспекция. Термин определялся, как способность анализировать человеческие чувства на основе поведения человека и того, как он себя чувствует, когда ведет себя определенным образом.
Тем не менее, как экстраспекция, так и интроспекция встретили значительную критику со стороны научного сообщества. Было подчеркнуто, что эти методы чрезвычайно субъективны. Ведь эмоции и чувства, даже если мы их называем одинаковыми, могут быть испытаны двумя разными людьми совершенно по-разному. Ученые убеждены, что этот метод трудно рассматривать как надежный и объективный исследовательский инструмент в психологии.
Характеристики и свойства
Интроспекция как метод используется сегодня не только в психологии, но и во многих науках, изучающих человека. Это психологический метод, который имеет свойства и характеристики, позволяющие раскрыть феномен сознания человека.
О его преимуществе свидетельствуют два важных факта: сознание имеет свойство открываться только субъекту и недоступность процессов мышления и восприятия для внешних наблюдателей. Это делало интроспекцию основным и единственным методом исследования сознания.
Дж. Локк в конце XVIІ в. говорил, что мы получаем знания из двух источников: внешнего мира и собственного разума. Первое мы познаем с помощью внешних чувств, а работу ума, к которой он причислял мышление, познание, веру, рассуждения и т.д., можно познать только с помощью рефлексии (под которой он понимал интроспекцию). Это наблюдение, направленное внутрь.
Ученый утверждал, что свойствами этого метода являются: направление исследования в сторону души и зрелость субъекта, поскольку дети, например, способны только познавать внешний мир. Они не могут размышлять над процессами своего разума.
На основании взглядов Дж. Локка были сделаны важные выводы. Первый – о том, что исследовать на научной основе собственный разум может только психолог. Второй – заниматься интроспекцией нужно долго, чтобы добиться успехов.
В. Вундт в 1879 г. разработал правила, согласно которым интроспекция должна иметь такие свойства: быть воспроизводимой и четко фиксировать свойства раздражителя.
При этом субъект должен:
- четко идентифицировать собственные ощущения, возникающие как реакция на раздражитель;
- фиксировать начало эксперимента;
- не давать вниманию снижаться.
Психологи конца ХІХ в. давали характеристику интроспекции как методу, имеющему следующие преимущества. Прежде всего, это то, что сознание способно отразить причинно-следственные связи.
Это важно для интроспективного анализа. И второе
Человек получает искаженную информацию от органов чувств. А интроспекция, в отличие от них, получает чистые психологические факты. Каждое чувство для психолога – это истина.
Виды интроспекции в психологии
История возникновения метода породила отдельные виды интроспекции, открытые учеными разных европейских философских и психологических школ. Среди них выделяются:
- систематическая, позволяющая анализировать возникновение мыслей и чувств в ретроспективе, то есть, после совершениях тех или иных действий;
- аналитическая, как будто препарирующая эмоции, раскладывая их на малые составляющие и показывающая их от момента формирования до проявления;
- феноменологическая интроспекция – самонаблюдение, использующаяся в гештальтпсихологии, когда анализ внутреннего состояния человека происходит описательно, без нанесения душевных травм.
В ряде научных публикаций выделяют еще интроспективный эксперимент, с помощью которого можно многократно проверять эмоциональную реакцию человека на действия повторяющегося характера. При этом он дает самостоятельные психологические характеристики наблюдений. До начала ХХ века интроспекцию считали единственным эффективным методом изучения эмоционального состояния человека.
Классификация
Методы наблюдения в психологии классифицируются зависимо от разных факторов. Разделение по систематичности:
- Систематическое — исследование проводится согласно четкому плану, разработанному заранее. При этом учитываются условия окружающей среды.
- Несистематическое — ученые создают общую картину о поведении одного человека или группы. При этом не фиксируют отдельные проявления поведения.
В психологии также выделяют такие виды наблюдения:
- Выборочное — наблюдатель записывает, фотографирует или снимает на камеру только определенные параметры поведения, проявления активности со стороны субъекта.
- Сплошное — исследователь фиксируют любые изменения поведения, действий человека.
Формы наблюдения:
- осознанное;
- неосознанное внешнее;
- неосознанное внутреннее;
- неосознанное окружающее.
