Исследование выражения эмоций на лице

Преимущества для руководителей

Многочисленные исследования говорят о том, что успех в бизнесе связан не столько с интеллектуальными способностями, сколько со способностью устанавливать и поддерживать качественные отношения с окружением – то, что в современном мире называют эмоциональным интеллектом. Способность управлять собственными эмоциями, а также оценивать и анализировать информацию, поступающую по всем пяти каналам, видеть то, что не говорится словами является ключевым навыком для успешного лидера.
К тому же, грамотное управление производимым впечатлением – образом, создаваемым невербальными сигналами, невозможно без глубокого понимания собственных эмоций и пяти каналов коммуникации.

«Моя семья меняется» (Clever, 2019)

Еще одна книга о важных изменениях, которые могут произойти в семье. Однако это не энциклопедия и не пособие с объяснениями, статистикой и выкладками, а скорее эмоциональный альбом, из которого ребенок может узнать, что он не один такой на свете, кому пришлось столкнуться с теми или иными трансформациями в жизни.

Ребенок может найти в этой книге помощь в выражении чувств (некоторые страницы для этого как раз и предназначены) и поддержку, необходимую для проживания непростых перемен. Однако без вашей помощи он, разумеется, не справится — о том, как правильно пользоваться книгой, говорится в очень классном предисловии, которое поможет вам сориентироваться в этом полезном сборнике эмоций и ситуаций.

Какие эмоции действительно отражаются на лице?

Только ли говорит лицо о том, что человек чувствует
что-то приятное или неприятное, или же оно предоставляет более точную
информацию — например, какую неприятную эмоцию человек испытывает? Если
справедливо второе, то сколько таких конкретных эмоций показывает лицо — шесть,
восемь, двенадцать или больше? Типичный метод, используемый для определения
того, какие эмоции могут читаться на лице, заключается в показе фотографий с
разными выражениями лица наблюдателям, которых просят сказать, какую эмоцию они
видят на каждой фотографии. Наблюдателям могут давать заранее составленный
список словесных обозначений эмоций, из которого они делают свой выбор, или же
для обозначения эмоций они могут выбирать любые слова, которые придут им на ум.
Исследователь анализирует ответы разных наблюдателей для определения эмоций на
тех или иных лицах, по поводу которых наблюдатели приходят к согласию.
Исследователь может, к примеру, установить, что 80% наблюдателей использовали
для описания конкретного лица слово «испуганное». По поводу выбора слова для
описания другого лица может быть проявлено меньше единодушия; например, лицо,
описанное половиной наблюдателей как «безразличное», может быть описано
остальными наблюдателями, как выражающее другие эмоции. На основе таких
результатов исследователь делает заключение о том, какие эмоции может
передавать лицо.

Шесть эмоций,
рассматриваемых в этой книге, — радость, печаль, удивление, страх, гнев и
отвращение — обнаруживались в последние тридцать лет каждым исследователем,
пытавшимся составить словарь обозначений эмоций, ассоциируемых с разными
выражениями лица. Существуют и другие эмоции, отображаемые на лице, например
стыд и возбуждение, но они пока исследованы недостаточно основательно. Поскольку
мы покажем, как проявляются на лице не только эти шесть эмоций, но также и
тридцать три их различных сочетания, то в нашей книге будет представлена
достаточно большая часть спектра выражения эмоций на человеческом лице.

«Сказки про эмоции» (Clever, 2019)

В серии «Сказки про эмоции» (какое многообещающее название!) вышли четыре книги для малышей: «Почему я злюсь?», «Почему мне стыдно?», «Почему мне грустно?» и «Почему я завидую?». Очень здорово, что детские писатели хотят говорить с детьми на такие темы, но очень жаль, что у них это пока не получается.

Как и в случае с серией сказок о Мышонке Тиме здесь цели — объяснить ребенку, что с ним происходит и по какой причине — добиться не удалось: ни одна из книг, несмотря на название, не отвечает на вопрос «почему?». И не предлагает какого-то понятного выхода из ситуации (к примеру, зайчонку, который из-за своей торопливости и самонадеянности разбил стеклянную звезду для новогодней елки, на помощь приходит настоящая, всамделишная звезда, и его мама так и остается в неведении о проступке). Более того, эмоции героев то вытесняются, то игнорируются, то обесцениваются (хватит плакать, из-за тебя мы тут ноги промочили!). В общем, задумка очень хорошая, но вот исполнение сильным не назовешь.