Во время осознанного наблюдения индивида заранее предупреждают об исследовании. Иногда ученые рассказывают испытуемому о главных задачах, целях проведения слежки, но чаще эти данные скрываются, называются совершенно другие мотивы, чтобы человек вел себя естественно.
Особенности осознанной формы наблюдения:
- ученые влияют на поведение испытуемого, что может негативно сказаться на результате;
- объект наблюдения может нарочно изменять свое поведение.
Во время неосознанного внутреннего наблюдения, ученый не вмешивается в жизнь испытуемого, становится частью его окружающего мира. При этом он может завести разговор с объектом слежки.
Особенности:
- Наблюдатель может пользоваться различными способами получения информации.
- Возникает множество сложностей с фиксированием информации, так как наблюдаемый субъект может выезжать из страны, длительное время пребывать дома, на работе. Невозможно построить четкий график для наблюдения, из-за чего слежка затягивается на неопределенный промежуток времени.
В редких случаях наблюдатель может утерять свою скрытность при личном общении с субъектом.
При неосознанном внешнем наблюдении человек не знает, что за ним ведется слежка, а исследователь отказывается от любых контактов с субъектом. Управлять процессом наблюдения невозможно. Часто наблюдатели меняются, чтобы человек не смог заподозрить их в слежке.
Проблематика
Интроспекция — спорная методика получения информации в психологии. У нее есть некоторые проблемы. Основная из них — отличие восприятия собственных ощущений, чувств у разных людей. Одинаковые чувств, мотивы, желания могут изменяться под воздействием разных факторов.
С помощью этой методики рассматриваются не психические процессы, а только следы их проявления. Чувства, мысли развиваются стремительно, когда придет время делать выводы, они будут изменены.
Интроспекцию можно использовать не всегда. Например, она не даст результата при нестабильном психическом состоянии человека, наличии психологических заболеваний, депрессии, апатии. С ее помощью невозможно получить точные данные от детей, наркозависимых людей. Из-за проблематики интроспекция является дополнительной, поверхностной практикой, применяющейся в комплексе с другими методами.
В XIX веке интроспекция занимала главную позицию в получении информации о проявлениях человеческой психики. После появления других практик она перестала быть востребованной. Быстрое снижение популярности связано с необъективностью и субъективность интроспекции. Из-за недостатков она была отнесена к ненаучным практикам.
История изучения и открытия
Впервые информация о новой методике получения информации в психологической науке была получена благодаря работам Рене Декарта. Он предложил научному сообществу вывести данную практику в отдельную. Рене указывал, что только сам человек может изучать свою душу, сознание, предоставлять другим информацию.
Следующим ученым, который внес вклад в развитие, продвижение методики получения информации, был Джон Локк. Он разделил человеческий опыт на две ветви — внутренний (затрагивает деятельность разума) и внешний (направлен на окружающий мир).
Еще одним исследователем, который внес вклад в развитие практик получения интересующей информации в психологической науке, был Вильгельм Вундт. Он объединил интроспекцию с другими лабораторными методологиями. На тот момент эта практика была основной.
К началу XX века появились новые методики получения информации, которые вытеснили самонаблюдение. Постепенно интроспекцию начали называть ненаучной, идеалистической, субъективной.
Сейчас данный метод пользуется небольшой популярностью в научном сообществе. Чаще его применяют для частных случаев или в дополнение к основным практикам.
Метод интроспекции
Согласно собственному учению, которое гласит о том, что разум человека способен к внутреннему созерцанию и анализу, Дж. Локк выводит два основополагающих утверждения:
- Деятельность человеческого разума способна протекать на двух уровнях, то есть, «раздваиваться»;
- Второй уровень сознания требует тренировки и внимания, тогда как первый, это всего лишь, отражение внешних факторов.
Исходя из возможности удвоения психических процессов, появился метод интроспекции, который предполагает необходимость изучения и постижения внутреннего опыта. Психология сознания приняла на вооружение следующие выводы основателя учения об интроспекции Дж. Локка:
- Чтобы узнать, что творится в душе у человека, психолог обязан проводить исследования над самим собой. Только проведенные аналогии методом интроспекции помогут понять, что именно происходит с испытуемым. Одним словом, психолог должен поставить себя на место своего пациента;
- Так как не все люди склонны к рефлексии, чувство интроспекции требует постоянной тренировки, длительных и непрекращающихся упражнений.
Психология позапрошлого века приняла метод интроспекции как единственно верный, поскольку он отражал причинную связь всех проявлений психики. Специалист воспринимал внешние раздражители только с точки зрения испытуемого, то есть, интроспекция предполагала психологические факты без искажений собственным сознанием. В конце девятнадцатого века психологи всего мира провели грандиозный эксперимент, чтобы проверить силу метода интроспекции в строгих условиях, близких к лабораторным.
В результате появились большие вопросы, затрагивающие колоссальные проблемы кризиса психологии. Согласно инструкции, испытуемые избегали конкретных ответов, но использовали терминологические формулы. Например, человек не мог сказать, что увидел красное яблоко, но должен был сформулировать ответ по требованию интроспекции, то есть, объяснить свои чувства, основываясь на цветовой гамме и предполагаемом вкусовом ощущении. Каждый испытуемый говорил по-своему, в результате чего у психологов зародилось сомнение. Как может быть успешной психология, интроспекция которой не имеет единых ощущений. Один видит красный цвет, другой думает о вкусе яблока. Противоречия опрокидывали всю базу практической психологии. На практике получалось, что специалист не способен мыслить категориями испытуемого.
Самонаблюдение пояснение
САМОНАБЛЮДЕНИЕ (метод самонаблюдения) — стратегия получения эмпирических психологических данных при наблюдении человека за самим собой; наблюдение за внутренним планом собственной психической жизни, позволяющее фиксировать ее проявления — переживания, мысли, чувства и пр. Возникает в ходе общения с другими, усвоения социального опыта и средств его осмысления. Играет важную роль в формировании аппарата самосознания и самоконтроля личности. Элементы этого метода лежат в основе любого научного исследования.
За счет сопоставления результатов самонаблюдения, представленных в более или менее вербализованном протоколе о текущей индивидуальной жизни, с аналогичным отображением самонаблюдения других людей, происходит постулирование их принципиального родства и согласование с внешними проявлениями.
Самонаблюдение нужно отличать от интроспекции, хотя оно — почти буквальный перевод этого слова. В экспериментах интроспекционистов предъявлялся обычный объект в обычных условиях, а от испытуемого требовался изощренный анализ «внутреннего опыта», аналитическая установка, избегание ошибки стимула и пр. В современных исследованиях — все наоборот: главная нагрузка ложится на экспериментатора, коему должно проявить изобретательность, от испытуемого же требуется обычный ответ в обычных словах (=> метод экспериментальный).
Данные самонаблюдения означают факты сознания, о коих субъект знает в силу их свойства быть ему непосредственно открытыми. Сознавать нечто — значит непосредственно знать это. При самонаблюдении вместо рефлексии выступает эффект прямого знания.
Самонаблюдение широко применялось в психологии эмпирической XVIII-XIX вв., затем его значение снизилось, но в последнее время снова повысилось. Такие методы, как беседа и опросники, невозможны без привлечения данных самонаблюдения. Но оно значимо и как самостоятельный, хотя и не основной метод исследования. Особенно полезен может быть при изучении психологических состояний и настроений.
В современной психологии данные самонаблюдения не принимаются на веру, а учитываются как факты, требующие научного истолкования. Его результаты могут фиксироваться в различных документах — письмах, автобиографиях, анкетах и пр. Самонаблюдение не следует смешивать с интроспекцией как субъективным методом.
Результатом самонаблюдения иногда является самоотчет — описание самого себя в относительной целостности психических и личностных проявлений. Самоотчету бывают свойственны систематические ошибки, важнейшая из коих — в том, что значительная часть испытуемых склонна представлять себя в возможно более выгодном свете.
Методы
Выбор метода самонаблюдения зависят от возраста человека. Ребенок не может полноценно описывать свои чувства, эмоции, поскольку со многими он сталкивается впервые, не знает, как они называются. При этом ребенок скажет больше правды чем взрослый, который может захотеть скрыть информацию, особенности собственного поведения, личные недостатки, постыдные поступки.