Преимущества для проектных менеджеров

Сегодня, когда скорость изменений, происходящих в мире возрастает с каждым годом одновременно с возрастающей сложностью и неопределенностью, вопросы организации эффективной проектной работы как никогда более актуальны. В условиях, когда на успешную реализацию проекта влияют не только и не столько интеллект участников, сколько эффективное общение друг с другом, та самая «сыгранность» коллектива, которая позволяет экономить энергию и время как при стратегических обсуждениях, так и в текущем управлении, контроле, распределении задач. Только эмпатичный коллектив может работать на опережение в условиях неопределенности, так как понимание и координация действий возникают в нужном темпе и ритме. Такие навыки могут быть особенно полезны компаниям, которые наряду с традиционным проектным управлением используют и новые подходы, например agile.

Преимущества для продаж

Существенная часть продаж основана на способности слушать и выявлять истинные потребности клиентов для того, чтобы в итоге обеспечить для них бОльшую полезность. Качественное слушание предполагает как понимание того, что говорится словами, так и считывание того, что подразумевается. Обучение эмоциональным навыкам и компетенциям может помочь специалистам по продажам устанавливать более глубокий контакт, задействуя все пять каналов коммуникации. Некоторые исследования показывают, что продавцы, которые лучше распознают сигналы невербальной коммуникации продают на 20% больше.

Эмоциональный интеллект в переговорах

  • Заказать книгу
  • Роджер Фишер, Даниэль Шапиро
  • 320 страниц
  • Читать, чтобы эффективно использовать эмоции в переговорах

Директор исследовательского проекта по переговорам в Гарварде Роджер Фишер уже придумал универсальный метод ведения переговоров и описал его в своем бестселлере «Переговоры без поражения». Идея первой книги Фишера в том, чтобы найти взаимный интерес сторон, но в острых ситуациях люди не всегда могут мыслить рационально. Часто чувства мешают переговорщикам договориться, поэтому в своей следующей книге Фишер вместе со специалистом по EQ Даниэлем Шапиро рассказывают, как использовать позитивные и негативные эмоции в диалоге.

Насколько точны суждения об эмоциях?

Определения того, какие эмоции выражаются
на данном лице, недостаточно

Важно также выяснить, являются интерпретации наблюдателей
правильными или нет. Когда люди смотрят на чье-то лицо и решают, что этот
человек испуган, то правы они или нет? Являются ли выражения лица точными
отражениями эмоционального опыта? Являются ли впечатления, получаемые при рассмотрении
выражений лица, обычными стереотипами — единодушно выбираемыми, но не всегда
правильными? Для изучения этих вопросов исследователю нужно найти нескольких
людей, которые, как ему известно, имеют конкретный эмоциональный опыт

Он
должен взять фотографии или видеозаписи изображений этих людей и показать их
наблюдателям. Если суждения наблюдателей по поводу выражений лица будут
соответствовать знаниям исследователя об эмоциональном опыте оцениваемого
индивида, то тогда точность оценки не вызывает сомнения.

Большинство
исследований точности оценки выражений лица так или иначе не смогли
предоставить неопровержимых доказательств достоверности полученных результатов,
обычно из-за того, что знания исследователя об эмоциональном опыте оцениваемых
людей были несовершенными. В ходе нашего анализа экспериментов, проведенных за
последние пятьдесят лет, мы действительно нашли логичные и неопровержимые
доказательства возможности получения точных оценок выражения лица. Некоторые из
этих исследований были выполнены непосредственно в нашей лаборатории. В одном
эксперименте были сделаны фотографии людей с психическими заболеваниями в то
время, когда их помещали в психиатрическую лечебницу, а затем еще раз, когда
они приходили в спокойное состояние и готовились к выписке. Эти фотографии показывали
наблюдателям, не проходившим специальной подготовки, и спрашивали их, когда
были сделаны снимки каждого выражения лица — при приеме в лечебницу или при
выписке. Оценки оказались точными. Затем эти же фотографии показывались другой
группе наблюдателей, не предупрежденных, что они видят снимки пациентов психиатрической
лечебницы, и просили этих людей оценить, какими были эмоции пациентов —
приятными или неприятными. И вновь нам удалось получить точные оценки, потому
что выражения лиц пациентов при приеме в лечебницу были признаны более
неприятными, чем выражения тех же лиц при выписке. В следующем исследовании
других наблюдателей просили оценить, насколько приятными или неприятными были
выражения лиц, но показывавшиеся им лица принадлежали психиатрам-практикантам,
проходившим интервью в условиях эмоционального стресса. Не зная, кто есть кто,
наблюдатели оценивали выражения лиц в период стресса как более неприятные, чем
выражения лиц, сфотографированных в не стрессовой фазе интервью. В совершенно
другом эксперименте наблюдателям показывали два фильма о студентах колледжа.
Один фильм был снят в то время, когда студенты смотрели малоприятный фильм о
хирургических операциях, а другой — когда они смотрели приятный фильм о
путешествиях. Наблюдатели смогли точно определить по выражениям лиц студентов,
какой фильм они смотрели.