Для детей
Самонаблюдение для детей лучше организовать в виде игры. Если ребенок не знает, как называются определенные чувства, эмоции, можно сделать поделки с их изображением и подписать, как они называются. Взрослый должен спрашивать у малыша об его ощущениях, а ребенок указывать на подходящие поделки.
Также, если ребенок не знает, как описать свои ощущения, можно попросить выразить их в виде рисунков, которые будут изучаться психологом зависимо от разных критериев — линий, фигур, цвета, наличия дополнительных элементов.
Для более взрослых детей будет интересным вести личный дневник. В нем ребенок сможет записывать свои переживания, негативные моменты, особенности общения со сверстниками.
Для взрослых
Взрослый человек может выполнять интроспекцию независимо от времени и места. При самонаблюдении нужно отмечать особенности психического состояния, а не физические проявления организма.
При интроспекции важно быть беспристрастным. Нельзя давать себе поблажки
Важно все оценивать здраво, не умалчивать ничего, стараться не врать себе.
Опытные психологи советуют сначала проговаривать чувства, эмоции, которые беспокоят, а потом их анализировать. Так проще воспринимать текущую ситуацию, сложные моменты.
Также можно сначала выписывать на отдельный лист переживания, чувства, эмоции, а потом анализировать их по отдельности. Можно разбивать их на отдельные блоки, сравнивать сильные, слабые стороны.
Если общаться с собой на волнующие темы сложно, есть какие-либо затруднения, можно заранее составить список вопросов, на которые нужно будет ответить. Ответы лучше записать, чтобы проанализировать их после окончания личного опроса.
Когда необходимо проведение?
Пик применения практики самонаблюдения бал отмечен в эпоху расцвета эмпирической психологии, между XVIII–XIX веком. Постепенно популярность этого способа снизилась.
Последние годы значимость методики снова начала повышаться. Например, самонаблюдение является дополнением для проведения опросов, бесед, но она может применяться и как самостоятельная практика. Направление — изучение психологических настроений, состояний.
Низкая популярность самонаблюдения как самостоятельной практики объясняется получением ложной информации. На результат самоотчета могут влиять разные факторы — настроение, физическое состояние, личное желание скрыть факты. Чтобы получить наиболее точные данные, могут применяться фиксирующие устройства — видеокамеры, фотоаппараты, диктофоны.
История происхождения метода
Попытки проникнуть в глубины человеческого сознания делались учеными на протяжении всего времени существования научной мысли. Первым понятия интроспекции и самонаблюдения в психологию ввел Рене Декарт. Мыслитель рассмотрел вопрос с философской точки зрения. Он считал, что природа человека из двух независимых друг от друга и противоположных начала – тело и душу.
Эти субстанции имеют различный по природе. Тело есть квинтэссенция протяженной и немыслящей материи. А душа человека – непротяженная и мыслящая сущность. Из этого утверждения вытекают, по мнению мыслителя, два логичных определения: сознание, как проявление духовности и рефлекс, отвечающий за движение тела.
Декарту принадлежит выражение «интроспекция сознания», которое в будущем явилось определяющим в зарождающейся психологии как отдельной науки на рубеже 19 века. Но ученый отвергал само понятие «сознание», заменяя его «мышлением». Под ним понимается происходящее внутри человека и его восприятие действительности. По Декарту интроспективный – это ищущий отражение сознания в самом себе.
Дальнейшее развитие метод интроспекции в психологии получил в трудах Джона Локка, который выделил два типа познания: наблюдение за предметами окружающего мира и рефлексивный анализ или переработку полученной извне информации.
Наибольшее развитие как научное течение в конце 19 столетия интроспекция получила в работах Вильгельма Вундта, который сумел объединить метод самопознания с лабораторными опытами и аппаратными способами исследования. Интроспекция в этот период стала единственным способом психологического анализа. Проводились опыты, во время которых ученые просили от испытуемых отказываться от конкретных определений, концентрируясь только на описании чувств и ощущений при виде предмета. В реальности практика показала, что человек высказывает собственные ощущения, не позволяющие вычленить правильное суждение и факт.