Все эти
исследования были посвящены изучению спонтанных выражений лица, которые
возникают естественным образом, когда человек не пытается умышленно показать на
своем лице какую-то эмоцию. Но что можно сказать о тех ситуациях, в которых
человек намеренно пытается изобразить на лице какую-то эмоцию, чтобы выглядеть
радостным, разгневанным и т. п.? Во многих исследованиях отмечается, что
наблюдатели могут точно определить, какая эмоция имелась в виду, когда человек
намеренно пытался передать эмоцию с помощью выражения своего лица.

«Чудо» (Манн, Иванов, Фарбер, 2018)

Книга эта хоть и не самая новая, все же без нее трудно представить себе эту подборку. «Чудо» — сказка многослойная. Малышам понравятся иллюстрации, детям постарше — особое, мрачное настроение книги, а родителям — ее притчевый формат.

«Чудо» говорит об инаковости, о страхе перед ней и последствиях этого страха. Очень простой сюжет вполне может помочь вам объяснить ребенку не самые простые вещи.

И читать ее можно с самых малых лет — при этом совсем необязательно, чтобы ребенок сам был участником похожих на описанные в книге событиях (коротко: в зверином селении появляется белый медведь, которого не понимают и не принимают местные жители, но в итоге, когда узнают его историю, приходят ему на помощь), но если вы приведете ему доступный пример из жизни и обсудите смысл сказки, он обязательно запомнит эту историю, и она всплывет у него в памяти в самый подходящий момент.

Как распознать лжеца?

  1. Асимметрия микровыражений (кроме презрения).
  2. Отсутствие работы «надежных» мышц лица. По Экману это те лицевые мышцы, которые трудно задействовать или сдерживать их движение преднамеренно. Например, ученые обнаружили, что менее 12% испытуемых могут контролировать активность мышц лба при выражении грусти.
  3. Временная динамика − скорость реакции, продолжительность (не только микровыражения, но поведения в целом).

Во время лжи появляются:

  • страх обнаружения;
  • азарт;
  • чувство вины.

Оценивать нужно и на других уровнях, выдающих лжеца:

  • голос (высокий/низкий, громкий/тихий);
  • изменения жестикуляции (появление бессознательных эмблем);
  • речь (оговорки, непрямая речь, паузы);
  • плохой сценарий (неточности в рассказе);
  • изменения в автономной нервной системе (частота дыхания, сердечных сокращений, температура рук).

Впечатление, которое производит человек во время знакомства, обычно формируется всего за 10 секунд! За это короткое время мы смотрим на лицо, затем осторожно осматриваем (сверху вниз) всю фигуру и затем снова возвращаемся к лицу. Именно оно лучше всего отражает личность

Исследованиями подтверждено, что лицо является основным центром невербального общения. Оно говорит об истинном позитивном или негативном отношении собеседника к вам или к ситуации, а также подсказывает, как этот человек может действовать в будущем.

Мы не всегда знаем, почему нам кто-то сразу понравился или, наоборот, вызвал отвращение, но руководствуясь инстинктом, интуитивно реагируем на сигналы, посылаемые его телом. Эмоции людей можно сравнить с универсальным способом коммуникации. Даже отправляясь в чужую страну и не зная языка, можно очень точно распознать чувства окружающих по мимике.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector